Психические познавательные процессы. Память 2

Московскийпсихолого-социальный институт

Психолого-педагогическийфакультет

Заочное отделение

Специальность:

020400 ПсихологияКонтрольная работа

практического характера

тема:Психическиепознавательные процессы. Память

 2004

Содержание

I.      

II.   

III.

IV.

V.  

I.   Память– понятие и значение.

Память – формапсихического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующемвоспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использованиев деятельности или возвращения в сферу сознания.

Память связывает прошлое субъекта с его настоящим ибудущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развитияи обучения.

Память – основа психическойдеятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения,мышления, сознания, подсознания. Поэтому, для лучшего понимания человеканеобходимо как можно больше знать о нашей памяти. Поскольку память включена вовсе многообразие жизни и деятельности человека, то и формы ее проявления, еевиды чрезвычайно многообразны. По характеру психической активности, преобладающейв деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную исловесно-логическую. Двигательная память связана с запоминанием ивоспроизведением движений, с формированием двигательных умений и навыков вигровой, трудовой, спортивной и других видах деятельности человека. Образнаяпамять связана с запоминанием и воспроизведением чувственных образов, предметови явлений, их свойств и наглядно данных связей и отношений между ними. Образнаяпамять дифференцируется в зависимости от того, какой анализатор наиболеепродуктивен при запоминании человеком различных впечатлений. Различают:зрительный, слуховой, обонятельный, осязательный и вкусовой типы памяти.

По характеру целей деятельностивыделяют память непроизвольную и произвольную.

По времени закрепления и сохранения материаларазличают память кратковременную и долговременную. Кратковременная памятьбазируется на автономном распаде следов. Долговременная память основывается нанеобратимых, не подлежащих распаду следах, которым свойственна ассоциативностьи чувствительность к интерференции (т.е. смешению следов).

Требования практики и развитиетеории памяти привели к постановке проблемы оперативной памяти, обслуживающейнепосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, операции.Различные виды памяти, выделенные в соответствии с разными критериями,находятся в органическом единстве. Так, словесно-логическая память в каждомконкретном случае может быть либо непроизвольной, либо произвольной,одновременно она является обязательно либо кратковременной, либодолговременной.

1 стр., 181 слов

Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)

... к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.

Основным процессами памятиявляются: запоминание, сохранение, узнавание, воспроизведение и забывание.Запоминание – главный процесс памяти, от него во многом зависит полнота,точность, последовательность воспроизведения материала, прочность идлительность его сохранения. Забывание обычно протекает в форме непроизвольногопроцесса. Запоминание и воспроизведение осуществляются в форме непроизвольных ипроизвольных процессов. Произвольная память позволяет человеку запоминать с необходимойполнотой то, что ему необходимо в данный момент. Протекание процессовзапоминания, сохранения и воспроизведения определяется тем, какое местозанимает данный материал в деятельности субъекта. Установлено, что наиболеепродуктивно связи образуются и актуализируются в том случае, когдасоответствующий материал выступает в качестве цели действия. Прочность этихсвязей определяется тем, какова степень участия соответствующего материала вдальнейшей деятельности субъекта, какова их значимость для достиженияпредстоящих целей.

В современных теоретических иэкспериментальных исследованиях познавательных процессов все более явнопроисходит стирание границ, намеченных традиционной функциональной психологией,между процессами восприятия, памяти, мышления. В большей степени этомуспособствовало  последовательноепроведение принципа деятельности в исследовании процессов памяти и восприятия.

Одной из важных проблем являетсясближение исследования памяти и внимания. Факты быстрого стирания изкратковременной памяти событий, на которые не было обращено внимание субъекта,пока остаются почти единственной связью между исследованиями памяти и внимания.По словам С. Джонса, истинное искусство памяти есть искусство внимания. Д.Норман (1973) пишет в связи с этим следующее: «Обычно считается, чтоисследование внимания, восприятия изображений и памяти различны и независимы.Эти три сферы должны в конце концов объединиться в одну картину переработкиинформации».

Отдельный опыт с памятьюсводится в основном к тому, что испытуемый тем или иным способом усваиваетматериал, а затем, спустя определенное время, так или иначе воспроизводит илиузнает усвоенное. В каждом опыте экспериментатор имеет дело с тремяпеременными:

1. 

2. 

3. 

Различия между традиционнымиметодами экспериментального исследования памяти сводится главным образом кмодификациям указанных переменных.

II.  Исследованиенепроизвольного запоминания и условий его продуктивности.

Непроизвольное запоминание– процесс запоминания, протекающий на фоне деятельности, направленной нарешение немнемических задач. Непроизвольное запоминание – продукт и условиепознавательных и практических действий. Прежде всего необходимым условиемнепроизвольного запоминания является действие с предметом. Для продуктивностинепроизвольного запоминания важно то место, которое занимает в деятельностиданный материал. Если он входит в содержание основной цели деятельности, тозапоминание лучше, чем в том случае, когда включается в условия, способыдостижения этой цели. Материал, занимающий место основной цели в деятельности,запоминается тем лучше, чем более содержательные связи устанавливаются в нем.

9 стр., 4014 слов

Мнемонические процессы (память: запоминание, сохранение, забывание, ...

... связаны с его интеллектуальной деятельностью и перцептивными процессами. Образы памяти именуются представлениями. Что же такое память? Память - процесс сохранения прошлого опыта, делающий возможным его повторное ... начале XX века представители гештальт-психологии обратили внимание на организацию материала, подлежащего запоминанию, и получили данные, в значительной степени расходящиеся с теми, что ...

Проведем эксперимент поисследованию непроизвольного запоминания.

Цель эксперимента:выявить зависимость продуктивности непроизвольного запоминания от характерадеятельности человека.

Методика исследования:проводятся два групповых опыта: классификация изображений и составлениечислового ряда.

В ходе эксперимента участвовало15 человек:

1.           

2.           

3.           

4.           

5.           

6.           

7.           

8.           

9.           

10.      

11.      

12.      

13.      

14.      

15.      

Гипотеза исследования:продуктивность непроизвольного запоминания связана и зависит от характерадеятельности человека.

Опыт 1.

Классификация изображенныхпредметов.

Экспериментальный материал – 15карточек, на каждой из которых изображен один предмет. 15 предметов легкоклассифицируются: животные, фрукты, вещи. Кроме изображения предмета, на каждойкарточке (в правом верхнем углу) написано двузначное число.

Процедура опыта. Передначалом опыта карточки располагаются на щите в случайном порядке и закрываютсялистом бумаги.

Испытуемым дается следующаяинструкция (групповая):

«С вами будет проведен опыт, вкотором проверяется умение классифицировать предметы по их общим признакам.Ваша задача состоит в том, чтобы расклассифицировать все картинки по группам изаписать их в этом порядке, ставя в начале каждой группы ее название. Те, ктозавершит работу до окончания опыта, должен дополнить выделенные группыпредметами, относящимися к тем же классам».

После окончания опыта егоучастникам предлагают по памяти воспроизвести в любом порядке сначала предметы,изображенные на карточках, а затем числа.

 

Ход эксперимента:

В нашем эксперименте участвуютвзрослые люди. Всех испытуемых мы разобьем на четыре подгруппы:

1.      

2.      

3.      

4.      

Эксперимент проводился вдомашних условиях. Отказов в участии эксперимента не было.

Нами было взято 15 карточек сизображением на них:

Животные:

Медведь  13

Кот  25

Тигр 37

Змея  49

Черепаха  13

Фрукты:

Яблоко  10

Апельсин  22

5 стр., 2454 слов

Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте(с рождения до 7 лет)

... период малыша более всего интересуют функции, назначе­ние предметов, в том числе и включенных в бытовые процессы. Ребенок старается узнать, ... аккуратно ведет себя за столом. В период от года до трех лет у малыша закладываются ос­новы культуры поведения. Он ... качеств, как организо­ванность, опрятность, аккуратность. Именно на первом году жиз­ни малыш осваивает некоторые культурно-гигиенические навы­ки, ...

Груша  34

Киви  46

Ананас  58

Вещи:

Халат  14

Кофта  18

Майка  16

Шляпа  12

Брюки  20

В ходе эксперимента были получены следующиеданные:

—      

Елена, 36 лет, экономист – воспроизвела правильно12 предметов, 2 числа;

—      

Галина Александровна, 68 лет, пенсионерка,воспроизвела 10 предметов и 0 чисел;

—      

Валентина, 31 год, домохозяйка: 12 предметов и 1число;

—      

Роман Валерьевич, 40 лет, юрист: 11 предметов и 0чисел;

—      

Оксана, 25 лет, бухгалтер: 13 предметов, 3 числа;

—      

Ирина, 28 лет, бухгалтер: 12 предметов, 1 число;

—      

ЛюдмилаВасильевна, 63 года, пенсионерка: 11 предметов, 1 число;

—      

ВалерийТихонович, 66 лет, работающий пенсионер: 11 предметов, 0 чисел;

—      

НинаЕфимовна, 53 года, экономист: 13 предметов, 2 числа;

—      

Надежда, 20лет, студентка: 14 предметов, 3 числа;

—      

Екатерина, 22года, студентка: 15 предметов, 4 числа;

—      

Ирина, 24года, учитель русского языка: 14 предметов, 3 числа;

—      

Ирина, 28лет, домохозяйка: 12 предметов, 2 числа;

—      

Павел, 27лет, юрист: 14 предметов, 1 число;

—      

ЮрийФедорович, 63 года, пенсионер: 8 предметов, 0 чисел

Опыт 2.

Восстановление числового ряда.

Экспериментальный материал тот же, что и в опыте1, но только мы сменили карточки на другие, участвует та же группа испытуемых.

Процедура опыта. Карточки располагаются на доске так, чтобы числа на них не образовывалинатурального ряда. Испытуемым предлагают нарисовать у себя на листе бумагисетку в 15 клеток (3 ряда по 5).

Их задача – расположить все числа, имеющиесяна карточках строго по порядку номеров, так, чтобы наименьшее было помещено влевую клетку верхнего ряда, а наибольшее – в правую клетку нижнего ряда.

Ошибочно записанные числа следует зачеркивать итам же писать нужное число. Завершившие работу до окончания опыта должнынарисовать у себя в тетради еще одну таблицу и вписать в нее сначала все четныечисла, а затем все нечетные.

Далее следует воспроизвести сначала числа, а затем– название предметов. На проведение первого и второго опыта отводилось временипо 5 минут. За данный промежуток времени никто из испытуемых не завершил работураньше, поэтому дополнительное задание не сделал никто.

В ходе второго опыта были получены следующиеданные:

В подгруппепенсионеров:

1.      

ГалинаАлександровна, 66 лет: воспроизведено 9 чисел, 1 предмет;

2 стр., 996 слов

НОРМАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 4 ДО 5 ЛЕТ

... осмысленные слова, они выражают желания и потребности. II половина 2 года Слова служат для обозначения предметов, слово имеет смысл целого предложения. Предложение состоит из 2-4 ... речи слова -названия частей предметов 3 года 6 мес. Пользуется уменьшительно-ласкательными суффиксами С 3 лет Использует в речи приставочные глаголы 3 года 1 мес. Появляется словотворчество С ...

2.      

ЛюдмилаВасильевна, 63 года: 8 чисел, 2 предмета;

3.      

ЮрийФедорович, 63 года: 7 чисел, 1 предмет

Группастудентов:

1.      

Надежда, 20лет: 14 чисел, 4 предмета;

2.      

Екатерина, 22года: 13 чисел, 5 предметов

Группаработающих:

1.      

Елена, 36лет: 12 чисел, 4 предмета;

2.      

РоманВалерьевич, 40 лет: 11 чисел, 3 предмета;

3.      

Оксана, 25лет: 10 чисел, 5 предметов;

4.      

Ирина, 28лет: 11 чисел, 3 предмета;

5.      

ВалерийТихонович, 66 лет: 9 чисел, 2 предмета;

6.      

НинаЕфимовна, 53 года: 11 чисел, 3 предмета;

7.      

Ирина, 24года: 13 чисел, 6 предметов;

8.      

Павел, 27лет: 11 чисел, 3 предмета

Группадомохозяек:

1.      

Валентина, 31год: 11 чисел, 2 предмета;

2.      

Ирина, 28лет: 12 чисел, 0 предметов

 

Обработка результатов:

1.      

Определимсреднее число правильно воспроизведенных предметов и чисел в обоих опытах длягруппы испытуемых. Результаты полученных данных внесем в таблицу №1.

Таблица №1

Результаты полученныхданных по исследованию непроизвольного запоминания.

Задача

Объект запоминания

Испытуемые

Работающие

Пенсионеры

Домохозяйки

студенты

Классификация предметов

Предметы

12,5

10

12

14,5

Числа

1,31

0,25

1,5

3,5

Составление числового ряда

Числа

11

8

11,5

13,5

предметы

3,6

1,3

1

4,5

Полученные средние значения занесем в таблицу №2.

Таблица №2

Сводная таблицарезультатов опытов 1 и 2

Задача

Среднее число правильных воспроизведений

Предметов

Чисел

Классификация предметов

12,25

1,6

Составление числового ряда

2,6

11

Анализ результатов и выводы:

1. 

На основаниианализа полученных нами данных (таблица №2) следует отметить, что условиемпродуктивности непроизвольного запоминания является интерес у исследуемых кобъекту исследования.

Так, при классификации предметов объектомнепроизвольного внимания были числа и среднее число правильных воспроизведенийсоставило 1,6, а при составлении числового ряда объектом непроизвольноговнимания стали предметы. Их среднее число правильных воспроизведений возрослодо 2,6.

2. 

Порезультатам эксперимента мы также установили, что среднее число правильныхвоспроизведений и предметов и чисел больше в подгруппе студентов, самоенаименьшее в подгруппе пенсионеров, что подтверждает нашу гипотезуисследования: продуктивность непроизвольного запоминания зависит от характерадеятельности человека.

3 стр., 1027 слов

Таблица ППП

... таблица Горбова-Шульте - Таблицы Шульте 1.Ощущение – простейший психический процесс, отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов ... Произвольное(непосредственное, опосредованное) Деятельность мозга. Появление нервных связей Процессы памяти: 1.Запоминание(запечатление) Непроизвольное Произвольное(механическое, логическое) 2.Сохранение(переработка, забывание) Динамическое ...

Деятельность студентов связана с учебнымпроцессом, поэтому у них более высокие показатели продуктивностинепроизвольного запоминания.

III.  Измерениеобъема кратковременной памяти.

Кратковременная память(КП) – вид памяти, характеризующийся оченькратким сохранением материала после однократного непродолжительного восприятияи только немедленным воспроизведением объем кратковременной памяти измеряетсячислом символов, которые могут быть воспроизведены немедленно после иходнократного предъявления. Объем КП относительно безразличен к количествуинформации и ограничен  числом 7±2. КПслужит основой более сложных функциональных образований.

Цель эксперимента: определение объема кратковременной памяти пометоду Джекобса.

Опыт.

Определение объема кратковременной памяти пометоду Джекобса.

Методика. Опыт проводится на цифровом материале. Испытуемому предъявляютсяпоследовательно семь рядов цифр, содержащих от 4 до 20 элементов. Рядысоставлены по таблице случайных чисел:

1596

29487

341620

2736411

13182000

971368297

7754296118

2817

31150

724850

5311520

01085776

131747273

6413182910

4450

40161

601433

2814106

13172940

01752344

5506373490

7816

54185

151214

6813401

50664297

25183146

5485726419

Экспериментатор по одному разу читает по очередикаждый ряд, начиная с самого короткого. После прочтения каждого ряда, через 2-3с., испытуемый письменно воспроизводит в протоколе (форма 1) элементы ряда втом же порядке, как их читал экспериментатор. Опыт повторяется четыре раза (надругих цифровых рядах).

После этого испытуемый дает словесный отчет о том,какими приемами он пользовался для запоминания ряда.

Участники эксперимента 15 человек.

Гипотеза исследования: кратковременная память характеризуется краткимхранением информации, она воспроизводится немедленно.

 

Обработка данных:

1. 

Сверимрезультаты каждого опыта с предъявленным материалом. Знаком «+» отмечаютсяправильно воспроизведенные ряды. Ряды, не воспроизведенные полностью, илиошибочно или в иной последовательности, отмечаются знаком «-».

2. 

Составимсводную таблицу результатов (таблица 3) и вычислим процент правильновоспроизведенных рядов каждой длины для каждого испытуемого.

1)  

Елена, 36 лет

Таблица 3.1.

Сводная таблицарезультатов

Номер

Результаты воспроизведения

п/п

4

5

6

7

8

9

10

1

+

+

+

+

+

2

+

+

+

3

+

+

+

+

4

+

+

Правильно воспроизведенных рядов – 64,2 %

10 стр., 4762 слов

Классификация видов памяти. Основные направления и результаты исследований

... теорией деятельности положениям (зависимость памяти, особенно непроизвольной от содержания, структуры, мотивации деятельности). Классификация видов памяти. Основные направления и результаты исследований. Главное -- знать основание ... за пределами фокуса сознания. Основные направления и результаты исследований. 1. Исследования различных модальностей и уровней памяти (в общей логике Блонского и закона ...

2)                

ГалинаАлександровна, 68 лет

Таблица 3.2.

Сводная таблицарезультатов

Номер

Результаты воспроизведения

п/п

4

5

6

7

8

9

10

1

+

+

+

+

2

+

+

+

+

3

+

+

4

+

Правильно воспроизведенных рядов – 39,2 %

3)                

Валентина, 31год

Таблица 3.3.

Сводная таблицарезультатов

Номер

Результаты воспроизведения

п/п

4

5

6

7

8

9

10

1

+

+

+

+

+

+

2

+

+

+

+

+

3

+

+

+

+

4

+

+

+

+

Правильно воспроизведенных рядов – 67,9

4)                

РоманВалерьевич, 41 год

Таблица 3.4.

Сводная таблицарезультатов

Номер

Результаты воспроизведения

п/п

4

5

6

7

8

9

10

1

+

+

+

+

+

+

2

+

+

+

+

3

+

+

+

4

+

+

Правильно воспроизведенных рядов – 64,2

и т.д.

Процент правильно воспроизведенных рядов составил:

5)                

Оксана, 5 лет– 62,1%

6)                

Ирина, 28 лет– 59,2%

7)                

ЛюдмилаВалерьевна  — 47%

8)                

ВалерийТихонович, 66 лет – 58,4%

9)                

Нина Ефимовна,53 года – 59,3%

10)            

Надежда, 20лет – 69,9%

11)            

7 стр., 3416 слов

Таблица по теориям личности

... – конструкт (от англ. Сonstruct - строить) – это особенности всех известных познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления и речи). Благодаря конструктам человек не только познает, но и устанавливает ... до 2 лет). На этой стадии у детей формируется способность сохранять в памяти образы предметов окружающего мира. До завершения этой стадии детям кажется, что предметы ...

Екатерина, 22года – 71,5%

12)            

Ирина, 24года – 63,8%

13)            

Ирина, 28 лет– 61,9%

14)            

Павел, 27 лет– 59,9%

15)            

ЮрийФедорович – 50,1%

Наибольший процент воспроизведенных рядов каждойдлины оказался у студенток Надежды и Екатерины.

3.               

Вычислимобъем памяти по формуле:

,

где А –наибольшая длина ряда, воспроизведенногоправильно во всех опытах;

n– число опытов (n=4);

m — количество правильно воспроизведенных рядов, больших A;

k– интервал между рядами (k=1).

А в нашем случае для каждого испытуемого разные.

Определим объем памяти для каждого испытуемого.

1.      

V=5+15/4+1/2=5+3,7+0,5=9,2

2.      

V=4+12/4+1/2=4+0,3+0,5=4,8

3.      

V=5+19/4+1/2=5+4,75+0,5=10,2

4.      

V=5+15/4+1/2=9,2

5.      

V=5+12/4+1/2=5,8

6.      

V=4+12/4+1/2=4,8

7.      

V=4+11/4+1/2=7,25

8.      

V=4+13/4+1/2=7,75

9.      

V=5+12/4+1/2=5,8

10. 

V=5+19/4+1/2=10,2

11. 

V=5+21/4+1/2=10,75

12. 

V=9,8

13. 

V=7,3

14. 

V=7,8

15. 

V=7

5. 

Составимтаблицу результатов опытов всей группы испытуемых и вычислим средние показатели(таблица 4).

Таблица 4.

Сводная таблица среднихпоказателей результатов

Номер

Результаты воспроизведения

п/п

4

5

6

7

8

9

10

1

15

15

15

15

14

13

2

15

15

15

14

11

3

15

15

14

13

10

4

15

15

10

Правильно воспроизведенных рядов – 56,7%

Подсчитаем средний объем кратковременной памяти погруппе:

Ниже среднего уровня объема памяти наблюдается упенсионеров. Выше среднего уровня – у студентов.

В ходе эксперимента мы наблюдали за ходом процессазапоминания. При этом мы можем сделать вывод о том, что полученная информация входе эксперимента при однократном ее восприятии хранится недолго у испытуемых,она воспроизводится немедленно, если испытуемый не воспроизводил сразу цифровойряд, то потом он его уже воспроизвести правильно не мог, что подтверждает нашугипотезу исследования.

IV. Исследование динамики процесса заучивания.

Запоминание – процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путемсвязывания его с уже приобретенным ранее. Запоминание есть закономерный продуктдействия субъекта с объектом характеристики запоминания того или иногоматериала определяются мотивами, целями и способами деятельности личности.

11 стр., 5153 слов

Таблица по педагогике

... задаткам ребенка присущестремление к развитию. Задача воспитания заключается в том, чтобы путем правильно составленной системы упражнений содействовать этому развитию.Обеспечить гармоническое развитие ребенка в полном ... истории руководство для семейного воспитания «Материнская школа». 40-е гг. опубликовал ряд учебников. 1650г. Был приглашен для организации школ в Венгрии, где попытался частично ...

Существенную роль в запоминании играет повторениематериала. В процессе запоминания центральное место принадлежит организациидействий субъекта с материалом.

Цель исследования: изучение динамики запоминания.

Методика:используется метод заучивания. Экспериментальным материалом служат несвязанные между собой по смыслу слова (из 4-6 букв): огонь, лиса, круг, манеж,жгут, письмо, краски, линейка, заяц, стоять, пишу, книга. Материал представляютс