Психология и педагогика 6

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Федеральное государственное БЮДЖЕТНОЕ образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Ижевская государственная сельскохозяйственная академия»

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

профессор П.Б. Акмаров

____________________

«____»____________2013 г.

Методические указания для студентов очной формы обучения

Составители:

О.А. Жученко

О.В. Кубашева

С.В. Чирков

Ижевск

ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА

2013

УДК 159.9+37(078)

ББК 88+74я73-9

П 86

Методические указания разработаны в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования.

Рассмотрены и рекомендованы к изданию редакционно-издательским советом ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, протокол № ____ от «25» июня 2013 г.

Рецензенты:

О.Г. Долговых — канд. пед. наук, доцент кафедры ЭТСХП

С.Н. Уваров — канд. ист. наук, доцент, зав. кафедры отечественной истории, социологии и политологии

Составители:

О.А. Жученко – старший преподаватель кафедры философии

О.В. Кубашева – старший преподаватель кафедры философии

С.В. Чирков – канд. пед. наук, доцент кафедры философии

П 86 Психология и педагогика: методические указания для студентов очной формы обучения / Сост. О.А. Жученко, О.В. Кубашева, С.В. Чирков. – Ижевск: ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2013. – 46 с.

Методические указания составлены на основе ФГОС ВПО, учебного плана, рабочей программы по дисциплине «Психология и педагогика».

Указания содержат методические рекомендации для студентов, список литературы для подготовки к семинарским занятиям, тематику лекционных и семинарских занятий, темы для докладов и творческих проектов, задачи и практические задания, вопросы к зачету, словарь основных терминов, балльно-рейтинговую систему оценки компетенций студентов.

10 стр., 4579 слов

Г.В. Пинигина Методические указания в помощь студентам всех специальностей ...

... во взаимоотношениях с вышестоящим начальством: А. Первый быстро соглашается с мнениями, указаниями начальника, безоговорочно и пунктуально выполняет любое задание, независимо от своего отношения ... работы в срок. Д. Вашвариант_________________________________________________ Ситуация 9. Ваш подчиненный игнорирует ваши указания и делает все посвоему или не исправляет того, что вы сказали ...

Методические указания рекомендованы для студентов очной формы обучения направлений подготовки бакалавра.

© ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2013

© Жученко О.А., сост., 2013

© Кубашева О.В., сост., 2013

© Чирков С.В., сост., 2013

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 4

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 8

ТЕМАТИКА ЛЕКЦИОННОГО КУРСА 13

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ 14

ЗАДАЧИ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ 34

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ 43

ПРИЛОЖЕНИЕ 44

Введение

Дисциплина «Психология и педагогика» является важным элементом в подготовке бакалавров.

Изучение психологии способствует приобретению навыков самоанализа, самостоятельного обучения и адекватной оценки своих возможностей, эффективного взаимодействия с окружающими людьми в производственной и социальной сфере, а именно: правильно организовывать коммуникацию, используя полученные компетенции как в профессиональной деятельности в качестве сотрудника, подчиненного или руководителя, так и в личной жизни.

Актуальность изучения «Психологии и педагогики» состоит в необходимости развития познавательных процессов, способностей, коммуникабельности, адекватной самооценки, саморегуляции, рефлексии, получения знаний и применения на практике методов воспитания и обучения вследствие повышенных требований к личностной и профессиональной компетентности человека, предъявляемых современным обществом.

Цель изучения данной дисциплины:

  • формирование компетенций в области психологии и педагогики, которые войдут органичными частями в структуру будущей профессиональной деятельности,
  • повышение общей и психолого-педагогической культуры,
  • повышение мотивации в изучении указанных наук,
  • вырабатывание навыков самостоятельной интеллектуальной деятельности.

При изучении психологии и педагогики необходимо решить задачи:

— сформировать компетенции личностного самосовершенствования;

— овладеть понятийным аппаратом, описывающим когнитивную, эмоционально-волевую, мотивационную сферы личности, вопросы общения и деятельности, образования, воспитания и саморазвития;

— развить способность решать социально-психологические проблемы, возникающие в малых и средних группах (коллективах, семьях и т.п.), за счет приобретения умений разрешать конфликты в различных сферах деятельности;

— ознакомить с основными научными школами психологии и педагогики;

— научить учитывать индивидуально-типологические особенности людей в профессиональной деятельности и в межличностном взаимодействии;

9 стр., 4150 слов

_Л.С. Выготский — К психологии и педагогике детской дефективности

... развития...». Это утверждение принадлежит исследователю, стоящему, в общем, скорее на биологической, нежели на социальной точке зрения в вопросах психологии и педагогики. ... смещение всех систем поведения. Проблему детской дефективности в психологии и педагогике надо поставить и осмыслить как социальную проблему, потому ... Нарушение в «соотносительной деятельности» человека и мира, по выражению В.М. ...

— усвоить теоретические основы проектирования, организации и осуществления современного образовательного процесса, контроля его результатов;

— усвоить методы воспитательной работы с обучающимися, производственным персоналом;

— сформировать навыки подготовки и проведения основных видов учебных занятий;

— повысить мотивацию студентов к изучению психологии и педагогики за счет интерактивных методов обучения и развития их психических познавательных процессов.

Психологическая культура и педагогическая компетентность студентов, сформированная на лекционных и практических занятиях, является составной частью в структуре их профессиональной компетентности.

В процессе обучения студент должен овладеть следующими общекультурными компетенциями:

  • ОК-1: знание базовых ценностей мировой культуры и готовность опираться на них в своем личностном и культурном развитии;
  • ОК-5: владение культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;
  • ОК-7: готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе;
  • ОК-10: способность критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков;
  • ОК-12: осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;
  • ОК-13: способность анализировать социально значимые проблемы и процессы; стремление к личностному и профессиональному саморазвитию.

В результате изучения дисциплины студент должен знать:

  • место психологии и педагогики в системе научного познания;
  • основные категории и понятия психологической науки;
  • современные теории личности;
  • основы социальной психологии: психологию межличностных отношений, психологию средних и малых групп;
  • общее и индивидуальное в психике человека;
  • основы теории мотивации;
  • систему образования в России и мире;
  • основные принципы и методы воспитания;
  • виды и формы обучения.

Студент должен уметь:

  • применять знания на практике;
  • учитывать в деятельности индивидуально-психологические особенности личности;
  • поддерживать психическое здоровье;
  • развивать познавательные процессы;
  • анализировать внутренний мир, критически относиться к себе, развивать достоинства и устранять недостатки;
  • устанавливать и поддерживать деловые и межличностные отношения;
  • разрешать конфликтные ситуации в трудовом коллективе и семье;
  • управлять собственной мотивацией.

Студент должен владеть:

18 стр., 8577 слов

Столяренко А. М. Психология и педагогика [Электронный ресурс] ...

... направления подготовки, получат дальнейшее развитие при изучении таких дисциплин, как, «Философия», «Этика», «Психология» и др. Освоение дисциплины «Педагогика» необходимо обучающемуся для успешного прохождения практик и ...

  • понятийно-категориальным аппаратом психологической и педагогической наук;
  • навыками развития познавательных процессов;
  • навыками самоанализа и самопознания;
  • механизмами рефлексии и интерпретации собственного психического состояния;
  • техникой и приемами общения;
  • навыками самовоспитания и самообучения;
  • способами саморегуляции.

Методические рекомендации студентам для самостоятельной работы

Для того чтобы хорошо подготовиться к семинарскому занятию и зачету, рекомендуется:

  • Обратиться к электронному порталу ИжГСХА, на котором можно найти уточняющие домашние задания преподавателя, методические указания, написать сообщение преподавателю.
  • Перед лекцией прочитать соответствующую часть данных указаний, продумать вопросы, которые Вас интересуют.
  • После лекции посмотреть список рекомендуемой литературы и, взяв имеющиеся в библиотеке книги и выделив соответствующие Интернет-ресурсы, выбрать наиболее интересующий Вас раздел для чтения и изучения.
  • Выяснить в словаре данных указаний или в других справочных изданиях значения непонятных терминов.
  • Усвоить основные закономерности развития личности.
  • При подготовке к семинарскому занятию следует руководствоваться данными методическими указаниями, лекционным материалом, учебниками и учебными пособиями, периодической литературой и Интернет-ресурсами.
  • Принимать активное участие в семинарских занятиях, для того чтобы обеспечить усвоение учебного материала и освоить навыки эффективной деятельности в условиях коллективного труда.
  • Стремиться использовать полученные знания на практике, применять их в отношении себя и окружающих.
  • Помнить, что практические упражнения дают достоверные результаты, если они выполняются с желанием и искренне.
  • Подготовиться к сдаче зачета по выделенным в указаниях вопросам и литературе.

Рекомендуемая литература Основная литература

  1. Аминов, И.И. Психология делового общения: учеб. пособие / И. И. Аминов. — М.: Омега-Л, 2008. — 301 с.
  2. Бороздина, Г. В. Психология делового общения / Г. В. Бороздина. — М. : ИНФРА-М, 2008. — 294 с.
  3. Волкова, А. И. Психология общения: учеб. пособие / А. И. Волкова. — Ростов н/Д. : Феникс, 2008. — 441 с.
  4. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию: учеб. пособие / Ю.Б. Гиппенрейтер. — М. : АСТ : Астрель, 2009. — 351 с.
  5. Еникеев, М.И. Общая и социальная психология: учебник / М.И. Еникеев. — М. : Проспект, 2009. — 437 с.
  6. Колесов, Д.В. Поведение: физиология, психология, этика: учеб. пособие / Д. В. Колесов. — М. : Изд-во Моск. психолого-социального ин-та; Воронеж : МОДЭК, 2009. — 689 с.
  7. Кон, И.С. Междисциплинарные исследования. Социология. Психология. Сексология. Антропология / И.С. Кон. — Ростов н/Д. : Феникс, 2008. — 603 с.
  8. Кравченко, А.И. Психология и педагогика: учебник / А.И. Кравченко. — М. : Проспект, 2008. — 397 с.
  9. Краснов, А.Н. Общая психология: учеб. пособие / А. Н. Краснов, Е. В. Мензул, Н. М. Рязанцева. — Ростов н/Д. : Феникс, 2008. — 382 с.
  10. Крыжановская, Л.М. Психология семьи: проблемы психолого-педагогической реабилитации / Л. М. Крыжановская. — М. : Изд-во Моск. психолого-социального ин-та, 2009. — 194 с.
  11. Леонов, Н.И. Психология делового общения: учеб. пособие / Н.И. Леонов. — М.: Изд-во Моск. психолого-социального ин-та; Воронеж : Изд-во НПО «Модэк», 2010. — 254 с.
  12. Лучинин, А.С. История психологии: учеб. пособие / А.С. Лучинин. — Ростов н/Д. : Феникс, 2009. — 401 с.
  13. Марцинковская, Т.Д. Психология и педагогика: учебник / Т.Д. Марцинковская, Л.А. Григорович. — М.: Проспект, 2009. — 459 с.
  14. Немов, Р.С. Психология: учебник / Р.С. Немов. — М.: Юрайт, 2010. — 639 с.
  15. Общая психология: учебное пособие / сост. Е. И. Рогов. – Ростов н/Д.: МарТ, 2008. — 550 с.
  16. Психология и педагогика: учеб. для вузов / под ред. П.И. Пидкасистого. — М.: Юрайт, 2010. — 714 с.
  17. Психология и педагогика: учеб. пособие / И.В. Андреева, О.Б. Бетина. — М. : ЭКСМО, 2008. — 223 с.
  18. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: учеб. пособие для вузов / С.Л. Рубинштейн. — СПб.: Питер, 2012. — 705 с.
  19. Столяренко, Л.Д. Основы психологии: практикум/ Л. Д. Столяренко. — Изд. 10-е. — Ростов н/Д. : Феникс, 2008. — 686 с.
  20. Столяренко, Л. Д. Психология: учебник / Л.Д. Столяренко. — М.: Питер, 2012. — 591 с.
  21. Тихомиров, О.К. Психология: учеб. для вузов / О.К. Тихомиров. — М.: Высш. образование, 2009. — 538 с.
  22. Юнг, К.Г. Проблемы души нашего времени: учеб. пособие / К. Г. Юнг. — М.: Флинта : Изд-во Моск. психолого-социального ин-та : Прогресс, 2010. — 330 с.

Дополнительная литература

  1. Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры / Э. Берн. —М.: Эксмо, 2012.—256 с.
  2. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – М.: АСТ, 2011. – 811 с.
  3. Гримак, Л.П. Психология активности человека. Психологические механизмы и приемы саморегуляции / Л.П. Гримак. —М.: Либроком, 2010.—368 с.
  4. Зимбардо, Ф. Д. Застенчивость, что это такое и как с ней справляться / Ф.Д. Зимбардо. — СПб.: Питер, 2003. — 192 с.
  5. Козлов, Н.И. Книга для тех, кому нравится жить. Психология личностного роста / Н.И. Козлов. —М. : АСТ, 2009.—346 с.
  6. Крюкова, М. А. Экстренная психологическая помощь: практическое пособие / М.А. Крюкова. —М. : НЦ ЭНАС, 2003.—63 с.
  7. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. – СПб. : Питер, 2011. – 352 с.
  8. Обухова, Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы / Л.Ф. Обухова. —М. : Тривола, 1995.—322 с.
  9. Пиз, А. Новый язык телодвижений / А. Пиз, Б. Пиз. – М.: Эксмо, 2011. – 416 с.
  10. Психология человека от рождения до смерти / под общ. ред. Реана А.А. — М.: АСТ, 2010. — 661 с.
  11. Хьелл, Л. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. — СПб. : Питер, 2009. — 608 с.
  12. Шрайнер, К. Как снять стресс: 30 способов улучшить самочувствие за 3 минуты / К. Шрайнер. – М. : Прогресс, Университет, 1993. – 282 с.

Периодическая литература

  1. Вестник Московского Университета. Сер. 14. Психология.
  2. Вопросы психологии.
  3. Высшее образование в России.
  4. Психологический журнал.

Интернет-ресурсы

7 стр., 3140 слов

Формирование личности, психологические особенности возрастных периодов

... общественных отношений. Особенности эмоционального развития : · ребенок осваивает социальные формы выражения чувств; · изменяется роль эмоций в деятельности ребенка, ... Этот контакт служит исходным пунктом осознания собственной личности. Это подтверждается 2 факторами: 1. Младенец не ... рисунки или фотографии как изображения предметов и людей. Для них изображенные предметы – это самостоятельные ...

25 стр., 12187 слов

Психология. Учебное пособие по написанию курсовой работы

... и реализованы в самом пособии как образец работ такого рода. Пособие предназначено студентам 1–5 курсов дневного и заочного обучения факультета психологии ЮУрГУ.   Ил. 1, ... страниц. Дипломная работа представляет собой завершенное теоретико-экспериментальное исследование в области психологии, которое систематизирует, закрепляет и расширяет теоретические знания и практические навыки при ...

  • Тесты по психологии и педагогике: учебно-методическое пособие / Сост. О.А. Жученко. — Ижевск: ИжГСХА, 2009. – 56 с.
  • www.adlog.narod.ru(сайт О.А. Жученко)
  • www.azps.ru
  • www.fictionbook.ru
  • http://e.lanbook.com(выход с библиотеки ИжГСХА)
  • http://elibrary.ru(выход с библиотеки ИжГСХА)
  • www.koob.ru
  • www.psychology.net.ru
  • www.tdu.ru
  • www.univertv.ru

ТЕМАТИКА ЛЕКЦИОННОГО КУРСА

Модуль 1. Введение в психологию

  1. Психология как наука.

Модуль 2. Психология личности

  1. Введение в психологию личности.
  2. Психические свойства.
  3. Эмоционально-волевые процессы и состояния.
  4. Особенности психических познавательных процессов.

Модуль 3. Социальная психология

  1. Психология общения.
  2. Психология малых групп.

Модуль 4. Основы педагогики

  1. Педагогика как наука.
  2. Обучение и воспитание: принципы и методы.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

ТЕМА 1. ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА

  1. Особенности психологии как науки. Предмет и методы психологии. Житейская и научная психология: отличие и взаимодействие.
  2. Основные отрасли психологии. Место психологии в системе научного познания.
  3. Развитие психики в процессе филогенеза и онтогенеза. Психика животных и человека: общие и отличительные черты.
  4. Соотношение сознания и бессознательного в психике человека.

Основные термины и понятия: психология, психика, объект и предмет психологии, сознание и бессознательное, поведение, эксперимент, анкета, тест, психоанализ, гуманистическая школа, бихевиоризм, онтогенез, филогенез.

Персоналии:Л.С. Выготский, Ю.Б. Гиппенрейтер, А.Н. Леонтьев, И.П. Павлов, К. Роджерс, С.Л. Рубинштейн, Ф. Скиннер, В. Уотсон, К. Фабри, З. Фрейд, К.Г. Юнг.

Словарь основных терминов

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ — характеристика психологических свойств, процессов и состояний человека, находящихся вне сферы его сознания, но оказывающих такое же влияние на его поведение, как и сознание.

15 стр., 7008 слов

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ I

... психологии определяются как индивидуальные свойства личности, являющиеся условием успешного выполнения одного или нескольких видов деятельности. Педагогические способности - это совокупность индивидуальных психологических особенностей личности, ... по общению. Она предполагает не просто знание или понимание другого человека, но знание того, как понимают «рефлексирующего» индивида. Рефлексия - ...

БИХЕВИОРИЗМ — учение, в котором в качестве предмета психологических исследований рассматривается только поведение человека и изучается его зависимость от внешних и внутренних материальных стимулов.

ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — область психологии, изучающая психологические особенности людей разного возраста, их развитие и переходы из одного возраста в другой.

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ — учение, согласно которому человек рассматривается как высшее духовное существо, ставящее перед собой цель самосовершенствования и стремящееся к ее достижению.

ЗООПСИХОЛОГИЯ — отрасль психологии, изучающая поведение и психологию животных.

МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ — отрасль психологии, изучающая психические явления и поведение человека с целью предупреждения, диагностики и лечения разных болезней.

Наблюдение – общенаучный метод исследования, который в психологии и педагогике предполагает целенаправленную, систематическую визуальную фиксацию исследователем психолого-педагогических явлений.

Психика– свойство высокоорганизованной материи, обеспечивающее человеку и животным способность отражать воздействия предметов и явлений реального мира. Психика является предметом психологии.

ПСИХОЛОГИЯ – наука о закономерностях возникновения, развития и проявления психики и сознания человека.

ПСИХОАНАЛИЗ — учение, созданное З.Фрейдом. Содержит систему идей и методов интерпретации сновидений и других бессознательных психических явлений, а также диагностики и лечения различных психических заболеваний.

ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА — отрасль психологии, изучающая психологические аспекты трудовой деятельности людей, включая их профессиональную ориентацию, профессиональное консультирование, профессиональное обучение и организацию труда.

ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ — отрасль психологии, в которой изучаются психологические аспекты управления со стороны человека различными объектами: государственными организациями, людьми, экономическими и техническими системами и т.п.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ — отрасль психологии, изучающая психологические основы обучения, воспитания и педагогической деятельности.

Сознание – высшая, интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности, при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми.

ТЕСТ — стандартизированная психологическая методика, предназначенная для сравнительной количественной и качественной оценки у человека изучаемого психологического качества.

4 стр., 1552 слов

Процессы и виды памяти. Память как деятельность

... виды памяти. Развитие других видов, как правило, обусловлено особенностями профессиональной деятельности: например, вкусовая память у дегустаторов различных продуктов. Образная память обычно бывает ярче у детей и подростков. У взрослых людей ведущим видом памяти ... связность и устойчивость его жизненного опыта v непрерывность самосознания личности v накопление впечатлений об окружающем мире v основа ...

эксперимент – общенаучный метод исследования, который в психологии и педагогике заключается в заранее запланированной деятельности экспериментатора по изучению психолого-педагогических явлений в процессе естественного или искусственного их развития, функционирования.

Темы докладов и творческих проектов

  1. Психика и организм.
  2. Основные положения психоанализа.
  3. Особенности гуманистической психологии.
  4. Основные положения бихевиоризма.
  5. Особенности гештальт-психологии.
  6. Вклад ученых в развитие психологии как науки.
  7. Эволюция психики животных.
  8. Особенности проявлений психики животных.
  9. Характеристики сознания.
  10. Структура бессознательного.
  11. Развитие высших психических функций человека.

Тема 2. Введение в психологию личности

  1. Индивид, личность, субъект, индивидуальность. Структура личности.
  2. Теории личности.
  3. Самооценка как центральное образование личности.
  4. Потребности и мотивы. Учет мотивации в трудовой деятельности.

Основные термины и понятия:индивид, деятельность, личность, индивидуальность, механизмы психологической защиты, психические свойства, процессы, состояния, мотивы, мотивация, мотивация достижения успеха, мотивация боязни неудачи, потребности, самооценка, Я-реальное, Я-идеальное, интересы, убеждения, мировоззрение, установки, знания, умения, навыки, катарсис, рефлексия.

Персоналии:А. Адлер, Б.Г. Ананьев, Р. Бернс, С.А. Будасси, У. Джеймс, Д.Д. Додсон, А.В. Захарова, Э.Ф. Зеер, Р.М. Йеркс, А.Н. Леонтьев, А. Маслоу, А.А. Реан, К. Роджерс, С.Л. Рубинштейн, В. Сатир, В.В. Столин, З. Фрейд, Х. Хекхаузен, И.И. Чеснокова.

Словарь основных терминов

ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ — преобразованные под влиянием жизни в обществе, обучения и воспитания психические процессы человека.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – специфический вид человеческой активности, направленный на творческое преобразование, совершенствование действительности и самого себя.

ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ — психоаналитическое понятие, обозначающее совокупность бессознательных приемов, с помощью которых человек как личность оберегает себя от психологических травм.

ЗАМЕЩЕНИЕ (сублимация) — один из защитных механизмов, представляющих собой подсознательную замену одной, запретной или практически не достижимой, цели на другую, разрешенную и более доступную, способную хотя бы частично удовлетворить актуальную потребность.

ИНДИВИД — отдельно взятый человек в совокупности всех присущих ему качеств: биологических, физических, социальных, психологических и др.

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ — своеобразное сочетание индивидных свойств человека, отличающее его от других людей.

КОМПЕНСАЦИЯ — способность человека избавляться от переживаний по поводу собственных недостатков за счет усиленной работы над собой и развития других положительных качеств.

5 стр., 2305 слов

Психические познавательные процессы. Память 2

... деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную исловесно-логическую. Двигательная память связана с запоминанием ивоспроизведением движений, с формированием двигательных умений и навыков вигровой, трудовой, спортивной и других видах деятельности человека. ...

КОМПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕННОСТИ — сложное состояние человека, связанное с недостатком каких-либо качеств (способностей, знаний, умений и навыков), сопровождаемое глубокими отрицательными эмоциональными переживаниями по этому поводу.

КРИЗИС — состояние душевного расстройства, вызванное длительной неудовлетворенностью человека собой и своими взаимоотношениями с окружающим миром. Кризис возрастной нередко возникает при переходе человека из одной возрастной группы в другую.

ЛИЧНОСТЬ — сознательный индивид, занимающий определенное положение в обществе и выполняющий определенные общественные функции.

МОТИВ – побуждение к деятельности, направленное на удовлетворение потребностей.

МОТИВАЦИЯ — сложное объединение движущих сил поведения: потребностей, интересов, влечений, целей, идеалов.

Навык– сознательное действие человека, доведенного до автоматизма.

ОПЕРАЦИЯ — компонент деятельности, представляющий собой ряд актов, связанных друг с другом определенным образом, направленных на достижение результата.

Потребность – объективная нужда в чем-либо, что находится вне организма и необходимо для его функционирования.

ПРОЕКЦИЯ — один из защитных механизмов, посредством которого человек избавляется от переживаний по поводу собственных недостатков за счет приписывания их другим людям.

РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ — один из защитных механизмов, выражающийся в поиске разумных и логичных объяснений человеком своих отрицательных поступков и действий, рассчитанных на их моральное оправдание и снятие угрызений совести.

РЕФЛЕКСИЯ — процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний; осмысление субъектом того, какими средствами и почему он произвел то или иное впечатление на партнера по общению.

САМООЦЕНКА — это компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку человеком своих физических характеристик, способностей, нравственных качеств и поступков; оценка личностью самого себя, своих возможностей, качеств, места среди других людей.

САМОСОЗНАНИЕ — совокупность представлений человека о самом себе (Я-концепция) и отношение к ней (самооценка).

СОЦИАЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ – качество личности, проявляющееся в нравственной зрелости, активной жизненной позиции.

СУБЪЕКТ — индивид или группа как источник познания и преобразования действительности.

УМЕНИЕ — способность выполнять определенные действия с хорошим качеством и успешно справляться с деятельностью, включающей эти действия.

УСТАНОВКА — готовность, предрасположенность к определенным действиям или реакциям на конкретные стимулы.

Темы докладов и творческих проектов

  1. Личность, ее структура, формирование и развитие.
  2. Я — концепция личности.
  3. Современные теории личности.
  4. Мотивация деятельности личности.
  5. Профессиональная мотивация.
  6. Потребности и их виды.
  7. Теория деятельности в трудах отечественных психологов.
  8. Психическое здоровье человека.
  9. Социальная зрелость личности.

Тема 3. Психические свойства

  1. Темперамент. Физиологические основы темперамента. Психологическая характеристика типов темперамента.
  2. Характер. Формирование характера. Типология характера.
  3. Способности: понятие, классификация, развитие.
  4. Понятие о направленности. Роль направленности в формировании личности студента как будущего руководителя АПК.

Основные термины и понятия:высшая нервная деятельность, сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик, экстраверт, интроверт, задатки, одаренность, талант, гениальность, направленность.

Персоналии: Г. Айзенк, Гиппократ, В.Н. Дружинин, К. Леонгардт, В.Д. Небылицын, И.П. Павлов, В.М. Русалов, Е.А. Сергиенко, Я. Стреляу, Б.М. Теплов, М.А. Холодная, Г. Шмишек.

Словарь основных терминов

ГЕНИАЛЬНОСТЬ — наивысшая степень одаренности, выражающаяся в качественно новых, уникальных результатах, достигнутых в одной или нескольких областях деятельности.

ЗАДАТКИ — органические, наследственно закрепленные предпосылки к развитию способностей.

ИНТРОВЕРСИЯ — обращенность сознания человека к самому себе; поглощенность собственными проблемами и переживаниями, сопровождаемая ослаблением внимания к тому, что происходит вокруг.

Меланхолик – тип темперамента, характеризующийся слабым, неуравновешенным типом нервной системы.

Направленность личности – психическое свойство личности, определяемое мировоззрением, системой потребностей, преобладающих мотивов и выражающееся в жизненных целях человека, его установках, перспективах, стремлениях к активной деятельности для их достижения.

ОДАРЕННОСТЬ — совокупность общих и специальных способностей, свойственных конкретному человеку.

САНГВИНИК — тип темперамента, характеризующийся сильным, уравновешенным, подвижным типом нервной системы.

СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ — период в жизни человека, обеспечивающий наиболее благоприятные условия формирования у него определенных психических функций и видов деятельности.

СПОСОБНОСТИ — индивидуально-психологические особенности людей, от которых зависит приобретение ими знаний, умений и навыков, а также успешность выполнения различных видов деятельности.

ТАЛАНТ — высокая степень одаренности, обеспечивающая достижение выдающихся успехов в том или ином виде деятельности.

ТЕМПЕРАМЕНТ — динамические характеристики психической деятельности. Различают четыре основных типа темперамента: сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик.

ФЛЕГМАТИК – тип темперамента человека, характеризующийся сильным, уравновешенным, инертным типом нервной системы.

Характер– совокупность устойчивых способов поведения и эмоционального реагирования на жизненные обстоятельства.

Холерик – тип темперамента, характеризующийся сильным, подвижным, неуравновешенным типом нервной системы.

ЭКСТРАВЕРСИЯ — обращенность сознания и внимания человека в основном на то, что происходит вокруг него. Экстраверсия противоположна интроверсии.

Темы докладов и творческих проектов

  1. Темперамент, его типы и влияние на особенности развития личности.
  2. Формирование характера.
  3. Акцентуации характера.
  4. Способности, их виды, условия формирования и развития.

Тема 4. Эмоционально-волевые процессы и состояния

  1. Эмоции и чувства. Виды эмоциональных переживаний: стресс, аффект, настроение, страсть, фрустрация.
  2. Воля и ее взаимосвязь с другими психическими процессами. Формирование волевых качеств.

Основные термины и понятия: эмоции, чувства, настроение, стресс, аффект, фрустрация, волевое действие, волевое качество.

Персоналии:В.А. Бодров, Ф. Василюк, Б.И. Додонов, К. Изард, Л.А. Китаев-Смык, С.Л. Рубинштейн, Г. Селье, П.В. Симонов.

Словарь основных терминов

АФФЕКТ — кратковременное, бурно протекающее состояние сильного эмоционального возбуждения, возникающее в результате фрустрации или какой-либо иной, сильно действующей на психику причины, обычно связанной с неудовлетворением очень важных для человека потребностей.

ВОЛЯ — психический процесс человека, проявляющийся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками. Проявляется в преодолении препятствий, возникающих на пути достижения сознательно поставленной цели.

Настроение – более или менее устойчивое эмоциональное состояние человека, окрашивающее в течение некоторого времени все его переживания.

СТРАСТЬ — сильно выраженная увлеченность человека кем-либо или чем-либо, сопровождающаяся глубокими эмоциональными переживаниями, связанными с соответствующим объектом.

СТРЕСС — неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование.

ЭМОЦИИ — элементарные переживания, возникающие у человека под влиянием общего состояния организма и хода процесса удовлетворения актуальных потребностей.

ЧУВСТВО — высшая, культурно обусловленная эмоция человека, связанная с некоторым социальным объектом.

ФРУСТРАЦИЯ — эмоционально тяжелое переживание человеком своей неудачи, сопровождающееся чувством безысходности, крушения надежд в достижении определенной желаемой цели.

Темы докладов и творческих проектов

  1. Эмоции и чувства, их функции, виды и развитие у человека.
  2. Воля, ее основные качества и значение в деятельности человека.
  3. Особенности деятельности при повышенной психической напряженности.
  4. Способы саморегуляции.
  5. Стресс и способы его преодоления.

Тема 5. Особенности психических познавательных процессов

  1. Ощущение и восприятие: общие и отличительные черты, виды и свойства.
  2. Внимание, его виды и свойства.
  3. Виды, процессы и закономерности памяти. Мнемотехнические приемы.
  4. Развитие мышления в онтогенезе. Мыслительные операции. Интеллект.
  5. Речь – инструмент мышления. Ее виды и характеристики.
  6. Воображение и творческое мышление. Связь воображения с другими познавательными процессами.

Основные термины и понятия: пороги ощущения, интеллект, коэффициент интеллектуальности, творчество. Ощущения, восприятие, внимание, память, представление, мышление, речь, воображение: виды и свойства.

Персоналии:Л.С. Выготский, Б.В. Зейгарник, К. Левин, Ж. Пиаже, Т. Рибо, С.Л. Рубинштейн, Г.Т. Фехнер, В. Штерн, Г. Эббингауз.

Словарь основных терминов

АБСОЛЮТНЫЙ ПОРОГ ОЩУЩЕНИЙ — минимальная величина раздражителя любой модальности (светового, звукового и др.), способного вызвать едва заметное ощущение.

АБСТРАКЦИЯ — мысленное выделение какого-либо признака или свойства предмета, явления с целью его более детального изучения.

АДАПТАЦИЯ — приспособление органов чувств к особенностям действующих на них стимулов с целью их наилучшего восприятия и предохранения рецепторов от излишней перегрузки.

Внимание– психический познавательный процесс, направленный на улучшение деятельности и имеющий свои характеристики.

ВНУТРЕННЯЯ РЕЧЬ — вид человеческой речевой деятельности, непосредственно связанный с бессознательными, автоматически протекающими процессами перевода мысли в слово и обратно.

Воображение — психический познавательный процесс, в результате которого на основе имеющихся знаний, представлений, накопленного опыта создаются новые образы, идеи.

Восприятие — психический познавательный процесс отражения в сознании человека непосредственно воздействующих на его органы чувств предметов, явлений в целом. Завершается формированием образа.

ЗАПОМИНАНИЕ — один из процессов памяти, обозначающий введение в память вновь поступающей информации.

ИНСАЙТ (озарение, догадка) — неожиданное для самого человека, внезапное нахождение решения какой-либо проблемы, над которой он долго и настойчиво думал.

ИНТЕЛЛЕКТ – глобальная способность действовать разумно, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами, то есть способность адаптироваться к окружающей среде.

КОЭФФИЦИЕНТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ (IQ) — числовой показатель умственного развития человека, получаемый в результате применения специальных тестов, предназначенных для количественной оценки уровня развития интеллекта человека.

МГНОВЕННАЯ ПАМЯТЬ — память, связанная с удержанием точной и полной картины только что воспринятого органами чувств без переработки информации. Мгновенная память действует, как правило, только во время самого процесса восприятия.

МЕЧТЫ — планы человека на будущее, представленные в его воображении и реализующие наиболее важные для него потребности и интересы.

Мышление – процесс опосредствованного отражения в сознании человека сложных связей и отношений между предметами и явлениями объективного мира.

ОПЕРАТИВНАЯ ПАМЯТЬ — вид памяти, рассчитанный на сохранение информации в течение определенного времени, необходимого для выполнения некоторого действия, операции или задачи.

ОТНОСИТЕЛЬНЫЙ ПОРОГ ОЩУЩЕНИЯ — величина, на которую должен измениться раздражитель, действующий на органы чувств, чтобы одновременно изменилось и вызываемое им ощущение.

ОЩУЩЕНИЕ — психический познавательный процесс, представляющий собой субъективное отражение живым существом в виде психических явлений свойств окружающего мира.

Память– психический познавательный процесс, заключающийся в запоминании, сохранении, воспроизведении и забывании жизненного опыта.

ПАМЯТЬ ДОЛГОВРЕМЕННАЯ — память, рассчитанная на длительное хранение и многократное воспроизведение информации при условии ее сохранения.

ПАМЯТЬ КРАТКОВРЕМЕННАЯ — память, рассчитанная на хранение информации в течение нескольких десятков секунд, до тех пор, пока содержащаяся в ней информация не будет использована или переведена в долговременную память.

Познавательные психологические процессы – психологические процессы, обеспечивающие познание человеком окружающего мира. К ним относятся: ощущение, восприятие, внимание, память, представление, мышление, речь, воображение.

Представление – психический процесс отражения предметов и явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта.

РЕЧЬ — психический познавательный процесс обмена мыслями посредством языка.

ЭЙДЕТИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ — зрительная память на образы, характеризующаяся способностью их сохранять и воспроизводить в течение достаточно длительного времени.

Темы докладов и творческих проектов

  1. Ощущение и восприятие, их виды, свойства и закономерности функционирования.
  2. Внимание, его свойства, функции и виды.
  3. Память, процессы, виды, закономерности.
  4. Закономерности и виды представления.
  5. Сущность, виды мышления.
  6. Интеллект.
  7. Речь, ее виды, функции и связь с мышлением.
  8. Воображение, его виды, функции, приемы и связь с творчеством.
  9. Развитие познавательных процессов.

Тема 6. Психология общения

  1. Понятие и функции общения. Роль общения в психическом развитии человека. Вербальный и невербальный язык общения.
  2. Виды, приемы, стили общения. Правила эффективного общения.
  3. Эмоциональные межличностные отношения: дружба, любовь, вражда, одиночество.

Основные термины и понятия:коммуникация, интеракция, социальная перцепция, коммуникативные барьеры, аттракция, невербальные и вербальные средства общения, дружба, любовь, вражда, одиночество.

Персоналии: Г.М. Андреева, Э. Берн, А.А. Бодалев, Л.Я. Гозман, Д. Майерс, А. Пиз, Э. Фромм, Т. Шибутани.

Словарь основных терминов

БАРЬЕР ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ — внутреннее препятствие психологической природы (нежелание, боязнь, неуверенность и т.п.), мешающее человеку успешно выполнить некоторое действие. Часто возникает в деловых и личных взаимоотношениях людей и препятствует установлению между ними открытых и доверительных отношений.

ВЕРБАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ОБЩЕНИЯ — относящийся к звуковой человеческой речи, к словам.

Взаимоотношения межличностные – субъективно отражаемые отношения между людьми, проявляющиеся в виде межличностных установок, взглядов, переживаний и других психологических явлений, возникающих в процессе совместной деятельности людей.

НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ — не связанные с языком, речью. К ним относятся мимика, жесты, интонация, пространство, паузы и т.д.

ОБЩЕНИЕ – сложный процесс установления контактов между людьми, возникающий в процессе совместной деятельности.

ЭМПАТИЯ — понимание эмоционального состояния другого человека посредством сопереживания, проникновения в его субъективный мир.

Темы докладов и творческих проектов

  1. Понятие и виды общения.
  2. Техника и приемы общения.
  3. Невербальный язык общения.
  4. Психологические механизмы восприятия людьми друг друга.
  5. Коммуникативные барьеры.
  6. Психологическое айкидо.
  7. Эмоциональные межличностные отношения: виды, развитие, значение.

Тема 7. Психология малых групп

  1. Понятие о малых группах, их классификация. Положительное и отрицательное воздействие группы на личность. Психологические роли и статус.
  2. Стили руководства.
  3. Социализация: понятие, институты, механизмы и этапы.
  4. Кризисы психологические и профессионального становления.

Основные термины и понятия: конформизм, социальная роль, социализация, маргинал, манипуляция, формальный и неформальный лидер, авторитарный, демократический и либеральный стили руководства, психологический климат, конфликты.

Персоналии: Г.М. Андреева, Э. Берн, И.С. Кон, Т. Шибутани.

Словарь основных терминов

Авторитет (лат. власть, влияние)– общепризнанное неформальное влияние какой-либо личности (группы людей, организации) на окружающих; высокий статус личности в группе, коллективе.

АНТИПАТИЯ — устойчивое отрицательное эмоциональное отношение индивида к другому человеку, социальной группе, проявляющееся в неприязни, неприветливости, недоброжелательности.

ИДЕНТИФИКАЦИЯ — отождествление. В психологии — установление сходства одного человека с другим, направленное на его вспоминание и собственное развитие идентифицирующегося с ним лица.

КОНФЛИКТ – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или субъектов взаимодействия.

КОНФОРМНОСТЬ — некритическое принятие человеком чужого неправильного мнения, сопровождаемое неискренним отказом от собственного мнения, в правильности которого человек внутренне не сомневается.

ЛИДЕР — член группы, чей авторитет, власть или полномочия безоговорочно признаются остальными членами малой группы, готовыми следовать за ним.

МАЛАЯ ГРУППА — немногочисленное объединение людей, члены которого непосредственно контактируют и имеют общую цель (от 2-3 до 30-40 человек).

НОНКОНФОРМИЗМ — стремление во что бы то ни стало перечить мнению большинства и поступать противоположным образом, не считаясь ни с чем. Антоним конформности.

РОЛЬ — нормативно заданный и коллективно одобряемый образец поведения, ожидаемый от человека, занимающего в группе определенную позицию.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ — процесс и результат усвоения ребенком социального опыта.

СОЦИОМЕТРИЯ — совокупность однотипно построенных методик, предназначенных для выявления и представления в виде социограмм и ряда специальных индексов системы личных взаимоотношений между членами малой группы.

СТАТУС — положение человека в системе внутригрупповых отношений, определяющее степень его авторитета в глазах остальных участников группы.

Темы докладов и творческих проектов

  1. Психология малых групп и межличностных отношений в группах.
  2. Психология больших социальных групп и массовых явлений.
  3. Психологическая сущность конфликтов.
  4. Основные направления формирования нравственных взаимоотношений в коллективе.
  5. Психологический климат в группе.

Тема 8. Педагогика как наука

  1. Понятие педагогики, ее связь с другими науками.
  2. Основные категории педагогики: образование, обучение, воспитание, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие.
  3. Образовательная система России.
  4. Образование как общечеловеческая ценность, как социокультурный феномен и педагогический процесс. Самообразование руководителя АПК.

Основные термины и понятия: объект, субъект, образование, обучение, воспитание, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, развитие, формирование личности, непрерывное образование, преемственность образования, компетенции.

Персоналии:Ш.А. Амонашвили, Н.В. Бордовская, Я. Корчак, А.С. Макаренко, П.И. Пидкасистый, И.П. Подласый, А.А. Реан, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский.

Словарь основных терминов

КОМПЕТЕНЦИЯ — совокупность знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения конкретной работы и обеспечивающих осуществление определенных профессиональных функций.

КОМПЕТЕНТНОСТЬ — личностная характеристика. В нее может быть включено умение личности свободно ориентироваться в сложных условиях профессии, оперировать субъективными и объективными ее составляющими, вводить новые способы осуществления деятельности, технологии.

Образование– процесс и результат усвоения систематизированных знаний, навыков и умений, развития ума и чувств, формирования мировоззрения и познавательных процессов.

ПЕДАГОГИКА — наука о воспитании и обучении человека.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ порождает эмоциональные оценки или переживания, волевые действия. Педагогическое взаимодействие реализуется через взаимоотношения в общении между педагогом и учащимся.

Педагогическое мастерство– высокий уровень профессиональных умений и навыков в управлении обучением, воспитанием и развитием личности, характеризуется достижением высоких стабильных результатов в знаниях обучающихся.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС — специально организованное взаимодействие старшего (обучающего) и младшего (обучаемого) с целью передачи старшими и освоения младшими социального опыта, необходимого для жизни и труда в обществе.

Темы докладов и творческих проектов

  1. Методы педагогических исследований.
  2. Новые отрасли педагогики.
  3. Общие закономерности развития личности.
  4. Управление педагогическим процессом.
  5. Профессиональная деятельность и личность педагога.
  6. Мастерство педагогического общения.
  7. Требования к современному педагогу.
  8. Современные зарубежные педагогические концепции.

Тема 9. Обучение и воспитание: принципы и методы

  1. Обучение – важнейшая составная часть подготовки современного специалиста. Функции обучения.
  2. Общие формы организации учебной деятельности. Виды обучения.
  3. Методы, средства организации и управления педагогическим процессом.
  4. Воспитание: сущность, цель, функции.
  5. Методы воспитания. Самовоспитание руководителя АПК.

Основные термины и понятия: воспитание, обучение, урок, лекция, семинар, диспут, конференция, зачет, экзамен, факультативное занятие, консультация, стимулирование, убеждение, упражнение, самообразование, самовоспитание, модуль, коллоквиум.

Персоналии: Л.И. Божович, И.С. Кон, Л.Ф. Обухова.

Словарь основных терминов

Воспитание– процесс планомерного и целенаправленного воздействия на сознание, чувства и волю людей в целях формирования у них мировоззрения.

Деловая игра– форма обучения, в которой моделируется будущая практическая деятельность обучаемых.

Индивидуальный подход– принцип обучения и воспитания людей, предполагающий организацию педагогического воздействия с учетом индивидуальных особенностей личности, условий жизни и других факторов.

КОЛЛОКВИУМ — форма проверки и оценивания знаний учащихся в системе образования, преимущественно в вузах, представляющий собой проводимый по инициативе преподавателя промежуточный мини-экзамен в середине семестра, имеющий целью уменьшить список тем, выносимых на основной экзамен и оценить текущий уровень знаний студентов.

МОДУЛЬ — часть учебной дисциплины, по окончании изучения которой осуществляется рубежный контроль знаний студентов.

Обучение– процесс вооружения личности знаниями, умениями, навыками под руководством преподавателя при активной деятельности учащегося.

Принципвоспитания– исходные руководящие положения, на основе которых осуществляется воспитание детей.

САМООБРАЗОВАНИЕ – образование, получаемое самостоятельно, вне учебного заведения, без помощи обучающего.

Самовоспитание– отражает целенаправленную сознательную деятельность человека по формированию и по преодолению отдельных отрицательных качеств, привычек.

Темы докладов и творческих проектов

  1. Методы обучения.
  2. Общие методы воспитания.
  3. Влияние наследственности и среды на развитие личности.
  4. Особенности развития и воспитания в младенчестве (до 1г.).
  5. Особенности развития и воспитания в раннем возрасте (1 – 3г.).
  6. Особенности развития и воспитания в дошкольном возрасте (3 – 6…7л.).
  7. Особенности развития и воспитания в младшем школьном возрасте (6…7 – 10…11л.).
  8. Особенности развития и воспитания в подростковом возрасте (10…11 – 13…14л.).
  9. Особенности развития и воспитания в ранней юности (13…14 – 16…17л.).

Задачи и практические задания

  • Выберите из списка свойства, характерные для человека (запишите в левый столбец) и для животных (в правый столбец):
  • может жертвовать собой для других
  • действует согласно инстинкту
  • обладает чувством времени
  • никогда не жертвует пищей
  • способен на глубокую привязанность
  • ищет высшее понимание истины
  • его отличает чувство ответственности
  • сам решает, как себя вести
  • нанося другому вред, не чувствует вину или стыд
  • может отложить исполнение своих желаний, если это мешает другому
  • способен выражать себя через искусство
  • чувствует потребность в свежем воздухе, тепле
  • может плавать, бегать, лазать
  • может мечтать и оценивать красоту
  • Представьте себе, что вы перенеслись на машине времени в 50-е годы XIX века и встретились с Чарльзом Дарвином. О каких неизвестных ему достижениях современной биологии, важных для теории эволюции, вы могли бы ему поведать?
  • Притча. «Любопытный джентльмен хотел выяснить – кто был величайшим полководцем всех времен и народов. Ему сказали, что лучший уже умер и вознесся на небо. У райских ворот джентльмен обратился к апостолу Петру с просьбой помочь в розысках. Апостол указал на стоявшую поблизости душу. «Позвольте, этого человека я знавал в земной жизни. Он был сапожником». «Верно. Но если бы он стал полководцем, то, несомненно, превзошел бы всех». Каковы должны быть условия, чтобы каждый мог развить свои задатки и превратить их в способности? Чего не хватило в данном случае?
  • Определите, экстравертом или интровертом являются следующие персонажи, и почему: Колобок, Красная Шапочка, Винни-Пух, Буратино, Скарлетт О’Хара, кот Матроскин, Золушка, Крош, Бараш, Нюша, Ежик.
  • Представьте, что Вы – президент частной фирмы. Лиц каких типов темперамента Вы хотели бы видеть на следующих должностях и почему: Ваш заместитель, секретарь, агент по рекламе, бухгалтер, продавец, охранник, водитель.
  • Старые врачи, зайдя в палату, по одному запаху могли сразу же поставить диагноз. Например, от больных диабетом … доносится едва ощутимый запах ацетона. С.П. Боткин писал, что «больной брюшным тифом пахнет вспотевшим гусем». О чем еще говорят обонятельные ощущения? Какова их роль в восприятии человека человеком?
  • Почему при концентрированной подготовке перед экзаменом быстрее наступает забывание?
  • Какими из перечисленных правил Вы стали бы руководствоваться в общении и почему?
  • Основа отношения собеседника к нам закладывается в первые 15 секунд общения с ним.
  • Если Вам сделали комплимент, его необходимо тут же вернуть, сделав его больше и цветистее.
  • Для того чтобы люди захотели с Вами общаться, Вы сами должны этого хотеть, и собеседники должны это видеть.
  • Говорите с другим человеком о себе, и он будет слушать Вас часами.
  • Главное в общении — побольше говорить, поменьше слушать и не допускать в разговоре пауз.
  • Почему ошибки рекомендуется исправлять красной пастой?
  • Какие из приведенных прилагательных служат для описания двигательной сфера темперамента, а какие — для характеристики эмоциональной сферы: быстрый, подвижный, живой, резкий, вспыльчивый, вялый, импульсивный, чувствительный, жизнерадостный, медлительный, энергичный, стремительный, впечатлительный.
  • Определите, какие группы являются формальными, а какие – неформальными: государство, кружок кройки и шитья, группа преферансистов, аспиранты одного профессора, студенческая группа.
  • О чем говорит данная ситуация? Чему верить: словам или жестам, действиям? «Вы просите у знакомого книгу. Он с готовностью соглашается дать вам ее и начинает искать на полках. Ищет, ищет… Казалось бы, все обыскал – книги нет, как не было!»
  • Составьте психологический автопортрет.
  • У каждого из Вас есть сильные стороны: то, что Вы цените, принимаете и любите в себе, что помогает Вам выстоять в трудную минуту. Опишите свои достоинства, не умаляя их и не ставя их под сомнение.
  • Зафиксируйте как можно больше способов применения плечикам («вешалке»), опилкам, стеклянной бутылке.
  • Перед Вами – несколько проблемных ситуаций. Познакомившись с содержанием каждой из них, выберите вариант ответа, наиболее правильный с вашей точки зрения.
  1. Студент, увидев преподавателя, который вошел в аудиторию, говорит ему: «Вы выглядите очень усталым и утомленным». – Как на это должен отреагировать преподаватель?
  • «Я думаю, с Вашей стороны не очень прилично делать мне такие замечания».
  • «Да, я плохо себя чувствую».
  • «Не волнуйтесь обо мне, лучше на себя посмотрите».
  • «Я сегодня плохо спал, у меня много работы».
  • «Не беспокойтесь, это не помешает нашим занятиям».
  • «Вы очень внимательны, спасибо за заботу!»
  • Свой вариант ответа.

B) Студент, выразив преподавателю свои сомнения по поводу возможности хорошего усвоения преподаваемого предмета, говорит: «Я сказал Вам о том, что меня беспокоит. Объясните мне, в чем причина неудовлетворительного усвоения мною предмета и что мне делать дальше?» — Что должен ответить на это преподаватель?

  • «У Вас, как мне кажется, комплекс неполноценности».
  • «У Вас нет никаких оснований для беспокойства».
  • «Прежде, чем я смогу высказать обоснованное мнение, мне необходимо лучше разобраться в сути проблемы».
  • «Давайте подождем, поработаем и вернемся к обсуждению этой проблемы спустя некоторое время. Я думаю, что нам удастся ее решить».
  • «Я не готов(а) сейчас дать точный ответ, мне надо подумать».
  • «Не волнуйтесь, у меня в свое время ничего не получалось».
  • Свой вариант ответа.

C) Школьник, явно демонстрируя свое недружелюбное отношение к кому-либо из товарищей по классу, говорит: «Я не хочу учиться вместе с ним». – Как на это должны отреагировать родители?

  • «Ну и что?»
  • «Никуда не денешься, все равно придется».
  • «Это глупо с твоей стороны».
  • «Но он тоже не захочет учиться вместе с тобой».
  • «Почему?»
  • «Я думаю, ты не прав».
  • Свой вариант ответа.

D) Ребенок говорит родителям: «Я опять забыл принести тетрадь в школу (выполнить домашнее задание)». – Как на это отреагировать родителям?

  • «Не кажется ли тебе это проявлением безответственности?»
  • «Ну вот, опять!»
  • «Думаю, что тебе пора относиться к учёбе более серьезно».
  • «Я хотел(а) бы знать, почему?»
  • «У тебя, вероятно, не было для этого возможности?»
  • «Как ты думаешь, почему я каждый раз напоминаю тебе об этом?»
  • Свой вариант ответа.

15. Что Вы видите в каждом из этих рисунков? Дайте несколько интерпретаций.

Тест — опросник МУН А.А. Реана

(мотивация успеха и избегания неудачи)

Отвечая на нижеприведенные вопросы, необходимо выбрать один из ответов: «да» или «нет». Если Вы затрудняетесь с ответом, то вспомните, что «да» может значить и «конечно, да», и «скорее да, чем нет». Точно так же и «нет» может значить и явное «нет», и «скорее нет, чем да».

Отвечать на вопросы следует в достаточно быстром темпе, не обдумывая ответ подолгу. Ответ, который первым приходит в голову, как правило, наиболее точный.

  1. Включаясь в работу, я, как правило, оптимистично настроен, надеюсь на успех.
  2. Обычно я действую активно.
  3. Я склонен к проявлению инициативы.
  4. При выполнении ответственных заданий я по мере сил стараюсь найти любые причины, чтобы отказаться.
  5. Часто выбираю крайности: либо очень легкие, либо совершенно невыполнимые задания.
  6. При встрече с препятствиями я, как правило, не отступаю, а ищу способы их преодоления.
  7. При чередовании успехов и неудач я склонен к переоценке своих успехов.
  8. Плодотворность деятельности в основном зависит от меня самого, а не от чьего-то контроля.
  9. Когда мне приходится браться за трудное задание, а времени мало, я работаю гораздо хуже, медленнее.
  10. Я обычно настойчив в достижении цели.
  11. Я обычно планирую свое будущее не только на несколько дней, но и на месяц, на год вперед.
  12. Я всегда думаю, прежде чем рисковать.
  13. Я обычно не очень настойчив в достижении цели, особенно если меня никто не контролирует.
  14. Предпочитаю ставить перед собой средние по трудности или слегка завышенные, но достижимые цели.
  15. Если я потерпел неудачу и задание не получается, то я, как правило, сразу теряю к нему интерес.
  16. При чередовании успехов и неудач я склонен к переоценке своих неудач.
  17. Я предпочитаю планировать свое будущее лишь на ближайшее время.
  18. При работе в условиях ограниченного времени результативность моей деятельности обычно улучшается, даже если задание достаточно трудное.
  19. Я, как правило, не отказываюсь от поставленной цели даже в случае неудачи на пути к ее достижению.
  20. Если я сам выбрал себе задание, то в случае неудачи его притягательность для меня еще более возрастает.

Тест Г. Айзенка на определение типа темперамента.

Варианты ответов на вопросы: «да», «нет». Первый ответ, пришедший Вам в голову, является правильным. Ваши ответы — «да» — плюс, «нет» — минус — фиксируйте на листке бумаги. Ключ к тесту и интерпретация результатов находится у Вашего преподавателя.

  1. Часто ли Вы испытываете тягу к новым впечатлениям, чтобы испытать сильные ощущения?
  2. Часто ли Вы чувствуете, что нуждаетесь в друзьях, которые могут Вас понять, ободрить, выразить сочувствие?
  3. Считаете ли Вы себя беспечным человеком?
  4. Правда ли, что Вам очень трудно отвечать «нет»?
  5. Обдумываете ли Вы свои дела не спеша и предпочитаете ли подождать, прежде чем действовать?
  6. Всегда ли Вы сдерживаете свои обещания, даже если Вам это не выгодно?
  7. Часто ли у Вас бывают спады и подъемы настроения?
  8. Быстро ли Вы обычно действуете и говорите, и не растрачиваете ли много времени на обдумывание?
  9. Возникало ли у Вас когда-нибудь чувство, что Вы несчастны, хотя никакой серьезной причины для этого не было?
  10. Верно ли, что на спор Вы способны решиться на все?
  11. Смущаетесь ли Вы, когда хотите познакомиться с человеком противоположного пола, который Вам симпатичен?
  12. Бывает ли, что, разозлившись, Вы выходите из себя?
  13. Часто ли Вы действуете под влиянием минутного настроения?
  14. Часто ли Вас беспокоят мысли о том, что Вам не следовало бы чего-нибудь делать или говорить?
  15. Предпочитаете ли Вы чтение книг встречам с людьми?
  16. Вас легко обидеть?
  17. Любите ли Вы часто бывать в компании?
  18. Бывают ли у Вас иногда такие мысли, которые Вы хотели бы скрыть от других людей?
  19. Верно, что иногда Вы настолько полны энергии, что все горит в руках, а иногда чувствуете сильную вялость?
  20. Предпочитаете ли Вы иметь друзей поменьше, но особенно близких Вам?
  21. Часто ли Вы мечтаете?
  22. Когда на Вас кричат, Вы отвечаете тем же?
  23. Часто ли Вас тревожит чувство вины?
  24. Все ли ваши привычки хороши и желательны?
  25. Способны ли Вы дать волю собственным чувствам и вовсю повеселиться в шумной компании?
  26. Считаете ли Вы себя человеком возбудимым и чувствительным?
  27. Считают ли Вас человеком живым и веселым?
  28. После того, как дело сделано, часто ли Вы возвращаетесь к нему мысленно и думаете, что могли бы сделать лучше?
  29. Когда находитесь среди людей, Вы обычно молчаливый и сдержанный?
  30. Вы иногда сплетничаете?
  31. Бывает ли, что Вам не спится от того, что в голову лезут разные мысли?
  32. Верно ли, что Вам приятнее и легче прочесть о том, что Вас интересует в книге, хотя можно быстрее и проще узнать об этом у друзей?
  33. Бывает ли у Вас сильное сердцебиение?
  34. Нравится ли Вам работа, требующая постоянного внимания?
  35. Бывает ли, что Вас «бросает в дрожь»?
  36. Верно ли, что Вы всегда говорите о знакомых Вам людях только хорошее, даже тогда, когда уверены, что они об этом не узнают?
  37. Верно ли, что Вам не приятно бывать в компании, где постоянно подшучивают друг над другом?
  38. Вы раздражительны?
  39. Нравится ли Вам работа, которая требует быстроты действий?
  40. Верно ли, что Вам нередко не дают покоя мысли о разных неприятностях и «ужасах», которые могли бы произойти, хотя все кончилось благополучно?
  41. Вы ходите медленно и неторопливо?
  42. Вы когда-нибудь опаздывали на свидание, работу или учебу?
  43. Часто ли Вам снятся кошмары?
  44. Верно ли, что Вы такой любитель поговорить, что никогда не упустите удобного случая побеседовать с незнакомым человеком?
  45. Беспокоят ли Вас какие-нибудь боли?
  46. Огорчились бы Вы, если бы долго не могли видеться со своими друзьями?
  47. Можете ли Вы назвать себя нервным человеком?
  48. Есть ли среди Ваших знакомых такие, которые Вам явно не нравятся?
  49. Можете ли Вы сказать, что Вы уверенный в себе человек?
  50. Легко ли Вас задевает критика Ваших недостатков или Вашей работы?
  51. Трудно ли получить настоящее удовольствие от вечеринки?
  52. Беспокоит ли Вас чувство, что Вы чем-то хуже других?
  53. Сумели бы Вы внести оживление в скучную компанию?
  54. Бывает ли, что Вы говорите о вещах, в которых совсем не разбираетесь?
  55. Беспокоитесь ли Вы о своем здоровье?
  56. Любите ли Вы подшутить над другими?
  57. Страдаете ли Вы от бессонницы?

Вопросы к зачету

  1. Психология как наука. Предмет, методы. Основные отрасли психологии, взаимодействие с другими науками.
  2. Психика животных и человека. Соотношение сознания и бессознательного в психике человека.
  3. Личность, ее структура. Самооценка как ядро личности.
  4. Мотивация деятельности личности. Потребности и их виды.
  5. Способности, их виды, условия формирования и развития.
  6. Темперамент, его физиологические основы. Психологические особенности типов темперамента. Учет темперамента в деятельности.
  7. Характер: проявления, особенности формирования. Типология характера.
  8. Эмоции и их роль в жизни человека. Виды эмоциональных переживаний.
  9. Воля, ее основные свойства и значение в деятельности человека.
  10. Ощущение и восприятие: общие и специфические черты.
  11. Внимание, память: виды, закономерности, характеристики, значение.
  12. Мышление и речь: сущность, виды, взаимосвязь. Интеллект.
  13. Воображение: функции, приемы, связь с другими познавательными процессами.
  14. Понятие, виды и приемы общения. Невербальный и вербальный язык общения.
  15. Эмоциональные межличностные отношения (дружба, любовь, вражда, одиночество).
  16. Малые группы. Понятие и классификация. Социализация личности.
  17. Стили руководства и межличностные отношения в малых группах.
  18. Педагогика как наука. Основные понятия педагогики. Связь педагогики с другими науками.
  19. Обучение: суть, признаки, виды, принципы.
  20. Воспитание: принципы, методы.

Приложение Балльно-рейтинговая система оценки компетенций студентов

Вид учебной деятельности

Модуль 1

Модуль 2

Модуль 3

Модуль 4

Посещение аудиторных занятий

5

5

5

5

Ответ на семинаре

20

20

20

20

Активность на семинаре (дополнения к выступлениям, вопросы выступающим, умозаключения по теме)

9

9

9

9

Доклад на семинаре

25

25

25

25

Коллоквиум (или контрольная работа)

40

64

48

48

  • Доклад на научно-студенческой конференции — 30 баллов
  • Творческое задание — 35 баллов
  • Для получения автомата необходимо набрать 100 баллов за работу в течение семестра (за исключением коллоквиумов и контрольных работ).

Примечание: данная система разработана для семинаров количеством 18 часов. Каждый преподаватель может незначительно модифицировать приведенную систему.

Учебное издание

Психология и педагогика

Методические указания для студентов очной формы обучения

Составители:

Жученко Ольга Александровна

Кубашева Оксана Валентиновна

Чирков Сергей Витальевич

Редактор М.Н. Перевощикова

Технический редактор Е.Ф. Николаева

Подписано в печать _______________2013 г.

Формат 60 х 84 1/ 16.

Усл. Печ. 2,61 л . Уч. – изд. 2,25 л .Тираж 500 экз. Заказ № ____

ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА

426069 Г. Ижевск, ул. Студенческая, 11