`Раздел 2. Отечественные теории личности

Тема 9. Взгляды отечественных психологов на проблему психологической структуры личности и ее становления в процессе развития человека

В. 20. Взгляды В.М.Бехтерева на проблему понимания личности и условия развития личности

Влади́мир Миха́йлович Бе́хтерев (18571927) — выдающийся русский медикпсихиатр, невропатолог, физиолог, психолог, основоположник рефлексологии и патопсихологического направления в России, академик.

В 1907 основал в Санкт-Петербурге психоневрологический институт — первый в мире научный центр по комплексному изучению человека и научной разработке психологии, психиатрии, неврологии и других «человековедческих» дисциплин, организованный как исследовательское и высшее учебное заведение, ныне носящее имя В. М. Бехтерева.

По мнению Бехтерева личность представляет собою как бы две тесно связанные друг с другом совокупности следов, из которых одна теснее связана с органической, а другая – с социальной сферой. Т.е. в личности Бехтерев выделял социальную и органическую составляющие. Он подчеркивал доминирующую роль социальной среды, как побудитель всех рефлексов. По Бехтереву условия развития личности:

1 – окружающая природа: метеорологические и географические условия;

2 – наследственность организма;

3 – биологический фактор: врожденные условия с момента зачатия;

4 – физиологические условия – инфекции и другие заболевания;

5 – экономические условия;

6 – отсутствие общественной деятельности (учеба, спорт, адекватное общение) – приводит к неполному развитию личности;

7 – воспитание и обучение.

В.21. Понятие личности и уровней психического развития в представлении а.Ф.Лазурского

Александр Фёдорович Лазурский (18741917) — украинский и русский врач и психолог. Учитель В.Н. Мясищева.

Значение этой концепции в том, что впервые было выдвинуто положение об отношениях личности. По мысли А.Ф. Лазурского, основная задача личности – это приспособление (адаптация) к окружающей среде, которая понимается в самом широком смысле (природа, вещи, люди, человеческие взаимоотношения, идеи, эстетические, моральные, религиозные ценности и т. п.).

Мера (степень) активности приспособления личности к окружающей среде может быть разной, что находит отражение в трех психических уровнях:

12 стр., 5656 слов

Движущие силы и условия развития личности 3

... воздействий, а результат конвергенции внутренних данных с внешними условиями развития. Эта «конвергенция» имеет силу как для основных ... поступков. Представления о «наследственной» и «средовой» детерминации развития личности отличаются поразительной жизнестойкостью. Вместе с тем лежащий в ... местами, а один человек, несмотря на недоуменные взгляды окружающих, становится на стул коленями и пишет. ...

1. Низшем уровне (среда максимально подчиняет человека, не учитываются его эндоспособности);

2. среднем уровне (больше возможности адаптации, человек более сознателен, более инициативен, выбирает занятие соответственно своим склонностям и задаткам);

3. высшем уровне (изменение среды, творческие способности).

Фактически эти уровни отражают процесс психического развития человека.

Личность в представлении А.Ф. Лазурского – это единство двух психологических механизмов. С одной стороны, это эндопсихика – внутренний механизм человеческой психики — обнаруживает себя в таких основных психических функциях, как внимание, память, воображение и мышление, способность к волевому усилию, эмоциональность, импульсивность, т. е. в темпераменте, умственной одаренности, наконец, характере. По А.Ф. Лазурному, эндочерты в основном являются врожденными.

С другой стороны это экзопсихика, содержание которой определяется отношением личности к внешним объектам, среде. Экзопсихические проявления всегда отражают на себе внешние, окружающие человека условия. Обе эти части связаны между собой и влияют друг на друга.

В.22. Центральное понятие, основные стороны, развитие личности в концепции в.Н.Мясищева

Мясищев Владимир Николаевич (1893 — 1973) — отечественный психиатр, психотерапевт, психолог. В 1919 г. окончил медицинский факультет Петроградского психоневрологического института. Ученик В.М. Бехтерева.

Центральным элементом теории является понятие отношения, которое замыкает на себя все другие психологические характеристики личности. Отношения обеспечивают целостность, устойчивость и последовательность поведения личности – являются интегратором свойств личности. Отношение личности – это активная, сознательная, интегральная, избирательная, основанная на опыте связь личности с различными сторонами действительности. Личность предстает как система отношений.

Сами отношения личности формируются под влиянием общественных отношений, которыми личность связана с окружающим миром в целом и обществом в частности, и бывают различной степени обобщенности (ребенок – взрослый – более высокая степень связей).

Человек вынужден вступать именно в общественные отношения (сначала с матерью – непосредственно-эмоциональные отношения, затем с окружающими его близкими, сверстниками, воспитателями, педагогами, коллегами и т. д. в виде игровой, учебной, общественной и трудовой деятельности).

Отношения, преломляясь через «внутренние условия», способствуют формированию, развитию и закреплению личностных, субъективных отношений человека.

Мясищев выделяет следующие стороны в отношениях:

1 – Эмоциональная сторона – формирование эмоциональных отношений к людям, себе, объектам среды.

2 – Оценочная сторона – восприятие, оценка объектов среды и самого себя. 3 – Поведенческая сторона – осуществление стратегий и тактик поведения личности с объектами среды, людьми и в отношении самого себя.

По Мясищеву развитие личности обуславливается развитием ее отношений.

В. 23. Основные характеристики структуры человека как индивида, личности и субъекта деятельности по б.Г.Ананьеву

Борис Герасимович Ананьев (1907 – 1942) советский психолог, создатель концепции факультета психологии СПбГУ полагал, что структура личности строится по двум принципам одновременно:

  1. Иерархическому, где более общие и сложные социальные свойства личности подчиняют себе элементарные социальные психофизиологические свойства.
  2. Координационному, при котором взаимодействие свойств относительно автономно.

Характеристики структуры человека

Характеристики

Критерии

Индивид

Личность

Субъект деятельности

Исходные характеристики

1.Возрастно-половые свойства 2.Индивидуально-типические свойства

Статус в обществе

Сознание и деятельность

Первичный класс личностных свойств

Взаимодействие возр. – половых и индивид-типическ. свойств

Статус, роли, цели и ценностные ориентации

Знания и умения

Вторичный класс личностных свойств

Динамика психофизиологич. функций (сенсорных, мнемич. и др.) и структура органич. потребн.

Мотивация общественного

поведения

Оперирование знаковыми системами

Высшая интеграция

Темперамент и задатки

Характер и склонности

Творчество на базе способностей и талантов

Основные формы развития

Онтогенетическая эволюция под влиянием социальной истории человечества

Жизненный путь, социальная биография личности

История деятельности человека в обществе (подготовка, старт, кульминация, финиш)

Индивид – человек носитель природно-обусловленных свойств.

Личность – человек типичный представитель сформировавшего его общества

Субъект – человек типичный носитель видов человеческой активности.

В.24. Психология личности в представлении с.Л.Рубинштейна

Сергей Леонидович Рубинштейн (18891960) — советский психолог и философ, член-корреспондент Академии наук СССР, один из создателей деятельностного подхода в психологии. Основатель кафедры и отделения психологии факультета философии МГУ, а также сектора психологии Академии наук СССР.

Акцентировал положение о том, что любое внешнее воздействие действует на индивида через внутренние условия, которые у него уже сформировались ранее, также под влиянием внешних воздействий.

Каждый вид психических процессов, выполняя свою роль в жизни личности, в ходе деятельности переходит в свойства личности. Поэтому психические свойства личности – не изначальная данность; они формируются и развиваются в ходе деятельности.

Положения психологии личности, с точки зрения С.Л. Рубинштейна:

1) психические свойства личности в ее поведении, в действиях и поступках, которые она совершает, одновременно и проявляются, и формируются; 2) психический облик личности во всем многообразии ее свойств определяется реальным бытием, образом жизни и формируется в конкретной деятельности.

3) решение 3 вопросов: а) чего хочет личность — вопрос о направленности, потребностях, идеалах личности, б) что может личность (о способностях, одаренностях), в) что личность есть (о характере).

Зависимость психических процессов от личности выражается:

Во-первых, в индивидуально-дифференциальных различиях между людьми.

Во-вторых, личностная зависимость психических процессов выражается в том, что сам ход развития психических процессов зависит от общего развития личности. Смена жизненных эпох, через которые проходит каждая личность и происходит ее развитие, приводит не только к смене жизненных установок, интересов, ценностных ориентаций, но и приводит к смене чувств, волевой жизни.

В-третьих, зависимость психических процессов от личности выражается в том, что сами эти процессы не остаются независимо развивающимися процессами, а превращаются в сознательно регулируемые операции, т. е. психические процессы становятся психическими функциями личности. Так, восприятие в ходе развития личности превращается в более или менее сознательно регулируемый процесс наблюдения, а непроизвольное запечатление сменяется сознательным запоминанием.

(Вариант в.24) Структура личности по с.Л.Рубинштейну.

Деятельностная теория личности наибольшее распространение получила в отечественной психологии. Наибольший вклад в ее развитие внесли С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, К.А.Абульханова-Славская, А.В.Брушлинский. С.Л.Рубинштейн был инициатором разработки концепции субъекта деятельности, в которой исходными характеристиками явились: — сознание (отражение объективной реальности); — деятельность (преобразование действительности).

В этом подходе отрицается биологическое, а тем более психологическое наследование личностных свойств. Главным источником развития личности является деятельность. Деятельность понимается как сложная динамическая система взаимодействия субъекта (активного человека) с миром (обществом), в процессе которого формируются свойства личности.

Средством научения выступает механизм интериоризации, благодаря которому происходит усвоение общественно — исторического опыта. Основными характеристика деятельности являются предметность и субъектность.

Предметность – это характеристика, которая присуща только человеческой деятельности и проявляется в понятиях языка, социальных ролях и ценностях.

Субъектность — выражается в намерениях, потребностях, мотивах, установках, отношениях, целях, личностном смысле, в направленности и избирательности деятельности.

Основное место в личности занимает сознание. Причем структура сознания формируется в детстве в процессе общения и деятельности. Б/с имеет место только в случае автоматизированных операций. Сознание личности полностью зависит от общественного бытия, отношений и условий.

Человек обладает свободой воли лишь в той мере, в какой это позволяет рефлексия, внутренний диалогизм, морально-нравственные нормы поведения, выработанные в данном обществе. Следовательно, свобода – это осознанная необходимость. Личность как совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия. (С.Л.Рубинштейн).С.Л.Рубинштейн выделял следующие компоненты в структуре личности:

Направленность

Проявляется в потребностях, интересах, идеалах, убеждениях, мировоззрении, доминирующих мотивах

Знания, умения,

навыки

Приобретаются в процессе жизни и познавательной деятельности

Индив.-типологич. особенности

Проявляются в темпераменте, характере, способностях

В.25. Культурно – историческая концепция развития личности л.С.Выготского

Лев Семёнович Выго́тский (18961934) — советский психолог, основатель культурно-исторической школы в психологии.

20-30 гг. XX в. Следуя идее общественно-исторической природы психики, Л.С.Выготский совершает переход к трактовке социальной среды не как «фактора», а как «источника» развития личности. В развитии ребенка, замечает он, существует как бы две переплетенных линии. Первая следует путем естественного созревания. Вторая состоит в овладении культур, способами поведения и мышления. Вспомогательными средствами организации поведения и мышления, являются системы знаков-символов (например, язык, письмо, система счисления и др.).

Овладение ребенком связью между знаком и значением, использование речи в применении орудий знаменует возникновение новых психологических функций, систем, лежащих в основе высших психических процессов, которые принципиально отличают поведение человека от поведения животного. Опосредованность развития человеческой психики «психологическими орудиями» характеризуется еще и тем, что операция употребления знака, стоящая в начале развития каждой из высших психических функций, первое время всегда имеет форму внешней деятельности.

Это превращение проходит несколько стадий. Начальная стадия связана с тем, что др. человек (взрослый) с помощью определенного средства управляет поведением ребенка, направляя реализацию его какой-либо «натуральной», непроизвольной функции. На второй стадии ребенок сам уже становится субъектом и, используя данное психологическое орудие, направляет поведение другого (полагая его объектом).

На следующей стадии ребенок начинает применять к самому себе (как объекту) те способы управления поведением, которые другие применяли к нему, и он – к ним.

Т. о., каждая психическая функция появляется на сцене дважды – сначала как коллективная, социальная деятельность, а затем как внутренний способ мышления ребенка. Между этими двумя «выходами» лежит процесс интериоризации, «вращивания» функции вовнутрь.

Интериоризуясь, «натуральные» психические функции трансформируются и «сворачиваются», приобретают автоматизированность, осознанность и произвольность. Затем, благодаря наработанным алгоритмам внутренних преобразований, становится возможным и обратный интериоризации процесс – процесс экстериоризации – вынесения вовне результатов умственной деятельности, осуществляемых сначала как замысел во внутреннем плане.

В воззрениях Выготского личность есть понятие социальное, в нем представлено надприродное, историческое в человеке. Оно не охватывает все признаки индивидуальности, но ставит знак равенства между личностью ребенка и его культурным развитием. Личность «не врожденна, но возникает в результате культурного развития и «в этом смысле коррелятом личности будет отношение примитивных и высших реакций». Развиваясь, человек осваивает собственное поведение.

В.26. Взгляды к.К.Платонова на психологию личности, подструктуры личности и критерии их выделения

Платонов Константин Константинович (1906 — 1984) — отечественный психолог. Доктор медицинских и психологических наук, заслуженный деятель науки РСФСР.

К.К. Платонов рассматривает личность как динамическую систему, т. е. систему, развивающуюся во времени, изменяющую состав входящих в нее элементов и связей между ними, при сохранении функции.

В этой системе автор выделяет четыре подструктуры личности. Критериями выделения подструктур являются:

– отношение биологического и социального, врожденного и приобретенного, процессуального и содержательного;

– внутренняя близость черт личности, входящих в каждую подструктуру;

– каждая подструктура имеет свой особый, основной для нее инструмент формирования (воспитание, обучение, тренировка, упражнение);

– объективно существующая иерархическая зависимость подструктур;

– исторические критерии, используемые для сущностного понимания личности: личность как сумма психических свойств;

– личность как опыт человека, биологизация личности, социологизация личности.

Применение данных критериев к анализу личности позволило автору выделить в ее структуре следующие основные подструктуры:

1. Подструктура направленности и отношений личности, которые проявляются в виде моральных черт. Они не имеют врожденных задатков и формируются путем воспитания. Поэтому она может быть названа социально обусловленной.

2. Подструктура опыта, которая объединяет знания, навыки, умения и привычки, приобретенные путем обучения, но уже с заметным влиянием биологически и даже генетически обусловленных свойств личности. К.К. Платонов признает, что «далеко не все психологи рассматривают указанные свойства как свойства личности».

3. Подструктура индивидуальных особенностей психических процессов или функций памяти, эмоций, ощущений, мышления, восприятия, чувств, воли. К.К. Платонов намеренно устанавливает такой порядок их следования, подчеркивая тем самым силу биологической и генетической обусловленности психических процессов и функций.

4. Подструктура биопсихических свойств, в которую входят половые и возрастные свойства личности, типологические свойства личности (темперамент).

Процесс формирования черт этой подструктуры, а точнее, их переделки, осуществляется путем тренировки. Свойства личности, входящие в эту подструктуру, несравнимо больше зависят от физиологических особенностей мозга, а социальные влияния их только субординируют и компенсируют.

Иерархическая структура личности по к.К.Платонову

К.К.Платонов (1986) включает в структуру четыре аспекта:

Подструктура

Соотношение биологического и социального

1

Направленности

Убеждение, мировоззрение, личностные смыслы, интересы

Социальный уровень.

(Биологического почти нет)

2

Опыта

Знания, умения, навыки, привычки

Социально — биологический уровень. (Больше социального, чем биологического)

3

Форм отражения

Особенности познавательных процессов (памяти, мышления, внимания, ощущений, восприятия)

Биосоциальный уровень. (Биологического больше, чем социального)

4

Конституциональных, биологических свойств

Скорость протекания нервных процессов, баланс процессов возбуждения/торможения; половые, возрастные свойства

Биологический уровень.

(Социальное практически отсутствует).

В. 27. Деятельностная теория личности во взглядах а.Н.Леонтьева. Четырехкомпонентная модель личности в деятельностном подходе

Основателем деятельностного подхода в отечественной психологии был Алексей Николаевич Леонтьев (1903 – 1979).

Он разработал свой вариант принципа деятельности в психологии. Его основой стал структурный анализ принципа деятельности, выделение элементов системы, важное место отводилось отношениям между строением деятельности и строением сознания.

Структура деятельности (Взаимодействие мотивов, целей, условий)

Взаимодействие мотивов, целей, условий

Структура сознания (Иерархия компонентов системы значений и смыслов)

Иерархия компонентов системы значений и смыслов

Теория

Дея-

Тельности

Четырехкомпонентная модель личности в деятельностном подходе

В качестве основных структурных блоков включает в себя:

Направленность – система устойчивых предпочтений и мотивов (интересов, идеалов, установок) личности, задающие главные тенденции поведения личности.

Способности – индивидуально – психологические свойства личности, которые обеспечивают успешность деятельности. Люди отличаются не только по уровню общих способностей, но и по сочетанию специальных.

Н-р: хороший музыкант может быть плохим математиком.

Характер – совокупность морально-нравственных и волевых свойств человека. Моральные: чуткость или черствость. Морально-нравственные свойства отражают представление человека об основных нормативных действиях человека. Волевые: решительность, самообладание, которые обеспечивают стиль поведения и способ решения практических задач.

Самоконтроль – совокупность свойств саморегуляции, связанная с осознанием личностью самой себя. Этот блок надстраивается над всеми остальными и осуществляет: усиление или ослабление деятельности, коррекцию действий и поступков, предвосхищение и планирование деятельности.

Все блоки личности действуют взаимосвязано и образуют системные целостные свойства. Н-р: личность с выраженными экзистенциально-бытийными свойствами является духовно богатой, мудрой.

В рамках этого подхода личность – сознательный субъект, занимающий определенное место в обществе и выполняющий социально-полезную роль.

Структура личности – сложно организованная иерархия отдельных блоков (4) и системы экзистенциально-бытийных целостных свойств личности.

Одни люди более агрессивны, чем другие потому, что у этих людей в процессе их деятельности в определенной социальной среде сформировались целесообразно-осознанные намерения наносить другим людям физический или психический вред, а механизмы самоконтроля оказались не развитыми.

В.28. Сущность системного подхода к анализу психических явлений б.Ф.Ломова.

Борис Фёдорович Ломов (19271989) — советский психолог, специалист в области общей, инженерной и педагогической психологии, а также психологии познавательных процессов. Один из инициаторов разработки инженерной психологии в СССР. Член-корреспондент АПН СССР (1967), член-корреспондент АН СССР с 1976 по Отделению философии и права (психология).

В 1975 г. в журнале «Вопросы психологии» Б.Ф. Ломов опубликовал свою статью «О системном подходе в психологии». Психическое выступает как отражение действительности и отношение к ней, как природное и социальное, как сознательное и бессознательное. Психика, по Б.Ф. Ломову, — это многомерное, иерархически организованное, динамически целое, т.е. она выступает как система. Ядро системного подхода, согласно Б.Ф. Ломову, образуют шесть основных принципов.

1) Психические явления воспринимаются исследователем с нескольких сторон: как некоторая качественная единица, как внутреннее условие взаимосвязи и взаимодействия объекта со средой, как совокупность качеств, приобретаемых индивидом, и как результат активности микросистем организма. Целостное описание явления предполагает сочетание всех планов исследования. 2) Психические явления многомерны, а потому они должны рассматриваться в различных системах измерения. Если к их изучению подходить с одной стороны, то явление никогда не будет исследовано целиком. 3) Система психических явлений состоит из многих уровней, психика в целом разделяется на когнитивную, коммуникативную, регулятивную, каждая из которых также разделяется на уровни. 4) Свойства человека организованы в единое целое, по своему строению напоминающее пирамиду на вершине находятся основные психические свойства, в основании — раскрывающие их свойства, а грани символизируют различные категории свойств. Таким образом, при системном рассмотрении необходимо учитывать совокупность свойств различного порядка.5) Целостное познание психического явления подразумевает учет множественности его детерминант. 6) Психические явления должны изучаться в их динамике и развитии. Целостность и дифференцированность психических явлений возникают, формируются или разрушаются в ходе развития индивида, которое выступает как полисистемный процесс. Таким образом, психическое развитие индивида можно представить как постоянное движение, возникновение, формирование и преобразование основных свойств и качеств. Все эти принципы подразумевают полисистемность бытия человека и интегральность его психических свойств. Именно эта идея является определяющей для системного подхода Б.Ф. Ломова.

29. Вклад а.Г.Асмолова и в.Я.Ляудис в теорию психологии личности

Александр Григорьевич Асмолов (1949) — российский психолог, специалист в области методологии и теории психологии, психологии личности и психологии развития. Ученик А.Н. Леонтьева и А.Р. Лурия. Д-р психологических наук (1996), профессор (1997).

Личность характеризуется:

Внешние характеристики. Большинство людей отличаются друг от друга по своей внешности, росту, цвету кожи, телосложению, весу и другим особенностям.

Прошлый опыт. Знания, убеждения, привычки, умения, стереотипы, разнообразные проявления памяти являются существенной характеристикой личности человека.

Мотивация это область, включающую в себя три группы факторов, которые можно рассматривать как три уровня мотивации.

1.это источники деятельности, ее конечные причины: либидо, потребность в самоактуализации, смысл жизни, ценности, инстинкты и др. Факторы этого уровня – всегда обобщенные, устойчивые факторы, то, что стабильно характеризует человека и относится в равной степени, как к мотивации, так и к личности.

2. это факторы, обеспечивающие выбор направленности деятельности в конкретной ситуации. Имеется в виду не тот сознательный выбор, который мы делаем, взвешивая и оценивая все альтернативы. Чаще всего этот выбор делается без участия сознания, автоматически принимается одно, а не другое направление деятельности в конкретной ситуации. Здесь уже речь идет о факторах собственно мотивационных (мотивы).

3. это те факторы, которые обеспечивают регуляцию, направленность деятельности на реализацию мотива.

Таким образом, психология мотивации занимает пространство между психологией личности и психологией регуляции деятельности. Первый уровень – источники мотивации – общая область психологии личности, второй уровень – то, что происходит здесь и сейчас, конкретный выбор направленности деятельности, — это специфическая тема психологии мотивации, а третий уровень – что ведет деятельность на пути к достижению желаемого, когда этот выбор произошел, — это уже психология деятельности.

Цели и ценности. Личность невозможна без целей, к которым она стремится, без ценностей, ради которых живет человек.

Язык и речь. Речь и язык человека во многом определяют его видение мира. Черты характера. Социальные роли. Поведение. Сознание и самосознание. Сознание, а тем более самосознание человека – существеннейшие проявления личности.

Талант и творчество. Очень часто в обыденной жизни мы называем человека личностью, если тот проявляет себя неординарно, творчески, талантливо.

Ляудис Валентина Яковлевна (1932) — российский психолог, специалист в области педагогической психологии, психологии развития, общей и социальной психологии. Автор концепции функциональной взаимосвязи генетических форм памяти. Д-р психологических наук (1979), профессор (1984).

В работах Ляудис В.Я. были выявлены и впервые описаны функциональная структура и условия развития четырех генетически различных форм памяти:

1) бессознательной памяти на ранних этапах онтогенеза психики;

2) переходной, внешне опосредованной памяти;

3) осознаваемых произвольных процессов памяти;

4) метапамяти.

Установлена специфика процесса функционального развития памяти. На основе концепции функциональной взаимосвязи генетических форм памяти, построены программы обучения письменной речи в начальной школе, учебной деятельности в начальной, средней и высшей школах. С 1980-х гг. разрабатывает концепцию учения как продуктивной и творческой деятельности преподавателя совместно с учениками.

Проектирование сотрудничества учителей и учащихся в процессе обучения, осуществляющееся в естественных условиях, позволило выявить систему форм взаимодействий, межличностных отношений и общения как предпосылок взаимосвязи интеллектуального и нравственного развития личности в процессе обучения («Инновационное обучение и наука», М., 1992).

Ляудис В.Я. разрабатывает также общие вопросы теории и истории педагогической и возрастной психологии, исследует проблемы формирования личности в юношеском возрасте.

30. Содержание идеи а.В.Петровского при обосновании фаз становления личности в социальной среде

Арту́р Влади́мирович Петро́вский (1924 2006) — советский и российский психолог, специалист в области истории психологии, социальной психологии и психологии личности. Доктор псих. наук (1965), профессор (1967).

А. В. Петровский для каждого возрастного периода выделяет три фазы вхождения в референтную общность: адаптация, индивидуализация и интеграция, в которых происходят развитие и перестройка структуры личности: Первая фаза становления личности — активное усвоение действующих в общности норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности (нравственные, учебные, производственные и др.) и овладение теми приемами и средствами деятельности, которыми владеют другие члены группы. Вторая фаза порождается обостряющимся противоречием между достигнутым результатом адаптации — тем, что субъект стал таким, «как все» в группе, — и не удовлетворяемой на первом этапе потребностью индивида в максимальной персонализации. Третья фаза детерминируется противоречиями между сложившимся на предыдущей фазе стремлением субъекта быть идеально представленным в других своими особенностями и значимыми для него отличиями — с одной стороны, и потребностью общности принять, одобрить и культивировать лишь те, демонстрируемые им индивидуальные особенности, которые ей импонируют, соответствуют ее ценностям, стандартам, способствуют успеху совместной деятельности и т.д. — с другой. Интеграция наблюдается и тогда, когда не столько индивид приводит в соответствие свою потребность в персонализации с потребностями общности, сколько общность трансформирует свои потребности в соответствии с потребностями индивида, который занимает в этом случае позицию лидера. Впрочем, взаимная трансформация личности и группы всегда, так или иначе, происходит.

Если противоречие между индивидом и группой оказывается не устраненным, возникает дезинтеграция, ее следствием оказывается либо вытеснение личности из данной общности, либо ее фактическая изоляция в ней, что ведет к закреплению характеристик эгоцентрической индивидуализации, либо ее возврат на еще более раннюю фазу развития.

В рамках этой фазы в групповой деятельности у индивида складываются новообразования личности — черты, которых не было не только у него, но и, быть может, нет и у других членов группы, но которые отвечают необходимости и потребностям группового развития и собственной потребности индивида осуществить значимый «вклад» в жизнь группы.

Каждая из перечисленных фаз выступает как момент становления личности в ее важнейших проявлениях и качествах — здесь протекают микроциклы ее развития. Если человеку не удается преодолеть трудности адаптационного периода, в дальнейшем будут складываться качества конформности, зависимости, безынициативности, что приводит к серьезной личностной деформации.

Тема 10. Проблема психологических аспектов личности в контексте психического здоровья и нарушений личности в. 31. Отечественная классификация нарушений личности

Нарушение личности рассматривают медицинская психология и пато-психология. Традиционно выделяют следующие группы патологий:

  1. Нарушение структуры иерархии мотивов: выражается в нарушении организации деятельности, деятельность становится импульсивной. Ситуативное влечение становится основным, не дающим возможность ориентироваться на последствия поступков и корректировать свои действия по плану на будущее.
  2. Формирование патологический потребностей и мотивов: возникает под влиянием стрессоров в условиях нарушения взаимодействия с окружающими. Самосознание человека разрушается в ходе разрушения рефлексии, что может повлиять на нарушения образа собственной личности. Возникают расстройства: дисморфофобия – это неприятие своего внешнего образа, боязнь старости и др. Возникает исключительное желание стать моложе, выше, худее; деперсонализация — это потеря переживания собственной личности, ощущение утраты себя как целого и необычность, странность или нереальноть происходящего; нервная анорексия – связана с нарушениями самосознания – непринятия себя с искажением своего образа себя.
  3. Нарушение смыслообразования. Связано с конфликтами, искажениями в соц. взаимодействиях. Смыслообразующая функция мотива разрушается, мотив становится знаемым, но не действующим. Человек осознает необходимость выполнения деятельности (например: знает, что надо строить позитивные контакты), но при этом не побуждается к тому, что сам оценивает как необходимое (например: разрушает или не создает связи с другими людьми, осознавая, что делает совсем не то, что считает должным).

    То, что давало смысл и позитивные переживания перестает его волновать и оказывается как бы посторонним к его личности.

  4. Нарушения саморегуляции: фиксированность на травмирующих переживаниях, эмоциях, связанных с травматичным воздействием, ведет к снижению саморегуляции. Это выражается в разрушении целей, ориентировки в будущей жизни, в нарушении деятельности. Человек подвергается влиянию со стороны ситуативных факторов и не строит поведение устойчиво с позиции тех целей, которые считает важными.
  5. Нарушения критичности и спонтанности поведения. Характерны: нецеленаправленность действий, расторможенность, отсутствие ориентировки суждений на какой-то критерий. Ошибки и неточности не замечает. И не способен их критично оценить. Аспонтанность: быстрая, неуправляемая смена реакций на внешние стимулы. Это означает, что деятельность перестает регулироваться смыслами и замещена действиями, которые, потеряв смысл, не имеют мотивов.
  6. Нарушение формирования характерологических особенностей личности. Крайне высокий уровень акцентуации и психопатии.

В. 32. Критерии психического здоровья личности

В качестве критериев психического здоровья выступают:

1. Адекватность психических образов реальности. Например, такие образы, как галлюцинации, считаются не соответствующими реальности и, следовательно, свидетельствующими о нездоровье. Сложность оценки возникает в связи с культурными различиями образов. То, что в одной культуре нормально, в другой может выступать как психическое нездоровье.

2. Эмоционально-волевая зрелость, адекватность особенностей эмоционально-волевых сторон возрастным параметрам. То эмоционально-волевое поведение, которое выступает как норма у ребенка, у взрослого считается нарушением.

3. Способность к саморегуляции своего поведения. Импульсивность, ситуативность поведения, подверженность постоянно изменяющимся стимулам выступает нарушением саморегуляции.

4. Планирование жизненных целей и их достижение. Ситуативность и ориентация на свое состояние выступает как адаптивность, когда не требуется планировать далее свои действия. Способность отдаленного планирования формируется в детстве и выступает признаком развития личности.