ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Л.И. Иванкина, Э.Н. Камышев, А.В. Коваленко
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА
Рекомендовано в качестве рабочей тетради
Редакционно-издательским советом
Томского политехнического университета
Студента ________________________________________
Группы __________________________________________
Издательство
Томского политехнического университета
2010
|
УДК 159.9 + 37.01(075.8) ББК Ю93 + 431я73 И197
|
И197 |
Иванкина Л.И. Психология и педагогика: рабочая тетрадь / Л.И. Иванкина, Э.Н. Камышев, А.В. Коваленко; Национальный исследовательский Томский политехнический университет. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2010. – 48 с. |
Рабочая тетрадь предназначена для подготовки к зачету и экзамену с целью итогового контроля усвоения студентами теоретического и практико-ориентированного материала по курсу «Психология и педагогика».
Рабочая тетрадь разработана на кафедре социологии, психологии и права, предназначена для студентов ИДО.
УДК 159.9 + 37.01(075.8)
ББК Ю93 + 431я73
Рецензенты
Кандидат философских наук, доцент ТПУ
Р.Б. Квеско
Доктор психологических наук, профессор ТГУ
Н.В. Козлова
ГОУ ВПО «Национальный исследовательский Томский политехнический университет», 2010
Иванкина Л.И., Камышев Э.Н., Коваленко А.В., 2010
© Оформление. Издательство Томского политехнического университета, 2010
ОГЛАВЛЕНИЕ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 1
Рекомендовано в качестве рабочей тетради 1
Редакционно-издательским советом 1
Томского политехнического университета 1
Издательство 2
Томского политехнического университета 2
2010 2
И197 2
Психология и педагогика: рабочая тетрадь / Л.И. Иванкина, Э.Н. Камышев, А.В. Коваленко; Национальный исследовательский Томский политехнический университет. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2010. – 48 с. 2
Рабочая тетрадь предназначена для подготовки к зачету и экзамену с целью итогового контроля усвоения студентами теоретического и практико-ориентированного материала по курсу «Психология и педагогика». 2
Рабочая тетрадь разработана на кафедре социологии, психологии и права, предназначена для студентов ИДО. 2
Рецензенты 3
Кандидат философских наук, доцент ТПУ 3
Р.Б. Квеско 3
Доктор психологических наук, профессор ТГУ 3
Н.В. Козлова 3
ВВЕДЕНИЕ 4
Тема 1 ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ 6
ВВЕДЕНИЕ
Рабочая тетрадь предназначена для студентов Института дистанционного образования для подготовки к зачету и экзамену с целью итогового контроля усвоения студентами теоретического и практико-ориентированного материала.
Рабочая тетрадь составлена в соответствии с требованиями государственного стандарта к дисциплине «Психология и педагогика», утвержденном в 2000 г. Министерством образования РФ, для подготовки направлений и специальностей в негуманитарных вузах.
Задания и тесты рабочей тетради соответствуют содержанию обучающего материала, изложенного в учебном пособии (Психология и педагогика: учебное пособие. – Томск: Изд-во ТПУ, 2005. – 79 с.) и на сайте (Психология и педагогика: учебное пособие [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://portal.tpu.ru:7777/SHARED/i/IVANKINA/ methodical_support/Tab/PsihologiyaiPedagogika.pdf/).
Для решения заданий и тестов данной рабочей тетради студент должен использовать теоретический материал учебного пособия, а также опираться на список дополнительной литературы, приведенный в учебном пособии и рабочей программе.
Решение заданий и тестов, приведенных в рабочей тетради, является контрольной работой, которая должна быть обязательно выполнена и проверена преподавателем до сдачи студентами экзамена или зачета по учебной дисциплине «Психология и педагогика».
Рабочая тетрадь сдается преподавателю перед зачетом или экзаменом как показатель самостоятельной работы студента!
Тема 1 ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ
Вставьте недостающее слово или завершите фразу.
1.1.Впервые предприняла осмысление психики как единого целогос психологией.
1.2.Одно из первых объяснений функционирования разума сводилось к некоейдуше,заключенной в теле.
1.3. По мнению бихевиористов, среда формирует поведение путемсовокупности реакций организма на стимулыи подкреплений.
1.4.Метод самонаблюдения в психологии называетсяинтроспекция.
1.5.Психология – наука о закономерностях развития и функционирования сознаниякак особой формы жизнедеятельности.
1.6. Гуманистические психологи считают, что основной мотив деятельности человека – стремлениек непрерывному развитию и реализации творческих возможностей и считают его способным управлять собственным развитием (самоактулизация).
1.7.Основные функции психики – регуляция деятельностии поведения, осознание человеком своего места в окружающем мире, отражение воздействий окружающего мира.
1.8.Бихевиористы рассматривают психологию как наукуо поведении человека.
1.9. ВXVIIIв. изучение души заменяется изучениемразумаи его функций.
1.10. Согласно теории психоанализа, ведущую роль в детерминации поведенияиграет бессознательные, иррациональные силы –инстинкты(влечения).
1.11. Современные психологические теории признают важность ____________________ факторов в психологическом развитии человека.
1.12.Согласно деятельностному подходу, психика формируется и проявляется черезотражения в процессах деятельности индивидов.
1.13.Психодиагностика –способпсихологического исследования.
1.14. А. Адлер, К. Хорни, Э. Фромм подчеркивали определяющее влияние на формирование поведения человека— это невроз вусловий жизни.
1.15. Когнитивистский подход определяет личность как совокупность мыслей человекао знаниях.
Выберите правильный вариант ответа.
1.16. В соответствии с теорией З. Фрейда «Эго» руководствуется …
А – принципом удовольствия;
Б – принципом реальности;
В – принципом психического детерминизма;
Г – подсознанием.
1.17. Гуманистическая психология ориентирует личность …
А – на свободу выбора и открытость будущему;
Б – на непрерывное развитие;
В– на управление собственным развитием;
Г – на формирование защитных механизмов.
1.18. Свойство мозга отражать объективную действительность и на основе формируемых образов регулировать деятельность называется …
А – рефлексом;
Б– адаптацией;
В – сознанием;
Г – памятью.
1.19.Идею врожденного стремления любого индивидуума к самореализации развивает …
А – психоанализ;
Б – гештальтпсихология;
В– гуманистическая психология;
Г – бихевиоризм.
1.20. Создателем первой экспериментальной психологической лаборатории является …
А – Ж. Пиаже;
Б– В. Вундт;
В – У. Джеймс;
Г – И. Павлов.
1.21. Направление, отрицающее сознание как предмет психологии и сводящее психику к различным формам поведения, называется …
А – психоанализом;
Б – когнитивной психологией;
В – бихевиоризмом;
Г – гуманистической психологией.
1.22.Психология стала экспериментальной наукой …
А – в Древней Греции;
Б – в XVIIIвеке;
В – вXIXвеке;
Г – в ХХ веке.
1.23. Познавательные процессы – основной предмет исследования …
А – в гуманистической психологии;
Б – аналитической психологии;
В – бихевиоризме;
Г– когнитивной психологии.
1.24. Схема«S–R» делает упор …
А – на объективное описание поведения;
Б – бесполезность концепции сознания;
В– соответствие между реакцией и стимулом;
Г – доминирование стимулов в поведении.
1.25. Научный метод …
А – рационалистичен;
Б – состоит в проверке гипотез;
В – субъективен;
Г– опирается на практику.
1.26. Изучением связей между нервными структурами и поведением занимается …
А – психология;
Б – бихевиоризм;
В – психофизиология;
Г– неврология.
1.27. Сознание как особую биологическую функцию рассматривает …
А – функционализм;
Б – психоанализ;
В – бихевиоризм;
Г – прагматизм.
1.28. Зависимость психики от генотипа исследует …
А – когнитивная психология;
Б – социальная психология;
В – генетическая психология;
Г – этиология.
1.29. З. Фрейд разработал метод …
А – интроспекции;
Б – психодрамы;
В – свободных ассоциаций;
Г – арт-терапии.
1.30. К интропсихическому явлению относится …
А – ощущение боли;
Б – потребности;
В – мысли;
Г – желания.
1.31. Идею «Я-концепции» первым предложил …
А – У. Джеймс;
Б – К. Роджерс;
В– А. Маслоу;
Г – З. Фрейд.
1.32. Метод психологии …
А – консультирование;
Б – психотерапевтическая помощь;
В– эксперимент;
Г – иглоукалывание.
1.33. Среди традиционно выделяемых уровней поведения у человека наиболее ярко представлен …
А– рефлекс;
Б – инстинкт;
В – деятельность;
Г – игра.
1.34. Функциональная асимметрия мозга предполагает …
А – наличие двух полушарий;
Б – разные функции полушарий;
В – доминирование одного из полушарий;
Г– индивидуальные особенности строения полушарий.
1.35. Представление об уровнях развития психики в психологию ввел …
А – В. Вундт;
Б – У. Джеймс;
В– З. Фрейд;
Г – К. Юнг.
1.36.Согласно психоанализу, влечения бессознательного находятся в противоречии …
А – с нормами культуры;
Б– с сознанием;
В – со средой;
Г – с самостью.
1.37. Расставьте перечисленные понятия в соответствии с основными категориями психологии: 1) психический процесс, 2)психическое состояние (ощущение _1_, стресс _2_, воображение _1_, растерянность _2_,память _1_, настроение _2_, инсайт _1_, мышление _1_).
1.38. Что соответствует методам 1) естественно-научной психологии и 2) гуманитарной психологии: анкетирование _1_; тестирование _1_; понимание _2_; наблюдение _1_; эмпатическое слушание _2_; интроспекция _2_.
1.39. Установите соответствие понятий (стимул _2_, интериоризация _2_,поведение _2_, активность _1_, подкрепление _1_, культурный опыт _2_) с 1) деятельностным подходом в психологии и 2) подходами бихевиоризма.
1.40.Установите соответствие утверждения о психической деятельности с 1) идеалистическим и 2) материалистическим пониманием психики. Психическая деятельность зависит от внешних причин _1_;есть свойство мозга _1_; есть отражение объективной действительности _1_;познаваема только путем самонаблюдения _2_; имеет универсальный характер _2_; уникальна по своей природе _2_.
1.41. Соотнесите 1) гештальтпсихологию и 2) когнитивную психологию с именами психологов-исследователей данных направлений:Ж. Пиаже _2_, В. Келер _1_, Ф. Перлз _1_, Дж. Келли _2_, М. Вертгеймер _1_,С. Шехтер _2_.
1.42.Соотнесите приемы воздействия на психику человека 1) гуманистической и 2) аналитической психологии: транс _2_, активное понимание _1_, доверие _2_, метафора _1_, интерпретация символов _2_, искренность _2_.
1.43. Соотнесите основные понятия с 1) бихевиористским и 2) психоаналитическим направлениями в психологии: поведение _1_; среда _1_; стимул _1_; подкрепление _2_; защитные механизмы _2_; психологический детерминизм _2_.
1.44.Расставьте в порядке усложнения (от низшего к высшему) следующие уровни действия: уровень физиологического действия _1_, уровень действия личности _3_, уровень физического действия _2_, уровень действия субъекта _4_.
1.45. Расставьте понятия так, чтобы предыдущее было общим по отношению к следующему понятию: радость _3_, ликование _4_, отражение _5_, чувство _2_, психика _1_.
1.46.Расставьте понятия в порядке развития психики в филогенезе: ощущения _1_, чувствительность _4_, восприятие _2_, раздражимость _3_, мышление _5_.
1.47.Расставьте в порядке введения в научный оборот следующие категорий: сознание _7_, психология _1_, ощущение _3_, воля _4_, поведение _2_, темперамент _6_, характер _5_.
1.48. Расставьте по степени силы проявления, устойчивости и продолжительности следующие эмоциональные состояния: эмоция _2_, настроение _3_, аффект _1_, чувство _4_.
1.49. Расположите в порядке следования этапы психологического исследования: выдвижение гипотезы _2_, формулировка проблемы _1_, выбор методов _3_, проверка гипотезы _4_, интерпретация результатов _5_.
1.50. Расставьте научные направления психологической науки в порядке их становления: психоанализ _1_, гуманистическая психология _2_, гештальтпсихология _4_, бихевиоризм _3_, когнитивная психология _2_.