различают первичную, вторичную и третичную профилактику

1.Актуальные направления социальной работы в системе здравоохранения в современной России

Профилактическое направление социальной работы в системе здравоохранения

профилактика — система мер медицинского и немедицинского характера, направленных на предупреждение, снижение риска развития отклонений в состоянии здоровья и заболеваний, предотвращение или замедление их прогрессирования, уменьшение их неблагоприятных последствий.

В социальной работе термин «профилактика» трактуется как научно-обоснованные и своевременно предпринятые действия, направленные на предотвращение физических, психологических, социально-культурных коллизий у отдельных индивидов и групп риска; сохранение, поддержание и защиту нормального качества жизни и здоровья людей; содействие индивидам в достижении поставленных целей и раскрытие их внутренних потенциалов.

различают первичную, вторичную и третичную профилактику.

Первичная профилактика- комплекс медицинских и немедицинских мероприятий, направленных на предупреждение развития отклонений в состоянии здоровья и заболеваний, общих для всего населения отдельных региональных, социальных, возрастных, профессиональных и иных групп и индивидуумов.

Первичная профилактика включает в себя:

• принятие мер по снижению влияния вредных факторов на организм человека (улучшение качества атмосферного воздуха, питьевой воды, структуры и качества питания, условий труда, быта и отдыха и других факторов, влияющих на качество жизни);

• проведение экологического и санитарно-гигиенического скрининга;• формирование зож;• меры по предупреждению развития соматических и психических заболеваний и травм, в том числе профессионально обусловленных, несчастных случаев, дорожно-транспортного травматизма, инвалидизации, а также смертности (исключая естественную);• оздоровление лиц и контингентов населения, находящихся под воздействием неблагоприятных для здоровья факторов с применением мер медицинского и немедицинского характера.

Вторичная профилактика представляет собой комплекс медицинских, социальных, санитарно-гигиенических, психологических и иных мер, направленных на раннее выявление и предупреждение обострений, осложнений и хронизацию заболеваний, ограничений жизнедеятельности, вызывающих дезадаптацию больных в обществе, снижение трудоспособности, в том числе инвалидизацию и преждевременную смертность.

10 стр., 4527 слов

Анализ медико-социальной работы по профилактике заболеваний, передающихся половым путем

Название документа: Анализ медико-социальной работы по профилактике заболеваний, передающихся половым путем . 23 План Введение 1. Характеристика наиболее часто встречающихся инфекций, передаваемых половым путём 1.1 Факторы, влияющие на распространение инфекции, передаваемые половым путём 1.2 Классификация инфекций, передаваемых половым путём 2. Медико-социальная работа по профилактике заболеваний, ...

Вторичная профилактика включает в себя:•целевое санитарно-гигиеническое воспитание, обучение пациентов и членов их семей знаниям и навыкам, связанным с конкретным заболеванием или группой заболеваний;•курсы профилактического лечения и целевого оздоровления;• проведение медико-психологической адаптации к изменившейся ситуации в состоянии здоровья, формирование правильного восприятия и отношения к изменившимся возможностям и потребностям организма;• мероприятия государственного, экономического и медико-социального характера, направленные на сохранение остаточной трудоспособности и возможности к адаптации в социальной среде, создание условий для оптимального обеспечения жизнедеятельности больных и инвалидов

Третичная профилактика, или реабилитация- комплекс медицинских, психологических, педагогических, социальных мероприятий, направленных на устранение или компенсацию ограничений жизнедеятельности, утраченных функций, с целью возможно более полного восстановления социального и профессионального статуса.

Реабилитационное направление социальной работы

Реабилитация — комплекс социально-экономических, медицинских, психологических, педагогических, юридических, профессиональных и других мер, целью которых является быстрейшее и наиболее полное восстановление утраченных человеком функций, личного и социального статуса. Специалист не решает проблемы за своего клиента, он помогает ему сделать это самому, привлекая, насколько возможно, внешние ресурсы, а главное, активизируя внутренние ресурсы клиента.

Социальная реабилитация — это комплекс мер, направленных на повышение уровня функциональных способностей в быту и социуме, восстановление разрушенных или утраченных больным или инвалидом общественных связей и отношений вследствие нарушения здоровья. Цель социальной реабилитации — восстановление социального статуса, статуса личности, обеспечение социальной адаптации в обществе, достижение самостоятельности и материальной независимости. Социальную реабилитацию в более узком смысле подразделяют на социально-бытовую и социально-средовую. Социально-бытовая реабилитация — это комплекс мероприятий, направленных на развитие навыков, обеспечивающих возможность самообслуживания и независимости от других лиц. Социально-средовая реабилитация включает мероприятия по переоборудованию жилища, реконструкции учреждений соцкультбыта, создание безбарьерной и безопасной среды жизнедеятельности, приспособление инфраструктуры городов и сельских населенных пунктов к функциональным особенностям индивида и др.

11 стр., 5076 слов

+ Тема 11 Социальная адаптация и реабилитация -. вариант

... медицинской и профессиональной реабилитацией. Социальная реадаптация и реинтеграция инвалидов рассматривается как комплекс мер, направленных на восстановление (формирование) социальных навыков, обеспечивающих ... инвалидов включает: социально-бытовую ориентацию, социально-бытовую адаптацию, социально-бытовое образование (обучение) и социально-бытовое устройство. Социально-бытовая ориентация означает ...

Профессиональная реабилитация — подготовка больного или инвалида к конкретной трудовой деятельности с учетом его способностей и возможностей.

Психологическая реабилитация — это изучение и применение биогенных, социогенных и психогенных элементов личности больного, его интересов и установок, отношения к болезни с целью определения потенциальной и фактической социальной роли и рационального использования остаточной трудоспособности.

Медицинская реабилитация — комплекс лечебно-профилактических мероприятий, направленных на восстановление здоровья больного, функциональных возможностей его организма. Целью медицинской реабилитации является определение степени потери и степени восстановления трудоспособности, заключение о клиническом и трудовом прогнозе, разработка и осуществление мероприятий и условий, необходимых для восстановления трудовой деятельности и общественного положения больного.

2. Безработица в современном обществе: понятие, виды и динамика. Безработные как контингент социальной помощи.

Безработица — соц-эконом явление, когда часть трудоспособного населения, незанятая в производстве товаров и услуг, не может реализовывать свою рыночную силу на рынке труда из-за отсутствия подходящих рабочих мест и лишается вследствие этого заработной платы.

12 стр., 5947 слов

Государственная служба занятости (на примере деятельности Управления Федеральной Государственной службы занятости населения по Читинской области)

... занятости; наем персонала, его обучение современным методам обслуживания безработных, на адаптацию соответствующего западного опыта и российским условиям. Население достаточно долго не воспринимало безработицу ... власти к созданию новых институтов рынка труда. Принимается Закон о занятости населения, учреждается внебюджетный Государственный фонд занятости, выстраивается вертикаль федеральной службы, ...

Безработные:все люди трудоспособного возраста, не работают по найму ли на собственном предприятии, готовы приступить к работе, зарегистрированы в службе занятости

Структура и виды:

Вынужденная (объективная):

1. Циклическая: отражает общий уровень экономики, высока при кризисе и низка при подъеме.

2. Структурная: вызвана структурными изменениями в отраслях, перемещение производства и занятости из одной отрасли в другую.

3. Технологическая: в рамках только одного предприятия, сокращение рабочей силы из-за технологических внедрений.

Естественная (субъективная):

1. Фрикционная: отсутствие работы по причине обучения, смены места жительства — время поиска работы.

2. Институциональная: возникает при защищенности безработных, они привыкают к безработице и уже не ищут работу.

3. Добровольная: просто не хотят работать.

Маргинальная

1. Застойная: потеряли право на получение пособий, работу искать отчаялись, привыкли к этому.

2. Сезонная: связана с климатом (сельское хозяйство, строительство).

3. Скрытая: концентрация излишней рабочей силы на производстве, которая не учитывается статистикой и не участвует в производстве материальных благ, неполная занятость.

Показатели безработицы:

В экономической теории используется два показателя, которые могут охарактеризовать картину экономической нестабильности на рынке труда — это уровень безработицы и средняя ее продолжительность.

1. Показатель уровня безработицы используется для измерения масштабов безработицы и рассчитывается как отношение числа безработных к совокупной рабочей силе:

13 стр., 6224 слов

Понятие и сущность уровня и качества жизни

Содержание Введение . Понятие и сущность уровня и качества жизни .1 Понятие уровня жизни .2 Понятие качества жизни .3 Система показателей уровня жизни населения . Проблемы повышения качества жизни в России .1 Уровень жизни населения в России .2 Актуальные проблемы повышения качества жизни Заключение Список использованных источников Введение В конце XX - начале XXI вв. общество, переходя от ...

Уровень безработицы = (число безработных / совокупная рабочая сила) *100

2. Продолжительность безработицы характеризуется средним периодом времени перерыва в работе.

Методы оценки безработицы:

В настоящее время применяется 2 основных метода измерения безработицы: на основе данных соответствующих служб о зарегистрированных безработных и общенациональных выборочных обследований населения.

Каждый из методов имеет свои достоинства и недостатки. Выборочное обследование населения позволяет выявить практически все категории безработных, в том числе и те, которые по каким-либо причинам оказались вне поля зрения служб занятости. Кроме того, данные обследований удобны для межстрановых сопоставлений.

Преимущества учёта безработицы на основе данных регистрации заключается в том, что при этом не требуется значительных финансовых затрат, а отчётность имеет сплошной и непрерывный характер, что позволяет легко отделит сезонные колебания занятости, безработицы и других параметров рынка труда от долговременных тенденций их изменения. Сплошная статистика даёт возможность подробно анализировать ситуацию в каждом регионе и положение безработных по отдельным категориям.

На показатель регистрируемой безработицы воздействуют следующие факторы:

1.Общая ситуация в регионе, определяющая возможности трудоустройства;

2. Государственная политика в отношении безработных (законодательно определённый порядок регистрации и условия предоставления пособий);

3. Эффективность и стиль работы территориальных органов занятости;

4. Особенности трудового, в том числе пенсионного, законодательства;

5. Законодательные инициативы местных и региональных властей.

Перечисленные факторы существенным образом влияют как на стимулы к регистрации безработных, так и на объективные возможности получения статуса безработного, а значит, способствует увеличению или сокращению доли безработных, получающих официальный статус.

10 стр., 4599 слов

Безработица и методы ее урегулирования

Содержание Введение Теоретические основы безработицы 1. Понятие безработицы: определение, причины безработицы в интерпретации основных школ экономической теории 2. Виды безработицы 3. Экономическая и социальная роль безработицы Безработица и методы её урегулирования 1. Методы урегулирования безработицы 2. Безработица в Европе и методы ее урегулирования 3. Безработица в России Заключение Список ...

Согласно данным Федеральной службы по труду и занятости РОСТРУД: Численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости населения в целом по Российской Федерации, составила на 1 июня 2015 года 1 млн. 4,4 тыс. человек, что на 1,2% меньше, чем на 1 мая 2015 года (1 млн. 16,8 человек).

Помощь государственной службы занятости осуществляется преимущественно по двум направлениям:

1. Через государственную поддержку материальных источников существования безработных с тем, чтобы обеспечить безработному и членам его семьи — элементарные условия для выживания. Такая помощь по своей сути пассивна. Она ограничена по времени. В принципе материальная поддержка должна предоставляться в таких узких пределах, которые не позволяют жить безбедно и вынуждают безработного искать работу;

2. Через трудоустройство тех безработных, которые к этому способны и проявляют желание участвовать в общественном производ­стве. Такая поддержка, будучи по своей сути более конструктивной и активной, перемещает центр тяжести на поощрение инициативы безработного в поисках работы, чтобы он не уповал только на получение материальной помощи от общества, но предпринимал усилия к самообеспечению. Смысл активной поддержки заключается в том, чтобы, создавая благоприятные условия, стимулировать в максимальной степени включение безработного в трудовую деятельность.

3. Благосостояние населения: понятие, сущность, показатели. Уровень и качество жизни.

Благосостояние — характеристика социально-экономических условий жизни и удовлетворения потребностей населения. По рекомендациям ООН благосостояние представляет собой систему нескольких элементов: здоровье, в т. ч. демографические условия, пища, одежда, фонды потребления и накопления; условия труда, занятости, организации труда; образование, в т. ч. грамотность; жилище; социальное обеспечение; человеческие свободы. Для международного сопоставления уровня жизни (благосостояния) ООН использует так называемый «индекс человеческого развития», включающий преобразованный национальный доход на душу населения, продолжительность жизни, образование.

8 стр., 3996 слов

Категории и группы населения, обслуживаемые в учреждениях социального обслуживания населения

Утвержден Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 декабря 2005 г. N 535-ст Дата введения - 1 января 2007 года НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ КЛАССИФИКАЦИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ SOCIAL SERVICE OF THE POPULATION. CLASSIFICATION OF THE ORGANISMS FOR THE SOCIAL SERVICE ГОСТ Р 52498-2005 Предисловие ...

Главным элементом благосостояния является уровень и дифференциация доходов населения. Уровень доходов в целом — результат развития экономики страны и наличия в ней природных ресурсов. Дифференциация доходов складывается под воздействием экономических, демографических и социальных факторов и измеряется соотношением уровня материальной обеспеченности 10 процентов наиболее и 10 процентов наименее обеспеченных групп населения (децильный коэффициент).

Одной из главных характеристик благосостояния населения является степень соответствия денежных доходов прожиточному минимуму. Так, в Декларации прав и свобод человека и гражданина (ч. 2 ст. 26) предусмотрено, что «пенсии, пособия и другие виды социальной помощи должны обеспечивать уровень жизни ниже установленного законом прожиточного минимума». При изучении благосостояния остро стоит проблема малообеспеченности — следствие низкого размера доходов, низкой квалификации, незанятости, наличия иждивенцев и пр.

Благосостояние, наряду с доходами и потреблением, включает условия труда и быта, объем и структуру рабочего и свободного времени, показатели культурного и образовательного уровня, здоровья, демографии и демографической и экологической ситуации.

Качество жизни — комплексная оценка условий человеческого существования, которые включают обеспеченность материальными благами, безопасность, доступность и качество медицинской помощи, возможности для образования и развития способностей, состояние природной среды, социальные отношения, включая свободу выражения мнений и влияние граждан на политические решения.

Показателями качества жизни служат измерители уровня жизни (индекс человеческого развития, ожидаемая продолжительность жизни, уровень образования, среднедушевой ВВП), а также следующие показатели:

· уровень денежных доходов населения;

· фактическое конечное потребление домашних хозяйств;

· наличие у населения предметов длительного пользования;

· уровень сбережений;

· уровень бедности;

· уровень безработицы;

· дифференциация доходов населения;

· среднесуточное потребление калорий, белков и жиров на душу населения;

· степень распространения опасных инфекционных заболеваний (СПИДа, туберкулеза и др.);

· коэффициент младенческой смертности (число детей, умерших в возрасте до одного года, на 1000 родившихся живыми);

· число прерываний беременности (абортов);

· смертность населения по причине внешних воздействий (несчастные случаи, убийства, самоубийства и т. д.);

· уровень преступности;

· выбросы в атмосферу вредных веществ и т. д.

+ показатели:

· здоровье: ожидаемая продолжительность жизни, уровень материнской смертности, временная нетрудоспособность, длительная нетрудоспособность, несчастные случаи на производстве;

· образование: непрерывное образование, обучение взрослых, грамотность;

· занятость: безработица, вынужденная неполная занятость, отчаявшиеся найти работу;

· досуг: свободное время, его использование;

· доход: распределение дохода, распределение богатства, бедность, необеспеченность, доступность определенных услуг;

· жилье: внутренняя жилая площадь, владение прилегающей территорией, основные удобства;

· окружающая среда: загрязнение атмосферы, влияние шумов;

· социальная среда: самоубийства, смертельные случаи, серьезные травмы, страх за личную безопасность;

· качество трудовой жизни: средняя продолжительность рабочего времени, время на дорогу на работу, оплачиваемый ежегодный отпуск, гибкий рабочий график, распределение заработков, смертность на рабочем месте, нарушение нормальных условий труда.

  1. Гендер как социобиологическая характеристика пола. Гендеротипы. Социокультурное основание многообразия гендеротипов. Социальные противоречия гендерных ролей и ожиданий в современном мире.

Гендер представляет собой синтез биологических, социальных и индивидуальных особенностей мужчины и женщины. гендер (англ. gender) — социокультурный пол, затрагивает психологические, социальные и культурные особенности. Современные социологи определяют гендер как «черты личности и социальные позиции, рассматриваемые членами общества как мужские и женские» (Дж. Масионис).

Гендер — понятие многозначное:

а) гендер — это социальный статус, который определяет индивидуальные возможности в образовании, профессиональной деятельности, доступе к власти, сексуальности, семейной роли и репродуктивного поведения (Goffman, 1976).

Данное определение построено через отнесение гендера к другим социостатусам (профессии, общественному, гражданскому статусу).

б) гендер — совокупность поведенческих характеристик и ролей, определяющих личный, социальный и правовой статус мужчины или женщины в определенном обществе

в) гендер — это организованная модель социальных отношений между женщинами и мужчинами, не только характеризующая их межличностное общение или взаимодействие в семье, но и определяющая их социальные отношения в основных институтах общества.

Гендер — это совокупность социальных и культурных норм, смыслов и ожиданий, которые общество предписывает индивидам в зависимости от их пола. Гендер — один из способов социальной стратификации, влияющих на социальное положение женщин и мужчин, на доступ к ресурсам, на их жизненные стратегии и практики.

В 1974 г. С. Бэм сформулировала свою гипотезу о существовании 3 типов людей с различной гендерной идентичностью: с преобладанием фемининных ха­рактеристик;с преобладанием маскулинных характеристик;андрогинных, т. е. тех, у кого наблюдается баланс маскулинных и фемининных характеристик.

По ее мнению, андрогинные личности обладают адаптивностью и гибкостью поведения, отличаются твор­ческими наклонностями и наиболее психологически благополучны. Первые два типа изображались негибкими, ограниченными, демонстрирующими стереотипное гендерное поведение.

С. Бем подчеркивает, что андрогинная личность — человек, обладающий как сильно выраженными мужскими, так и сильно выраженными женскими качествами (рис. 1).

В 1975 г. Д. Спенс подвергла критике определение анд­рогинии, сделанное С. Бэм, и предложила другой показатель:

— андрогинность — это сочетание высокой маскулинности и высокой фемининности, т. е. сочетание противо­положных характеристик, таких как доминантность и подчиненность, ассертивность и уступчивость и т. д.

В общей сложно­сти ею было выделено 4 типа людей:

— типичные мужчины,

— типичные женщины,

— ан­дрогинные личности

— недифференцированные личности с низкими показателя­ми маскулинности и фемининности.

Гендерная структура общества представляет не только антропологическое (биологическое и психическое) содержание сущности человека в социальной жизни, но и деление общества по профессиональным, половозрастным и культурным признакам.

Исследователи предложили классификацию гендеров по типам, совмещающих следующие характеристики:

1.Биологический пол (физиологические признаки, первичные и вторичные половые признаки).

2. Сексуальный опыт — социализация сексуального поведения, непосредственно присущая индивиду форма взаимодействия, мотивированная половой потребностью, но и все многообразие эротических отношений человека с другими людьми. Он может быть гетеросексуальным (наиболее распространенный, гомосексуальным, бисексуальным или вообще отсутствовать.

3. Социальный статус — конкретное свойственное единичному индивиду место в структуре общества. Социальный статус реализуется в совокупности функций (ролей), каждая из которых есть некоторый упорядоченный ряд актов поведения, понятие, показывающее место личности в системе общественных отношений и определяемую им систему социальных функций личности.

4. Структура ценностей — в обществе установились гендерные стереотипы, которые полярно противопоставляют мужчин и женщин

Таким образом, существуют мужские и женские ценности. Тем не менее, наряду с общими тенденциями, исследователями часто наблюдаются инверсии, когда женщина реализует типично мужской тип поведения и наоборот.

Об изменении культурных парадигм говорит тот факт, что допускается множественность моделей идентичности, самопрогнозирование жизни и возможность выбора своего пути. Такое восприятие мира формирует определенные стратегии адаптации у мужчин и женщин и, в конечном счете, формирует их гендерную роль. Гендерная роль — форма поведения, которую данное общество считает приемлемым и нормальным для мужчин и женщин. Иными словами, на гендерные роли влияют моральные ценности, социальные установки и представления. Гендерные роли формируются религией, культурой и экономикой. По мнению Оллпорта, эти институты напрямую влияют на формирование социальных установок и стереотипов. С точки зрения эволюции, историю человечества можно разделить на два периода: первый, когда дарвиновский естественный отбор обеспечивал приспособление человека к изменяющимся условиям и социальным формам образа жизни, и второй, когда естественный отбор перестал поспевать за резко ускорившимся темпом социальных изменений. По- видимому, второй период наступил примерно 20 тыс. лет тому назад, в результате чего человек как биологическое существо оказался «законсервированным» на стадии, соответствующей условиям жизни первобытного племени. Соответственно, биологически в человеке заложены гендерные роли, отвечающие этим условиям: мужчина — охотник и воин, мужественный, агрессивный, сильный, склонный к риску, склонный вести за собой, быстрый в принятии решений; женщина — воспитательница детей, хранительница очага — женственная, сострадающая, заботливая, мягкая. Вместо медленной биологической эволюции человека стала действовать стремительная социальная эволюция, которая поддерживает доминирование у человека уже как социального существа именно мужских качеств. Поэтому не удивительно, что до сих пор мир жил и продолжает жить по «мужским законам» — по правилам некой соревновательной игры, основными особенностями которой являются: начало и конец, наличие жестких правил, не меняющихся во время игры, в игре есть победители и побежденные. В настоящее время в мужском мире женщинам, чтобы достичь успеха в сферах, в наибольшей степени определяющих современное развитие общества (политика, бизнес, управление в гражданской и военной сфере), приходится отказываться от своего биологического женского начала и играть по мужским правилам. Современное общество характеризует смещение гендерных ролей, так как социальные роли и мужчин и женщин существенно изменились, хотя традиционные роли в большей части России еще преобладают. Женщины увеличивают долю своего участия в политике, бизнесе и даже силовых структурах. Количество социальных ролей выполняемых женщиной увеличилось неоднократно. Мужчины далеко не всегда расширяют свои социальные роли, но перемены коснулись и их. Например, у мужчин существенно расширяется эмоциональное, личностное пространство, которое влечет за собой смягчение идентификационных критериев «настоящего мужчины». «Плачущие мужчины», «мужчины зарабатывающие меньше женщин», «мужчины ухаживающие за детьми» сегодня не вызывают удивления. Все стереотипы, и гендерные в том числе, обладают такими свойствами, как устойчивость, укорененность в сознании, способность передаваться из поколения в поколение, сложность в их изменении. И все же поскольку они сформированы обществом, значит, их можно изменить, меняя общественное сознание. В связи с этим целесообразно проводить не только просветительскую и коррекционную работу со взрослыми представителями современного общества, а также необходимо внедрение гендерного подхода во все сферы жизнедеятельности социума.

5. ГЕНЕЗИС СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ: КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ И ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИНСТИТУТА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ.

Культурно-исторические предпосылки. Социальная работа сформировалась в определенном историческом контексте. Сам факт наличия или отсутствия в обществе такой профессии, как социальная работа, определяет то, под каким углом рассматриваются индивидом и государством социальные проблемы, формируются ли ценности гражданского общества. Существует высказывание, что отношение к старикам и детям определяет уровень цивилизованности, развитости общества.

В советской России некоторые функции социальной работы выполнялись организациями, находившимися в ведении четырех министерств — образования, здравоохранения, социального обеспечения и внутренних дел. Схожие функции брали на себя компартия, комсомол и профсоюзы, а также ряд общественных организаций (например, Всесоюзное общество инвалидов).

Вся эта система социальной поддержки была разобщенной и финансировалась по остаточному принципу, что существенно снижало ее эффективность. Последнее десятилетие уходящего века ознаменовано значительными изменениями в социальных отношениях, в политике, экономике, культуре. Распад государственной экономики вызвал резкое снижение качества жизни, ухудшение положения инвалидов и пожилых, многодетных семей, женщин и детей, обнажил прежние и привел к возникновению новых социальных проблем. В ответ на эти изменения были учреждены новые образовательные программы и профессии из разряда помогающих (helping) или заботящихся (caring), поскольку их предназначение — практическая помощь, забота о человеке. Среди таких нововведений — социальная работа, утвержденная в России в 1991 году одновременно как вузовская специальность и профессиональная деятельность. В 1990-е годы в России быстрыми темпами развивается сфера социальных услуг в системе Министерства труда и социального развития РФ; Министерство образования РФ вводит должность социального педагога в общеобразовательной школе и специальных учебных заведениях для детей-инвалидов, а Министерство здравоохранения РФ — социального работника клинического учреждения.

Социальная работа зачастую ассоциируется с милосердием или благотворительностью от лица государства. Однако социальная работа — это профессия, тогда как благотворительность — внепрофессиональная деятельность, а милосердие — категория нравственности. Нередко можно слышать мнение, что социальная работа — это просто современный светский вариант религиозной благотворительности, уходящий корнями в средневековье. На самом деле благотворительность и социальную работу объединяет лишь общая альтруистическая установка. По всем прочим основным параметрам — целям, методам и структуре, а так же по тому что связано с особой подготовкой работников-исполнителей они весьма существенно различаются.

Политико-правовые предпосылки возникновения института социальной работы. Стержнем понятийной структуры социальной работы является идея прав человека. Ядро философской концепции прав человека составляет набор утверждений о том, что каждый человек обладает абсолютным и очевидным правом на определенные блага. Социальная работа становится одним из механизмов претворения в жизнь идеальных представлений мирным, а не революционным путем. Зародившись в XVII—XVIII вв., идея прав человека с течением времени расширяется, охватывая, помимо гражданского, также и «социальный» аспект. Цивилизованное общество обязано обеспечить всем своим членам некий минимум благосостояния и стабильности условиях быстрой индустриализации и урбанизации. Это предполагает систему пенсионного обеспечения, мероприятий по борьбе с безработицей, пособий для безработных, жилищного обеспечения, а также доступных всем здравоохранения и образования.

1−11 — Стр 2

6.Гуманистическая сущность социальной работы. Клиентцентрированность социальной работы.

Гуманизм (от лат. humanitas — человечность) — мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности, возникло как философское течение в эпоху Возрождения.

В основе гуманизма лежит гуманность, понимаемая как человечность, человеколюбие, уважение к достоинству человека.

Гуманистическое мировоззрение основано на признании неотъемлемых прав человека, в том числе права на достойную, полноценную и счастливую жизнь для каждого, независимо от его национальных, расовых, религиозных, возрастных, половых, индивидуальных или социальных особенностей. Поэтому социальная работа является практической реализацией гуманистического менталитета.

Социальная работа более других профессий располагается в границах нравственного выбора и этического поведения. Поэтому такие факторы регуляции человеческого поведения как общественная мораль, индивидуальный нравственный контроль, являются нравственными регуляторами самой социальной работы.

Гуманистический подход к пониманию человека как уникальной, открытой, интенциональной, амбивалентной системы, способной к самопознанию и саморазвитию, базируется на понимании основных закономерностей его социального развития:

1. Развитие человека осуществляется только в процессе реальной деятельности на основе взаимодействия с другими людьми.

2. Движущей силой социального развития является противоречие между растущими потребностями человека и реальными возможностями его удовлетворения.

3. Стабильные периоды развития чередуются с нестабильными периодами, которые выступают как переходные этапы и несут в себе возможности качественных новообразований личности.

4. Наиболее благоприятными условиями социального развития личности выступают: социальная поддержка, референтная группа и динамика потребностей личности.

5. На каждом этапе социального развития человек обладает особой чувствительностью — сензитивностью по отношению к тем или иным внешним воздействиям, способствующим формированию определенных психических и личностных новообразований.

Независимо от конкретных задач той или иной модели социальной помощи ключевой ценностью социальной работы выступает любая личность. Это означает, что подход к жизни каждого индивида как высшему ценностному измерению дополняется пониманием того обстоятельства, что сама эта жизнь должна быть достойна человека. Правом на помощь со стороны субъектов социальной работы обладает каждый, кто обращается к ним, без дискриминации по каким-либо основаниям. Гуманистические ориентиры побуждают субъектов социальной работы к взаимодействию с клиентами, поощряя их к сотрудничеству, причем не в ущерб другим.

Уникальность социальной работы и ее отличие от других профессий, предназначенных для оказания помощи людям, в том, чтобы способствовать достижению изменений во взаимодействиях между людьми и окружающего их мира. Каждому клиенту свойственны определенные личностные характерные черты, которые должны быть обнаружены и задействованы социальным работником в процессе работы. Вне зависимости от того, является ли клиентом социального работника отдельная личность, группа, семья или более крупная социальная структура, ей будут свойственны особые потребности, система ценностей, возможности, уровень знаний, система вероисповедания народу с физическими характеристиками и накопленным опытом, которые каждую ситуацию делают по истине уникальной.

К тому же клиенты не находятся в вакууме. Их непосредственное окружение также оказывает на них свое влияние. В непосредственное окружение могут входить друзья, семья, работники школы, работодатели, соседи и все те, кто просто хочет оказать помощь, как профессиональную, так и непрофессиональную, непосредственно, от всего сердца, руководствуясь своими знаниями и жизненным опытом. Вследствие того, что непосредственное окружение также вносит свой вклад в решение проблемы, необходимо в интегральное понятие клиента социальной работы включить и непосредственных участников этого социального окружения, и участникам которого можно будет прибегнуть в ходе работы с клиентом. В подходах к клиенту социальной работы необходимо иметь представление как об общих проблемах, объединяющих обращающихся за помощью к социальному работнику людей, входящих в обобщенное понятие «клиент», так и о специфических проблемах каждого клиента, составляющего ту или иную целевую группу социальной работы.

7. Деятельность социальных служб по защите детства. Социально-правовая защита детства.

Социальная защита детей должна представлять собой завершенную систему, опирающуюся на сформированную нормативно-правовую базу, организационную структуру, работающую с разными группами населения (разными возрастными группами детей и подростков), с семьей, учителями, с лицами, взаимодействующими с детьми.

Социальная защита детства проявляется в разных сферах жизнедеятельности:

  • в сфере семейных отношений:

  • в сфере образования:

  • в среде обитания ребенка.

Должен быть защищен, во-первых, определенный уровень жизни ребенка (витальные потребности, здоровье физическое и психическое), во-вторых, должна быть обеспечена безопасность (физическая, экономическая, социальная), в-третьих, право на самореализацию и развитие своих способностей и возможностей.

Права ребенка очерчены в Семейном кодексе РФ: право воспитываться в семье, право на защиту и обеспечение потребностей ребенка, на защиту здоровья, на проживание в помещении, где живет его семья, право на сохранение своей индивидуальности, право на имя, на общение с родными, а также право на собственность, алименты, пенсии, пособия, предусмотренные законом.

Стандарты социальной защиты детства

Государственная политика социальной защиты детства осуществляется в соответствии со стандартами, установленными законодательством РФ:

  • гарантированное общедоступное бесплатное начальное, основное и среднее (полное) общее образование, а на конкурсной основе — среднее и высшее профессиональное образование и воспитание в общеобразовательных учреждениях;

  • бесплатное медицинское обслуживание детей, обеспечение их питанием в соответствии с минимальными нормами питания;

  • гарантированное обеспечение детям по достижении ими возраста 15 лет права на профессиональную ориентацию, выбор сферы деятельности, трудоустройство, охрану и оплату труда;

  • социальное обслуживание и социальная защита детей, в том числе гарантированная материальная поддержка путем выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей;

  • социальная адаптация и социальная реабилитация детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

  • право на жилище в соответствии с законодательством РФ;

  • организация оздоровления и отдыха детей, в том числе детей, проживающих в экстремальных условиях, а также

  • на территориях, неблагоприятных в экологическом отношении;

  • организация квалифицированной юридической помощи.

Социальная защита детей предусматривает два уровня: первый — в повседневной обстановке, в обычной жизненной ситуации; второй — в чрезвычайной, нестандартной ситуации.

Первый уровень социальной защиты связан прежде всего с защитой семьи, а также с защитой ребенка в сфере образования. Второй уровень — чрезвычайный, связан с потерей родителей, с социальным сиротством, социальными и экологическими катастрофами.

Социальные учреждения, которые реализуют эту программу: муниципальные специализированные центры, кризисные центры помощи женщинам и детям, социальные гостиницы и приюты, психологические, педагогические, юридические консультационные пункты и др.

Правовая база социальной защиты детства строится на трех уровнях: международном, общефедеральном и региональном.

Международный уровень включает документы международных организаций (ООН, ЮНИСЕФ. ВОЗ), а также межгосударственные соглашения и программы по охране материнства и детства. Дети как объект особой защиты выделены во Всеобщей Декларации прав человека, принятой ООН в 1948 г., а также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, Международном пакте о гражданских и политических правах, в документах специализированных учреждений ООН и международных организаций, занимающихся вопросами благополучия детей. В 1959 г. ООН приняла Хартию детства и Декларацию прав ребенка. Эти документы сформулировали основные принципы и нормы политики государств в отношении детей, требования в защиту детства, очертили сферу ответственности государства и общества, выявили основные права детей, отвечающие современным социальным условиям.

Верховный Совет СССР 13 июля 1990 г. ратифицировал Конвенцию ООН «О правах ребенка». РФ присоединилась к Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей и к Плану ее реализации (26 декабря 2002 г.).

Россия вошла также в Комитет ООН по правам ребенка.

Общефедеральный уровень правовой защиты детства опирается на Конституцию РФ (1993), Семейный кодекс (1995) и законодательство о семье, Закон РФ «Об образовании» (1996), о социальной защите населения России в целом. Специальное законодательство о защите детей складываюсь в 1992—2005 гг. на основе федеральных программ и указов Президента РФ.

В 1994 г. Указом Президента была введена в действие федеральная программа «Дети России», разделившаяся впоследствии на шесть целевых программ («Дети Севера», «Дети Чернобыля», «Дети-инвалиды», «Дети-сироты», «Развитие индустрии детского питания», «Планирование семьи»).

В 1995 г. принят Национальный план действий в интересах детей Российской Федерации. В 1997 г. эти программы были расширены за счет подпрограмм «Развитие социального обслуживания семьи и детей», «Одаренные дети», «Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев», «Безопасное материнство». Все они объединены в единую целевую программу «Дети России», рассчитанную на 2003−2006 гг.

Региональный уровень опирается на общефедеральную правовую базу, но конкретизирует условия, цели и задачи выполнения законов и указов Президента РФ. Он включает документы органов власти субъектов Федерации и местных властей, общественных организаций, региональные программы.

8. ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В РОССИИ.

Институционализация — процесс, а также результат, в котором явление становится упорядоченным, стандартизируется с помощью норм; превращение явления или движения в организованное учреждение, упорядоченный процесс с определённой структурой отношений, иерархией власти, дисциплиной, правилами поведения.

Институционализация социальной работы является неоднозначным процессом. Зарубежная история профессиональной социальной работы исчисляется не одним десятилетием: в Скандинавии ей, например, уже более пятидесяти лет и более ста — в США и Великобритании, а в реестре службы занятости России появляется как новая профессия в 1991 году. Российская система социального управления впервые сталкивается с теми аспектами развития профессии социальной работы, которые проявлялись в западных странах и подвергались там научной рефлексии на протяжении длительного времени.

Институционализация социальной работой связана с процессами профессионализации. Среди важных атрибутов профессии зарубежные авторы выделяют: вовлеченность в интеллектуальную деятельность, предполагающую индивидуальную ответственность; привлечение науки и обучение в практических целях; применение знаний посредством технологий, передаваемых через образование; самоорганизация; альтруистическая мотивация; наличие профессионального самосознания

Российская социальная работа удовлетворяет почти всем этим критериям, однако существуют некоторые особенности.

Образование, профессиональная подготовка социальных работников сегодня ведется большим количеством ВУЗов, предлагающих различные специализации. Качество образования достигает высоких стандартов благодаря интенсивному внутрироссийскому и международному обмену, научной инициативе преподавателей. Появление социальной работы как новой образовательной дисциплины совпало с реструктурированием кафедр социальных и гуманитарных наук в российских университетах. Возрождение социальной мысли в России, поддерживаемое правительством, научными и образовательными отечественными и международными программами, способствовало оживлению общественной дискуссии по вопросам социального неравенства, практик исключения и социальных проблем. Все это способствует развитию профессионального образования по социальной работе, подготовке квалифицированных кадров. Однако профессионализация социальной работы тормозится параллельными процессами, или дисфункциями ее внутреннего и внешнего контекстов. Однако сферы образования и практики сосуществуют достаточно независимо друг от друга. Например, студенты получают образование, тогда как практики занимаются предоставлением услуг (при этом первые могут так и не стать практиками, а вторые могли никогда не быть студентами).

Кроме того, никто не гарантирует, что эти услуги оказываются с применением навыков, основанных на теориях.

Профессионализация социальной работы затрудняется неадекватными финансовыми ресурсами на федеральном и местном уровнях, негативно влияющими на качество услуг и мотивацию сотрудников. Низкая зарплата работников социальных служб снижает престижность социальной работы как профессиональной занятости. И хотя спрос на специалистов по социальной работе по-прежнему велик, статус этих вакансий оказывается чрезвычайно низким, затрудняя привлечение в этот сектор молодых и в хорошем смысле амбициозных специалистов. Все это затормозило оформление стабильной профессиональной идентичности тех, кто преподает и практикует социальную работу.

Специфику практики отражает следующий момент. Хотя число социальных служб растет, эти учреждения демонстрируют разный уровень качества услуг. Восприятие социальной работы в сегодняшней России во многом основано на воспоминаниях далеко не о самых лучших качествах советского социального обеспечения. А в начале 1990-х годов иные службы и в самом деле механически наследовали кадровый состав, стиль руководства и организационную культуру собеса — мира безразличных чиновников, чьи функции требуют лишь общих бюрократических навыков, но не социально-ориентированной специальной квалификации в анализе проблем, индивидуальной работе с клиентами и координации междисциплинарных услуг. Не только организационная, но и более широкая культурная среда воспроизводит дискриминирующее, медикалистское отношение по отношению к социальным проблемам и может негативно влиять на качество профессиональной деятельности социальных работников. Такие установки проявляются в повседневной жизни, масс-медиа, специальной литературе, в образовании.

Социальный работник (и социальный педагог) ощущает принадлежность к группе профессионалов (специалистов) и укрепляет эту коллективную идентичность, принимая участие в профессиональной ассоциации. В каждой стране мира, где существует профессия социального работника, имеется национальная ассоциация социальной работы. В России в начале 1990-х годов практически одновременно были образованы три (!) профессиональных ассоциации, действующие на федеральном уровне, расширен выпуск периодических изданий, разработан, а затем обновлен этический стандарт социальной работы. Отметим, что конференции по теоретическим и практическим вопросам, также как деятельность ассоциаций, журналов и институтов, вносят немалый вклад в процесс профессионализации социальной работы.

9. Информационные технологии в социальной работе: модели, возможности, перспективы

Информационные технологии — процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов (ФЗ № 149-ФЗ Об информации, информационных технологиях и о защите информации); приёмы, способы и методы применения средств вычислительной техники при выполнении функций сбора, хранения, обработки, передачи и использования данных (ГОСТ)

Одним из важнейших направлений повышения эффективности деятельности является

применение информационных технологий, обладающих гибкостью, мобильностью и

адаптивностью к внешним воздействиям.

И здесь может быть только один путь — компьютеризация, а в более широком плане информатизация.

В условиях развития социальной сферы невозможно решить проблему создания единого поля социальной работы, а также эффективного управления ею, если не создано общее информационное пространство, основанное на новых прогрессивных информационных технологиях, автоматизированном информационном взаимодействии территориальных, социальных, экономических и производственных структур.

Основной целью создания единого информационного пространства является предоставление потенциальным пользователям (органам управления и подразделениям социальной сферы, органам власти) информационных услуг, обеспечивающих им оперативное и надежное взаимодействие при решении задач. Например, обмен мнениями и данными с коллегами из других регионов, поиск требуемой информации в данном информационном пространстве, сотрудничество

С другими службами (пенсионным фондом, налоговой инспекцией и т. д.).

Огромную роль в правильности и адекватности принимаемых мер по социальной защите населения играет своевременная и достоверная информация. В

настоящее время возник целый ряд объективных факторов, настоятельно требующих изменения технологии обработки информации по социальной защите населения, удовлетворяющей новым требованиям:

— постоянное увеличение объемов обрабатываемой информации и необходимость сокращения сроков ее обработки вследствие частого изменения законодательства по пенсионному обеспечению и социальной защите малоимущих;

— потребность в налаживании должного учета реальной нуждаемости всех социально незащищенных слоев населения (адресная защита);

— потребность в мощной информационно-аналитической базе, позволяющей осуществлять контроль расходуемых средств, проводить анализ текущего состояния, разрабатывать программы-минимум и целевые программы;

Информационные технологии в социальной сфере обеспечивают:

1) сбор, накопление фактов и статистических данных о социальных отношениях и

процессах, социальной структуре населения, потенциале социальной инфраструктуры, эффективности принимаемых мер социальной защиты, группах и слоях населения, требующих особого внимания;

2) хранение информации в такой форме, которая позволяла бы легко и быстро находить, своевременно обновлять и предъявлять информацию в случае необходимости;

3) сравнение показателей текущих социальных процессов с

нормативными моделями социального воспроизводства населения и с учетом динамики их изменений;

4) взаимодействие федеральной, отраслевой и региональной структур анализа процессов функционирования социальной сферы; оперативное, своевременное и

полное предоставление сведений и сообщений в соответствующей форме руководителям различных уровней.

Активное использование информационных технологий в органах управления социальной защиты населения позволит улучшить качество работы, будет способствовать экономии времени при решении социальных проблем клиентов. Так, на сегодняшний день во многих регионах

действуют следующие компьютеризированные информационные системы:

— «Льготы-справка» — позволяет получить информацию о льготах, предоставляемых отдельным категориям граждан;

— «Обращение-учет» — содержит информацию о письменных обращениях граждан по пенсионным вопросам, льготам, социально-бытовому обслуживанию;

— «Пенсионер-транспорт» — дает информацию об обеспечении транспортными средствами инвалидов и выплате компенсаций за бензин и транспортные услуги;

Применение социальным работником компьютерных технологий имеет следующие положительные моменты:

— возрастает продуктивность его работы за счет устранения элементов рутинности труда (заполнение стандартных форм, проведение механического подсчета и

др.);

-возникает адресная нацеленность на конкретного клиента при определении видов предоставляемой ему социальной помощи;

-появляется возможность составления «портрета социальных проблем» семьи, а

не отдельного ее члена, что, в свою очередь, позволяет решать социальные проблемы семьи в комплексе;

-уменьшается количество механических ошибок, допускаемых при составлении справок, отчетов и другой документации.

Применительно к клиентам социальной работы компьютерные технологии оказывают следующее положительное воздействие:

— повышают информированность клиента, причем главным условием здесь выступает доступность технической периферии и оперативность размещаемой в системе информации (справочные терминалы);

— обеспечивают оперативность получения ответа на запрос клиента;

— сокращают время получения социальной поддержки при появлении в социальном агентстве требуемых ресурсов;

— помогают адаптироваться людям с ограниченными физическими возможностями.

Таким образом, эти технологии, будучи клиентоцентрированными, обеспечивают адресность социальной помощи.

10. Основные уровни и виды социального обеспечения: компенсационные выплаты, субсидии, льготы, пенсии и др.

Статья 39. Конституции РФ

1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

3. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Основными принципами права социального обеспечения являются:

1) Всеобщность и доступность социального обеспечения. Право на социальное обеспечение является всеобщим. Оно распространяется на всех граждан без всякой дискриминации независимо от пола, расы, национальности, языка, места жительства и др. Законодательство не устанавливает ограничений для каких-то категорий граждан в реализации их права на социальное обеспечение. Социальное обеспечение предоставляется гражданам во всех случаях утраты средств существования по причинам, независящим от них (болезнь, старость, инвалидность, потеря кормильца и др.), признаваемых социально значимыми.

2) Многообразие форм и видов социального обеспечения. В системе социального обеспечения граждан РФ представлены все формы (денежная и натуральная) и виды социального обеспечения (пенсии, пособия, льготы и услуги), которые предусмотрены нормами международных актов по социальному обеспечению. С помощью различных форм и видов социального обеспечения можно наиболее полно удовлетворить различные специфические потребности субъектов социального обеспечения.

3) Осуществление социального обеспечения за счет средств бюджета и страховых платежей. В порядке обязательного социального страхования трудящимся гражданам гарантируется обеспечение трудовыми пенсия ми, определенными видами пособий и социальных услуг за счет таких средств, как средства Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Фонда обязательного социального страхования и Фонда занятости. В то же время многие виды социального обеспечения представляются гражданам без связи с их трудовой деятельностью, как членам общества, за счет средств бюджетов всех уровней (социальные пенсии, социальная помощь на дому, профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов и др.).

4) Единство и дифференциация социального обеспечения. Все граждане имеют право на социальное обеспечение в его различной форме и видах на условиях и в случаях, установленных законодательством.

5) Осуществление социального обеспечения в объеме не ниже социального стандарта, признаваемого государством на определенном этапе развития общества. Социальный стандарт должен соответствовать прожиточному минимуму

6) Охрана прав граждан на социальное обеспечение.

Виды социального обеспечения

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению — ежемесячная государственная денежная выплата гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением федеральной государственной службы при достижении выслуги при выходе на пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации утраченного заработка гражданам из числа космонавтов или из числа работников летно-испытательного состава в связи с выходом на пенсию за выслугу лет; либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.

Виды государственных пенсий:

— За выслугу лет

— По старости

— По случаю потери кормильца

— По инвалидности

Социальные пособия — это регулярные или единовременные выплаты из средств социального страхования или государственного бюджета.

Виды социальных пособий:

• Пособие по временной нетрудоспособности

• Пособие по безработице

• Пособие по беременности и родам

• Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в женской консультации в ранние срок беременности

• Единовременное пособие при рождении ребенка

• Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью

• Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет

Льготы — это дополнительные права и преимущества, которые предоставляются определённым категориям граждан. Также данные преимущества могут предоставляться в виде полного или частичного освобождения от уплаты налогов, а также иных обязательных платежей (льготы на проезд) и выполнений общих обязанностей.

Федеральные законы лежат в основе получения социальных выплат и льгот, по которым права на помощь имеют:

• Участники ВОВ и других боевых действий. А также их семьи;

• Инвалиды и ветераны труда;

• Лица, имеющие государственные награды;

• Лица, подвергшиеся радиационному действию;

• Реабилитированные граждане, а также их родственники;

• Многодетные и малоимущие семьи;

• Государственные служащие;

• Дети в возрасте до 16 лет.

Система назначения и выплаты льгот построена по уравнительному принципу, то есть в первую очередь льготы предоставляются наиболее нуждающимся гражданам вследствие ограниченных возможностей распределяемых ресурсов.

Субсидия — это имеющая целевое назначение полная или частичная оплата предоставляемых гражданам жилого помещения и коммунальных услуг из бюджетов различных уровней.

11. Конституционное право: социальные права и гарантии населения.

Конституционное право или Государственное право — отрасль права, закрепляющая в себе основы взаимоотношения личности и государства, конституционные характеристики государства, регламентирующая организацию государственной власти в стране и иные отношения конституционно-правового характера.

1−11 — Стр 3

Конституционное право регулирует наиболее важные общественные отношения (например, основы государственного строя и судоустройства, избирательной системы), закрепляет основные (конституционные) права (такие как право на труд и пр.), нормы которых содержатся в Конституции и другихзаконах. Конституционное право также определяет основные права и обязанности государства и гражданина, которые конкретизируются в законах и иныхправовых актах, относящихся к иным отраслям права.

Социальные права и свободы — это права и свободы, призванные обеспечивать социальные потребности человека и общественную безопасность общества в целом.

Виды социальных прав и свобод:

— Право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания обучения и творчества (часть 2 статьи 26 Конституции РФ).

— Право на свободный выбор религиозных и иных убеждений и действий в соответствие с ними (статья 28 Конституции РФ).

— Право на свободу труда (часть 1 статьи 37 Конституции РФ).

— Право на труд (часть 3 статьи 37 Конституции РФ).

— Право на отдых (часть 5 статьи 37 Конституции РФ).

— Право на защиту от безработицы (часть 3 статьи 37 Конституции РФ).

— Право на индивидуальные и коллективные трудовые споры (часть 4 стати 37 Конституции РФ).

— Право на защиту материнства, детства и семьи (часть 1 Конституции РФ).

— Право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и других случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39 Конституции РФ).

— Право на жилище (часть 1 статья 40 Конституции РФ).

— Право на охрану здоровья и медицинскую помощь (часть 1 статьи 41 Конституции РФ).

— Право на благоприятную окружающую среду (часть 1 статьи 42 Конституции РФ).

— Право на образование (статья 43 Конституции РФ).

— Право на свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества или преподавания (часть 1 статьи 44 Конституции РФ).

— Право на защиту интеллектуальной собственности (часть 1 статьи 44 Конституции РФ).

Социальные гарантии — это социально-экономические нормативы, гарантирующие населению признанный обществом уровень потребления, то есть обеспечивающие минимальный стандарт уровня жизни в соответствии с возможностями экономики.

Систему государственных минимальных стандартов составляют стандарты в области:

1. оплаты труда;

2. пенсионного обеспечении (пенсия -базов, стрхов, накопит)

3. образования;

4. здравоохранения;

5. культуры;

6. социального обслуживания;

7. жилищно-комунального обслуживания.

Пособия

— временно нетрудоспособным

— на воспитание детей

— по беременности и родам