Психология ФЕПО -14 2011-12

    • АГГЛЮТИНАЦИЯ – «склеивание» различных в повседневной жизни несоединимых качеств, частей.
    • АДДЕКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ – нарушение социальных норм поведения.
    • АКТИВНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ – вид воображения; создание образов, которые впоследствии реализуются в практических действиях и продуктах деятельности.
    • АКТИВНОСТЬ. Источники – потребности, воспитание.
    • АКЦЕНТУАЦИЯ ХАРАКТЕРА – это крайние варианты нормы как результат усиления его отдельных черт. Типы акцентуаций (К. Леонгард и А.Е. Личко) — гипертимный тип (чрезмерная возбудимость), астенический (повышенная чувствительность и быстрая истощаемость), истероидный (демонстративное поведение), эпилептоидный (сильная раздражительность, образование сверхценных идей), шизоидный (нарушение эмоциональных контактов с людьми) и др.
  • АМОНАШВИЛИ предложил ставить оценки, а не отметки в начальной школе.
  • АНАНЬЕВ – ввел понятие жизненный путь личности.
  • АРИСТОТЕЛЬ – душу и тело не разделял.

Душа проявляется в трех основных способностях: а) вегетативной (растительной); б) чувственной; в) разумной.

Трактат «О душе».

Осуждать Аристотеля Папское собрание обязало Аквинского.

  • АССОЦИАНИЗМ возник в 18 веке.
  • АССОЦИАТИВНОЕ УЧЕНИЕ — Гартли Давид (1705-1757), Гербарт Иоганн Фридрих (нем., 1776 – 1841).
    • АТТИТЮД — трехкомпонентная структура – когнитивный компонент, аффективный, конативный (поведенческий).
  • АТТРАКЦИЯ — форма познания другого человека, основанная на формировании устойчивого позитивного чувства.
  • АШ С. — классические эксперименты Аша исследуют конформное поведение; групповое давление.

  • БЕСЕДА — получение информации в процессе непосредственного общения исследователя с опрашиваемым. Источником информации являются устные суждения индивида. Предусматривает прямое и косвенное получение сведений.
  • Беркли Джорж (англ., 1685-1753) — «Опыт новой теории зрения» (1709).

Проанализировал чувственные элементы, из которых складывается образ геометрического пространства как вместилища всех природных тел.

15 стр., 7427 слов

Методы диагностики и получения информации о семейной ситуации

... группа, а предметом исследования -эффективность методов диагностики и получения информации о семейной ситуации.        Цель исследования конкретизируется в ... какая из приведенных методик эффективней и дает более детальную информацию о семейной ситуации.                   Глава1.Основы семейного ...

Считал, что «быть – значит быть в восприятии».

В «Трактате о принципах человеческого познания» (1713) исследовал основания скептицизма, атеизма и безверия.

  • БЕРН — учитель не выступает с позиции старшего.
  • Бехтерев Владимир Михайлович (1859 – 1927) — ввел метод завершений.

Предложил социальную психологию назвать коллективной рефлексологией.

  • Бине Альфред (фр., 1857 – 1911) — дифференциация умственно отсталых от ленивых.

Один из создателей первой шкалы интеллекта.

  • БИОГЕНЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД к развитию личности (уподобление психического развития биологическому) разработал – С. Холл.
  • БИОЛОГИЗАТОРСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ — психическое развитие рассматривается как линейное.
  • БИОЛОГИЧЕСКИЙ уровень личности (Платонов) – темперамент и органические патологические изменения.
  • БИХЕВИОРИЗМ – предмет: поведение.

К представителям бихевиоризма не относится Бехтерев.

S – R – стимул – реакция.

Схемы подкрепления – с определенным интервалом; схема постоянного подкрепления.

  • БЛОНСКИЙ П. П. – периодизация возрастного развития: появление и смена зубов.
  • БОЖОВИЧ – кризис семи лет период появления у детей желания занять более взрослое положение в жизни и рождение «социального Я».
  • Брентано Франц (австр., 1838 – 1917) – ввел термин «интенция».

«О происхождении нравственного сознания» (1889).

Учитель ФрейдА Зигмунда (австр. 1856 – 1939).

  • Бэкон Фрэнсис (1561 — 1626) — основатель эмпирической психологии.

«Опыты» (1597), «Новый Органон» (1620).

В учении об идолах (идолы рода, идолы пещеры, идолы театра, идолы рынка) раскрыл ошибки познания, которые обусловлены психической организацией человека.

Освобождение от идолов возможно с помощью индуктивного (опытно-индуктивного) метода. Освобождение от идолов — индивидуальная логика.

  • БЮЛЕР – теория трех ступеней в развитии ребенка: инстинкт, дрессура, интеллект.

  • ВЕРТГЕЙМЕР Макс (нем., амер., 1880-1943) — основатель гештальтпсихологии.
  • ВНЕШНИЕ факторы, оказывающие влияние на развитие личности — общество и окружающая среда.
  • ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ как самостоятельная наука возникла во второй половине XIX в.

Изучает процесс развития психических функций и личности на протяжении всей жизни человека. Выявляет возрастные закономерности психического развития человека.

  • ВОЛЮНТАРИЗМ – направление в идеалистической философии, приписывающее божественной или человеческой воле основную роль в развитии природы и общества, отрицающее объективную закономерность и необходимость.
    • ВООБРАЖЕНИЕ – познавательный процесс отражения будущего путем создания новых образов на основе переработки образов восприятия, мышления и представлений, полученных в предшествующем опыте.

Непреднамеренное воображение – создание новых образов без каких-либо внешних побудителей.

2 стр., 764 слов

34. генотип и среда в развитии темперамента и личности

... Б.Малых с соавт., 1998). Таким образом, в преклонном возрасте генотипическая доля дисперсии показателей личности обнаруживает тенденцию к снижению, а ... Его авторы, А.Томас и С. Чесе, проследили психическое развитие детей с двухмесячного до подросткового возраста. В этом ... на поведении детей. Последнее может быть обусловлено влиянием процесса родов на функциональное состояние и поведение детей. По ...

Преднамеренное воображение – создание новых образов с помощью волевых усилий.

Воссоздающее (репродуктивное, трафаретное) воображение – на основе прочитанного или услышанного.

Творческое (продуктивное) воображение – создание новых образов в творческой деятельности.

Активное воображение – вид воображения; создание образов, которые впоследствии реализуются в практических действиях и продуктах деятельности.

Пассивное воображение (сновидения, грезы) – вид воображения; не стимулирует к активным действиям; человек удовлетворяется созданными образами, не стремится реализовать их в действительности или рисует образы, которые не могут быть реализованы.

  • ВОСПИТАНИЕ – совместная с детьми деятельность взрослых, связанная с презентацией ими норм культуры, ценностей, идеалов и переработкой их на основе имеющихся смыслов и мотивов в поступки и поведение в целом.

Эффективность воспитания зависит от формирования личностного стиля взаимоотношений ученика со сверстниками и педагогом.

Методы воспитания – педагогическое требование, пример, поощрение, наказание.

Методы нравственного воспитания – убеждение, личный пример.

Методы трудового воспитания – материальное и моральное поощрение, творческие конкурсы, соревнование.

  • ВОСПИТАННОСТЬ – нравственные знания и убеждения, нравственные поступки, согласованность знаний, убеждений и поведения.
  • ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС. Особенности – систематичность.
  • ВОСПИТУЕМОСТЬ – откликаемость на воздействие.
  • ВОСПРИЯТИЕ – целостное отражение предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии их на органы чувств.
  • Вундт Вильгельм Маркс(1832 – 1920) — выдвинул идею создания экспериментальной психологии в «Лекциях о душе человека и животных» (1863).

«Отец» экспериментальной психологии.

Десятитомная «Психологии народов» (1900—1920).

Как исследователь психологии народов предлагал изучить поведение, инстинкты и реакции народов с помощью метода анализа языка и мифов.

  • ВЫГОТСКИЙ Лев Семенович (1896— 1934) – «Мышление и речь» (1934).

Исследовал высшие психические функции (мышление, речь).

В основе развития высших психических функций лежит процесс интериоризации. Психические функции — интерпсихические.

26 стр., 12892 слов

Потенциал изобразительной деятельности в развитии творческого ...

... изобразительной деятельности на развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста. Данная проблема позволила сформулировать тему исследования: «Потенциал изобразительной деятельности в развитии творческого воображения детей ... Эльконин Д.Б., Рубинштейн С.Л., Вернер. В современной психологии существует представление о воображении, как о психическом процессе создания образов ...

Культурно-историческая теория развития психики.

«Проблемы возраста» (полностью опубл. в 1984 г. в четвертом томе собрания сочинений в шести томах).

В работе «Проблемы возраста» писал: «Под возрастным новообразованием следует понимать тот новый тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношения к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период».

Теория Л. С. Выготского получила продолжение в трудах Д. Б. Эльконина, А. В. Запорожца.

Принадлежит приоритет постановки проблемы соотношения обучения и развития в отечественной педагогической психологии.

Школьный и пубертатный периоды по Л.С. Выготскому разделяет кризис 13 лет.

  • ВЮРЦБУРГСКАЯ ШКОЛА – представители: О. Кюльпе, К. Бюлер.

    • ГАЛЛЮЦИНАЦИИ – нереальные, фантастические видения; результат нарушений психики, сопровождают болезненные состояния.
  • Гартли Давид (1705-1757) – один из основоположников ассоцианизма (ассоциативной психологии).

Учение об ассоциациях.

«Размышления о человеке, его строении, его долге и упованиях» (1749).

  • ГЕЗЗЕЛ (биогенетический подход) – чем моложе ребенок, тем выше темпы его развития.
  • Гельвеций Клод Адриан (фр., 1715-1771) — «Об уме» (1758), «О человеке, его умственных способностях и его воспитании».

Считал, что человек продукт среды, так как ребенок от рождения ни глуп, ни умен, ни зол, ни добр: он только невежествен и невоспитан.

Отводил воспитанию и законам решающую роль в развитии ребенка.

Индивидуальность – интеллектуально-нравственные качества создаются условиями жизни.

  • ГЕРАКЛИТ – в мире все действует по определенным законам (логосу).

    «Все течёт, все меняется».

  • ГЕРБАРТ Иоганн-Фридрих (нем., 1776— 1841) — основоположник эмпирической психологии в Германии.

«Психология как наука, основанная на опыте, метафизике и математике» (тт. 1-2, 1824 – 1825).

Психика состоит из ощущений, представлений и чувств.

  • гЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ — целостные сферы мышления, наличие структур в различных сферах реальности.

Представители – КЁлер Вольфганг (нем., амер., 1887—1967), ВЕРТГЕЙМЕР Макс (нем., амер., 1880-1943), Коффка Курт (нем., амер., 1886-1941), Перлз Фриц Фридрих Соломон (нем., амер., 1893 – 1770).

  • ГИПЕРБОЛИЗАЦИЯ – преувеличение или преуменьшение предмета, а также изменение отдельных частей.
  • ГИППЕНРЕЙТЕР – отличие житейской психологии от научной – 5 признаков.
  • ГИППОКРАТ – выделил 4 типа темперамента.
  • ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ – Фрейд Зигмунд, австр. (1856 – 1939), Адлер Альфред, австр., (1870 – 1937), Юнг Карл, швейцарск., (1875 – 1961).
    • ГОСПИТАЛИЗМ – синдром патологии детского психического и личностного развития, появляющийся у малыша вследствие отделения его от матери и ранней его институализации. Признаки: потеря в весе, вялость, апатичность и т.д.
    • ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ — развитые мотивационная, интеллектуальная, произвольная сферы.

Методики по определению: тест Керна-Йирасека, методика Д.Б. Эльконина-А.Л. Венгера – графический диктант и «Образец и правило».

15 стр., 7127 слов

1.Возникновение и развитие психологии девиантного поведения (дп)

... особенности развития личности, приводящие к дезодаптации человека в обществе, нарушением самоактуализации и непринятием себя, в силу выработанных неадекватных моделей поведения. 2. Структура психологии девиантного поведения в ... целью регуляции деятельности и отношений. Соц норма закреплена исторически в конкретном обществе и определяет интервал дозволенного и обязательного в поведении людей. Для соц ...

К характеристикам готовности к школе не относится сформированность учебной деятельности.

Психолого-педагогические факторы готовности к школе выявили – Венгер, Эльконин, Божович.

    • ГРАЖДАНСКАЯ ДИСКУССИЯ. Формы – совещание, мозговой штурм.
    • ГРЕЗЫ – нормальное психическое состояние; идеализация желаемого будущего.
  • ГРУППА. Психологические характеристики – групповые интересы, ценности.

Уровни развития группы (Уманский) – группа-кооперация; группа-автономия.

  • ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА – командообразование, конфликты.
  • ГРУППОВОЕ ВЛИЯНИЕ. Типы (Дойг, Джерард) — нормативное; информационное.
  • ГРУППОВОЙ ФАВОРИТИЗМ – результат социальной категоризации, социальной идентификации.
  • ГРУППОВЫЕ НОРМЫ – правила, которым должно подчиняться поведение членов группы; регулирование поведения членов группы.
  • ГРУППОВЫЕ ПРОЦЕССЫ – процесс группового давления.
  • ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ – предметом исследования является уникальная и неповторимая личность, её самоактуализация.

Характерна идея о том, что в основе человеческой природы лежит добро и при наличии соответствующих возможностей эта природа способна реализовать свой внутренний потенциал роста.

Гуманистический подход к личности направлен на расцвет потенциальных возможностей индивидуума.

Представители – Маслоу Абрахам Харольд (амер., 1908 – 1970), Роджерс Карл Рэнсом (амер., 1902 – 1987).

  • ГУМОРАЛЬНЫЕ ТЕОРИИ ТЕМПЕРАМЕНТА — можно отнести идеи Гиппократа и Галена.

  • ДЕЙСТВИЕ – это основная единица анализа деятельности по А. Н. Леонтьеву.
  • Декарт Рене (фр., 1596-1650) — «Правила для руководства ума» (1628-1629), «Метафизические размышления о первой философии» (1641), «Страсти души» (1649).

Основатель дуализма.

Решал психофизиологическую проблему (как соотносятся психика, или психические явления, и тело, или физиологические явления) как часть психофизической проблемы в философии (как соотносятся сознание и бытие).

5 стр., 2323 слов

Методы психологии 9

... деятельности, биографический метод, анкетный метод. 2. Использование метода наблюдение в психологии Метод наблюдения заключается в изучении психической деятельности человека ... проявлений, которые определяют перспективу дальнейшего развития. Необходимым условием научно обоснованного психологического ... психологии и поведении остальных ребят после его появления, как изменится сам новый ученик. 2. Человек ...

Психофизическая проблема с позиций дуализма.

Основоположник рационализма.

Обоснование достоверности интроспективного метода в психологии сознания.

Тело может только двигаться, душа – только мыслить.

«Я мыслю, значит, я существую».

Выделил безусловный рефлекс (теория рефлекса).

  • Демокрит (460—370 гг. до н.э.) — душа — круглые шарики (подвижные атомы огня).

Принцип всеобщего детерминизма (случайностей нет, все причинно обусловлено).

  • ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира.

Внутренние компоненты деятельности – анатомо-физиологические структуры и процессы.

Внешние компоненты деятельности – разные движения, связанные с практическим выполнением деятельности.

Структурные единицы деятельности – действия, операции.

Методы организации деятельности – педагогическое требование, общественное мнение.

  • Дильтей Вильгельм (нем., 1833 – 1911) – «Описательная психология» (рус. пер. 1924).

Основоположник понимающей психологии.

Создатель герменевтического метода.

  • ДИСПЕРСИЯ равна среднему квадрату отклонений значения варианты от среднего значения.
  • ДЖЕМС Уильям (1842 – 1910) — в «Основах психологии» (1890) писал, что внутренний опыт человека – это не «цепочка элементов», а «поток сознания».
  • ДОШКОЛЬНИК. Основное новообразование дошкольника (Эльконин) – произвольное поведение.

Психическое развитие ребенка дошкольника связано с развитием игры как ведущей деятельности данного периода.

Ведущий вид деятельности – ролевая игра.

  • ДЮРКГЕЙМ – концепция социологизма.

  • ЖУРНАЛ «ВОПРОСЫ ЭТНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ И ЯЗЫКОЗНАНИЯ» — основатели: Штейнталь и Лацарус.

  • ЗАЗО Р. – в 20 веке внес значительный вклад в развитие возрастной психологии.
  • ЗАКОН РАЗВИТИЯ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ (по Л. С. Выготскому) – интериоризация.
  • ЗАНКОВ Л.В. Принципы обучения – ведущая роль теоретических знаний, быстрый темп обучения.
  • ЗАОСТРЕНИЕ – подчеркивание каких-либо отдельных признаков.
  • ЗАРАЖЕНИЕ – непосредственная передача партнеру информации в виде эмоционального заряда.
  • ЗИМНЯЯ И. А. выделила три плана соответствия психологических характеристик человека деятельности педагога — предрасположенность, личностная готовность, включаемость во взаимодействие.
  • ЗОНА АКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ – обученность, развитость, воспитанность.
  • ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ – обучаемость, развиваемость, воспитуемость.

  • ИГРА – деятельность в которой воссоздаются социальные отношения между личностями вне условий непосредственных действий.
  • ИНДИВИД – принадлежность человека к роду homo sapiens.
  • ИНСТИНКТ — врожденная, малоизменяемая форма поведения, обеспечивающая приспособление организма к типичным условиям его жизни. Основа форм поведения животных.

Форма поведения животных на стадии элементарной сенсорной психики.

7 стр., 3122 слов

Методология и методика педагогических исследований. Методы научно-педагогического ...

... деятельности человека среда изменяется сама. Образовательная среда есть прежде всего подсистема социокультурной среды, совокупность исторически сложившихся факторов, обстоятельств, ситуаций, то есть целостность специально организованных педагогических ... план, учебники и учебные пособия и др.); * формы и методы организации образования (формы организации занятий - уроки, дискуссии, конференции, ...

  • ИНТЕНЦИЯ – термин ввел Брентано.
  • ИНТЕРАКЦИОНИСТСКИЕ теории личности основаны на изучении – взаимодействия внутренних и внешних факторов в управлении актуальными действиями человека.
  • ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ – поэтапный процесс перехода внешних, материальных действий в план внутреннего, психического, умственного отражения.

Является источником формирования высших психических функций: первоначально они осуществляются как интерпсихический процесс (т.е. деятельность, опосредствованная использованием знаков, форма взаимодействия между людьми), и лишь затем реализуются как внутренний, интрапсихический процесс.

  • ИНТРОСПЕКЦИЯ — метод познания психических явлений путем самонаблюдения.
  • ИСТОЧНИКИ АКТИВНОСТИ – потребности, воспитание.

  • Кабанис Пьер Жан Жорж (фр., 1757 – 1808) — «Отношения между физическою и нравственною природою человека» (рус. пер. 1865 – 1866).

Мышление – функция мозга.

Считал, что мозг предназначен для производства мысли, как желудок и кишки предназначены для пищеварения, печень – для очищения желчи, слюнные железы – для изготовления слюны.

Противники материализма приписали ему мысль о том, что мозг выделяет мысль, как печень желчь, тогда как он считал, что продуктом работы мозга является объективизация мысли в слове и жесте.

Интеллект – только обладающий головным мозгом человек способен мыслить.

  • КЁлер Вольфганг (нем., амер., 1887—1967) — испытуемый Макса Вертгеймера в экспериментах по исследованию фи—феномена.

Коллега и сподвижник Макса Вертгеймера в разработке основ гештальтпсихологии.

Разработчик идеи изоморфизма (идеи подобия двух или нескольких систем — например, подобия топографической карты рельефу местности, отраженному на ней).

Начал систематические исследования интеллектуального поведения высших животных.

  • КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ – строится на принципах теории познания. Изучает процесс и динамику формирования знаний.
  • КОЛЛЕКТИВ. Признаки – коллективная идентификация, сплоченность, ответственность.
  • КОЛЬБЕРГ — выделяет 3 уровня и 6 стадий нравственного развития.

В периодизации Кольберга отсутствует нравственный уровень.

17 стр., 8099 слов

Педагогические способности и личностные качества в структуре ...

... Определение педагогических способностей. · Соответствие человека педагогической деятельности. · Заключение. · Литература. ВВЕДЕНИЕ. Педагогическая деятельность -- одна из сложнейших сфер деятельности человеческого труда. В своей деятельности учитель ... областях знаний; · глубокое знание возрастной, педагогической и социальной психологии, педагогики, возрастной физиологии, школьной гигиены; · ...

    • КОММУНИКАТИВНЫЕ БАРЬЕРЫ возникают в процессе контакта, когда есть негативные чувства, антипатия.
    • КОМПЕТЕНТНОСТЬ. Коммуникативная — профессиональной деформацией не является.
    • КОМПЛЕКС ОЖИВЛЕНИЯ – реакция на появление взрослого в поле зрения ребенка является свидетельством окончания периода новорожденности.
  • Кондильяк Этьен Бонно де (фр., 1715 – 1780) — «Трактат об ощущениях» (1754), «Опыт о происхождении человеческих знаний».

Предложил образ «статуи»: при получении первых ощущений начинает действовать вся психическая механика.

Вся деятельность души – это изменение ощущений.

Рефлексия как ощущение.

  • КОНСТИТУЦИОННЫЕ ТИПОЛОГИИ – Э. Кречмер, У. Шелдон.
  • КОНТЕНТ-АНАЛИЗ — метод психологического изучения различных текстов, позволяющих по их содержанию судить о психологии создателей этих текстов.
  • КОНЦЕПЦИЯ ИНСТИНКТОВ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ – причины социального поведения человека связаны с врожденными инстинктами; механизмы социальной адаптации одинаковы у человека и животных.
  • КОНЦЕПЦИЯ КОНВЕРГЕНЦИИ ДВУХ ФАКТОРОВ – родоначальник В. Штерн. Невозможно отделить, что в психике человека связано с наследственностью, а что служит продуктом среды.
  • КОРНИЛОВ – реактология.
  • КРЕЧМЕР – изоморфизм.

Лептосоматик – хрупкий, высокий, плоская грудь, узкие плечи, конечности длинные и худые.

  • КРИЗИС НОВОРОЖДЕННОСТИ – ребенок отделен от матери физически, но связан с ней физиологически.
  • КРИЗИС ОДНОГО ГОДА – признаки: аффективные реакции.
  • КРИЗИС ТРЕХ ЛЕТ (Выготский) — эмансипация (отделение от взрослого).

Негативизм.

  • КУЗЬМИНА. Понятие профессионального самосознания, самопознания и саморазвития по Кузьминой соотносится с аутопсихологической компетентностью.
  • КУЛИ. Виды малых групп — первичные, вторичные.

  • Ламетри Жюльен Офре де (фр., 1709 – 1751) — «Человек-машина» (1747) образ «человек-машина»: психические способности являются продуктом машиноподобных действий человеческого организма.

«Трактат о душе», «Человек – растение».

Хилос — все способности души зависят от особой организации мозга и тела.

Интерес как пружина человеческой деятельности.

  • Левин Курт (нем., 1890— 1947) — автор теории поля.

Автор концепции групповой динамики.

Первым выделил стили лидерства.

  • Лейбниц Готфрид Вильгельм (1646 – 1716, нем.) — основатель плюрализма.

Выделил в душе область отчетливого знания, смутного знания и бессознательного.

3 стр., 1289 слов

Структура педагогической деятельности. Педагогическая психология

... на развитие личности III. Психология учителя. Исследует специфику профессиональной деятельности педагога, возможности профессионального и личностного роста, взаимоотношения внутри педагогического коллектива   Раздел: «Психология педагогической деятельности» Тема 1: Общая характеристика педагогической деятельности Педагогическая деятельность – социальная деятельность, направленная ...

  • ЛЕОНГАРД – акцентуация, характеризующаяся повышенной общительностью, эмоциональностью, легкомыслием, нарушением логики мышления, конфликтностью – гипертимный тип.
  • ЛЕОНТЬЕВ Алексей Николаевич (1903— 1979) – «Проблемы развития психики» (1959), «Деятельность. Сознание. Личность» (1975).

Автор общепсихологической теории деятельности.

В рамках ведущей деятельности закладывается вид деятельности, который на следующем возрастном этапе будет ведущим.

Личностный смысл.

Иерархия мотивов; соподчинение мотивов.

Сдвиг мотива на цель.

По А.Н. Леонтьеву, взаимно превращающимися единицами деятельности являются: потребность – мотив – цель – условие.

По А.Н. Леонтьеву личность рождается дважды и обусловлено это рождение установлением иерархии мотивов; стремлением и способностью осознавать свои мотивы.

В рамках деятельностного подхода проблема общности строения внешней и внутренней деятельности разрабатывалась А.Н. Леонтьевым.

    • ЛИБИДО – сексуальное влечение.
  • ЛИДЕР. Компетенции лидера (Парыгин) – регуляция межличностных отношений; ориентация на микросреду.
  • ЛИДЕРСТВО как обладание определенными личностными чертами – теория черт; харизматическая теория.
  • ЛИЧНОСТЬ – свойства: воля, чувства; характер, способности.

Термин «личность» предложен в социогенетическом подходе.

  • Локк Джон (англ., 1632 – 1704) — «Опыты о человеческом разумении» (1690).

Опытное происхождение всех знаний.

Все, что есть в сознании, есть в ощущениях.

Сторонник ассоцианизма.

Психика ребенка как чистая доска, главным является воспитание.

Существует две формы опыта: внешний (ощущение), посредством которого познается внешний мир и внутренний (рефлексия), посредством которого познается деятельность собственного разума.

  • Ломов Борис Федорович (1927 – 1989) – «биологическое – социальное» соотносится как «организм – личность».

  • МАЛАЯ ГРУППА – реально существующая группа, члены которой находятся в непосредственном личном общении.

Формальные характеристики – распределение обязанностей, особенности совместной групповой деятельности.

  • МАРКОВА выделила большие группы педагогических умений.
  • МЕСТО ИНДИВИДА В СИСТЕМЕ ГРУППОВОЙ ЖИЗНИ – социальный статус, социальная позиция.
  • МЕДИАНА – значение которое делит множество данных пополам.
  • МЕТОД психологии – путь научного исследования (способ познания к.-л. реальности).

Общенаучные методы – моделирование, эксперимент, наблюдение.

Проективные методы – визуальные и слуховые стимулы.

Организационные методы – сравнительный, комплексный, лонгитюдный.

Методы эмпирического исследования – наблюдение, самонаблюдение (интроспекция), эксперимент, тест, анкеты (социометрические методики), беседа, анализ продуктов деятельности, биографический метод, метод моделирования.

Основными эмпирическими методами в психологии являются наблюдение и эксперимент.

К эмпирическим методам не относится метод анализа литературы.

Метод педагогической психологии – способ познания психических явлений, который возникает в процессе обучения и воспитания формирующейся личности при взаимодействии с педагогом.

Методы формирования сознания – пример, убеждение.

Методы стимулирования деятельности и поведения – создание ситуации успеха; соревнование.

Психология ФЕПО -14 2011-12 — Стр 2

Методы организации деятельности, формирования опыта – общественное мнение, педагогические требования.

Методы воспитания – пример, требования.

  • МЕТОДИКА — способ организации познания предметов и явлений.
    • МЕЧТА – форма воображения; создание образов сильно желаемых объектов или событий; направлена на будущее; более реалистична, в принципе осуществима.
  • МИЛГРАМ — эксперименты исследуют – подчинение авторитету, конформизм.
  • МЛАДЕНЧЕСТВО – ведущий вид деятельности: непосредственное эмоциональное общение.

Социальная ситуация развития: «ребенок — взрослый».

  • МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ — новообразования: внутренний план действий.

Общение «человек – общество» в системе «ребенок-учитель».

Период освоения и принятия учебной ситуации младшим школьником называется адаптацией.

  • МОДА – числовое значение, которое встречается наиболее часто.
  • МОРЕНО Джекоб Леви (1892 – 1974) – основатель социометрии.

Основатель психодраммы.

Основатель групповой психотерапии.

  • МОТИВ – предмет потребности; побуждает и направляет деятельность личности.

Мотив власти как мотив педагогической деятельности (Аминов).

Мотивы учебной деятельности конкретизируют потребность учебной деятельности.

  • МОТИВАЦИОННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ – совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих поведение и деятельность личности.
  • МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА человека — основные составляющие: мотивы, потребности, цели.
  • МОТИВАЦИЯ — система побуждения, заставляющая ученика учиться.

Внутренние источники учебной мотивации – познавательные и социальные потребности.

Внешние источники учебной мотивации – условия жизнедеятельности, требования, ожидания, возможности.

Личностные источники учебной мотивации – интересы, потребности, обусловливающие стремление к самосовершенствованию, самоорганизации в учебной и др. видах деятельности.

  • МЫШЛЕНИЕ – наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами.

Формы: понятие, суждение, умозаключение.

Мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, конкретизация.

  • МЭЙО. Виды малых групп — формальные, неформальные.
  • Мясищев Владимир Николаевич (1893 – 1973) – в работе «Психические особенности человека. Характер, способности» (1957, в 2 тт., в соавторстве с А.Г. Ковалевым) обосновал психологическую теорию отношений.

Считал, что система отношений человека к себе и миру составляет ядро личности.

  • НАБЛЮДЕНИЕ — используют на описательном этапе исследования в возрастной психологии.

Среди недостатков метода наблюдения можно выделить пассивность исследователя и невозможность повторить ситуацию.

  • НАПРАВЛЕННОСТЬ личности – совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих поведение и деятельность личности.

Платонов — влечения, желания, интересы; убеждения, индивидуальная картина мира.

Ведущее свойство личности.

  • НЕРВНАЯ СИСТЕМА. Основной элемент – нервные клетки.
  • НОВОРОЖДЕННОСТЬ характеризуется биологической беспомощностью.
  • НОНКОНФОРМИЗМ — отстаивание собственной позиции вне зависимости от ее совпадения с мнением большинства.

  • ОБРАЗОВАНИЕ — процесс и результат приобретения ЗУН, опыта в целом.
  • ОБУЧАЕМОСТЬ — восприимчивость к усвоению знаний.

Показатели – способность к усвоению знаний, активность ориентировки в новых условиях.

  • ОБУЧЕНИЕ. Этапы ассоциативно-рефлекторной концепции обучения – восприятие, осмысление.

Предмет психологии обучения – развитие познавательной деятельности в условиях систематического обучения.

  • ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ — область психологической науки, изучающая общие закономерности психики и поведения человека.
  • ОБЩЕНИЕ — вид деятельности, направленный на обмен информацией между людьми, их взаимодействие.
  • ОДАРЕННОСТЬ – качественно своеобразное сочетание общих и специальных способностей.
  • ОККАМА У. – представитель номинализма.
  • ОЛЛПОРТ — влияние первичной группы на личность.
  • ОНТОГЕНЕЗ — процесс индивидуального развития организма или личности.
  • ОПИСАТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ИССЛЕДОВАНИЯ В ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ – используется метод наблюдения.
  • ОПОСРЕДОВАННОЕ ОБЩЕНИЕ связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения (знаковые системы, печать, радио, телевидение и т.п.).
  • ОРЛОВ выделил понятие центрация в педагогической деятельности учителя.
  • ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ СВЯЗИ ПЕДАГОГИКИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ – творческое заимствование методов; использование основных идей, теоретических положений.

  • Павлов Иван Петрович (1849 – 1936) — «Мозг и психика».
    • ПАМЯТЬ – форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.

Объем механической памяти – 7+2 единицы.

К процессам памяти относится забывание.

  • ПАССИВНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ (сновидения, грезы) – вид воображения; не стимулирует к активным действиям; человек удовлетворяется созданными образами, не стремится реализовать их в действительности или рисует образы, которые не могут быть реализованы.
  • ПЕДАГОГ как субъект деятельности – совокупность индивидуальных качеств, личностных качеств.
  • ПЕДАГОГИКА. Основные формы связи педагогики с другими науками – это творческое заимствование методов исследований; использование основных идей, теоретических положений.

Основоположник научной педагогики в России – Ушинский.

  • ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Конструктивный компонент деятельности педагога – проектирование деятельности учащихся и собственной деятельности и поведения для эффективного взаимодействия.

Организационный компонент педагогической деятельности – организация разных видов деятельности учащихся в соответствии с целями системы обучения и воспитания в процессе взаимодействия с учащимися.

Гностический компонент педагогической деятельности – изучение и анализ деятельности и способности воздействия на других людей с учетом их возрастных и типологических особенностей.

Стиль педагогической деятельности – совокупность индивидуальных особенностей, способов и характера осуществления педагогической деятельности.

Стили педагогической деятельности (А. Никонова, А. Маркова) – эмоционально-импровизационный, эмоционально-методический.

Характеристики педагогической деятельности – мотивированность, предметность; предметное содержание, внешняя структура.

Целеполагающие функции педагогической деятельности – ориентационная, развивающая.

Организационно-структурные функции педагогической деятельности – конструктивная, организаторская.

  • ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ – область психологической науки, изучающая психологические основы обучения, воспитания и педагогической деятельности.

Раздел: психология обучения.

1 этап становления – Ж.Ж. Руссо, Я.А. Коменский.

Структура – психология образовательной деятельности; психология учебной деятельности и ее субъект — обучающийся.

Основные специальные категории педагогической психологии – педагогические способности, учебная деятельность.

Методы педагогической психологии – наблюдение (основной, наиболее распространенный, в педагогической психологии метод целенаправленного систематического исследования); беседа.

  • ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ. В. А Крутецкий. выделяет следующие педагогические способности – дидактические, академические; перцептивные, проективные.

Основные педагогические способности (Н.Д.Левитов) – способность понимать ученика, организаторские.

Основные педагогические способности (Н.А. Аминов) – индивидуальная, социальная успешность.

Исследователи педагогических способностей – Н.В. Кузьмина, Н.Д. Левитов.

Организаторские способности педагога – деловитость, требовательность.

Перцептивно-гностические способности педагога – интеллектуальная активность, исследовательский стиль деятельности.

  • ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ. Интегрированный результат аналитических, конструктивных и организаторских педагогических умений называется технологичностью.
  • ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ. Цель на уроке – интеллектуальное и личностное развитие ребенка.
  • ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО – сплав личностных и профессиональных качеств.

Уровень педагогического мастерства определяется – выполнением лучших образцов передового педагогического опыта.

  • ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО. Уровень – обогащением педагогической деятельности за счет личного творческого вклада, создания новых педагогических систем обучения и воспитания.
  • ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТРЕБОВАНИЕ – конкретная задача; указание о начале и конце работы.
  • ПЕРЕДАЧА ИНФОРМАЦИИ возможна лишь посредством знаков и знаковых систем.
    • ПЕРИОДИЗАЦИЯ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ П. П. Блонского — появление и смена зубов.
  • ПЕРЦЕПТИВНАЯ СТАДИЯ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ — высокоразвитые инстинктивные формы поведения, способность к научению.
  • ПИАЖЕ Жан (1896—1980) – считал, что отсутствие понятия о сохранении характерно для дооперациональной стадии интеллекта.

Раннее детство – сенсомоторная стадия развития интеллекта.

Эгоцентризм – неумение встать на чужую точку зрения.

Включение нового объекта в существующие схемы – ассимиляция.

Старые схемы модифицируются с целью приспособления к новой ситуации – аккомодация.

  • ПЛАТОН — душа и тело отдельно («мир идей и мир вещей»).

Основатель объективного идеализма.

Душа состоит из трех частей: вожделеющей, страстной, разумной.

Основатель Академии в Афинах.

Утверждая, что человек руководствуется в своем поведении идеей, считает, что идеи вечны, неизменны, постоянны, лишены временных характеристик, включены в поток преобразования, качественного изменения, как обычные вещи материального мира.

  • ПОДРОСТНИЧЕСТВО. В младшем ведущей деятельностью Д. Б. Эльконин считал интимно-личностное общение подростка со сверстниками, а в старшемучебно-профессиональную деятельность.
  • ПОДРОСТОК. Внешний фактор кризиса подростка – контроль со стороны взрослых. Завершение кризиса подросткового возраста – идентичность.

Внутренний фактор кризиса подростка – привычка подчиняться взрослым.

Школьный и пубертатный периоды по Л.С. Выготскому разделяет кризис 13 лет.

Новообразование – чувство взрослости, Я-концепция. Чувство взрослости в первую очередь выступает как внешняя взрослость.

    • ПООЩРЕНИЕ. Виды – одобрение, похвала, доверие, восхищение, забота, внимание, ответственное поручение.
    • ПОТРЕБНОСТЬ как компонент учебной деятельности заключается в стремлении к усвоению теоретических знаний из той или иной предметной области
    • ПРЕДМЕТНО-УРОЧНАЯ СИСТЕМА. Признаки – учебный год; расписание предметов.
    • ПРОДУКТИВНОЕ (ТВОРЧЕСКОЕ) ВООБРАЖЕНИЕ – вид воображения; создание новых образов, которые воплощаются в оригинальные продукты деятельности при минимальной опосредованной опоре на прошлый опыт.
  • ПРОФЕССИОГРАММА – требования к профессионально важным качествам.
  • ПРОФЕССИОНАЛИЗМ. Объективный критерий – эффективность педагогической деятельности.

Субъективные критерии профессионализма – понимание ценностных ориентаций педагога, позитивное отношение к себе и удовлетворенность трудом.

Уровень овладения профессией, как показатель профессионализма – определяется адаптацией учителя к педагогической профессии, усвоение норм, приемов, технологий.

  • ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРИГОДНОСТЬ – совокупность психологических и психофизических особенностей человека.
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МАСТЕРСТВО ПЕДАГОГА – овладение приемами индивидуального подхода, осуществление личностно-ориентированного обучения.
  • ПРИМЕР – образец для подражания, связан с наглядным представлением и конкретизацией идеала человека.
  • ПРИНЦИП ЕДИНСТВА СОЗНАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – разработал С. Л. Рубинштейн.
  • ПРИРУЧЕНИЕ – умение через систему упражнений; демонстрация воспитателем образца выполнения действия.
  • ПСИХИКА – предмет отечественной психологии.

Эволюция психики:1) раздражимость; 2) чувствительность; 3) инстинкт; 4) осознание.

1) чувствительность; 2) ощущения; 3) отражение образов предметов; 4) межпредметные связи.

Фабри — А. Н. Леонтьев выделяют в эволюционном развитии психики три стадии: (1) стадию элементарной сенсорной психики, (2) стадию перцептивной психики, (3) стадию интеллекта (обезьяны, собаки, дельфины).

Формы проявления: психические процессы, психические свойства, психические состояния.

  • ПСИХОАНАЛИЗ (фрейдизм, глубинная психология) – Психосексуальное развитие – З. Фрейд. Основное понятие – «либидо» – сексуальная энергия.
  • ПСИХОГЕНЕТИЧЕСКИЙ подход включает – психодинамическую ветвь, восходящую к психоанализу; персонологическую – Шпрангер; когнитивистскую – Пиаже, Колберг, Выготский.
  • ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ теории личности – главная роль в детерминации поведения – внутренние свойства личности.
  • ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – начала разрабатываться в 20-х – начале 30-х гг. XX в.
  • ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ – которому соответствует человек по уровню своего психологического развития. Период, характеризующийся качественным своеобразием психики.
  • ПСИХОЛОГИЯ — термин «психология» был введен немецкими схоластами Р. Гоклениусом и О. Кассманом в 1590 г.

С древнегреческого — «наука о душе«.

Предмет отечественной психологии – психика.

Средние века приобретает теологический характер.

III этап развития – психология стала самостоятельной экспериментальной наукой. Слагались первые социально-психологические концепции.

Критерий классификации областей психологии – системность.

В дискуссии о предмете психологии выделяются направления: социологически ориентированное, психологически ориентированное.

  • ПСИХОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ. Предмет – развитие личности в условиях целенаправленной организации деятельности.
  • ПСИХОЛОГИЯ МАСС – представители: С. Сигеле, Г. Тард.

Концепция «Психология масс» рассматривает отношение массы и элиты; влияние массовой культуры на общественное и индивидуальное сознание.

  • ПСИХОЛОГИЯ НАРОДОВ – Лацарус; Вундт, Штейнталь.

Психология народов Вундта – изучение поведения, инстинктов и реакций народов с помощью метода анализа языка и мифов.

  • ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ. Предмет – человек во времени.

Основополагающим моментом появления психологии развития принято считать книгу В. Прейера «Душа ребенка».

  • ПСИХОЛОГИЯ УЧИТЕЛЯ. Предмет – психологические аспекты формирования профессиональной педагогической деятельности.
  • ПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ теория «жизненного цикла человека» (Эриксона) – развитие человека происходит на протяжении всей жизни.
  • ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ – раздел психологии.

  • РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ развивает личность в целом.
  • РАЗВИТИЕ – процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящий к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека.

Развитие человека в онтогенезе характеризуется последовательностью понятий: индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность.

  • РАЗДРАЖИМОСТЬ – допсихическая(биологическая) форма отражения внешней среды, проявляющаяся в реагировании на необходимые для поддержания жизни раздражители.
  • РАННЕЕ ДЕТСТВО – ведущий вид деятельности: предметно-манипулятивная.

Наглядно-действенное мышление.

Сензитивный период для развития речи.

  • РЕАКТОЛОГИЯ – Корнилов.
    • РЕКАПИТУЛЯЦИЯ — основной биогенетический закон для объяснения психического развития, согласно которому ребенок в своем психическом развитии повторяет стадии развития психики человеческого рода. АвторЭ. Геккел.
  • РЕНТГЕНОВСКИЙ РИСУНОК – схематичный.
    • РЕПРОДУКТИВНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ — вид воображения; трафаретное.
  • РЕФЛЕКС

Безусловный рефлекс — врожденная автоматическая ответная реакция организма на специфическое воздействие.

Условный рефлекс — приобретенная реакция организма на определенный раздражитель, возникшая в результате сочетания воздействия этого раздражителя с потребностью.

  • РЕФЛЕКСИЯ. Впервые понятие рефлексия для объяснения способности субъекта обратиться к своему внутреннему опыту в своих трудах использовали Р. Декарт и Дж. Локк.
    • РОСТ – процесс количественных изменений в ходе совершенствования той или иной психической функции.
  • РУБИНШТЕЙН Сергей Леонидович (1899— I960) — теория мышления (работы «О мышлении и путях его исследования», «Процесс мышления и закономерности анализа, синтеза и обобщения»).

Принцип единства сознания и деятельности.

Принцип детерминизма.

Самосознание этап развития сознания.

Структура личности: направленность (установка, интересы, потребности); способности; темперамент и характер.

  • СИНЕСТЕЗИЯ – способность раздражителя, адресованного природой для него приспособленному органу чувств, одновременно вызывать необычное ощущение в другом органе чувств. Например, при восприятии музыки у некоторых людей могут возникать зрительные ощущения.
  • СЕНСУАЛИЗМ – попытка осмыслить духовный мир человека.
  • Сирс Роберт Ричардсон (род. 1908) – специалист в области социального научения (необихевиоризм), истории психологии, психологии личности.

В 1943 г. с его участием было подготовлено издание по экспериментальным данным, полученным в психоанализе.

Близкое знакомство с психоанализом (особенно в 1943 г.) позволило ему переориентироваться на анализ социальных детерминант психики.

  • СИСТЕМА ЭЛЬКОНИНА-ДАВЫДОВА — ребенок рассматривается как самоизменяющийся субъект учения.

Основой содержания обучения по (Эльконину-Давыдову) – система научных понятий для общих действий.

  • СКИННЕР Берхауз Фредерик (1904— 1990) – «Наука и человеческое поведение» (1953), «Технология обучения»(1968).

Оперантный бихевиоризм.

За условнорефлекторным научением следует оперантное научение.

  • СОЗРЕВАНИЕ – процесс, течение которого зависит от унаследованных особенностей индивидуума.
  • СОКРАТ – философия в виде диалогов. Метод сократической беседы (наводящие размышления) – диалектика.
  • СОЦИАЛИЗАЦИЯ. Выделение дотрудовой, трудовой, послетрудовой стадий социализации произведено в рамках отечественной социальной психологии; отношение к трудовой деятельности как основание для классификации стадий.

Психологические механизмы социализации с точки зрения отечественной социальной психологии – идентификация, подражание.

Традиционный механизм социализации — это усвоение человеком норм поведения, взглядов и убеждений, которые присущи его семье и ближайшему окружению человека.

Институциональный механизм — реализуется в процессе взаимодействия человека с различными организациями и учреждениями. Некоторые из этих институтов являются специализированными, т. е. они создавались специально для осуществления функции социализации (например, институты системы образования), другие являются неспециализированными, т. е. они выполняют эту функцию попутно, параллельно со своими основными функциями (например, армия).

Стилизованный механизм социализации личности действует в рамках субкультуры. Субкультура — это совокупность норм, ценностей, поведенческих проявлений, характерных для определенной группы людей, что обусловливает определенный стиль жизни этой группы.

Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с другими людьми, при этом последние должны быть для него значимыми. Значимыми лицами могут быть родители, учитель, друг и т. д.

Рефлексивный механизм социализации осуществляется через индивидуальное переживание и осознание, внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников и т. д.

  • СОЦИАЛЬНАЯ ПЕРЦЕПЦИЯ – восприятие внешних признаков человека, соотнесение их с его личностными характеристиками, интерпретация и прогнозирование на этой основе его поступков.

Эффекты: новизны, первичности.

Механизмы социальной перцепции – идентификация, эмпатия, рефлексия, каузальная атрибуция.

Одна из функций социальной перцепции – познание себя и партнера по общению (организация совместной деятельности на основе взаимопонимания и установление определенных эмоциональных взаимоотношений).

  • СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ – отрасль психологической науки, изучающая психологические явления, возникающие во взаимодействии и общении людей. Изучает – семью, учебные и трудовые группы; массовые психические явления (поведение толпы, панику, слухи, моду).

Отечественная социальная психология возникла в середине 19 века.

Майерс, Макманцева.

Задачи – исследование социально-психологического аспекта реальных явлений жизни и деятельности; анализ взаимодействия, общения и взаимоотношений; прогнозирование политических и национальных процессов в развитии государства и общества.

Основные функции – прогностическая, объяснительная.

В дискуссии о предмете социальной психологии выделяют – социологически ориентированное; психологически ориентированное направление.

Особенности становления социальной психологии – зарождение социально-педагогических идей в общественных и естественных науках.

Особенность развития социальной психологии — отпочковывание от родительских дисциплин в самостоятельную науку.

Особенность периода стагнации социальной психологии — изоляция отечественной науки от западной, усиление идеологического контроля.

Особенность периода возрождения социальной психологии – кристаллизация социально-психологической проблематики.

Отрасли социальной психологии – психология управления, социального воздействия, общения, конфликта; психология семьи, религии, политическая и этническая психология.

Направления зарубежной социальной психологии – групповая динамика; интеракционизм; когнитивистская; социометрическое; гуманистическая; трансактивная психология.

Уровни исследования социальной психологии – эмпирический, теоретический, методологический.

Авторы первых книг по социальной психологии – Макдугалл, Росс.

  • СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ личности – система действий, ожидаемых от человека в соответствии с его социальной позицией; место человека в конкретной системе социальных взаимосвязей; естественное поведение человека.
  • СОЦИАЛЬНАЯ ФАСИЛИТАЦИЯ влияет на индивида независимо от его отношения к людям; облегчает действие индивида.
  • СОЦИАЛЬНО-БИОЛОГИЧЕСКИЙ уровень личности (Платонов) – умения, знания, навыки, привычки.
  • СОЦИАЛЬНЫЕ МОТИВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – получение признания.
  • СОЦИАЛЬНЫЙ ОПЫТ. Способом передачи социального опыта не является урок.
  • СОЦИАЛЬНЫЙ уровень личности (Платонов) – убеждение, мировоззрение, интересы личности.
  • СОЦИОГЕНЕТИЧЕСКИЙ подход включает – теорию научения; теорию ролей.

Бихевиористы (Торндайк, Уотсон).

Предложен термин «личность».

  • СОЦИОДИНАМИЧЕСКИЕ теории личности — главная роль в детерминации поведения – внешняя ситуация.
  • СОЦИАЛИЗАЦИЯ – процесс и результат включения индивида в социальные отношения.
  • СОЦИОМЕТРИЯ — метод социальной психологии, позволяющий графически и количественно смоделировать структуру межличностных отношений в группе, основываясь на количестве и характере выборов (предпочтений) всех ее членов по определенному социометрическому критерию, совместная работа, отдых и т.п.

Психология ФЕПО -14 2011-12 — Стр 3

Разновидность опроса, метод исследования малых групп.

  • СОФИСТЫ древнегреческие – речь и мышление как средства манипулирования людьми.
  • Спиноза Бенедикт (голланд. нидерл., 1632 – 1677) — основатель монизма.

«Этика» (1677), «Трактат об усовершенствовании разума» (рус. пер. 1934).

Особого духовного начала нет, оно – субстанция.

Считал человека целостным природным существом, у которого душа и тело нераздельны.

Человеку свойственно стремление к самосохранению, которое выражено во влечении.

Основные чувства (влечение, радость, печаль) лежат в основе всего многообразия мотивов и чувств человека.

Объяснение чувств геометрическим способом.

Результаты познания первого рода суждения выражены в образах.

  • СПОСОБНОСТИ — внутренние факторы, оказывающие влияние на развитие личности.
  • СТИЛИ общения. Классические – авторитарный, демократический.
  • СТИЛИСТИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ – разрушающая функция.
  • СФЕРА «ЧЕЛОВЕК-ЧЕЛОВЕК». Противопоказания работы — дефекты речи, замкнутость.
  • СХЕМАТИЗАЦИЯ – отдельные представления сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают четко.

  • ТЕОРИЯ ПОЛЯ – К. Левин.
  • ТЕСТ – стандартизированность и количественная обработка.

Причинами, снижающими точность теста, могут быть особенности ситуации тестирования, состояние испытуемого и поведение экспериментатора.

  • ТИПИЗАЦИЯ – выделение существенного, повторяющегося в однородных образах.
  • ТИТЧЕНЕР. Модель сознания, разработанная Титченером, как альтернативная по отношению к модели Вундта, называлась поток сознания.
  • ТРУД — вид деятельности, направленный на создание предметов материальной и духовной культуры.

  • УРОВНИ ПСИХИЧЕСКОГО ОТРАЖЕНИЯ – ощущение, восприятие, представление, мышление.
  • УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Средства – мыслительные операции, знаковые и языковые средства; интеллектуальная деятельность.

Формирование учебной деятельности – управление взрослым процессом становления учебной деятельностью дошкольника.

  • УЧЕБНАЯ ЗАДАЧА. Структура учебной задачи (Фридман) – объект учебной задачи; требование задачи. Специфика учебной задачи как компонента учебной деятельности – овладение общим способом (принципом) решения целого класса однородных частных задач.
  • УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС. Уровни – социальный, педагогический.
  • УЧЕНИЕ – структурные компоненты: мотивационный, операционный.

Воздействия на обучаемого и его ответные реакции учитываются при анализе процесса учения в бихевиористских теориях учения.

    • ФАНТАЗИЯ – неосуществимое будущее.
  • ФАСИЛИТАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ – улучшение индивидуальных результатов в присутствии другого человека.
  • ФАСЦИНАЦИЯ – эффект, вызываемый специально организованным вербальным (словесным) воздействием, предназначенным для уменьшения потерь семантически значимой информации при восприятии сообщения реципиентами, за счет чего повышается возможность ее воздействия на их поведение.
  • ФЕСТИНГЕР Л. – теория когнитивного диссонанса.
  • ФИЛОГЕНЕЗ — процесс развития психики в течение жизни многих поколений.
  • ФОРМАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ. Виды– деловое, ролевое.
    • Фрейд Зигмунд, австр. (1856 – 1939) – представитель психодинамического подхода, основоположник психоанализа. Создатель теории бессознательного, согласно ей в психике человека существуют три сферы: сознание, предсознание и бессознательное.

Этапы психосексуального развития: 1) оральная стадия (0-1); 2) анальная стадия (1-3 лет); 3) фаллическая стадия (3-5 лет); 4) латентная стадия (5-12 лет); 5) генитальная (12-18 лет).

В структуре личности выделил: Ид (Оно), Эго (Я), Супер-Эго (Сверх Я).

  • ФУНКЦИИ ОБЩЕНИЯ – контактная, информационная; эмотивная, оказание влияния; координационная, установление отношений.

Инструментальная — социальный механизм управления и передачи информации.

Интегративная — средство объединения людей.

Трансляционная — передача конкретных способов деятельности.

  • ХОЛЛ С. – связывал кризисные явления в подростковом возрасте с биологической обусловленностью процессов развития в данном возрасте.

Автор теории рекапитуляции (основной биогенетический закон психического развития).

Основатель педологии.

  • ХОЛЛАНДЕР в эволюции социальной психологии выделил стадии социальной философии и социального эмпиризма; социального анализа.
  • ХОРНИ Карен – три направления: 1) ее ранние эссе о женской психологии; 2) в числе причин возникновения неврозов более важными она считала факторы культуры и нарушения в человеческих взаимоотношениях, а не биологические факторы; 3) она исследовала межличностные и интрапсихические защиты, которые помогают человеку преодолевать тревогу.

  • ЦЕЛЬ – осознанное представление о результате будущего действия.

Цель действия — способ достижения уровня образца.

  • ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ – продукт социализации личности; стабильная характеристика личности, определяющая ее поведение.
  • ЦЕНТРАЛЬНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА человека представлена: головным мозгом, промежуточным и спинным мозгом.
  • ЦЕНТРАЦИЯ — умение сочетать разные методы в обучении.

Центрации учителя могут оказывать негативное влияние на учеников: бюрократическая, эгоистическая.

  • Челпанов Георгий Иванович (1862 – 1936) – в работе «Спорные вопросы психологии» (1926) указывал, что марксизм может быть распространен только на область социальной психологии, тогда как общая психология должна быть свободна от всякой философии.

В 20-е гг. 20 в. разделил психологию на общую и социальную психологию.

  • ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ – объективный критерий возникновения психики по А. Н. Леонтьеву.

  • ШЕЛДОН – конституционные типы: эндоморфный (круглый с недоразвитием костей и мышц, большими внутренностями); мезоморфный (развитие костей и мышц); эктоморфный (тонкий, с большой головой).
  • ШЕРИФ М. — эксперименты исследуют – конформизм; формирование групповых норм.
  • ШТАЙНЕР (ШТЕЙНЕР) Рудольф (австр., 1861 – 1925) – создатель антропософии (учения о человеке как носителе скрытых мистических духовных сил).

Заложил основы Вадьдорфской педагогики (по имени фабрики «Вальдорф-Астория» в Штутгарде, где в 1919 г. была создана такая школа для детей рабочих).

Считал, что задача Вадьдорфской педагогики состоит в воспитании духовно свободной личности, способной в индивидуальном творчестве преодолевать консерватизм общества, действуя на пользу прогрессу.

  • ШТЕРН В. — автор теории конвергенции.

  • Эббингауз Герман (1850 -1909) – представитель экспериментальной психологии.

Метод бессмысленных слогов.

В экспериментальных исследованиях памяти был открыт «эффект края».

  • ЭКСПЕРИМЕНТ – моделирование явлений и условий эксперимента; активное воздействие исследователя на явления.

Целью формирующего эксперимента является изучение закономерностей происхождения того или иного психического новообразования.

  • ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ – основоположник Вундт Вильгельм.
  • ЭКСТЕРИОРИЗАЦИЯ – процесс перехода, преобразования внутренних, психических действий в материальные, внешние.
  • ЭЛЬКОНИН — период отрочества включает подростковый возраст и юность.

Согласно Эльконину, ведущей деятельностью в подростковом возрасте становится общение со сверстниками.

  • ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА — в 6-7 лет новый уровень.
  • ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ. Симптом – безразличие.
  • ЭПИГЕНЕТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ личности — Эриксон.
  • ЭРИКСОН Э. – эгоидентичность.

Психосоциальная теория «жизненного цикла» – развитие происходит на протяжении всей жизни; развитие человека представляет собой становление его идентичности.

Центральным понятием в теории Эриксона является — идентичность.

Стадии: 1) орально-сенсорная (от рождения до 1 г.); 2) мышечно-анальная (от 2 до 3 лет); 3) локомоторно-генитальная (от 4 до 5 лет); 4) латентная (от 6 до 11 лет); 5) отрочество и юность (от 12 до 18 лет); 6) молодость (ранняя взрослость); 7) взрослость (взрослость); 8) зрелость (зрелость).

  • Юм Дэвид (англ., 1711 – 1776) – «Трактат о человеческой природе» (1748).

Душа – театральные подмостки, где проходят чередой сцепленные между собой сцены.

Единица сознания – образы и их бледные копии.

Развил учение о чувственном опыте (источнике знаний) как потоке впечатлений, причины которых не постижимы.

  • ЮНГ – выделил архетипы: Персона, Анима и Анимус, Тень, Самость.

В структуре личности выделяет: Эго или сознание, Личное бессознательное, Коллективное бессознательное.

В структуру личности не входит подсознание.

  • ЮНОСТЬ. Характеристика самосознания – самопознание, личная идентичность.

Новообразование – формирование жизненных планов, самоопределение.

Взаимоотношения с окружающими в раннем юношеском возрасте характеризуются – идеализацией дружбы.

Юношеская дружба – развитие самосознания.

15