Психология журналистского творчества
Творчество. Это:
— деятельность по созданию новых, никогда ранее не бывавших продуктов;
— индивидуальный процесс открытия и преобразования мира, составляющий содержание процесса становления личности;
— «одухотворенное действие», сущностная характеристика человека, поднимающая личность на качественно новый уровень.
Творчество можно определить так: форма самодеятельности и саморазвития индивида, развертывание его сущностных сил по меркам свободы; приобщение к высшим смыслам бытия. Творчество предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний, умений, благодаря которым создаются произведения, отличающиеся новизной, оригинальностью, уникальностью. Все это определяет важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации и самореализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей.
Креативность (от англ. creativity) — способность к творчеству: способность видеть старое в новом свете и находить необычное решение проблемы. Креативность является полной противоположностью шаблонному мышлению. Она уводит в сторону от банальных идей и скучного привычного взгляда на вещи и рождает оригинальные решения. Психологи единодушны в том, что креативность и интеллект — это не одно и то же. Согласно многочисленным результатам компетентных исследований не все люди с высоким интеллектом обладают креативностью.
Творческие способности журналиста. Всякая деятельность требует от человека обладания специфическими качествами, определяющими его пригодность к ней и обеспечивающими определенный уровень успешности ее выполнения. Эти индивидуально-психологические особенности называются способностями личности. Способность — это совокупность врожденных анатомо-физиологических и приобретенных регуляционных свойств, которые определяют психические возможности человека в различных видах деятельности. Каждая деятельность предъявляет комплекс требований к физическим, психофизиологическим и психическим возможностям человека. Способности — мера соответствия свойств личности требованиям конкретной деятельности. Различаются общие и специальные способности. Общие умственные способности — это критичность ума, быстрота умственной ориентировки и скорость мышления, глубина, гибкость, пытливость ума. Общие способности необходимы для всех видов деятельности. Они разделяются на сложные и элементарные. Сложные — это способности к обучению, наблюдательность, общий уровень интеллектуального развития и т. д. Элементарные — способности к отражению действительности, уровень развития восприятия, памяти, мышления, воображения, воли. Без соответствующего уровня развития элементарных и сложных способностей человек не может включиться ни в один из видов человеческой деятельности. Люди, обладающие общими способностями, как правило, быстро осваивают новые виды деятельности. Специальные способности — способности к отдельным видам деятельности. В соответствии с видами деятельности различаются следующие специальные способности: графические; художественно-литературные; конкретно-научные (математические и т. д.); практически-организационные; практически-созидательные и др. Специальные и общие способности неразрывно связаны. Развитие общих способностей обусловливает развитие специальных.
Презентация на тему: ОБЛАСТЬ ПРЕДМЕТНОЙ, НАУЧНОПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ...
... Специальной психологии Выявление общих и специфических закономерностей психического развития особенного ребенка в сравнении с нормально развивающимся Изучение особенностей развития отдельных видов познавательной деятельности людей ... уровня личностного развития, образования и готовности к самостоятельной взрослой жизни. Объект и предмет специальной (коррекционной) педагогики Объект – специальное ...
Творческие способности — это умение находить нестандартное решение, создавать оригинальные продукты деятельности, реконструировать ситуацию с целью получения нового результата, продуктивно мыслить, формировать новые образы воображения.
Творческие способности журналиста
Способность памяти запомнить, опознать, воспроизвести нечто немедленно, с отсрочкой или в момент творческого акта |
Является одним из компонентов продуктивного мышления, показателем результативности творческой деятельности журналиста |
Способность предвидения |
Обеспечивает прогностическую деятельность зачастую интуитивно предугадать настроение и потребности аудитории |
Скептицизм, самоирония |
Связаны с большей информированностью журналистов, с тем, что у них нет робости перед авторитетами |
Умение оперативно переводить внутреннюю речь в письменную |
Является профессиональной характеристикой |
Творческие способности личности журналиста связаны с ее мотивацией (интересы и склонности), с темпераментом (эмоциональность), умственными способностями. В структуре личности журналиста существенны не отдельные способности, а их комплексы, наиболее полно отвечающие требованиям широких сфер деятельности.
Понимание природы способностей очень важно для становления профессионального мастерства специалистов. Рассматривая происхождение способностей — передаются ли они по наследству или являются прижизненно формирующимися образованиями, психологи пришли к выводу, что исследование родословных выдающихся людей, статистика потомственных профессий свидетельствуют не о биологической наследственности, а о наследственности условий жизни, т. е. социальных условий, которые благоприятствуют развитию способностей. Все способности формируются при жизни в процессе определенным образом организованной деятельности. Психологи доказали, что способности развиваются в процессе деятельности, которая должна отвечать основным условиям развития способностей: вызывать положительные реакции, интерес, быть творческой; поставленные в ней задачи должны немного превосходить имеющиеся возможности, уже достигнутый уровень выполнения деятельности.
Профессиональное мышление. Мышление является высшим познавательным процессом. В психологии оно определяется как психический познавательный процесс обобщенного и опосредованного отражения в сознании человека существенных свойств предметов и явлений окружающего мира, а также существенных связей окружающего мира. Благодаря мышлению человек проникает в сущность предметов и явлений, познает существенные, закономерные связи и отношения между ними, составляющие закономерности объективной действительности. В отличие от чувственной ступени познания, мышление носит опосредованный характер, осуществляется с помощью системы средств. Прежде всего, мышление опосредуется словом. Благодаря слову существенные свойства, связи и отношения между предметами и явлениями закрепляются в понятиях. Мышление неразрывно с речью, которая является его материальной основой. Мышление опосредовано также системой мыслительных операций, знаниями, опытом человека. Изучение мышления, его видов, форм, мыслительных операций, умение использовать их в деятельности необходимы будущему сотруднику СМИ для формирования профессионального мышления, являющегося важнейшим качеством личности профессионала-журналиста.
При выполнении профессиональных задач мышление выступает как процесс, который включает в себя: 1) постановку задач; мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизацию, обобщение, классификацию, систематизацию), посредством которых осуществляется поиск решении задач; 3) результат решения, вывод.
По ходу решения задачи человек выявляет все новые и новые, до того неизвестные ему условия и требования задачи, которые причинно обусловливают дальнейшее протекание мышления. А. В. Брушлинский, автор книги «Психология мышления и кибернетика» (М., 1970), замечает: «Неизвестное не есть какая-то абсолютная пустота, которой вообще невозможно оперировать. Оно всегда так или иначе связано с чем-то известным… Исходя из связи и отношений между известным и неизвестным становится возможным искать и находить нечто новое, до того скрытое, неизвестное». С. Л. Рубинштейн писал: «В процессе мышления объект включается во всё новые связи и в силу этого выступает вот все новых свойствах и качествах, которые фиксируются в новых понятиях; из объекта, таким образом, как бы „вычерпывается» все новое содержание, он как бы каждый раз поворачивается новой стороной, в нем выявляется все новые свойства»(Рубинштейн С. Л. О мышлении и путях его исследования. М.; 1958).
Анализ и синтез — главные операции мышления. Остальные являются производными от них, поскольку нет ни одного мыслительного действия, которое не включало бы в себя анализ и синтез. Каждая операция мышления выполняет определенную роль в процессе мышления и находится в тесной взаимосвязи с остальными. Проследим единство операциональных компонентов мышления на примере решения журналистом профессиональной задачи создания подборки из писем, поступивших в редакцию. При первом знакомстве с письмами корреспондент воспринимает их только глазами, он получает целостное представление о поступивших от читателей сообщениях, являющееся результатом первичного синтеза. Здесь нет еще глубокого проникновения в содержание каждого из них. В процессе дальнейшей работы с целью выявления формы и содержания происходит анализ, выделяются отдельные элементы писем, затем выявляются сходство и различие этих элементов по тематике, актуальности и Т. п. Сравнение приводит к выявлению общего и различного и объединению отдельных писем в целое — подборку в соответствии с их темой, проблематикой, актуальностью и т. п. Происходит вторичный синтез, в результате которого и возникает замысел создания подборки — решение задачи.
Необходимым условием профессионального мастерства является развитие различных видов мышления. В психологии существует несколько классификаций мышления. Выделяют: наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактно-логическое мышление; практическое и теоретическое мышление; репродуктивное и творческое, интуитивное и аналитическое, реалистическое и аутистическое. Наиболее распространенной является классификация, выделяющая наглядно-действенное, наглядно-образное и абстрактно-логическое мышление. В ее основу положено два признака: 1) форма отражения действительности субъектом, т. е. характеристика самого отражения действительности (отражение в форме непосредственных восприятий, представлений и отвлеченных понятий); 2) система операций, посредством которой мыслящий объект взаимодействует с внешним миром, чем он оперирует (практическими или действенными обобщениями, преобразует образы или осуществляет логические операции с понятиями).
Творческое мышление. Это высший уровень познавательной деятельности. Оно отличается тем, что мыслящий субъект достигает новых для себя результатов самостоятельно, в процессе поиска посредством особых процедур, которые не свойственны деятельности воспроизведений или усвоения готовых знаний. Исследователь психологии творчества А. Ц. Лук (Психология творчества». М., 1978) к творческим интеллектуальным способностям относит:
— зоркость в поисках проблемы как способность увидеть то, что не укладывается в рамки усвоенного. Это связано не с остротой зрения, а является качеством мышления;
— способность к свертыванию мыслительных операций, позволяющих мысленным взором охватить всю картину целиком все рассуждения от первого до последнего шага; способность к переносу опыта, позволяющая применить навык, приобретенный при решении одной задачи, к другой;
— цельность восприятия: способность воспринимать действительность в целом, не дробя ее (цельное восприятие характерно доя людей художественного типа — актеров, художников, музыкантов, журналистов);
— способность к сближению понятий, проявляющаяся в лёгкости ассоциирования и отдаленности ассоциируемых понятий;
— гибкость мышления;
— способность к оценке;
— способность к «сцеплению» и «антисцеплению» (объединить и увязывать новые сведения с имеющимся багажом);
— легкость генерирования идей;
— беглость речи и др.
Интуитивное и аналитическое мышление. Различие между ними сводится к следующему. Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, в значительной мере представлено в сознании самого мыслящего человека. Интуитивное характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным. Признаками интуитивного мышления является также отсутствие развернутых логических рассуждений, самоочевидность для субъекта, уверенность его в правильности решения. Наряду с логическим, аналитическим познанием действительности велика роль интуиции, эвристического начала, бессознательного. Многие великие открытия совершались интуитивно. И. П. Павлов объяснял интуитивный процесс действием «следов» от прошлых впечатлений. Выявлены факторы по развитию интуиции. Ими являются: развитие наблюдательности, памяти, эмоциональной восприимчивости, расширения запаса знаний и жизненного опыта, а также совершенствование и развитие органов чувств (зрение художника, слух музыканта и т. д.).
Творческое мышление журналиста. Оно отражает постоянно воспроизводящееся противоречие между консервативным и динамичным началами. Одним из существенных элементов творческого мышления является профессиональное самосознание, которое содержит устойчивые представления об определенной политической, профессиональной, социальной, психологической и нравственной идентичности членов группы (сообщества), о ее свойствах как целого.
Профессиональное мышление сегодня во многом обусловливается технологией и объективной логикой массово-коммуникационной деятельности и выступает в качестве организующего начала в процессе становления и самоопределения журналистики и дальнейшего развития данного вида профессиональной деятельности как истинно творческого. В одном ряду с профессиональным самосознанием у журналистов стоит профессиональное мировоззрение как специфический срез общего и элемент профессиональной культуры. Объектом отражения профессионального мировоззрения выступает не только общая или специальная, но и социальная картина мира.
Специфика творческого мышления журналиста
Алогичность |
Не всегда журналисты понимают, почему обращаются именно к этим фактам |
Способность к соединению новых и старых знаний |
Объединение полученных сведений с имеющимися знаниями дает ключ к пониманию ситуации, проблемы |
Высокая мобильность, подвижность умственной ориентировки |
Предполагает цельность восприятия |
Соединение понятийного и образного начал |
Таким образом ситуация вписывается в более широкие контексты |
Гибкость мышления |
Способность легко переходить от одного класса явлений к другому |
Лёгкость генерирования идей |
В силу специфики работы журналист охватывает и объясняет несметное число явлений, понятий, фактов и т.п. |
Способность к ассоциативному мышлению |
Способность сближать понятия, выводить из них новые и правильные заключения |
Исследование творчества. Первое упоминание о природе научного творчества мы находим в трудах древних философов. Аристотель в своей знаменитой силлогистике пытается выяснить возникновение новых знаний путем выстраивания алгоритма логических умозаключений. В донаучной психологии и условием продуцирования нового долгое время считали мыслительные операции: индукцию, а позднее — дедукцию (Ф. Бэкон, Декарт, Г. Лейбниц, Дж. Милль).
Данные подходы определения природы творчества носили индетерминистский характер. В эпоху господства ассоциативной концепции в психологии появились представления о природе творчества, отчасти coответствующиевующие «детерминистским идеалам научности»: о творческом синтезе (В. Вундт) и творческих ассоциациях (А. Бэн).
Интуитивизм. Одно из наиболее ранних представлений о психологических механизмах решения творческих задач выражено в понятии «интуиция». Наиболее прочно это понятие утвердилось в психологии, опиравшейся на идеалистическую теорию познания, которая еще со времен Платона признавала существование врожденных идей. Интуиция рассматривалась как внезапное озарение, осенение, свойственное лишь немногим избранным, как мистическая творческая активность, обеспечивающая непосредственное постижение истины, как дар предчувствия, предугадывания. Крайнее направление этой теории, известное под названием интуитивизма, отрицало в творческом акте роль практики, труда и вообще какой-либо деятельности. Интуитивизм считает, что открытие нового происходит само по себе, самопроизвольно.
Теории бессознательной работы. Общие выводы их сводятся к выделению в творческом процессе нескольких этапов. Первый этап (сознательная работа) — подготовка — особое деятельное состояние, являющееся предпосылкой для интуитивного проблеска новой идеи; второй этап (бессознательная работа) — созревание — бессознательная работа над проблемой; третий этап (переход бессознательного в сознание) — вдохновение — в результате бессознательной работы в сферу сознания поступает идея изобретения, открытия, вначале в гипотетическом виде; четвертый этап (сознательная работа) — развитие идеи, окончательное оформление и проверка.
Гештальтпсихологическая теория творчества. Понятие инсайта. С развитием общества, философской и психологической науки развивались и изменялись взгляды на проблему человеческого творчества. Различные психологические школы предлагали собственные подходы к исследованию феномена творчества, творческого мышления и творческих способностей. Большой вклад в исследование творческого процесса внесли представители гештальтпсихологии. Именно в геш-тальтпсихологии впервые появляется понятие озарения, или инсайта, затем прочно обосновавшееся в психологии творчества. Гештальтпсихологическая теория творчества в наиболее полном виде представлена в работе М. Вертгеймера «Продуктивное мышление», где автор рассматривает основные механизмы творческого, продуктивного мышления в его отличии от нетворческого, репродуктивного. Центральным звеном творчества Вертхаймер считает появление инсайта, внезапного озарения, схватывания элементов ситуации в тех связях и отношениях, которые обеспечивают решение задачи. Этот механизм не может быть сведен к числу логических операций. Вертхаймер намечает основные этапы творческою процесса решения проблемы. Вначале появляется ощущение неясности данной ситуации. Желание достичь понимания проблемы приводит к постановке некоторых вопросов. В поле ситуации выделяются значимые элементы, образующие фокус, или центр, ситуации. Вокруг этого центра все элементы ситуации связываются в определенное структурное целое— гештальт. Каждый элемент воспринимается как часть целого. Все это создает основу для решения, внезапного видения ситуации и понимания проблемы. Инсайт выступает как качественный скачок, переход от одного видения ситуации к другому.
«Дункеровская задача». К. Дункер в работе «Психология продуктивного мышления» предложил особый тип экспериментальной ситуации — «дункеровскую задачу». Это задание с основным конфликтом, которое имеет «несколько слоев» и предполагает различные способы представления, только один из которых оказывается адекватным. Для того чтобы решить такую задачу, необходимо проникнуть в ее внутреннюю структуру, и тогда процесс решения становится осуществимым. Понимание ситуации эксперимента и приводит к решению проблемы. Но это понимание может быть достигнуто только путем преобразования прошлого опыта, отказом от сложившихся схем. Между условиями задачи и предъявляемыми ею требованиями возникает конфликт, который может быть разрешен лишь путем внезапного понимания, озарения, инсайта.
Рассмотренные концепции связывают определение творчества с характером мышления (деятельности), опосредованного психологическими новообразованиями, в результате которых появляются новые оригинальные ценности в различных областях человеческой деятельности: в науке, искусстве, технике и т. д.
Мотивационный компонент сознания. Основоположник шко-1ы психоанализа 3. Фрейд считает, что творчество является одним из способов избавления индивида от сексуальной энергии. Он делает акцент на определенном мотивационном компоненте сознания как вероятностной детерминанте креативности. Таким мотивационным «вектором» является «всепоглощающее сексуальное влечение».
Творчество как усиление себя. На следующем витке развития психологической мысли этим мотивационным вектором становится самоактуализированное сознание личности homo, творца. Представители данного направления (А. Маслоу, Р. Мэй, К. Роджерс, Н. Роджерс) утверждают, что в каждом индивидууме имманентно имплицирована креативность как способ выражения самоактуализации. К. Роджерс пишет: «Творчество есть сила, трансформирующая, способствующая положительной самооценке и обеспечивающая самопродвижение индивида в своем развитии». В гуманистической психологии в определении природы творчества акцентируется внимание не на новообразованиях в области вещей и идей, возникающих в итоге человеческой деятельности, а на самом процессе, его позитивной динамике. Тогда критерием будет являться не качество результата, отмечает Роджерс, а характеристики и процессы, активизирующие творческую продуктивность, потому что само творчество — это «космологический процесс, духовный, центрирующий и насыщающий».
Концепция доминирующей роли рефлекса. В 1920-х годах к проблеме природы творчества обращается В. М. Бехтерев. Он рассматривает данную проблему в духе бихевиоризма, с позиции рефлексологии. Творческий процесс у него опосредован определенным раздражителем, который ученый характеризует как творческую проблему, творческую ситуацию, и является ответной реакцией на данный раздражитель. На доминирующую роль рефлекса как универсального динамического механизма, лежащего в основе всех реакций субъекта, в том числе и его творческих проявлений, вслед за Бехтеревым, указывает представитель павловской школы физиолог В. В. Савич. Следовательно, Бехтерев и Савич процесс творчества сводят к механической динамике условно-рефлекторных связей. Данные попытки решать с позиции рефлекторной теории вопросы психологии творчества заслуживают внимания тем, что дифференцировали прежний глобальный, синкретический подход к данному вопросу.
Теория С. О. Грузенберга. В своей монографии «Введение в психологию и теорию творчества» Грузенберг, обобщая предшествующий опыт исследований истории, общей направленности, характера творчества, создает свою теорию. В построении этой теории он исходит из дифференциации творчества на три типа по характеру и способу проявления:
- философский — представлен двумя разновидностями: гносеологической и метафизической. Для первой характерно познание мира в процессе художественной интуиции (Платон, Шопенгауэр), для второй — раскрытие метафизической сущности с позиции религиозно-этической интуиции (Сократ);
- психологический — включает в себя два направления: первое связано с естествознанием, второе — с психопатологией (В. М. Бехтерев, В. О. Чиж); представляет собой анализ влияния разных факторов: генетических, социальных (наследственности, пола, алкоголизма, гениальности и т. д.);
3)интуитивный — творческий акт трактуется как интуитивный процесс (Платон, Ницше).
Несмотря на пристальное внимание Грузенберга к проблематике творчества и первые попытки осмысления его механизмов, он еще не решается выделить теорию и психологию творчества как научную дисциплину.
Аналитический подход. Этот подход в изучении творчества появился во второй половине XX в. Его стали осуществлять II Н. Дьяков, Н. В. Петровский, П. А. Рудик. Они ввели в свои исследования тестовые обследования, подвергнув тем самым анализу отдельные этапы творческого процесса. Но в целом еще трудно было констатировать точный психологический эксперимент в предмете исследований, так как еще не было спорадических толкований природы творчества. В представлении большинства исследователей она сводилась к интуиции.
Исследования С. Л. Рубинштейна. Своими фундаментальными исследованиями в области психологии мышления Рубинштейн решает ряд глобальных проблем феноменологии творчества. В частности, им выявлены детерминанты продуктивного мышления, что было очень актуально, так как в это время в качестве магистрального направления, сопряженного с разработкой проблематики творчества, выступило изучение процессов продуктивного мышления, как решения задач (М. Вертхаймер, К. Дункер, О. Зельц).
Исследуя продуктивное мышление, Рубинштейн останавливается на феномене инсайта, внезапного озарения, «излюбленном пристанище индетерминизма». Это объясняется тем, что инсайт, «догадка», традиционно рассматривался как явление, не обусловленное предшествовавшим ему ходом мысли.
Разработанное в школе Рубинштейна представление о догадке как о стремительно кристаллизующемся закономерном результате проведенного анализа, закрывало эту лазейку. Таким образом, работы ученого в данной области исследований способствовали утверждению представлений о творческом процессе как о результате сознательной деятельности субъекта.
Психология творчества: школа Я. А. Пономарева. Делом всей жизни профессора Якова Александровича Пономарева (1920 — 1997) стали исследования по психологии творчества, приведшие к созданию оригинальных методических подходов и теоретических обобщений. Его перу принадлежит целый ряд монографий, вошедших в золотой фонд отечественной науки: «Психология творческого мышления» (I960), «Знание, мышление и умственное развитие» (1967), «Психика и интуиция» (1967), «Психология творчества» (1976), «Методологическое введение в психологию» (1983), «Психология творения» (1999).
Пономарев создал структурно-уровневую теорию творчества, предложил концепцию побочного продукта мыслительной деятельности, показав, что процесс решения мыслительной задачи неоднороден и может иметь как прямые (осознаваемые), так и побочные (неосознаваемые) продукты, причем последние при соблюдении ряда условий могут повысить эффективность решения других мыслительных задач.
Психология журналистского творчества — Стр 2
Еще в начале своей научной карьеры Пономарев в ходе эксперимента исследовал, как опыт, образующийся при решении одной задачи, влияет на решение другой. Здесь он открыл феномен, которому дал название неоднородности результата действия. Он проводит различие между логическим и интуитивным опытом. Интуитивный опыт бессознателен, но это не бессознательное в психоаналитическом смысле. Интуиция представляет собой бессознательное знание, а не бессознательные желания, о которых говорят психоаналитики. В каком смысле знание может быть бессознательным? Согласно Пономареву, в том, что к нему невозможен произвольный доступ. Это знание у субъекта есть, но подобраться к нему можно только с помощью ключа, который лежит на уровне действия. На основе проведенных экспериментов ученый делает следующие выводы.
- Есть определенный пласт человеческого опыта, который недоступен для произвольного запроса со стороны субъекта, однако он реально существует, в чем можно убедиться, если найти к нему адекватный ключ.
- Ключ к интуитивному опыту находится на уровне действия, т. е. человек может проявить свою интуицию, попытавшись проделать какое-либо действие. Тогда интуитивный опыт может проявиться, ведя за собой субъекта, направляя его руку. Недаром живописцы иногда говорят, что стремятся дать волю своей руке, не направлять ее.
3.Формирование логического и интуитивного опыта происходит в действии. То, что относится к цели действия, образует сознательный, логический опыт. Интуитивный же опыт формируется помимо сознательной цели действия.
Эти три положения формируют фактически ядро концепции опыта по Пономареву. Через 15 лет открытие этих положений на Западе получило название «имплицитное знание» и «имплицитное научение». В случае интуиции и имплицитного научения Я. А. Пономарев выдвинул также несколько важных положений: предложил объяснение смысла феномена интуиции в контексте психологии мышления; связал интуицию с гносеологической проблемой адекватности нашего знания миру; открыл феномен интуиции как режима функционирования познавательной системы; установил несколько любопытных конкретных параметров эффективности имплицитного научения, а именно простоту ситуации и физическую интенсивность стимуляции. Позднее, исследуя феномен интуитивного и логического режимов функционирования когнитивной системы, к трем предыдущим моделям интуитивного знания он прибавил еще один пункт: люди могут функционировать в различных режимах. В хорошо осознанном логическом режиме они не имеют доступа к своему интуитивному опыту. Если же в своих действиях они опираются на интуитивный опыт, то тогда они не могут осуществлять сознательный контроль и рефлексию своих действий.
Теория Пономарева показывает, что без интуитивного знания не могло бы работать наше мышление. Интуитивное знание — один из необходимых механизмов творческого мышления. Однако одной интуиции недостаточно для мышления. Человек двойственен: как только интуиция дала сигнал, где искать отгадку, в дело вступает логика, которая позволяет организовать систематический поиск в заданном месте. Логика включает связное, структурированное знание, которое позволяет субъекту произвольно целенаправленно находить ответы на поставленные вопросы по готовым схемам.
Пономаревым собран обширный и плотный массив данных по феноменологии творчества. Его работы в данной области представляют значительный интерес с точки зрения понимания универсальности природы творчества (с позиции диалектической философии) как атрибута материи. На основании выявленной закономерности им эксплицируется принцип движения (единство взаимодействия и развития), сформулированный в закон преобразования этапов развития системы в структурные уровни ее организации.
Основываясь на результатах своих экспериментальных исследований, Пономарев приходит к выводу, «что это ограничение игнорирует категорию взаимодействия как источника любого развития, любого движения». Поэтому творчество рассматривается им исключительно как «источник развития, движения, взаимодействия; ведущее к развитию, развивающее взаимодействие». Диалектический подход Пономарева к творчеству как к атрибуту материи сегодня, когда меняется ньютоно-картезианская система мышления, как никогда актуален. Данный подход отвечает прогрессивным тенденциям общества — его гуманизации когда в центр научной картины мира ставится личность homo, творца, диалектически взаимосвязанная со всем универсумом. Я. А. Пономарев своим системно-структурным подходом эксплицирует данную взаимосвязь.
Литература
Богоявленская Д. Б. О предмете и методе исследования творческих способностей // Психол. журн. 1995. № 5.
Дункер К. Психология продуктивного мышления // Психология мышления / под ред. А. М. Матюшкина. М., 1965.
Морозов А. В. Творческие способности личности // Морозов А. В. Деловая психология. М., 2005. С. 299-320.
Олешко В. Ф. Психология журналистики: учеб. пособие. СПб., 2006.
Пономарев Я. А. Психология творчества. М, 1970.
Пронина Е, Е. Психология журналистского творчества. М., 2002.
Роджерс Н. Творчество как усиление себя // Вопр. психол. 1990. № 1. С. 164-168.
Ушаков Д. В. Языки психологии творчества: Яков Александрович Пономарев и его научная школа // Психология творчества: школа Я. А. Пономарева / ред.-сост. Д. В. Ушаков. М., 2006. С. 19-143.
11