ОРГАНИЗАЦИОННО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ МОДЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА
В течение года при Московском городском психолого-педагогическом университете работала проектная группа, в состав которой вошли психологи-практики и методисты Службы практической психологии города Москвы. Мы поставили перед собой непростую задачу: разработать варианты построения психологической службы в общеобразовательной школе с учетом особенностей деятельности школы и ее возможностей (с точки зрения количества специалистов-психологов, которое она может себе позволить).
Нам с самого начала было ясно, что строить одну на всех, единообразную по задачам и организационным принципам модель деятельности психолога в школе абсолютно нецелесообразно. Школы не просто разные — они очень разные. Разве можно сравнивать по возможностям, кругу проблем и задачам деятельности гимназию, куда так или иначе осуществляется целенаправленный набор детей, и общеобразовательную школу в новостройке? Негосударственную школу, ориентированную на работу с теми детьми, которым трудно учиться в большой массовой школе, и школу для одаренных детей? Школу, работающую по экспериментальным международным программам, выше крыши загруженную новейшими средствами обучения, и школу, с трудом обеспечивающую преподавание базовых дисциплин? Школы разные нужны… А психологические службы в них будут одинаковыми, по типу унифицированного медицинского кабинета? Понятно, что это неправильно. Но, с другой стороны, и жизнь, полная свободы действий, психологам-практикам больше не в радость. Потому что отсутствие четких представлений о круге обязанностей не позволяет организовать действительно продуманную, востребованную в данной образовательной ситуации систему психологической работы. Психолог становится зависим от произвола администрации, а администрация — от фантазий и личных склонностей принятого на работу специалиста.
Непорядок получается. И мы решили вычленить из нашей собственной практики, отделить от частностей и описать в отчужденном виде несколько моделей деятельности психолога в общеобразовательной школе, которые, с нашей точки зрения, востребованы в настоящее время больше всего. В результате были описаны три модели. Каждая получила свое условное название: «Консультант», «Методист» и «Куратор». Модели описаны по единому принципу: — Общее описание. — Цели, задачи и основные направления. — Виды деятельности в рамках каждого направления по следующей схеме: ситуация, запускающая данный вид деятельности, — вид деятельности — возможные следствия его реализации. — Основные алгоритмы деятельности. (Мы сочли необходимым приложить их к тем видам деятельности, которые четко раскладываются на определенный порядок профессиональных действий психолога.) — Требования к методическому обеспечению и уровню профессиональной квалификации психолога. — Необходимая управленческая поддержка модели. Мы понимаем, что это пока еще не исчерпывающий перечень. Мы собираемся со временем добавить в описание каждой модели так называемый «сопряженный функционал» других специалистов (то есть те новые функции, которые появляются у педагогов, завучей, социальных работников и т.д.
Специфика деятельности педагога-психолога в МОУ СОШ № 232
... участие родителей в управлении школой. 1.2 Специфика деятельности педагога-психолога в МОУ СОШ № 232 Педагог-психолог школы № 232 - Кантемирова Наталья Николаевна. Работа педагога-психолога заключается в оказании ... 232 г. Знаменск в период с 16.09.2013 по 27.10.2013. под руководством педагога-психолога школы № 232 Кантемировой Натальи Николаевны. Цели практики: 1) Планирование и осуществление ...
в связи с реализацией психологом того или иного направления работы), перечень обязательной документации психолога. Для модели «Куратор» этот материал уже подготовлен, и вы можете с ним познакомиться. Но и без этих пунктов материал получился интересный и дельный. Мы представили его на майском съезде практических психологов образования в Москве, собираемся активно «продвигать» данный подход к построению психологической работы в школе в московском образовании. Предлагаем этот материал для обсуждения вам, уважаемые читатели. Нам очень интересно ваше мнение. Наша группа была довольно большой, но, как это обычно и бывает, постепенно выделился состав участников, которые внесли наибольший вклад в подготовленные материалы. Их хотелось бы назвать поименно:
Шулакова С.П., школа № 1223 САО, педагог-психолог Беглова Т.В., НОУ СОШ «ЭШЛ» ЮВАО, педагог-психолог Строганова Е.Я., методист-психолог МЦО САО Васильева Н.Н., детский сад № 602 ЮЗАО, педагог-психолог Лупанина С.В., школа № 96 ЦАО, педагог-психолог Лапшина Е.С., школа № 127 ЦАО, педагог-психолог Ускова Т.В., ДЮЦТТ «Медведково», педагог-психолог Ушакова Е.И., школа № 529 СВАО, педагог-психолог Горячева Н.В., школа № 430 ЮВАО, педагог-психолог Щервина Г.В., школа № 1219 ЦАО, педагог-психолог Ткачева И.А., методист ОУМЦ СВАО Нестерова Т.М., школа № 868 ЮАО, педагог-психолог Никитина Н.Ю., методист НМЦ ВАО Рыдкина О.А., школа № 868 ЮАО, педагог-психолог Кабаева В.М., школа № 1240 ЦАО, педагог-психолог Гулиева Н.А., школа № 1151 Зеленоградский АО, педагог-психолог Макирова М.Ю., школа № 1752 ВАО, педагог-психолог Ясюкевич М.В., школа № 1290 ВАО, педагог-психолог
Материал для публикации подготовила руководитель проектной группы кандидат психологических наук Марина БИТЯНОВА
МОДЕЛЬ «КОНСУЛЬТАНТ»
Общее описание модели
Данная модель предназначена для массовых школ, не реализующих экспериментальные или инновационные образовательные программы и имеющих в штатном расписании одну ставку педагога-психолога. Деятельность психолога организуется, прежде всего, по запросу и на основании плана, утвержденного администрацией школы. Центральным направлением является работа с детьми, имеющими психологические трудности в обучении и развитии. Деятельность психолога в рамках данной модели разворачивается, если можно так сказать, на «периферии» образовательной системы школы. Психолог занят профилактической работой в ее самых простых формах и преимущественно ориентирован на работу с теми, кому трудно удержаться в рамках общих школьных требований. Частично он самостоятельно оказывает помощь (в рамках своих возможностей и компетенции), частично — организует работу с ребенком и его семьей тех специалистов, которые могут оказать квалифицированную и специализированную помощь. В силу последнего обстоятельства диспетчерская деятельность становится очень важным направлением работы психолога-консультанта. Он должен хорошо представлять себе, к какому специалисту необходимо переадресовать ребенка с данным типом проблемы и где такой специалист имеется.
Цель деятельности психолога
Сопровождение процесса психологического развития учащихся посредством создания определенных условий в образовательной среде школы.
Задачи деятельности психолога
1. Отслеживание результатов психологического развития учащихся на различных этапах обучения. 2. Создание условий для оказания психологической помощи учащимся в решении проблем развития. 3. Осуществление психологического анализа внутришкольных образовательных программ и технологий с точки зрения их соответствия индивидуальным и возрастным особенностям учащихся данной школы. 4. Консультативная и информационная психологическая поддержка процессов обучения, воспитания и развития детей в образовательной среде школы.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
I. Работа психолога с учащимися школы
Задачи
1. Выявление уровня актуального психологического развития учащихся на различных этапах обучения. 2. Оказание психологической помощи учащимся (в рамках профессиональных возможностей психолога), имеющим проблемы в обучении и развитии. 3. Создание условий для психологического развития и повышения психологической компетентности учащихся. 4. Создание условий для комплексного решения медико-психолого-педагогических проблем развития учащихся.
Виды деятельности и их краткая характеристика
1. Психолого-педагогическая диагностика Проводится по запросу со стороны взрослых (педагог, родитель) или самого ребенка и в плановом порядке. Плановые диагностические мероприятия проводятся в определенные периоды обучения (по выбору школы), а также в связи с мониторингами экспериментальных или инновационных образовательных программ. По итогам диагностики психолог готовит рекомендации для педагогов и родителей, организует консультативные или коррекционно-развивающие встречи с ребенком, совместно с автором запроса планирует работу, направленную на решение проблем ребенка.
2. Коррекционно-развивающая и консультативная работа Проводится по запросу и по итогам психологической диагностики. В основном связана с оказанием помощи детям, имеющим трудности в обучении и психологическом развитии. Может быть ориентирована и на работу с детскими коллективами (коррекцию межличностных отношений).
Работа развивающего характера, ориентированная на благополучно развивающихся детей, организуется в виде факультативов или игр по запросу самих детей или классных руководителей.
3. Диспетчерская работа Реализуется в ситуациях, требующих привлечения к работе с ребенком или семьей других специалистов или служб: медицинской, социальной и т.д.
Ситуации, «запускающие» данный вид деятельности |
Вид деятельности психолога |
Основные следствия проведения данных мероприятий |
Запрос со стороны педагога, родителя или самого учащегося (в старшей школе) Адаптация новых детей, пришедших в уже сложившийся коллектив Плановая диагностика, проводящаяся А) в определенные периоды обучения, Б) в связи с общешкольными мониторингами образовательной среды |
Психолого-педагогическая диагностика |
Консультирование родителей Консультирование самого учащегося Организация коррекционно-развивающей работы с ребенком или группой учащихся Совместное с автором запроса проектирование системы работы по решению имеющихся проблем |
Запрос учащихся (прежде всего — на развивающую работу и профориентационное консультирование) Запрос классного руководителя, связанный с определенной задачей его работы с классным коллективом или отдельным учеником Результаты психологической диагностики |
Коррекционно-развивающая и консультативная работа |
Консультации с классным руководителем Повторная психологическая диагностика Консультирование родителей по итогам проведенной с ребенком работы По необходимости — консультирование самого автора запроса |
Выявление психологических проблем, лежащих вне функционала или профессиональной компетенции школьного психолога Необходимость получения консультаций у «смежных» специалистов: логопеда, психоневролога, психиатра и др. Необходимость перевода ребенка в школу другого типа Необходимость включения в ситуацию социальных работников и специалистов по охране прав ребенка |
Диспетчерская работа |
Информирование администрации школы Консультации с классным руководителем и педагогами-предметниками Консультирование родителей Работа с детским коллективом Сопровождение ребенка и поддержка семьи во время работы со специалистами Получение рекомендаций по организации дальнейшей работы от смежных специалистов |
II. Работа психолога с родителями
Задачи
1. Повышение психологической компетентности родителей в сфере детско-родительских отношений и решения проблем и задач развития их детей. 2. Сотрудничество с родителями в вопросах, связанных с решением проблем и задач развития их детей.
Виды деятельности и их краткая характеристика
1. Консультирование родителей по проблемам воспитания и психологического развития их детей. Организуется по запросу самих родителей или педагогов, итогам психологической диагностики (при наличии у ребенка трудностей в обучении и психологическом развитии) и итогам реализации коррекционно-развивающих мероприятий. В большинстве случаев носит характер разовых консультаций. 2. Информирование по итогам проведения психологической диагностики (индивидуальное и групповое). Носит плановый характер, проводится преимущественно в форме выступления на родительских собраниях или разовых консультаций с родителями. 3. Психологическое просвещение родителей. Организуется по запросу педагогов, родителей, либо носит систематический, плановый характер. Проводится преимущественно в форме выступления на родительских собраниях.
Ситуации, «запускающие» данный вид деятельности |
Вид деятельности психолога |
Основные следствия проведения данных мероприятий |
Запрос самих родителей на проведение консультации Консультация организуется по инициативе классного руководителя или школьной администрации Консультирование по итогам проведения психологического обследования ребенка Консультация по итогам коррекционно-развивающей или консультативной работы с ребенком |
Консультирование родителей по проблемам воспитания и психологического развития их детей |
Организация консультативной или коррекционно-развивающей работы с самим школьником Организация диспетчерской работы Консультации с классным руководителем или администрацией (авторами запроса) |
Проведение плановой диагностики или индивидуального обследования ребенка по запросу. |
Информирование по итогам проведения психологической диагностики (индивидуальное и групповое) |
Консультирование конкретных семей по возникшим психологическим проблемам |
Плановые тематические выступления на внутриклассных или общешкольных родительских собраниях Разовый запрос классного руководителя, администрации или самих родителей |
Психологическое просвещение родителей |
Консультирование конкретных семей по возникшим психологическим вопросам |
III. Сотрудничество с педагогами-предметниками и классными руководителями
Задачи
1. Повышение психологической компетентности педагогов по вопросам, связанным с обучением и развитием учащихся. 2. Организация психолого-педагогического сотрудничества для решения проблем и задач развития отдельных учащихся и ученических коллективов.
Виды деятельности и их краткая характеристика
1. Консультирование педагогов по вопросам, связанным с обучением, взаимодействием, психологическим развитием школьников. Организуется по запросу педагога или результатам различных видов работы психолога с детьми: диагностики, коррекционной, развивающей работы. Носит преимущественно разовый характер, содержательно связано с ситуациями, вызывающими у педагога профессиональные и личностные затруднения. 2. Психологическое просвещение педагогов. Организуется по запросу педагогов, администрации, либо носит систематический, плановый характер. Проводится преимущественно в форме выступления на педагогических советах, заседаниях методических объединений.
Ситуации, «запускающие» данный вид деятельности |
Вид деятельности психолога |
Основные следствия проведения данных мероприятий |
Запрос педагога Результаты психологической диагностики, коррекционно-развивающей или консультативной работы, проведенной с ребенком Результаты развивающей работы, проведенной с классным коллективом |
Консультирование педагогов по вопросам, связанным с обучением, взаимодействием, психологическим развитием школьников |
Создание и реализация педагогом и психологом совместной программы работы с конкретным ребенком или группой детей Индивидуальная психологическая работа с самим педагогом Сопровождение выработанной программы совместных действий |
Информирование педагогов о результатах психологического обследования детей на педсоветах и консилиумах Плановые тематические выступления на педсоветах, методобъединениях и семинарах Возникновение педагогической проблемы, требующей для своего разрешения повышения психологической компетентности педагогов |
Психологическое просвещение педагогов |
с |
Необходимая управленческая поддержка деятельности психолога в рамках данной модели
1. Внесение в устав школы основных положений, связанных с деятельностью психолога (модели его деятельности).
2. Утверждение на административном уровне плана работы психолога:
- диагностических мероприятий (дни, часы);
- просветительских мероприятий для педагогов и родителей;
- консилиумов и малых педсоветов по итогам психологической диагностики и др. видов работы психолога с детьми.
3. Получение согласия родителей на проведение с их детьми различных диагностических мероприятий (в рамках плана школы и модели деятельности психолога).
4. Обеспечение материально-технических условий деятельности психолога: оборудованный кабинет, методические пособия, возможности использования оргтехники, расходные материалы для проведения коррекционно-развивающей и диагностический работы (в рамках плана).
5. Оказание материальной и организационной поддержки в обеспечении школьной библиотеки психологической литературой и методическими пособиями. 6. Повышение квалификации психолога в рамках основных направлений деятельности данной модели (прежде всего — консультирования, диагностики).
7. Предоставление методического дня для осуществления подготовки к диагностическим, развивающим и просветительским мероприятиям. 8. Обеспечение условий для создания и использования в работе компьютерных технологий проведения, обработки и хранения диагностической информации. 9. Организационная поддержка различных форм сотрудничества психолога с педагогами (контроль за использованием психологических рекомендаций, проведение малых педсоветов, консилиумов, совещаний).
10. Обеспечение участия приглашенных специалистов в решении проблем отдельных детей и ученических коллективов. 11. Привлечение управленческих механизмов формирования у педагогов мотивации на сотрудничество со школьным психологом.
Требования к методическому обеспечению деятельности психолога в рамках данной модели
1. Обеспечение психолога диагностическими материалами для проведения скрининговых исследований уровня психического развития, для диагностики возрастных особенностей учащихся на различных этапах обучения, изучения социально-психологических особенностей детских коллективов, уровня психологической адаптации школьников 1, 5 и 10-х классов. 2. Обеспечение методическими материалами для организации профориентационной работы в старшей школе. 3. Обеспечение коррекционно-развивающими программами для организации помощи детям всех школьных возрастов, а также обучающими психологическими программами для ведения развивающей работы с детьми, заинтересованными в психологическом просвещении и обучении. 4. Обеспечение методической литературой для проведения просветительской работы с родителями и педагогами. 5. Обеспечение необходимыми методическими материалами для проведения индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы (игрушки, развивающие материалы, музыкальное сопровождение и др.).
Требования к уровню квалификации психолога в рамках данной модели
1. Высшее профессиональное образование (но без предъявления требований к опыту практической работы).
2. Владение диагностическими методами, приемами обработки и представления диагностических данных. 3. Владение консультативными техниками (в работе с детьми и взрослыми).
4. Владение развивающими техниками и коррекционно-развивающими программами на уровне реализации и анализа результатов (но не на уровне создания).
5. Наличие представлений о деятельности смежных специалистов (логопедов, психиатров, наркологов и др.).
6. Умение работать со справочной литературой. 7. Коммуникативные навыки, навыки ведения групповой работы с детьми и взрослыми. 8. Знание основ семейного консультирования.
Схема. Диагностика по запросу
МОДЕЛЬ «МЕТОДИСТ»
Общее описание модели
Два обстоятельства могут с большой вероятностью служить причиной реализации данной модели психологической деятельности в школе: А) наличие у школы реально действующей образовательной программы, ориентированной на развитие учащихся (собственная концепция развития школы, экспериментальная программа, участие в реализации общегородской или региональной образовательной программы, проекта).
В этом случае психологическое обеспечение образовательного процесса становится объективно необходимым; Б) наличие в школе социального педагога, организующего работу с семьями учащихся и выполняющего диспетчерские функции. В этом случае психолог освобождается от ряда консультативных функций и может включиться в деятельность по психологическому обеспечению образовательных программ и проектов школы. Модель довольно специфична и с точки зрения статуса, который приобретает психолог (близкий к статусу завуча), и по требованиям к квалификации специалиста (глубокие, серьезные знания в области психологии образования и педагогики), и по содержанию его деятельности (методическая и экспертная работа прежде всего).
Запрос на такую модель в образовании сформировался, а вот специалистов, способных его реализовать, пока немного…
Цель деятельности психолога
Участие в проектировании и реализации школьной образовательной развивающей среды в соответствии с программой развития школы.
Задачи деятельности психолога
1. Проектирование и участие в реализации образовательных программ и проектов и экспертиза их психологической адекватности и эффективности (с точки зрения индивидуальных и возрастных задач развития школьников).
2. Оптимизация психологических аспектов учебно-воспитательного процесса. 3. Оптимизация условий взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
I. Работа психолога в административной команде
Задачи
1. Психологическая экспертиза проектируемых и реализуемых моделей образовательной среды с точки зрения задач возрастного и индивидуального развития школьников. 2. Участие в конструировании образовательных ситуаций. 3. Психологическое проектирование и экспертиза конкретных учебно-воспитательных мероприятий с учетом задач возрастного и индивидуального развития школьников.
Виды деятельности
1. Участие в проектировании образовательной среды школы. 2. Участие в разработке общешкольного плана работы (внесение своих предложений, психологическая оценка планируемой работы).
3. Сотрудничество с завучами школы по проблемам реализации поставленных задач, отслеживание промежуточных итогов и внесение корректив в реализуемые психолого-педагогические программы. 4. Совместная разработка сценариев значимых мероприятий. 5. Консультативное участие в решении проблем расстановки кадров и приема новых сотрудников.
Ситуации, «запускающие» данный вид деятельности |
Вид деятельности психолога |
Основные следствия проведения данных мероприятий |
Изменение образовательных условий, контингента детей или педагогов Внедрение экспериментальных образовательных программ Запрос вышестоящих организаций |
Участие в проектировании образовательной среды школы |
Подготовка рекомендаций Написание психологического блока модели |
Составление плана работы школы |
Участие в разработке общешкольного плана работы (внесение своих предложений, психологическая оценка планируемой работы) |
Разработка (на основе общешкольного плана работы психолога Согласование собственных планов с планами других школьных структур Разработка мониторинговых процедур для отслеживания эффективности плановых мероприятий |
Плановое сотрудничество Экстренные ситуации (изменение педагогической ситуации, ухудшение показателей качества, конфликты) Итоги мониторинга |
Сотрудничество с завучами школы по проблемам реализации поставленных задач, отслеживание промежуточных итогов и внесение корректив в реализуемые программы |
Участие в заседаниях предметных методических объединений Реализация программ, направленных на решение экстренных проблем Консультирование администрации и председателей методических объединений |
Плановое мероприятие Мероприятие, разрабатываемое для решения экстренной проблемы |
Совместная разработка сценариев значимых мероприятий |
Анализ проведенного мероприятия (совместно с другими разработчиками) Создание и реализация мониторинговых программ (при необходимости) |
Запрос администрации на участие в ситуациях приема новых сотрудников или расстановки педагогических кадров |
Консультативное участие в решении проблем расстановки кадров и приема новых сотрудников |
Составление и утверждение программы работы с молодым специалистом Подготовка рекомендаций по подбору и расстановке кадров |
II. Работа психолога с педагогами и педагогическим коллективом
Задачи
1. Повышение психологической компетентности педагогов школы. 2. Оптимизация психологических условий взаимодействия педагогов и учащихся. 3. Проектирование и участие в реализации психолого-педагогических программ. 4. Анализ образовательных ситуаций, обобщение психолого-педагогического опыта. 5. Психологическая адаптация молодых специалистов в школе.
Виды деятельности
1. Технологическая поддержка проектировочной деятельности педагогического коллектива. 2. Тематические выступления на педагогических советах и семинарах. 3. Участие (при необходимости — инициирование) в различных формах работы, ориентированных на решение образовательных проблем учащихся. 4. Проектирование и совместная с педагогами реализация психолого-педагогических программ и проектов, направленных на обучение, воспитание и развитие учащихся. 5. Работа с молодыми специалистами: помощь в психологической адаптации к новой профессиональной ситуации и новому коллективу. 6. Индивидуальная психолого-методическая работа с педагогами, испытывающими трудности в построении педагогической работы с конкретными детьми (определенного возраста, по определенной программе, с определенными индивидуальными психологическими особенностями).
7. Психолого-педагогическая диагностика учащихся.
Ситуации, «запускающие» данный вид деятельности |
Вид деятельности психолога |
Основные следствия проведения данных мероприятий |
Запрос администрации на участие педколлектива в разработке стратегических вопросов развития школы Запрос кафедры или творческой группы педагогов на разработку и проведение проектного семинара |
Технологическая поддержка проектировочной деятельности педагогического коллектива |
Проведение тренингов, мастер-классов Участие в реализации созданных проектов Разработка тематических рекомендаций |
Запрос на теоретическую информацию Итоги мониторинга |
Тематические выступления на педагогических советах и семинарах |
Подготовка справки по итогам мониторинга Разработка психологических рекомендаций для методических объединений и отдельных педагогов по применению результатов мониторинга в педагогической деятельности |
Запрос одного из участников образовательного процесса Результаты психолого-педагогического мониторинга |
Участие (при необходимости — инициирование) в различных формах работы, ориентированных на решение образовательных проблем учащихся |
Подготовка заключения и психологических рекомендаций Совместная с педагогами программа действий, направленных на решение проблем Методическое консультирование педагогов |
Плановая работа, осуществляемая в сложные периоды школьного обучения Научно-методическая работа педагогов по освоению новых образовательных технологий Введение экспериментальных учебных программ и курсов дополнительного образования Внедрение новых форм внеурочной образовательной деятельности или воспитательной работы |
Проектирование и совместная с педагогами реализация психолого-педагогических программ и проектов, направленных на обучение, воспитание и развитие учащихся |
Организация работы самого психолога в рамках разработанной программы Разработка психолого-педагогических рекомендаций по применению технологии, нового метода или подхода Участие в проведении модельных семинаров с демонстрацией новых технологий и подходов Проведение мониторинга |
Приход в школу новых педагогов (прежде всего — молодых специалистов) |
Работа с молодыми специалистами: помощь в психологической адаптации к новой профессиональной ситуации и новому коллективу |
Участие в разработке программы профессионального развития молодого специалиста и реализация психологической части данной программы |
Запрос любого участника образовательного процесса Результаты психологических наблюдений |
Индивидуальная психолого-методическая работа с педагогами, испытывающими трудности в построении педагогической работыс конкретными детьми |
Рекомендации по организации обучения и воспитания детей с определенного типа трудностями и проблемами Участие в работе по корректировке, развитию выбранной программы |
Мониторинг реализуемых образовательных программ и проектов Проверка запроса, адресованного психологу со стороны педагогов, администрации или самих учащихся |
Психолого-педагогическая диагностика учащихся |
Выступления на педсоветах и методобъединениях Проведение консилиумов и мини-педсоветов Индивидуальные консультации педагогов и родителей |
III. Работа с органами школьного соуправления
Задача
Оптимизация работы органов школьного соуправления (в контексте психологических задач возрастного и индивидуального развития учащихся).
Виды деятельности
1. Участие в проектировании и анализе деятельности органов соуправления и их конкретных мероприятий. 2. Участие в проведении различных мероприятий, связанных с деятельностью органов соуправления. Участие в работе «конфликтной комиссии» (или другого органа, занимающегося разбором и решением внутришкольных конфликтов).
Ситуации, «запускающие» данный вид деятельности |
Вид деятельности психолога |
Основные следствия проведения данных мероприятий |
Управленческие ситуации |
Участие в проектировании и анализе деятельности органов соуправления и их конкретных мероприятий |
Внесение в план работы психолога вопросов, касающихся взаимодействия с органами соуправления школой Предоставление аналитического отчета, справки, рекомендаций по развитию того или иного органа соуправления |
План работы Проблемная ситуация, требующая участия в ее разрешении специалиста-психолога Запрос проектировщиков или участников мероприятия |
Участие в проведении различных мероприятий, связанных с деятельностью органов соуправления |
Проведение анализа и подготовка психологических рекомендаций по совершенствованию работы |
IV. Работа психолога с родителями
Задачи
1. Повышение уровня психологической компетентности родителей. 2. Оптимизация детско-родительских отношений. 3. Включение родителей учащихся в образовательные проекты и программы, в частности — в мониторинги эффективности.
Виды деятельности
1. Психологическое просвещение и информирование родителей. 2. Консультирование по вопросам, связанным с психологическими аспектами реализующихся в школе образовательных программ.
Ситуации, «запускающие» данный вид деятельности |
Вид деятельности психолога |
Основные следствия проведения данных мероприятий |
Плановые тематические выступления на внутриклассных или общешкольных родительских собраниях Информирование об итогах проведенных мониторингов Разовый запрос классного руководителя, администрации или самих родителей. |
Психологическое просвещение и информирование родителей Консультирование по вопросам, связанным с психологическими аспектами реализующихся в школе образовательных программ |
Индивидуальные консультации родителей Подготовка просветительских материалов и рекомендаций |
Необходимая управленческая поддержка деятельности психолога в рамках данной модели
1. Предоставление психологу с функциями методиста статуса и полномочий завуча. 2. Включение психолога-методиста в систему управленческих шагов по сопровождению молодого специалиста. 3. Предоставление психологу фиксированного времени для проведения диагностических мероприятий (скринингов, мониторингов, диагностики по запросу).
4. Включение психолога в аттестационную комиссию школы. 5. Организационная поддержка просветительской и обучающей работы психолога с родителями и педагогическим коллективом: родительских собраний и семинаров, мастер-классов для педагогов и т.д. 6. Создание управленческих условий для «вхождения» родителей в образовательную среду школы. 7. Формирование административного и педагогического заказа к психологу на проектировочную и аналитическую деятельность. 8. Создание условий для повышения квалификации психолога, прежде всего — в сфере педагогической психологии.
Требования к методическому обеспечению деятельности психолога в рамках данной модели
1. Обеспечение методической библиотеки по вопросам дидактики, новых педагогических технологий, психологии управления и организационного консультирования, проектирования и анализа педагогической деятельности. 2. Обеспечение всеми необходимыми нормативными документами. 3. Пакет диагностических методик для проведения работы со школьниками и родителями в рамках скринингов и мониторингов. 4. Материально-техническое обеспечение, кабинет. 5. Предоставление методического дня для проведения аналитической и методической работы.
Требования к уровню квалификации психолога в рамках данной модели
1. Наличие квалификационной категории не ниже 2-й. 2. Опыт работы в образовании не менее трех лет. 3. Навыки управленческой деятельности. 4. Навыки организационного консультирования, проектировочной и аналитической деятельности. 5. Навыки работы с аудиторией. 6. Навыки научно-методической и исследовательской работы.
СХЕМА 1
Участие (при необходимости — инициирование) в различных формах работы, ориентированных на решение образовательных проблем учащихся (методические объединения, мини-педсоветы, консилиумы)
СХЕМА 2
Работа с молодыми специалистами: помощь в психологической адаптации к новой профессиональной ситуации и новому коллективу
СХЕМА 3
Индивидуальная психолого-методическая работа с педагогами, испытывающими трудности в построении педагогической работы с конкретными учащимися и ученическими коллективами
МОДЕЛЬ «КУРАТОР»
Общее описание модели
Основной принцип организации работы — осуществление комплексного психолого-педагогического сопровождения определенной группы учащихся (не более пяти-шести классов).
Соответственно, в школе либо существует служба психологов-кураторов, либо курируются определенные классы (КРО, профильные, гимназические, экспериментальные, др.).
При данном варианте организации психологической работы в школе психолог имеет возможность осуществлять сопровождение конкретного ребенка и классного коллектива в полном смысле этого слова: отслеживать процесс развития, заниматься глубокой и всесторонней как профилактической, так и развивающей работой в зоне ближайшего развития детей определенного возраста, осуществлять индивидуальную поддержку тех, кто в ней нуждается. Психолог становится полноправным участником образовательного процесса. У него появляется возможность тесно сотрудничать с педагогами в решении проблем и задач развития конкретных детей и ученических коллективов, прежде всего — с классными руководителями. В силу того что образуется служба психологов-кураторов, появляется возможность осуществлять серьезную методическую работу, психологические проекты, оказывающие влияние на образовательную среду школы в целом. Вместе с тем появление в школе службы психологов-кураторов существенно влияет на управленческую ситуацию и расширяет функциональные обязанности многих специалистов: завучей, классных руководителей, педагогов-предметников. Без соответствующих управленческих шагов и нововведений деятельность психологов-кураторов будет сильно затруднена.
Цели деятельности психолога
Комплексное психолого-педагогическое сопровождение учащихся и ученических коллективов в образовательном процессе.
Задачи деятельности психолога
1. Создание условий для реализации психологических возрастных и индивидуально-личностных возможностей учащихся. 2. Оказание комплексной психолого-педагогической помощи учащимся, испытывающим трудности в обучении и развитии. 3. Повышение психологической компетентности всех участников образовательного процесса. 4. Участие в развитии и проектировании развивающей образовательной среды школы.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
I. Работа с учащимися и ученическими коллективами
Задачи
1. Отслеживание психического развития конкретных детей и социально-психологического развития ученических коллективов. 2. Создание условий для реализации возрастных и индивидуально-психологических возможностей учащихся в образовательном процессе. 1. Оказание комплексной психолого-педагогической помощи учащимся, испытывающим трудности в обучении и развитии. 3. Развитие психологической компетентности учащихся. 4. Создание условий для социально-психологического развития ученических коллективов.
Виды деятельности
1. Психолого-педагогическая диагностика. 2. Развивающая работа со всем ученическим коллективом. 3. Психологическое обучение и просвещение школьников. 4. Коррекционно-развивающая и консультативная работа с отдельными учащимися. 5. Диспетчерская работа.
Ситуации, «запускающие» данный вид деятельности |
Вид деятельности психолога |
Основные следствия проведения данных мероприятий |
А) в определенные периоды обучения; Б) в связи с общешкольными мони-торингами образовательной среды; В) регулярно, в процессе взаимодействия с учащимися курируемых классов |
Психолого- педагогическая диагностика |
1. Обсуждение результатов с классным руководителем и на основе данных — проектирование совместной работы по решению выявленных проблем Консультирование родителей учащихся Выступление на консилиуме или педсовете по итогам диагностики Организация коррекционно-развивающей работы с отдельными учащимися или ученическим коллективом |
2. Запрос педагога (классного руководителя или предметника) |
2. Обсуждение результатов с педагогом и на основе данных — проектирование совместной работы по решению выявленных проблем Организация коррекционно-развивающей работы с отдельными учащимися или ученическим коллективом Информирование администрации |
|
3. Запрос родителя или самого учащегося |
3. Консультирование «автора» запроса Организация коррекционно-развивающей работы с отдельными учащимися или ученическим коллективом |
|
Плановая развивающая работа По результатам психологической диагностики По запросу классного руководителя или в рамках совместного психолого-педагогического проекта |
Развивающая работа с ученическим коллективом |
Мониторинг успешности реализованной программы Обсуждение результатов и дальнейших шагов с классным руководителем Обсуждение программы с коллегами (на методическом объединении психологов) и доработка программы Обсуждение результатов работы с завучем, курирующим деятельность психолога Выступление на мини-педсовете |
Плановая работа Запрос классного руководителя или администрации |
Психологическое обучение учащихся |
Обсуждение итогов с классным руководителем Мониторинг успешности реализованной программы Обсуждение программы с коллегами (на методическом объединении психологов) и доработка программы |
По результатам диагностики По запросу педагога, родителей или самого учащегося |
Коррекционно- развивающая и консультативная работа с отдельными учащимися |
Консультации с классным руководителем Повторная психологическая диагностика (мониторинг результатов работы) Консультирование родителей по итогам проведенной с ребенком работы Рекомендации педагогам-предметникам |
По результатам диагностики либо другой работы, проведенной с ребенком |
Диспетчерская работа |
Информирование администрации школы Консультации с классным руководителем и педагогами-предметниками Консультирование родителей Работа с детским коллективом Сопровождение ребенка и поддержка семьи во время работы со специалистами Организация коррекционно-развивающей работы с ребенком по рекомендациям специалиста |
II. Работа психолога с родителями
Задачи
1. Повышение уровня психологической компетентности родителей учащихся. 2. Включение родителей в процессе решения образовательных и развивающих задач в отношении их ребенка и класса в целом.
Виды деятельности
1. Консультирование родителей конкретных учащихся по проблемам воспитания и психологического развития их детей. 2. Информирование и просвещение родителей. 3. Совместная развивающая работа родителей с детским коллективом.
Ситуации, «запускающие» данный вид деятельности |
Вид деятельности психолога |
Основные следствия проведения данных мероприятий |
По запросу или на основе результатов проведенной диагностики Консультации в процессе проведения коррекционно-развивающих мероприятий с ребенком |
Консультирование родителей конкретных учащихся по проблемам воспитания и психологического развития их детей |
Подготовка рекомендаций для родителей Организация сотрудничества педагогов-предметников и родителей ребенка Разработка совместно с родителями программы помощи ребенку Диспетчерская работа |
По итогам плановой диагностики Плановые встречи с родителями (родительские собрания, просветительские семинары) Запрос классного руководителя, администрации, самих родителей |
Информирование и просвещение родителей |
Подготовка рекомендаций для родителей; По необходимости — организация индивидуальных консультаций для родителей |
Плановая ситуация или запрос классного руководителя |
Совместная развивающая работа с детским коллективом |
Обсуждение результатов работы на родительских собраниях |
III. Работа с педагогическим коллективом школы
Задачи (в отношении педагогов-предметников):
1. Совместное решение психолого-педагогических проблем и задач развития учащихся. 2. Предоставление педагогам психологической информации о процессе развития отдельных учащихся и ученических коллективов.
Задачи (в отношении классных руководителей):
1. Анализ и проектирование социально-психологической среды класса, способствующей обучению и развитию учащихся.
Задачи (в отношении других специалистов школы):
1. Оказание комплексной помощи ребенку, имеющему трудности в обучении и развитии.
Виды деятельности
1. Консультирование педагогов по вопросам, связанным с обучением, воспитанием и психологическим развитием учащихся и ученических коллективов. 2. Подготовка и проведение психолого-педагогических консилиумов. 3. Разработка и реализация совместных программ психолого-педагогической работы с отдельными учащимися или ученическим коллективом. 4. Методическая поддержка работы классного руководителя с учащимися и родителями.
Сотрудничество с педагогами-предметниками:
Ситуации, «запускающие» данный вид деятельности |
Вид деятельности психолога |
Основные следствия проведения данных мероприятий |
Итоги различных видов психологической работы с детьми (диагностика, коррекционно-развивающая и консультативная работа) Решение психолого-педагогического консилиума Запрос педагога |
Консультирование педагогов по вопросам, связанным с обучением, воспитанием и психологическим развитием школьников |
Создание и реализация педагогом и психологом совместной программы работы с конкретным ребенком или группой детей Индивидуальная психологическая работа с самим педагогом |
Итоги психологической диагностики Запрос педагога, администрации, классного руководителя |
Проведение психолого- педагогических консилиумов |
Разработка и реализация программы совместных действий, направленных на решение поставленных на консилиуме задач Мониторинг результатов реализации программы Повторная встреча (по необходимости) |
Сотрудничество с классными руководителями:
Ситуации, «запускающие» данный вид деятельности |
Вид деятельности психолога |
Основные следствия проведения данных мероприятий |
Решение консилиума или мини-педсовета Инициатива классного руководителя или психолога основывающаяся на результатах наблюдений за классом или отдельными учащимися Совместный план деятельности, составленный на основе мониторинга предыдущего этапа работы с классом или отдельными учащимися |
Разработка и реализация совместных программ психолого-педагогической работы с отдельными учащимися или ученическим коллективом |
Мониторинг результатов работы Информирование родителей Консультирование педагогов-предметников и администрации |
Запрос классного руководителя |
Методическая поддержка работы классного руководителя с учащимися и родителями |
Обсуждение итогов, отслеживание результатов проведенной работы Подготовка методических материалов |
Сотрудничество с другими специалистами:
Ситуации, «запускающие» данный вид деятельности |
Вид деятельности психолога |
Основные следствия проведения данных мероприятий |
Плановые ситуации Результаты диагностики Запрос одного из специалистов Решение психолого-педагогического консилиума |
Совместное планирование работы с отдельными детьми, реализация общих коррекционно-развивающих программ |
Выработка совместных рекомендаций педагогам и родителям Проведение совместных мониторингов эффективности реализации программ |
IV. Работа с администрацией
Задачи
1. Согласование планов психологической работы с планами работы других структур, программой школы, концепцией развития. 2. Предоставление психологической информации, необходимой для принятия руководителем обоснованных управленческих решений.
Виды деятельности
1. Консультации с администрацией по вопросам деятельности психолога. 2. Информирование администрации по психологическим вопросам. 3. Совместное планирование.
V. Научно-методическая и организационно-методическая деятельность службы
Задачи
1. Повышение эффективности деятельности службы. 2. Повышение квалификации сотрудников службы. 3. Создание научно-методических продуктов деятельности службы.
Виды деятельности
1. Разработка нового и адаптация существующего методического инструментария деятельности психолога. 2. Осуществление совместной методической и практической работы, профессиональная супервизия сотрудников службы.
Необходимая управленческая поддержка деятельности психолога в рамках данной модели
1. Внесение в план школы диагностических, развивающих и обучающих мероприятий психологической службы (психолога).
2. Создание условий для реализации сотрудничества педагогов и психологов (организация и поддержка управленческими решениями работы психологических консилиумов, контроль за выполнением решений консилиумов и проведением запланированных психолого-педагогических мероприятий и т.д.).
3. Создание общешкольной концепции сотрудничества с родителями. 4. Урегулирование вопросов, связанных со сверхурочной работой (в выходные дни, на выезде и т.д.).
5. Получение согласия родителей на проведение диагностических и коррекционно-развивающих мероприятий с их детьми. 6. Рассмотрение и утверждение планов и программ психологической работы. 7. Обеспечение возможностей для привлечения других специалистов к работе с трудными случаями (логопеда, психоневролога, нейропсихолога, нарколога и т.д.).
8. Предоставление времени для методической работы и обработки данных диагностики.
Требования к методическому обеспечению деятельности психолога в рамках данной модели
1. Обеспечение психолога диагностическими материалами для проведения скрининговых исследований уровня психического развития, диагностики возрастных особенностей учащихся на всех этапах обучения, изучения социально-психологических особенностей детских коллективов, уровня психологической адаптации школьников 1, 5 и 10-х классов. 2. Научно-методическое обеспечение диагностики, проводимой психологом в рамках мониторингов образовательных программ и отслеживания результатов собственной деятельности. 3. Обеспечение методическими материалами для организации профориентационной работы в старшей школе. 4. Обеспечение коррекционно-развивающими программами для организации помощи детям всех школьных возрастов. 5. Обеспечение обучающими психологическими программами для ведения развивающей работы с детьми разных возрастов. 6. Обеспечение методической литературой и методическими разработками для просветительской работы с родителями и педагогами. 7. Обеспечение необходимыми методическими материалами для индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы (игрушки, развивающие материалы, музыкальное сопровождение и др.).
8. Обеспечение методическими материалами для организации сотрудничества педагогов и психологов школы (консилиумов, совместных психолого-педагогических программ и проектов и т.д.)
Требования к уровню квалификации психолога в рамках данной модели
1. Навыки проведения индивидуальной и групповой психологической диагностики, анализа и представления данных. 2. Навыки работы с детским коллективом. 3. Навыки психологического консультирования детей и взрослых. 4. Навыки проектирования совместной деятельности, направленной на решение психологических проблем ребенка. 5. Знание основ педагогики, умения и навыки преподавания. 6. Навыки работы с аудиторией. 7. Наличие представлений о деятельности смежных специалистов (логопедов, психиатров, наркологов и др.).
8. Умение работать со справочной литературой. 9. Коммуникативные навыки, навыки ведения групповой работы с детьми и взрослыми. 10. Знание основ семейного консультирования.
СХЕМА 1
Отслеживание психического развития конкретных детей и социально-психологического развития ученических коллективов
СХЕМА 2
Организация и проведение развивающей работы в ученическом коллективе
СХЕМА 3
Организация и проведение развивающей работы с отдельными детьми
СХЕМА 4
Система курирующей работы психолога на примере конкретного класса
Функциональные обязанности и направления деятельности различных специалистов школы, возникающие при реализации данной модели психологической работы
Новые функциональные обязанности и направления работы специалистов школы в рамках модели психологической работы «Куратор»
Классный руководитель |
Администрация |
Социальный педагог |
Педагог-предметник |
1. Совместное с психологом планирование различных программ и отдельных мероприятий в работе с классом, отдельными детьми и родителями |
1. Организация условий для работы психолога с детьми, родителями и педагогами |
1. Совместное с психологом планирование различных программ и отдельных мероприятий в работе с детьми и их семьями |
1. Формулирование запросов к психологу на консультацию, совместное проектирование работы, работу с отдельными детьми |
2. Совместная с психологом разработка и реализация развивающих и просветительских программ работы с детьми и родителями |
2. Участие в планировании основных психологических программ и мероприятий |
2. Организация взаимодействия психолога с семьей по запросу одной из сторон |
2. Участие в разработке и реализации совместных психолого-педагогических программ работы с отдельными детьми и классными коллективами |
3. Организация условий (время, помещение, организация встречи) для проведения психологом работы с детьми и родителями |
3. Согласование и утверждение программ работы психолога с детьми, педагогами и родителями |
3. Участие в проведении мониторингов эффективности психологической работы |
3. Участие в мониторингах эффективности психологических программ |
4. Участие в мониторингах реализуемых на классе и с отдельными детьми психологических программ |
4.Контроль за применением психологических рекомендаций другими специалистами школы, за деятельностью самого психолога |
4. Участие в консилиумах, сбор необходимой информации |
4. Применение в собственной деятельности психологических рекомендаций, касающихся класса и отдельных детей |
5. Участие в консилиумах, сбор необходимой информации |
5. Организация взаимодействия различных специалистов школы в решении психологических проблем и задач развития отдельных детей и ученических коллективов |
5. Применение в собственной деятельности психологических рекомендаций, касающихся класса и отдельных детей и их семей |
5. Участие в консилиумах, сбор необходимой информации |
6. Применение в собственной деятельности психологических рекомендаций, касающихся класса и отдельных детей. Формулирование запроса психологу на работу с психологическими проблемами детей и их родителями |
с |
6. Сопровождение семьи в процессе работы с другими специалистами |
с |
Возможная документация специалиста в рамках модели «Куратор»
1. План работы на год и на каждую четверть (понедельный).
2. Журнал со следующими разделами: развивающие занятия; консультации (отдельно — детей, педагогов и родителей); направления к специалистам. 3. Программы развивающих занятий и учебных курсов. 4. Тематические планы учебных курсов по психологии и журнал. 5. Справки по итогам мониторингов проводимых мероприятий и реализуемых программ. 6. Диагностические карты учащихся и класса. 7. Отчет и аналитическая справка по итогам года.
http://psy.1september.ru/article.php?ID=200303205