34
МЧС России
Санкт-петербургский университет государственной противопожарной службы
УТВЕРЖДАЮ
Начальник кафедры
психологии и педагогики
подполковник внутренней службы
А.В. Шленков
«____» ___________ 20__ г.
ЛЕКЦИЯ
по дисциплине «Психология и педагогика»
для обучающихся по направлению подготовки
специальность 280705.65 «Пожарная безопасность»
специализация (профиль) 28070501.65 «Государственный пожарный надзор»
ТЕМА №4
«ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВЫЕ ПРОЦЕССЫ
И ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ»
Обсуждена на заседании ПМК (секции)
Протокол № ____от «____»____________20__г.
Санкт-Петербург
I. Цели занятия
Дидактические:
- Ознакомить обучающихся с волевыми действиями и качествами человека.
- Рассмотреть виды и характеристику эмоций, чувств, причины возникновения и значение эмоций.
- Дать представление о психических состояниях человека, стрессе и общем адаптационном синдроме.
Развивающие:
- Развивать у обучаемых познавательный интерес к изучаемой теме.
Воспитательные:
1.Воспитывать у обучаемых стремление к самообразованию.
II. Расчет учебного времени
Содержание и порядок проведения занятия |
Время, мин |
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ: принять доклад о готовности группы к занятиям; проверить наличие обучаемых, внешний вид, готовность к занятиям. Объявить тему, цели и учебные вопросы занятия. Подчеркнуть актуальность и значимость темы для дальнейшей практической деятельности обучаемых. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Учебные вопросы:
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ: напомнить тему, цели занятий, ответить на поставленные вопросы, дать задание на самостоятельную работу, самоподготовку; выдать план проведения всех видов занятий. |
10
70
20 20 30
10 |
III. Литература
Основная:
1. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. — СПб.: Питер (Серия «Учебник Нового века»), 2008.
2. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Психология : учебник для вузов . -7-е изд., стер., М.: ACADEMIA, 2007. — 512 с.
3. Психология и педагогика: учебник / Л. Д. Столяренко, С. И. Самыгин, В. Е. Столяренко. — 2-е изд., перераб. и доп. — Ростов н/Д : Феникс, 2010. — 636 с.
4. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика – СПб: Питер, 2008. – 432 с.: ил.
5. Столяренко Л.Д. Психология и педагогика для технических вузов: учебное пособие / Л. Д. Столяренко, М. А. Гулиев, Р. Х. Ганиева. — 3-е изд. — Ростов н/Д : Феникс, 2007. — 510 с.
Дополнительная:
- Канин В. Прикладная психология: Учебник для вузов/1-е изд-е – СПб.: Питер (Серия «Учебник нового века»), 2007.
- Немов Р. С. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3-х кн. Кн. 1: Общие основы психологии. — 2-е изд. М.: Владос, 2008.
- Психология и педагогика: курс лекций по спец. 280104.65 — Пожарная безопасность, 030501.65 — Юриспруденция, 080109.65 — Бухгалтерский учет, анализ и аудит / Д. С. Безносов [и др.]; ред. В. С. Артамонов; МЧС России. — СПб.: СПбУ ГПС МЧС России, 2008. — 388 с.
- Столяренко Л. Д. Основы психологии: учебное пособие . -18-е изд. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. — 671 с.
- Сластенин В. А.,. Каширин В. П. Психология и педагогика: учебное пособие . — 8-е изд., стер. — М. : ACADEMIA, 2010. — 480 с.
IV. Учебно-материальное обеспечение
- Мультимедийный проектор, компьютерная техника.
- Слайды:
- Название темы.
- Учебные вопросы.
- Рекомендуемая литература.
- Волевые действия и волевые качества человека.
- Эмоции и чувства.
- Психические состояния.
- Заключение.
- Темы докладов к семинарскому занятию.
V. Текст лекции введение
По мнению большинства исследователей, чувства, как и воля, являются одним из важнейших элементов структуры личности. Но, с другой стороны, чувства не могут рассматриваться вне эмоциональных психических процессов, поскольку все, с чем мы сталкиваемся в повседневной жизни, вызывает у нас определенное отношение: одни объекты и явления реального мира — симпатию, другие — отвращение, одни — интерес и любопытство, другие — безразличие. Даже отдельные свойства предметов, информацию о которых мы получаем через ощущения, например цвет, вкус, запах, не оставляют нас безразличными: ощущая их, мы испытываем удовольствие или неудовольствие, иногда отчетливо выраженные, иногда едва заметные. Эта своеобразная окраска ощущений, характеризующая наше отношение к отдельным качествам предмета, называется чувственным тоном ощущений.
Более сложное отношение вызывают к себе жизненные факты, взятые во всей их полноте, во всем многообразии их свойств и особенностей. Отношения к ним выражаются в сложных чувственных переживаниях, известных как радость, горе, симпатия, пренебрежение, гнев, гордость, стыд и страх. Все эти переживания представляют собой чувства и эмоции.
Учебный вопрос № 1 Волевые действия и волевые качества человека.
Воля — это сознательное регулирование своего поведения и деятельности, выражающееся в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.
Главная функция воли заключается в сознательной саморегуляции активности в трудных условиях жизнедеятельности. В основе саморегуляции лежит взаимодействие процессов возбуждения и торможения нервной системы.
Поведение может быть непроизвольным и произвольным:
1. К непроизвольному поведению относятся импульсивные действия, неосознанные, неподчиненные общей цели реакции (например на шум за окном, на предмет, способный удовлетворить потребность, и т. д.), а также поведенческие реакции человека, наблюдаемые в ситуациях аффекта — под воздействием эмоционального состояния, неконтролируемого сознанием.
2. Произвольные, сознательные действия — направлены на достижение поставленной цели. Именно сознательная целеустремленность действий характеризует волевое поведение. При этом волевые действия могут включать в себя в качестве отдельных звеньев движения, которые в ходе образования навыка автоматизировались и потеряли свой первоначально сознательный характер.
Волевые действия отличаются друг от друга уровнем сложности. Сложные волевые действия включают в себя целый ряд более простых волевых действий. Например, когда мы хотим утолить жажду, мы встаем, идем на кухню, наливаем воду в стакан и т.д. Основой усложнения действий является то, что достижение поставленной цели требует выполнения ряда промежуточных действий, приближающих к намеченной цели.
Важнейшим признаком волевого поведения является его связь с преодолением препятствий.
1. Внутренние, или субъективные, препятствия – это побуждения человека, направленные на отказ от данного действия или на выполнение противоположного ему действия: например, ребенку хочется поиграть, но в это же время ему необходимо делать домашнее задание. В качестве внутреннего препятствия могут выступать усталость, желание развлечься, страх, стыд, ложное самолюбие, инертность, лень и т. д.
2. Внешнее препятствие – это, например, отсутствие необходимого инструмента для работы или противодействие других людей, не желающих того, чтобы поставленная вами цель была достигнута.
Волевые действия могут различаться по степени осознанности.
Важнейшей особенностью волевых действий, направленных на преодоление препятствий, является осознание значения поставленной цели, за которую надо бороться, сознание необходимости ее достичь. Чем более значима цель, тем больше препятствий человек в состоянии преодолеть.
Иногда человек осознает то, что он делает, но не может объяснить, ради чего он это делает, когда охвачен сильными чувствами, испытывает эмоциональное возбуждение. Подобные действия принято называть импульсивными. Совершив необдуманные действия, человек очень часто раскаивается в том, что сделал. Но воля человека в том и заключается, чтобы удерживать себя от совершения необдуманных поступков при аффективных вспышках. Следовательно, воля связана с мыслительной деятельностью и чувствами.
Связь воли и мышления. Без участия мышления волевые действия были бы лишены сознательности, т. е. перестали бы быть волевыми действиями. Воля подразумевает наличие сознательной целеустремленности человека, что требует мыслительных процессов — сознательного выбора цели и подбора средств для ее достижения.
Связь воли и чувств. То, что нам безразлично, как правило, не выступает в качестве цели действий. Однако часто мы сталкиваемся с ситуацией, когда чувства выступают препятствием в достижении поставленной цели и приходится прилагать волевые усилия для того, чтобы противостоять негативному воздействию эмоций.
Мотивы волевых действий – это те причины, которые побуждают человека действовать. Все мотивы волевых действий можно разделить на две основные группы: основные и побочные мотивы. При этом в различных условиях деятельности или у различных людей один и тот же мотив (побудительная причина) может быть в одном случае основным, а в другом побочным. Кроме этого, важную роль в формировании мотивированного поведения играют интересы и склонности и в особенности мировоззрение, взгляды, убеждения и идеалы, которые формируются в процессе воспитания.
Психологическая структура волевого акта
С чего же начинается волевое действие (рис. 1)? Конечно, с осознанного понимания того, чего индивид хочет и чего он должен добиться. При ясном осознании цели и мотива, ее вызывающего, стремление к цели принято называть желанием. Желание — осознанно, влечение — неосознанно (чего-то хочется, чего-то не хватает, но что именно – не понятно).
Принятие решения действовать
БОРЬБА МОТИВОВ
ВОЛЕВОЕ УСИЛИЕ
Внутреннее волевое
действие
Внешнее исполнение волевого действия
Рис. 1. Психологическая структура волевого акта.
Желание обостряет осознание цели будущего действия и построение его плана, при этом отчетливо осознаются возможные пути и средства достижения цели. При формировании цели особую роль играет содержание цели, которая ставится, характер цели и ее значение. Чем значительнее цель, тем более мощное стремление может быть ею вызвано. Психическое состояние, характеризующееся столкновением нескольких желаний или нескольких побуждений к деятельности, называют борьбой мотивов. Борьба мотивов включает в себя широкое мысленное обсуждение человеком тех оснований, которые говорят за и против необходимости действовать в определенном направлении, обсуждение того, как именно действовать. Заключительным моментом борьбы мотивов является принятие решения, заключающееся в выборе цели и способа действия: человек решает действовать в определенном направлении, отдавая предпочтение конкретным целям и мотивам и отвергая другие. Принимая решение, человек проявляет решительность, при этом он чувствует ответственность за дальнейший ход событий.
Не отвергая значимости борьбы мотивов и внутренней работы сознания, сущностью воли считают исполнение принятого решения, поскольку борьба мотивов и следующее за этим принятие решения не идут дальше субъективных состояний. Именно исполнение решения составляет основной момент волевой деятельности человека. Таким образом, волевое действие имеет следующие ступени:
1. Первая ступень — постановка цели, т.е. ожидаемый и предполагаемый результат действия. При этом происходит «борьба» мотивов.
2. Вторая ступень — мысленное планирование с помощью каких средств добиться поставленной цели. При выборе средств также могут иметь место серьезная борьба и конфликт мотивов. Недопустимо исходить из принципа «цель оправдывает средства», т.е. для достижения цели все средства хороши.
3. Третьей ступенью является совершение действия. На этой ступени человек сталкивается с разнообразными внешними трудностями, которые препятствуют достижению цели.
План может быть детализирован в разной степени. Для его реализации необходимо сознательное волевое усилие – это состояние внутреннего напряжения, или активности, которое вызывает мобилизацию внутренних ресурсов, необходимую для выполнения задуманного действия. Поэтому волевые усилия всегда связаны со значительными затратами энергии. Этот заключительный этап волевого действия может в одних случаях проявляться во внешним действии, в других случаях заключаться в отказе от внешнего действия, такое проявление называют внутренним волевым действием.
В различных условиях волевые усилия будут различаться по интенсивности. Помимо ситуативных факторов существуют и относительно устойчивые факторы, определяющие интенсивность волевых усилий:
1. мировоззрение личности, проявляющееся в отношении к тем или иным явлениям окружающего мира;
2. моральная устойчивость, определяющая способность следовать по намеченному пути в соответствии с принятым решением;
3. уровень самоуправления и самоорганизации личности и др.
Воля человека характеризуется определенными качествами:
1. Сила воли — умение преодолевать значительные затруднения, возникающие на пути к достижению поставленной цели. Чем серьезнее препятствие, которое вы преодолели на пути к поставленной цели, тем сильнее ваша воля. Проявлением силы воли являются выдержка и самообладание, которые выражаются в недопущении импульсивных и необдуманных действий, в умении владеть собой, а также воздерживаться от того, что хочется делать, но что представляется неразумным или неправильным.
2. Целеустремленность – сознательная и активная направленность личности на достижение определенного результата деятельности. Обычно различают целеустремленность стратегическую, т. е. умение руководствоваться определенными принципами, и целеустремленность оперативную, заключающуюся в умении ставить ясные цели и не отвлекаться от них в процессе выполнения.
3. Инициативность — способность действовать с целью реализации возникших идей. Для многих людей преодоление собственной инертности является наиболее трудным моментом волевого акта. Сделать первый осознанный шаг к реализации новой цели может только самостоятельный человек.
4. Самостоятельность — способность осознанно принимать решения и умение не поддаваться влиянию различных факторов, препятствующих достижению поставленной цели. Самостоятельный человек способен, критически оценивая советы и предложения окружающих, действовать на основе своих взглядов и убеждений, внося в свои действия коррективы.
5. Решительность — отсутствие излишних колебаний и сомнений при борьбе мотивов, своевременное и быстрое принятие решений. Для решительных людей характерен быстрый и энергичный переход от выбора необходимых действий к самим действиям.
От решительности как позитивного волевого качества необходимо отличать импульсивность, которая характеризуется торопливостью в принятии решений, необдуманностью поступков. Торопливость в принятии решения таким человеком, как правило, объясняется его нерешительностью, тем, что принятие решения для него является чрезвычайно сложным и мучительным процессом, поэтому он стремится скорее от него освободиться.
6. Последовательность. У последовательного человека все поступки вытекают из единого руководящего принципа, которому подчинено все второстепенное и побочное. Последовательность действий, в свою очередь, самым тесным образом связана с самоконтролем и самооценкой.
Вывод по первому вопросу:
Таким образом, воля — это сознательное регулирование своего поведения и деятельности, выражающееся в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Главная функция воли заключается в сознательной саморегуляции активности в трудных условиях жизнедеятельности.
УЧЕБНЫЙ ВОПРОС № 2
Эмоции и чувства
Чувства и эмоции — это особый класс психических состояний, отражающих своеобразное отношение человека к конкретным предметам и явлениям действительности. Эмоции (от лат. emoveo — потрясать, волновать) – психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека.
Эмоции формируются в ходе человеческой деятельности, направленной на удовлетворение его потребностей. К наиболее значимым эмоциям принято относить следующие типы эмоциональных переживаний: аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения и эмоциональный стресс.
1. Аффект — это интенсивные, бурные и кратковременные эмоциональные вспышки. Эта эмоциональная реакция полностью захватывает психику человека, соединяя главный воздействующий раздражитель со всеми смежными и образуя единый аффективный комплекс, определяющий реакцию на ситуацию в целом.
2. Эмоции, как самостоятельная группа психических явлений, отличаются от аффектов, прежде всего, длительностью данного состояния. Эмоции представляют собой реакцию не только на текущие, но и на вероятные или вспоминаемые события. С точки зрения влияния на деятельность человека эмоции делятся на стенические и астенические.
Стенические эмоции (от греческого слова «стенос» — сила) стимулируют деятельность, увеличивают энергию и напряжение сил, побуждают к поступкам, высказываниям.
Астенические (от греч. «астенос» — слабость, бессилие) переживания характеризуются своеобразной скованностью, пассивностью — это тоска, печаль, уныние, подавленность.
Неоднократно предпринимались попытки выделить основные, «фундаментальные» эмоции. Наиболее часто к ним относят следующее:
- Радость — положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность.
- Удивление — эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства, не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака.
- Страдание — отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся таковой информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей.
- Гнев — эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной потребности.
• Отвращение — отрицательное эмоциональное состояние, вызывающееся объектами (предметами, людьми, обстоятельствами и др.), соприкосновение с которыми (физическое взаимодействие, коммуникация в общении и пр.) вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта.
• Презрение — отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта чувства.
- Страх — отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о возможной угрозе его жизненному благополучию, о реальной или воображаемой опасности.
- Стыд — отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности ожиданиям окружающих и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.
Внешнее выражение эмоций. Изменения, возникающие при сильных эмоциях во всем организме, захватывают систему мышц лица и всего тела и проявляются в выразительных движениях.
Мимика — выразительные движения лица: улыбка, горестньий взгляд, нахмуренные или поднятые в удивлении брови и пр.
Пантомимика — выразительные движения всего тела (поза, жесты, наклон головы и др.), вокальная мимика — выражение эмоций в интонации и тембре голоса. Интонация придает слову тот живой оттенок смысла, то конкретное значение, которые хочет выразить говорящий.
Эмоциональный шок — потрясение, выражается часто в кратковременной дезорганизации поведения (человек как бы «теряется», не знает, что сделать).
Проявляется при внезапном испуге, ужасе, гневе и пр.
Значение эмоций
1. Мобилизация физических и интеллектуальных ресурсов. Эмоция способствует сосредоточению внимания, обостряет мыслительную деятельность и чувствительность анализаторов, облегчает запоминание большего объема информации и на более длительный срок повышает спортивные достижения и т.п. Однако отрицательная астеническая эмоция сопровождается демобилизацией ресурсов организма.
2. Коммуникативная роль эмоции реализуется с помощью мимических и пантомимических движений, позволяющих человеку передавать свои переживания другим людям, сообщать им о своем отношении к объектам, явлениям.
3. Эмоции влияют на здоровье организма. Положительные эмоции оказывают благотворное влияние на состояние здоровья человека. Н. И. Пирогов заметил, что солдаты побеждающей армии выздоравливают быстрее, а И.П.Павлов отмечал, что положительная эмоция делает человека здоровым, отрицательная (тоска, страх, гнев и др.), при частых повторениях или большой продолжительности — разрушает организм. Для предупреждения отрицательных последствий эмоционального стресса необходимы интенсивные физические упражнения и любая деятельность, вызывающая положительные эмоции (любимая работа, увлечение).
4. Отражательная (оценочная) функция, например оценка экстремальной ситуации. Однако оценивает ситуацию не эмоция, а организм. Эмоция же в данном случае мобилизует организм, т.е. она выполняет мобилизующую роль.
5. Подкрепляющая функция эмоций — лучшее запоминание информации в состоянии эмоционального возбуждения и др., при этом эмоция выполняет также мобилизующую роль.
3. Чувства — это психические состояния, более длительные, чем эмоции, и носящие четко выраженный предметный характер. Главное различие эмоций и чувств заключается в том, что эмоции носят характер ориентировочной реакции. Особую форму переживания представляют собой высшие чувства, в которых заключено все богатство подлинно человеческих отношений. В зависимости от предметной сферы, к которой они относятся, чувства подразделяются на нравственные, эстетические и интеллектуальные.
Нравственными, или моральными, называются чувства, переживаемые людьми при восприятии явлений действительности и сравнении этих явлений с нормами, выработанными обществом. К нравственным чувствам относятся чувство долга, гуманность, доброжелательность, любовь, дружба, патриотизм, сочувствие, к аморальным можно отнести жадность, эгоизм, жестокость. Содержание этих чувств в разных обществах понимается несколько по-разному, но их общая оценка одинакова, что подразумевает наличие общечеловеческой системы ценностей.
Морально-политические чувства. Эта группа чувств проявляется в эмоциональных отношениях к различным общественным учреждениям и организациям, а также к государству в целом. Они могут выступать как побудительные силы героических дел и поступков. Поэтому одной из задач любого государственного строя всегда было и остается формирование таких морально-политических чувств, как патриотизм, любовь к Родине.
Интеллектуальными чувствами называются переживания, возникающие в процессе познавательной деятельности человека. Существование интеллектуальных чувств — удивления, любопытства, любознательности, чувства радости по поводу сделанного открытия, чувства сомнения в правильности решения, чувства уверенности в правильности доказательства и пр. — является ярким свидетельством взаимосвязи интеллектуальных и эмоциональных моментов. При этом чувства выступают как своеобразный регулятор умственной деятельности.
Эстетические чувства представляют собой эмоциональное отношение человека к прекрасному, природе, жизни людей и искусству. В чувстве юмора проявляется беззлобно-насмешливое отношение к чему-нибудь или к кому-нибудь. В юморе смех сочетается с симпатией к тому, на что он направлен. Чувство иронии — это тонкая насмешка, выраженная в скрытой форме, остро критическое отношение к миру, людям, самому себе. Ее цель — совершенствование действительности. Сарказм — это язвительная насмешка, гневная ирония. Цинизм — издевка, насмешка, основанные на чувстве озлобленности мелкого человека против всего, что лучше и выше его. Люди с чувством цинизма способны не созидать, а разрушать, не уважать, а унижать окружающих людей, а главное, они ни за что не чувствуют собственной ответственности. Чувство комического — резкое несоответствие между тем, что собою представляет в действительности какое-либо жизненное явление, и тем, за что оно себя выдает, на что претендует.
4. Настроение. Настроение отличается от эмоций меньшей интенсивностью и устойчивостью. Настроение — это бессознательная оценка личностью того, насколько благоприятно для нее складываются обстоятельства. Устойчивость настроения зависит от: общего состояния здоровья, работы желез внутренней секреции и от тонуса нервной системы, возраста, индивидуальных особенностей характера и темперамента, силы воли, уровня развития ведущих мотивов поведения. Настроение может стать устойчивой чертой личности, делящей людей на оптимистов и пессимистов.
Вывод по второму вопросу:
Таким образом, эмоции формируются в ходе человеческой деятельности, направленной на удовлетворение его потребностей. К наиболее значимым эмоциям принято относить следующие типы эмоциональных переживаний: аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения и эмоциональный стресс.
Учебный вопрос № 3 Психические состояния
Функциональное состояние — это степень активности ЦНС и других систем организма, обеспечивающих его жизнедеятельность в различных условиях, в т.ч. и во время сна, а также степень развития и целостность структур организма, уровень их функционирования.
Выделяют три основные группы физиологических реакций, по которым судят об изменении функционального состояния человека.
1. Двигательные показатели, которые измеряются количеством и интенсивностью двигательных реакций, приходящихся на определенный интервал времени, уровень мышечного тонуса, при котором удерживается определенная поза или выполняются различные движения.
2. Вегетативные показатели — частота (16 — 20 в минуту) и глубина дыхания, кожно-гальванический рефлекс (изменение проводимости кожных покровов), артериальное давление (120/80 мм рт. ст.), расширение и сужение сосудов головы и конечностей, частота пульса, систолический выброс (70—80 мл), минутный выброс сердца (4 — 5 л).
3. Показатели электроэнцефалограммы (ЭЭГ) как один из индикаторов функционального состояния организма.
В функциональном состоянии организма можно выделить субъективную составляющую, которая обеспечивает мотивационное поведение, и объективную — восстановление нарушенного равновесия систем. При этом следует отметить, что у человека субъективная сторона (психические составляющие) функционального состояния является ведущей, так как в ходе адаптационных перестроек субъективные сдвиги, как правило, намного опережают объективные.
Под субъективной стороной понимаются психические явления, которые, включая и комплекс переживаний, относятся к личностным образованиям. Таким образом, особенности человеческой личности определяют не только успешность его адаптации к новым (или изменившимся) условиям деятельности, но и характер функционирования систем его организма, его уровень работоспособности.
Личностные механизмы регуляции состояний весьма разнообразны. Их организация соответствует иерархии структуры личности. Следовательно, функциональное состояние зависит от свойств нервной системы, от типа темперамента, от общей эмоциональной направленности, или спектра «излюбленных переживаний», от способности к нейтрализации негативных эмоциональных следов и волевых качеств. Имеются данные и о влиянии на функциональное состояние интеллектуальных характеристик, а также о значении для регуляции состояний уровня психофизиологического единства личности. Таким образом, в функциональном состоянии отражаются особенности всех уровней иерархии личности.
Экспериментальные психологические исследования позволили выявить личностные качества, имеющие первоочередное значение для эффективной адаптации к условиям экстремальной профессиональной деятельности. А. Г. Маклаков назвал совокупность данных качеств личностным адаптационным потенциалом. Чем выше уровень развития адаптационного потенциала, тем в более жестких условиях сотрудник МЧС может успешно выполнять свои профессиональные обязанности.
Механизмы адаптации, выработанные в процессе эволюции, обеспечивают возможность существования организма в постоянно изменяющихся условиях среды. Начиная с работ французского физиолога Клода Бернара, выдвинувшего концепцию о постоянстве внутренней среды организма, адаптация рассматривается как совокупность динамичных образований и как соотношение между неравновесными системами. Современное представление об адаптации основывается на работах И. П. Павлова, И. М. Сеченова, П. К. Анохина, Г. Селье и др.
Адаптация – это:
- свойство организма,
- равновесие между организмом и средой,
- процесс приспособления к изменяющимся условиям среды,
- результат взаимодействия в системе «человек—среда»,
- цель, к которой стремится организм.
Таким образом, можно выделить два подхода к рассмотрению феномена адаптации. С одной стороны, адаптация является свойством любой живой саморегулирующейся системы, опосредующим ее устойчивость к условиям внешней среды (что предполагает наличие определенного уровня развития адаптационных способностей).
При другом подходе адаптация может быть рассмотрена как динамическое образование, как непосредственный процесс приспособления к условиям внешней среды.
Поскольку адаптация является свойством любого живого организма, то данное свойство присуще и человеку. Но человек — это не просто живой организм, а прежде всего биосоциальная система и элемент социальной макросистемы. Поэтому при рассмотрении проблем адаптации человека целесообразно выделить три функциональных уровня:
- физиологический,
- психологический,
- социальный.
А также можно предположить существование такого свойства личности, как способность к адаптации.
Процесс адаптации чрезвычайно динамичен. Его успех во многом зависит от целого ряда объективных и субъективных условий, функционального состояния, социального опыта, жизненной установки и многого другого. Однако можно выделить ряд личностных характеристик, которые отличаются относительной стабильностью и во многом определяют успех адаптации к самым различным условиям деятельности.
К числу таких личностных характеристик относятся:
1. уровень нервно-психической устойчивости,
2. особенности самооценки личности, ощущение своей значимости (референтности) для окружающих,
3. уровень конфликтности,
4. наличие опыта построения контактов с людьми,
5. ориентация на моральные нормы общества,
6. степень принятия групповых норм коллектива.
Нервно-психическая устойчивость оценивает склонность к срывам нервной системы при значительном психическом и физическом напряжении, что наиболее характерно для периодов кардинальной смены условий деятельности и непосредственно связано с процессом адаптации.
Нервно-психическая устойчивость — отражает наличие предпатологических состояний с латентной (невыраженной), легкой патологией психической деятельности; неоднородных как по симптоматике, так и по динамике. Лица с признаками нервно-психической неустойчивости отличаются пониженной приспособляемостью и работоспособностью, склонностью к нервно-психическим срывам и нарушению социальных норм поведения. Для них характерна повышенная эмоциональность, эмотивная и когнитивная неустойчивость, импульсивность, высокий уровень тревожности. Как правило, военнослужащие данной группы обладают признаками акцентуаций личности, психопатий и различных пограничных нервно-психических расстройств.
Не менее важную роль в обеспечении успешности адаптации играет самооценка личности. Как известно, самооценка является ядром системы саморегуляции человека и от нее во многом зависит качество функционирования основных психических процессов. Низкие самооценки свидетельствуют о негативном психическом состоянии. Лица с низкими самооценками тревожны, неустойчивы, апатичны, обладают повышенной утомляемостью, теряют интерес к жизни, не видят жизненных перспектив и часто совершают суицидные действия. Напротив, высокие, адекватные самооценки свидетельствуют о психическом здоровье.
Следующей характеристикой, определяющей процесс адаптации к условиям экстремальной профессиональной деятельности, являются коммуникативные качества личности. Поскольку человек практически всегда находится в окружении других людей, успешность его деятельности сопряжена с умением построить отношения.
Не менее важной стороной процесса адаптации является социализация, которая отражает способность адекватно воспринимать предлагаемую социальную роль.
Все вышеперечисленные состояния обладают своей динамикой и определенными фазами. Наибольший интерес вызывает состояние стресса.
Стресс (от англ. напряжение, давление) – это вид функционального состояния психики и организма в целом, определяемый мобилизацией функциональных резервов для преодоления экстремального воздействия. Стресс-фактор (стрессор) оказывает мощное воздействие, способное вызвать защитную гормональную реакцию с целью сохранения целостного организма, связанную с перестройкой его функциональных систем, с адаптацией к новым условиям жизнедеятельности.
Понимание стресса в узком смысле обозначают как неспецифические физиологические и психологические проявления приспособительной активности при сильных, экстремальных для организма воздействиях. Стресс в широком смысле обозначают как неспецифическую адаптивную активность при действии любых значительных для организма факторов. В настоящее время традиционным является понятие стресса как общей защитной реакции на негативные стимулы и воздействия, включая депривацию жизненно важных функций.
Состояние стресса — это одно из нормальных состояний человека. Стресс — это состояние, которое чаще всего сопровождает адаптационные процессы. По видам воздействия стрессы можно подразделить:
а) физиологические стрессы, связанные с напряжением биологических систем и вызываемые заболеванием, отравлением, воспалением, травмами и т.п;
б) психологические стрессы, возникающие при любых видах воздействий, вовлекающих в реакцию эмоциональную сферу.
Фундаментальные исследования в конце XIX — начале XX веков в ряде стран, в том числе и России (В.М.Бехтерев, И.П.Павлов, И.М.Сеченов), послужили основой для разработки канадским ученым Гансом Селье в 1936 г. учения о стандартных реакциях организма — «общем адаптационном синдроме» на действие различных неблагоприятных факторов.
Ведущими звеньями патогенеза в концепции стресса являются:
1. Физиологическая реакция на стресс не зависит от природы стрессора, а также от вида животного, у которого она возникает. Синдром ответной реакции представляет универсальную модель защитных реакций, направленных на защиту и на сохранение целостности организма.
2. Защитная реакция при продолжающемся или повторяющемся действии стрессора проходит три стадии; которые представляют общий адаптационный синдром.
3. Сильная и продолжительная защитная реакция может перейти в «болезнь адаптации». Болезнь будет той ценой, которую организм заплатил за борьбу со стресс-факторами.
Согласно концепции Г. Селье общий адаптационный синдром (ОАС) имеет фазы, которые представляют содержание адаптации человека.
1-я фаза – стадия тревоги является сигналом о неблагоприятном воздействии. Стадия тревоги состоит из фаз «шока» и «противотока». В ответ на воздействие стрессора сначала происходит понижение ряда физиологических, биохимических параметров (шок), но одновременно включаются защитные гормональные механизмы: мозговым слоем надпочечников обильно выделяется адреналин; гипофизом выбрасывается адренокортикотропный гормон и тиреоидный гормон; затем усиливается выработка и поступление в кровь гормонов коры надпочечников — глюкокортикоидов. Организм начинает перестраиваться — происходит «противошок». Возникают эмоции тревоги, состояния возбуждения, психического напряжения, являющиеся естественными в данной ситуации.
2-я фаза — стадия сопротивления (резистентности), когда организм адаптировался к стрессовому воздействию и функционирует в относительно сбалансированном режиме за счет мобилизованных ресурсов в соответствии с предъявляемыми ему требованиями. Ее рассматривают так же, как стадию неспецифической устойчивости. Например, при стрессоре в виде физических нагрузок после перехода из стадии тревоги к неспецифической устойчивости организм может успешно противостоять целому ряду инфекций и другим негативным воздействиям.
3-я фаза – стадия истощения, которая возникает при длительном воздействии стресс-факторов и приводит к нарушению функционирования систем организма и состоянию дезадаптации. Вновь появляются признаки реакции тревоги, носящие теперь необратимый характер.
Трехфазовую схему адаптации организма дополняют два явления:
1) наличие запасов адаптационных ресурсов организма (адаптационной энергии), расходуемой при предъявлении организму стресс-факторов с помощью фазы тревоги ОАС (как пускового механизма);
2) наличие двух уровней адаптационной энергии: поверхностной и глубокой. Поверхностная энергия задействуется на фазе тревоги, обеспечивая изменение характеристик организма и первичную адаптацию к стрессорному воздействию. Глубокая адаптационная энергия составляет тот резерв, который мобилизуется фазой тревоги, обеспечивая сопротивление неблагоприятному внешнему воздействию, т.е. адаптацию к сложившейся ситуации.
Вывод по третьему вопросу:
Таким образом, функциональное состояние — это степень активности ЦНС и других систем организма, обеспечивающих его жизнедеятельность в различных условиях, в т.ч. и во время сна, а также степень развития и целостность структур организма, уровень их функционирования. Выделяют три основные группы физиологических реакций, по которым судят об изменении функционального состояния человека.
Заключение
Значение эмоций заключается в предупреждении о разрушающем характере недостатка или избытка каких-либо факторов. Следовательно, эмоции представляют собой один из основных механизмов регуляции функционального состояния организма и деятельности человека.
Благодаря эмоциям человек осознает свои потребности и то, какие объекты в состоянии их удовлетворить. Помимо этого, эмоции способствуют реализации потребностей. При этом, поскольку любая эмоция является или положительной, или отрицательной, человек может судить о достижении результата поставленной цели. Так, положительная эмоция всегда связана с достижением результата, а отрицательная — с недостижением поставленной цели. Таким образом, следует сделать вывод о том, что эмоции самым непосредственным образом связаны с регуляцией деятельности человека.
Процесс адаптации к условиям экстремальной профессиональной деятельности затрагивает все аспекты функционирования человека. При этом стресс следует рассматривать не только как адаптивную реакцию, но и как реакцию, целесообразную для личности и организма, поскольку стресс способствует мобилизации психических и физиологических ресурсов. Успех адаптации во многом зависит от особенностей личности. Следовательно, в обязанности каждого офицера входит формирование у подчиненных тех личностных качеств, которые обеспечивают успешность адаптации в самых разнообразных, в том числе и экстремальных, условиях.
Задание для самостоятельной работы
Изучить следующие вопросы:
- Эмоции и чувства.
- Концепция Г. Селье.
- Состояния адаптации и дезадаптации.
Задание на самоподготовку
Подготовиться к семинарскому занятию. Темы докладов:
- Стресс. Общий адаптационный синдром.
- Психологическая устойчивость сотрудников МЧС.
- Профилактика состояний дезадаптации.
Вопросы для самоконтроля:
- Дайте определение и приведите классификацию психических состояний.
- Дайте определения депрессии, фрустрации, ригидности, агрессивности личности.
- Перечислите виды тревожных расстройств.
- Что такое фобии?
- Что такое «расстройства настроения»?
- Что относится к дезорганизующим эмоциональным состояниям?
Разработал:
Преподаватель кафедры
психологии и педагогики Г.В. Москаленко
«___»______________20__г.
Приложение (к лекции №4)
Задание для проведения занятий по теме №4
МЧС России
Санкт-петербургский университет государственной противопожарной службы
УТВЕРЖДАЮ
Начальник кафедры
психологии и педагогики
подполковник внутренней службы
А.В. Шленков
«____» ___________ 20__ г.
ПЛАН ЧТЕНИЯ ЛЕКЦИИ
по дисциплине «Психология и педагогика»
для курсантов 1 курса по направлению подготовки
(специальности) 280705.65 «Пожарная безопасность»
Тема №4. Эмоционально-волевые процессы и психические состояния.
Место проведения занятия: лекционный зал (ул. Фучика, 10).
Время проведения: 2 часа.
I. Цели занятия
Дидактические:
- Ознакомить обучающихся с волевыми действиями и качествами человека.
- Рассмотреть виды и характеристику эмоций, чувств, причины возникновения и значение эмоций.
- Дать представление о психических состояниях человека, стрессе и общем адаптационном синдроме.
Развивающие:
- Развивать у обучаемых познавательный интерес к изучаемой теме.
Воспитательные:
1.Воспитывать у обучаемых стремление к самообразованию.
II. Расчет учебного времени
Содержание и порядок проведения занятия |
Время, мин |
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ: принять доклад о готовности группы к занятиям; проверить наличие обучаемых, внешний вид, готовность к занятиям. Объявить тему, цели и учебные вопросы занятия. Подчеркнуть актуальность и значимость темы для дальнейшей практической деятельности обучаемых. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Учебные вопросы:
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ: напомнить тему, цели занятий, ответить на поставленные вопросы, дать задание на самостоятельную работу, самоподготовку; выдать план проведения всех видов занятий. |
10
70
20 20 30
10 |
III. Нормативно-правовые акты и рекомендуемая литература
Основная:
1. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. — СПб.: Питер (Серия «Учебник Нового века»), 2008.
2. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Психология : учебник для вузов . -7-е изд., стер., М.: ACADEMIA, 2007. — 512 с.
3. Психология и педагогика: учебник / Л. Д. Столяренко, С. И. Самыгин, В. Е. Столяренко. — 2-е изд., перераб. и доп. — Ростов н/Д : Феникс, 2010. — 636 с.
4. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика – СПб: Питер, 2008. – 432 с.: ил.
5. Столяренко Л.Д. Психология и педагогика для технических вузов: учебное пособие / Л. Д. Столяренко, М. А. Гулиев, Р. Х. Ганиева. — 3-е изд. — Ростов н/Д : Феникс, 2007. — 510 с.
Дополнительная:
- Канин В. Прикладная психология: Учебник для вузов/1-е изд-е – СПб.: Питер (Серия «Учебник нового века»), 2007.
- Немов Р. С. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3-х кн. Кн. 1: Общие основы психологии. — 2-е изд. М.: Владос, 2008.
- Психология и педагогика: курс лекций по спец. 280104.65 — Пожарная безопасность, 030501.65 — Юриспруденция, 080109.65 — Бухгалтерский учет, анализ и аудит / Д. С. Безносов [и др.]; ред. В. С. Артамонов; МЧС России. — СПб.: СПбУ ГПС МЧС России, 2008. — 388 с.
- Столяренко Л. Д. Основы психологии: учебное пособие . -18-е изд. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. — 671 с.
- Сластенин В. А.,. Каширин В. П. Психология и педагогика: учебное пособие . — 8-е изд., стер. — М. : ACADEMIA, 2010. — 480 с.
IV. Учебно-материальное обеспечение
- Мультимедийный проектор, компьютерная техника.
- Слайды:
- Название темы.
- Учебные вопросы.
- Рекомендуемая литература.
- Волевые действия и волевые качества человека.
- Эмоции и чувства.
- Психические состояния.
- Заключение.
- Темы докладов к семинарскому занятию.
V. Вводная часть
По мнению большинства исследователей, чувства, как и воля, являются одним из важнейших элементов структуры личности. Но, с другой стороны, чувства не могут рассматриваться вне эмоциональных психических процессов, поскольку все, с чем мы сталкиваемся в повседневной жизни, вызывает у нас определенное отношение: одни объекты и явления реального мира — симпатию, другие — отвращение, одни — интерес и любопытство, другие — безразличие. Даже отдельные свойства предметов, информацию о которых мы получаем через ощущения, например цвет, вкус, запах, не оставляют нас безразличными: ощущая их, мы испытываем удовольствие или неудовольствие, иногда отчетливо выраженные, иногда едва заметные. Эта своеобразная окраска ощущений, характеризующая наше отношение к отдельным качествам предмета, называется чувственным тоном ощущений.
Более сложное отношение вызывают к себе жизненные факты, взятые во всей их полноте, во всем многообразии их свойств и особенностей. Отношения к ним выражаются в сложных чувственных переживаниях, известных как радость, горе, симпатия, пренебрежение, гнев, гордость, стыд и страх. Все эти переживания представляют собой чувства и эмоции.
VI. Основная часть
Учебный вопрос № 1: волевые действия и волевые качества человека. Воля — это сознательное регулирование своего поведения и деятельности, выражающееся в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Главная функция воли заключается в сознательной саморегуляции активности в трудных условиях жизнедеятельности. В основе саморегуляции лежит взаимодействие процессов возбуждения и торможения нервной системы.
Волевые действия отличаются друг от друга уровнем сложности и степенью осознанности. Важнейшей особенностью волевых действий, направленных на преодоление препятствий, является осознание значения поставленной цели, за которую надо бороться, сознание необходимости ее достичь.
Волевое действие имеет следующие ступени:
1. Первая ступень — постановка цели, т.е. ожидаемый и предполагаемый результат действия. При этом происходит «борьба» мотивов.
2. Вторая ступень — мысленное планирование с помощью каких средств добиться поставленной цели. При выборе средств также могут иметь место серьезная борьба и конфликт мотивов. Недопустимо исходить из принципа «цель оправдывает средства», т.е. для достижения цели все средства хороши.
3. Третьей ступенью является совершение действия. На этой ступени человек сталкивается с разнообразными внешними трудностями, которые препятствуют достижению цели.
Воля человека характеризуется определенными качествами: сила воли, целеустремленность, инициативность, самостоятельность, решительность, последовательность.
Учебный вопрос № 2: эмоции и чувства. Чувства и эмоции — это особый класс психических состояний, отражающих своеобразное отношение человека к конкретным предметам и явлениям действительности. Эмоции (от лат. emoveo — потрясать, волновать) – психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. К наиболее значимым эмоциям принято относить следующие типы эмоциональных переживаний: аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения и эмоциональный стресс.
Учебный вопрос № 3:психические состояния. Функциональное состояние — это степень активности ЦНС и других систем организма, обеспечивающих его жизнедеятельность в различных условиях, в т.ч. и во время сна, а также степень развития и целостность структур организма, уровень их функционирования.
Функциональное состояние зависит от свойств нервной системы, от типа темперамента, от общей эмоциональной направленности, или спектра «излюбленных переживаний», от способности к нейтрализации негативных эмоциональных следов и волевых качеств. Имеются данные и о влиянии на функциональное состояние интеллектуальных характеристик, а также о значении для регуляции состояний уровня психофизиологического единства личности. Таким образом, в функциональном состоянии отражаются особенности всех уровней иерархии личности.
Экспериментальные психологические исследования позволили выявить личностные качества, имеющие первоочередное значение для эффективной адаптации к условиям экстремальной профессиональной деятельности. А. Г. Маклаков назвал совокупность данных качеств личностным адаптационным потенциалом.
Адаптация – это:
- свойство организма,
- равновесие между организмом и средой,
- процесс приспособления к изменяющимся условиям среды,
- результат взаимодействия в системе «человек—среда»,
- цель, к которой стремится организм.
Нервно-психическая устойчивость оценивает склонность к срывам нервной системы при значительном психическом и физическом напряжении, что наиболее характерно для периодов кардинальной смены условий деятельности и непосредственно связано с процессом адаптации.
Стресс (от англ. напряжение, давление) – это вид функционального состояния психики и организма в целом, определяемый мобилизацией функциональных резервов для преодоления экстремального воздействия.
Согласно концепции Г. Селье общий адаптационный синдром (ОАС) имеет фазы, которые представляют содержание адаптации человека. Фазы стресса: стадия тревоги (шок и противошок), стадия сопротивления (резистентности) и стадия истощения.
В конце занятия преподаватель отвечает на вопросы по материалу лекции и объявляет задание на самоподготовку и на семинарское занятие:
Задание для самостоятельной работы
Изучить следующие вопросы:
- Эмоции и чувства.
- Концепция Г. Селье.
- Состояния адаптации и дезадаптации.
Задание на самоподготовку
Подготовиться к семинарскому занятию. Темы докладов:
- Стресс. Общий адаптационный синдром.
- Психологическая устойчивость сотрудников МЧС.
- Профилактика состояний дезадаптации.
Вопросы для самоконтроля:
- Дайте определение и приведите классификацию психических состояний.
- Дайте определения депрессии, фрустрации, ригидности, агрессивности личности.
- Перечислите виды тревожных расстройств.
- Что такое фобии?
- Что такое «расстройства настроения»?
Что относится к дезорганизующим эмоциональным состояниям?
Разработал:
Преподаватель кафедры
психологии и педагогики Г.В. Москаленко
«___»______________20__г.