31. Происхождение и сущность сознания.
Сознание – это связанная способность человеческого мозга целенаправленно, обобщенно и оценочно отражать действительных в чувственных или понятийно-логических образах.
Сознание в силу своей многогранности изучается различными науками: социологией, психологией, биологией, нейрофизиологией, кибернетикой….и т.д.
Существует Эволюционная теория происхождения сознания.
1 стадия. Изначально мир существовал как мир неживой природы. Но у него уже тогда было свойство – любое взаимодействие материальных систем оставляло следы. Это свойство называется отражение (способность одного объекта каким-то образом воспроизводить структуру другого объекта в процессе их взаимодействия) После возникновения живой природы появляется более сложная форма – биологическая, которая включает в себя раздражимость и чувствительность. На этой стадии у организма появляются дифференцированные органы чувств, способные активно реагировать на сигналы раздражителей. Затем у живого организма появляется мозг, центральная нервная система, психика животного – а потом и психика человека.
2 стадия Предметное восприятие, обнаруживаются элементарные формы мышления. Затем–способность решать одну и ту же задачу несколькими способами, создание примитивных орудий труда человеческой психики от психики животного – восприятие человека отличает предметность, константность и осмысленность.
У животных отсутствует способность обобщать свой чувственно-практический опыт, передавать его с помощью речиили созданных орудий. Их интеллектуальные действия не являются осознанными. Сознание у человека является не только психическим. Но и социальным феноменом.
Сознание структурно организовано, представляет собой целостную систему, состоящую из различных элементов, находящихся между собой в закономерных отношениях. В структуре сознания наиболее отчетливо выделяются прежде всего такие моменты, как осознание вещей, а также переживание, то есть определенное отношение к содержанию того, что отражается. Способ, каким существует сознание, и каким нечто существует для него, это — знание. Развитие сознания предполагает прежде всего обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и о самом человеке. Познание, осознание вещей имеет различные уровни, глубину проникновения в объект и степень ясности понимания. Отсюда обыденное, научное, философское, эстетическое и религиозное осознание мира, а также чувственный и рациональный уровни сознания. Сознание неразрывно связано с человеческим мозгом.
Осознание человеком самого себя, своих собственных качеств, своего «Я».
... привести человека к смене фундаментальных ценностей, духовному перерождению и обретению целостности. УМЕНИЕ— способность выполнять ... пневмой, создающей космическую «симпатию» всех вещей; все существующее телесно и различается степенью грубости или тонкости ... феноменологии, как философского учения, — интенциональная жизнь сознания (Гуссерль), бытие личности (Шелер) и фундаментальные структуры ...
Сознание — высшая форма отражения действительного мира, свойственная только человеку. Оно связано с членораздельной речью, логическими обобщениями, абстрактными понятиями. Сознание имеет многокомпонентную структуру, тем не менее оно — единое целое. Сознание обладает возможностью воздействовать на окружающую его действительность. Оно активно.
Конечно, философы предлагают множество определений понятия «сознания». Одни из них сводят сознание к материи, другие – объявляют сознание самостоятельной субстанцией. Приверженцы религиозной философии считают. Что Бог – воплощение абсолютного разума. Он наделил человека способностью мыслить (Фома Аквинский).
32. Сознание и самосознание. Сознание и бессознательное.
Сознание – это связанная способность человеческого мозга целенаправленно, обобщенно и оценочно отражать действительных в чувственных или понятийно-логических образах.
Сознание в силу своей многогранности изучается различными науками: социологией, психологией, биологией, нейрофизиологией, кибернетикой….и т.д.
Самосознание – это особая форма сознания, которая состоит в способности человека осознавать и оценивать свои действия, чувства и мысли, мотивы поведения, интересы, свое положение в мире.
По мере развития человек начинает понимать, что он для самого себя может стать объектом познания. Эта способность называется рефлексией. Она дает возможность человеку повернуться к самому себе, к своему собственному я, оценивать свое физическое состояние, поведение, пытается разобраться в причинах своего поступка. Самосознание способствует тому, что у человека вырабатывается критический подход к самому себе как к личности, помогает его становлению и развитию, определению жизненного пути.
Самосознание – это лишь часть сознания. А сознание, являясь психическим феноменом, лишь одна из разновидностей психического, одна из форм его проявления. Сознание – это не единственный уровень, на котором представлены психические процессы. Далеко не все, что воспринимается человеком и оказывает влияние на его поведение, им осознается.
Бессознательное – это те явления. Процессы, свойства и состояния, которые оказывают влияние на человека, но не осознаются им.
Бессознательно человек действует в состоянии невменяемости или аффекта, в состоянии гипноза. А также к бессознательным действиям относят инстинкты и интуицию. У человека есть бессознательная память, бессознательное мышление, бессознательная мотивация и ощущения.
Большой вклад внес З. Фрейд. К индивидуально бессознательному он относил такие качества, которые человек не осознает, но которые находят свое проявление в различных его непроизвольных действиях (ошибки, оговорки, описки, забывание иен, сноведения и грезы) Последователь Фрейда Юнг изучал феномен коллективного бессознательного. Элементы коллективного бессознательного он называл архетипами. Архетипы – это общие для людей образы, которые повторяются в мифах различных народов, в сказках народного творчества. Они передаются из поколения в поколения не только традициями, но они заложены генетически в бессознательное каждого. Все это влияет на личную жизнь человека больше чем индивидуально бессознательное.
Цивилизация и исторический процесс. Понятия сознания, познания, ...
... обыденным сознанием (им люди руководствуются в повседневной жизни) и научным сознанием, между индивидуальным сознанием и общественным сознанием, выражающем ... процессов, операций и состояний, не представленных в сознании субъекта. В ряде психологических теорий бессознательное - ... благодаря сосредоточености внимания определенный круг объектов находится в фокусе сознания. Св-ва созн: -универсальность – ...
Сознание и бессознательное находятся в тесной взаимосвязи. Они управляют поведением человека. Сознание управляет сложными формами поведения человека.
Типы бессознательного
1. Предсознательное (ощущения, восприятия, память, мышление, установки)
2. Подсознательное (явления, которые раньше осознавались человеком, а потом были вытеснены в сферу бессознательного (например, навыки и умения в письменной или устной речи))
3. Желания, мысли намерения и потребности, которые вытесняются из сферы сознательного под воздействием усваиваемых норм морали. В психологии это называют цензурой.
Познание как предмет философского осмысления. Субъект и объект познания.
Гносеология изучает природу человеческого познания, отношение знания к реальности, условия его существования в системе культуры и коммуникации, критерии истинности, а также формы, способы и закономерности достижения истинностного знания.
Со времен Декарта западноевропейская философия рассматривает познание через отношение «субъект-объект». Эта оппозиция используется для анализа процесса познания и обоснования знания с точки зрения соответствия его действительности.
Субъект познания – это носитель целенаправленной, активной предметно-практической познавательной деятельности и ее оценки, которым может быть индивид, коллектив, соц. группа и общество в целом.
Объект познания – то, на что направлена познавательная деятельность субъекта. Объектом выступают материальные и духовные явления, а также и сам субъект.
Без субъекта нет объекта. Без объекта – нет субъекта (обуславливают существование друг друга).
В процессе познания субъект и объект оказывают значительное влияние друг на друга. Сам выбор объекта познания является результатом деятельности человека, а также особенностями его духовного мира. Для одного человека произведение искусства – объект эстетического восприятия. А для другого – объект тщательного искусствоведческого анализа.
Сам субъект социален по своей природе, а значит, и образы объекта, которые он создает в процессе познания, в определенной мере отражают состояние общества на данном уровне его развития.
К пониманию сущности познания философы подходят по-разному. В причинной концепции исходят из того, что познание представляет собой результат взаимодействия двух природных систем, а знание возникает лишь в силу активного физического воздействия объекта на органы чувств пассивного субъекта (Гоббс, Локк и др.).
Деятельностная концепция познания находит выражениие прежде всего в социальной теории, где познавательный процесс предстает как взаимодействие объекта и субъекта, в котором активность субъекта понимается как способность человека, обусловленная социокультурной средой (Выготский Копнин, Лекторский и др.).
Генетическая эпистемология, создателем которой является Пиаже, рассматривает познание как взаимодействие объекта с активно действующим природным (биологическим) субъектом. Благодаря этому взаимодействию, «субъект раскрывая и познавая объект, организует действия в стройную систему, составляющую операции его интеллекта или мышления»
В эволюционной теории познания ‘ (Фоллмер и др.) основанием познания считается некий «мир средних размеров», «мезокосм», который только и является доступным человеку для наблюдения и из которого он получает образы-восприятия. Соответствие результатов познания познаваемому миру объясняется здесь способностью психики, эволюционировать, приспосабливаясь к изменениям в окружающей среде.
Отрасли психологии. Психологические знания в науке и практике. ...
... системе наук. Отрасли психологии. Психологические знания в науке и практике. Различия особенностей объекта и субъекта. 3. Понятие психики. Структура психики человека: психические процессы, психические состояния, ... Юсупов И. М. Психология взаимопонимания. Казань, 1991 РАЗДЕЛ II. ЧЕЛОВЕК КАК СУБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ Модуль 2 Семинар 8. Классические компоненты психического облика личности ...
33. Структура знания. Чувственное и рациональное познание.
Философское знание имеет определенную структуру. Традиционно философия включает
1. онтологию—учением о бытии, (стремится создать определенную картину мира, которая не только позволяла бы составить представление о мире в целом, но и выявила бы его скрытую сущность, онтология ищет категории обобщающего характера: как форма и содержание, возможность и действительность, часть и целое, единичное, общее, особенное и др).
2. гносеологию—учение о познании, рассматривает особенности процесса познания человеком внешнего мира. Она отвечает на вопросы: Как человек познает окружающий мир? Что такое истина в познании? На каких путях она достижима? (обращались Д. Юм, Э. Гуссерль, Л. Витгенштейн),
3. аксиологию— учение о ценностях. (обращались С. Кьеркегор, Ф. Ницше),
4. Так же выделяют социальную философию и философию истории, а также философскую антропологию — учение о человеке(А.Камю)., историю философии, этику, эстетику.
В философских концепциях познания традиционно выделяют две его разновидности: чувственное и рациональное познание. Они тесным образом связаны между собой и имеют свои формы. Процесс познания тесным образом связан с практической деятельностью человека. Общественная практика является основой и целью познавательного процесса, а также служит критерием истинности его результатов.
I. В рамках чувственного познания, взаимодействуя с теми или иными предметами, мы получаем первичные знания о мире в виде ощущений, восприятий и представлений.
Ощущение – это простейшее, элементарное отражение отдельного свойства материального предмета, непосредственно взаимодействующего с органами чувств.
Восприятие – форма чувственного познания, в которой объект, непосредственно воздействующий на органы чувств, отражается в сознании во всей целостности.
Представление – это опосредованно-чувственный образ предмета, созданный на основе восприятий.Представление является промежуточным звеном между чувственным созерцанием и абстрактным мышлением. У представления может и не быть прообраза в реальной действительности, в этом случае представление называют воображением, без которого невозможна творческая деятельность.
II. Рациональное познание подразделяется также на три формы: понятие, суждение, умозаключение. Понятие — это форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках. Понятие выражается в слове, но не тождественно ему. Суждение — это форма мышления, в которой утверждается или отрицается связь между предметом и его признаком. Суждение может быть или истинным, или ложным. Умозаключение — это форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение. 1.Все люди смертны (посылка).
2.Сократ — человек (обосновывающее знание).
3.Следовательно, Сократ смертен (выводное знание, называемое заключением или следствием).
Познание как предмет философского анализа
... определенными средствами и методами познания. Если познание направлено на получение знаний о человеке, то последний выступает в роли объекта познания. Цель познания - обеспечение моделей и ... биологии, генетики человека, когнитивной психологии, теории информации и компьютерной науки, утверждается, что познание как необходимый атрибут человеческого бытия детерминировано механизмами органической ...
С развитием науки при анализе процесса познания философия все более стала ориентироваться на то, как происходит познание в реальной научной практике. В этой связи возникло новое разделение ступеней познания. Были выделены эмпирическая и теоретическая ступени познания
Рациональное познание наиболее полно и адекватно выражено в мышлении.
Мышление —активный процесс отражения действительности, обеспечивающий раскрытие на основе чувственных данных ее закономерных связей и их выражение в системе абстракций (понятий, категорий и др.).
Есть два основных уровня мышления — рассудок и разум.
Рассудок — исходный уровень мышления, на котором оперирование абстракциями происходит в пределах неизменной схемы, заданного шаблона, жесткого стандарта. Это способность последовательно и ясно рассуждать, правильно строить мысли, четко классифицировать, строго систематизировать факты. Разум (диалектическое мышление) — высший уровень рационального познания, для которого, прежде всего, характерны творческое оперирование абстракциями и сознательное исследование их собственной природы (саморефлексия).
Только на этом своем уровне мышление может постигнуть сущность вещей, их законы и противоречия, адекватно выразить логику пещей в логике понятий.
!Большой вклад в изучении взаимоотношений разума и рассудка внес Кант. Он считал, что всякое знание начинается с чувств, переходит к рассудку и заканчивается разумом. Сначала надо научить ученика познанию общего, сформировать у него рассудок. Потом научить его составлять суждения. А потом сформировать разум (т.е выводить принципы, определять особенное через общее)
Сторонники иррационализма в гносеологии рациональному мышлению и средствам логики противопоставляют внерациональные формы — веру, волю, откровение, озарение, нирвану, экстаз и т.п. Все эти формы познания объединяют стремление к общей конечной цели — слиянию индивидуального Я с невыразимым Абсолютом.
Многие философы наряду с чувственным и рациональным познанием признают еще один вид — интуицию. Интуиция — непосредственное усмотрение истинности какого-либо утверждения. Интуиция — это озарение. Это интеллектуальный феномен, характеризующий постижением истины не путем обоснования с помощью доказательства, а прямым ее усмотрением. Итнуиция всегда связана с: неожиданность, спонтанность, новизна решения, его нестандартность, неосознанность процесса решения, невозможность воспроизвести пути и способы решения.
Интеллектуальная интуиция – это способность ума непосредственно постигать истину, не выводя ее из других истин с помощью доказательства и не усматривая ее лишь внешними чувствами.
Чувственная интуиция – это способность воспринимать знания с помощью органов чувств. Платон под интуицией понимал интуицию как особое внутреннее зрение, высшая способность ума. Декарт относил интуицию к интеллектуальной сфере, а Фейербах считал ее чувственным феноменом. У Фрейда – скрытый основополагающий принцип творчества.
Творчество – это всегда выход за границы известного, стандартного. Творческая деятельность человека всегда предполагает новизну. С творчеством связывают процесс нестандартной человеческой деятельности, результатом которой являются качественно новые материальные и духовные ценности. Истинное творчество невозможно без интуиции, она пронизывает всю творческую деятельность, помогая ему найти оригинальное решение. Пример: Художник сначала вынашивает замысел произведения, его общую идею. На этом этапе сознательное и бессознательное едины. Художник творит, нередко не осознавая побудительных мотивов (почему именно такой цвет).
16. Общение как познание людьми друг друга
... чел-ка, например принадлежности его к какой-то профессии. Стереотипизация в процессе познания людьми друг друга может привести к двум различным следствиям. С одной стороны к ... обеспечить прогнозирование ситуации межличностного восприятия необходимо выявить различные «эффекты», возникающие при восприятии людьми друг друга. Более всего исследованы три таких «эффекта»: ореола («галоэффект»), новизны и ...
Выбор решения происходит бессознательно. Развитая интуиция является следствием целенаправленной интеллектуальной деятельности и богато практического опыта человека.
Объяснение как познавательно-аналитическая процедура приобрела ведущее значение в научном познании нового времени. Объяснение связано с реальностью. Человек благодаря мысли раскрывает в ней закономерный порядок, логически обуславливает этот порядок, подтверждает его через эксперимент. Объяснение – подведение конкретного факта или явления под некоторое обобщение. Понимание – постижение смысла того или иного явления, его места в мире, его функционировании в системе целого. Смысл – ключевое понятие в решение проблемы понимания. Впервые как самостоятельная теоретико-методологическая проблема понимания поставлена В. Дильтеем: понимание – проникновение в духовный мир автора текста. Постепенно идея понимания стимулировала развитие методологии, более адекватно для социального и гуманитарного знания. Ключевыми для нее стали принципы герменевтики, заключающиеся в том, чтобы делать понятным, доводить до понимания.
36. Проблема истины в философии. Классическая, когерентная и прагматическая концепция истины
Целью познания является истинное знание. Вопрос что такое истина – является фундаментальным для гносеологии. Существуют разные мнения.
Классическая концепция – возникла в глубокой древности, обнаруживается в трудах Аристотеля, он считал, что истину говорят те, кто считает разъединенное разъединенным, и связанное связанным. Фома Аквинский : истина определяется как согласованность между интеллектом и вещью, с таким пониманием истины был согласен Декарт. Современная трактовка истины в рамках классической концепции: истина предполагает признание факта существования объективной и субъективной реальности, истина всегда имеет конкретный характер, истина является бесконечным процессом, в котором происходит переход от незнания к знанию.
Истина – это адекватное отражение в знании практически осваиваемой познающим субъектом действительности. Любая истина субъективна по форме, но объективна по содержанию.
Относительная истина – 1) неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества, который обуславливает способы получения этого знания. (пример: любая научная теория)2) знания, зависящие от определенных условий, места и времени их получения(пример: выражение «насилие есть зло»).
Абсолютная истина – 1)полное, исчерпывающее знание о бесконечном мире как целом(завершенное знание о мире в целом или об отдельных его областях, которое никогда не достижимо в силу ограниченных возможностей человека и бесконечности мира)2)знания, которые не могу быть опровергнуты в будущем (пример: выражение «движение – это всякое изменение вообще».)
Когерентная концепция – предполагает связность, согласованность, системность и единство знания. Когеренстность – это взаимосоответствие содержания суждения в некоторой системе рассуждения, представляющего многозвенную логическую конструкцию. Главную роль играют логические критерии истины, например, непротиворечивость суждений. Большой вклад в развитие когерентности внесли Лейбниц, Спиноза, Гегель. Современные: Гемпель Нейтрат. Отто Нейтрат – австрийский философ (1882-1945), социолог и экономист. Один из организаторов Венского кружка.
Основы знаний о физкультурной деятельности – 45ч.
... Содержание учебной программы Основы знаний о физкультурной деятельности – 45ч. – Культурно – исторические основы – 15ч. – Социально – психологические основы ... Направленность на реализацию принципа вариативности · Объемность и многообразие знаний, средств и форм физкультурной деятельности · Учебное содержание каждого из разделов программы излагаются в ...
Парадигматическая концепция — берет начало в философии Древнего Китая и Античной философии. Ведущая идея – идея практической ценности истины. Критерием истины считается практика. В прагматизме понятие практики охватывает не весь социальный опыт человечества, а конкретные виды практической деятельности в ее результатами. Джемс, Дьюи, Пирс и др. считают теории и понятия лишь инструментами или планами предстоящей деятельности, значение которых можно оценить с точки зрения практических результатов. Истина определяется как полезность в достижении желаемой цели.
Ни одна из рассмотренных концепций не может считаться единственно верной. Каждая из них выражает свой подход к понимаю истины, акцентируя внимания на том или ином ее аспекте.
37. Понятие науки. Ее генезис и функции. Специфика научного познания.
Наука — это исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направленна на познание и преобразование объективной действительности.
Зачатки научного знания возникли еще задолго до появления науки, как самостоятельной формы человеческого сознания и деятельности. Первоначальные знания человека о мире составляли лишь эмпирическое знание, не подымавшееся до теоретических выводов и обобщений. Но именно оно сыграло решающую роль в возникновении науки. Благодаря им закладывался ее фундамент — совокупность точно установленных фактов.
Наука — это одновременно и система знаний и их духовное производство, и практическая деятельность на их основе.
Научные знания в древнем мире и средние века.
Древние египтяне занимались только теми математическими операциями, которые были необходимы для их непосредственных хозяйственных нужд, но никогда они не занимались созданием теорий — одним из важнейших признаков научного знания. Специфика освоения мира шумерской и другими цивилизациями Древней Месопотамии обусловлена способом мышления, в корне отличающимся от европейского: нет рационального исследования мира, теоретического решения проблем, а чаще всего для объяснения явлений используются аналогии из жизни людей. Предпосылкой возникновения научных знаний многие исследователи истории науки считают миф. Около V в. до н. э. усиливаются демократические тенденции в жизни греческого общества, приводящие к критике аристократической системы ценностей. В это время в социуме стали стимулироваться творческие задатки индивидуумов, даже если сначала плоды их деятельности были практически бесполезны.
Классическая наука. С первых двух глобальных революций в развитии научных знаний, происходивших в XVI-XVII вв., создавших принципиально новое по сравнению с античностью и средневековьем понимание мира, и началась классическая наука, ознаменовавшая генезис науки как таковой, как целостного триединства, т.е. особой системы знания, своеобразного духовного феномена и социального института. В этот период происходит постепенная смена мировоззренческой ориентации: для человека значимым становится не потусторонний мир, а автономным, универсальным и самодостаточным индивид.
Раздел 1. Диагностика уровня развития общения и предметно-манипулятивной ...
... Общение, как и всякая деятельность, предметно. Предметом, или объектом, деятельности общения является другой человек, партнер по совместной деятельности. Конкретным предметом деятельности общения служат каждый ... ситуативно-делового общения. Основными параметрами развития общения во втором полугодии жизни являются: инициативность ребенка в общении, чувствительность к воздействиям взрослого, средства ...
Неклассическая наука. В конце ХIХ — начале XX в. считалось, что научная картина мира практически построена, и если и предстоит какая-либо работа исследователям, то это уточнение некоторых деталей. Но вдруг последовал целый ряд открытий, которые никак в нее не вписывались. Если в классической науке универсальным способом задания объектов теории были операции абстракции и непосредственной генерализации наличного эмпирического материала, то в неклассической введение объектов осуществляется на пути математизации, которая выступает основным индикатором идей в науке, приводящих к созданию новых ее разделов и теорий.
Постнеклассическая наука (70-х годах XX в.) Этому способствуют революция в хранении и получении знаний (компьютеризация науки), невозможность решить ряд научных задач без комплексного использования знаний различных научных дисциплин, без учета места и роли человека в исследуемых системах. Появление ЭВМ.
Специфика научного познания.
Формы познания: обыденное познание, художественное, религиозное, научное. Первые три – вненаучные. Научное познание выросло обыденного, но в настоящее время эти две формы далеко друг от друга. У науки особый набор объектов познания в отличие от познания обыденного. Наука ориентирована в конечном счете на познание сущности предметов и процессов. Научное познание требует выработки особых языков науки. Научное вырабатывает свои методы и формы, свой инструментарий исследования. Для научного познания характерна планомерность, системность, логическая организованность, обоснованность результатов исследования. Наконец, отличны в науке и обыденном познании и способы обоснования истинности знаний.
Одна из важных особенностей научного познания в сравнении с обыденным состоит в его организованности и использовании целого ряда методов исследования. Метод — совокупность приемов, способов, правил познавательной, теоретической и практической, преобразующей деятельности людей. Методы познания столь же многообразны, как и сама действительность. Исследование методов познания и практической деятельности является задачей особой дисциплины — методологии.
38. Структура и динамика научного знания. Методология научного исследования
Научные знания в древнем мире и средние века.
Древние египтяне занимались только теми математическими операциями, которые были необходимы для их непосредственных хозяйственных нужд, но никогда они не занимались созданием теорий — одним из важнейших признаков научного знания. Специфика освоения мира шумерской и другими цивилизациями Древней Месопотамии обусловлена способом мышления, в корне отличающимся от европейского: нет рационального исследования мира, теоретического решения проблем, а чаще всего для объяснения явлений используются аналогии из жизни людей. Предпосылкой возникновения научных знаний многие исследователи истории науки считают миф. Около V в. до н. э. усиливаются демократические тенденции в жизни греческого общества, приводящие к критике аристократической системы ценностей. В это время в социуме стали стимулироваться творческие задатки индивидуумов, даже если сначала плоды их деятельности были практически бесполезны.
1 Роль науки в развитии общества.Научная деятельность, научные знания
С древних времен истории человека, наука возникает как ответ на практические, прежде всего производственные, потребности общества. Появление астрономии, математики и механики было вызвано становлением ирригации, ... ния — определение конкретного объекта и всестороннее, достоверное деятельности человека результатов, внедрение в производство с дальнейшим эффектом. Основой разработки каждого ...
Классическая наука. С первых двух глобальных революций в развитии научных знаний, происходивших в XVI-XVII вв., создавших принципиально новое по сравнению с античностью и средневековьем понимание мира, и началась классическая наука, ознаменовавшая генезис науки как таковой, как целостного триединства, т.е. особой системы знания, своеобразного духовного феномена и социального института. В этот период происходит постепенная смена мировоззренческой ориентации: для человека значимым становится не потусторонний мир, а автономным, универсальным и самодостаточным индивид.
Неклассическая наука. В конце ХIХ — начале XX в. считалось, что научная картина мира практически построена, и если и предстоит какая-либо работа исследователям, то это уточнение некоторых деталей. Но вдруг последовал целый ряд открытий, которые никак в нее не вписывались. Если в классической науке универсальным способом задания объектов теории были операции абстракции и непосредственной генерализации наличного эмпирического материала, то в неклассической введение объектов осуществляется на пути математизации, которая выступает основным индикатором идей в науке, приводящих к созданию новых ее разделов и теорий.
Постнеклассическая наука (70-х годах XX в.) Этому способствуют революция в хранении и получении знаний (компьютеризация науки), невозможность решить ряд научных задач без комплексного использования знаний различных научных дисциплин, без учета места и роли человека в исследуемых системах. Появление ЭВМ.
Научное познание или просто наука представляет собой целенаправленную деятельность человека по выработке объективированного знания, которое в отличие от обыденного, индивидуального, личностного знания, отделено от индивида.
В научном познании традиционно выделяют эмпирический и теоретический уровни Эмпирическое познание отличается непосредственной направленностью на объект. Основными формами этого уровня познания являются факт и эмпирический закон. Здесь же используются такие методы как наблюдение, эксперимент, измерение, описание, классификация и систематизация.
Теоретическое познание направлено на исследование обобщающих идей и принципов. Оно также имеет свои формы (проблема, гипотеза, теория).
Имеет свои методы познания: восхождение от чувственно-конкретного к абстрактному и от абстрактного к мысленно конкретному, единство исторического и логического, формализация, математизация и др.
Существуют также универсальные методы научного познания: анализ и синтез, дедукция, аналогия (моделирование), абстрагирование, идеализация.
39. Человек как предмет философского анализа. Проблема биологического и социального в человеке
Человек – одна из основных проблем философской рефлексии. В истории философской мысли складывались разные образы человека. У Демокрита человек — часть космоса, единого «порядка» и «строя» природы,микрокосм, отображение и символ Вселенной. У Аристотеля — живое существо, наделенное духом, разумом и способностью к общественной жизни. Декарт в разуме человека видит специфическую особенность человека: «мыслю, следовательно, существую». Б. Франклин рассматривает человека как животное, производящее орудия. В классической немецкой философии человек выступает как субъект духовной деятельности, созидающий мир культуры, как носитель общечеловеческого сознания, всеобщего начала — абсолютного духа, разума. И. Кант видит в человеке существо, принадлежащее двум различным мирам—природной необходимости и нравственной свободе. В центре философского учения Л. Фейербаха — человек, понимаемый как венец природы, как гармоничное единство «я» и «ты».
Человек, как и все другие живые существа — часть природы и продукт природной, биологической эволюции. Антропологи проследили биологическую эволюцию Homo sapiens от высших приматов до современного человека. Питекантропы, австралопитеки, синантропы, неандертальцы, кроманьонцы составляют отдельные этапы этой эволюции, которая наглядно демонстрирует развитие человека как биологического вида, увеличение объема его головного мозга, изменение — конечностей и всей его природной конституции. Как и всякое живое существо, человек является своеобразной метаболической системой, существующей за счет обмена веществ с окружающей средой. Он дышит, потребляет различные природные продукты, существует как биологическое тело в пределах определенных физико-химических, органических и других условий окружающей среды. Как природное, биологическое существо, человек рождается, растет, взрослеет, стареет и умирает.
Все это характеризует человека как биологическое существо, определяет его биологическую природу. Но вместе с этим он отличается от любого животного и прежде всего следующими чертами:
— производит жилище, одежду, орудия труда, а животное лишь использует то, что уже есть;
— изменяет окружающий мир не только по потребностям своего вида, но и по законам познания этого мира
— может действовать не только по потребности, но и сообразно свободе своей воли и фантазии
— способен действовать универсально, животное же лишь применительно к конкретным обстоятельствам;
— осмысляет и планирует свою жизнедеятельность
Будучи биологическим существом человек выходит за рамки биологического. Человек — общественное существо, живущее в особом мире — в обществе, которое социализирует человека. Он рождается с набором биологических черт. Человеком же разумным становится под действием общества. Он научается языку, воспринимает общественные нормы поведения, пропитывается общественно значимыми ценностями, регулирующими общественные отношения, выполняет определенные общественные функции и играет специфически социальные роли.Все его природные задатки и чувства, включая слух, зрение, обоняние становятся общественно-культурно ориентированными. Он оценивает мир по законам красоты, развитой в данной общественной системе, действует по законам нравственности, которые сложились в данном обществе. В нем развиваются новые, не только природные, но и социальные духовно-практические чувства. Это прежде всего чувства социальности, коллективности, нравственности, гражданственности, духовности.
40. Проблема личности в философии. Человек и свобода. Смыслы человеческого бытия
Проблема личности в философии — это вопрос о том, в чем сущность человека как
личности, каково ее место в мире и в истории. Личность имеет сложную
структуру и интерпретацию. Личность
определяется теми социальными функциями, которые человек выполняет в
обществе. Но если говорить так, то нельзя раскрыть внутренний мир человека, так как фиксируется только его поведение, а оно не всегда
выражает действительную сущность человека. Более полная интерпретация
личности получается, когда ее рассматривают в сущностном плане. Личность —
индивидуальное средоточие и выражение общественных отношений и функций людей,
субъект познания и преобразования мира, прав и обязанностей, этических,
эстетических всех иных социальных норм,
Проблема личности интересна в философии экзистенциализма. Там человек познает сущность через свое существование. Для того чтобы понять смысл любой формы бытия, чтобы человеку обрести свою непосредственную сущность, свободу, он должен освободиться от господствующих ценностей, норм, установок. Освобождение происходит тогда, когда человек оказывается на границе
между бытием и небытием: перед лицом смерти, в страданиях, через
чувство вины, в борьбе.
В современных условиях и условиях ускоренного развития цивилизации роль личности в обществе становится все значительнее, в связи с этим все чаще возникает проблема свободы и ответственности человека перед обществом. Свобода личности – это специфический способ бытия человека, связанный с осознанным выбором поведения, который реализуется в практической деятельности.Самое главное в свободе – это выбор. Выбор представляет для человека трудность, выбирая, человек не только приобретает, но и теряет. Свобода выбора всегда порождает ответственность. Свобода человека есть часть свободы общества(нельзя быть свободным в несвободном обществе)
В обществе свобода личности ограничивается интересами общества. Каждый человек — индивид, его желания и интересы не всегда совпадают с интересами общества. В этом случае личность под воздействием общественных законов должна поступать в отдельных случаях так, чтобы не нарушать интересов общества, в противном случае ему грозит наказание от имени общества. В современных условиях, в эпоху развития демократии проблема свободы личности становится все глобальнее. Она решается на уровне международных организаций в виде законодательных актов о правах и свободах личности, которые в настоящее время становятся в основу любой политики и тщательно охраняются.
Смыслы человеческого бытия
Только человек способен выработать понимание смысла жизни. Человек вырабатывает это понятие и борется за его реализацию. Эффективность этого поиска зависит от меры свободы и ответственности человека. В философии сложились концепции, которые отразили смыслы жизней людей разной эпохи или разной культуры.
1. Гедонизм Жить – значит наслаждаться (наслаждение-высший смысл бытия, а страдания не лишены смысла, если они помогают чел. переносить невзгоды)
2. Эвдемонизм стремление к счастью как подлинному предназначению человека. Здесь счастье=отстутствие страха перед Богом, перед страданием и смертью. Счастье не принесут богатства и слава ит.д. Счастье не может быть без страданий.
3. Прагматизм Смысл жизни сводится к выгоде, успеху. Цель оправдывает средства.
4. Религиозная концепция. Цель жизни – царство небесное. Праведная жизнь на земле во имя любви к Богу.
5. Концепция долга. Отречение от всего личного во имя общественного долга. Жизнь во имя служения идеала.
41. Понятие общества. Основные социально-философские концепции
Общество – группа людей, создавшаяся благодаря целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности, причём члены такой группы не объединены столь глубоким принципом, как в случае подлинной общности. Общество покоится на конвенции, договоре, одинаковой направленности интересов. Индивидуальность отдельного человека гораздо меньше изменяется под воздействием его включённости в общество, чем в зависимости от включённости в общность. Часто под обществом подразумевают сферу, лежащую между индивидом и государством.
В самом широком понимании общество изучаемое социальной философией, выступает как социальность вообще, как социум, или особый род бытия в мире.
Концепции:
Философия Нового времени содержит ряд ценных социальных концепций, среди которых особое место принадлежит концепциям «естественного права» и «общественного договора». Так, Дж.Локк объявляет естественным правом человека его свободу и владение собственностью, приобретенной посредством труда. В работе «Два трактата о государственном правлении» он рассматривает первоначальное состояние людей как состояние господства их «естественных прав»: свободы, равенства и охраны собственности. Но он. как и Т. Гоббс, считает, что с целью защиты «естественных прав» граждан, включая их жизнь, необходимо государство, которое является результатом «общественного договора». В «Левиафане» Т. Гоббса государство возникает через общественный договор, чтобы люди не уничтожали друг друга, так как они по природе все сильны и злы и к ним применим принцип «человек человеку — волк». У Локка на государство переносится лишь часть естественных прав — ради эффективной защиты всех остальных, прежде всего свободы слова, веры и собственности. У Гоббса государство есть смертный Бог — Левиафан, оно охраняет мир и благоденствие граждан. Государство это абсолютистское по своему характеру общественное состояние, организация, которая обладает такой силой власти, что внушает страх, способный управлять волей всех людей, направляя ее на внутренний мир и взаимную помощь против внешних врагов.
Локк развивает учение о разделении властей на исполнительную, законодательную и судебную. Решающее значение, по его мнению, должна иметь сосредоточенная в парламенте законодательная власть. Именно законодательная власть прежде всего определяет порядок и режим, который устанавливается в обществе.
Концепции «естественного права» и «общественного договора» разделял Б.Спиноза. У него эти теории получают обоснование не просто через естественную природу человека, но через такое ее качество, как свобода. Спиноза пишет о свободе как праве рассуждать и свободе как праве действовать. «Цель государства в действительности есть свобода». В то же время он считал, что «общее решение должно преобладать над личным мнением и «изволением своего сердца», иначе в обществе возникает произвол .
42. Структура Общества. Основные сферы жизни общества.
Общество – группа людей, создавшаяся благодаря целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности, причём члены такой группы не объединены столь глубоким принципом, как в случае подлинной общности.
Первым необходимым элементом социальной деятельности являются живые человеческие индивиды субъекты деятельности, с которыми связаны её пусковые и регуляторные механизмы.
Вторым элементом является объект социальной деятельности. Объекты социальной деятельности можно разделить на два класса:
1. Вещи, “орудия” с помощью которых люди оказывают воздействие на окружающий их реальный мир. С помощью этих вещей люди осуществляют адаптивную деятельность, приспосабливаясь к среде путем её вещественно энергетической переделки, целенаправленного преобразования.
2. Символы, знаки (книги, картины, иконы, и др.).
Эти предметы служат не непосредственному изменению реальности, а изменению наших представлений о мире. Они воздействуют на наше сознание, стремления, цели, и через них, опосредованно, воздействуют на отличную от сознания реальность.
Сферы:
Экономическая сфера включает в себя производство, распределение, обмен и потребление материальных благ. Это сфера функционирования производства, непосредственного воплощения в жизнь достижений научно-технического прогресса, реализации всей совокупности производственных отношений людей, в том числе отношений собственности на средства производства, обмена деятельностью и распределения материальных благ.
Социальная сфера — это сфера взаимоотношений имеющихся в обществе социальных групп, в том числе классов, профессиональных и социально-демографических слоев населения (молодежи, лиц пожилого возраста и др.), а также национальных общностей по поводу социальных условий их жизни и деятельности.
Политическая сфера — есть пространство политической деятельности классов, других социальных групп, национальных общностей, политических партий и движений, разного рода общественных организаций. Их деятельность происходит на почве сложившихся политических отношений и направлена на осуществление их политических интересов..
Духовная сфера — это сфера отношений людей по поводу разного рода духовных ценностей, их создания, распространения и усвоения всеми слоями общества. При этом под духовными ценностями подразумеваются не только, скажем, предметы живописи, музыка или литературные произведения, но также знания людей, наука, моральные нормы поведения и т.д., словом, все то, что составляет духовное содержание общественной жизни или духовность общества.
43. Общественное сознание и его структура. Формы общественного сознания
ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ — это духовная жизнь общества в совокупности чувств, настроений, взглядов, идей, теорий, отражающих общественное бытие и влияющих на него. Отображение в духовной деятельности людей интересов, представлений различных социальных групп, классов, наций, общества в целом.
Общественное сознание – совокупность психологических свойств, присущих обществу, рассматриваемому как самостоятельная целостность, система, не сводимая к сумме составляющих его индивидов.
Субъектом общественного сознания является социум, а не индивид. Индивид способен изобрести идеологию или дать толчок некому явлению социальной психологии, но в общественное сознание оно станет лишь тогда, когда «овладеет массами».
Его структура: оно состоит из двух частей-полюсов «Идеологии» — осознанной, теоретически обработанной, отрефлектированной. «Социальной психологии» или «ментальности», которая является сферой коллективного бессознательного, характеризуется сокрытостью, глубинностью, стихийностью.
Формы общественного сознания
Общественное сознание представляет собой совокупность разнообразных духовных явлений, отражающих все сферы жизни общества и богатство индивидуальной жизни человека, поэтому выделяются его различные формы — нравственное, эстетическое, религиозное, правовое, политическое, философское, научное, экологическое, экономическое и т.д. Конечно, подобное структурирование условно, так как виды, формы, уровни общественного сознания находятся в постоянном взаимодействии и взаимовлиянии.
Анализируя общественное сознание, социальная Ф особое внимание уделяет идеологии. Идеология — это система идей и теорий, ценностей и норм, идеалов и директив действия. Она способствует закреплению или устранению существующих общественных отношений. По своему теоретическому содержанию идеология является совокупностью правовых, политических, нравственных, эстетических и других идей, отражающих, в конечном счете, экономические отношения общества с позиций определенного общественного класса.
Остановимся более подробно на духовной жизни общества. Под ней можно понимать ту сферу бытия, в которой объективная, надиндивидуальная реальность трансформировалась в реальность индивидуальную, субъективную, присущую каждому человеку.
44 Постиндустриальное общество и информационные способы бытия человечества. Распространённое в современной буржуазной социологии и футурологии обозначение новой стадии общественного развития, якобы следующей за индустриальным капиталистическим обществом. Концепция «П. о.» представляет собой дальнейшее развитие популярных в 60-х гг. теорий «индустриального общества» французского социолога Р. Арона. Основные положения концепции «П. о.» разделяются также многими др. буржуазными социологами, экономистами, политологами и футурологами. В понятие «П. о.» эти авторы вкладывают неодинаковое содержание. В целом концепция «П. о.» претендует на роль общесоциологической теории поступательного развития человечества. В основу членения всемирной истории на доиндустриальное (аграрное), индустриальное (капиталистическое и социалистическое) и постиндустриальное (Д. Белл и др.) (технотронное — З. Бжезинский) общество кладется уровень техники производства, а также отраслевое и профессиональное разделение труда: при этом умаляется значение общественных отношений, собственности и классовой борьбы. В концепции «П. о.» содержится явное стремление сформулировать теоретическую альтернативу марксистскому учению об общественно-экономических формациях, подменить социальные революции технологическими переворотами, противопоставить коммунизму иной социальный идеал, что предопределило её популярность среди буржуазных идеологов.
В концепции «П. о.» утверждается, что в зависимости от уровня техники (т. н. технологический детерминизм) в обществе последовательно преобладают «первичная» сфера экономической деятельности (сельское хозяйство), «вторичная» (промышленность), а ныне оно вступает в «третичную» сферу услуг, где ведущую роль приобретают наука и образование. Каждой из этих трёх стадий присущи специфические формы социальной организации (церковь и армия — в аграрном обществе, корпорация — в индустриальном, университеты — в постиндустриальном), а также господствующая роль определенного сословия (священников и феодалов, бизнесменов, учёных и профессоров специалистов).
45 Глобальные проблемы человечества в XX веке. В настоящий момент перед человечеством стоят следующие глобальные проблемы: 1. экология и жизненное пространство; 2. выживаемость человека; 3. войны и мир. Беспрецедентный характер нынешней мировой истории заключается в том, что до сих пор человечество было господином творения на земле в том смысле, что ни силы природы, ни кто-либо из людей не мог уничтожить или даже прервать человеческий прогресс. Человечество издавна знало кризисы, вызывавшимися стихийными силами природы, как-то: землетрясения и наводнения, засухи, эпидемии и т.д. Однако кризисы эти порождались внешними для человека причинами, и сам он был лишь их жертвой. Кризисы, с которыми пришлось столкнутьс современному человечеству являются уже результатом деятельности самого человека, являютс уже результатом деятельности самого человека, носят антропогенный характер.
С изобретением ядерного оружия приобрела особое глобальное значение проблема войны и мира. В мире прогрессировало не только добро, но и зло. Зло концентрировалось в большей степени именно в войнах, которые разрушали все, что, создавалось людьми, и уничтожая самих людей. Первым средством в борьбе против войн должен быть отказ от войны как средства продолжени политики. Ныне стал очевидным ее иррациональный смысл, а точнее полная абсурдность как какого бы то ни было средства решения международных проблем.
Помимо глобальной атомной угрозы существуют и иные глобальные проблемы, порожденные кризисным состоянием взаимоотношения природы и общества в результате научно-технического развития. Среди них наиболее значимым является экологический кризис, выражающийся в повседневном загрязнении окружающей среды, одновременно с прогрессирующим истощением запасов планеты — ее земных и водных ресурсов. Для решения экологической проблемы необходимо правильно рационально и экономно использовать природные ресурсы. Один из рациональных способов организации природопользования — изменение производственной технологии, в чем воплощается непосредственно материальное взаимоотношение человека и природы. Но дл его осуществления требуется и изменение ценностных ориентаций человека — формирование его экологического мышления, новой экологической этики. Еще одной не менее тревожной глобальной проблемой является проблема физического и нравственного здоровья человека. Информационные перегрузки, общий, все ускоряющийся ритм жизни особенно в гигантских, крупных городах, злоупотребление лекарственными препаратами, химические свойства которых по своим неблагоприятным для организма последствиям оказываются зачастую неизвестными — все это пагубно действует на человека. Это лишь маленькая толика из общего количества неблагоприятных для человека факторов.
46 Формационный и культурно-цивилизационный подходы к изучению общества
Типология есть учение о типах — больших группах (классах) тех или иных объектов, обладающих набором общих, характерных для каждого типа, признаков. Типология может рассматриваться как разновидность классификации, которая включает в себя: а) исследование оснований деления на типы; б) характеристику самих типов. Вообще классификация является не только способом упорядочения, систематизации результатов научных исследований, но и мощным средством получения нового знания: она позволяет предсказать существование неизвестных ранее объектов (характерный пример — таблица химических элементов Менделеева) или вскрыть новые связи и зависимости между уже известными явлениями. Формациониый и цивилизационный подходы — это подходы не только к делению государств на типы. Типология государства на их основе — это частный случай формационного и цивилизационного подходов к познанию истории вообще, к познанию истории общества. В основе формационного подхода лежит понятие «общественно-экономическая формация» которая призвана характеризовать тип общества в единстве его базиса (типа производственных отношений, экономической структуры общества) и надстройки. Этот подход разработан в рамках марксистской теории. В основе цивилизационного подхода лежит понятие «цивилизация» (от лат. civilis — гражданский).
Само это понятие характеризуется по-разному.
Впервые в истории философской мысли Г. Гегель поставил вопрос о наличии в историческом процессе объективной закономерности. Он нарисовал объективно-историческую картину исторического процесса, где реализуется содержание Мирового Духа. В дальнейшем было предпринято множество попыток объяснить историю. На сегодняшний день определились два методологических подхода к анализу исторического процесса. Один — формационный, , другой – цивилизационный.
В рамках первого выделяют две концепции — марксистскую и теорию постиндустриального общества. Марксистская концепция основывается на признании решающей детерминантой развития способа производства. На этой основе происходит выделение определенных стадий в развитии общества — формаций. Концепция постиндустриального общества в качестве главной детерминанты общественно-исторического процесса провозглашает три типа обществ: традиционное, индустриальное и постиндустриальное.
Коренная идея формационного подхода состоит в признании единства человеческой истории и ее прогресса в форме стадиального развития. Коренная идея второго — отрицание единства истории человечества и его прогрессирующего развития.
Формационный подход к истории. К. Маркс.
К. Маркс выработал формационный подход к истории, синтезировав рационалистическую логику философии истории Гегеля и натуралистические концепции истории. Он видел в историческом процессе эволюцию видов взаимодействия человека и природы в трудовой деятельности. В первобытном обществе труд очень примитивен, орудий труда нет (что не верно по археологическим данным), и потому все члены общин равны. Но, как только процесс труда и производства начинает совершенствоваться, появляются избытки благ и вместе с ними — борьба за их присвоение — классовая борьба. Согласно догматическим советским представлениям, Маркс выделял несколько этапов развития общества, и, соответственно, несколько типов общества, от наименее развитого до совершенного — несколько общественно-экономических формаций:1.первобытно-общинная ;2.рабовладельческая3.феодальная 4.капиталистическая5.коммунистическая. Вместе с тем, исследование самих текстов К.Маркса показывает, что сам он нигде вышеописанную схему пяти формаций (т. н. «пятичленку») не предлагал. Ее действительными авторами являются скорее В. И. Ленин и И. В. Сталин (см., например, «Философию истории» Ю. И. Семёнова Ключевыми терминами были базис и надстройка. Согласно социальной статике К.Маркса, базис общества целиком и полностью экономический. Он представляет собой диалектическое единство производительных сил и производственных отношений. Надстройка включает идеологию, культуру, искусство, образование, науку, политику, религию, семью.).
47 Источники и Движущие силы истории. Роль человека в истории. Проблема свободы. Источники истории лежат в творческой способности личности, преодолевать ограниченность исторически сложившихся форм жизни, своих представлений о комфортном мире, социальных отношений, культуры, отношений личность — общество, преодолевать противоречия между полюсами дуальной оппозиции в процессе осмысления, практического разрешения любой проблемы, преодолевать социокультурное противоречие, постоянно воспроизводить вектор конструктивной напряженности, нацеленный на сохранение и рост творчества, соответствующего нравственного идеала.
Движущие силы проявляются в способности отвечать на вызов истории, вызов окружающего мира, борясь с внешними опасностями, энтропийными, дезорганизующими процессами, с противоречиями между частью и целым, между потребностью и реальными возможностями их удовлетворения и т.д. Д.с.и. не сводятся к труду, так как труд сам по себе не в состоянии превратить те или иные формы организации в предмет человеческой деятельности, расширить сферу человеческой деятельности до возможности создавать ассоциации, совершенствовать социальные отношения в зависимости от подлежащих разрешению проблем. Они не сводятся к развитию нравственной идеи, человеческого духа, так как реальные процессы истории постоянно выскальзывают из-под их влияния, стимулируя возникновение новой нравственности. Д.с.и. не остаются неизменными и представляют собой процесс, носящий творческий характер, включающий медиацию и оттесняющий на задний план инверсию. Этот процесс, однако, не несет в себе абсолютной исторической необходимости, предзаданности. Человеческая история включает колебания людей по поводу своих целей и возможностей, возможность капитуляции перед сложностями, отступления, циклы, колебания, которые могут привести не только к великим достижениям прогресса, но и к катастрофам в результате неспособности людей идти и решать проблемы в соответствии с уровнем сложности общества. Для традиционной цивилизации характерен страх перед историей как ведущей к отпадению от высших ценностей. Поэтому Д.с. Здесь не отделены от повседневной деятельности людей, так как история здесь является побочным и нежелательным ее результатом. В либеральной цивилизации, где прогресс, развитие, повышение эффективности становятся ценностями, сама история -предмет озабоченности человека, особый предмет его деятельности. В промежуточной цивилизации противоборствуют обе тенденции.В современных условиях и условиях ускоренного развития цивилизации роль личности в обществе становится все значительнее, в связи с этим все чаще возникает проблема свободы и ответственности личности перед обществом.Первая попытка обоснования точки зрения объяснения взаимосвязи свободы и необходимости ее признания принадлежит Спинозе, который определил свободу, как осознанную необходимость.Развернутая концепция диалектического единства свободы и необходимости с идеалистических позиций была дана Гегелем. Научное, диалектико-материалистическое решение проблемы свободы и необходимости исходит из признания объективной необходимости как первичного, а воли и сознания человека — как вторичного производного.
В обществе свобода личности ограничивается интересами общества. Каждый человек — индивид, его желания и интересы не всегда совпадают с интересами общества. В этом случае личность под воздействием общественных законов должна поступать в отдельных случаях так, чтобы не нарушать интересов общества, в противном случае ему грозит наказание от имени общества. В современных условиях, в эпоху развития демократии проблема свободы личности становится все глобальнее. Она решается на уровне международных организаций в виде законодательных актов о правах и свободах личности, которые в настоящее время становятся в основу любой политики и тщательно охраняются.
48 Понятие культуры. Философские концепции культуры. Ценности культуры. Культура – это совокупность инновационных видов и способов деятельности вместе с ее результатами, которые выражают сущностные силы человека. Культура изучается разными дисциплинами. Осмысление проблем культуры и её универсалий в современной философии культуры развивается по разным направлениям. Существуют продуктивистский, аксеологический, социологический, антропологический, структуралистский, психофизиологический и пр. подходы.1.В продукт. – культура понимается как результат материального и духовного производства. 2. Аксиологический (ценностный) подход заключается в соотнесении культуры с миром человеческих ценностей. 3. Психофизеологический подход (З.Фрейд, К.Юнг) объясняет функционирование культуры провозглашая принципиальное противоречие между природным началом в человеке и довлеющими на него нормами культуры. Культура делает жизнь человека более безопасной, блокируя человеческие инстинкты и агрессивность.В человеческой деятельности существуют определенные ориентиры. Их называют ценностями. Ценность — это то, что значимо для человека, что ему дорого и важно, на что он ориентируется в своей деятельности. Общество выстраивает определенную систему культурных ценностей, которая вырастает из идеалов и потребностей его членов. В ее состав могут входить: — главные жизненные ценности (представления о цели и смысле жизни, счастье); — ценности межличностного общения (честность, доброжелательность); — демократические ценности (права человека, свобода слова, совести, партий); — прагматические ценности (личный успех, предприимчивость,— мировоззренческие, моральные, эстетические и пр. ценности.
Культура и человеческая деятельность:
Культура представляет собой целостный системный объект, обладающий сложной структурой. При этом само бытие культуры выступает как единый процесс, который можно разделить на две сферы: материальную и духовную. Материальная культура подразделяется на: — производственно-технологическую культуру, представляющую собой вещественные результаты материального производства и способы технологической деятельности общественного человека; — воспроизводство человеческого рода, включающего в себя всю сферу интимных отношений между мужчиной и женщиной. Следует заметить, что под материальной культурой понимается не столько создание предметного мира людей, сколько деятельность по формированию «условий человеческого существования». Сущностью материальной культуры является воплощение разнообразных человеческих потребностей, позволяющих людям адаптироваться к биологическим и социальным условиям жизни. Понятие духовной культуры: — содержит в себе все области духовного производства (искусство, философию, науку и пр.), — показывает социально-политические процессы, происходящие в обществе (речь идет о властных структурах управления, правовых и моральных нормах, стилях лидерства и пр.).
Древние греки сформировали классическую триаду духовной культуры человечества: истину — добро — красоту. Соответственно были выделены и три важнейших ценностных абсолюта человеческой духовности: — теоретизм, с ориентацией на истину и созданием особого сущ-ностного бытия, противоположного обычным явлениям жизни; — этим, подчиняющий нравственному содержанию жизни все иные человеческие устремления; — эстетизм, достигающий максимальной полноты жизни с опорой на эмоционально-чувственное переживание. Обозначенные выше стороны духовной культуры нашли свое воплощение в различных сферах деятельности людей: в науке, философии, политике, искусстве, праве и т. д. Они во многом и сегодня определяют уровень интеллектуального, нравственного, политического, эстетического, правового развития общества. Духовная культура предполагает деятельность, направленную на духовное развитие человека и общества, а также представляет итоги этой деятельности. Таким образом, содержанием культуры становится вся человеческая деятельность. Человеческое общество и выделилось из природы благодаря такой специфической форме взаимодействия с окружающим миром, как человеческая деятельность. Деятельность — это форма социально-культурной активности, направленная на преобразование действительности. Существует два вида деятельности: — практическая (т. е. материально-преобразовательная, направленная на изменение природы и бытия человека, и социально-преобразовательная, меняющая социальную реальность, включая и самого человека); — духовная (содержанием которой выступает изменение сознания людей).
В зависимости от направленности человеческой активности социокультурная деятельность может быть: —созидательной (т. е. направленной на формирование « второй природы» : среды обитания человека, орудий труда, машин и механизмов и т. п.); — разрушительной (связанной с различными войнами, революциями, этническими конфликтами, уничтожением природы и т. д.).
В человеческой деятельности существуют определенные ориентиры. Их называют ценностями. Ценность — это то, что значимо для человека, что ему дорого и важно, на что он ориентируется в своей деятельности. Общество выстраивает определенную систему культурных ценностей, которая вырастает из идеалов и потребностей его членов. В ее состав могут входить: — главные жизненные ценности (представления о цели и смысле жизни, счастье); — ценности межличностного общения (честность, доброжелательность); — демократические ценности (права человека, свобода слова, совести, партий); — прагматические ценности (личный успех, предприимчивость, стремление к материальному богатству); — мировоззренческие, моральные, эстетические и пр. ценности.
Ценности культуры: Ценность и оценка. Тема отношения культуры и ценностей была предметом размышления многих известных философов, поскольку она касается понимания самого существа культуры. Один из основоположников теории ценностей в философии неокантианец Г. Риккерт писал: «Если процесс реализации всеобщих социальных ценностей в течение исторического развития мы назовем культурой, то тогда мы сможем сказать, что главным предметом истории является изображение частей и целого культурной жизни человека и что всякий с исторической точки зрения важный материал должен стоять в какой-нибудь связи с культурной жизнью человека…» [1] Для социолога П. Сорокина ценности являются основой, фундаментом всякой культуры. С этими определениями можно соглашаться и не соглашаться, но с тем, что такие крупные мыслители сближают и даже идентифицируют культуру и ценности, безусловно, следует считаться. Другим полюсом можно считать отказ от ценностной (аксиологической) трактовки культуры на том основании, что она ведет к европоцентризму, исключая из системы ценностей все то, что противоречит ценностям европейской культуры и сужает понятие культуры, ограничивая ее сферой позитивных ценностей.
49 Нравственные ценности и формирование личности
В системе человеческих ценностей нравственность занимает совершенно особое место. Моральное сознание руководит поведением людей и их взаимоотношениям — межличностные, групповые, социальные. Нравственный критерий применим в качестве оценочного основания ко всем областям человеческой деятельности.
Нравственные представления человека, формировавшиеся на протяжении веков, нашли отражение в таких категориях, как добро, зло, справедливость, совесть, долг, смысл жизни, счастье, любовь, в моральных нормах и принципах, регулирующих отношения людей. Формирование личности: Человек — индивид, личность, индивидуальность. Формирование личности.
Индивид — обозначение единичного в отличие от совокупности, массы; отд. Живое существо, особь, отд. Человек — в отличие от коллектива, социальной группы, общества в целом. Индивидуальность — неповторимое своеобразие какого-либо явления, отделяющее существа, человека. Индивидуальность не только обладает различными способностями, но еще и представляет некую их целостность. Человек как индивидуальность выражает себя в продуктивных действиях, и поступки его интересуют нас лишь в той мере, в какой они получают органичное предметное воплощение. О личности можно сказать обратное, в ней интересны именно поступки. Личность – это человек, имеющий определенную жизненную ориентацию, тот или иной уровень культуры, сознающий свои права и обязанности по отношению к обществу и природе. Понятие личности в неразрывной связи с понятием общество.
Человек — совокупность всех общественных отношений. Человека философия понимает как целостность. Главной целью развития общества должен быть человек, его гармоническое развитие. Человек активно взаимодействует с социальной средой (процесс социализация) он постепенно становится личностью. Виды деятельности человека в социуме – труд и общение. Рассказать об обособлении и нарциссизме (безудержный эгоизм и амбиционность)
Личность — общежитейский и научный термин, обозначающий:
человечность индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности (лицо, в широком смысле слова) или
устойчивую систему социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.
Жизнеспособность человека покоится на воле к жизни и предполагает постоянное личностное усилие. Простейшей, исходной формой этого усилия является подчинение общественным нравственным запретам, зрелой и развитой — работа по определению смысла жизни.
Человек — совокупность всех общественных отношений.
Идеалистическое и религиозно-мистическое понимание человека;
натуралистическое (биологическое) понимание человека;
сущностное понимание человека;
целостное понимание человека.
Человека философия понимает как целостность. Сущность человека связана с обществ. Условиями его функционирования и развития, с деятельность, в ходе которой он оказывается и предпосылкой и продуктом истории.
50. Искусство как форма духовной жизни и эстетические ценности.
Искусство — это сфера духовно-практической деятельности людей, которая направлена на художественное постижение и освоение мира. Оно призвано удовлетворять универсальную потребность человека, воссоздавать окружающую действительность в развитых формах человеческой чувственности. В самом широком смысле категория «искусство» отождествляется с мастерством.
В процессе дальнейшего разделения и усовершенствования труда под искусством стали понимать творческую деятельность, направленную на преобразование окружающего мира и человека «по законам красоты».
Специфика искусства, позволяющая отличать его от всех других форм человеческой деятельности, заключается в том, что искусство осваивает и выражает действительность в художественно-образной форме. Она является результатом конкретной художественно-творческой деятельности и одновременно — реализацией исторического культурного опыта человечества.
Как всякая развивающаяся система, искусство отличается гибкостью и подвижностью, что позволяет ему реализовывать себя в различных видах, жанрах, направлениях, стилях. Виды искусства — это сложившиеся, устойчивые формы творческой деятельности, художественно реализующие жизненное содержание и различающиеся по способам его материального воплощения: — изобразительное искусство раскрывает многообразие мира с помощью красок, мрамора, глины и т. д. (т. е. с помощью пластических и колористических материалов); — литература включает в себя все оттенки творчества, реализуемые в слове; — музыка имеет дело не только со звучанием человеческого голоса, но и с разнообразными тембрами, созданными природными и техническими приспособлениями (речь идет о музыкальных инструментах); — архитектура и прикладное искусство — через существующие в пространстве материальные конструкции и вещи, удовлетворяющие практические и духовные нужды людей, — сложно и многообразно выражают свою видовую определенность. Каждый из видов искусства имеет свои особые роды и жанры, есть внутренние разновидности. Эстетические ценности:. Это духовные ценности связанные с выявлением, переживанием, созданием гармонии. Гармония понималась древними гр. как слаженность, созвучие, целостность. Гармония переживается трепетно и вдохновенно, рождая красоту. Эстетические ценности тесно связаны с эмоциональной культурой человека, его способностью к сильным переживаниям, умениям воспринимать множество оттенков настроений и чувств. Эстетическое в системе духовной культуре есть высшая ступень лишнего, свободного от утилитарности. Эстетическая потребность – это потребность в выявлении, обретении, сохранении гармонии, в универсальной гармонизации отношений человека с миром и с самим собой. Направленность эстетического на приведение реальной жизни в согласие и соответствие с представлениями о совершенстве. Эстетическая ценность воплощает идеальные представления о должном, о совершенстве, о целостности и целесообразности. Прекрасное, возвышенное, трагическое и комическое основные эстетические ценности. Кроме того, стоит упомянуть еще о двух типах духовных ценностей. Именно они и осуществляют реально синтез, соединение ценностей мировоззренческих, нравственных, эстетических. В первую очередь это ценности религиозные, а также ценности художественные. Первая попытка обоснования эстетических категорий была предпринята античными мыслителями — пифагорейцами Сократом и Платоном. Разработка этих категорий была продолжена Аристотелем, который помимо этого исследовал влияние искусства на человека. Он считал искусство средством избавления от аффектов: сопереживание произведению искусства приводит к «катарсису» (очищению, термин пифагорейцев).
Каждый из видов искусства имеет свои особые роды и жанры, есть внутренние разновидности. Видовые свойства искусства проявляются в конкретную историческую эпоху и в различных художественных культурах по-разному, ибо само деление искусства на виды связано прежде всего с особенностями человеческого восприятия мира. Язык красок, форм, звуков возник в силу того, что краски, звуки, формы получили выразительный смысл и определенное значение в жизни людей. Эстетические ценности:
Отрасль философского знания, занимающаяся исследованием эстетического сознания и деятельности художественного творчества, закономерностей развития художественной культуры, называется эстетикой. Первая попытка обоснования эстетических категорий была предпринята античными мыслителями — пифагорейцами Сократом и Платоном. Разработка этих категорий была продолжена Аристотелем, который помимо этого исследовал влияние искусства на человека, его воспринимающего. Он считал искусство средством избавления от аффектов: сопереживание произведению искусства приводит к «катарсису» (очищению, термин пифагорейцев).
Аристотелевская идея сопереживания в дальнейшем получила развитие в разработках теории эстетического восприятия художественных явлений.
Средневековая эстетика, связанная с именами Августина и Фомы Аквинского, с одной стороны, много унаследовала от античности, а с другой — синтезировала эстетические проблемы с религиозными (христианскими).
Искусство не рассматривалось как самоценная область духовной деятельности. Оно считалось средством выражения высшего духовного начала — Бога. Именно Бог объявлялся источником красоты и гармонии. В наибольшей степени исследовались поэтому искусства, которые способствовали усилению влияния и авторитета религии и церкви — архитектура, живопись, скульптура, декоративно-монументальное и декоративно-прикладное.
51. Религиозные ценности и их роль в жизни человека. Во второй половине III в. шел процесс дальнейшей централизации церкви, и к началу IV в. из существовавших епархий выделилось несколько митрополий, каждая из которых объединяла группу епархий. Митрополии создавались в порядке своего рода естественного отбора — наиболее многочисленные, влиятельные и богатые епархии имели в этой борьбе особо прочные позиции. Полагается , что с этого времени церковь как орган управления приобретает относительную самостоятельность и становится обладательницей особых интересов по отношению к верующим. Одной из важнейших целей церковной организации становится поддержание и воспроизводство целостности и устойчивости самого института церкви. В ходе этого процесса активизируется деятельность органов управления по введению предписаний, требующих безусловного подчинения аппарату церкви, усиливается особый метод идеологический деятельности — нормативно-правовая регламентация, связанная с разработкой определенных идейных обоснований и созданием структур организационной деятельности, направленных на пропаганду этих идей, их реализацию. Таким образом, можно прийти к выводу, что религиозное мировоззрение имеет довольно долгую историю. Религия возникает практически вместе с появлением человека, она претерпела множество изменений, прежде чем стать такой, какой мы привыкли ее видеть сейчас. 2. Структура религии В структурном плане, как считается , религия представляет собой целостное единство: религиозного сознания; религиозной деятельности; религиозных отношений; религиозных институтов и организаций. а) Религиозное сознание. Религиозному сознанию присущи чувственная наглядность, созданные воображением образы, религиозная вера, языковое выражение с помощью религиозной лексики и других специальных знаков. Все эти свойства тесно взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом. Религиозная вера – это особое психологическое состояние уверенности в достижении цели, наступлении события, в предполагаемом поведении человека, в истинности идей при нехватке достоверной информации. В ней содержится ожидание осуществления желаемого. Вера выступает важным фактором интеграции личности, группы, массы, стимулом решимости и активности людей. Религиозное сознание имеет два уровня — обыденный и концептуальный. Обыденное религиозное сознание предстает в виде образов, представлений, иллюзий, настроений и чувств, привычек и традиций, которые являются непосредственным отражением условий бытия людей. На этом уровне религия всегда непосредственно связана с индивидом, всегда выступает в личной форме. Религиозное сознание концептуального уровня — это специально разрабатываемая, систематизируемая совокупность понятий, идей, принципов, концепций. В ее состав включаются: учения о Боге, мире, природе, обществе, человеке, специально разрабатываемые на религиозной основе (теология, богословие, символы веры); осуществляемая в соответствии с принципами религиозного мировоззрения интерпретация экономики, политики, общественных явлений, т.е. религиозно-политические, религиозно-экономические, религиозно-правовые и другие концепции; религиозная философия. б) Религиозная деятельность Религиозная деятельность, по мнению ученых , занимает своеобразное место в системе общественной деятельности.
Фейербах различает истинный и неистинный атеизм. Последний, «страдающий светобоязнью», не обладает мужеством открыто выступить «на свет общественности» — это недостойный, пустой атеизм. Не приемлет Фейербах также и голое отрицание Бога без анализа причин возникновения и существования религии, указания возможностей ее устранения. Фейербах убежден, что религия не только ложна, но и чрезвычайно вредна, и глубоко ошибочно считать, что она безразлична для человека и можно равнодушно предоставить каждому «быть дураком на свой манер». Кроме того, Фейербах говорит о том, что теология, по крайней мере в настоящее время, служит в Германии «единственным практическим и действенным политическим орудием». Поэтому антирелигиозную пропаганду Фейербах расценивает как важное средство в политической борьбе. Главный вред религии Фейербах видит в том, что она учит страдать, терпеть, ожидать в надежде на царствие небесное, она по самому существу своему является силой консерватизма. «Все оставить таким, каково оно есть, — вот необходимый вывод из веры в то, что Бог правит миром, что все происходит и существует по воле божьей. Каждое самовольное изменение существующего порядка вещей есть святотатственная революция». Завершая свою критику религии, Фейербах говорит, что нужно превратить людей «из верующих — в мыслителей, из молельщиков — в работников, из кандидатов потустороннего мира — в исследователей этого мира». В XIX в. к атеизму пришли многие естествоиспытатели, историки, деятели искусства. В течение XIX в. подвергались осуждению со стороны церкви естествоиспытатели, деятели культуры, искусства. В первой четверти XIX в. продолжается просветительское движение. Ряд идей Просвещения поддерживают декабристы. Просветители предлагают правителям способствовать преобразованию общества, обеспечить свободу личности, слова и вероисповедания, открыть всем слоям общества доступ к просвещению. Философские взгляды декабристов были разнородными. Споры на философские темы велись и до восстания, и в ссылке. Часть декабристов склонялась к атеизму. Основатели марксизма — К. Маркс (1818-1883) и Ф. Энгельс (180-1895) уделяли большое внимание религии. Маркс и Энгельс писали, что материализм должен дать ответ на вопрос о возникновении религии, учитывающий все факторы этого процесса. Нужно понять, как случилось, что у людей возникли религиозные иллюзии, показать, как они связаны с историческими формами общественной жизни. Религия — не результат невежества или преднамеренного обмана (хотя вовсе не исключается ни то, ни другое).
Корни ее глубже. Она — необходимый продукт такого общественного строя, где есть рабская зависимость масс от господствующих классов. В классовом обществе главной причиной религиозных верований является уже не бессилие человека перед силами природы, а подавленность трудящихся гнетом эксплуататоров, страх перед неосознаваемыми экономическими силами. В основе понимания Марксом и Энгельсом религии как своеобразной формы отражения бытия лежит материалистическое понимание истории. Маркс и Энгельс говорили, что религия, в сопоставлении с другими формами общественного сознания, отдалено, опосредованно связана с общественным бытием.
Жречество становится наследственной профессией, появляются постоянные святилища и храмы, жертвоприношения, доходы с храмовых земель, материальная поддержка светской власти укрепляют влияние жречества. Таким образом, в рассматриваемый период религия превращается в относительно самостоятельную сферу общественной жизни, открывается новая страница в истории религии о развитии и функционировании религиозных систем государственно-организованных народов. Однако на данном этапе вряд ли следует говорить об образовании религиозной организации как самостоятельного социального института. По мере усложнения общественных отношений и представлений преобразуется и усложняется вся общественная система, в том числе и религиозная надстройка. Постепенно происходит самоопределение религиозной системы. Появление религиозных организаций объективно обусловлено развитием процесса институционализации. Решающую роль в этом процессе сыграло выделение устойчивого социального слоя — служителей культа, которые становятся во главе религиозных институтов и сосредоточивают в своих руках деятельность по регулированию религиозного сознания и поведения массы верующих. В развитой форме религиозные организации представляют собой сложную централизованную и иерархичную систему — церковь. Опираясь на массу верующих как на свою социальную базу, она представляет собой автономную систему в политической надстройке общества. В политико-идеологической сфере складываются особые взаимоотношения церкви и государства. Государство оказывает церкви всемерную поддержку для упрочнения ее положения в обществе. Церковь же в интересах государства навязывает народу определенные стандарты поведения и мышления, стремясь затормозить возрастающее недовольство со стороны масс существующим общественным строем, поддерживаемым государством. Возникновение и распространение христианства пришлось на период глубокого кризиса античной цивилизации упадка ее основных ценностей. Произошло столкновение двух различных идей: античной и христианской. Христианское учение привлекало многих, разочаровавшихся в римском общественном устройстве. Оно предлагало своим приверженцам путь внутреннего спасения: уход от испорченного, греховного мира в себя, внутрь собственной личности, грубым плотским удовольствиям противопоставляется строгий аскетизм, а высокомерию и тщеславию «сильных мира сего» — сознательное смирение и покорность, которые будут вознаграждены после наступления Царства Божьего на земле. Христианство помогло миру избежать великой битвы за освобождение человека. Ведь оно смогло без смены государственной власти, через смену личности, ликвидировать один социальный строй (рабовладельческий) и создать совершенно другой по своей сути строй. Христианство возвышало человека. Исходя из христианского учения, человек в мире стал свободен и зависел он лишь от Бога. Люди, принимая христианство, освобождались от рабства, но тут же принимали на себя другую ношу — религиозную. Уже первые христианские общины приучали своих членов думать не только о себе, но и о судьбах всего мира, молиться не только о своем, но и об общем спасении.
19