Волгоградский социально педагогический колледж
Развитие познавательных процессов детей 6-10 лет средствами физического воспитания
Кандидат педагогических наук, доцент В.А. Баландин Кубанская государственная академия физической культуры, Краснодар
Волгоград 2010
Ключевые слова: дети 6-10 лет, познавательные процессы, темпы прироста, физическое воспитание.
Гармоничное развитие ребенка является важнейшей предпосылкой формирования духовной и физической сфер взрослого человека [4, 13].
Младший школьный возраст — один из благоприятных периодов для развития психических процессов [11]. Большинство ученых убеждены в огромной роли данного возрастного отрезка в формировании и развитии познавательных процессов. Этой проблеме посвящено достаточное количество исследований, в которых теоретически и экспериментально обосновываются возможности средств и методов различных видов воспитания для создания условий, необходимых для их развития у детей [5, 6, 7, 11].
К сожалению, этого нельзя сказать о научных исследованиях в области физической культуры и спорта. Они немногочисленны, и, как правило, в них рассматриваются отдельные фрагменты данного вопроса [8, 10, 14].
Вместе с тем нельзя не согласиться с мнением целого ряда авторов, считающих, что физическое воспитание имеет огромные возможности в плане развития познавательных процессов людей различных возрастов, в том числе и младших школьников [3, 9, 10].
Методика и организация исследования. Средовая и генетическая обусловленность развития познавательных процессов человека обязывает начинать анализ возможностей педагогического влияния на них с возрастных особенностей динамики изучаемых характеристик психики ребенка [5, 7, 14, 16].
В частности, принципиальное значение для разработки стратегии и тактики педагогического эксперимента имели научные факты о возрастных изменениях абсолютных значений, темпах их прироста, стабильности и прогностической значимости ювенильных значений, половых и временных различиях, доминантных признаках их развития. Основу содержания физкультурных занятий, направленных на развитие психических процессов, составляли подвижные игры. С учетом выявленных особенностей развития познавательных процессов у детей 6 — 8 лет [1, 2, 12, 16] подвижные игры были сгруппированы в соответствии с оценкой их влияния не только на развитиe физических качеств, но и на формирование структурных единиц психики: памяти — слуховой, моторно-слуховой, зрительной; воображения — творческого, воссоздающего, а также оригинальности решений задач; восприятия — степени развития наблюдательности, объема и адекватности воспроизведения ; мышления — способности к анализу, сравнению и обобщению, наглядно-образного и логического; внимания — произвольного, переключения, распределения и устойчивости.
Для развития общества и человечества в целом все более актуальным ...
... и человечества в целом все более актуальным становиться изучение содержания и закономерностей процесса развития ребенка в Детстве, а Детства в обществе. На сегодняшний день существует несколько направлений ... как «злое» начало. 4. Навязчивый стиль (XVII в.). Ребенка уже не считали опасным существом или простым объектом физического ухода, родители стали к нему значительно ближе. Однако ...
Влияние уровня развития познавательных процессов на успешность обучения детей 6-10 лет
№ п/п |
Познавательные процессы |
Пол |
Успешность обучения |
||||
6 лет |
7 лет |
8 лет |
9 лет |
10 лет |
|||
Память |
|||||||
1 |
Слуховая, колич. |
м |
374 |
|
|
386 |
497 |
688 |
856 |
754 |
780 |
834 |
|||
2 |
Моторно-слуховая, балл. |
м |
|
|
368 |
420 |
388 |
|
447 |
|
|
|
|||
3 |
Зрительная, балл. |
м |
498 |
373 |
503 |
584 |
702 |
470 |
830 |
668 |
684 |
831 |
|||
Воображение |
|||||||
4 |
Оригинальность решения задач, балл. |
М |
388 |
|
|
|
|
440 |
|
372 |
389 |
504 |
|||
5 |
Творческое, балл. |
М |
411 |
|
|
401 |
421 |
421 |
|
|
|
361 |
|||
6 |
Воссоздающее, балл. |
М |
542 |
405 |
|
|
|
381 |
|
|
|
|
|||
Восприятие |
|||||||
7 |
Степень развития наблюдательности, балл. |
М |
631 |
686 |
704 |
730 |
757 |
516 |
412 |
408 |
511 |
820 |
|||
8 |
Адекватное воспроизведение, балл. |
М |
508 |
423 |
570 |
603 |
766 |
447 |
365 |
489 |
557 |
671 |
|||
9 |
Степень развития объема восприятия, балл. |
М |
515 |
600 |
631 |
627 |
743 |
484 |
534 |
576 |
603 |
||||
Мышления |
|||||||
10 |
Анализ, сравнение и обобщение, балл. |
М |
488 |
593 |
645 |
740 |
831 |
583 |
618 |
683 |
670 |
814 |
|||
11 |
Наглядно-образное, балл |
М |
804 |
705 |
606 |
500 |
473 |
559 |
387 |
373 |
380 |
372 |
|||
12 |
Логическое, балл. |
М |
587 |
667 |
747 |
788 |
922 |
410 |
486 |
644 |
714 |
833 |
|||
Внимание |
|||||||
13 |
Произвольное, усл.ед. |
М |
696 |
600 |
713 |
702 |
823 |
612 |
657 |
777 |
758 |
784 |
|||
14 |
Переключение и распределение, усл. ед. |
М |
362 |
644 |
765 |
784 |
877 |
372 |
390 |
797 |
820 |
794 |
|||
15 |
Устойчивость, усл.ед. |
М |
420 |
425 |
415 |
420 |
|
383 |
386 |
410 |
478 |
505 |
Примечания: 1. Представлены только достоверные коэффициенты корреляции. 2. Ноли перед коэффициентами корреляции опущены. 3. Подчеркнуты значения коэффициентов корреляции, имеющие уровень достоверной взаимосвязи р<0,01, не подчеркнуты р< 0,05.
Перспективное планирование использования подвижных игр осуществлялось на основе выявленной взаимосвязи показателей познавательных процессов с успешностью обучения. Результаты корреляционного анализа представлены в таблице.
Физические упражнения и подвижные игры использовались во всех формах работы по физическому воспитанию детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов: в утренней гимнастике, на физкультурных занятиях, во время активного отдыха, перемен, на физкультминутках, физкультурных праздниках и в самостоятельной двигательной деятельности.
Подвижные игры, подобранные с учетом выявленных особенностей взаимосвязи показателей познавательных процессов с успешностью обучения, были разбиты на три группы. В первую группу вошли игры, развивающие те познавательные процессы, которые в данном возрасте показали высокую взаимосвязь с успешностью обучения (р < 0,01).
Во вторую группу были включены игры, создающие условия для развития познавательных процессов, которые имели средний уровень взаимосвязи с успешностью освоения знаний (р < 0,05).
Третья группа содержала игры, способствующие развитию психических процессов, имеющих низкий уровень взаимосвязи с успешностью обучения детей (р > 0,05).
Дополнительными критериями для отбора игр являлись:
— соответствие игрового материала задачам исследования;
— возможность включения в процессе игры элементов психики, несущих преимущественную нагрузку в процессе обучения;
— доступность и эмоциональная привлекательность игрового материала.
Особенность использованных игр заключалась в проведении их в цикличном порядке, с соблюдени ем требования адекватности характера и объема двигательной активности возрастным и половым особенностям детей.
С учетом критериев подбора игр были разработаны годовые планы развития познавательных процессов детей 6-10 лет [1].
За основу игровой формы, как правило, брался сюжет, к которому подбирались средства и методические приемы обучения. При этом готовился стихотворный текст, который потом читал педагог. В содержание текста включались стихи детских писателей, поговорки, дразнилки, загадки, считалки и стихи собственного сочинения [15].
С целью проверки эффективности подобранных средств и методов физического воспитания, способствующих развитию познавательных процессов детей 6-10 лет, был проведен педагогический эксперимент на базах детских образовательных учреждений (ДОУ) и общеобразовательных школ (ОШ) г. Краснодара. Были сформированы две группы детей 6 лет — экспериментальная и контрольная.
На экспериментальной группе (30 девочек и 31 мальчик) из ДОУ № 31 проверялись эффективность воздействия подобранных средств и методов физического воспитания на развитие познавательных процессов в течение как первого года эксперимента, так и последующих четырех лет после перехода детей в общеобразовательные школы № 4 и 6.
Контрольная группа (31 девочка и 33 мальчика) из ДОУ № 131, а в дальнейшем — учащиеся школы № 72, на протяжении всех лет эксперимента обучалась по общепринятым программам.
Результаты исследования и их обсуждение. Изучение динамики познавательных процессов осуществлялось по интегральным показателям (ИП).
Анализ внутригрупповых изменений абсолютных значений ИП познавательных процессов показывает, что как в контрольной, так и в экспериментальной группе в течение учебного года произошли достоверные изменения. Отмечено достоверное увеличение показателей уровня развития познавательных процессов детей контрольной группы, что, по-видимому, обусловлено влиянием генотипического раз вития и результатами обучения и воспитания по обычным программам:
— 6 лет — воображения, восприятия у детей обоего пола;
— 7 лет — внимания у детей обоего пола, восприятия (у девочек);
— 8 лет — памяти, восприятия, мышления, внимания у детей обоего пола;
— 9 лет — памяти, восприятия, внимания у детей обоего пола, мышления (у девочек);
— 10 лет — памяти, мышления, внимания у детей обоего пола, восприятия (у мальчиков).
Необходимо отметить, что количество и уровень достоверной вероятности изменившихся в годичном цикле характеристик у детей эксперимен тальной группы превосходят аналогичные значения у их сверстников из контрольной.
Статистически значимые различия между детьми контрольной и экспериментальной групп по большинству изучаемых признаков на начало учебного года выявлены в 9-летнем возрасте. В конце учебного года преимущество детей экспериментальной группы наблюдается с 8 лет, за исключением показателей внимания у мальчиков. Очевидно, предлагаемая система стимулирования развития познавательных процессов средствами физического воспитания оказывает существенное влияние на их абсолютные значения через 2-3 года. Вместе с тем обращает на себя внимание достоверное преимущество по большинству показателей темпов прироста познавательных процессов детей экспериментальной группы начиная с 6 лет. Если на начало учебного года по абсолютным значениям познавательных процессов между детьми контрольной и экспериментальной групп наблюдаются достоверные различия в 42% случаях, а в конце учебного года в 60%, то по темпам прироста статистически достоверная разница выявлена в 86% случаев.
В ходе педагогического эксперимента определяли наличие элементов полового диморфизма по абсолютным значениям и темпам прироста изучаемых характеристик психики. Установлено, что по исходному уровню развития познавательных процессов мальчики и девочки 6 лет контрольной и экспериментальной групп не отличаются друг от друга. В конце учебного года картина повторяется (табл. 4).
По мере взросления детей количество элементов полового диморфизма по изучаемым признакам возрастает. Вместе с тем по темпам прироста различия между мальчиками и девочками более значительны. Из 25 показателей в возрастном диапазоне 6-10 лет достоверны различия у детей контрольной группы по 16 показателям (64,0%), экспериментальной — по 12 (52,0%).
Необходимо отметить, что по абсолютным значениям познавательных процессов преимущество наблюдается у девочек. Исключение составляют характеристики мышления, по которым выявлены более высокие значения у мальчиков контрольной группы в 10 лет. По темпам прироста наблюдается обратная картина: достоверно большие значения выявлены у мальчиков. Исключение составляют показатели темпов прироста у девочек в контрольной группе по параметрам памяти, мышления и внимания в 6 лет, восприятия и внимания в 7 лет; в экспериментальной — мышления в 6 лет и внимания в 7 лет, что на достоверном уровне превосходит показатели мальчиков.
Средняя сумма темпов прироста показателей познавательных процессов у детей контрольной и экспериментальной групп по результатам пятилетнего педагогического эксперимента
Количество достоверно значимых отличий между мальчиками и девочками у детей контрольной группы больше, чем в экспериментальной, как по абсолютным значениям, так и по темпам прироста. Очевидно различные методики неодинаково влияют на развитие познавательных процессов у детей разного пола. Экспериментальная методика, по нашему мнению, способствует нивелированию половых различий в уровне развития психических свойств детей 6-10 лет.
Изучение суммарных показателей темпов прироста (см. рисунок ) свидетельствует о том, что дети из экспериментальной группы превзошли своих сверстников по темпам прироста изучаемых признаков во всех возрастных группах в среднем на 14,5%. Причем наибольшие темпы прироста как в контрольной, так и в экспериментальной группе наблюдаются у детей 7 лет, т.е. при переходе их к систематическо му обучению в общеобразовательной школе.
Выводы
1. Возможность результативного педагогического воздействия средствами физического воспитания на развитие познавательных процессов подтверждается:
— количеством и уровнем достоверной вероятности изменившихся характеристик в годичном цикле у детей экспериментальной группы, которые превосходят аналогичные значения у дошкольников и младших школьников из контрольной;
— достоверным преимуществом начиная с 6 лет по большинству показателей темпов прироста познавательных процессов детей экспериментальной группы над контрольной;
— значениями суммы темпов прироста показателей познавательных процессов в пятилетнем цикле сравнительного педагогического эксперимента, которая в среднем на 14,5% больше у детей экспериментальной группы.
2. При переходе детей из дошкольного образовательного учреждения в начальную школу наблюдается увеличение показателей темпов прироста познавательных процессов у детей как эксперимен тальной, так и контрольной группы.
3. Различное количество достоверно значимых отличий изучаемых признаков между мальчиками и девочками у детей контрольной и экспериментальной групп, очевидно, связано с различными методиками развития познавательных процессов.
4. Как в контрольной, так и в экспериментальной группе выявлена различная направленность достоверных изменений в годичном цикле абсолютных значений уровня развития познавательных процессов и темпов их прироста. Если по темпам прироста наблюдаются достоверные различия, то по абсолютным значениям данных изменений может не быть.
Литература
1. Баландин В.А. и др. Использование подвижных игр для развития познавательных процессов детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста: Учебное пособие. Краснодар, 1999. — 104 с.
2. Баландин В.А., Чернышенко Ю.К., Соленова Р.И. Взаимосвязь уровня развития показателей психических процессов с успешностью обучения детей 7 лет //Тез. XXVI научной конференции студентов и молодых ученых вузов России, посвященной 30-летию КубГАФК (декабрь 1998 г. — март 1999 г.).
Краснодар, 1999, с. 56-57.
3. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. — М.: ФиС, 1988. — 208 с.
4. Бальсевич В.К. Интеллектуальный вектор физической культуры человека (к проблеме развития физкультурного знания) //Теор. и практ. физ. культ.. 1991, № 7, с. 22-36.
5. Венгер Л.А., Венгер А.П. Домашняя школа. — М.: Знание, 1994. — 240 с.
6. Выготский Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте //Хрестоматия по возрастной психологии: Учебн. пос. для студ. /Составитель Л.М. Семенюк //Под ред. Д.И. Фельдштейна. — М.: Международная педагогическая академия, 1994, с. 26-32.
7. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование сознания. — М.: МГУ, 1974. — 95 с.
8. Дворкин Л.С., Чернышенко Ю.К. Возрастные особенности развития психических процессов у детей 3-6 лет средствами физического воспитания //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1997, № 2, с. 32-34.
9. Каданцева Г.А. Взаимосвязь познавательной и двигательной активности у детей шести лет //Теор. и практ. физ. культ.. 1993, № 11-12, с. 40-41.
10. Наталов Г.Г. Спорт как система ценностей культуры двигательной деятельности и социальный институт ее развития, распространения и освоения //Олимпийский бюллетень. 1994, № 1, с. 26-35.
11. Речь и мышление ребенка //Пер. с фр. и англ. В.А. Лукова. — М.: Педагогика — Пресс, 1994. — 528 с.
12. Соленова Р.И., Баландин В.А. Методика сопряженного развития психических процессов и физических качеств детей 6-8 лет //Актуальные вопросы физической культуры и спорта: Тр. НИИ проблем физической культуры и спорта КубГАФК. Краснодар, 1999. Т. 2, с. 281-285.
13. Фельдштейн Д.И. Особенности ведущей деятельности детей подросткового возраста //Хрестоматия по возрастной психологии: Учебное пособие для студентов /Составитель Л.М. Семенюк; под ред. Д.И. Фельдштейна. — М.: Международная педагогическая академия, 1994, с. 163-168.
14. Чернышенко Ю.К., Дворкин Л.С. Развитие психических процессов детей 3-6 лет средствами физического воспитания //Олимпийское движение и социальные процессы : Матер. VII Всерос. научн.-практ. конф., посвященной 100-летию современных Олимпийских игр (сентябрь, 25-27. 1996 г.).
Ч.3. Краснодар, 1996, с. 204-206.
15. Чернышенко Ю.К. и др. Использование элементов художественного слова в практике физического воспитания детей дошкольного возраста: Учебное пособие. Краснодар, 1997. — 181 с.
16. Чернышенко Ю.К. и др. Возрастная динамика психических процессов детей 6-10 лет //Актуальные вопросы физической культуры и спорта: Тр. НИИ проблем физической культуры и спорта КубГАФК. Краснодар, 1998, с. 83-87.