1. Разновидностями спора являются:

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. «Проверим свои знания»

Анализ слабых сторон помогает человеку раскрыть спрятанную силу.

М. Смол/г

Вопросы для самоконтроля:

Вопрос

Ответ

на

стр.

1.

2. 3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

Каковы цели аподистического, эристического и софистического споров? Что такое софизм? Что представляет собой паралогизм? Раскройте основные принципы софистического спора.

Какие основные группы уловок-манипуляций Вы знаете?

К какой группе относится уловка «Формирование первичной установки»?

Какова цель уловки «Предоставление материалов накануне»?

С какой целью используется уловка «Накал атмосферы «агрессорами» спора»? В чем суть уловки «Первоочередная преемственность в голосовании»?

В чем коварство уловки «Приостановка обсуждения на желаемом варианте»?

Какие чувства вызывает у оппонента уловка «Использование непонятных слов и терминов»? С помощью какой уловки можно заставить оппонента оправдываться?

Какие чувства испытывает оппонент, когда против него используется уловка «Принижение иронией»? С помощью какой уловки можно повысить психо-

8-13

10,32

32 11-13

14 14 14 15 15 15 17 17 20 20-21

149

15. 16.

17.

18.

19. 20.

21.

22. 23.

24. 25. 26.

27. 28.

29. 30.

31. 32.

33. 34. 35.

36.

37.

38. 39. 40.

логическую значимость приводимых собственных

доводов?

Какова цель уловки «Откровенность заявления»?

В чем суть уловки «Двойная бухгалтерия»?

В каких случаях будет наиболее эффективна улов-

ка «Подмена истинности полезностью»?

Как называется уловка, когда одну и ту же мысль

выражают по-разному?

Как Вы понимаете уловку «Рабулистика»?

Опишите Ваши действия при использовании улов-

ки «Троянский конь».

В каких случаях может быть использована уловка

«А что Вы имеете против»?

Как Вы понимаете уловку «Многовопросье»?

Какие манипуляции Вы бы отнесли к логическим

уловкам?

Какие общие правила нейтрализации уловок Вы

знаете?

Раскройте содержание основных логических оши-

бок.

В чем состоит манипулятивная сущность софиз-

ма?

Раскройте логическую сущность парадокса.

Какие основные законы формальной логики Вы

знаете?

В чем смысл закона тождества?

Раскройте содержание основных условий закона

тождества.

Сформулируйте закон противоречия.

Чем отличаются противоположные суждения от

противоречивых?

В чем суть логического противоречия?

Каковы основные условия закона противоречия?

Сформулируйте закон исключенного третьего и

раскройте его основные условия.

В чем смысл закона достаточного основания?

Раскройте содержание основных правил аргумен-

тации.

Какова логическая структура доказательства?

Какие разновидности аргументов Вы знаете?

Раскройте основные виды доказательства.

20 21 23

23

24 24

26-27

27 27-29

30-31

32-35

34

34 36-46

36-38 37-38

38 39

39

40-41 41-43

43 44-46

47-51

48 51-54

1

4Г 42. 43. 44. 45. 46.

47. 48. 49. 50. 51. 52. 53.

54.

55.

56.

57.

58. 59.

60. 61.

Сформулируйте основные правила логического до-казательства.

Обоснуйте психологические особенности техники аргументации.

Что означает — учитывать в общении с собеседником его темперамент?

Чем индуктивное умозаключение отличается от дедуктивного?

В каких случаях лучше использовать двустороннюю аргументацию?

Как Вы понимаете следующее высказывание: «Если Вы умеете считать до десяти — считайте в присутствии оппонента до девяти»? В чем суть приема «Открытость для убедительных аргументов»?

На что ориентирован прием «Условность принятия доводов оппонента»?

Какова психологическая ценность приема «Оттягивание возражений»?

В чем состоит «изюминка» приема «Вовлечение оппонента в совместную выработку решения»? В каких случаях используются фразы «Да и…» и «Да, но…»?

Как убедительность аргументов зависит от статуса убеждающего?

Почему аргументы приятного собеседника обладают большей убедительностью? В чем суть приема «Обращение за советом»? В каких случаях используется известный прием под названием «Метод Сократа»? К чему обычно приводит категоричность высказываний?

Чем отличаются «позитивные» вопросы от «негативных»?

В чем состоит суть «Вы-подхода»? Объясните сущность стратегии «Мы-высказыва-ние».

К чему приводит использование приема «Я-утвер-ждение»?

Что такое доверие к собеседнику, и как оно возникает?

54-57 58-62 58-59

58

59

62

62 62-63

63

63-64 59-60 60-61 61-62

63 64-66

66-67 68

68-69 69

69-71 66-73

151

62. 63. 64.

65. 66.

67. 68. 69.

70. 71. 72. 73. 74. 75. 76. 77.

78. 79. 80. 81.

82. 83.

Что представляют собой правила бонтона в обще-нии?

Почему, выслушивая собеседника, мы воспитываем в нем самоуважение?

Почему слушать — это больше, чем просто понимать слова?

В чем проявляется особый талант слушающего? Какая потребность человека удовлетворяется, когда его профессионально слушают? Почему слушать собеседника и слышать его — это не одно и то же?

Как происходит формирование умения слушать в детском возрасте?

Как умение слушать своих пациентов используют врачи, психологи и психотерапевты? Почему понять собеседника и согласиться с ним — не одно и то же?

Какие существуют стили профессионального слушания, и чем они отличаются друг от друга? Каково содержание приема слушания «Подача позитивного сигнала»?

В чем принципиальное различие приемов слушания «перефразирование» и «резюмирование»? Что собой представляет «слушание-сопереживание»?

Что означает — понять больше, чем сказано собеседником?

Раскройте содержание шести основных правил конструктивной критики. В чем принципиальное различие между вариантами критических оценок («критика-похвал а», «критика-озабоченность» и др.)? Какова цель комплимента в общении? Чем отличается комплимент от лести и похвалы? Какие основные правила комплимента Вы знаете? Раскройте содержание специфических требований к комплименту.

В чем состоит особенность скрытых комплиментов?

Какие основные правила постановки вопросов Вы знаете?

7R7J 73-81 73-81

74-75 75-76

73-81 75-76 73-76 76-81 76-79 77-78

78

79

73-121 82-83 83-86

87

87-88 88-91

91

94-96 102

152

«47 85.

86. 87.

88. 89. 90. 91. 92. 93. 94. 95. 96. 97. 98.

99.

100.

101.

102. 103. 104.

105. 106.

Раскройте виды и правила формулировки от-ветов.

Что собой представляют конфликтогены, и какова их роль в общении? Какие конфликтогенные действия Вы знаете? В чем конкретно выражается стремление к превосходству?

В чем проявляется агрессивность человека к окружающим его людям? Почему эгоизм часто порождает конфликтную ситуацию?

Раскройте механизм преодоления конфликто-генов.

Охарактеризуйте приемы, позволяющие прекратить разговор, не обижая собеседника. Как обычно определяют предмет тщеславия собеседника?

Что нужно сделать для того, чтобы убедить своего оппонента в чем-либо? Из какого заблуждения и почему не следует выводить делового партнера? Почему так важно определить — а что же стоит за излишней любезностью собеседника? О ком более склонны говорить собеседники в общении?

Почему желательно общаться лишь с позитивно настроенными людьми? Почему не стоит демонстрировать окружающим свою ученость и образованность? Почему среди равных не терпят превосходства? Какова роль эмпатии в общении? Какие коммуникативные качества являются важнейшими?

Что означает — относиться к говорящему с уважением?

Что означает — искренне реагировать на речь говорящего?

Почему не следует излишне доминировать в общении?

Почему следует избегать поспешных выводов? Когда следует использовать прием молчания?

102-104 104

104-105 106-107

107-108

108

108-111 111-113

113 113-114

114 114-115 115-116

116 115-117

73-1211

117-118

118

119 119 119

120 120

153

гот;

108. 109.

по. 111.

112. 113.

Что собой представляют позитивные жесты? Как понимать выражение: «Язык дан человеку для того, чтобы скрывать свои мысли»? В какой мере необходимо избегать дружбы с болтливыми людьми?

Для чего необходимо давать собеседнику почувствовать свое превосходство на Вами? Почему внимание льстит собеседнику? Как приобрести талант, осмотрительно любить и благовоспитанно ненавидеть? Что означает выражение: «Можно дать знание, но нельзя дать умение»?

ТИТ 120

121 121

121 121

122

Тестовые задания для самоконтроля

а) аподистический, светский, дискуссионный;

б) софистический, эристический, дружеский;

в) аподистический, софистический, эристический.

2. Аподистический спор имеет цель:

а) убедить партнера;

б) защитить свою точку зрения;

в) найти истину.

3. Эристический спор имеет цель:

а) найти истину;

б) убедить партнера;

в) «уничтожить» оппонента в споре.

4. Софизм — это:

а) сознательная логическая ошибка в рассуждении;

б) непроизвольная логическая ошибка;

в) «крылатое» выражение, подтверждающее истину.

5. Уловка в споре — это:

а) всякий прием, с помощью которого хотят облегчить спор для себя или затруднить его для оппонента;

б) прием, с помощью которого хотят убедить собеседника;

в) прием, с помощью которого можно уйти от своей точки зрения, если заведомо известно, что она неправильная.

6. У истоков теории уловок были:

а) Пифагор, Кант, Бердяев;

б) Аристотель, Шопенгауэр, Повернин;

в) Анаксимандр, Вебер, Шопенгауэр.

154

7. Суть уловки «Формирование первичной установки» состоит:

а) в намеренном удержании инициативы с целью оказать давление на психику собеседника и сформировать первичную установку;

б) в предоставлении первичной установки в качестве аксиомы, не подвергающейся обсуждению;

в) в изначальном предоставлении слова тем, чье мнение известно, импонирует окружающим и способно сформировать определенную установку на восприятие идей.

8. Суть уловки «Накаливание атмосферы «агрессорами» спора» состоит:

а) в недопущении накала атмосферы «агрессорами» спора, с целью ликвидации возможности принятия нежелательного решения;

б) в преднамеренном столкновении агрессивно настроенных оппонентов с целью накала атмосферы до критической и срыва дискуссии;

в) в накале атмосферы «агрессорами» спора с целью примирить их позиции.

9. Суть уловки «Первоочередная преемственность в голосовании» состоит:

а) в вынесении предложений на голосование не в порядке их поступления, а по степени их преемственности для заинтересованной стороны, чтобы колеблющиеся быстрее отдали свои голоса;

б) в недопущении колеблющихся к голосованию с целью отложить принятие решения;

в) в высказывании предложений, способных повлиять на принятие нежелательного решения.

10. «Порочный круг в доказательстве» — это:

а) подтасовка аргументов оппонента с тем, чтобы они оказались полезны и для Вас;

б) доказывание мысли с помощью ее же, но высказанной в иной форме;

в) построение рассуждений на логической ошибке «после того — значит, вследствие этого».

11. Суть уловки «Приостановление обсуждения на желательном варианте» состоит:

а) в приостановлении принятия желательного варианта решения до его обсуждения;

б) в прекращении обсуждения на выступлении, выражающем наиболее желательную позицию;

155

в) в заострении внимания на желаемом варианте принимаемого решения посредством дискредитации оппонента.

12. Суть уловки «Выборочная лояльность в соблюдении регламента» состоит:

а) в выборе организатором обсуждения жесткой позиции по регламентированию времени выступающих;

б) в лояльном отношении организатора к нарушению регламента;

в) в предоставлении одним выступающим преимущественного права по времени и характеру выступления.

13. Суть уловки «Принятие решения псевдо-де-юре» состоит:

а) в ориентировании мнения обсуждающих на позиции людей, не имеющих права голоса, но специально приглашенных на обсуждение;

б) в принятии решения тайным голосованием;

в) в принятии решения на основе мнения специально приглашенного специалиста.

14. Суть уловки «Перерыв в обсуждении» состоит:

а) в объявлении перерыва в тот момент, когда обсуждение подошло к наиболее выгодному решению;

б) в объявлении перерыва в обсуждении, когда просит об этом оппонент;

в) в объявлении перерыва в тот момент, когда может быть выработано неудобное решение.

15. Суть уловки «Выпускание пара на несущественных вопросах» состоит:

а) в вынесении незначительных, второстепенных вопросов на обсуждение и после длительной перепалки, когда многие уже устали, вынесении того вопроса, который хотят обсудить без критики;

б) в концентрации внимания на несущественных вопросах для увода обсуждения от принятия нежелательного решения;

в) во включении второстепенных вопросов в обсуждение в качестве основных для затягивания спора.

16. Суть уловки «Случайный некомплект документов» состоит:

а) в подделке документов организатором дискуссии с целью отложить обсуждение вопроса на другое время;

б) в сознательной выдаче неполного комплекта документов, чтобы затем «выяснить», что кто-то не в курсе всей информации;

в) в выдаче оппонентам излишнего объема документов.

156

17. Суть уловки «Избыточное информирование» состоит:

а) в предоставлении всех фактов для обсуждения;

б) в предоставлении слишком многих вариантов для обсуждения в течение ограниченного времени;

в) в предоставлении информационно перенасыщенного документа, концентрирующего внимание на второстепенных вопросах.

18. Суть уловки «Раздражение оппонента» состоит:

а) в выведении оппонента из равновесия насмешками, обвинениями, упреками и другими способами, пока противник не сделает невыгодное для него заявление;

б) в раздражении оппонента с целью продолжить невыгодное обсуждение;

в) в использовании лестных приемов против оппонента.

19. «Перевод спора в сферу домыслов» — это:

а) перевод полемики в русло недосказанных, замысловатых фраз;

б) психическое навязывание своего довода оппоненту;

в) перевод полемики в русло обличения собеседника с целью заставить его оправдываться.

20. Суть уловки «Чтение мыслей на подозрение» состоит:

а) в «предугадывании» мыслей оппонентов;

б) в отведении от себя всех подозрений;

в) в подозрении оппонента в сокрытии важных мыслей.

21. Суть уловки «Отсылка к «высшим интересам» без их расшифровки» состоит:

а) в высказывании мысли с намеком на то, что сопротивление оппонента приведет к затрагиванию интересов тех, кого не следует;

б) в приведении в качестве авторитета «высшей инстанции»;

в) в приведении примеров из жизни великих людей в качестве доказательства.

22. Суть уловки «Карфаген должен быть разрушен» состоит:

а) в постоянном и целенаправленном приучении собеседника к бездоказательному утверждению, после чего оно объявляется очевидным;

б) в настаивании на немедленном принятии решения;

в) в настаивании на необходимости в срочном порядке решить вопрос.

23. Лесть отличается от комплимента тем, что она:

а) предполагает разночтение, размышление, предметом ее являются вещи, дела, идеи, все, что косвенно относится к людям;

157

б) предполагает рассмотрение личностей вне их реальных достоинств;

в) прямолинейна, однозначна, проста и понятна, ее предметом являются люди и их качества, она подразумевает преувеличение положительных качеств, приписывание достоинств, которых нет.

24. Уловка «Ложный стыд» заключается:

а) в ложном смущении оппонента из-за его неинформированности;

б) в использовании ложного довода с помощью фразы типа «Вы, конечно, знаете…», чтобы привести человека в состояние стыда из-за незнания;

в) в обвинении оппонента во лжи, чтобы заставить его оправдываться.

25. «Ложный стыд с последующим упреком» — прием, состоящий:

а) в использовании уловки «Ложный стыд» для того, чтобы потом обвинить оппонента в некомпетентности;

б) в дискредитации оппонента насмешками;

в) в обвинении оппонента в его неискренности.

26. Уловка «Принижение иронией» представляет собой:

а) принижение оппонента иронией типа «Извините, но Вы говорите вещи, которые выше моего понимания»;

б) побуждение оппонента ошибаться и смеяться над своими же ошибками;

в) принижение оппонента иронией типа «Вероятно, Вы не до конца понимаете, о чем я говорю».

27. Уловка «Демонстрация обиды» заключается:

а) в высказывании упреков в адрес оппонента;

б) в обсуждении вопроса на повышенных тонах;

в) в демонстрации собственной обиды с целью сорвать обсуждение.

28. Уловка «Авторитетность заявления» состоит:

а) в обвинении оппонента в его некомпетентности;

б) в усилении психологической значимости собственных фраз типа «Я авторитетно заявляю»;

в) в непризнании авторитетности оппонента по данному вопросу.

29. «Открытое заявление» — это прием, суть которого:

а) в использовании оскорбительных высказываний в адрес оппонента;

б) в приглашении говорить откровенно без обиняков;

158

в) в упоре на доверительность общения с помощью фраз типа «Я Вам откровенно, честно скажу».

30. «Мнимое непонимание и недопонимание» — это уловка, состоящая из:

а) перефразированного, искаженного высказывания собеседника;

б) «недопонимания» собеседника с целью затянуть время;

в) невнимательного слушания партнера по общению.

31. Уловка «Лестные обороты речи» представляет собой:

а) использование лести, а затем обвинений в адрес оппонента;

б) использование лести и намека на то, как можно много проиграть или выиграть, если партнер будет упорствовать;

в) очарование оппонента лестью с последующим упреком.

32. Суть уловки «Опора на прошлое заявление» заключается:

а) в ссылке на прошлое заявление оппонента, противоречащее его теперешнему заявлению;

б) в опоре на заявление авторитетной личности.

33. Суть уловки «Лингвистическая косметика» заключается:

а) в том, что используются слова и выражения, подчеркивающие интеллигентность собеседника;

б) в том, что используются очень сложные лингвистические конструкции и в конце концов теряется первоначальная идея;

в) в том, что одну и ту же идею выражают по-разному, придавая ей нужный оттенок.

34. Уловка «Видимая поддержка» представляет собой:

а) видимый отход от своих позиций, дабы не потерять лицо;

б) поддержку своих доводов, даже если они неправильны;

в) первоначальную поддержку оппонента и раскрытие его идеи, а затем, когда противник потеряет бдительность, демонстрация ущербности его доводов.

35. «Сведение факта (аргумента) к личному мнению» заключается:

а) в настаивании на своем личном мнении до конца;

б) в обвинении партнера в том, что высказываемое им мнение — это всего лишь его личное мнение, а человеку свойственно ошибаться;

в) в приведении всех аргументов и доводов в доказательство своего тезиса.

36. Уловка «Рабулнстика» — прием, суть которого заключается: а) в преднамеренном искажении смысла высказываний оппонента, представляя их как забавные и странные;

159

б) в выведении собеседника из состояния конструктивного настроя на работу с помощью угроз;

в) в формировании защитной реакции в форме негодования, обвинения.

37. Метод «бумеранга» представляет собой:

а) сфокусирование внимания партнера на положительных моментах своего тезиса, причем высказанных оппонентом в процессе обмена информацией после использования приема «Видимой поддержки»;

б) выведение собеседника из себя и перевода дискуссии на обмен оскорблениями;

в) вызов собеседника на откровенный разговор.

38. Метод «кнута и пряника» заключается:

а) в использовании лести, похвалы и жестокого оскорбления, чтобы запугать оппонента (по поводу своего отношения к нему как к личности);

б) в намеке на то, что можно договориться по-другому;

в) в непрямых угрозах, заставляющих противника делать выбор: иметь ли собственное мнение или быть в опасности перед угрозой, шантажом и физическим насилием.

39. «Многовопросье» заключается в том, чтобы:

а) засыпать противника вопросами, не слушая его аргументов, заставить его запутаться и сделать ошибку;

б) задать в одном вопросе не один, а несколько, причем разных и мало совместимых друг с другом вопросов, чтобы потом обвинить партнера в непонимании сути проблемы или в том, что тот не полностью ответил на вопросы, ушел от ответа или ввел партнера в заблуждение;

в) задать много вопросов за короткий период времени и увести с их помощью от первоначальной темы обсуждения.

40. Логические уловки построены на:

а) сознательном нарушении законов и правил формальной логики или использовании их в целях манипуляции против недостаточно осведомленного оппонента;

б) в сознательном использовании логических законов для построения аргументированной защиты от контрнападок оппонента;

в) в несоблюдении закона достаточного основания.

41. Несоблюдение закона достаточного основания заключается:

а) в неопределенности сформулированного тезиса;

б) в предоставлении логически неверных доводов, аргументов;

160

в) в использовании недостаточных, хотя и верных суждений, аргументов.

42. Причинно-следственный силлогизм заключается:

а) в построении рассуждений по принципу «после того — значит, вследствие того»;

б) в доказательстве мысли с помощью ее же самой;

в) в нечеткой формулировке основного тезиса.

43. Суть уловки «Неполное опровержение» заключается:

а) в опровержении тезиса оппонента в наиболее резкой форме;

б) в выборе наиболее уязвимого довода оппонента, разбивании его в резкой форме и делании вида, что его остальные доводы внимания не стоят;

в) в доказательстве от противного.

44. Неправомерные аналогии — это:

а) использование аналогий, построенных на утверждении, что данный тезис неправомерен;

б) использование аналогий с жизнью великих людей в качестве примера;

в) использование аналогий в доказательстве, абсолютно несоизмеримых с обсуждаемыми вопросами.

45. Какая из перечисленных уловок не является организационно-процедурной:

а) «Игнорирование поступивших предложений»;

б) «Опора на прошлое заявление»;

в) «Избыточное информирование».

46. Побудить оппонента к оправданию — это цель уловки:

а) «Чтение мысли на подозрение»;

б) «Суждение типа «Это банально!»;

в) «Отсылка к «высшим интересам» без их расшифровки».

47. К какой ошибке не приводит несоблюдение закона тождества?

а) подмена понятия;

б) предвосхищение основания;

в) отождествление.

48. Суть открытого обсуждения о недопустимости использования уловок состоит:

а) в ложном заверении партнера о неиспользовании уловок;

б) в неиспользовании уловок со своей стороны с целью убедить партнера в искренности своих намерений;

в) в открытой договоренности о неиспользовании уловок.

6 — 3204

161

49. Цель раскрытия уловки, т.е. раскрытия ее сути, заключается:

а) в том, чтобы показать автору уловки, что противоположная сторона тоже вооружена знанием уловок и способна их нейтрализовать;

б) в том, чтобы публично обвинить автора уловки в ее использовании и прервать обсуждение;

в) в том, чтобы подтвердить, что оппонент блефует.

50. Основными законами формальной логики являются:

а) закон тождества, закон исключенного третьего, закон противоречия, закон достаточного основания;

б) закон единства и борьбы противоположностей, закон распространения материи, закон индукции;

в) закон исключенного третьего, закон достаточного основания, закон единства и борьбы противоположностей, закон отрицания отрицания.

51. Что лежит в основе нейтрализации логических ошибок в споре?

а) законы диалектической логики;

б) формально-логические законы;

в) законы математической логики.

52. Смысл закона тождества заключается в том:

а) чтобы в процессе рассуждения понятия и суждения были тождественны самим себе, т.е., во-первых, формулировались точно и однозначно, во-вторых, не подменялись другими утверждениями;

б) чтобы в процессе рассуждения аргументы не соответствовали единожды высказанным;

в) чтобы высказываемые суждения не противоречили друг другу.

53. Понятия совместимые могут быть:

а) логическими, литературными, сравнимыми;

б) перекрещивающимися, равнозначными, подчиняющимися и подчиненными;

в) подчиняющимися, равнозначными, противоположными.

54. Понятия несовместимые — это понятия:

а) соподчиненные, перекрещивающиеся, смысловые;

б) сравнимые, подчиняющиеся, равнозначные;

в) противоположные, противоречивые, соподчиненные.

55. «Основное заблуждение» — это ошибка, возникающая вследствие нарушения правила:

а) «Аргументы должны быть достаточными»;

162

б) «Аргументы должны быть достоверными»;

в) «Аргументы должны быть доказаны самостоятельно».

56. Какой из примеров является примером равнозначных понятий:

а) А — Лермонтов, В — автор многих произведений;

б) А — Пушкин, В — автор труда «Евгений Онегин»;

в) А — Гоголь, В — автор замечательных трудов.

57. Какой из примеров является примером соподчиненных понятий:

а) А — дерево, В — береза, С — ель;

б) А — дуб, В — ель, С — рябина;

в) А — кошка, В — лев, С — царь зверей.

58. Какой из примеров является примером противоречивых понятий:——

а) А — синий, В — зеленый,—

б) А — красный, В — зеленый;

в) А — белый, В — черный.

59. Какой из примеров является примером противоположны нятий: -—.

а) А — кошка, В — собака;

б) А — друг, В — недруг;

в) А — белый, В — черный.

60. Суть ошибки «Подмена тезиса» заключается в том:

а) что доказывается или опровергается тот тезис, который был сформулирован в начале полемики;

б) что в нужный момент спорящий подменяет тезис сходным, а Вы этого не замечаете;

в) что тезис формулируется неточно и неоднозначно.

61. Не соглашайтесь с опровержением Вашей точки зрения до тех пор:

а) пока не удостоверитесь, что Вы действительно не правы;

б) пока не удостоверитесь, что опровергнута именно Ваша точка зрения, а не что-то сходное с ней;

в) пока Вас не выслушают.

62. Сущность закона исключенного третьего состоит:

а) в том, что третье суждение не может быть истинным;

163

б) в том, что ложным является или одно, или другое суждение, а третье всегда истинно;

в) в том, что из двух противоречивых суждений одно — ложно, другое — истинно, третьего не дано.

63. Сущность закона противоречия заключается:

а) в том, что в противоположных суждениях признак отрицается путем указания на полярный признак, а в противоречивых суждениях признак отрицается без указания его антипода;

б) в том, что в противоречиях рождается истина;

в) в том, что противоречия, возникающие между спорящими, не всегда могут быть решены посредством обсуждения, так как оба спорящих могут быть правы.

64. Противоположные суждения отличаются от противоречащих тем, что:

а) в противоречащих используется частица «не» без указания антипода;

б) противоположные суждения подтверждают друг друга;

в) в противоположных суждениях предмет рассматривается с разных сторон.

65. Тезисы должны быть:

а) четкими, осмысленными, явными;

б) определенными, самостоятельными, правильными;

в) четкими, определенными и понятными для дискутирующих.

66. Опровергнуть мысль можно с помощью:

а) опровержения тезиса, аргументов, его доказывающих, или опровержения связей аргументов и тезиса;

б) опровержения доводов;

в) опровержения аргументов оппонента.

67. Аргументы должны быть:

а) достаточными, явными, убедительными;

б) достоверными, понятными;

в) достаточными для доказательства, достоверными, не противоречащими друг другу.

68. Прием «Да и…» используется:

а) для иронизирования над оппонентом;

б) для того, чтобы добиться уступок у оппонента;

в) с целью расположить к себе оппонента, свести конфронтацию на нет.

69. Умение «считать до девяти в присутствии оппонента» представляет собой:

а) умение скрыть важные факты от оппонента так, чтобы он этого не заметил;

б) умение быть осторожно сдержанным в общении и не раскрываться до конца;

в) умение перехватить инициативу в общении.

70. Условность принятия доводов оппонента сводится:

а) к стимулированию раскрытия позиций оппонента с целью вернуться к обсуждению на прежние позиции;

б) к скрытому переходу в стан оппонента, чтобы потом, исказив его идею, опровергнуть его тезис и выиграть спор;

в) к принятию доводов оппонента при условии, что и он примет Ваши доводы.

71. Прием «Оттягивание возражения» состоит:

а) в создании доверительных, партнерских отношений с оппонентом, чтобы партнеру было тяжелее и неприятнее вступать в конфронтацию;

б) в затягивании переговоров и подведении оппонента к своей точке зрения без вступления в конфронтацию с ним;

в) в уходе от прямой конфронтации с целью узнать уязвимые места системы доводов оппонента.

72. Прием «Обращение за советом» служит:

а) для выяснения реальных позиций оппонента по данному вопросу;

б) для того, чтобы сделать комплимент оппоненту и создать доверительные отношения с ним;

в) для возбуждения полемики по поводу несогласий по обсуждаемому вопросу.

73. Прием «Настройка на волну оппонента» выражается:

а) в умелой подаче сигналов «Я такой же, как Вы» с целью создания доверительных отношений;

б) в том, чтобы заставить себя выслушать, даже если и неправ;

в) в том, чтобы попытаться понять причины, заставившие партнера мыслить так, а не иначе.

74. Быть хорошим собеседником — означает:

а) уметь много и долго говорить, заставлять собеседника слушать;

б) уметь удержать инициативу в разговоре посредством концентрации внимания собеседника на своем рассказе;

в) быть хорошим слушателем.

75. Техника слушания приема «Подача позитивного сигнала» включает в себя:

164

165

а) молчаливое внимание, удобную позу (развалясь);

б) активную позу, искреннее внимание к собеседнику, целенаправленное молчание;

в) максимальную словесную реакцию, постоянное вступление в разговор, чтобы дать понять, что тебе интересно.

76. Сигналы обратной связи, помогающие реализовать «Подачу позитивного сигнала», представляют собой:

а) минимум словесной реакции, зеркальное отображение чувств оппонента, уточнения;

б) вступление в разговор с примерами из своей жизни;

в) максимальную словесную реакцию, постоянное включение в разговор.

77. Слушание-«перефразирование» заключается:

а) в запутанной формулировке мысли партнера своими словами;

б) в повторении точь-в-точь всего сказанного с выделением основной мысли;

в) в формулировке мысли партнера своими словами, возвращении говорящему сути его сообщения, чтобы он оценил правильность понимания его точки зрения.

78. Слушание-«резюмирование» — прием, представляющий собой:

а) формулировку пространного суждения на основе выдвинутой оппонентом идеи;

б) формулировку мысли оппонента его же словами, чтобы тот оценил, как его поняли;

в) слушание с целью очень коротко повторить все сказанное, выделяя основную мысль.

1.-В

2.-в 3.-б 4.-а 5.-а 6.-б 7.-в 8.-б

166

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ

9.-а 10.-б 11.-б 12.-в 13.-а 14.-в 15.-а 16.-б

17.-б 18.-а 19.-в 20. -б 21.-а

22. -а

23. -в 24.-б 25.-а 26.-а 27.-в 28.-б 29.-в 30. -а 31.-б 32.-а 33.-в 34.-в 35.-б 36.-а 37.-а 38.-в 39.-б 40. -а 41.-в 42. -а 43.-б 44.-в 45. -б 46.-б 47.-б

48.-в

49. -а

50. -а 51.-б 52.-б 53.-б 54.-в 55.-в 56.-б 57.-а 58.-в 59.-б 60.-б 61.-б 62.-в 63.-а 64.-а 65.-в 66.-а 67.-в 68.-в 69.-б 70.-в 71.-б 72.-а 73.-а 74.-в 75.-б 76.-а 77.-в 78.-в

Кроссворды

Способность умно заполнять свое личное время есть высшая степень культуры.

Б. Рассел

Кроссворд 1 По горизонтали:

1. Высказывание, опосредованно указывающее на наличие у человека ряда положительных качеств. 2. Обсуждение, спор. 3. Преднамеренное искажение смысла высказываний оппонента. 4. Спор, имеющий целью нахождение истины.

5. Сигнал обратной связи, который означает просьбу дать необходимые пояснения или повторить что-либо неясное.

6. Немецкий философ, внесший большой вклад в развитие теории уловок. 7. Высказывание о людях и их качествах, подразумевающее преувеличение положительных качеств личности, приписывание достоинств, которых нет. 8. Психологическая уловка, имеющая целью скрыть реальное положение дел и донести до партнера неправдивую информацию. 9. Тактичность в разговорном общении с людьми. 10. Прием рефлексивного стиля профессионального слушания, означающий формулировку мысли партнера своими словами. 11. Процесс коммуникации между людьми. 12. Представитель вида Homo sapiens. 13. Собеседник в споре.

По вертикали:

4. Древнегреческий мыслитель, внесший вклад в разработку теории уловок. 15. Качество последовательных умозаключений, возникающих во время эристического спора, когда умозаключения доказательны, но не убедительны. 16. Психологическая уловка, имеющая целью сознательно утаить информацию от собеседника. 17. Ошибки, вызванные несоблюдением закона тождества, когда предполагают, что все верное в раздельном смысле будет верно в собирательном и наоборот. 18. Психологическая уловка, смешивание лжи и достоверной информации, одностороннее освещение фактов. 19. Психологическая уловка, состоящая в том, чтобы в одном вопросе задать несколько малосовместимых вопросов. 20. То, чего всегда бывает мало или же совсем не хватает. 21. Спор, имеющий целью победить, разгромить, «уничтожить» оппонента. 23. Противоположность

168

эгоизма. 24. Прием рефлексивного стиля профессионального слушания, имеющий целью повторить все сказанное собеседником в краткой форме для подачи сигнала о том, что сообщение принято целиком. 25. Русский логик, внесший значительный вклад в теорию уловок. 26. Спор, имеющий целью убедить в чем-либо. 27. Формально-логическая уловка. 28. Состояние подъема духовных сил, творческого волнения человека, ведущее к возникновению новых идей.

169

Кроссворд 2 По горизонтали:

1. Стремление сознательно утаить информацию от собеседника (психол. уловка).

5. Рекламирование, восхваление самого себя. 9. Правила, использование которых в разговоре порождает состояние психологического комфорта и теплоты (франц.).

11. Разговор, обсуждение чего-нибудь, при котором каждый участник старается доказать, что он прав. 13. Доказательное, но не убедительное умозаключение. 18. Ответ, возражение, замечание на слова собеседника. 20. Прием профессионального слушания — слушания с целью повторить сказанное, но очень кратко. 23. Наука, изучающая невербальные средства общения. 24. Желание что-либо сделать, осуществить. 26. Представитель древних жителей Африки, на морали которых основан прием «Двойная бухгалтерия». 29. Прямолинейный, простой и понятный человек, улыбающийся при каждом вашем вздохе, вскрикивающий при каждом слове и рукоплещущий всем вашим действиям. 30. Главная идея, заключенная в мысли собеседника и сформированная им. 31. Психологическое состояние человека, который верит, что его понимают. 32. Прием, означающий преднамеренное искажение смысла высказываний оппонента. По вертикали:

2. Тот, доверие к кому стоит на втором месте после доверия к себе, причем ссылка на него является одной из психологических уловок. 3. Прием «обезоруживания» в споре. 4. Оценка, услышав которую, ваш оппонент не удержится от соблазна эмоционально доказать, что это не так. 8. Смешение лжи и достоверной информации. 10. Обсуждение чего-либо с целью дать оценку. 12. Выведение противника из состояния психического равновесия. 14. Уловка, с помощью которой делаются акценты на особую доверительность общения. 15. Наука о психике и психической деятельности человека и групп людей. 16. Прикрытое тенью недосказанности указание на наличие у человека ряда положительных качеств, заставляющее самостоятельно домысливать суть сказанного. 17. Прием профессионального слушания, подразумевающий формулировку мысли партнера своими словами. 19. Орудие, используемое австралийцами для охоты, а умным человеком для мнимой поддержки оппонента, чтобы успокоить, отвлечь его внимание и ослабить психологическое противоборство. 21. Сущность психологической уловки «Видимая поддержка». 27. Высокая одаренность. 28. Удачное достижение желаемой цели.

170

Ответы на кроссворды

Кроссворд 1 По горизонтали:

1. Комплимент. 2. Полемика. 3. Рабулистика. 4. Аподис-тический. 5. Уточнение. 6. Шопенгауэр. 7. Лесть. 8. Ложь. 9. Корректность. 10. Перефразирование. 11. Общение. 12. Индивидуум. 13. Оппонент.

По вертикали:

14. Аристотель. 15. Силлогизм. 16. Умалчивание. 17. Отождествление. 18. Полуправда. 19. Многовопросье. 20. Время. 21. Софистический. 22. Уловка. 23. Альтруизм. 24. Резюмирование. 25. Поварнин. 26. Эристический. 27. Софизм. 28. Вдохновение.

Кроссворд 2 По горизонтали:

1. Умалчивание. 5. Самореклама. 9. Бонтон. 11. Спор. 13. Силлогизм. 18. Реплика. 20. Резюме. 23. Кинесика. 24. Намерение. 26. Готтентот. 29. Льстец. 30. Тезис. 31. Доверие. 32. Рабулистика.

По вертикали:

2. Авторитет. 3. Нейтрализация. 4. Ерунда. 8. Полуправда. 10. Критика. 12. Раздражение. 14. Откровенность. 15. Психология. 16. Комплимент. 17. Перифраз. 19. Бумеранг. 21. Контрудар. 27. Талант. 28. Успех.