5.5 Самостоятельная работа студентов

ФИЛОСОФИЯ

№ раздела дисциплины, входящей в данный модуль (см.5.1)

Тема практического занятия

Трудоемкость

(час.)

Модуль 1

1

Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Философия Древнего мира

2

Античная философия

2

Средневековая философия и философия эпохи Возрождения

2

Философия Нового времени

2

Классическая немецкая философия века

2

Основные направления в философии ХIХ-ХХ вв.

2

2

Русская философия

4

Модуль 2

3

Учение о бытии (онтология).

Учение о развитии

2

Познание (гносеология).

Научное познание

2

Учение об обществе

2

Итого

22 часа, в том числе 10 часов практических занятий в активной форме

Вид самостоятельной работы

№ модуля

Трудоёмкость (час)

Самостоятельное изучение теоретического материала

1

4

2

4

Выполнение домашних заданий

1

2

2

2

Написание реферата

(реферат пишется к одному из модулей)

1

2

2

4

Подготовка презентации, вопросов к викторине, разработка кроссворда и т.д.

1

2

2

2

Подготовка конспектов первоисточников

1

4

2

4

Подготовка творческого отчёта по модулю

1

2

2

2

Итого

34 часов

5.6. Активные формы самостоятельной работы студентов.

№ модуля

Вид работы

Трудоёмкость (час.)

1

Изучение философского произведения и с последующей подготовкой конспекта первоисточника

6

1

Знакомство с современной научно-исследовательской статьёй по философской проблематике с последующей аннотацией или отзывом

2

2

Викторина или круглый стол по истории зарубежной и отечественной философии

2

Итого

10

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Оценка качества освоения программы дисциплины «Философия» включает текущий контроль успеваемости, проведение отчётов по темам модулей, защиту рефератов, итоговый зачёт по дисциплине. На кафедре философии и истории созданы фонды оценочных средств, позволяющие проконтролировать характер знаний, умений и навыков и уровень приобретённых компетенций, которые находятся в УМК по дисциплине данного направления бакалавриата.

Каждый модуль содержит теоретические вопросы и практические задания по соответствующему разделу и оценивается в 30 рейтинговых баллов. Таким образом, по результатам аудиторной работы и отчётов по темам модулей максимальное количество рейтинговых баллов, которое может набрать студент, равно 60.

Также студент в течение семестра может получить дополнительно ещё 20 баллов за

  • написание реферата – 5 баллов;
  • выступление с докладом или сообщением по теме семинара– 5 баллов;
  • подготовку презентации – 4 балла;
  • работу в системе Интернет-тренажёра – 6 баллов, которые начисляются:
  • за работу в студенческих режимах «Обучение» и «Самоконтроль» начисляется 0,5 балла за решение каждого варианта (предполагается около 6 компьютерных симуляций) – 3 балла;
  • за каждое контрольное тестирование в преподавательском режиме «Текущий контроль» также начисляется 0,5 балла (планируется 6 компьютерных симуляций) – 3 балла.

Кроме того, предусматривается система поощрительных баллов – всего 20 баллов –

    • за участие студента в научно-исследовательской работе:
  • написание статьи – 3 балла;
  • выступление с докладом на научной студенческой конференции – 3 балла;
    • за посещение культурно-массового учреждения с последующим творческим отчётом – 5 баллов
    • за разработку дополнительных методических материалов (кроссворды, игры, викторины и т.д.) – 3 балла;
    • за подготовку сопроводительных материалов к экскурсии – 2 балла;
    • знакомство с конкретным произведением искусства, характеризующим тот или иной тип культуры – 2 балла;
    • участие в работе кружка – 2 балла.

Таким образом, максимальное число рейтинговых баллов, которое студент может набрать в течение семестра, равно 100.

6.1. Вопросы к экзамену

  1. Философия как специфическая форма общественного сознания. Предмет философии.
  2. Проблема классификации философского знания. Функции философии.
  3. Категории «материя», «пространство» и «время» и их место в философии.
  4. Понятие движения, его сущность и основные формы. Движение и развитие.
  5. Представление о диалектике, её исторические формы. Основные законы диалектики.
  6. Проблема истины в философии
  7. Специфика научного познания, его уровни.
  8. Формы и методы научного познания.
  9. Природа как объект философского анализа. Экологическая проблема.
  10. Общество как объект философского анализа. Объективные и субъективные факторы его развития.
  11. Формационный и цивилизационный подходы к анализу общества.
  12. Социальная структура общества.
  13. Философские учения в Древней Индии и Китая.
  14. Античная философия, её главные проблемы и этапы развития. Философия Сократа.
  15. Философия Платона.
  16. Философия Аристотеля.
  17. Основные этапы развития средневековой патристики. Философия Августина Аврелия.
  18. Схоластика: исторические периоды, основные проблемы и главные течения. Философия Фомы Аквинского.
  19. Философские проблемы эпохи Возрождения. Идеи Н. Кузанского и Д. Бруно.
  20. Френсис Бэкон – основоположник философии Нового времени.
  21. Философия Рене Декарта и её влияние на развитие европейской мысли.
  22. Французский материализм и идеология Просвещения XVIII века.
  23. Теоретическое обоснование агностицизма в философии И. Канта.
  24. Философия Г. Гегеля.
  25. Антропологический материализм Л. Фейербаха.
  26. Философский иррационализм XIX в. Учение А. Шопенгауэра.
  27. Основное содержание “философии жизни” в трудах Ф.Ницше.
  28. Истоки и философские основания позитивизма. Учение О. Конта.
  29. Неопозитивизм и постпозитивизм как варианты сциентистской философии XX века.
  30. Классический психоанализ и неофрейдизм.
  31. Экзистенциализм: направления, представители, основные проблемы.
  32. Русская философия. Периоды развития, основные идеи и особенности.
  33. Философская мысль русского средневековья.
  34. Русская философия XVIII в. – эпохи европеизации и просвещения.
  35. Философские искания западников: основные идеи и представители.
  36. Философские искания славянофилов: основные идеи и представители.
  37. Русский космизм: основные идеи и представители.
  38. Особенности русской религиозной философии. Философия В.С. Соловьёва.
  39. Особенности русской религиозной философии. Философия Н.А. Бердяева.
  40. Развитие диалектико-материалистической философии в СССР.

6.2. Вопросы для самоконтроля (для подготовки к отчётам по модулям) Модуль 1: История философии.

  1. В чем специфика философского способа познания и осмысления мира и человека?
  2. Какова структура философского знания?
  3. Что общего у философии и мифологии, философии и религии, философии и искусства, философии и науки, и в чем их различия?
  4. Исторические этапы развития философии. Их основные характеристики.
  5. Концепция сансары и перевоплощений.
  6. Карма человека и пути освобождения.
  7. Буддизм о страдании-разочаровании и нирване.
  8. Китайская космология: небесные и земные перемены.
  9. Мифология и философия как формы мышления.
  10. В чем особенность античной натурфилософии.
  11. Предмет философии по Сократу. Метод майевтики.
  12. В чем суть учения Платона. Платоновский мир идей. Учение об обществе и государстве.
  13. Аристотель: учение о четырёх первопричинах, учение о душе, учение о государстве, этика.
  14. Библия – источник христианского мировоззрения и европейской философии Средних веков.
  15. Онтологические идеи христианской религии.
  16. Средневековая философия о несовершенстве и богоподобии человека. Этика христианства и теодицея.
  17. Проблема соотношения общего, особенного и единичного в схоластике средневековых мыслителей.
  18. Характерные черты философии эпохи Возрождения.
  19. Значение научного творчества Ньютона для философского знания.
  20. Ф. Бэкон: цель и методы научного познания.
  21. Гносеология и онтология Р. Декарта, Г. Лейбница.
  22. «Опыт о человеческом разумении» Дж. Локка.
  23. Учение об общественном договоре и пути его реализации в Европе ХVII и ХVIII вв.
  24. Значение априорных форм чувственности и рассудка в теории познания И. Канта. И. Кант об антиномиях (противоречиях) чистого разума. Явления и «вещь в себе».
  25. Наукоучение как ядро философии И. Фихте.
  26. Ф. Шеллинг о философии природы и философии искусства.
  27. Гегель – основоположник диалектического метода.
  28. Материалистическое понимание истории в марксизме. Учение об общественно-экономических формациях и социальных революциях. Категориальный аппарат
  29. Понятие «жизнь» в обыденном, научном и философском понимании.
  30. Феноменология Э. Гуссерля о пути развития философии.
  31. Экзистенциализм о свободе человека.
  32. Основные идеи герменевтики.
  33. Постмодернизм как явление культуры и как философское направление.
  34. Историософия и европоцентризм: взгляды П. Чаадаева.
  35. Формирование западничества в русской общественной мысли: М. Бакунин и А. Герцен, А. Хомяков и Н. Данилевский.
  36. Современный аспект противостояния западников и славянофилов.
  37. В. Соловьев, Н. Федоров и Н. Бердяев о смысле истории: общее и различное.
  38. Судьба наследия русской философии в современную эпоху.

Модуль 2: Фундаментальные проблемы философии.

  1. Материалистический и идеалистический подходы в истории онтологии.
  2. Природа как предмет философского осмысления.
  3. Понятие материи. Основные характеристики материи.
  4. Философские вопросы современного естествознания.
  5. Проблема соотношения конечного и бесконечного в физической реальности.
  6. Проблемы человека в истории философии: от древности до современности.
  7. Разный взгляд на человека в разных философских и религиозных системах.
  8. Человек как биосоциокультурная целостность.
  9. Взгляд на человека в философии и психологии: общее и различное.
  10. Духовный мир человека.
  11. Взаимодействие сознания и мышления как ключевая проблема познания.
  12. Понятие истины в классической и неклассической эпистемологии.
  13. Особенности социального познания.
  14. Философия как методология научного познания: от индукции до системного подхода.
  15. Философия истории. Время её возникновения.
  16. Исторический прогресс и его критерии.
  17. Основные концептуальные подходы к изучению истории: стадиальный и циклический.
  18. Три значения термина цивилизация.
  19. Г. Гегель, К. Маркс, А. Тойнби, Х. Ортега-и-Гассет о роли личности и народных масс в истории.
  20. Понятие и системообразующие факторы общества.
  21. Общность и общество. Эволюция социальных систем.
  22. Общественные отношения и противоречия.
  23. Проблемы социальной самоорганизации.
  24. Общественное сознание: его уровни и формы. Чем менталитет отличается от общественной психологии, массового сознания.
  25. Как связаны истина, добро и красота? Может ли быть зло прекрасным?
  26. Диалектика прекрасного и безобразного, смешного и трагического.
  27. Гармония и бытие. Тайна воздействия искусства на человека.
  28. Как связаны истина, добро и красота? Может ли быть зло прекрасным?
  29. Диалектика прекрасного и безобразного, смешного и трагического.
  30. Тайна воздействия искусства на человека.

6.3. Тематика рефератов

  1. Философия – наука или мировоззрение?
  2. Философия как самосознание эпохи. Влияние на исторические судьбы человека и общества.
  3. Формы философии и стили философствования.
  4. Философские аспекты буддизма.
  5. Философия Древнего Китая.
  6. Первые натурфилософские школы древней Греции.
  7. От Пифагора к Платону: становление образа Античного Космоса.
  8. Диалектика Сократа как искусство творческого спора и диалога.
  9. Смысл и значение доказательств бытия Бога в средневековой философии.
  10. Гуманизм и Реформация: сходство и различие философских убеждений.
  11. Полемика эмпириков и рационалистов в философии XVII в.
  12. Философское значение открытий И.Ньютона.
  13. Проблема достоверности научного знания и его границ в философии И.Канта.
  14. Различие между рассудком и разумом у Канта.
  15. Диалектические законы Гегеля
  16. Аполлоновское и дионисийское начала в концепции Ницше.
  17. “Экзистенциализм – это гуманизм” Ж.-П.Сартр.
  18. Проблема языка в философии ХХ века.
  19. Значение учения А.Шопенгауэра для современной западной философии.
  20. Проблема “Восток-Запад-Россия” в трудах русских философов.
  21. П.Я. Чаадаев и его историософская концепция.
  22. Место русской философии в мировой культуре.
  23. Проблема ценностей и ее осмысление в философии.
  24. Общечеловеческие ценности: иллюзия или реальность.
  25. Искусственный интеллект: надежды и возможности реализации.
  26. Сознание и бессознательное.
  27. Наука как явление культуры и основные стадии ее исторического развития.
  28. Техника и технология: прошлое, настоящее, будущее.
  29. Естественные и гуманитарные науки: их особенности и возможности синтеза знаний.
  30. “Ноосфера” и биосфера: общее и специфическое.
  31. Глобальные проблемы: возможные сценарии развития.
  32. Смысложизненное содержание философского знания.
  33. Философия и наука: методологические функции философии по отношению к науке.
  34. Развитие и обоснование методологии естественнонаучного знания в истории философской мысли.
  35. Методологическое значение философии в отечественной и современной психологии.
  36. Философия и проблема метода в современном научном естествознании.
  37. Роль биологии в формировании современной научной картины мира.
  38. Антропосоциогенез как философская и научная проблема.
  39. Философские проблемы современного естествознания.
  40. Философские проблемы гуманитарных наук.
  41. Феноменологический подход в современной психологии.
  42. Аналитическая психология К. Г. Юнга и ее значение для развития психологии ХХ в.
  43. Роль философской методологии в формировании когнитивного подхода в психологии.
  44. Идея бессознательного и психоанализ З. Фрейда в теории и практике современной психологии.
  45. Философский смысл теории ноосферы В. Вернадского.
  46. Философская проблема единства и целостности мира как методологическая основа современного научного естествознания.
  47. Жизнь, ее сущность и общие законы эволюции: философский и естественно-научный подходы.
  48. Философия прагматизма и концепция бихевиоризма в современной психологии.
  49. Проблемы педагогики в истории философии.
  50. Проблема смысла истории в философии ХХ в.
  51. Философские концепции исторического развития.
  52. Идея прогресса в современной философии истории.
  53. Проблемы познания и интерпретации истории в философии XIX – ХХ в.в.
  54. Философия истории Г.Ф. Гегеля в контексте развития исторического мышления.
  55. Философско-методологические принципы современной исторической науки.
  56. Феноменологическая герменевтика в философии истории П. Рикёра.
  57. Структурализм в современной философии культуры.
  58. Теория «языковых игр» Л. Витгеншейна и проблемы современной лингвистики.
  59. Лингвистическая философия и проблемы современной филологии.
  60. Принципы эволюционной эпистемологии в методологии гуманитарных наук.
  61. Развитие идей гуманизма в истории философии.
  62. Современная глобалистика: основные тенденции развития.
  63. Принципы космической этики и развитие экологического сознания как тенденция современного образования.
  64. Развитие представлений о пространстве и времени в европейской философии.
  65. Герменевтика и проблема понимания в философии ХХ века.
  66. Современное научное мышление: нормы доказательности и строения знания.
  67. Экономическая теория К. Маркса в контексте проблем современной экономики.
  68. Философия экзистенциализма: основные идеи и их интерпретация
  69. Основные концепции пространства и времени в истории философии.
  70. Обоснование тождества бытия и мышления в философии Ф. Шеллинга.
  71. Антропосоциогенез как философская  проблема: историко-философский анализ
  72. Современная философская антропология: Основные школы и проблемы.
  73. Проблема смысла истории в философии ХХ в.
  74. Метафизика как раздел философии и метод познания
  75. Эволюция философских представлений о субстанции.
  76. Проблема единства и целостности мира в философии
  77. Философия Платона и неоплатонизм о смысле жизни.
  78. Философия история в средние века.
  79. Человек в философии Августина и Абеляра.
  80. Нормы и методы научного познания.