Раздел II. Возрастная психология Тема 1: Пренательное (внутриутробное) развитие

  1. Истоки представлений о внутриутробном психическом развитии
  2. Оплодотворение яйцеклетки
  3. Первый месяц жизни
  4. Второй месяц жизни
  5. Третий — пятый месяцы жизни
  6. Шестой-девятый месяцы жизни
  7. Критические периоды пренатального развития
  8. Рождение ребенка

1.1. Истоки представлений о внутриутробном психическом развитии

Истоки представлений о внутриутробном психическом развитии теряются в векax. Скорее всего, первые наблюдения и гипотезы о развитии ребенка в организме матери и появлении его на свет возникли вместе с появлением Homo sapiens, от­крывшим у себя функцию деторождения. Мысли о человеческой жизни до рождения высказывал еще Гиппократ (460—370 гг. до н.э.) в сочинениях «Афоризмы», «О при­роде женщины», «О семимесячном плоде», «О природе ребенка». Известны некоторые эмбриологические представления древних индусов, поскольку отрывочные сведения об этом сохранились в их «Книге жизни» — «Аюр-веде». Инду­сы полагали, что все твердые части плода — от отца, все мягкие — от матери; для возникновения зародыша необходимы 4 главные стихии: огонь, земля, вода и воздух. Не обойтись также без семени отца и крови матери. Избыток семени обусловливает рождение мальчика, избыток женского начала — девочки. Количественным равенством начал объясняли рождение разнополых близнецов.

Фантастические предположения сосуществовали в представлениях древних с кон­кретными знаниями, основанными на неточных наблюдениях. Так, например, опи­раясь на них, полагали, что на четвертом месяце развития у человеческого плода можно различить туловище и сердце; на пятом — руки, ноги и голову; на шестом у него появляются волосы, ногти, кости, сухожилия и вены, а на седьмом — все остальное. Позже возникли первые представления о неизменных наследственных качествах, от которых зависело сходство детей с родителями; о том, что в первый месяц развития зародыш студнеобразен, на втором он отвердевает под воздействием холода, тепла и воздуха, на третьем и четвертом у него формируются органы, а позднее — сознание и разум. Религиозная философия древних египтян также пыталась ответить на сложней­ший вопрос: когда боги наделяют человеческий плод бессмертной душой? 1400 лет до н.э. уже были некоторые представления об этом, запечатленные в гимне в честь бога Солнца Атона, участвующего в зарождении плода. Атон, единый, непостижимый состоящий из Неф — первобытного духа, Нет — материи, Себек — нераздельного времени и Пашт — бесконечного пространства, в правление Аменхотепа IV стал богом любви, дарующим женщинам детей.

23 стр., 11051 слов

Развитие психической жизни в утробе матери

... врачей и психологов. Цели данной курсовой работы: - исследование различных аспектов развития психической жизни ребенка в утробе матери, - изучение методик перинатального воспитания, - выяснение необходимости воздействия на ... об этом свидетельствует библейский сюжет о рождении ребенка, наделенного качествами, необходимыми его народу в данный период развития. В то время имела место перинатальная ...

Древнегреческий философ и врач Эмпедокл из Агригента (490-430 гг. до н.э.) предположил, что на развитие и будущие психические особенности плода влияет воображение матери. Наблюдая, как женщины часто воспламеняются любовью к статуям или картинам, он считал, что их дети рождаются похожими на эти предметы. Он высказывал любопытные суждения о происхождении близнецов и причинах раз­личных физических уродств у плода.

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) сущностью всего живого считал энтелехию (буквально это слово переводится как «имеющая цель в самой себе»).

Так он понимал душу, отличавшую живые организмы от тел неживой природы. Развитие животного и человека начинается с оплодотворения, в котором участвуют мужское и женское семя. Первое, по Аристотелю, обладает чувствующей душой, второе — питательной. Отец дает плоду источник движения, мать — материю.

Идеи о том, что Бог сразу же вкладывает живую душу в мозг зародыша, тоже пришли от Аристотеля и вплоть до эпохи Возрождения питали умы средневековых философов и естествоиспытателей. И только с XVII в. началось серьезное изучение развития зародыша. Среди титанов науки того времени более других известен Леонар­до да Винчи, который среди прочего интересовался развитием человеческого зароды­ша с момента зачатия. Он одним из первых сделал зарисовки плода в матке, описал его расположение, дыхание и питание.

Развитие эмбриологии, генетики, биохимии и эксперименталь­ных методов позволило приблизиться к пониманию того, что проис­ходит в эмбриональном периоде, но даже современные знания о внутриутробной психической жизни фрагментарны и малочисленны. Однако внедрение специальных тех­нических средств, созданных в последние годы, позволило уче­ным выполнить ряд поистине удивительных исследований пренатальных процессов и более детально изучить истоки психическо­го развития.

Период пренатального развития традиционно подразделяют на 3 стадии: стадию зародыша (от оплодотворения до имплантации яйцеклетки в стенку матки — около 2 недель): стадию эмбриона (со 2-й до 7-й недели беременности, когда происходит закладка наиболее важных органов) и стадию плода (с 8-й недели беремен­ности до рождения).

Выделение подстадий в периоде пренатального развития кажется совершенно правомерным, когда за основу принимаются различия между эмбрионом и плодом.

1.2. Оплодотворение яйцеклетки

Параметры фаллопиевой трубы, из которой выходит яйцеклетка, могут влиять на то, какой сперматозоид в конце концов оплодотворит яйцо. Гормоны яичников оказывают регулирующее действие на движение спермы. Сперматозоиды, в свою очередь, имеют собственные характеристики, такие, например, как скорость движения. М. Хофер предполагает, что сперматозоиды должны иметь какое-то навигационное оснащение, так как они плывут вверх по течению, даже против посто­янного потока. Необходимо также принимать в расчет гидравлические условия, так как сперма­тозоид плывет в стае, почти как рыба.

10 стр., 4901 слов

Психология это наука, изучающая психические закономерности развития ...

... психология.Это название не отражает содержание. Специальная психология изучает закономерности аномального развития психики, которые связаны с врожденными или приобретенными в раннем ... прежде всего психологические особенности личности 3. Исправительная (пенитенциарная) психология. Занимается людьми, претерпевшими неблагоприятные последствия наказания, осуждения. Главная проблема влияние наказания на ...

Только около 0,1% из 350 миллионов сперматозоидов реально достигает достаточно удаленной фаллопиевой трубы, в которой находится яйцеклетка. Сперматозоид проникает в яйцеклетку, теряет хвостик, и ядра сперматозоида и яйцеклетки объединяют свой генетический материал для форми­рования отдельного организма с полным комплектом генов. Согласно новой гипотезе, выдвинутой М. Хофером, после оплодотворения иммунная система женщины продуцирует антитела, поглощающие сперматозоиды, оставшиеся в матке, что предотвращает дальнейшее оплодотворение. Таким обра­зом, многочисленные факторы вносят свой специфический вклад в тот процесс, в результате которого сперматозоид действительно оплодотворяет яйцеклетку.

1.3. Первый месяц жизни

Уже в первые часы развития зародыша число составляющих его клеток увеличивается. Не позднее чем через 30 часов после оплодотворения зародыш человека становится двухклеточным. Следующие деления происходят быстрее: еще через 10 ча­сов — уже 4 клетки, через 3 дня их 12, а вскоре и 16. Первые клетки (бластомеры) крупнее обычных соматических клеток и тесно сопри­касаются друг с другом. Зародыш в это время похож на тутовую ягоду, поэтому эту стадию развития называют морулой (от лат. тоrит — тутовая ягода).

Первые дни зародыш развивается в яйцеводе (фаллопиевой тру­бе) и благодаря сокращениям его мышечной стенки продвигается к матке. Когда морула поступает в матку, между ее клетками накап­ливается жидкость, зародыш становится похожим на пузырек и называется бластоцистой. В это время образуется внутренняя масса клеток (эмбриобласт) и наружный покров полого пузырька (трофобласт).

Из эмбриобласта впоследствии разовьется зародыш, а трофобласт (от греч. trophe «пища» и blastos «зародыш») превратит­ся в плаценту.

Б.П. Хватов описал бластоцисту человека в возрасте 4,5 суток, состоявшую из 100 клеток, и уже на этой стадии смог определить пол зародыша. Многие клетки бластоцисгы в ядрах содержали глыбки, указывающие на наличие XXхромосом, и по 23-й паре хромосом он установил пол будущего человека задолго до его рождения. Бластоциста, описанная Б.П. Хватовым, вошла в эмбриологию под названием крымской девочки — открытие, делающее честь ученому. Позже американцами Гертигом, Рокком и Эдемсом были описаны зародыши человека из 58 клеток и 107 клеток (4—5 дней).

На 5-6-й день развития бластоциста прикрепляется к слизистой оболочке матки, и к концу недели жизни между зародышем и его «домом» устанавливается тесная связь. Количество клеток зародыша быстро растет, и на 2-й неделе развития внутренние клетки бластоцисты распределяются в два слоя — наружный и внутренний зародышевые листки. Наружный даст в дальнейшем центральную нервную систему и кожные покровы, а внутренний — систему органов пищеварения и др. На 3-й неделе между ними появляется средний листок, который потом даст начало мышцам, хрящам и костям.

11 стр., 5398 слов

Влияние алкоголя на внутриутробное развитие плода

... многоклеточный зародыш, который к концу первой недели превращается в бластоцисту - образование, состоящее из двух частей: поверхностного слоя клеток и ... строению половой железы можно определит пол плода. В возрасте 12 недель длина плода достигает 9 см, его масса - ... предпосылки, стремление рассматривать алкоголь как «адаптоген» суровой жизни, привели к очень быстрому и опасному росту числа ...

Зародыш на стадии 12-13 дней имеет длину всего 1,5—2 мм, без ясных очертаний тела. К концу 3-й недели он достигает 4 мм, а к концу 4-й — 8 мм. В конце 3-й недели образуются зачатки конечнос­тей без разделения их на отделы. В шейной части уже находятся жаберные щели, резко обособленная голова имеет зачатки глаз, ушей и рта. На конце тела хорошо заметен хвост. Первый месяц внутриутроб­ной жизни завершается тем, что связь с матерью устанавливается с помощью пуповины.

На этой стадии него уже есть первичный рот, головной и хвостовой концы. В самом теле зародыша образуется кишечная трубка. На 4-й неделе эмбрион может «ртом» заглатывать вещества из окружающей среды. В этот же период образуется язык (т.е. он может даже «пробовать пищу на вкус», хотя кажется невероятным, что такое желание у него может возникнуть).

На неделю позже появляются желудок (всего лишь расширившаяся кишечная трубка) и 12-перстная кишка. С 3-недельного возраста можно обнаружить зачаток печени и желчного пузыря, а несколько позже — левую и правую части формирующейся поджелудочной железы. Остальные отделы кишечника тоже развиваются интенсивно.

У крохотного зародыша длиной 2 мм закладывается предпочка (она расположена выше обычной), которую вскоре сменяет первичная почка, а затем появляется окончательная почка, занимающая свое постоянное место у плода, длина которого к этому времени достигает 12—18 см. Мочу образует лишь окончательная почка. К концу эмбрионального периода в моче­вом пузыре обнаруживают до 80 мл мочи, не отличающейся по сво­ему составу от мочи родившихся детей и взрослых. Почки — парный орган, у всех позвоночных их две, формируются они симметрично с двух сторон. Ткани, из которых были построены предпочка и первич­ная почка, частично исчезают, а частично идут на построение поло­вых органов.

Первые дни зародыш питается желтком яйцеклетки и теми пита­тельными веществами, которые могут проникать к нему из содержи­мого яйцевода и матки. В дальнейшем он начинает добывать их из организма матери. Образуется система кровеносных сосудов, которая осуществляет транспортировку питательных веществ по пуповине. Первые кровеносные сосуды возникают в середине 3-й недели. У 23-дневного зародыша сердце представляет собой пульсирующую трубку. Между появлением кровеносных сосудов и формированием сердца проходит всего 3 дня. С этого момента в сердце начинается образование полостей, перегородок, клапанов. Этот процесс завер­шается у зародыша 40-миллиметровой длины.

На 3-4-й неделе развития, когда длина зародыша всего 4 мм, у него функционирует артериальная и венозная системы сосудов. При­чем вначале, так же как у рыб, образуется 6 дуг аорты, а затем очень быстро наступает их обратное развитие или преобразование в другие кровеносные сосуды. Но путь кровотока у плода иной, чем у новорож­денного. До рождения легкие не функционируют, кислород идет к плоду с кровью матери. После рождения, когда пуповина перерезает­ся, меняется направление кровотока. Новорожденный дышит легки­ми, и начинает функционировать легочный круг кровообращения. Сосуды, направлявшие кровь к пуповине и обратно, отмирают.

Современная медицинская техника позволяет записать ЭКГ пло­да, когда обычными приборами сердцебиения еще не прослушива­ются. Они начинают прослушиваться на 15-й неделе беременности. Вначале «сердце стучит, как у воробья», — 130-150 ударов в минуту. Потом пульс становится реже, но все же к концу беременности мо­жет достигать 128 ударов.

2 стр., 935 слов

Социально-коммуникативное развитие. Физическое развитие ...

... Приобщаем дошкольников к здоровому образу жизни» - Москва, 2012 г.   Социально-коммуникативное развитие Месяц Ребенок в семье и обществе ... до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, октябрь, 3 неделя. Учить самостоятельно устранять неполадки во внешнем виде. Продолжать учить ... о различных видах транспорта и его назначении в жизни человека. Дать представление о таком специализированном транспорте, как ...

Кровь плода по многим показателям отличается от крови взрослого. Основным органом кроветворения с 5-й по 20-ю неделю внутриутробной жизни является печень. С 12-й недели кроветворную функцию выполняет костный мозг. Селезенка начинает вырабатывать лимфоциты в возрасте 14 недель. В кровотоке плода красные кровяные тельца, эрит­роциты, появляются на 8-й неделе, а лейкоциты — на 12-16-й. Количество гемоглобина и клеток крови у плода меньше, чем у новорожден­ного, и к моменту рождения оно постепенно повышается. Сердечно-сосудистая система плода транспортирует кровь, обес­печивая не только дыхание, но и питание его тканей.

На 3-й неделе у зародыша появляется утолщение в области сред­ней части наружного зародышевого листка, так называемая нервная пластинка. Из нее сначала образуется желобок, потом нервная труб­ка, из которой развиваются все отделы ЦНС. У 4-недельного зароды­ша можно обнаружить 3 мозговых пузыря, зачатки глаз и спинного мозга. А несколько позже готовы все отделы центральной и перифе­рической нервной систем.

С 1-го месяца существования начинает формироваться каркас буду­щего скелета в виде хрящевой модели. Череп образован отдельными плоскими костями, между которыми есть несколько пространств — родничков. Поэтому головной мозг может беспрепятственно расти, а объем черепа — увеличиваться. На 4-й неделе закладываются хрящи лицевой части черепа, которые в дальнейшем будут заменены костями. У каждого зародыша они разные, и уже в это время он становится «индивидуальностью», похожей или не похожей на родителей.

1.4. Второй месяц жизни

Из трех зародышевых листков у него формируются ткани и начинают образовываться органы. Клетки каждого листка интенсивно делятся, перераспределяются в пространстве и специализируют­ся. С 4-й по 8-ю неделю из наружного зародышевого листка формируются центральная и периферическая нервные системы (т.е. головной и спинной мозг и отходящие от них нервы), чувствительная и покровная ткань (эпителий) ушей, носа и глаз, кожный покров, волосы и ногти.

Средний зародышевый листок дает начало всей соединительной ткани и мышцам скелета и внутренних органов, сердцу, крови, лимфе, кровеносным и лимфатическим сосудам, хрящам и костям, селе­зенке, почкам, половым железам и оболочкам, выстилающим все полости тела. У 6-недельного эмбриона в наметившихся конечностях имеются хрящи, из которых разовьются некоторые крупные кости. К 8-й неде­ле полностью формируется хрящевой скелет конечностей. В этот пе­риод интенсивно развивается позвоночник.

Внутренний зародышевый листок образует внутренние оболочки желудка и кишечника, органов дыхания, основной части щитовид­ной железы, печени, поджелудочной железы и других органов.

В этот период появляются внешние признаки человека — лицо, уши, глаза, нос; в зачатках конечностей намечается разделение на отделы, затем появляются пальцы, вначале соединенные плаватель­ной перепонкой.

8 стр., 3737 слов

Тесты психического развития ребенка второго года жизни. От года ...

... "Вложи еще раз кружочек в отверстие, чтобы доска стала гладкой". Похвалите ребенка. В пятнадцать месяцев жизни ребенок справляется с заданием на вкладывание круга. Начинайте с самого легкого задания. ... "кормит" и баюкает куклу, возит машину, надевает носки, туфли, штанишки. Тест на развитие двигательной сферы (крупной моторики). Двухлетний малыш уже достаточно хорошо владеет своим телом. ...

1.5. Третий—пятый месяцы жизни

Рост интенсивно продолжается, и длина эмбриона достигает 9 см. На пальцах появляются ногти, голова вы­прямляется, обозначается шея. Глаза закрываются благодаря разви­вающимся и срастающимся векам. Во второй половине 3-го месяца формируются наружные половые органы. С 3-го месяца наступает плодный период, который продолжается вплоть до появления ребенка на свет. Тело плода в это время быстро растет, его масса увеличива­ется и достигает на 5-м месяце существования 500 г при длине — 230 мм.

Для плодного периода характерно определенное соотношение между размером головы плода и его длиной (от темени до копчика).

В начале 3-го месяца голова огромна — около половины роста. На 5-м месяце она составляет около одной трети, а у новорожденного примерно одну четверть роста.

К концу 3-го месяца лицо плода отчетливо похоже на человечес­кое, уши занимают свое обычное место. Кожа прозрачная, розовая; подкожной жировой клетчатки еще нет, поэтому сквозь кожу просве­чивают кровеносные сосуды и мышцы; сам плод сморщенный и крас­ный. По наружным половым органам легко устанавливается пол. По­является мышечная активность, но слабые движения плода мать еще не чувствует. Это произойдет к концу 4-го месяца, когда его мышцы сформируются.

В это же время закладываются органы эндокринной системы, призванные в дальнейшем осуществлять гуморальную регуляцию орга­низма — железы внутренней и смешанной секреции. Так, щитовид­ная железа закладывается у ничтожно маленького зародыша длиной всего 10—13 мм. Признаки ее функционирования (т.е. гормоны, кото­рые она выделяет) обнаруживаются уже у 3—4-месячного плода. В этот период в клетках железы накапливается йод.

В начале 2-го месяца эмбрионального развития появляются паращитовидные и вилочковая железы. На 3-й неделе в мозге оформляется гипофиз, который начинает функционировать у плода длиной 22-27 мм. Известно, что женщины, страдающие диабетом, во время бере­менности начинают чувствовать себя немного лучше и снижают объем инъекций инсулина. Это свидетельствует о том, что поджелудочная железа плода выделяет инсулин в количестве, достаточном для обес­печения им не только своего, но и материнского организма.

Шведский фотограф Леннарт Нильсон сумел снять на пленку развитие зародыша в организме матери, приспособив микрокамеру и микроосветитель на конец трубки цистоскопа, которым обычно ос­матривают внутренность мочевого пузыря, и снял тысячи кадров в матке. 4-месячный плода человека смотрит на нас сквозь прозрачную внутреннюю оболочку заро­дышевого мешка и парит в околоплодных водах, словно космонавт в невесомости; кажется, что он улыбается. Рассказ об этом похож на фантастику: «…Пять месяцев. Человек весит около фунта и проявляет свой дурной или хороший нрав. Он уже слышит громкие крики из шумного мира, в котором живет его мать, по-своему их пугается или, напротив, если характер у него агрессивный, сердится и грозит. Он уже чутко реагирует на мамины настроения и, по-видимому, на ее нежные слова и ласки».

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... определить ПРОБЛЕМУ : поиск психолого-педагогических условий музыкально-творческого развития детей среднего дошкольного возраста через воспитание у них музыкально-творческих ... Ильенков) психологами-теоретиками (Л.С.Выготский, Б.М.Теплов). работы, посвященные исследованию творческого развития детей (Н.А.Метлов, К.В.Головская, Н.А.Ветлугина, К В. Тарасова). МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: теоретический ...

В возрасте 4,5 месяца половые железы плода начинают вырабаты­вать гормоны, оказывающие на него большое влияние. Рано развива­ются надпочечники, которые выделяют адреналин. Пол будущего ребенка определяется по 23-й паре хромосом. Су­ществует гипотеза, предполагающая, что роль генетического меха­низма, определяющего пол, заключается в том, чтобы «запустить» образование соответствующих гормонов. Дело в том, что у зароды­шей всех позвоночных на ранних стадиях развития половые железы вырабатывают и мужские, и женские половые гормоны. У самцов мужской гормон вызывает подавление и регрессивное развитие жен­ских компонентов половых желез, и наоборот. В железах начинает преобладать тот или иной компонент в зависимости от генетического пола зародыша.

Движения его энергичны и легко замечаются. На теле и на лице появляется волосяной покров, кожа покрыта так называе­мой первородной смазкой (начинают ли уже функционировать саль­ные железы кожи, неизвестно).

Внешне он становится более привле­кательным: образовалась подкожная жировая клетчатка, в ней начи­нает откладываться жир, морщины исчезают, но цвет тела продолжает еще оставаться красным.

Дыхание с помощью легких начинается только после рождения, поэтому развитие легких задерживается. Но закладка основных струк­тур, из которых формируются легкие и бронхи, происходит в первой половине пренатального периода развития. К 28-й неделе система органов дыхания морфологически и функционально достигает такого уровня, что могла бы функционировать самостоятельно, если бы произошли преждевременные роды.

У плода регистрируются дыхательные движения. К 6—7 месяцам их частота 50-60 в минуту. Они могут на некоторое время прерываться, но затем, через 20-70 мин, возобновляются. Эти движения являются дыхательными только внешне. Легочная ткань не расправляется, легкие не поглощают кислород. При таких движениях в легкие плода могут попасть околоплодные воды. Но это не причиняет ему никакого вреда.

1.6. Шестой—девятый месяцы жизни

Длина плода в начале периода — 300-350 мм, масса — 800-1300 г. На его лице обозначаются брови и ресницы, разрывается спайка между веками, могут открываться глаза. Увеличивается подкожный жировой слой; пушок, покрывающий тело, исчезает. Когда плоду исполняется 28 недель, он способен к самостоятельной жизни вне организма матери, и рождение 7-месячным не угрожает его жизни.

За 8-й месяц масса плода приближа­ется к 2 кг, длина достигает 42 см. Количество жира увеличивается, и на 9-м месяце плод бывает достаточно упитанный, краснота кожи исчезает, на голове отрастают волосы.

Английским ученым с помощью чувствительного микрофона уда­лось доказать, что извне в матку проникает много звуков (опыты проводились на овцах).

Не так давно в Европе была издана книга американского ученого Т. Верни «Скрытая жизнь ребенка до его рож­дения», в которой автор утверждает, что личность человека формиру­ется задолго до его появления на свет. Мысли, переживания, ощуще­ния матери передаются ребенку. Он не только чутко воспринимает их, но и запоминает, и эти впечатления определяют потом его харак­тер, поведение, степень психического здоровья. В частности, Т. Верни пишет: «…Начиная с 24-й недели, ребенок постоянно реагирует на шумы, которых вокруг него очень много. Он даже слышит голоса мате­ри, отца и другие звуки, доносящиеся извне. Но ритмичное биение сердца матери доминирует над всеми шумами. Пока этот ритм не меняется, он чувствует себя в безопасности. Подсознательное воспоминание о биении материнского сердца, по-ви­димому, служит причиной того, что после рождения ребенок успокаивается, как только его берут на руки или когда он слышит тиканье часов. Зрение неродившегося ребенка развивается более медленно, чем слух, хотя нельзя сказать, что ребенок ничего не видит. Начиная с 6-й недели, он реагирует на свет. Например, солнечный. Он знает, когда его мать загорает на солнце, хотя в целом ему этот свет не мешает. Он реагирует на отдельный световой луч, направленный на живот его матери, чаще всего отворачивая голову или подпрыгивая».

11 стр., 5476 слов

Периоды развития теории управления

... которых данная организация существует; Управление, которое формирует и приводит в движение потенциал организации для решения задач. Структура – является формальной классификацией ... при изменении состояния внешней среды. пропорциональность производства и управления, соотносительность развития основного и вспомогательного производства. соотносительность и адекватность управляющей и управляемой ...

В 1925 г. американский биолог и психолог У. Кэннон доказал, что стpax и беспокойство ведут к появлению в крови животных и челове­ка особых химических веществ — катехоламинов. Если беременная женщина испытывает страх или беспокойство, с ее кровью эти вещества проникают через пуповину в организм ребенка, и он тоже начинает испытывать беспокойство.

Т. Верни утверждает, что одновременно эти вещества играют роль стимуляторов и пробуждают у ребенка примитивное самосознание и эмоциональное восприятие действительности: «Каждая волна материнских гормонов резко выводит ребенка из его обычного состояния, это придает ему обостренную восприимчивость. Он начинает ощущать, что произошло что-то необычное, беспокоящее, и пытается «понять», что же именно».

Хотя очень многое в книге Т. Верни подвергается сомнениям с точки зрения научной достоверности, вспомним, что древняя народная мудрость советовала будущей матери быть спокойной и ровной, а окружающим — не волновать ее. Строгие научные доказательства подтверждают, что если будущий ребенок нежелателен для матери и она в период беременности озлоблена или раздражена, то ее негативизм чувствует плод. Образу­ющиеся в организме женщины гормоны оказывают непредсказуемое влияние на еще неродившегося ребенка. Сейчас уже хорошо извест­но, что основные характеристики мозга зависят не только от наслед­ственности, но и от качества контактов младенца со своей средой. Внимание исследователей направлено на анализ тех сигналов, кото­рые мозг получает на первых этапах развития.

Регистрация электрической активности мозга плода на последних месяцах внутриутробной жизни показала, что в ней происходит сме­на ритмов, характерная для состояния сна. Две фазы сна сменяют одна другую: «медленный сон» сопровождается спокойными медлен­ными волнами в энцефалограмме и «быстрый сон» с мелкими часты­ми зубчиками, которому сопутствуют быстрые движения глаз. Фран­цузский физиолог Мишель Жувэ предположил, что в фазах «быстро­го сна» у неродившихся младенцев «проигрываются» те безусловные рефлексы, с которыми он появляется на свет. Но это гипотеза, про­верить которую достаточно сложно.

5 стр., 2420 слов

Таблица возрастного развития от рождения до конца жизни

... со взрослыми, доверие к миру, автономная речь. Познавательные процессы: Возникновение акта хватания, Развитие движений и поз начальная форма наглядно – действенного мышления(основано на восприятии и ... возникновение личного сознания, имитируют предметную деятельность и отношения между людьми. Период рождения социального «Я», возникает осмысленная ориентировка в своих переживаниях. Переход от внешних ...

Кажутся фантастическими сообщения о том, что плод способен издавать звуки. В зарубежной литературе приводилось 82 описания случаев крика неродившегося младенца. Причины этого неизвестны, и механизм возникновения крика объяснить трудно; так что скорее это похоже на слуховые галлюцинации родителей.

До рождения ребенок может «разговаривать» с родителями. В этом убедились 700 будущих мам и пап США, которые, по сообщению агентства Ассошиэйтед Пресс, в 1986 г. прошли программу обучения детей внутриутробного периода жизни. Обучение начиналось на 5-м месяце беременности. Сначала дважды в день слегка похлопывали по животу матери. Через 2 месяца появилась реакция плода на этот сигнал. Он начинал шевелиться, когда подавался знакомый сигнал. Произношение простых слов подкрепляли таким же сигналом. В ре­зультате подобного обучения родившиеся дети начинали раньше разговаривать, меньше плакали, долго и внимательно слушали ро­дителей. Один из учеников школы периодически прикладывал щеку к животу жены и четко произносил: «Малыш, я твой папа!». После рождения ребенка отец напомнил ему эту фразу. Судя по реакции, сын узнал ее: он перестал плакать и попытался повернуть головку на голос отца.

До недавнего времени не было реальной возможности изучать по­ведение нормально развивающегося плода за исключением каких-то очень необычных ситуаций. Поэтому о поведении плода до мо­мента рождения известно очень немного. Лишь в последние годы в биологических и неврологических исследованиях начали накапли­ваться достаточно систематичные и детальные данные. Оказалось, что плод постоянно находится в активном состоянии. В новых исследованиях была выдвинута гипотеза, что непрерывная актив­ность плода может оказывать обратное влияние на процессы роста и является основой врожденного поведения, которое позднее наблюдается у новорожденного. В свою очередь некоторые из этих врожденных поведенческих реакций могут стать основой последу­ющего развития.

Самым первым различимым движением эмбриона является сер­дцебиение. Оно появляется, когда возраст эмбриона составляет всего лишь 3 недели, а его длина равна 8 мм. Такое «поведение» сердечной мышцы предшествует зарождению нервной системы. Сердцебиение — это подлинный биохимический феномен, такой же, как сокращение мышечного волокна, помещенного в солевой раствор. Вскоре устанавливается правильный ритм, а через 5 недель pитм cepдцебиения господствует в организме эмбриона.

Тот факт, что развивающемуся эмбриону присуща активность, дает ключ к пониманию причин развития. Как отмечал Пиаже, основной мотив для любой живой системы состоит в самом факте функционирования; быть живым означает сохранять целостность живой системы, сколь угодно простой, посредством витальных процессов, поддерживающих саму жизнь. Организм, будучи даже на самой элементарной стадии своего развития, пребывает в усло­виях динамичного энергетического обмена с окружающей средой, что в конечном итоге порождает последовательные изменения в его собственном функционировании. Пиаже назвал этот процесс, за­дающий направленную траекторию развития, «гомеорезом» (по аналогии с «гомеостазом», когда саморегуляция обеспечивает под­держание стабильного состояния системы).

Эти ранние исследования исходили из предположения, что ответы плода являются результатом рефлекторной реакции на внешние раздражители. В то время очень мало что было известно о спонтанных паттернах движения плода. Хотя женщины прибли­зительно на 16-й неделе беременности часто начинают чувствовать движения плода, они могут судить лишь о наиболее грубых движениях. В действительности, благодаря новейшей измерительной технике, у плода в гестационном возрасте менее 16 недель можно зарегистрировать до 20 000 движений в день. На 17-й или 18-й неделе развития активность плода падает, ступает переходный период, который продолжается до 24-й недели. Можно предположить, что этот период относительного покоя совпадает с формированием тех высших центров головного мозга, которые модулируют поведение, ранее контролируемое среднемозговыми структурами. После 24-й недели наблюдаются более тонкие движения, включая экспрессивную лицевую мимику.

Функциями спонтанных паттернов движений плода являются следующие:

  • упражнения развивающейся системы,
  • обеспечение системе обратной связи. Значение обратной связи очевидно при анализе состояния, известного под названием алкогольный синдром плода, при котором дети матерей-алкоголиков появляют­ся на свет с врожденными уродствами суставов. Помимо других симптомов, у них отмечаются поражения суставов конечностей, и все это происходит потому, что алкоголь, проникающий через плацентарный барьер, оказывает анестезирующее влияние на плод. В свою очередь это препятствует развитию нормальных паттернов движений, благодаря которым развивающиеся суставы приобрета­ют свою правильную форму. В экспериментах на зародышах ку­рицы было показано, что всего лишь двухдневное искусственное ограничение подвижности ног во время сензитивного периода развития суставов может привести к возникновению уродств.
  • обеспечение канала доступа проприоцептивной информации к развивающимся ушам, глазам и другим органам чувств. Рецепторы кожи, вкусовые, обонятельные рецепторы, вестибулярная и слуховая системы функционально созревают к 24-й гестационной неделе. Зрительная система функционирует с 26-й недели,
  • не­прерывные вращательные и «ползающие» движения зародыша предотвращают прилипание к стенке матки.

Смысл сказанного состоит в том, что активное поведение плода способствует нормальному развитию и это не просто процесс авто­матического постепенного созревания или рефлекторные ответные реакции на внешние раздражители. Спонтанные движения, нео­бычайно грациозные и сложно организованные, производятся са­мим плодом. Дж. де Ври с соавторами составили список паттернов движений, которые можно наблюдать у плода:

  • 7 неделя — едва различимые движения — между 7-й и 8,5 неделями можно наблюдать не­большие медленные движения контуров плода. Маленькие размеры (около 1 см) и пределы разре­шающей возможности сканирования затрудняют детальный анализ.
  • 8 неделя — вздрагивание — быстрое генерализованное движение, продолжающееся не более I секунды, всегда начинающееся с головы и в некоторых случаях распространяющееся на шею и ту­ловище.
  • 8 неделя — глобальные движения — все тело двигается, но не наблюдается отдельных паттернов или последовательных движений частей тела. Зги движения могут вызвать изменение положения пло­да, они выглядят довольно изящными.
  • 9 неделя — икота — толчкообразное сокращение и резкое смещение диафрагмы, продолжается око­ло I секунды и быстро повторяется несколько раз подряд.
  • 9 неделя — изолированные движения рук или ног — это быстрые или медленные сгибательные и разгибательные движения рук или ног, которые могут сопровождаться поворотом головы без вовлечения в движение других частей тела.
  • 9-10 неделя — наклон назад (ретрофлексия), наклон вперед (антерофлексия) и вращение головой — голова медленно перемещается назад (иногда это сопровождается от­крыванием рта и высовыванием языка) или же поворачивается из стороны в сторону. Смещение головы вперед может сопровождаться прикоснове­нием руки к лицу, и тогда наблюдается сосание.
  • 10 неделя — контакт руки с лицом — рука медленно трогает лицо, и пальчики часто сгибаются и разгибаются.
  • 10 неделя — вращение плода — плод может быстро менять положение посредством сложного вращения головой относительно оси туловища (дви­жение типа кувыркания) либо посредством последо­вательных шагательных движений, в результате которых происходит поворот через бедро.
  • 10-11 неделя — потягивание и зевание— этот паттерн поведения имеет большое сходство с типич­ным актом зевания, с поднятием и поворотом рук, широким раскрытием челюстей и последующим быстрым закрыванием рта.
  • 12 неделя — движения пальцев — пальцы мо­гут двигаться независимо друг от друга.
  • 14 неделя — поворот кисти — движение в обла­сти запястья, не связанное с движениями пальцев.
  • 16 неделя — общее потягивание — плод упи­рается головой и ногами в противоположные стенки матки.
  • 18 неделя — движения глаз — несмотря на то, что плод не может ничего видеть из-за недостатка света внутри полости матки, наблюдаются хорошо контролируемые, эндогенно вызванные движения глаз по типу латерального сканирования.
  • 24 неделя — сосание большого пальца — плод кладет руку в рот, и можно наблюдать повто­ряющиеся движения челюстей.

1.7. Критические периоды пренатального развития

В пренатальном развитии выделяют несколько критических периодов, когда воздействие на плод наиболее опасно.

  1. 7 – 10 деньпосле оплодотворения – при воздействии неблагоприятных условий (радиация, перегревание, переохлаждение, кислородная недостаточность и др.) нарушается процесс имплантации зиготы в слизистую матки.
  2. 3 – 6 неделисоответствуют периоду образования внутренних органов. Воздействие неблагоприятных факторов будет проявляться в наличии аномалий соответствующих систем органов. В этот период будущий ребенок наиболее подвер­жен поражению экзогенным вирусом краснухи. Дети рискуют ро­диться слепыми и с поврежденным мозгом, если контакт с вирусом произойдет в течение первого месяца (до 47% детей), на втором (22% детей), на третьем месяце (7% детей).

    Молодые девушки, живущие в развитых странах, часто делают в подростковом возра­сте прививки против вируса краснухи, что дает им возможность избежать заболевания к моменту достижения репродуктивного возраста. Важность пренатальной среды для нормального развития эмб­риона иллюстрирует талидомидовая трагедия. В 1970-е годы у женщин, которые на ранних сроках беременности для снятия симптомов утренней тошноты употребляли лекарство талидомид, рождались дети с различными уродствами. Локализация уродства непосредственно была связана со временем, прошедшим с момента оплодотворения до момента проникновения лекарства через пла­центу к развивающемуся эмбриону. В зависимости от того, на ка­кой по счету день от зачатия принимался препарат, одинаковые дозы талидомида вызывали различные деформации ног, рук или ушей. Например, прием препарата на 34-38 день имел результатом отсутствие наружного уха, на 38-42 день – уменьшение размеров большого пальца и деформацию ушей, на 38-43 день – отсутствие рук и т.д.

  3. Последние недели беременности, которые характеризуются бурным увеличением массы плода и прекращением роста плаценты. Хотя во второй половине беременности чувствительность плода к вредоносным факторам снижается, отслойка плаценты и поздние токсикозы могут отразиться на завершении формирования некоторых органов (например, половых и мочевыводящих).

1.8. Рождение ребенка

Акт рождения ребенка опровождается сильным стрессом как для матери, так и для новорожденного. Проходя через родовые пути, ребенок испытывает сильную гипоксию и сдавливание головки. Его организм отвечает на это необычайно мощным выбросом в кровь гормонов стресса: очень активных и сильных биохимических веществ — адреналина и норадреналина. Уровень их в крови новорожденного выше, чем у взрослого в состоянии сильного эмоционального напря­жения. Считают, что большая доза этих гормонов способствует уста­новлению привязанности между матерью и ребенком и обеспечивает активность новорожденного.

После того как ребенок появился на свет, его нервная система глубоко потрясена всем происшедшим, что дало основание осмыс­лять этот факт в терминах психологической травмы рождения. А. Шопенгауэр считал рождение пессимистическим актом, полагая, что страдание преобладает в самом начале существования. И. Кант истолковывал крик новорожденного как протест человеческого духа против заключения в «оковы чувственности».

В среднем продолжительность внутриутробной жизни составляет 280 дней (40 недель), но бывают и отклонения: от 245 до 325 дней. Преждевременными считаются роды, которые произошли до достижения 266 дней беременности, однако некоторые младенцы, рожденные преждевременно, могут иметь нормальный вес и рост. Продолжительность первых родов может дости­гать 13-14 часов. В последние годы говорят о том, что акселерация (ускорение роста и развития) коснулась всех стадий раз­вития, в том числе и пренатального периода. Так, приводятся дан­ные, что с 1937 г. масса новорожденных во всех странах мира в сред­нем увеличилась с 3200 до 3390 г, масса плаценты достигла 500-550 г (раньше была 450-500), а внутриутробная жизнь увеличилась на 4 дня. Как в любом биологическом процессе, существуют ва­риации во времени появления младенца на свет и в длительности процесса родов. В наши дни используются сложные критерии определения размеров новорожденного в зависимости от гестационного возраста, и если вес младенца при рождении составляет менее 2500 граммов, то это оценивается как недоношенность.

Нормальный ребенок, рожденный на 40-й неделе беременнос­ти, весит 3-3,5 кг, а его рост составляет около 50 см. Голова, которая достигла больших размеров еще внутри матки, диспро­порционально велика по сравнению с телом. Голова и шея составляют 30% от общего размера тела младенца по сравне­нию с 15% в 6-летнем возрасте и только 10% у взрослых. Изменение пропорций тела является также иллюстрацией эпигенетического принципа, поскольку скорость роста различных частей тела младенца может быть неодинаковой. Внутриматочно (in utero) быстрее развивается голова, в дальнейшем относительно более высокие темпы роста могут иметь кисти и стопы, плечевой пояс, туловище, руки и ноги.

В западных обществах, где рождение детей чаще происходит в больничных условиях, физическое состояние младенца после рождения оценивается по специальной стандартизированной шкале, названной по имени автора шкала Апгар (Apgar scale), которая количественно описывает следующие параметры разви­тия: цвет кожных покровов, сердцебиение, мышечный тонус и дыхание. В последнее время используют также шкалу Бразлетона (Brazleton scale), описывающую такие психологические аспекты поведения новорожденного, как возможность легко успокаиваться, раздражительность и другие темпераментальные характерис­тики. «Может также проводиться оценка рефлексов: сосательного, прикосновения (поворот головы в сторону прикосновения при поглаживании щечки), шагательного (переступание ногами при поддержке под ручки и касании какой-либо поверхности голыми ножками).

Эти врожденные рефлексы универсальны, они не за­висят от формы общественной организации и от культуры.

Выводы:

  1. Пренатальный период — время жизни от зачатия до рождения – продолжается в среднем 280 дней (40 недель).
  2. На этом периоде развития закладываются и развиваются все основные органы человека и их системы. Выделяют несколько фаз и критических периодов внутриутробного развития.
  3. Акт рождения ребенка сопровождается сильным стрессом как для матери, так и для новорожденного. Его организм отвечает на это необычайно мощным выбросом в кровь гормонов стресса (адреналина и норадреналина).

    Считается, что большая доза этих гормонов способствует установлению привязанности между матерью и ребенком и обеспечивает активность новорожден­ного.