Развитие сохраннных анализаторов

Развитие сохранных анализаторов у детей с нарушениями зрения.

Зрительная система развивается в тесном взаимодействии с другими сенсорными

системами. Наибольшее значение имеет связь зрения с осязательным и слуховым

восприятием. Выпадение или нарушение функций зрения, играющих у нормально

видящих людей ведущую роль, выдвигает у слабовидящих на первый план другие

анализаторы. В зависимости от характера объекта то один, то другой анализатор,

функционируя совместно с остальными, может выдвигаться на первый план.

Взаимно дополняя друг друга, слуховые, кожные, обонятельные, вибрационные и

зрительные ощущения подробно информируют ребенка об окружающем. Ребѐнку с

нарушениями зрения, в отличие от нормально видящего ребѐнка, недостаточно

лишь зрительно наблюдать предмет. Для создания целостного образа предмета

необходимо подключение всех сохранных анализаторов. Восприятие предмета с

помощью разнообразных органов чувств (осязание, обоняние, слух, вкусовые

ощущения) даѐт более полное и правильное представление о предметах.

Целостное восприятие предметов обеспечивает накопление жизненного опыта,

так как образы воспринимаемых предметов сохраняются в памяти и руководят

дальнейшим восприятием окружающего мира. Глаз и другие органы чувств

воспринимают похожие предметы более ускоренно, в соответствии с жизненными

задачами. Это необходимо для успешного обучения ребѐнка в школе.

Известно, что в дошкольный период освоение мира ребенком осуществляется

через сенсорно-эмоциональные и чувственно-практические способы познания, так

как логика познания мира дошкольников выстраивается в цепочку желание –

чувство – мысль. Познавательная деятельность должна строиться так, чтобы

активизировались личностные мироощущения, и накапливался личный опыт

проживания.

А при нарушенном зрении активизируется деятельность сохранных

анализаторов, повышается острота восприятия сохранившихся видов

чувствительности (слуховой, тактильной, температурной, мышечно суставной).

В

свою очередь, совместное использование частичного зрения, слуха осязания,

обоняния дает значительно лучшие результаты при узнавании любого предмета.

Активная тренировка сохранных анализаторов компенсирует недостатки зрения в процессе познания окружающего мира, когда дети уверенно двигаются в

пространстве, делают меньше ошибок при узнавании предметов, быстрее

27 стр., 13157 слов

Предмет социальной психологии. Существует 4 точки зрения, лежащие ...

... их специфику в связи с системой социальных взаимодействий. С этой точки зрения предметом исследования является человек среди людей. Если и рассматриваются индивидуальные особенности субъекта, ... наряду с перечисленными отдельно выделяются и другие функции: организация совместной деятельности; познание людьми друг друга; формирование и развитие межличностных отношений   Общение невозможно ...

адаптируются в незнакомом месте. Необходимо помнить, что процесс компенсации

за счет включения сохранных анализаторов спонтанно не происходит .В работе с

детьми с нарушением зрения следует учитывать, что наиболее успешно ребенок

познает окружающий мир на основе знакомства с реальными предметами, а затем

уже на макетах, муляжах и иллюстративном материале.

Огромное значение в развитии мыслительных процессов у детей со зрительной

патологией имеет руководство их деятельностью педагогом, ее направление и

стимуляция. Педагог руководит зрительным восприятием детей, учит их выделять в

окружающем все признаки, которые можно познать не только с помощью зрения, но

и всех сохранных анализаторов (осязания, слуха, обоняния, вкусовой, тактильной,

температурной чувствительности).

Эта способность необычайно важна для детей с

патологией зрения, она значительно обогащает их представления об окружающем

мире.

Задача педагога – сделать восприятие окружающего мира целенаправленным и

осознанным. Ребятам дают следующие установки: «Посмотри внимательно»,

«Послушай…», «Потрогай, пощупай, попробуй», «Понюхай…», «Почувствуй…»,

«Ощути…» (восприятие температурных изменений, дождя, снега, воды и т.д.).

Задают следующие вопросы: «Что ты видишь вокруг?», «Что ты видишь далеко от

себя, близко, рядом с собой?», «какие звуки ты слышишь?», «Какие запахи

ощущаешь?» и т.д.

Педагог дает задания и проводит игры в зависимости от постановки задачи:

Найди одинаковые по цвету (форме) листья, плоды, фрукты,

овощи;

Подбери одинаковые по форме по форме предметы (ведерки, кубики

и т.д.); Найди предметы одинаковой формы , цвета, величины;

Найди самое высокое, низкое дерево;

Найди спрятанную игрушку, свой домик;

Бегите вместе, кто быстрее добежит до домика;

Слушай, что звучит;

Расскажи, какая погода.

Опиши признаки осени, зимы, весны, лета.

Педагог предлагает детям игры на имитацию движений птиц, животных,

транспорта, сюжетно-ролевые игры и т.д.

Терпеливое, доброжелательное, положительное эмоциональное отношение

педагога к детям способствует устойчивому интересу к игровой, трудовой, учебной

деятельности, активизирует познавательную деятельность ребенка, развивает

познавательную сферу — наглядное и логическое мышление, произвольное внимание

и восприятие, память, творческое воображение.

Только организованная коррекционно-воспитательная работа по развитию

ранней сенсорной сферы детей с нарушением зрения обусловливает положительный

результат в процессе познания окружающего мира.Игры для развития сохранных анализаторов у детей с нарушением

5 стр., 2086 слов

Игра в работе педагога-психолога: "Мы едем, едем, едем"

... с участниками театр – экспромт.   5-10 минут Игра “ах, театр” Время игры: 1,5 часа Возможности игры: игра разработана для детей в возрасте 9 – 14 лет. Проводится для сплочения ... виде анкеты (см. Приложение 2) Игра “рекламное агентство” Время игры: 1 час 15 минут – 1 час 30 минут. Возможности игры: игра разработана для детей в возрасте 10 – 15 лет. ...

зрения. («Обоняние и вкус»)

Восприятие вкуса

«Заколдованные порошки»

Дидактическая задача: учить детей определять вкус, активизировать

представления детей о значении языка в ощущении вкуса.

Материал: 3 подноса, розетки (кол-во детей X 3), перемолотые в пудру соль,

сахар, лимонная кислота.

Ход игры: Перед детьми 3 разноса с розетками. В розетках белый порошок

(одинаковый на вид).

Педагог: «Что вы видите на разносах? (ответы детей).

Это не простые порошки,

а заколдованные. Злой волшебник все продукты превратил в одинаковые

порошки. Поможете мне расколдовать их? Они расколдуются, если вы

угадаете, какие продукты здесь заколдованы. Как это можно узнать? (ответы

детей).

С неизвестными веществами надо обращаться очень осторожно. Даже

трогать, нюхать их бывает опасно. Но мы знаем, что эти порошки съедобные.

Вы правы, чтобы узнать, какие продукты здесь заколдованы, их можно

попробовать языком и узнать их вкус. (Педагог предлагает детям розетки с

первого разноса).

Какой порошок на вкус?»

Дети: «Сладкий».

Педагог: «Закройте глаза и представьте что-нибудь сладкое. Чтобы злые чары

рухнули надо нарисовать то, что вы представили. Чем больше сладких

продуктов вы нарисуете, тем лучше».

Дети рисуют. Педагог индивидуально беседует о том, что рисуют дети.

Аналогично проводится проба порошка на 2-ом разносе (кислый), на 3-ем

разносе (соленый).

Заключительные вопросы:

— Что мы определяли, когда пробовали порошок? (Педагог помогает сделать

вывод, что дети определяли вкус порошка)

— Какой помощник вам помогал определить вкус?

« Угадай на вкус»

Дидактическая задача: учить детей угадывать пищу на вкус (не глядя на нее)

Материал: Кусочки разной пищи (от 3-5 до 10-12 контрастных по вкусу

продуктов), ложечки (по количеству детей)

Ход игры: Педагог предлагает ребенку определить на вкус разные продукты.

Для этого он кладет ребенку в рот по очереди маленькие кусочки разной пищи.

Целесообразно побеседовать с детьми о том, по каким особенностям они

различали вкус пищи.

«Веселое чаепитие»

Дидактическая задача: познакомить детей с зависимостью вкусовых ощущений

от температуры продукта

Материал: горячий (не обжигающий) и теплый чай с одинаковым количеством сахара. Куклы: Мальвина, Буратино.

Ход игры: Мальвина приглашает детей попить чай. Но вот беда, она не знает,

положил ли Буратино уже сахар в чай и всем ли одинаковое количество сахара

он положил. Как узнать? (Попробовать чай).

Дети пробуют горячий и теплый

чай. Они определяют, что сахар Буратино уже положил, т.е. чай сладкий.

Теплый чай кажется слаще, чем горячий. Приходит Буратино. Мальвина

спрашивает у него, правильно ли дети определили. Буратино сообщает, что он

клал одинаковое количество сахара. Мальвина удивлена, почему же дети

ошиблись. Педагог рассуждает с детьми и помогает детям сделать вывод о том,

что вкус зависит от температуры продукта. И человек лучше чувствует вкус

теплых продуктов, чем горячих.

7 стр., 3238 слов

ОПЫТНО ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА У ...

... процесса 27 2.3 Анализ результатов опытно - поисковой работы по формированию эстетического вкуса у детей младшего школьного возраста 42 ВЫВОДЫ 50 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 55 ... в детское творчество начало привлекать к себе внимание ученых всех направлений: психологов, педагогов, искусствоведов. Это было обусловлено развитием науки и культуры, возникновением нового направления ...

«Какое яблоко слаще?»

Дидактическая задача: учить детей различать вкус продуктов. Дать знания том,

что вкусовые ощущения зависят от последовательности приема пищи разного

вкуса.

Материал: яблоко, аскорбиновая кислота (лимон).

Ход: Педагог предлагает детям узнать на вкус, чем он угостит их. Дает детям

попробовать небольшой кусочек яблока, затем лимон (можно аскорбиновую

кислоту — витаминку), затем снова яблоко. Дети отгадывают. Педагог

спрашивает: «Какое яблоко было слаще? Первое или второе?»

Детям кажется, что второе яблоко было слаще. Педагог сообщает детям, что он

угощал их одним и тем же яблоком. Почему же им показалось, что второе

яблоко слаще? Помогает сделать вывод о том, что вкус зависит от

последовательности приема пищи разного вкуса. Если после кислого съесть

что-нибудь сладкое, то оно покажется слаще, чем обычно.

«Волшебная вода»

Дидактическая задача: учить детей различать вкус продуктов. Дать знания том,

что вкусовые ощущения зависят от последовательности приема пищи разного

вкуса.

Материал: у каждого ребенка: стакан с соленой, сладкий и простой водой

(контраст должен быть незначительным), соломка для коктейлей, три метки

разного цвета

Ход: Педагог предлагает детям поиграть в дегустаторов и продегустировать

воду. Перед каждым ребенком стакан со сладкой и простой водой. Дети через

соломку пробуют воду и определяют ее вкус. Педагог предлагает на стакан с

простой водой наклеить синюю метку, со сладкой — красную. Затем ставит для

дегустации стакан с соленой водой. Просит определить вкус и наклеить

зеленую метку. Затем педагог предлагает детям с закрытыми глазами

определить на вкус, из какого стакана они пробуют воду (ставит соломки детей

в стакан с простой водой).

Многим детям кажется, что вода в стакане сладкая.

Почему? Педагог помогает детям сделать вывод о том, что вкус зависит от

последовательности приема пищи разного вкуса. После соленой воды даже

простая вода кажется сладкой, а сладкая кажется еще слаще.Восприятие запаха

«Узнай по запаху»

Дидактическая задача: учить детей различать запахи, развивать обоняние.

Материал: коробочки с различным наполнением, например: шоколад,

апельсиновые корки, горелая спичка, зубная паста, мыло и т.д.

Ход: Педагог предлагает ребенку закрыть глаза и, понюхав, определить, что

лежит в коробочке. Можно предложить ребенку нарисовать предмет, который

имеет такой запах.

«Подбери пару»

Дидактическая задача: учить детей различать запахи, развивать обоняние.

Материал: 8 баночек с различным наполнением, например: 2 баночки с мятой, 2

баночки с чаем, 2 баночки с гвоздикой, 2 баночки с ванилью. На дно баночек

приклеены метки. У баночек с одинаковым наполнением — метки одинаковые. В

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... активно воздействовать на развитие воображения, которое составляет основу творческой способности. Педагоги оценивают проявление творческих способностей в пении, ритмике, игре на ... способностей дошкольников, установить закономерности; - провести диагностику музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ основой исследования послужили концептуальные подходы к ...

крышках баночек необходимо сделать 5-6 дырок. В качестве баночек можно

использовать емкости для специй.

Ход: Баночки находятся в 2-х контейнерах слева и справа от ребенка. Педагог

предлагает ребенку подобрать каждой баночке пару и показывает способ

выполнения задания: берет баночку из контейнера слева, нюхает ее, ставит

перед собой, по очереди нюхает баночки из контейнера справа, подбирает с

таким же запахом и ставит рядом с баночкой из контейнера слева. Затем

педагог предлагает ребенку самому продолжить подбирать пары. Выполнив

задание, ребенок может себя проверит, сравнив метки на дне баночек. В

дальнейшем ребенок может играть в эту игру без участия взрослого