Психология журналистики

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Уральский государственный университет им. А.М. Горького»

 

Факультет журналистики

Кафедра периодической печати

 

 

 

Психология журналистики

Программа дисциплины

ОПД.Ф.16

 

направление подготовки № 021400 (030601, 030600.62)

«Журналистика» (специальность «Журналистика», специализации:

«Менеджмент, маркетинг, реклама в СМИ»,

«Международная журналистика»)

 

Для специалистов и бакалавров очной и заочной формы обучения

 

Составитель:

Олешко Владимир Фёдорович,

д.филос.н., профессор кафедры периодической печати УрГУ

 

Екатеринбург

1. Процедуры и средства оценивания учебной деятельности и результатов освоения компетенций /технологическая карта балльно-рейтинговой системы

 

Текущий контроль (100 баллов)

 

Мероприятия текущего контроля Количество баллов
Посещение лекций
Выполнение контрольной работы по социально-психологическому моделированию
Контрольные точки (не менее трёх):
1 Составление глоссария
2 Написание творческого эссе
3 Написание реферата
Итого

 

Итоговый контроль (100 баллов): устный ответ, представление глоссария по курсу.

Форма итогового контроля — экзамен

 

Коэффициент соотношения текущего и итогового контроля (устанавливается кафедрой):

 

Текущий контроль Итоговый контроль
50% 50%

 

  Текущий контроль (100 баллов)   Мероприятия текущего контроля Количество баллов Посещение лекций …

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Рекомендуемая литература

Основная литература

Майерс Дэвид Социальная психология. С-Пб., 2006.

Олешко В.Ф. Психология журналистики. Издание второе. Санкт-Петербург, 2008.

Харрис Ричард. Психология массовых коммуникаций. С-Пб-М., 2008.

 

Дополнительная литература

Андреева Г. М. Социальная психология. М., 2004.

Берёзкина О.П. Социально-психологическое воздействие СМИ. М., 2009.

Берн Эрик. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М., 2005.

Боно Э. Латеральное мышление. С-Пб., 2005.

Войнцванг П. Десять заповедей творческой личности. М, 2002.

Выготский Л.С. Психология искусства. М., 2006 (или любое другое издание).

Журналист: социологические и социопсихологические исследования / Под ред. Л.Г.Свитич, А.А.Ширяевой. М., 1994.

Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности. М., 2007.

Лукина М.М. Технология интервью. Издание второе. М., 2008.

Мельник Г.С. Mass-media: психологические процессы и эффекты. С- Пб., 1996.

Мельник Г.С. Общение в журналистике: секреты мастерства. Изд.-2-е. СПб., 2008.

Мельник Г.С., Тепляшина А.Н. Актуальные проблемы современности и журналистика. СПб., 2009.

Олешко В.Ф. Есть ли пол у медийного творчества //Журналист. 2004, № 12-2005, № 1.

Олешко В.Ф. Журналистика как творчество. М., 2005.

Пронина Е.Е. Психология журналистского творчества. Издание второе. М.. 2003.

Психологическое самообразование: читая зарубежные учебники. М., 1993.

Психология и психоанализ характера. Хрестоматия. М., 2000.

Психология масс. Хрестоматия. М., 2000.

Психология художественного творчества. Хрестоматия. Минск, 1999.

Свитич Л.Г. Феномен журнализма. М., 2000.

Хейзинга Й. Homo Ludens. М., 2002.

Чалдини Р. Психология влияния. СПб., 1999.

Perse E.M. Media effects and Society. Lawrence Erlbaum Associates Inc., 2000.

Psychology and the Media. American Psychological Association, 2000.

 

Методические разработки

Программы кафедры периодической печати (ежегодное обновление).

Современная журналистика: дискурс профессиональной культуры журналиста. Сборник статей и материалов. Ек., 2005.

Профессиональная культура журналиста как фактор информационной безопасности. Тематический сборник статей и материалов. Екатеринбург, Издательство Уральского университета, 2008 (или электронный вариант на сайте библиотеки УрФУ).

Экзаменационные вопросы

1. В чём заключается отличие информационного общества от индустриального и постиндустриального?

2. Какие основные значения понятия “массовая информация” можно выделить в современной науке?

3. Массовая коммуникация – общение больших социальных групп (сущность и природа массово-коммуникационных отношений).

4. Что определяет основную функциональную особенность современных масс-медиа?

5. В чём заключается сущность психологии журналистики как научно-практической дисциплины?

6. Что такое партиципарные коммуникации?

7. Что в рамках психологии журналистики понимается под профессиональной технологичностью?

8. Какие конкретные составляющие имеет понятие «профессиональная культура журналиста»?

9. В чём прежде всего находит выражение психологический аспект деятельности СМИ?

10. Раскройте значение термина «коммуникативистика»?

11. Информационные триады: сущность, виды, значение.

12. Основные методы психологических исследований в сфере журналистики.

13. Современные психологические теории средств массовой коммуникации.

14. Творчество: определение, общеметодологические подходы.

15. Историко-философские традиции рассмотрения творчества.

16. Специфика массово-коммуникационного творчества как вида социальной деятельности.

17. Человек – личность – реципиент: редукция творческой индивидуальности.

18. Проблема адаптация личности к продукции СМИ в психологии журналистики.

19. Статическая и динамическая адаптация личности к продукции СМИ.

20. Журналистика в контексте свободы творчества.

21. Проблема свободы личности в психологии журналистики: концепты, последствия «несвобод»?

22. Типология психологических конфликтов в коллективе СМИ.

23. Специфика и основные характеристики журналистского мышления.

24. Журналистское произведение: от замысла – до реализации.

25. Методики стимулирования творческой деятельности в журналистике.

26. Причины и основные проявления нарушений мыслительной деятельности у человека.

27. Плюрализм СМИ как тенденция.

28. Аудитория средств массовой информации: определение, характеристики, социально-психологическая типология.

29. Сущность ролевого участия коммуникаторов в медиадеятельности.

30. Основные функции имиджа журналиста (коммуникатора).

31. Психологический инструментарий имиджелогии СМИ.

32. В чём выражается психологический аспект организации диалоговых отношений СМИ и аудитории?

33. Определения понятия «ментальность» в «Психологии журналистики».

34. Массово-коммуникационные аспекты деиндивидуализации личности.

35. Толерантность СМИ как тенденция.

36. Массово-коммуникационные отношения журналиста и аудитории в контексте гендерной проблематики.

37. Сущность понятия «философия новостей».

38. Психолого-этические проблемы журналистского творчества.

39. Промоушн-войны СМИ: что это такое?

40. Понятие бренда в психологии журналистики и рекламы.

41. Диалоговые коммуникации в журналистике: возможности, основные современные технологии.

42. Интерактивность как одна из форм реализации социально-технологического подхода в деятельности коммуникаторов различного типа.

43. Основные жанры Интернет-журналистики.

44. Базовые функции СМИ при организации диалоговых отношений с аудиторией.

45. Неформальная коммуникация в обществе и “теневой рынок” информации.

46. Игрореализация в массово-коммуникационной деятельности: сущность, основные формы, эффективность.

47. Хэппенинг как ситуация игрореализации в журналистике.

48. Эксперименты в современной журналистике: технология подготовки, основные приёмы.

49. Типология игр в отечественных средствах массовой коммуникации.

50. Полемика в средствах массовой информации: определение, виды, главные психологические задачи.

51. Коммуникаторы в СМИ: безличные и индивидуальные.

52. Коммуникатор – сообщение – аудитория: факторы отношений (когнитивный, эмоциональный, поведенческий аспекты).

53. Социально-психологическая модель коммуникатора (периодическая печать).

54. Социально-психологическая модель коммуникатора (телевидение и радиовещание).

55. Консенсусная функция журналистики как общественного института.

56. Диалог и дуалог: отличие, тенденции, массово-коммуникативные последствия.

57. Масс-медиа как орудие манипуляции и как средство социотерапии. Психологическая служба редакции.

58. Коммуникативная открытость и информационная безопасность: психологический аспект.

59. Периодическая печать: психологические факторы восприятия.

60. Эмоциональный облик газетно-журнальных текстов.

61. Электронные СМИ: динамизация психологического процесса запоминания.

62. Социально-психологические критерии оценки медиа-текстов.

63. Психологические механизмы восприятия текстов СМИ.

64. Реклама как вид массово-коммуникационного творчества. Психология рекламы в СМИ.

65. Развитие новых информационных технологий как научно-практическая проблема психологии журналистики.

66. Формы проявления конвергентности СМИ и Интернета в современной журналистской практике.

67. Психологические проблемы, возникающие в обществе в связи с широким развитием новых информационных технологий поиска, передачи и хранения информации.

68. Новая медиалогика: формирование, развитие, противоречия.

 

2. Какие основные значения понятия “массовая информация” можно выделить в современной науке? 3. Массовая коммуникация – общение больших социальных групп (сущность и… 4. Что определяет основную функциональную особенность современных масс-медиа?

Тематика курсового проектирования

Тематический цикл «Человек как создатель продукции СМИ»:

· Специфика журналистского мышления.

· Характеристики творческих способностей журналиста и особенности их исследования.

· Журналистское произведение: от замысла – к реализации.

· Можно ли стимулировать вдохновенье?

· «Культивирование» информационное поля – что это такое?

· Творческое письмо журналиста как технология.

· Патопсихология медиатворчества.

Тематический цикл «Личность как потребитель массовой информации»:

· Аудитория как социально-коммуникативная общность.

· Типология аудитории СМИ: психологический аспект.

· Эмоциональная доминанта восприятия медийных текстов.

· Творческое сознание журналиста и специфика его отношения к действительности.

· Проблема статической и динамической адаптации личности к продукции СМИ.

· Зиппинг как психологическое явление.

 

Тематический цикл «Социально-технологический подход как фактор развития диалоговых отношений»:

· Диалог как реальное бытие современной медийной культуры: тенденции развития, противоречия.

· Реализация социально-технологического подхода в журналистской практике.

· Принципы «народной журналистики»: что это такое.

· «Вас слушает читательский редактор».

· Мобильные возможности современных СМИ.

· Основные жанры Интернет-журналистики.

· Журналистика в стиле on-line.

· Прямая связь с аудиторией: базовые функции масс-медиа.

 

Тематический цикл «Социально-психологическое моделирование деятельности коммуникаторов»:

 

· Коммуникаторы: безличные и индивидуальные: реализация модельного подхода в журналистской практике (на примереанализа деятельности конкретных СМИ).

· Масс-медиа как субъект и объект манипуляции.

· Гендерные аспекты современной медиадеятельности.

· Человек – личность – реципиент: редукция творческой индивидуальности.

· Харизматическая модель коммуникатора (анализ творчества конкретных журналистов).

· Журналистское творчество как реализация природных способностей.

Тематический цикл «Человек как создатель продукции СМИ»: · Специфика журналистского мышления. · Характеристики творческих способностей журналиста и особенности их исследования.

Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

Для обучающихся обеспечена возможность оперативного обмена информацией с отечественными и зарубежными вузами, предприятиями и организациями, обеспечен доступ к современными профессиональным базам данных, электронным библиотекам, информационным справочным и поисковым системам, а также базой Медиатеки факультета журналистики МГУ, порталом научных исследований и методик журналистского образования «Медиаскоп» www.mediascope.ru; сайтами российских и зарубежных профессиональных объединений и исследовательских организаций в сфере СМИ: Союза журналистов Россииwww.ruj.ru; Союза журналистов Москвы – www.ujmos.ru; Национальной ассоциации телерадиовещателей – www.nat.ru; Гильдии издателей периодической печати – www.gipp.ru; www.mediaatlas.ru; International Association for Media and Communication Research – www.iamcr.org; www.ejc.nl; The Editors Weblog – www.editorsweblog.org; European Journalism Training Association – www.ejta.eu; Reporters Without Borders – www.rsf.org.