Самостоятельная работа 3

Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Московский институт современного академического образования»

Федеральный институт повышения квалификации и переподготовки

Факультет дополнительного профессионального образования

по дисциплине: «Специальная психология»

По теме: «Психологическая коррекция в специальной психологии»

Выполнил:

Слушатель факультета ДПО

Андреева А.Ш.

г. Москва, 2016 г.

  1. Назовите специфические особенности коррекционной работы с детьми с задержкой психического развития
  2. Каковы особенности коррекционной работы при дефицитарном развитии?
  3. Как осуществляется коррекционная работа с детьми с ранним детским аутизмом?
  4. Определите место коррекционной работы в системе специального обучения.
  5. Подготовьте материал для проведения коррекционного занятия.
  6. Подготовьте доклад на тему «Система коррекционно-развивающей работы школьного психолога».
  1. Прежде всего, необходимо учитывать, что дети с задержкой психического развития особо нуждаются в постоянно поддерживаемой взрослыми ситуации успеха. Она должна относиться как к предметно-практической деятельности, в которой ребенок смог бы усваивать и переносить способы и навыки в новые ситуации, так и к межличностному взаимодействию. Неразвитость и специфичность коммуникативных потребностей детей с ЗПР требует параллельного ведения и индивидуальной и коллективной работы. Наравне с познавательным, должно идти эмоциональное развитие детей с ЗПР, что обусловлено незрелостью эмоционально-нравственной сферы личности этих детей.

Важным принципом психологической коррекции познавательных процессов и личности детей является учет формы и степени тяжести задержки психического развития.

14 стр., 6851 слов

Анализ проблемы эффективности коррекционного воздействия познавательных психических процессов у детей с общим недоразвитием речи 1 уровня

... работы по развитию познавательных психических процессов у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. 1. Проблема развития познавательных психических процессов у детей дошкольного возраста 1.1 Развитие познавательных психических ... на основе изучения и учета особенностей мыслительной деятельности в организации коррекционной работы с дошкольниками с недоразвитием речи. Если уже в раннем ...

Например, у детей с психологическим инфантилизмом в структуре познавательного дефекта определяющая роль принадлежит недоразвитию мотивационной стороны учебной деятельности. Поэтому психокоррекционный процесс должен быть направлен на развитие познавательных мотивов. У детей с ЗПР церебрально-органического генеза наблюдается тотальное недоразвитие предпосылок интеллекта: зрительно-пространственного восприятия, памяти, внимания. В связи с этим коррекционный процесс должен быть направлен на формирование этих психических процессов, на развитие навыков самоконтроля и регуляции деятельности.

  1. Коррекция дефицитарного развития предполагает собой не только создание благоприятной обстановки для взросления и развития детей с серьезными дефектами слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата.

Это конкретная работа над поведением, которое выражает собой протест, бунт и неудовлетворение ребенка теми или иными дефектами. Осознание своей инаковости и наличия изъянов, имеющих сильное влияние на качество жизни, меняет эмоциональный фон в негативном ключе. А отсутствие полного набора сенсорных стимулов приводит к состоянию депривации, что также пагубно сказывается на общем психическом состоянии. Многие родители ограждают свое чадо от общения со здоровыми детьми, желая максимально долго поддерживать вокруг них иллюзию благополучного существования вне семейной среды. Сталкиваясь с другими сверстниками без дефектов, дети реагируют по-разному в зависимости от своей возрастной категории. Но во всех случаях данное общение будет полезно, т.к. поможет ребенку сформировать определенную модель поведения в обществе и научит его быстрой, адекватной социальной адаптации.

2 стр., 647 слов

Дайтекраткую характеристику особенностей работы с детьми девиантного поведения

... девиантное поведение учащихся. Список литературы: 1. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. - ... развитии ребенка могут быть неблагополучные семьи, определенные стили семейных взаимоотношений, которые ведут к формированию отклоняющегося поведения учащихся ... полная информация о семьях учащихся. Работа с ребенком девиантного поведения или его семьей, как показывает опыт, ...

Плюс, общение способствует овладению большого словарного запаса, конструирует сознание, не позволяя тому застрять на одной определенной точке. А для детей с дефицитарным развитием зоной риска всегда является устойчивое состояние депрессии, склонность к истерии, излишняя экзальтированность вплоть до пресечения границы подросткового возраста. Наблюдая за другими людьми и контактируя с ними, дети сбрасывают часть психологической нагрузки, пытаются выстроить линию собственного поведения, приближенную к норме. Помещая ребенка в естественную среду, где присутствуют такие же дети с аналогичными нарушениями и дети здоровые, родители избавляют свое чадо от излишней гиперопеки. Именно она имеет негативное влияние на развитие и становление личности. Нуждающийся в большей самостоятельности, благодаря гиперопеке он со временем начнет ощущать себя еще более беспомощным, чем есть на самом деле. Общение с другими детьми всех возрастов наоборот укрепит его позиции касаемо уверенности в своей состоятельности. Семья выступает главенствующим исполнителем по части коррекции дефицитарного поведения ребенка. Чтобы чадо нормально развивалось, родителям следует акцентировать внимание на двух вещах: наличие комплексов неполноценности и нежелание идти на контакт со сверстниками. Комплексы негативно влияют на любого человека, а в контексте дефицитарного развития могут разрушить личность как таковую.

Отказ от общения может привести к развитию аутизма, т.к. личности с дефицитарным развитием имеют к нему определенную предрасположенность. Внимание, адекватный уровень заботы и прививание коммуникабельности — залог успешной коррекции.

  1. Оказание коррекционной помощи невозможно без точного определения доступного ребенку уровня взаимодействия с окружением, превышение которого неизбежно вызовет у него уход от возможного контакта, появление нежелательных протестных реакций — негативизма, агрессии или самоагрессии и фиксацию негативного опыта общения.

Основная нагрузка, как физическая, так и психическая в воспитании ребенка ложится на его мать. Механизм привязанности должен быть сформирован именно к матери, именно она должна научиться самостоятельно, управлять поведением малыша, справляться с его состояниями повышенной тревожности, агрессивности. Только она наиболее естественно может наполнить их общие складывающиеся стереотипы бытовой жизни важными для обоих аффективными подробностями.

4 стр., 1549 слов

Коррекционное занятие детей с задержкой психического развития

... развитии интеллектуальной деятельности сочетаются у этой группы с незрелостью эмоционально-волевой сферы. Им необходима систематическая комплексная помощь медика, психолога, дефектолога. КОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ... родов, социальные факторы: педагогическая запущенность, ограниченные эмоциональные контакты с ребенком на ранних этапах развития, двуязычие. ЗПР не передается по наследству, но в ...

Понятно, что в ситуации развития ребенка с серьезными нарушениями эмоционального развития должны быть активно задействованы все его близкие. Необходимость активного участия всех членов семьи родных в воспитании такого ребенка связана с особыми трудностями формирования у него разнообразных форм контакта. Аутичный ребенок может вступать в контакт обычно в жестко стереотипной форме, неукоснительного соблюдения которой он требует от всех не дифференцированно, либо привязывается, как было уже сказано выше, симбиотически только к одному лицу и тогда не допускаются до взаимодействия все остальные. Раннее подключение к контакту с матерью других близких может несколько смягчить эту проблему, сделать взаимодействие с окружающими людьми более разнообразным и гибким.

Другая причина важности подключения других родных — частая необходимость участия, по крайней мере, одновременно двух взрослых для отлаживания у малыша различных форм реагирования. Распределение ролей между ними происходит следующим образом: один берет на себя как бы внешний контакт с ребенком — пытается войти с ним во взаимодействие, спровоцировать его активность, подключиться к его аутостимуляции, поддержать адекватно его спонтанные проявления; второй — активно помогает ребенку войти в это взаимодействие, работая его телом, руками, ногами, вокализируя за него и вместе с ним, оформляя его звуки в нужные по смыслу ситуации слова, эмоционально реагируя за него, поддерживая и усиливая его малейшие намеки на вступление в контакт, изображая их при необходимости.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения пению Содержание

... работу, направленную на развитие творческого воображения детей как на музыкальных занятиях, так и в самостоятельной деятельности. Особенно обратить внимание на развитие вокальных способностей и игре ... ) Создание динамического образа. Музыкальная игра-драматизация по русской народной сказки «Колобок» Высокий уровень – самостоятельное создание двигательного образа, изображение ситуации. Средний ...

Сочетание четкой пространственной организации, расписаний и игровых моментов может заметно облегчить обучение ребенка с ранним детским аутизмом навыкам бытового поведения.

Индивидуальные занятия с ребенком проводятся 2 раза в неделю по 45мин (длительность урока).

Подход директивный. четкая инструкция и выполнение задания до конца. в случае высокой отвлекаемости- многократное возвращение к выполняемому заданию.

рекомендовано:

— Побуждать к речевому диалогу в процессе деятельности:

-Учить планированию действий (формирование алгоритма деятельности);

-Формировать социально — бытовые понятия в процессе речевого сопровождения деятельности;

-Учить задавать вопросы по поводу изучаемых предметов, явлений, процессов.

-Использовать метод экспериментирования. В ходе экспериментальных видов деятельности (рисование, лепка, конструирование и т. д.) развивать последовательность действий, самостоятельный контроль, оценку результата.

-В ходе обучения новому материалу, необходимо использование наглядных опор (схема, рисунок, план и т. д.);

-Коррекция пространственных комплексов (ориентировка на плоскости и в пространстве).

Отрабатывание понимания предлогов;

-Избегать информационной перегрузки. Учитывать возрастные особенности восприятия. Информацию желательно дробить на смысловые абзацы, добиваясь понимания ключевых смысловых объектов.

-Соблюдать чёткость при организации игровой деятельности (склонность к стереотипам можно использовать при формировании необходимых социально- приемлемых стереотипов: выполнение правил, включение в деятельность по инструкции, но, предоставлять свободу в выборе вариантов действий и операций).

5 стр., 2035 слов

Развитие креативного мышления

... (только без фанатизма и риска для здоровья, пожалуйста! 🙂 Другой способ развития креативного мышления — увлечение искусством. Например, игра ... аспектов), но и для самосовершенствования и развития личностив целом. Любое творческое занятие помогает нам обретать личностный смысл и ... совсем уверены, что никто вас не застукает за этим занятием, возьмите карандаш пальцами ног. Можно рисовать или писать ...

-Учить анализировать реальные бытовые ситуации.

  1. Включение детей с ограниченными возможностями здоровья в социум - необходимая потребность любого гуманного общества. Специальная школа нужна для поиска оптимального образовательного маршрута. Дети социализируются не в течение обучения, как при инклюзивной практике (первичная цель — общение), а по результатам обучения (первичная цель — обучение).

    Содержание:

    Введение

    Цели, задачи

    Ход занятия

    1.Организационный момент

    2.Работа по теме занятия

    3.Динамическая пауза

    4.Продолжение работы по теме занятия

    5.Итог занятия

    Анализ занятия

    Список литературы

    Приложения

    Введение

    Оказание своевременной психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (на всех возрастных этапах их индивидуального развития) является наиболее важным направлением современной специальной психологии и коррекционной педагогики.

    Коррекционные занятия, специфически направленные на развитие базовых психических функций детей, приобретают особую значимость в учебном процессе младшей школы. Причиной тому являются психофизиологические особенности младших школьников, а именно то обстоятельство, что в этот период, характеризующийся повышенной сензитивностью, наиболее интенсивно протекает и по существу завершается физиологическое созревание основных мозговых структур. Таким образом, именно на этом этапе возможно наиболее эффективное воздействие на интеллектуальную и личностную сферы ребенка.

    В младших классах специальной (коррекционной) общеобразовательной школы игра является одним из методов и приемов, активно действующим на познавательную деятельность умственно отсталых учащихся. Игра способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, дает возможность воспринимать материал без монотонности и скуки.

    14 стр., 6837 слов

    Метод моделирования на занятиях по развитию речи детей старшего дошкольного возраста

    ... занятия с включением проблемных ситуаций, задач-загадок, какого-либо сказочного или познавательного материала, связанного одним сюжетом, куда вплетаются задания на развитие ... Загадки. Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел.(колобок) Тянут - потянут, вытянуть не могут(репка) Не ... полоскам? (Выбираем желающего). ….будет рассказывать, а все ребята следят по полоскам и помогают. (Один ребенок рассказывает ...

    В форме игрового сказочного путешествия на таких занятиях у умственно отсталых учащихся можно развить: умения слушать и выполнять указания взрослого, умение действовать по предварительно разработанному плану действия, умение анализировать образец и результаты работы и т. д. С помощью игр и упражнений с четко выраженными правилами хорошо поддается тренировке произвольное внимание. Важно, чтобы коррекционное занятие было оснащено специальной наглядностью (картинный, игровой, раздаточный материал).

    Использование развивающих игр и коррекционных занятий в учебном процессе младших школьников оказывает благотворное влияние на развитие не только познавательной, но также и личностно-мотивационной сферы учащихся. Создаваемый на уроках благоприятный эмоциональный фон в немалой степени способствует развитию учебной мотивации, что является необходимым условием успешного протекания всей последующей учебной деятельности.

    Таким образом, подводя итоги выше сказанного, можно подчеркнуть, что в результате проводимых занятий у учащихся повышается самооценка, происходит коррекция психических процессов, совершенствуются умения и навыки, которые помогут дальнейшей успешной адаптации умственно-отсталых детей в обществе.

    Коррекционное занятие по теме: «Развитие познавательных процессов на материале сказки «Колобок».

    Цель: Развитие познавательной активности, целенаправленности мыслительного процесса.

    Задачи:

    Коррекционно-развивающие:

    —  Развитие мелкой моторики;

    —  Развитие зрительного и слухового восприятия, памяти ;

    —  Развитие навыков обобщения и группировки; коррекция внимания,

    мышления;

    —  Развитие речи и мышления.

    Образовательные:

    —  Развитие умения ориентироваться на листе бумаги

    —  Закрепления понятия: вправо-влево, вверх, вниз

    Воспитательные:

    —  Воспитание способности подчинять свои действия инструкции.

    —  Воспитание взаимопонимания, доброжелательного отношения к

    окружающим.

    Этапы занятия:

    1. Организационная часть.

    2. Работа по теме занятия.

    3. Динамическая пауза.

    4. Продолжение работы по теме занятия.

    5. Итог занятия.

    Ход занятия:

    1. Организационный момент.

    Сегодня на занятии у нас гости. Поприветствуем их своей улыбкой. А теперь посмотрим друг на друга, улыбнемся друг другу. Молодцы!

    2. Работа по теме занятия.

    Что за чудо? — Неизвестно, —

    Покатился шар из теста!

    Этим шариком лисица

    На тропинке подкрепится.

    Подрумянен круглый бок, —

    Это вкусный…(колобок!).

    Совершенно верно, ребята. Это — колобок!

    Показываю детям картинку, на которой изображен колобок (Прил. 1).

    Послушаем о нем сказку. (Читается сказка «Колобок»).

    Понравилась вам сказка? Ребята! Давайте вместе с колобком еще раз прокатимся по лесным дорожкам и поможем колобку. Не дадим колобка на съедение лисе.

    Катится колобок по дорожке…

    Спрятался под елкой,

    Как листок, дрожит.

    Глядь — по лесу зайка

    Серенький бежит.

    Показываю картинку с зайчиком.

    Ребята! Чтобы зайчик не съел колобка, мы должны помочь колобку.

    Задание 1. «Нарисуй по точкам» (упражнение на развитие мелкой моторики рук, умения ориентироваться на листе бумаги, навыков устного счёта) (Прил.).

    Ребята! Нарисуйте картинку, соединяя точки по порядку. Скажите: Что получилось?

    А сейчас мы поиграем вместе с зайчиком.

    Игра называется: «Четыре стихии» (развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов).

    Играющие сидят на стульях. Ведущий договаривается с ними, что если он скажет слово «земля», все кладут свои руки на стол, если слово «вода" — все вытягивают руки вперед, слово «воздух" — поднимают руки вверх, слово «огонь" — производят вращение руками. Кто ошибется, считается проигравшим.

    Молодцы, ребята!

    Отправляемся дальше вместе с колобком.

    На собаку он похож.

    Зубы острые, как нож.

    На луну повыл и смолк-

    На охоту вышел … (волк)

    Показываю картинку с волком .

    Ребята! Поможем колобку?..

    Задание 2. «Вспомни и назови» (зрительная память) (Прил.).

    Ребята! В течении 10 сек. Вы смотрите на рисунок. Запоминаете, что на нем нарисовано и по моей команде называете то, что помните.

    (Шесть рис.: цветок, медвежонок, птица, пчела, морковь, яблоко).

    Молодцы, ребята!

    (Слуховая память).

    Читаю стихотворение:

    Хозяйка однажды с базара пришла,

    Хозяйка с базара домой принесла:

    Картошку,

    Капусту,

    Морковку,

    Горох,

    Петрушку и свеклу.

    Ох!..

    Ребята! Постарайтесь вспомнить, какие овощи принесла с базара хозяйка.

    Молодцы, ребята!

    3. Динамическая пауза.

    Устали? Давайте поиграем. Наша игра называется «Пожалуйста».

    Ребята, я буду давать вам задания, вы их будете выполнять только в том случае, если я скажу слово «пожалуйста». Попробуем?..

    Ребята! Встаньте пожалуйста, сядьте… пожалуйста сядьте… пожалуйста поднимите вверх правую руку, а теперь левую… пожалуйста левую… опустите руки… пожалуйста опустите руки… Пожалуйста, встаньте… пожалуйста, подпрыгните на месте один раз… сядьте на место… пожалуйста, сядьте…

    4. Продолжение работы по теме занятия.

    Большой, коричневый, лохматый, Неуклюжий, косолапый, Любит громко пореветь, А зовут его… (медведь).

    Показываю картинку, на которой изображен медведь .

    А тут ему колобок навстречу…

    Ребята! Давайте скорее поможем колобку, пока его не съел медведь.

    Задание 3. «Собери урожай» (развитие навыков обобщения и группировки; коррекция внимания, мышления) (Прил.).

    Ребята! Соберите фрукты в одну корзину, а овощи в другую. Покажите стрелками: что надо класть в одну корзину, что — в другую.

    Задание 4. «Назови порядок событий» (развитие мышления, речи) (Прил.)

    Ребята! Из этих картинок нужно составить рассказ. Назовите последовательность событий, что было сначала, а что потом…

    Молодцы, ребята!

    А сейчас, ребята, выполним упражнение для наших глазок:

    Девочки и мальчики дружно отдыхают, глазками моргают,

    Девочки и мальчики дружно отдыхают, глазки ладонями своими закрывают.

    Девочки и мальчики тихо отдыхают, глазки свои зажмуривают,

    а потом их открывают.

    Глазки отдыхают, веки закрывают,

    Пальчики их гладят и ласкают.

    Мы немного отдохнули, и снова отправляемся в путь вместе с колобком.

    Вот так рыжая плутовка, След свой заметает ловко! Кур таскать большая мастерица, А зовут её… (лисица)

    Показываю картинку, на которой изображена лиса.

    Ребята, что же делать, как помочь колобку?

    Выполнить задание.

    Задание 5. Пространственная ориентировка (Прил.)

    Расскажите, как колобок катился по дороге, используя слова: «вперед», «направо», «налево», «вверх», «вниз». Проведите линию посередине дорожки, не отрывая карандаш от бумаги.

    Задание 6.

    Учимся логически мыслить:

    1.Бабушка связала внукам 6 носочков. Сколько внуков у бабушки?

    2.Сколько ушей у 3 мышей? А лапок? А хвостиков?

    3.А что нужно сделать колобку, чтобы его не съела лиса?

    Молодцы, ребята!

    5. Итог занятия

    Вот вы и помогли колобку не попасть лисе на обед.

    Как вы думаете, колобку понравилось то, как вы ему помогали?

    А, что больше всего понравилось вам?

    А теперь посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу.

    Молодцы. Спасибо вам, ребята.

    Анализ занятия.

    Коррекционное занятие по теме: «Развитие познавательных процессов на материале сказки «Колобок» проводилось с учащимися 3 класса коррекционной школы 8 вида.

    Работа учащихся на данном занятии проводилась через игровую деятельность (сказочное путешествие).

    При проведении занятия были использованы красочные картинки, на которых изображены герои сказки. Для удобства выполнения заданий использовались индивидуальные карточки. Задания подбирались с учетом уровня знаний и возрастных особенностей школьников. В ходе занятия учитывались особенности класса и каждого учащегося в отдельности.

    Работоспособность учащихся обеспечивалась охранительным режимом, игровой деятельностью, чередованием заданий по степени сложности. Динамическая пауза помогла ребятам не только отдохнуть, но и развить внимание. Использование на занятии таких приемов, как поощрение учащихся в форме похвалы, одобрения, создание ситуации успеха, ситуации взаимопомощи позволило заинтересовать ребят, вовлечь их в активную деятельность.

    На занятии была создана творческая, рабочая атмосфера. Считаю, что занятие удалось. Цели и задачи, поставленные перед началом занятия, полностью решены.

    Список литературы.

    1. Истратова О. Н. «Практикум по детской психокоррекции: Игры, упражнения, техники». — Ростов-на-Дону «Феникс», 2008.
    2. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками //Под ред. Битяновой М. Р. — ПИТЕР, 2002.
    3. Катаева Л.И. «Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе», 2005 г.
    4. Семенака С.И. «Социально-психологическая адаптация ребёнка в обществе», 2006 г.
    5. Тукачёва С. «Коррекционно-развивающие занятия 3−4 класс», 2004 г.
    6. Шарохина В.Л. «Коррекционно-развивающие занятия в старшей группе», 2005 г.

    Интернет-ресурсы

    1. Газета «Школьный психолог»
    2. Журнал «Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии» www.schoolpress.ru jornal issues/razvitie/index.php
    3. «Мир Психологии» — psychology.net.ru
    4. «Педагогическая библиотека» —
    5. «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» — http:// festival. I september.ru

    Приложения:

    Задание 1:

    Задание 2:

    Задание 3:

    Задание 4:

      Коррекционно-развивающая работа — это дополнительная к основному образовательному процессу деятельность, способствующая более эффективному развитию ребенка, раскрытию и реализации его способностей в различных сферах. Эта работа не подменяет собой обучение ребенка с особыми образовательными потребностями, которое тоже носит коррекционно-развивающий характер, а включена в психолого-медико-педагогическое сопровождение ребенка в образовательном процессе.

      Цель данного направления работы — создание условий для коррекционно-развивающей поддержки всем нуждающимся учащимся через оказание услуг или направление к соответствующим специалистам.

      Особенности коррекционно-развивающей работы:

      создание положительной психологической атмосферы;

      задания выполняются в игровой форме;

      отметки не ставятся, хотя отслеживание результатов развития ребёнка ведётся на каждом занятии;

      для достижения развивающего эффекта, необходимо неоднократное выполнение заданий обучающимися, но на более высоком уровне трудности.

      Занятия по коррекции дефектов в развитии проходят в индивидуальной или групповой форме. На каждом занятии создаются ситуации успеха и похвалы, способствующие повышению учебной мотивации и самооценки обучающихся, обеспечивается щадящий режим и дифференцированный подход. Уроки строятся с учётом индивидуальных особенностей детей.

      В коррекционно-развивающей работе значительное место занимает психологическая и педагогическая коррекция.

      Главная функция психокоррекции — определение условий, наиболее благоприятствующих правильному формированию личности ребенка.

      Психокоррекционные мероприятия становятся ведущими в случаях, когда речь идет о первичной профилактике школьной и социальной дезадаптации детей, у которых индивидуально-психологические и нейрофизиологические особенности требуют специального подхода. Особое направление психологической коррекции — это развитие познавательной деятельности профилактика и устранение нарушений, препятствующих нормальному развитию. Здесь психологическая коррекция тесно переплетается с педагогической коррекцией.

      Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с воспитанниками школы ориентирована на познавательную, эмоционально-личностную и социальную сферу жизни и самосознание детей. Педагогом-психологом составляются и апробируются коррекционные программы, включающие в себя следующие блоки: коррекция сенсорно-перцептивной и познавательной деятельности, эмоционального развития ребенка в целом, поведения детей и подростков, личностного развития в целом и отдельных его аспектов. Продолжительность и интенсивность работы по программам определяется допустимыми для конкретного ребенка (или группы детей) нагрузками, а также тяжестью состояния ребенка и его возрастом.

      Психологическая коррекция — активное воздействие на процесс формирования личности в детском возрасте и сохранение ее индивидуальности, осуществляемое на основе совместной деятельности педагогов-психологов, дефектологов, логопедов, врачей, социальных педагогов и других специалистов.

      Под «личностью» понимают:

      1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности («лицо» — в широком смысле слова) или

      2) устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.

      Цели коррекционно-развивающей работы с детьми определяются пониманием закономерностей психического развития ребенка как активного деятельного процесса, реализуемого в сотрудничестве с взрослым.

      На этом основании выделяют три основных направления и области постановки коррекционных целей:

      1. Оптимизация социальной ситуации развития

      2. Развитие видов деятельности ребенка.

      3. Формирование возрастно-психологических новообразований.

      Психическое развитие — это процесс возникновения и становления у ребенка духовных новообразований, в основе которого лежит творческое, деятельное освоение им общественно-исторического опыта человечества. Закономерности и механизмы этого процесса изучаются специальной научной дисциплиной — детской психологией.

      В рамках данного направления педагог-психолог на основании собственных наблюдений, а также наблюдений классных руководителей, педагогов-предметников, педагога социального, родителей, а также на основании результатов диагностических мероприятий выделяет группы детей, нуждающихся в коррекционной поддержке.

      Педагог-психолог мотивирует учащихся и их родителей на посещение коррекционных мероприятий. Включение учащихся в коррекционные группы возможно только с разрешения родителей или лиц, их замещающих.

      Педагог-психолог располагает сведениями об учреждениях, организациях и специалистах, оказывающих специальные медицинские, психологические, психотерапевтические услуги. Направляет учащихся на консультации или в коррекционные группы, работающие в региональных центрах, в том числе социально-педагогических, центрах внешкольной работы, центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации и т. д. Поддерживает связь с ведущими коррекционных групп, собирает информацию о происходящих изменениях (ведет учет, базу данных).

      На основании рекомендаций, полученных от ведущих групп, формулирует систему мер для педагогов и классных руководителей с целью поддержки результатов коррекционной работы с учеником. При отсутствии возможности оказания ребенку психологической коррекционно-развивающей помощи в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР) (например, в силу территориальной удаленности) специалисты данного центра составляют совместно с педагогом-психологом школы развернутую коррекционно-развивающую программу, оказывают методическую помощь.

      Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога в школе ориентирована на коррекцию межличностных отношений в классах, содействие преодолению кризисных периодов в жизни учащихся (например, переход в среднюю школу, в профильные классы, вступление в подростковый возраст, подготовка к сдаче экзаменов и т. п.) через систему больших психологических игр, малых тренингов с коллективами классов.

      Психолог организует коррекционно-развивающую работу в виде факультативов, кружков, клубов, в рамках часов школьного компонента.

      Основная роль в коррекции познавательной сферы учащихся младших классов, имеющих трудности в обучении, принадлежит школьным логопедам и дефектологам.

      Значимым направлением развивающей работы педагога-психолога является помощь старшеклассникам в определении их жизненных планов, в прояснении временной перспективы, в профессиональном и личностном самоопределении.

      Коррекционная работа с детьми школьного возраста имеет ряд специфических особенностей. В первую очередь это связано:

      1) с изменением социального статуса ребенка: из дошкольника он превращается в ученика;

      2) со сменой ведущей деятельности: главной становится учебная деятельность;

      3) с расширением межличностных связей и изменением социального окружения;

      4) с формированием оптимального уровня активности, произвольности;

      5) с изменением эмоциональной сферы, в связи с адаптацией к школьным требованиям.

      Социальный статус — это положение человека в обществе, занимаемое им в соответствии с возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением. Это определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей.

      Основные структурные компоненты коррекционной работы делятся на два блока… 1 блок 2 блок

      Мотивационно-целевой блок. Необходимыми условиями организации деятельности ребенка являются четкое выделение поставленной цели, принятие и осознание ее ребенком. Основными требованиями к выделению цели выступают: · представление цели по возможности в объективированной форме в виде образца продукта (результата) действия · словесное описание требуемых характеристик продукта на понятном ребенку языке. Для обеспечения переноса успехов, достигнутых ребенком на коррекционных занятиях, необходимо поощрять самостоятельную активность и инициативность ребенка вне ситуации занятий.

      Операционно-регулятивный блок. Он включает планирование и контроль Коррекция неумения планировать свою деятельность предполагает решение двух задач — формирование умения планировать деятельность по содержанию и во времени. Контроль, выступающий в «организованной» деятельности как самоконтроль, предполагает соотнесение выполняемых действий и их результатов с заданным образцом.

      Особое внимание в коррекционной работе с детьми должно уделяться ближайшему социальному окружению ребенка, в частности, его родителям. Важной задачей консультанта являются снятие чувства тревоги у близких ребенка, опасений за него и одновременно углубление понимания его трудностей, усиление чувствительности к потребностям ребенка. Взаимодействие психолога с родителями имеет своей главной целью достижение возможно более глубокого, разностороннего и объективного понимания проблем ребенка, его личности в целом.

      В тех случаях, когда в населенном пункте отсутствуют учреждения и организации, оказывающие специализированную психологическую помощь, и невозможно осуществить диспетчерскую функцию, педагог-психолог ведет коррекционные группы, в том числе психотерапевтической направленности

      Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

      Отправить запрос

      Adblock
      detector