Характеристика и развивающий потенциал основных видов деятельности
Игра как вид деятельности
Игра –форма деятельности в условных ситуациях, направленной на воссоздание и усвоения общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в пределах науки и культуры.
Игра — это деятельность, которая проявляется в способности человека преображать действительность. В игре впервые формируется проявление потребности ребенка воздействовать на мир.
Игровые действия — это действия, свободные от операционально-технической стороны, это действия со значениями, они носят изобразительный характер
Сущность игры заключается в том, что в ней важен не результат, а сам процесс, процесс переживаний, связанных с игровыми действиями. Хотя ситуации, проигрываемые ребенком, воображаемы, но чувства, переживаемые им, реальны. Специфика игры заключается в возможности сформировать положительное отношение к неигровой деятельности и ее психолого-педагогических возможностей.
Н. П. Аникеева подчеркивает, что центральным моментом игры детей всегда становится то, что является для них самым важным, т. е. содержание, которое отвечает наличным у ребенка потребностям. В силу этого одно и то содержание получает у детей разных возрастов различный смысл
Развитие игровой деятельности
Этап развития | Вид игры | Характеристика |
Граница раннего детства и дошкольного | Режиссерская игра | Используемые ребенком предметы наделяются игровым смыслом |
Образно-ролевая игра | Ребенок воображает себя кем угодно (зайчик, котенок и т.д.) и чем угодно (дерево, колокол и т.д.) и соответственно действует | |
Дошкольный | Ролевая игра | Дети берут на себя роли взрослых людей и в обобщенной форме, в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними |
Сюжетно-ролевая игра | Дети играют друг с другом или с куклой как с идеальным партнером, который тоже наделяется своей ролью, и воспроизводят собственно человеческие роли и отношения. | |
Игра с правилами | Роль отходит на второй план и главным оказывается четкое выполнение правил игры |
Существует несколько типов игр:
· индивидуальная игра — представляют собой род деятельности, когда игрой занят один человек.
· групповая игра– включает несколько участнико.
· предметная игра — связана с включением в игровую деятельность человека каких-либо предметов.
· сюжетно-ролевая игра–в этой игре дети воспроизводят человеческие отношения и роли.
· игры с правилами — регулируются определенной системой правил поведения их участников.
· дидактические игры— это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей.
Отношения, складывающиеся между людьми в игре, как правило, носят искусственный характер в том смысле слова, что окружающими они не принимаются всерьез и не являются основанием для выводов о человеке.
Игра имеет особо важное значение в жизни детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Игра – средство познания детьми окружающего мира и подготовки их к учению и труду.
Игра имеет огромное воспитательное значение. Она готовит ребенка к творческому труду, деятельности, жизни.
Структура игровой деятельности:
В структуре игры можно выделить несколько элементов.
1. Любая игра имеет тему — ту область действительности, которую ребенок воспроизводит в игре; дети играют в «семью», «больницу», «столовую», «магазин».
2. В соответствии с темой строится сюжет, сценарий игры; к сюжетам относят определенную последовательность событий, разыгрываемых в игре.
3. Третьим элементом в строении игры становится роль как обязательный набор действий и правил их выполнения, как моделирование реальных отношений, существующих между людьми, но не всегда доступных ребенку в практическом плане; роли выполняются детьми при помощи игровых действий: «врач» делает укол «больному», «продавец» взвешивает «покупателю» «колбасу», «учитель» учит
«учеников» «писать» и т.д.
4. Содержание игры — то, что ребенок выделяет как основной момент деятельности или отношений взрослых. Дети разных возрастных групп при игре с одним и тем же сюжетом вносят в нее разное содержание: для младших дошкольников это — многократное повторение какого-либо действия с предметом (поэтому игры могут именоваться по названию действия: «качать куколку» при игре «в дочки — матери», «лечить медвежонка» при игре «в больницу», «резать хлеб» при игре «в столовую» и т.д.); для средних это — моделирование деятельности взрослых и эмоционально значимых ситуаций, выполнение роли; для старших — соблюдение правила в игре.
5. Игровой материал и игровое пространство — игрушки и разнообразные другие предметы, при помощи которых дети разыгрывают сюжет и роли.
6. Ролевые и реальные отношения — первые отражают отношение к сюжету и роли (конкретные проявления персонажей), а вторые выражают отношение к качеству и правильности выполнения роли (они позволяют договариваться о распределении ролей, выборе игры и реализуются в игровых «ремарках» типа «надо делать так», «ты неправильно пишешь» и т.п.).
Д.Б. Эльконин выделил 4 уровня развития игры:
Уровень | Особенности игры |
Первый | центральным содержанием является выполнение действий с предметами; роли так же определяются характером действий, причем действия однообразны. |
Второй | для ребенка важно соответствие игрового действия реальности; роли называются детьми; намечается разделение функций; логика действий определяется жизненной последовательностью; расширяется количество действий |
Третий | Основным содержанием игры становится выполнение роли; все действия вытекают из роли, которые ясно очерчены; логика и характер действий определяются взятой на себя ролью; появляется специфическая ролевая речь; нарушение логики действие не допускается |
Четвертый | Основное содержание – выполнение действий, связанных с отношением к другим людям; речь носит явно ролевой характер; ребенок ясно видит одну линию поведения на всем протяжении игры; действия развертываются в четкой последовательности; ясно вычленены правила; |
Развивающий потенциал:
1) Игра оказывает существенное влияние на психическое развитие ребенка в целом. Особенно на развитие мотивационно – потребностной сферы, умственных действий. Так же игра помогает ребенку преодолеть познавательный и эмоциональный эгоцентризм.
2) Игра – это не просто времяпровождение, это важный ресурс самопомощи.
3) Игры взрослым, особенно тем, у кого проблемы с Творчеством, просто необходимы. Если человек осознаёт в себе некоторые затруднения с комфортностью жизни и взаимодействием с окружающими, то нужно создавать себе условия для игр, находить время, компанию, возможности, потому что Игры – это одна из немногих реально доступных технологий самопомощи.
Выводы:
1. Игра – это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности.
2. Проблемой игры занимались:Е.А. Покровский, Ф. Бойтендайк, У.М. Гелассер, Ф. Шиллер, Г. Спенсер, В. Вундт, Е.А. Аркин, Ф. Бойтендайк, К. Гроос, В. Штерн, Ж. Пиаже и другие ученые – психологи.
3. С переходом общества на более высокую ступень развития, ребенок все позже включается в производительную деятельность взрослых, увеличивая, таким образом, период детства.
4. По мнению Л.С. Выготского, игра – ведущий тип деятельности дошкольного возраста, где
- Сущность игры – исполнение желаний, обобщенные аффектов
- В игре ребенок принимает на себя различные роли взрослых
- Игра требует от ребенка действий
- Игра – источник развития
5. Д.Б. Эльконин выделил4 уровня развитии игры, которые различаются по содержанию, значению роли для ребенка, наличием правил и рядом других признаков.
6. Общий путь развития подчинения правилу выглядит следующим образом:
Учение как вид деятельности
Развернутый анализ учебной деятельности дан в трудах Д. Б. Эльконина (1904–1984) и В. В. Давыдова (1930–1998).
Учение – процесс систематического овладения знаниями, навыками, умениями необходимыми для выполнения трудовой деятельности.
Учение может быть организованными
Может быть:
-Организованным (осуществляться в специальных учебных учреждениях).
-Неорганизованным (происходить попутно, в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат).
У взрослых учение может приобретать характер самообразования.
Учебная деятельность школьника осуществляется под руководством учителя.
В учебной деятельности участвуют непременно два лица: 1) учитель; 2) учащийся.
Содержание учебной деятельности определяется учебными планами и программами.
Учение школьника носит развивающий характер.
В результате ученик не только приобретает знания и умения, но у него развивается активное, самостоятельное, творческое мышление, расширяется кругозор, формируется наблюдательность, совершенствуется память и внимание.
Учение носит воспитывающий характер: в процессе учения формируется личность, складываются такие ценные черты, как целеустремленность, настойчивость, формируются нравственные качества.
Учение имеет место там, где действия человека управляются сознательной целью усвоитьопределенные знания, умения, навыки, формы поведения и деятельности.
Учение — специфически человеческая деятельность, причем оно возможно лишь на той ступени развития психики человека, когда он способен регулировать свои действия сознательной целью. Учение предъявляет требования к познавательным процессам (памяти, сообразительности, воображению, гибкости ума) и волевым качествам (управлению вниманием, регуляции чувств и т. д.).
В учебной деятельности объединяются не только познавательные функции деятельности (восприятие, внимание, память, мышление, воображение), но и потребности, мотивы, эмоции, воля.
Работы многих психологов (Выготского, Леонтьева, Гальперина, Пиаже и др.) показали, что внутренняя деятельность возникает из внешней в процессе интериоризации, благодаря которой предметное действие отражается в сознании и мышлении человека.
В ходе учебной деятельности происходят изменения:
— в уровне знаний, умений и навыков;
— в уровне сформированности отдельных сторон учебной деятельности;
— в умственных операциях, особенностях личности, т.е. в уровне общего и умственного развития.
Учебная деятельность — ведущая деятельность в школьном возрасте. Под ведущей деятельностью понимается такая деятельность, в процессе которой происходит формирование основных психических процессов и свойств личности, появляются новообразования, соответствующие возрасту (произвольность, рефлексия, самоконтроль, внутренний план действий).
Учебная деятельность осуществляется на протяжении всего обучения ребенка в школе. Особенно интенсивно формируется учебная деятельность в период младшего школьного возраста.
Учебная деятельность имеет внешнюю структуру, состоящую из следующих элементов (по Б.А. Сосновскому):
1) учебные ситуации и задачи — как наличие мотива, проблемы, её принятия учащимися;
2) учебные действия, направленные на решение соответствующих задач;
3) контроль — как соотношение действия и его результата с заданными образцами;
4) оценка — как фиксация качества (но не количества) результата обучения, как мотивация последующей учебной деятельности, работы.
Структура учения:
- уяснение информации (ощущение и восприятие).
Его можно проверить через перессказ материала.
- осмысление (мышление).
- запоминание (память).
- применение (решение задач).
- контроль (промежуточный и итоговый, фронтальный и индивидуальный, письменный и устный, выборочный и сплошной).
е) Оценка (промежуточная и итоговая).
В учебной деятельности присутствуют многие психологические компоненты:
— мотив (внешний или внутренний), соответствующее желание, интерес, положительное отношение к учению;
— осмысленность деятельности, внимание, сознательность, эмоциональность, проявление волевых качеств;
— направленность и активность деятельности, разнообразие видов и форм деятельности: восприятие и наблюдение как работа с чувственно представленным материалом; мышление как активная переработка материала,
— практическое использование приобретенных знаний и умений в последующей деятельности, их уточнение и корректировка.
Развивающий потенциал учения:
— Учебная деятельность по овладению знаний и умений опосредованно осуществляет другие цели, т.е. учебная деятельность способствует другой деятельности
— Личностный рост
— Приобретения новых знаний
Труд как вид деятельности
Труд – деятельность, направленная на создание общественно полезного продукта, удовлетворяющая материальные и духовные потребности людей.
Труд занимает особое место в системе человеческой деятельности. Именно благодаря труду человек построил современное общество, создал предметы материальной и духовной культуры. С трудом, прежде всего, связано создание и совершенствование орудий труда.
При психологическом анализе труда можно выделить следующие его признаки:
1) предвосхищение общественно-ценного результата;
2) сознание обязательности достижения заданного результата;
3) владение внешними и внутренними средствами деятельности;
4) ориентировка в межлюдских производственных отношениях.
Сознание обязательности достижения заданного результата. Деятельность становится трудом тогда, когда имеется не только сама идея обязательности, но и внешние по отношению к человеку формы фиксации целей его деятельности и общественного одобрения этих целей.
Например, это задания, сформулированные, утвержденные ответственными представителями общества, производственного коллектива – программы, планы, производственные, трудовые задания, документированные или устные.
Трудовая деятельность имеет следующую структуру:
1. субъект труда – носитель и инициатор трудовой деятельности;
2. содержание труда – процессы и способы выполнения трудовых задач;
3. условия труда – физико-химическая и социальная среда;
4. средства труда – материальные (инструменты, машины) и функциональные (речь, поведение, жесты) орудия труда;
5. организация труда – порядок, продолжительность и объем трудовых задач.
Профессия – это «совокупность форм деятельности, объединенных родственными особенностями объекта, содержания, средств, организации, результата труда и требованиями к подготовке субъекта труда»
Каждый конкретный вид трудовой деятельности реализуется определенным нормативно одобренным (наиболее эффективным) способом. В процессе освоения профессии человек превращает этот предписанный способ в индивидуальный, присущий только ему, способ деятельности, отражая в нем свои личные особенности, в том числе и психологические.
Общение рассматривается как вид деятельности, направленной на обмен информацией между общающимися людьми.
Помимо этого целью общения является установление взаимопонимания, добрых личных и деловых отношений, оказание взаимопомощи и учебно-воспитательного влияния людей друг на друга.
Это первый вид деятельности, возникший в процессе индивидуального развития человека, за ним следуют игра, учение и труд.
Общение может быть непосредственным и
опосредствованным,вербальныминевербальным.
При непосредственномобщении люди находятся в прямых контактах друг с другом, знают и видят друг друга, прямо обмениваются вербальной и невербальной информацией, не пользуются никакими вспомогательными средствами.
При опосредствованномобщении прямых контактов между людьми нет. Они осуществляют обмен информацией или через других людей, или через средства записи и воспроизведения информации (книги, радио, телевидение, телефон, телефакс и т.п.).
Исследования отечественных психологов (Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожец, П.И. Зинченко, П.Я. Гальперина, Л.И. Божович и др.) открыли роль деятельности человека в его психическом развитии. Они показали, что деятельность не остается одной и той же на протяжении человеческого развития. А.Н. Леонтьев углубил разработку идей Л.С. Выготского о ведущем виде деятельности. Благодаря его работам ведущая деятельность рассматривается, как критерий периодизации психического развития, как показатель психологического возраста ребенка.
Ведущая деятельность характеризуется тем, что в ней возникают и дифференцируются другие виды деятельности, перестраиваются основные психические процессы и происходят изменения психологических особенностей личности на данной стадии ее развития.
В современных общественно-исторических условиях, когда во многих странах дети охвачены единой системой воспитания, ведущими в развитии ребенка становятся следующие виды деятельности