Предмет, задачи, методы и принципы психологии.

Предметомявляется реконструкция процесса развития психологических знаний (представлений о психической реальности) в хронологической последовательности его этапов, выявление закономерностей и факторов, влияющих на этот процесс, анализ деятельности творцов психологической мысли.

Предмет:1этап-душа (Платон, Демокрит, Аристотель)2-сознание (Декарт), 3-поведение (Уотсон, Торндайк),4- психика.

Задачей истории психологии является анализ возникновения и дальнейшего развития научных знаний о психике. За всю историю развития психологических знаний науки известны три определения предмета психологии: как о душе, о сознании, о поведении.

1) Изучить закономерности развития знания по психике.

2) Раскрыть взаимосвязь психологии с другими науками.

3) Выявить особенности возникновения и разновидности знаний в зависимости от социума-культурных контекстов.

4) Изучить роль личности в становлении науки.

 

Основным методом истории психологии является теоретическая реконструкция, описание и критический анализ научных систем прошлого, конкретных программ получения, обоснования и систематизации психологического знания. Его результатом является ретроспективное воспроизведение научных концепций, проблем, исследовательских методов в их исторической последовательности с учетом логики предмета.

Специальных процедур требует изучение архивных материалов. Это поиск, комментирование, снабжение сносками, примечаниями.

В истории психологии применяется метод интервьюирования, который представляет собой беседу по заранее составленному перечню вопросов, направленных на получение материалов в соответствии с конкретной задачей исследования.

9 стр., 4261 слов

Тема 1. Предмет, задачи и методы психологии развития. Психическое развитие человека

... истории человечества в целом. Тема 2. Периодизации развития человека в отечественной и зарубежной психологии Психическое развитие ... ружающем, запас знаний, развитые ... анализ причин неуспеваемости младших школьников. Способы их профилактики Развитие ... Развитие познавательной сферы дошкольника. Особенности мышления как переход от эгоцентризма к детерминации, что подводит к объективному, элементарно-научному ...

Биографический и автобиографический методы — воссоздают атмосферу реальной жизни, являются источником знаний о духовном развитии ученого, этапах его научного труда. Метод играет огромную роль в пропаганде науки, дает уникальный материал о жизни людей науки, научном творчестве.

Анализ научных ссылок, то есть установления частоты цитирования научных трудов, производится с целью получения сведений о связях между научными направлениями, о тенденциях развития науки. Названный прием может использоваться в истории исследовании только в совокупности с другими методами.

Классификация методов историко-психологического исследования.

1. Методы планирования: структурно-аналитический, сравнительно-сопоставительный и генетический анализ.

2. Методы интерпретации: моделирование, парадигмальный и категориальный анализ.

3. Доказательные методы: источниковедческий, библиометрический, проблемологический, тематический анализ.

принципы историко-психологического познания

· Принцип историзма

Подразумевает, что мы рассматриваем каждое явление в его развитии в контексте исторических условий, в которых оно возникло. Мы его рассматриваем как момент развития научного знания. Также рассматриваем его, пытаясь дать ему критическую оценку. Сложность такой оценки заключается в том, что мы должны увидеть этот момент прошлого в его соотношении с предшествующим и последующим. Но мы не должны привносить туда то, чего там нет.

· Принцип единства логического и исторического.

В каждом тексте или открытии учёного мы пытаемся увидеть сущность явления. Логическое стоит вначале, помогает понять историческое знание. Задача в том, чтобы понять, что в этом явлении собственно историческое, а что логическое (сущность идеи).

· Историко-психологическое познание требует выявления социально-политической направленности, идеологической сущности психологических идей.

Внимание к идеологической стороне психологических знаний способствует углублению понимания их собственно научного содержания: включение психологических концепций в контекст социальной жизни означает в то же время и проверку их истинности критерием социальной практики. Такой подход противостоит как объективизму, рассматривающему научные концепции вне их реальной социальной роли в жизни общества, так и субъективизму в исторической науке.

21 стр., 10094 слов

1.Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей психологии (общая психология, психологии развития, педагогической психологии, социальн

... социально-психологические ценности в жизни и деятельности людей. Психология развития– это область психологии, которая изучает психологические изменения человека по мере ... существующей системе обучения прежде всего по принципиальному направлению познания, познавательной деятельности школьника. В ... с разных позиций в зависимости от основанияих анализа и подхода. Так, в рамках общепсихологическои ...

· Принцип детерминизма

Требует от историка умения раскрыть способ причинного объяснения психического как обусловленного порождающими его факторами. По М.Г. Ярошевскому, в истории представлены разные типы детерминизма: предмеханический, механический, биодетерминизм, психодетерминизм, социодетерминизм. Каждый из них противостоит индетерминизму в трактовке психических явлений как якобы возникающих спонтанно.

 

2. Психологическое здоровье: критерии, класификация психологических факторов

3. Основные направления психологии: бихевиоризм, психоанализ.. авторы, основные идеи

Важнейшими из направлений развития психологии являются следующие:

· бихевиоризм (от англ. behaviour — поведение), — при котором базовой категорией считалось поведение, а все психические явления сводились к реакциям организма. За единицу поведения принималась связь стимула и реакции, внутренние же процессы не изучались, так как они не доступны прямому наблюдению и, соответственно, научному анализу. Поведение же человека рассматривалось как пассивное, то есть являющееся «ответом» на внешние воздействия. Основателями данного направления были Д. Уотсон, К. Лешли, Б. Скиннер.

· психоанализ (фрейдизм), — при котором базовой категорией считалось бессознательное, а все психические явления объяснялись конфликтом между сознательным и бессознательным в психике человека. Основоположник данного направления З. Фрейд считал, что действия человека управляются глубинными побуждениями, ускользающими от ясного сознания. Он создал метод психоанализа, с помощью которого можно исследовать неосознаваемые побуждения человека и управлять ими.

· гештальт-психология — направление, возникшее в немецкой психологии в первой половине прошлого века и выдвинувшее тезис о необходимости целостного подхода к анализу сложных психических явлений. Лидерами этого направления были М. Вертгеймер, В. Келлер, К Коффка.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

22 НФО «Мир через Культуру» Для группы первого года обучения, № 016 Человек. Его строение. Тонкий Мир. Семеричное строение человека. Сон – малая смерть… Подготовка к переходу в Тонкий Мир… Сотрудничество с Тонким Миром. Сотрудничество с Дальними Мирами… «Memento mori…»* Что буду делать «там»?.. Психология внетелесных переживаний Роберта Монро, США… Литература. Могут спросить – почему люди не ...

· гуманистическая психология — направление в зарубежной психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая является активным и творческим существом, обладающим определенной степенью свободы благодаря своим внутренним смыслам и ценностям. (Г. Олпорт, А Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл).

Стадии психосексуального развития по фрейду

Предложенный известным психоаналитиком Зигмундом Фрейдом, теория психосексуального развития описывает, как индивидуальность развивается во время детства. В то время как теория известна в психологии, это — также одна из самых спорных теорий. Фрейд полагал, что индивидуальность развивается через серию стадий детства, на которых ищущая удовольствий энергии id(Ид) становятся сосредоточенными на определенных эрогенных областях.

Оральная стадия.

ВОЗРАСТНОЙ ДИАПАЗОН: ОТ РОЖДЕНИЯ ДО 1 ГОДА.

ЭРОГЕННАЯ ЗОНА: РОТ

Во время оральной стадии основной источник младенца взаимодействия происходит через рот, таким образом, укоренение и неопытное отражение особенно важны. Рот жизненно важен для того, чтобы поесть, и младенец получает удовольствие от устной стимуляции до приятных действий, таких как дегустация и всасывание. Поскольку младенец полностью зависит от смотрителей (кто ответственен за кормление ребенка), младенец также развивает чувство доверия и комфорт через эту устную стимуляцию.

Основной конфликт на данном этапе — процесс отнимания от груди — ребенок должен стать менее зависящим от смотрителей. Если бы фиксация происходит на данном этапе, Фрейд полагал, что у человека были бы проблемы с зависимостью или агрессией. Устная фиксация может привести к проблемам с питьем, едой, курением или привычкой грызть ногти.

Анальная стадия

ВОЗРАСТНОЙ ДИАПАЗОН: 1 — 3 ГОДА

ЭРОГЕННАЯ ЗОНА: КИШЕЧНИК И КОНТРОЛЬ ЗА МОЧЕВЫМ ПУЗЫРЕМ

Во время анальной стадии Фрейд полагал, что основное внимание либидо было на управлении мочевым пузырем и испражнениями. Главный конфликт на данном этапе «туалетное обучение» ребенок должен учиться управлять его или ее физическими потребностями. Развитие этого контроля приводит к удовлетворению и независимости.

Согласно Фрейду, успех на данном этапе зависит от пути, которым родители приближаются к туалетному обучению. Родители, которые используют похвалу и вознаграждения за использование туалета в подходящее время, поощряют положительные результаты и помогают детям чувствовать себя способными и производительными. Фрейд полагал, что положительные события во время этой стадии служили основанием для людей, чтобы стать компетентными, производительными и творческими взрослыми.

10 стр., 4511 слов

Теории личности З. Фрейда и Э. Эриксона

... вызвать приятное напряжение. З. Фрейд сделал основной акцент на биологических факторах, т.е. все стадии тесно связаны с эрогенными зонами - чувствительные участки тела, которые ... и весьма неточно сформулированы, Фрейд полагал, что большинство детей понимают суть сексуальных отношений более ясно, чем предполагают их родители. Основным объектом либидо становится ...

Однако, не все родители оказывают поддержку и поддержку, в которой дети нуждаются во время этой стадии. Некоторые родители вместо этого наказывают, высмеивают или позорят ребенка для несчастных случаев. Согласно Фрейду, несоответствующие родительские ответы могут привести к отрицательным результатам. Если родители проявляют подход, который слишком снисходителен, Фрейд предположил, что анально-изгоняющая индивидуальность могла развиться, в котором у человека есть грязная, расточительная или разрушительная индивидуальность. Если родители слишком строги или начинают туалетное обучение слишком рано, Фрейд полагал, что анально-сохраняющая индивидуальность развивается, в котором человек строгий, аккуратный, твердый и одержимый.

Фаллическая стадия

ВОЗРАСТНОЙ ДИАПАЗОН: ОТ 3 ДО 6 ЛЕТ

ЭРОГЕННАЯ ЗОНА: ГЕНИТАЛИИ

Во время фаллической стадии основное внимание либидо находится на гениталиях. В этом возрасте дети также начинают обнаруживать различия между мужчинами и женщинами.

Фрейд также полагал, что мальчики начинают рассматривать своих отцов как конкурента для привязанностей матери. Эдипов комплекс описывает эти чувства желания обладать матерью и желанием заменить отца. Однако, ребенок также боится, что будет наказан отцом за эти чувства, страх Фрейд, которого называют беспокойством кастрации.

Термин комплекс Электры был использован к описанному подобный набор ощущений себя, испытанных молодыми девушками. Фрейд, однако, полагал, что девочки вместо этого испытывают зависть члена.

В конечном счете ребенок начинает идентифицировать с однополым родителем как средство опосредованного обладания другим родителем. Для девочек, однако, Фрейд полагал, что зависть члена полностью никогда не решалась и что все женщины остаются несколько зафиксированными на этой стадии. Психологи, такие как Карэн Хорни оспаривали эту теорию, называя его и неточным и ведя себя женщинам. Вместо этого Хорни предложил, чтобы мужчины испытали чувства неполноценности, потому что они не могут родить детей.

14 стр., 6508 слов

Зигмунд Фрейд: биографический очерк, формирование школы, отношение с учениками

... В апреле 1906 года Фрейд начинает переписку с Юнгом, которая ... этой концепции сексуальных влечений. Он полагал, что нашел, наконец, ... как Юнг. Однако Фрейд был наделен неистовым чувством гордости за свою ... интерпретирует соответствующие энергетические изменения. Фрейд различал ряд стадий развития - оральную, ... Фрейд выдвинул предположение о том, что дети рождаются с половыми побуждениями, а их родители ...

Латентный период

ВОЗРАСТНОЙ ДИАПАЗОН: ОТ 6 ЛЕТ К ПОЛОВОЙ ЗРЕЛОСТИ

ЭРОГЕННАЯ ЗОНА: СЕКСУАЛЬНЫЕ ЧУВСТВА НЕАКТИВНЫЕ

Во время скрытого периода подавлены интересы либидо. Развитие эго и суперэго способствует этому периоду спокойствия. Стадия начинается во время, когда дети вступают в школу и становятся более заинтересованными отношениями со сверстниками, хобби и другими интересами.

Латентный период — время исследования, в котором все еще присутствует сексуальная энергия, но это направлено в другие области, такие как интеллектуальное преследование и социальные взаимодействия. Эта стадия важна в развитии социальных и коммуникативных способностей и уверенности в себе.

Генитальная стадия

ВОЗРАСТНОЙ ДИАПАЗОН: ПОЛОВАЯ ЗРЕЛОСТЬ ДО СМЕРТИ

ЭРОГЕННАЯ ЗОНА: НАЗРЕВАЮЩИЕ СЕКСУАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ

Во время заключительного этапа психосексуального развития человек развивает сильный сексуальный интерес к противоположному полу. Эта стадия начинается во время половой зрелости, но в последний раз всюду в остальной части жизни человека.

Где на более ранних стадиях акцент был исключительно на индивидуальных потребностях, интерес к благосостоянию других растет во время этой стадии. Если другие стадии были закончены успешно, человек должен теперь быть хорошо уравновешен, теплый и заботливый. Цель этой стадии состоит в том, чтобы установить баланс между различными жизненными областями.