Тема История возникновения и развития социально-психологических идей

Планы семинарских занятий.

По дисциплине «Социальная психология», 2015-16 уч./г.

Занятие 1.

Тема Введение в социальную психологию

Основные понятия: социальная психология, психология, социология, рефлексология, психосоциология, общение, личность, социальная психика, индивидуальная психика, коллективная психика.

Вопросы для обсуждения:

1. Место социальной психологии в системе научного знания:

— общая психология и социология как «прародительницы» социальной психологии;

— понятие «социальная психология»;

— отсутствие единой трактовки предмета социальной психологии в современной психологической и социологической литературе.

2. Эволюция представлений о предмете социальной психологии:

— дискуссия в 20-е гг. прошлого века (Г.И. Челпанов, В А Артемов, К.Н. Корнилов, П.П. Блонский, В.М. Бехтерев, М.А. Рейснер);

— «перерыв» в развитии социальной психологии, ее развитие в рамках психологической науки (Л.С. Выготский);

— второй этап дискуссии о предмете социальной психологии (конец 50-х — начало 60-х гг. прошлого века).

3. Место социальной психологии в системе гуманитарного знания, ее взаимосвязь с другими психологическими дисциплинами.

4. Роль и значение социальной психологии в решении современных проблем человека и общества.

 

Задания для самостоятельной работы

1. В литературе приводятся разные определения понятия «социальная психология» и дается перечень проблем, составляющих предмет социально-психологической науки, который у разных авторов тоже различается. Рассмотрите и законспектируйте суждения и аргументы авторов (Г.М. Андреевой, А.В. Петровского, Б.Д. Парыгина, М.Р. Битяновой, К.К. Платонова, Е.С. Кузьмина, Р.С. Немова и др.); напишите и обоснуйте: какое определение предмета социальной психологии вам кажется верным, если исходить из прикладного значения этой науки?

2. Используя дополнительную литературу, изучите вопрос о месте социальной психологии среди других наук, и прежде всего в психологии и социологии.

3. Выберите правильный ответ.

1) Социальная психология:

а) отрасль психологии, которая изучает закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактором их включения в социальные группы, а также психологические характеристики этих групп;

2 стр., 791 слов

Тема 3. Возникновение психологии как самостоятельной науки

... отвечала только физика; она считалась образцом науки. Психология же исходя из специфики психологического знания не отвечала этим требованиям. В началеXIXв. возникает наука психофизика, которая изучает влияние на психические ...

б) наука, изучающая особенности поведения и деятельности людей в обществе;

в) отрасль социологии, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактором их включения в социальные группы, и психологические характеристики этих групп.

2) Интрадисциплинарный подход стремится отыскать место социальной психологии:

а) на границах между родительскими дисциплинами;

б) внутри психологии;

в) внутри одной из родительских дисциплин.

3) Кем была развита методология реактологии:

а) К.Н. Корниловым;

б) В.М. Бехтеревым;

в) В.А. Артемовым.

4) Кто признавал право социальной психологии на существование ценой отлучения от марксистских философских основ другой части психологии в ходе дискуссии о предмете социальной психологии в 20-е гг. прошлого века:

а) К.Н. Корнилов;

б) Г.И. Челпанов;

в) В.А. Артемов.

5) Социальная психология отождествляется с признанием социальной обусловленности психики. Кому из психологов принадлежит эта точка зрения:

а) П.П. Блонскому;

б) К.Н. Корнилову;

в) В.А. Артемову.

6) В предмет «коллективной рефлексологии» включаются:

а) поведение коллективов, поведение личности в коллективе;

б) поведение коллективов, поведение личности в коллективе, условия возникновения социальных объединений, особенности их деятельности, взаимоотношения их членов;

в) механизмы объединения людей в коллективы, особенности коллективов и их отношения с обществом.

Литература

1. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для вузов. — М.: Аспект Пресс, 2000. — 376с.

2. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения М., 1987. – 207с.

3. Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1999. – 688с.

4. Парыгин Б.Д. Социальная психология. СПб., 1999.

5. Социальная психология: Учеб. пособие / Под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача. – М.: «Академия», 2001. – 600 с.

6. Шибутани Т. Социальная психология. Ростов н/Д, 1999. – 536с.

Internet-ресурсы:

1. http: // www.myword.ru– библиотека психологической литературы

2. http://www.psylib.ukrweb.net/books/psiteol/index.htm – «Психологические теории и концепции личности» – словарь-справочник

3. http://psi.webzone.ru/ – Психологический словарь

Занятие 2.

Тема История возникновения и развития социально-психологических идей

Основные понятия: рефлексология, психология народов, психология масс, психическое заражение, инстинкт, групповая динамика, внушение, социальная психика, индивидуальная психика, коллективная психика, идеология.

Вопросы для обсуждения:

1. Социально-исторические и конкретно-научные предпосылки становления социальной психологии как самостоятельной науки.

2. Выделение социальной психологии в самостоятельную область знания (середина XIX в.).

3. Первые попытки разработки социально-психологических теорий во второй половине XIX — начале XX в.

20 стр., 9582 слов

Психология дошкольного возраста как наука. Предмет и задачи

... Детская психология, наряду с другими науками (педагогикой, физиологией, педиатрией и пр.), изучает ребенка, но имеет свой особый предмет, в качестве которого выступает развитие психики на ... объективность наблюдения, состоит в правильной позиции исследователя. Часто, находясь под влиянием социальных стереотипов, педагог искаженно воспринимает и интерпретирует психологические факты Различают несколько ...

4. Теоретические основы и задачи «психологии народов» М. Лацаруса и X. Штейнталя, развитие идей «психологии народов» В. Вундтом.

5. Концепция подражания Г. Тарда.

6. «Психология масс» Г. Лебона.

7. Теория «инстинктов социального поведения» У. Мак-Дугалла.

8. Период экспериментального развития социальной психологии в XX в., программы построения экспериментальной социальной психологии Г. Олпорта и В. Меде.

9. «Коллективная рефлексология» В.М. Бехтерева.

10. Теория «поля» К. Левина и школа «групповой динамики».

11. Европейская критика американской социальной психологии и возрождение интереса к анализу психологии больших групп, межгрупповых отношений и массовых социальных процессов (А. Тэшфел, С. Московичи, Р. Харре и др.).

 

Тема Психология малой группы

Основные понятия: малая группа, референтные группы, группы членства, формальные и неформальные группы, ролевое поведение, его стиль, ролевая теория личности, групповая динамика, руководство, лидерство, принятие групповых решений, групповые контроль, санкции, сплоченность, конформность, негативизм, групповая дискуссия, феномен «сдвига к риску», совещание, «мозговой штурм», метод синектики, социально-психологический климат,

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие, классификация и типология малых групп.

2. Основные характеристики малой группы.

3. Процессы интеграции и дифференциации в группе.

4. Лидерство в группе.

5. Групповое принятие решений.

6. Огруппление мышления и поляризация установок в группе.

Задания для самостоятельной работы:

1. «Коллектив — группа объединенных общими целями и задачами людей, достигших в процессе социально ценной совместной деятельности высокого уровня развития». А как можно охарактеризовать сплоченную и давно организовавшуюся банду? По уровню внутригрупповой связи она сродни коллективу, но по направленности совместной деятельности ее членов она противоположна ему. К какой разновидности малой группы вы отнесли бы подобные группы антисоциальной направленности? Назовите другие подобные группы.

2. Имеет ли практическое значение для педагога, руководителя, практического психолога знание о наличии внутри коллектива, в котором он работает, неформальных групп? Если не имеет значения, то почему? Если имеет значение, то в чем оно заключается?

3. Укажите причины, почему группа принимает более рискованные решения, чем отдельный человек.

В группе обычно есть лидер, который может быть официальным руководителем, а может и не быть. Чем он психологически отличается от назначенного или даже избранного группой официального руководителя?

4. Сравните два суждения: 1) руководителя надо уважать, только тогда будет нормальный психологический климат в коллективе и эффективная совместная деятельность членов коллектива; 2) руководитель должен пользоваться авторитетом у подчиненных, и только тогда в коллективе будет нормальный психологический климат и эффективная совместная деятельность членов коллектива. Какое из двух суждений вам представляется психологически более верным? Или они оба равноценны? В чем разница между понятиями «авторитет власти» и «власть авторитета»?

5. От чего зависит авторитет лидера (формального и неформального): а) от умения самого лидера «поставить себя», б) от отношения к нему подчиненных или сотрудников (от уважения к нему), в) от того и другого вместе?

6. От чего зависит уважительное отношение к официальному лидеру?

7. Какой стиль руководства группой, по вашему мнению, более распространенный (выберите один из двух возможных стилей).

Директивный стиль Демократический стиль
Цели ставятся лишь ближайшие, а дальнейшие планы группе неизвестны Подробное доведение до группы ближайших и отдаленных целей, показ развития группы в перспективе
Руководитель собирает информацию для себя, а группе передает ее минимум, необходимый для исполнительских функций Открытый взаимный обмен информацией между руководителем и группой
Руководитель решает сам или при участии ближайших подчиненных и требует от группы выполнения решений Групповое обсуждение и принятие решения руководителем на основе обсуждения и консультаций с представителями группы
Полный и непрерывный контроль руководителя за деятельностью группы Контроль за принятием решения и полученным результатом, а в промежутке самоконтроль группы
Отсутствует обратная связь. В опосредованной форме доклады, оценки, выводы, решения контролеров со стороны руководства, не подлежащие обсуждению, окончательное решение руководителя по итогам деятельности Непрерывная обратная связь в процессе всей деятельности. Активное поощрение успехов по ходу деятельности и в итоге
Приказы сверху-вниз, ясные, четкие, краткие Разрешаются обсуждения и замечания снизу-вверх. Ясность задачи наступает в ходе обсуждения, принятия общего решения и уточнений в ходе выполнения решения
Строго ограничено делегирование полномочий Широко используется делегирование полномочий

8. Можно ли отдельные черты одного стиля совместить с чертами другого и создать комбинированный, возможно, более эффективный третий стиль? Если можно, то что бы вы предложили и почему? Обоснуйте.

9. Какой из представленных стилей (если их придерживаться последовательно и строго) более эффективен и почему?

10. Подберите и смоделируйте определенный тип социальной ситуации (с использованием типичных повторяющихся ситуаций в жизни человека), в которой для описания лидера или руководителя можно было бы использовать одну из теорий лидерства. Обоснуйте свой выбор.

11. Опишите ситуации, в которых было бы целесообразным доминирование какого-либо одного стиля лидерства. Объясните почему.

12. О каком групповом психологическом феномене рассказал в сказке «Новое платье короля» Г.-Х. Андерсена? Приведите подобные примеры из собственной практики.

13. Объясните результаты приведенного ниже исследования.

Ч. Немет обнаружила, что влияние меньшинства и большинства различается характером вызываемой у членов группы концентрации внимания, своеобразием процесса принятия решения. В случае влияния меньшинства внимание сфокусировано на альтернативных решениях и люди прилагают больше интеллектуальных усилий, чтобы принять решение. При этом возрастает вероятность обнаружения новых неожиданных решений. При влиянии меньшинства имеет место тенденция к дивергенции решений, а при влиянии большинства — к конвергенции в направлении позиции большинства, поэтому внимание группы сфокусировано лишь на тех аргументах, которые близки к мнению большинства.

14. Попытайтесь определить, представителям, каких теоретических направлений в исследовании групп и групповой динамики могли бы принадлежать следующие высказывания:

1) Группа — это открытая система, образованная взаимосвязанными позициями и ролями.

2) Группа есть система взаимодействующих индивидов, функционирование которых в группе описывается тремя основными понятиями: индивидуальной активностью, взаимодействием и отношением.

3) Люди объединяются в группы из страха перед одиночеством.

4) Устойчивость группы связана с индивидуальными межличностными предпочтениями.

5) Поведение личности — продукт групповых ролевых влияний.

6) Группы вырабатывают собственное мышление, собственную мотивацию, которые в принципе могут отличаться от мышления и мотивации каждого члена группы.

7) Поведение людей в группе есть функция двух переменных: вознаграждений (положительные подкрепления) и расходов или наказаний (отрицательные подкрепления).

8) Условиями сплочения коллектива являются взаимоподражание, взаимовнушение и индукция.

15. Выберите и отметьте верный вариант ответа:

За «нижнюю границу» малой группы принимают:

1) одного человека;

2) двух человек;

3) трех человек;

4) четыре человек;

В современной социальной психологии понятие «групповая динамика» характеризует:

1) Отношения в группе, развивающиеся в результате воздействия на ее членов внутригрупповых сил.

2) Цели группы:

3) Состояние группы в конкретной точке пространственно-временного континуума.

4) Задачи группы.

Феномен социальной фасилитации проявляется в:

1) Поддержке группой психических функций индивида.

2) Угнетении группой психических функций индивида.

3) Стагнации психических функций индивида под воздействием группы.

4) Попеременной поддержке и угнетении группой психических функций индивида.

К социально-психологическим причинам конфликтов относятся:

1) Искажение и неполная передача информации участниками взаимодействия.

2) Поведение руководителя как подчиненного.

3) Учет всеми участниками дискуссии реально существующих между ними расхождений во взглядах на обсуждаемую проблему.

4) Делегирование руководителем полномочий.

У какой из следующих групп произошло огруппление мышления:

1) женщины, собравшие все свои сбережения, для того чтобы купить пачку лотерейных билетов;

2) мужчины, демонстрирующие единодушие, принимая решение;

3) женщины, которые постоянно спорят друг с другом;

4) группа погромщиков.

16. Изучите основные понятия, предложенные к семинарскому занятию и подготовьтесь к терминологическому диктанту.

17. Из хрестоматии необходимо законспектировать статьи:

1) Донцов А.И. О понятии «группа» в социальной психологии с. 175

2) Штомпка П. Социология социальных изменений с. 182

3) Дилигенскш Г.Г. Движения как субъект социально-политической

психологии с. 200

4) Стефаненко Т.Г. Социальные стереотипы и межэтнические

отношения с. 204

5) Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Исследования малой группы

в отечественной и зарубежной социальной психологии с. 209

Литература:

1. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для вузов. — М.: Аспект Пресс, 1997. — 376с.

2. Шибутани Т. Социальная психология. Ростов н/Д, 1999. – 536с.

3. Социальная психология/Под ред. А.В. Петровского. М., 1987. – 224с.

4. Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1999. – 688с.

5. Аронсон Э. Общественное животное. М., 1998. – 517с.

6. Перспективы социальной психологии. М., 2001. – 688с.

7. Петровский А.В., Шпалинский В.В. Социальная психология коллектива. М., 1978. – 176с.

8. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. М., 1991.

9. Социальная психология: Учеб. пособие / Под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача. – М.: «Академия», 2001. – 600 с.

10. Социальная психология: Хрестоматия / Сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая М., 2000.

Internet-ресурсы:

1. http: // www.myword.ru– библиотека психологической литературы

2. http://www.psylib.ukrweb.net/books/psiteol/index.htm – «Психологические теории и концепции личности» – словарь-справочник

3. http://psi.webzone.ru/ – Психологический словарь

Занятие 6.

Тема Психология больших социальных групп

Основные понятия: толпа, демонстрация, публика, митинг, аудитория, социальные классы, слои, этносы, профессиональные группы, политические партии, социальный тип личности, национальное самосознание личности, паника, заражение, внушение, подражание, суггестия, суггестор, суггеренд, контрсуггестия, конформность, общественное мнение, общественное настроение, этноцентризм, этнопсихология, реклама, мода, пропаганда, слухи, политическое сознание.

Вопросы для обсуждения:

1. Проблематика, теоретические и методические принципы исследования больших групп в социальной психологии.

2. Классификация больших социальных групп.

3. Психологические аспекты жизнедеятельности стихийных неорганизованных (толпа, демонстрация и т.п.) и временных полуорганизованных (публика, митинг, аудитория и т.п.) больших групп.

4. Изменения в социальной структуре общества и динамика психологических особенностей устойчивых и стихийных больших групп.

5. Роль средств массовой информации и коммуникации. Реклама. Мода. Пропаганда. Слухи.

6. Социально-психологические механизмы возникновения и динамики толпы.

7. Поведение личности в толпе. Понятие паники.

8. Структура психологии устойчивых организованных больших групп (социальные классы, слои, этносы, профессиональные группы, политические партии и т.п.).

9. Принадлежность к большим социальным группам как фактор детерминации индивидуального сознания, потребностей, интересов, ценностей, норм поведения.

 

Задания для самостоятельной работы:

1. В чем принципиальное психологическое различие между большой и малой группой? Обоснуйте свой ответ.

2. Как люди реагируют на присутствие большого числа других людей? Почему?

3. Прочитайте утверждение и ответьте на вопрос.

Главные отличительные признаки находящегося в толпе индивида таковы: исчезновение сознательной личности, преобладание бессознательных мотивов, ориентация мыслей и чувств в одном и том же направлении вследствие внушения и заражения, тенденция к безотлагательному осуществлению внушенных идей. Индивид не является больше самим собой, он стал безвольным аппаратом.

Какая психологическая концепция лежит в основе этого утверждения?

4. Прочитайте утверждение и ответьте на вопрос.

Толпа импульсивна, изменчива и возбудима… Импульсы, которым она повинуется, могут быть, смотря по обстоятельствам, благородными или жестокими, героическими или трусливыми, но во всех случаях они столь повелительны, что не дают проявляться не только личному инстинкту, но даже инстинкту самосохранения. Толпа не выносит отсрочки между желанием и осуществлением желаемого. Она чувствует себя всемогущей, у индивида в массе исчезает понятие невозможного.

Согласны ли вы с предложенной трактовкой? Почему?

5. Прочитайте утверждение и ответьте на вопрос.

Чувства толпы всегда просты и весьма гиперболичны. Она не знает ни сомнений, ни неуверенности. Толпа немедленно доходит до крайности, высказанное подозрение сразу же превращается у нее в непоколебимую уверенность, зерно антипатии — в дикую ненависть. Тот, кто хочет на нее влиять, не нуждается в логической проверке своей аргументации, ему подобает живописать ярчайшими красками, преувеличивать и всегда повторять то же самое.

Чем, на ваш взгляд, объясняется страх человека перед толпой?

6. Прочитайте утверждение и ответьте на вопрос.

Так как толпа в истинности или ложности чего-либо не сомневается и при этом сознает свою громадную силу, она столь же нетерпима, как и подвластна авторитету. Она уважает силу… От своего героя она требует силы, даже насилия. Она хочет, чтобы ею владели и ее подавляли, хочет бояться своего господина.

Управляемы ли большие массы людей?

7. Самостоятельно изучите понятия: «толпа», «масса», «аудитория», «публика» (по публикациям Г.М. Андреевой, Г. Лебона, Г. Тарда и др.).

Проанализируйте основные различия между этими понятиями.

Литература:

1. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для вузов. — М.: Аспект Пресс, 2000. — 376с.

2. Парыгин Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. – СПб., 1999. – 592с.

3. Аронсон Э. Общественное животное: Введение в социальную психологию / Пер. с англ. – М., 1998.

4. Дилигенский Г.Г. Некоторые методологические проблемы исследования больших социальных групп // Методологические проблемы социальной психологии. М., — 1975. С. 45-58.

5. Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. М., 1994. – 304 с.

6. Рощин С.К. Психология толпы: анализ прошлых исследований и проблемы сегодняшнего дня // Психол. журнал – 1990. Т. 11. — № 5. – С. 3-16.

Internet-ресурсы:

1. http: // www.myword.ru– библиотека психологической литературы

2. http://www.psylib.ukrweb.net/books/psiteol/index.htm – «Психологические теории и концепции личности» – словарь-справочник

http://psi.webzone.ru/ – Психологический словарь