Развитие творческого воображения детей дошкольного возраста

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы изучения воображения детей дошкольного возраста 5

1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития творческого воображения детей дошкольного возраста 5

1.2 Особенности развития творческого воображения в дошкольном возрасте 14

1.3 Методы развития творческого воображения детей в ДОУ 21

Глава 2. Практико-ориентированный материал по теме: «Развитие творческого воображения детей дошкольного возраста» 32

2.1 Обоснование критериев и методов проверки гипотезы 32

2.2 Практический материал для реализации гипотезы. 45

Заключение 63

Библиографический список 64

Введение

В последнее время в нашем обществе все более остро встает вопрос о воспитании творческой личности. В связи с этим возникает особая необходимость в изучении развития творческих способностей детей, начиная с дошкольного возраста.

Психологи доказали, что воображение широко включено в творческую деятельность человека на различных этапах его жизни. Особенно значимым становится выявление специфики воображения, закономерностей его развития и становления при изучении дошкольного возраста, так как именно в этот период, как указывал Л.С. Выготский, закладываются основы развития данного процесса. На значение воображения, фантазии в жизни ребенка указывали практически все психологи, изучавшие онтогенез психического развития. Некоторые из них (В. Штерн, Д. Дьюи) утверждали, что воображение ребенка богаче воображения взрослого, другие (Л.С.Выготский, С.Л. Рубинштейн) указывали на относительность детского воображения, которое можно оценивать только в сравнении с темпом развития других психических процессов.[9] К.Д.Ушинский, писал: «Воображение ребенка и беднее, и слабее, и однообразнее, чем у взрослого человека, и не заключает в себе ничего поэтического, так как эстетическое чувство развивается позже других, но дело в том, что и слабенькое детское воображение имеет такую власть над слабой и еще неорганизованной душой дитяти, какого не может иметь развитое воображение взрослого человека над его развитой душой».

Изучением воображения и в частности развития воображения детей дошкольного возраста занимались следующие исследователи: О.М. Дьяченко, Л.С. Выготский, Р.С. Немов, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, С.Л. Рубинштейн, Л.А. Вернер.

19 стр., 9404 слов

Психологические особенности детей с задержкой психического развития ...

... формирование навыков опрятности, самостоятельности. При этом обычно задержка психического развития диагностируется специалистами у детей к окончанию дошкольного возраста или лишь при поступлении в школу. Наиболее наглядно она проявляется ...

Формирование и развитие воображения в творческой деятельности — наименее разработанный вопрос психологической науки, нуждающийся в тщательном опытном исследовании.

Все это и обусловило актуальность темы исследования: «Развитие творческого воображения детей дошкольного возраста».

Цель исследования: теоретически обосновать эффективность методов развития творческого воображения детей дошкольного возраста.

Объект исследования: процесс развития творческого воображения детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: методы РТВ и ТРИЗ в развитии творческого воображения детей дошкольного возраста.

Гипотеза нашего исследования — развитие творческого воображения детей дошкольного возраста будет эффективно при следующем условии: освоении детьми приемов фантазирования.

Задачи исследования:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развитие воображения детей в ДОУ.

2. Изучить особенности развития воображения в дошкольном возрасте.

3. Определить эффективность методов развития творческого воображения детей дошкольного возраста.

4. Выявить критерии проверки гипотезы.

5. Подобрать практико-ориентированный материал для проверки и реализации гипотезы.

Глава 1. Теоретические основы изучения воображения детей дошкольного возраста

1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития творческого воображения детей дошкольного возраста

«Философская энциклопедия» определяет воображение как психическую деятельность, заключающуюся в осознании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом непосредственно не воспринимающихся человеком в действительности. Многие исследователи отмечают, что воображение есть процесс создания новых образов в наглядном плане. Эта тенденция относит воображение к формам чувственного материала. Природу воображения составляет синтез, единство логического и чувственного.

Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед дошкольными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что, в свою очередь, требует совершенствования учебно-воспитательного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов. Проблема развития творческого воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом.

Рассмотрим проблему развития воображения детей дошкольного возраста.

В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения. Как показали исследования Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, Е. И. Игнатьева, Л. С. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, В. А. Крутецкого и др., воображение не только выступает предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, т. е. в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в ДОУ.

2 стр., 541 слов

Работа на тему: «Особенности развития познавательных процессов ...

... младших дошкольников. Объект исследования – воображение как познавательный процесс дошкольника младшего возраста. Предмет исследования – развитие воображения как познавательного процесса в творческой игровой деятельности ребенка младшего дошкольного возраста. Таким образом, интересные игры создают ...

Понятие творческого воображения в психологической литературе рассматривалось многими учеными. Большинство психологов отмечают, что воображение является очень сложным процессом. Теплов Б.М. характеризовал творческое воображение, как «самостоятельное создание новых образов, включённое в процесс творческой деятельности, т. е. деятельности, дающей в результате оригинальные и ценные продукты. Таково воображение писателя, художника, композитора, учёного, изобретателя и т. д.».

Деятельность человека, результатом которой является не воспроизведение имевшихся в его опыте впечатлений и действий, а создание новых образов или действий, принадлежит к творческой деятельности. Мозг есть не только орган, сохраняющий и воспроизводящий наш прежний опыт, он есть также орган комбинирующий, творчески перерабатывающий и создающий из элементов этого прежнего опыта новые положения и новое поведение. Если бы деятельность человека ограничивалась одним воспроизведением старого, то человек был бы существом, обращенным только к прошлому, и умел бы приспосабливаться к будущему лишь постольку, поскольку он воспроизводит это прошлое. Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее.

Воображение — это создание нового в результате переработки прошлого опыта.[1] Никакая творческая деятельность невозможна без фантазии. Творчество — сложный процесс, связанный с характером, интересами, способностями личности.[2] Воображение является его фокусом, центром. Новый продукт, получаемый личностью, в творчестве может быть объективно новым ( т.е. социально значимым открытием) и субъективно новым ( т.е. открытием для себя).

У детей — продукты творчества второго рода. Хотя это не исключает возможность создания детьми объективно новых открытий.

Все дети, особенно старшие дошкольники, любят заниматься искусством. Они с увлечением поют и танцуют, лепят и рисуют, сочиняют музыку и сказки, занимаются народными ремеслами и т.д. Творчество делает жизнь ребенка богаче, полнее, радостнее. Дети способны заниматься творчеством не только независимо от места и времени, но, самое главное, независимо от личностных комплексов. Взрослый человек, часто критически оценивая свои творческие способности, стесняется их проявлять. Дети, в отличие от взрослых, способны искренне проявлять себя в художественной, музыкальной, литературно-творческой деятельности. Они с удовольствием выступают на сцене, участвуют в концертах, конкурсах, выставках и викторинах.

Воображение как ведущий компонент творческой деятельности детей, как ведущее психическое новообразование дошкольника широко представлено в работах отечественных психологов, таких как Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, С. Л. Рубинштейн.

Психологические исследования убедительно доказывают, что воображение выступает доминирующим психическим процессом, характеризующим творческую деятельность ребенка. Поэтому, говоря о творческой деятельности дошкольника мы, в первую очередь, имеем в виду психическую деятельность воображения ребенка.

5 стр., 2472 слов

Раздел 2. Особенности применения психолого-педагогических диагностик ...

... строил образ события, реализующий его замы­сел. Каждый из способов соответствует определенной стадии изобразитель­ной деятельности детей. Критерии определения уровней развитости образного (невербального) компонента воображения для ... на рисунке объемность всех или отдельных частей объекта действительности. Для изо­бражения человека - это толщина тела, рук, ног, шеи и т.п. Дополнительно (как ...

В современной психологии существует представление о воображении, как о психическом процессе создания образов предметов, ситуаций, обстоятельств путем приведения имеющихся у человека знаний в новое сочетание.

Выделены виды воображения:

· непроизвольное или пассивное (сновидения, грезы, галлюцинации (слуховые и зрительные));

· произвольное или активное воображение (воссоздающие или репродуктивное и творческое).

Установлено, что воображение развивается в дошкольном возрасте.

К сожалению, на сегодняшний день нет методик, диагностирующих функциональные механизмы воображения. Для большинства используемых методик диагностики операционных механизмов не определены границы возрастных норм.

Это составляет объективную трудность изучения данной сферы психики и использования имеющихся результатов в процессе организации деятельности дошкольников.

Воображение, как и остальные психические функции, является отражением окружающей действительности, оно социально по своей природе и имеет основные предпосылки для развития в дошкольном детстве.

[2]Л.С. Выготский подчеркивал, что воображение ребенка не проявляется в игре, являющейся следствием и выражением специфики его особых структур поведения, а возникает с необходимостью из самого существа игры. Воображение ребенка не проявляется, а появляется в игре.

Сама игра, эмоциональная включенность в нее дошкольника создает особые возможности для развития творчества. Л.С. Выготский подчеркивал, что «игра ребенка не есть простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка».

Такое понимание природы воображения позволяет подчеркнуть его активный, действенный характер. Возникая в такой деятельности, как игровая, воображение оказывается связанным со всей потребностно-мотивационной сферой развивающейся личности. «Игра — это деятельность; это значит, что игра является выражением определенного отношения личности к окружающей действительности», — писал С.Л. Рубинштейн.[9] Игра оказывается тем узлом, который связывает через воображение потребности, эмоции, желания ребенка и ту реальность, в которой он действует. И, таким образом, воображение ребенка по самой своей сути оказывается направленным на разрешение определенных задач, достижение определенных целей, реализацию потребностей, возникающих в деятельности ребенка и определяющих ее.

В психологической литературе разные авторы по-своему определяют функции воображения.

[6]С.Р. Немов выдвинул следующую классификацию функций воображения:

1) функция воображения связаная с мышлением и органически в него включена.

2) воображение регулирует эмоциональное состояние — при помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность.

3) воображение участвует в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями.

3 стр., 1202 слов

Психические процессы как форма человеческой деятельности.Воображение, ...

... воображение), их уровень развития, наследственность обеспечивают успешность жизнедеятельности человека и психическое здоровье. Именно от психических процессов зависит интеллектуальный уровень личности. Следует признать, что профессиональная повседневная деятельность, ... - М., 1901. 12. Выготский Л.С. Проблемы возрастной периодизации детского развития / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. - ...

4) воображение участвует в формировании внутреннего плана действий — способности выполнять их в уме, манипулируя образами.

Так же при помощи воображения человек может управлять многими психофизиологическими состояниями организма.

[7]По мнению Немова С.Р. воображение можно развивать, но только при помощи специальных упражнений и приемов. В творческих видах деятельности развитие воображения происходит, естественно, во время занятий данными видами деятельности. «В аутогенной тренировке нужный результат достигается путем специальной системы упражнений, которые нацелены на то, чтобы усилием воли научиться расслаблять отдельные группы мышц (рук, ног, головы, туловища), произвольно повышать или понижать давление, температуру тела (в последнем случае используются упражнения на воображение тепла, холода)» .

[9]Рубинштейн Л.С. утверждает, что в «воображении проявляются все виды и уровни направленности личности; они порождают и различные уровни воображения» . Уровни воображения определяются прежде всего отношением человека к процессу создания новых образов.

Рубинштейн Л.С. выделяет:

— пассивное и активное воображение — они различаются по степени намеренности и сознательности;

— воспроизводящее и творческое (преображающее) — воспроизводящее воображение заключается в воссоздании определенных образов, а творческое — в самостоятельном создании новых;

— конкретное и абстрактное — различаются в зависимости от характера образов.

[10]Столяренко Л.Д. и Самыгин С.И. считают, что основными видами воображения являются пассивное и активное, которые в свою очередь делятся на различные подвиды:

1. Пассивное:

а) Произвольное;

б) Непроизвольное;

2. Активное:

а) Артистическое;

б) Творческое;

в) Критическое;

г) Воссоздающее;

д) Антиципирующее;

е) Эмпатия.

Пассивное воображение имеет две формы:

1. Произвольное;

2. Непроизвольное.

К непроизвольным формам воображения относятся:

— сновидения — в сновидениях человека находят выражение и удовлетворение жизненно важные потребности, которые из-за определенных причин не могут получить реализации в жизни;

— галлюцинации — это фантастические видения, которые не имеют никакой связи с окружающим миром человека. И которые являются результатом каких-либо нарушений психики.

Пассивными произвольными формами воображения считаются:

— грезы — психическое состояние, которое представляет собой фантазию, связанную с желанием, которое очень часто идеализируется;

— мечта — психическое состояние, которое представляет собой фантазию, желание, которое связано с действительностью и осуществима.

Активное воображение всегда направлено на решение творческой или личностной задачи. Активное воображение определяется волевыми усилиями и поддается волевому контролю.

1 стр., 181 слов

Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)

... восприятия и записи 9. Четко формулирует задачи на самостоятельную работу 10. Проявляет творческий подход к преподаванию, использует разнообразные методы обучения 11. Эмоционален, заинтересован в успехах ... к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.

Основные формы активного воображения:

— воссоздающее — воображение, при котором происходит конструирование новых образов, представлений в соответствии с воспринятой извне стимуляцией в виде словесных сообщений, схем, условных изображений, знаков и т.д. Продуктами воссоздающего воображения являются совершенно новые, ранее не воспринимаемые человеком образы, этот вид воображения основан на прежнем опыте;

— творческое — это воображение, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества в целом и которые воплощаются в конкретные оригинальные продукты деятельности. Творческое воображение является необходимым компонентом и основой всех видов творческой деятельности человека.

— антиципирующее — способность человека предвосхищать будущие события, предвидеть результаты своих действий;

[7]Помимо всех указанных видов воображения Немов С.Р. так же выделяет продуктивное и репродуктивное .

Продуктивное воображение — это воображение, в котором сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется и воспроизводится.

Репродуктивное воображение — это воображение, задачей которого является воспроизведение реальности в том виде, как она есть.

Воображение считается одним из самых ярких психических явлений. Оно очень тесно связано с творчеством. Рубинштен С.Л. отмечает, что «воображение формируется в процессе творческой деятельности» . Количество специфических видов воображения определяется количеством видов человеческой деятельности, — конструктивное, техническое, научное, художественное, живописное, музыкальное и т. д. Все эти виды воображения, формирующиеся и проявляющиеся в различных видах творческой деятельности, составляют разновидность высшего уровня — творческого воображения.

[3]Выготский Л.С. отмечает, что «для того, чтобы понять психологический механизм воображения и связанной с ним творческой деятельности, лучше всего начать с выяснения той связи, которая существует между фантазией и реальностью в поведении человека» . Он отмечает существование четырех основных форм, связывающих воображение с творческой деятельностью:

1) Любой образ воображения создается из образов, взятых из действительности и опыта человека. Выготский Л.С. рассматривает следующий пример: «Избушка на курьих ножках». Образы, из которых построен сказочный элемент, являются образами реальной действительности.

2) Сложившийся образ воображения является элементом действительности. Изучая рассказы историков или путешественников, человек представляет себе определенную картину какого-нибудь события, например, события Второй Мировой войны. Представления человека и являются результатом творческой деятельности.

3) На процесс творческого воображения оказывает влияние эмоции. Выготский Л.С. отмечает, что при создании нового образа проявляются такие же эмоции, которые закрепились в памяти совместно с ранее созданными образами.

4) Образ воображения может представлять из себя что-то совсем новое, не бывшее в опыте человека. Например, образ автомобиля был изначально создан комбинированным воображением человека и в реальности его не существовало. Воплотившись в действительность, автомобиль стал реальным.

14 стр., 6506 слов

Воображение и творческое мышление

... и необходимостью творить новое. Деятельность воображения как психический процесс обеспечивает создание новых образов на основе переработки и творческого преобразования имеющихся у человека образов действительности. Основой воображения служат образы памяти ...

Творческое воображение проходит определенный путь создания образов. Первый этап процесса развития творческого воображения начинается с появлением ребенка на свет. Воспринимая окружающий мир при помощи органов чувств, ребенок накапливает материал, который является базой для будущего творчества. Затем следующий этап — процесс переработки воспринятого материала. Главными составляющими второго этапа являются диссоциация и ассоциация воспринятых впечатлений. Выготский Л.С. отмечает, что «диссоциация заключается в том, что это сложное целое как бы рассекается на части, отдельные части выделяются преимущественно по сравнению с другими, одни сохраняются, другие забываются» [2]. Умение выделения отдельных черт целого играет ведущую роль для творческого воображения.

Следующим этапом считается ассоциация — объединение диссоциированных и измененных элементов. Ассоциации могут происходить на различной основе и принимает различные формы образов.

Последним, завершающим этапом является процесс комбинирования образов, построение их в определенную систему.

Нельзя сказать, что процесс творческого воображения сразу же заканчивается. Оно будет закончено тогда, когда представление воплотится во внешнем образе.

Воображение — это психический процесс создания образа предмета, ситуации путем перестройки имеющихся представлений. [3]

Вслед за В.С. Библером была разработана философско-педагогическая концепция «Школа диалога культур», которая направлена на реализацию культорологического подхода.

В основе концепции В.С. Библера лежит идея о диалогичности творческого мышления и самой человеческой жизни. Диалогичность органически присуща человеку на всех этапах его эволюции.

Усиление диалогического обучения, воспитания и саморазвития человека возможно в нескольких направлениях:

Во-первых, усиление и совершенствование диалогичности между всеми участниками учебно-воспитательного процесса.

Во-вторых, развитие внутреннего диалога для углубленного понимания и постижения самого себя.

И в-третьих, усиление диалогичности, критичности в постижении мира, который окружает нас; который мы изучаем посредством включенности в какую-либо совместную деятельность с другими.

Однако умение учителей вести диалог с учащимися на высоком творческом уровне еще не стало профессиональным достоянием каждого учителя.

Основы культуры, элементы культуры должны составлять ядро обновленного содержания среднего образования и развивать у учащихся культуру деятельности, культуру мышления, культуру общения, этическую культуру, эстетико-художественную культуру, политическую, психологическую и физическую культуру.

Однако все это состоится и возможно только при одном непременном условии, если учитель сам обладает достаточно высоким уровнем профессионально-педагогической культуры. Только в этом случае учитель сможет вовлечь ученика в……..

Библиографический список

1) Боровик О. В. Развитие воображения. Методические рекомендации. — М.: ООО «ЦГЛ «Рон»» 2000. — 112с.

2) Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол.очерк: Кн. Для учителя. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 1991. — 93 с.

3) Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. — М., 1950

21 стр., 10327 слов

Особенности воображения старших дошкольников, обучающихся в центре ...

... нас окружает, кроме мира природы - все является итогом творческого воображения. Проблема развития воображения дошкольников особенно актуальна в наши дни, потому что взрослые ... детский сад. Объект исследования: воображение детей дошкольного возраста. Предмет исследования: особенности воображения детей дошкольного возраста, занимающихся в центрах дополнительного образования. Гипотеза исследования: ...

4) Дубровина И.В. и др. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений /И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан; Под ред. И.В.Дубровиной. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 464 с.

5) Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж Психологический Институт Российской Академии Образования, 1996.

6) Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — Кн. 1: Общие основы психологии. — 688 с.

7) Немов Р.С. Психология: Учебник для студ.высш.пед.учеб.заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001 — Кн.3: Психодиагностика. Введение в научное исследование с элементами математической статистики. — 640 с.

8) Рибо Т. Болезни личности; Опыт исследования творческого воображения; Психология чувств — Издательство: Харвест. — 2002, 784с.

9) Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии — СПб: Издательство «Питер», 2000 — 712 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии»)

10) Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. 100 экзаменационных ответов по психологии. Разработано с учетом государственного образовательного стандарта по циклу социально-экономических дисциплин Ростов-на-Дону. Издательский центр «МарТ», 2001.

11) Субботина Л. Ю. Развитие воображения детей. Популярное пособие для родителей и педагогов / Художник Куров В. Н. — Ярославль: «Академия развития», 1997. — 240с., ил. — /Серия: «Вместе учимся, играем»/.

12) Теплов Б.М. «Психология» Учпедгиз, Москва, 1953 г.

13) Чуковский К.И. От двух до пяти. Издательство: М. — 2005 г.

14) Туник Е. Е. Диагностика креативности. Тест Е. Торренса. Адаптированный вариант Издательство: РЕЧЬ, ИЗДАТЕЛЬСТВО, 2006.

15) Глебова И. Ю. Методы и приемы развития творческого воображения дошкольников в процессе лепки [Текст] / И. Ю. Глебова // Актуальные задачи педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Чита, октябрь 2013 г.).

— Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 31-34.

16) Методическая работа с педагогическими кадрами по организации и содержанию инновационной деятельности в дошкольных уч­реждениях: из опыта работы отдела образования Лепельского райисполкома. — Витебск УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», 2006.

17) Янушко Е.А., журнал №1 «Лепка с детьми раннего возраста», 2007, рубрика: Педагогический практикум.

18) Андреев В.И. «Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития».-2-е изд.- Казань: Центр инновационных технологий, 2000.-608с.

19) Людмила Евгеньевна Тарасова. Общая психология: конспект лекций;

20) Петрушкова Галина Сергеевна. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Организация уроков коллективного творчества как средство развития художественно-творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства»

21) С.Ю. Головин. Словарь практического психолога.