Тема 7. Криминальная агрессия и криминальный межличностный конфликт

Программа дисциплины

«Психология права»

 

I. Организационно-методический раздел

Ключевые слова:

Психология права, юридическая психология, правосознание, справедливость, ответственность, правовая социализация, криминальная психология, криминальная агрессия, криминальный межличностный конфликт, криминальная субкультура, психология преступной группы, правопослушное, девиантное и делинквентное поведение, модели правосудия, психология в суде присяжных.

Цели курса:

— сформировать у студентов представления об истории и основных предметных областях психологии права, а также о сферах деятельности психолога-практика в данной области;

— ознакомить студентов с методологией, теориями и исследованиями в психологии права;

— сформировать у студентов способность анализировать конкретные конфликтные ситуации с помощью основных понятий психологии криминальной агрессии и криминального конфликта;

— сформировать у студентов способность анализировать степень зараженности группы криминальной субкультурой и оценивать риски превращения молодежной досуговой группы в преступную группу;

Место курса в профессиональной подготовке выпускника:

Проблематика спецкурса относится к области приложений социальной психологии к значимым сферам общественной жизни. При этом преподаватель опирается на знания студентов, полученные из общих курсов «Социальная психология», «Психология общения» и «Этнопсихология», а также из спецкурсов «Психология социального познания», «Психология малой группы», «Социальная психология личности», «Психология конфликта».

Требования к уровню освоения содержания курса:

После изучения спецкурса «Психология права» студенты должны:

— знать предметную область психологии права (ее методологию и историю, основные области исследований и полученные в исследованиях результаты);

— иметь навыки анализа ситуаций возникновения и развития криминального межличностного конфликта;

— уметь анализировать степень зараженности социальной группы криминальной субкультурой.

 

II. Содержание курса

Раздел I. Методология и история психологии права

Тема 1. Предмет, структура и методы психологии права

13 стр., 6432 слов

Исследования межличностного конфликта в группе студентов

... такие науки как философия, политология, социология и, конечно, психология. Конфликты возникают во всех сферах нашей жизни. Что ... специалиста. Объектом нашего исследования является процесс взаимодействия людей в группе. Предмет исследования - межличностный конфликт. Цель исследования - ... доказывать, что проблема, связанная с изучением конфликтов имеет право на существование и очень актуальна. К этой ...

Психология права как междисциплинарная предметная область на стыке социальной психологии с общей психологией, медицинской психологией и юриспруденцией. Соотношение понятий «психология права» и «юридическая психология». Предмет и структура психологии права. Методология и методы юридической психологии и психологии права.

Тема 2. Зарубежная и отечественная история психологии права

История психологии права на Западе. Современнная история области исследований «психологии и права» и разработка прикладных технологий психологической работы в сфере права в США.

История психологии права в России. Социально-психологические проблемы в российской юридической психологии в конце XIX — начале XX вв.: психологические вопросы суда присяжных и вопрос о психологическом исследовании в уголовном суде (А.М. Бобрищев-Пушкин, Л.Е. Владимиров, А.Ф. Кони, Ф.Н. Плевако); личность преступника и преступный мир как особая социальная общность (Д.А. Дриль,

Н.М. Ядринцев); проблема массовых преступлений (Д.Д. Безсонов); психологическая концепция права (Л.И. Петражицкий, М.А. Рейснер).

Развитие юридической психологии в СССР и в России в 90-е гг. XX в.

Раздел II. Правосознание и правовая социализация

Тема 3. Изучение правосознания в психологии права

Категория правосознания в социальной психологии и социологии. Содержание правосознания, сравнение моральных и правовых норм. Подходы к изучению структуры правосознания (правосознание как форма общественного сознания, аспект массового сознания, часть правовой культуры, система социальных представлений).

Проблема связи правосознания и характеристик его носителей (демографических и социально-психологических).

Аттитюды как элементы правосознания, изменения аттитюдов. Эмпирические исследования правосознания в социальной психологии.

Тема 4. Изучение справедливости и ответственности в психологии права

Психология справедливости. Дистрибутивная и процедурная справедливость. Феномен «веры в справедливый мир» (М. Лернер).

Восприятие справедливости в правовом контексте.

Атрибуция ответственности. Изучение атрибуции ответственности (Э. Уолстер).

Гипотеза самозащитной атрибуции. Факторы приписывания ответственности за преступление.

Тема 5. Исследования правовой социализации в психологии права

Виды правовой социализации. Правовая и моральная социализация. Парадигмы изучения правовой социализации. Модель уровней правовой социализации Дж. Тапп и

Ф. Левина. Сравнение парадигм в исследовании Э. Кон и С. Уайт: трехкомпонентная модель правовой социализации. Уровни правовой социализации. Правовая социализация как результат усвоения культурных представлений: сравнительно-культурные исследования правовых представлений и правовой социализации (Дж. Тапп,

Ш. Курильски-Ожвэн и др., О.П. Николаева, И.Н. Трушков).

Институты правовой социализации, роль учреждений правовой системы в процессе правовой социализации (О.А. Гулевич).

Раздел III. Криминальная психология

8 стр., 3724 слов

Психология как наука. Роль психологических знаний в деятельности ...

... и получили самостоятельности некоторые отрасли психологических знаний Различают общую, возрастную, педагогическую, социальную, генетическую психологию, зоопсихологию, инженерную, военную, медицинскую, юридическую психологию, психологию труда, спортивную психологию, психологию искусствоведу ства, патопсихологию В связи ...

Тема 6. Теоретические основы криминальной психологии

Предмет криминальной психологии. Теории преступности, индивидуальные и социальные детерминанты преступного поведения. Типологии правонарушителей. «Психологические реальности»: обыденной жизни, алкогольная и преступная; формирование преступного замысла (В.М. Розин).

Тема 7. Криминальная агрессия и криминальный межличностный конфликт

Понятие «агрессия», теоретические подходы к изучению агрессии. Психологическая типология криминальной агрессии (И.А. Кудрявцев, Н.А. Ратинова).

Особенности подростковой агрессивности.

Криминальный межличностный конфликт и его социально-психологические характеристики (С.В. Кудрявцев).

Поведение жертвы как фактор, провоцирующий преступления (виктимология) (Л.В. Франк).

Тема 11. Предварительное и судебное следствие: социально-психологические характеристики

Социально-психологические характеристики предварительного и судебного следствия. Проблема точности показаний свидетелей, доверие к свидетелю, технологии ведения допроса (Л.Б. Филонов).

Показания ребенка в суде (П. Экман).

Тема 12.Психологические особенности суда присяжных

Моделирование коммуникации и групповых процессов в суде присяжных. Особенности убеждающей коммуникации в суде присяжных. Психологические «миссии» участников суда присяжных: ресурсы, технологии, ограничения. Соотношение норм принятия решения в обыденной жизни и в суде присяжных (Г. Гарфинкель).

Социально-психологические характеристики участников судебного процесса: судья, прокурор, адвокат, подсудимый, потерпевший, свидетели, присяжные. Социально-психологический портрет судьи в суде присяжных (А.В. Магун, И.А. Краснопольский).

Присяжные заседатели как индивидуальности и как группа. Атрибуция ответственности за преступление (К. Муздыбаев, Е.О. Голынчик) и принятие решения присяжными заседателями (А.В. Магун).

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы

 

1. Структура психологии права.

2. Основные области западной психологии права.

3. Основные проблемы первых психолого-правовых исследований.

4. Характеристика основных подходов к изучению правосознания.

5. Характеристика основных видов справедливости.

6. Специфика атрибуции ответственности в правовом контексте.

7. Основные особенности процесса и результата правовой социализации в России.

8. Характеристика детерминант преступного поведения.

9. Основные теории агрессии.

10. Виды криминального межличностного конфликта.

11. Параметры криминальной субкультуры.

12. Социально-психологические характеристики преступной группы.

13. На какие вопросы отвечает судебно-психологическая экспертиза?

14. Отличия состязательной модели правосудия от инквизиционной.

15. Специфика восстановительного правосудия

16. Различия коммуникативных ситуации на стадии предварительного и судебного следствия.

17. Факторы, влияющие на точность показаний свидетелей.

18. Особенности убеждающей коммуникации в суде присяжных.

19. Как соотносятся между собой нормы принятия решений в обыденной жизни и в суде присяжных?

20. Характеристика групподинамических процессов в ходе вынесения вердикта присяжными заседателями.

21. По выбранным критериям опишите и проанализируйте три ситуации правонарушения или преступления, в которых вы были: а) правонарушителем; б) свидетелем правонарушения; в) жертвой правонарушения.

22. Сравните по выделенным критериям социально-психологические исследования российского суда присяжных в конце XIX в. и в конце XX – начале XXI вв.

23. На основе анализа литературы выделите и опишите признаки перерастания межличностного конфликта в криминальный конфликт.

24. На основе анализа литературы выделите и опишите критерии зараженности группы криминальной субкультурой.

25. На основе анализа литературы выделите и опишите социально-психологические характеристики преступной группы несовершеннолетних правонарушителей.

26. Сравните социально-психологические характеристики неформальной молодежной группы («дворовой компании») и преступной группы.

27. На основе анализа литературы опишите тактики ведения допроса на стадии предварительного следствия.

28. На основе анализа литературы опишите приемы и техники ведения допроса на стадии судебного следствия (в частности, приемы активизации памяти свидетелей).

29. На основе анализа литературы опишите специфику коммуникации и коммуникативного воздействия в суде присяжных.

30. На основе анализа литературы опишите специфику групповой дискуссии присяжных и принятия ими решения на стадии вынесения вердикта в судебном процессе.

 

Темы рефератов и курсовых работ

1. История зарубежной психологии права.

2. История психологии права в России.

3. Правовая и моральная социализация: сходства и различия.

4. Социально-психологические предпосылки формирования «преступной психологической реальности».

5. Социально-психологические предпосылки виктимного поведения.

6. Особенности подростковой агрессивности.

7. Социально-психологический анализ модели восстановительного правосудия.

8. Проблема точности показаний свидетелей: история и современное состояние.

9. Суд присяжных как «лаборатория социальной психологии».

10. Принятие группового решения в суде присяжных: социально-психологические закономерности и особенности.

Вопросы к зачету по всему курсу

1. Предмет и структура психологии права. Соотношение психологии права и юридической психологии.

2. История психологии права на Западе.

3. Социально-психологические проблемы в юридической психологии России конца XIX — начала XX вв.

4. А.М. Бобрищев-Пушкин об эмпирических законах деятельности суда присяжных в России.

5. Н.М. Ядринцев о социально-психологических характеристиках русской общины в тюрьме и ссылке.

6. Д.Д. Безсонов о социально-психологических характеристиках массовых преступлений.

7. Психологическая теория права Л.И. Петражицкого.

8. Категория правосознания в социальной психологии и социологии.

9. Эмпирические исследования правосознания в социальной психологии.

10. Психология справедливости. Дистрибутивная и процедурная справедливость.

11. Атрибуция ответственности. М. Лернер о феномене «веры в справедливый мир».

12. Изучение атрибуции ответственности Э. Уолстер. Гипотеза самозащитной атрибуции.

13. Правовая социализация, ее виды и парадигмы ее изучения.

14. Правовая и моральная социализация. Уровни и стадии морального развития по

Л. Колбергу.

15. Модель уровней правового развития Дж. Тапп и Ф. Левина.

16. Сравнение парадигм в исследовании Э. Кон и С. Уайт. Трехкомпанентная модель правовой социализации.

17. Сравнительно-культурные исследования правовых представлений и правовой социализации (Дж. Тапп, Ш. Курильски-Ожвэн, О.П. Николаева, И.Н. Трушков).

18. Предмет криминальной психологии. Типологии правонарушителей.

19. В.М. Розин о «психологических реальностях» обыденной жизни, алкогольной и преступной. Формирование преступного замысла.

20. Понятие «агрессия», теоретические подходы к изучению агрессии. Особенности подростковой агрессивности.

21. С.В. Кудрявцев о социально-психологических характеристиках криминального межличностного конфликта.

22. Социально-психологические характеристики несовершеннолетних правонарушителей.

23. В.Ф. Пирожков о криминальной субкультуре. Трансляция норм и ценностей криминальной субкультуры.

24. Психология преступной группы.

25. Общая характеристика и проблемы судебной психологической и комплексной психолого-психиатрической экспертизы

26. Состязательное и инквизиционное правосудие: социально-психологические особенности. Модель суда присяжных.

27. Модель восстановительного правосудия Г. Зера как альтернатива карательному правосудию. Ювенальная юстиция.

28. Социально-психологические характеристики предварительного и судебного следствия.

29. Моделирование коммуникации и групповых процессов в суде присяжных.

Г. Гарфинкель об обыденных нормах и нормах принятия решений в суде присяжных.

30. Социально-психологические характеристики участников судебного процесса: судья, прокурор, адвокат, подсудимый, потерпевший, свидетели, присяжные. Присяжные как группа.

 

III. Распределение часов курса по темам и видам работ

 

№ п/п   Разделы и темы Аудиторные занятия, час.   Самостоятельная работа, час.
лекции семинары
I. Методология и история психологии права
Предмет, структура и методы психологии права  
Зарубежная и отечественная история психологии права  
II. Правосознание и правовая социализация
Изучение правосознания в психологии права  
Изучение справедливости и ответственности в психологии права  
Исследования правовой социализации в психологии права  
III. Криминальная психология
Теоретические основы криминальной психологии  
Криминальная агрессия и криминальный межличностный конфликт  
Криминальная субкультура и психология преступной группы  
IV. Судебная психология
Судебно-психологическая экспертиза: общая характеристика  
Модели правосудия: социально-психологические измерения  
Предварительное и судебное следствие: социально-психологические характеристики  
Психологические особенности суда присяжных  
  Итого  

 

IV.Форма итогового контроля

Зачет

 

V. Учебно-методическое обеспечение курса

Литература

Основная

Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология. Психологические

законы поведения человека в социуме / Пер. с англ. — СПб.: прайм- ЕВРОЗНАК,

2002. — С. 505 – 530.

Будилова Е.А. Социально-психологические проблемы в русской науке. — М.:

Наука, 1983. — С. 50-88.

Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия / Пер. с англ. — СПб.: Питер, 2000. — 351 с.

Гулевич О.А., Голынчик Е.О. Правосознание и правовая социализация (аналитический обзор).

– М.: Медународное общество им. Л.С. Выготского, 2003. — 273 с.

Гулевич О.А. Психология в суде присяжных (аналитический обзор).

– М.: Международное общество им. Л.С. Выготского, 2003. — 259 с.

Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние / Пер. с англ. — СПб.: Питер, 2001. — С. 315 — 357.

Кудрявцев И.А., Ратинова Н.А. Криминальная агрессия. – М.: Изд-во Моск.

ун-та, 2000. — 192 с.

Кудрявцев С.В. Конфликт и насильственное преступление. – М: Наука, 1991. — 174 с.

Курильски-Ожвэн Ш., Арутюнян М.Ю., Здравомыслова О.М. Образы

права в России и Франции: Учеб. пособие. — М.: Аспект Пресс, 1996. — 215 с.

Майерс Д. Социальная психология / Пер. с англ. — СПб.: Питер, 1996. — С. 398 – 431.

Муздыбаев К. Психология ответственности. — Л.: Наука, 1983. — 240 с.

Николаева О.П. Исследование этнопсихологических различий морально-

правовых суждений // Психологический журнал. 1995. N 4. С. 79 – 88.

Николаева О.П. Правовая и моральная зрелость личности // Субъект

и социальная компетентность личности / Отв. ред. А.В. Брушлинский. — М.: Институт

психологии РАН, 1995. — С. 109-137.

Перспективы социальной психологии / Ред.-сост. М. Хьюстон, В. Штребе,

Дж.М. Стефенсон / Пер. с англ. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. — С. 597 – 610.

Романов В.В. Юридическая психология: Учебник для ВУЗов – М.: Юристъ, 1998. — 488 с.