психологии и педагогики

34

МЧС России

Санкт-петербургский университет государственной противопожарной службы

УТВЕРЖДАЮ

Начальник кафедры

психологии и педагогики

подполковник внутренней службы

А.В. Шленков

«____» ___________ 20__ г.

ЛЕКЦИЯ

по дисциплине «Психология и педагогика»

для обучающихся по направлению подготовки

специальность 280705.65 «Пожарная безопасность»

специализация (профиль) 28070501.65 «Государственный пожарный надзор»

ТЕМА №4

«ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВЫЕ ПРОЦЕССЫ

И ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ»

Обсуждена на заседании ПМК (секции)

Протокол № ____от «____»____________20__г.

Санкт-Петербург

I. Цели занятия

Дидактические:

  1. Ознакомить обучающихся с волевыми действиями и качествами человека.
  2. Рассмотреть виды и характеристику эмоций, чувств, причины возникновения и значение эмоций.
  3. Дать представление о психических состояниях человека, стрессе и общем адаптационном синдроме.

Развивающие:

  1. Развивать у обучаемых познавательный интерес к изучаемой теме.

Воспитательные:

1.Воспитывать у обучаемых стремление к самообразованию.

II. Расчет учебного времени

Содержание и порядок проведения занятия

Время,

мин

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ: принять доклад о готовности группы к занятиям; проверить наличие обучаемых, внешний вид, готовность к занятиям. Объявить тему, цели и учебные вопросы занятия. Подчеркнуть актуальность и значимость темы для дальнейшей практической деятельности обучаемых.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Учебные вопросы:

  1. Волевые действия и волевые качества человека.
  2. Эмоции и чувства.
  3. Психические состояния.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ: напомнить тему, цели занятий, ответить на поставленные вопросы, дать задание на самостоятельную работу, самоподготовку; выдать план проведения всех видов занятий.

10

70

20

20

30

10

III. Литература

Основная:

1. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. — СПб.: Питер (Серия «Учебник Нового века»), 2008.

2. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Психология : учебник для вузов . -7-е изд., стер., М.: ACADEMIA, 2007. — 512 с.

3. Психология и педагогика: учебник / Л. Д. Столяренко, С. И. Самыгин, В. Е. Столяренко. — 2-е изд., перераб. и доп. — Ростов н/Д : Феникс, 2010. — 636 с.

4. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика – СПб: Питер, 2008. – 432 с.: ил.

5. Столяренко Л.Д. Психология и педагогика для технических вузов: учебное пособие / Л. Д. Столяренко, М. А. Гулиев, Р. Х. Ганиева. — 3-е изд. — Ростов н/Д : Феникс, 2007. — 510 с.

Дополнительная:

  1. Канин В. Прикладная психология: Учебник для вузов/1-е изд-е – СПб.: Питер (Серия «Учебник нового века»), 2007.
  2. Немов Р. С. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3-х кн. Кн. 1: Общие основы психологии. — 2-е изд. М.: Владос, 2008.
  3. Психология и педагогика: курс лекций по спец. 280104.65 — Пожарная безопасность, 030501.65 — Юриспруденция, 080109.65 — Бухгалтерский учет, анализ и аудит / Д. С. Безносов [и др.]; ред. В. С. Артамонов; МЧС России. — СПб.: СПбУ ГПС МЧС России, 2008. — 388 с.
  4. Столяренко Л. Д. Основы психологии: учебное пособие . -18-е изд. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. — 671 с.
  5. Сластенин В. А.,. Каширин В. П. Психология и педагогика: учебное пособие . — 8-е изд., стер. — М. : ACADEMIA, 2010. — 480 с.

IV. Учебно-материальное обеспечение

  1. Мультимедийный проектор, компьютерная техника.
  2. Слайды:
  • Название темы.
  • Учебные вопросы.
  • Рекомендуемая литература.
  • Волевые действия и волевые качества человека.
  • Эмоции и чувства.
  • Психические состояния.
  • Заключение.
  • Темы докладов к семинарскому занятию.

V. Текст лекции введение

По мнению большинства исследователей, чувства, как и воля, являются одним из важнейших элементов структуры личности. Но, с другой стороны, чувства не могут рассматриваться вне эмоциональных психических процессов, поскольку все, с чем мы сталкиваемся в повседневной жизни, вызывает у нас определенное отношение: одни объекты и явления реального мира — симпатию, другие — отвращение, одни — интерес и любопытство, другие — безразличие. Даже отдельные свойства предметов, информацию о которых мы получаем через ощущения, например цвет, вкус, запах, не оставляют нас безразличными: ощущая их, мы испытываем удовольствие или неудовольствие, иногда отчетливо выраженные, иногда едва заметные. Эта своеобразная окраска ощущений, характеризующая наше отношение к отдельным качествам предмета, называется чувственным тоном ощущений.

Более сложное отношение вызывают к себе жизненные факты, взятые во всей их полноте, во всем многообразии их свойств и особенностей. Отношения к ним выражаются в сложных чувственных переживаниях, известных как радость, горе, симпатия, пренебрежение, гнев, гордость, стыд и страх. Все эти переживания представляют собой чувства и эмоции.

Учебный вопрос № 1 Волевые действия и волевые качества человека.

Воля — это сознательное регулирование своего поведения и деятельности, выражающееся в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при со­вершении целенаправленных действий и поступков.

Главная функция воли за­ключается в сознательной саморегуляции активности в трудных условиях жизнедеятельности. В основе саморегуляции лежит взаимодействие процес­сов возбуждения и торможения нервной системы.

Поведение может быть непроизвольным и произвольным:

1. К непро­извольному поведению относятся импульсивные действия, не­осознанные, неподчиненные общей цели реакции (например на шум за окном, на предмет, способный удовлетворить потребность, и т. д.), а также поведенческие реакции человека, наблюдаемые в ситуациях аффекта — под воздействием эмоционального состояния, неконтролируемого сознанием.

2. Произвольные, сознательные действия — направлены на достижение постав­ленной цели. Именно сознательная целеустремленность действий характеризует волевое поведение. При этом волевые действия могут включать в себя в качестве отдельных звеньев движения, которые в ходе образования навыка авто­матизировались и потеряли свой первоначально сознательный характер.

Волевые действия отличаются друг от друга уровнем сложности. Сложные волевые действия включают в себя целый ряд более простых волевых действий. Напри­мер, когда мы хотим утолить жажду, мы встаем, идем на кухню, наливаем воду в ста­кан и т.д. Основой усложнения действий является то, что достижение поставлен­ной цели требует выполнения ряда промежуточных действий, приближающих к намеченной цели.

Важнейшим признаком волевого поведения является его связь с преодолением препятствий.

1. Внутренние, или субъективны­е, препятствия – это побуждения человека, направленные на отказ от данного действия или на выполнение противоположного ему действия: например, ребенку хочется поиграть, но в это же время ему необходимо делать домашнее задание. В качестве внутреннего препятствия могут выступать усталость, жела­ние развлечься, страх, стыд, ложное самолюбие, инертность, лень и т. д.

2. Внешнее препятствие – это, например, отсутствие необходимого инстру­мента для работы или противодействие других людей, не желающих того, чтобы поставленная вами цель была достигнута.

Волевые действия могут различаться по степени осознанности.

Важней­шей особенностью волевых действий, направленных на преодоление препятствий, является осознание значения поставленной цели, за которую надо бороться, со­знание необходимости ее достичь. Чем более значима цель, тем больше препят­ствий человек в состоянии преодолеть.

Иногда человек осознает то, что он делает, но не может объяснить, ради чего он это дела­ет, когда охвачен сильными чувствами, испытывает эмоциональное возбуждение. Подобные действия принято называть импульсивными. Совершив необдуманные действия, человек очень часто раскаивается в том, что сделал. Но воля человека в том и заключается, чтобы удерживать себя от совер­шения необдуманных поступков при аффективных вспышках. Следовательно, воля связана с мыслительной деятельностью и чувствами.

Связь воли и мышления. Без участия мышления волевые действия были бы лишены сознательности, т. е. перестали бы быть волевыми действиями. Воля подразумевает наличие сознательной целеустремленности человека, что требует мыслительных процессов — сознательного выбора цели и подбора средств для ее достижения.

Связь воли и чувств. То, что нам безразлично, как правило, не выступает в качестве цели действий. Однако часто мы сталкиваемся с ситуацией, когда чувства выступают препят­ствием в достижении поставленной цели и приходится прилагать волевые усилия для того, чтобы противостоять негативному воздействию эмоций.

Мотивы волевых действий – это те причины, которые побуждают человека действовать. Все мотивы волевых действий можно разделить на две основные группы: основные и побочные моти­вы. При этом в различных условиях деятель­ности или у различных людей один и тот же мотив (побудительная причина) мо­жет быть в одном случае основным, а в другом побочным. Кроме этого, важную роль в формировании мотивированного по­ведения играют интересы и склонности и в особенности миро­воззрение, взгляды, убеждения и идеалы, которые формируются в процессе вос­питания.

Психологическая структура волевого акта

С чего же начинается волевое действие (рис. 1)? Конечно, с осознанного понимания того, чего индивид хочет и чего он должен добиться. При ясном осознании цели и мо­тива, ее вызывающего, стремление к цели принято называть желанием. Желание — осознанно, влечение — неосознанно (чего-то хочется, чего-то не хватает, но что именно – не понятно).

Принятие решения действовать

БОРЬБА МОТИВОВ

ВОЛЕВОЕ УСИЛИЕ

Внутреннее волевое

действие

Внешнее исполнение волевого действия

Рис. 1. Психологическая структура волевого акта.

Желание обостряет осознание цели будущего действия и построение его плана, при этом отчетливо осознаются воз­можные пути и средства достижения цели. При формировании цели особую роль играет содержание цели, которая ставится, характер цели и ее значение. Чем значительнее цель, тем более мощное стремление может быть ею вызвано. Психическое состояние, характеризующееся столкновением нескольких желаний или нескольких побуждений к деятельности, называют борь­бой мотивов. Борьба мотивов включает в себя широкое мысленное обсуждение человеком тех оснований, которые говорят за и против необходимости действо­вать в определенном направлении, обсуждение того, как именно действовать. За­ключительным моментом борьбы мотивов является принятие решения, заключа­ющееся в выборе цели и способа действия: человек решает действовать в опре­деленном направлении, отдавая предпочтение конкретным целям и мотивам и отвергая другие. Принимая решение, человек проявляет решительность, при этом он чувствует ответственность за дальнейший ход событий.

Не отвергая значимости борьбы мотивов и внутренней работы созна­ния, сущностью воли считают исполнение принятого решения, поскольку борьба мотивов и следующее за этим принятие решения не идут дальше субъек­тивных состояний. Именно исполнение решения составляет основной момент волевой деятельности человека. Таким образом, волевое действие имеет следующие ступени:

1. Первая ступень — постановка цели, т.е. ожидаемый и предполагаемый результат действия. При этом происходит «борьба» мотивов.

2. Вторая ступень — мысленное планирование с помощью каких средств добиться поставленной цели. При выборе средств также могут иметь место серьезная борьба и конфликт мотивов. Недопустимо исходить из принципа «цель оправдывает средства», т.е. для достижения цели все средства хороши.

3. Третьей ступенью является совершение действия. На этой ступени человек сталкивается с разнообразными внешними трудностями, которые препятствуют достижению цели.

План может быть детализирован в разной степени. Для его реализации необходимо сознательное волевое усилие – это состояние внутреннего напряжения, или активности, которое вызывает мобилиза­цию внутренних ресурсов, необходимую для выполнения задуманного действия. Поэтому волевые усилия всегда связаны со значительными затратами энергии. Этот заключительный этап волевого действия может в одних случаях проявляться во внешним действии, в других случаях заключаться в отказе от внешнего действия, такое проявление называют внутренним волевым действием.

В различных условиях волевые усилия будут различаться по интенсивности. Помимо ситуатив­ных факторов существуют и относительно устойчивые факторы, определяющие интенсивность волевых усилий:

1. мировоззрение личности, проявляющееся в отношении к тем или иным явлениям окружающего мира;

2. мо­ральная устойчивость, определяющая способность следовать по намеченному пути в соответствии с принятым решением;

3. уровень самоуправления и самоорга­низации личности и др.

Воля человека характеризуется определенными качествами:

1. Сила волиумение преодолевать значи­тельные затруднения, возникающие на пути к достижению поставленной цели. Чем серьезнее препятствие, которое вы преодолели на пути к поставленной цели, тем сильнее ваша воля. Проявлением силы воли являются выдержка и самообладание, которые выражаются в недопущении импульсивных и необду­манных действий, в умении владеть собой, а также воздерживаться от того, что хочется делать, но что представ­ляется неразумным или неправильным.

2. Целеустремленность – сознательная и активная направленность личнос­ти на достижение определенного результата деятельности. Обычно различают целеустремленность стратегическую, т. е. умение руководствоваться определен­ными принципами, и целеустремленность оперативную, заключающу­юся в умении ставить ясные цели и не отвлекаться от них в процессе выполнения.

3. Инициативность — способность действовать с целью реализации возникших идей. Для многих людей преодоление собственной инертности является наиболее трудным моментом волевого акта. Сделать первый осознанный шаг к реализации новой цели может только самостоятельный человек.

4. Самостоятельность — способность осознанно принимать решения и умение не поддаваться влиянию различных факторов, препятствующих достижению постав­ленной цели. Самостоятельный человек способен, критически оценивая советы и предложения окружающих, действовать на основе своих взглядов и убеждений, вно­ся в свои действия коррективы.

5. Решительность — отсутствие излишних колебаний и сомнений при борьбе мотивов, своевременное и быстрое принятие решений. Для решительных людей ха­рактерен быстрый и энергичный переход от выбора необходимых действий к са­мим действиям.

От решительности как позитивного волевого качества необходимо отличать импульсивность, которая характеризуется торопливостью в принятии решений, необдуманностью поступков. Торопливость в принятии решения та­ким человеком, как правило, объясняется его нерешительностью, тем, что приня­тие решения для него является чрезвычайно сложным и мучительным процессом, поэтому он стремится скорее от него освободиться.

6. Последовательность. У последовательного человека все поступки вытекают из единого руководяще­го принципа, которому подчинено все второстепенное и побочное. Последователь­ность действий, в свою очередь, самым тесным образом связана с самоконтролем и самооценкой.

Вывод по первому вопросу:

Таким образом, воля — это сознательное регулирование своего поведения и деятельности, выражающееся в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при со­вершении целенаправленных действий и поступков. Главная функция воли за­ключается в сознательной саморегуляции активности в трудных условиях жизнедеятельности.

УЧЕБНЫЙ ВОПРОС № 2

Эмоции и чувства

Чувства и эмоции — это особый класс психических состоя­ний, отражающих своеобразное отношение человека к конкретным предметам и явлениям действительности. Эмоции (от лат. emoveo потрясать, волновать) – психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека.

Эмоции формируются в ходе человеческой деятельности, направленной на удовлетворение его потребностей. К наиболее значимым эмоциям принято относить следующие типы эмоциональных переживаний: аффекты, собственно эмоции, чувства, на­строения и эмоциональный стресс.

1. Аффект — это интенсивные, бурные и кратковременные эмоциональные вспышки. Эта эмоциональная реакция пол­ностью захватывает психику человека, соединяя главный воздействующий раз­дражитель со всеми смежными и образуя единый аффективный комплекс, опре­деляющий реакцию на ситуацию в целом.

2. Эмоции, как самостоятельная группа психических явлений, отличаются от аффек­тов, прежде всего, длительностью данного состояния. Эмоции представ­ляют собой реакцию не только на текущие, но и на вероятные или вспоминаемые события. С точки зрения влияния на деятельность человека эмоции делятся на стенические и астенические.

Стенические эмоции (от греческого слова «стенос» — сила) стимулируют деятельность, увеличива­ют энергию и напряжение сил, побуждают к поступкам, высказываниям.

Астенические (от греч. «астенос» — слабость, бессилие) переживания характеризуются своеобразной скованностью, пассив­ностью — это тоска, печаль, уныние, подавленность.

Неоднократно предпринимались попытки выделить основные, «фундаментальные» эмоции. Наиболее часто к ним относят следующее:

  • Радость — положительное эмоциональное состояние, связанное с возмож­ностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность.
  • Удивление — эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства, не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака.
  • Страдание — отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полу­ченной достоверной или кажущейся таковой информацией о невозможно­сти удовлетворения важнейших жизненных потребностей.
  • Гнев — эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной потребности.

• Отвращение — отрицательное эмоциональное состояние, вызывающееся объектами (предметами, людьми, обстоятельствами и др.), соприкосновение с которыми (физическое взаимодействие, коммуникация в общении и пр.) вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта.

• Презрение — отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизнен­ных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта чувства.

  • Страх — отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при по­лучении субъектом информации о возможной угрозе его жизненному бла­гополучию, о реальной или воображаемой опасности.
  • Стыд — отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответ­ствия собственных помыслов, поступков и внешности ожидани­ям окружающих и собственным представлениям о подобающем поведе­нии и внешнем облике.

Внешнее выражение эмоций. Изменения, возникающие при сильных эмоциях во всем организме, захватывают систему мышц лица и всего тела и проявляются в выразительных движениях.

Мимика — выразительные движения лица: улыбка, горестньий взгляд, нахмуренные или поднятые в удивлении брови и пр.

Пантомимика — выразительные движения всего тела (поза, жесты, наклон головы и др.), вокальная мимика — выражение эмоций в интонации и тембре голоса. Интонация придает слову тот живой оттенок смысла, то конкретное значение, которые хочет выразить говорящий.

Эмоциональный шок потрясение, выражается часто в кратковременной дезорганизации поведения (человек как бы «теряется», не знает, что сделать).

Проявляется при внезапном испуге, ужасе, гневе и пр.

Значение эмоций

1. Мобилизация физических и интеллектуальных ресурсов. Эмо­ция способствует сосредоточению внимания, обостряет мысли­тельную деятельность и чувствительность анализаторов, облегча­ет запоминание большего объема информации и на более длительный срок повышает спортивные достижения и т.п. Однако отрицательная астеническая эмоция сопровождается демобилиза­цией ресурсов организма.

2. Коммуникативная роль эмоции реализуется с помощью ми­мических и пантомимических движений, позволяющих человеку передавать свои переживания другим людям, сообщать им о сво­ем отношении к объектам, явлениям.

3. Эмоции влияют на здоровье организма. Положительные эмо­ции оказывают благотворное влияние на состояние здоровья че­ловека. Н. И. Пирогов заметил, что солдаты побеждающей армии выздоравливают быстрее, а И.П.Павлов отмечал, что положи­тельная эмоция делает человека здоровым, отрицательная (тоска, страх, гнев и др.), при частых повторениях или большой продолжительности — раз­рушает организм. Для предупреждения отрицательных последствий эмоциональ­ного стресса необходимы интенсивные физические упражнения и любая деятельность, вызывающая положительные эмоции (любимая работа, увлече­ние).

4. Отра­жательная (оценочная) функция, например оценка экстремаль­ной ситуации. Однако оценивает ситуацию не эмоция, а орга­низм. Эмоция же в данном случае мобилизует организм, т.е. она выполняет мобилизующую роль.

5. Подкрепляю­щая функция эмоций — лучшее запоминание информации в со­стоянии эмоционального возбуждения и др., при этом эмоция выполняет также мобилизующую роль.

3. Чувства — это психические состояния, более длительные, чем эмоции, и носящие четко выраженный предметный характер. Главное различие эмо­ций и чувств заключается в том, что эмоции носят характер ориен­тировочной реакции. Особую форму переживания представляют собой высшие чувства, в которых заключено все богатство подлинно человеческих отношений. В зависимости от предметной сферы, к которой они относятся, чувства подразделяются на нрав­ственные, эстетические и интеллектуальные.

Нравственными, или моральными, называются чувства, переживаемые людьми при восприятии явлений действительности и сравнении этих явлений с нормами, выработанными обществом. К нравственным чув­ствам относятся чувство долга, гуманность, доброжелательность, любовь, друж­ба, патриотизм, сочувствие, к аморальным можно отнести жадность, эгоизм, жес­токость. Содержание этих чувств в разных обществах пони­мается несколько по-разному, но их общая оценка одинакова, что подразумевает наличие общечеловеческой системы ценностей.

Морально-поли­тические чувства. Эта группа чувств проявляется в эмоциональных отношениях к различным общественным учреждениям и организациям, а также к государству в целом. Они могут выступать как побудительные силы героических дел и поступков. Поэтому одной из задач любого государственного строя всегда было и остается формирование таких морально-политических чувств, как патриотизм, любовь к Родине.

Интеллектуальны­ми чувствами называются переживания, возникающие в процессе познавательной деятельности человека. Существование интеллектуальных чувств — удивления, любопытства, любознательности, чувства радости по поводу сделанного открытия, чувства сомнения в правильно­сти решения, чувства уверенности в правильности доказательства и пр. — являет­ся ярким свидетельством взаимосвязи интеллектуальных и эмоциональных мо­ментов. При этом чувства выступают как своеобразный регулятор умственной дея­тельности.

Эстетические чувства представляют собой эмоциональное отношение человека к прекрасному, природе, жизни людей и искусству. В чувстве юмора проявляется беззлобно-насмешливое отношение к чему-нибудь или к кому-нибудь. В юморе смех сочетается с симпатией к тому, на что он направлен. Чувство иронии это тонкая насмешка, выраженная в скрытой форме, остро критическое отношение к миру, людям, самому себе. Ее цель — совершенствование действительности. Сарказм — это язвительная насмешка, гневная ирония. Цинизм издевка, насмешка, основанные на чувстве озлобленности мелкого человека против всего, что лучше и выше его. Люди с чувством цинизма способны не созидать, а разрушать, не уважать, а унижать окружающих людей, а главное, они ни за что не чувствуют собственной ответственности. Чувство комического — резкое несоответствие между тем, что собою представляет в действительности какое-либо жизненное явление, и тем, за что оно себя выдает, на что претендует.

4. Настроение. Настроение отличается от эмоций меньшей интенсивностью и устойчивостью. Настроениеэто бессознательная оценка личностью того, насколько благоприятно для нее склады­ваются обстоятельства. Устойчивость настро­ения зависит от: общего состояния здоровья, работы желез внутренней секреции и от тонуса нервной системы, возраста, индивидуальных особенностей харак­тера и темперамента, силы воли, уровня развития ведущих мотивов поведения. Настроение может стать устойчивой чертой личности, делящей лю­дей на оптимистов и пессимистов.

Вывод по второму вопросу:

Таким образом, эмоции формируются в ходе человеческой деятельности, направленной на удовлетворение его потребностей. К наиболее значимым эмоциям принято относить следующие типы эмоциональных переживаний: аффекты, собственно эмоции, чувства, на­строения и эмоциональный стресс.

Учебный вопрос № 3 Психические состояния

Функциональное состояниеэто сте­пень активности ЦНС и других систем организма, обеспечиваю­щих его жизнедеятельность в различных условиях, в т.ч. и во время сна, а также степень развития и целостность структур организма, уровень их функционирования.

Выделяют три основные группы физиологических реакций, по ко­торым судят об изменении функционального состояния человека.

1. Двигательные показатели, которые измеряются количеством и интенсивностью двигательных реакций, приходящихся на определенный интервал времени, уровень мы­шечного тонуса, при котором удерживается определенная поза или выполняются различные движения.

2. Вегетативные показатели — частота (16 — 20 в минуту) и глубина дыхания, кожно-гальванический рефлекс (изменение про­водимости кожных покровов), артериальное давление (120/80 мм рт. ст.), расширение и сужение сосудов головы и конечностей, частота пульса, систолический выброс (70—80 мл), минутный выброс сердца (4 — 5 л).

3. Показатели электроэнцефалограммы (ЭЭГ) как один из индикаторов функционального состояния организма.

В функциональном состоянии организма можно выделить субъективную составляющую, которая обеспечивает мотивационное поведе­ние, и объективную — восстановление нарушенного равновесия систем. При этом сле­дует отметить, что у человека субъективная сторона (психические составляющие) функционального состояния является ведущей, так как в ходе адаптационных перестроек субъективные сдвиги, как правило, намного опережают объективные.

Под субъективной стороной понимаются психические явления, которые, вклю­чая и комплекс переживаний, относятся к личностным образованиям. Таким образом, особенности человеческой личности определяют не только успешность его адаптации к новым (или изменившимся) условиям деятельности, но и характер функционирования систем его организма, его уровень работоспо­собности.

Личностные механизмы регуляции состояний весьма разнообразны. Их орга­низация соответствует иерархии структуры личности. Следовательно, функцио­нальное состояние зависит от свойств нервной системы, от типа темперамента, от общей эмоциональной направленности, или спектра «излюбленных переживаний», от способности к нейтрализации негативных эмоциональных следов и волевых ка­честв. Имеются данные и о влиянии на функциональное состояние интеллектуаль­ных характеристик, а также о значении для регуляции состояний уровня психо­физиологического единства личности. Таким образом, в функциональном состо­янии отражаются особенности всех уровней иерархии личности.

Экспериментальные психологические исследования позволили выявить лич­ностные качества, имеющие первоочередное значение для эффективной адапта­ции к условиям экстремальной профессиональной деятельности. А. Г. Маклаков назвал совокупность данных качеств личностным адаптационным потенциалом. Чем выше уровень развития адаптационного потенциала, тем в более жестких услови­ях сотрудник МЧС может успешно выполнять свои профессиональные обязан­ности.

Механизмы адаптации, выработанные в процессе эволюции, обес­печивают возможность существования организма в постоянно изменяющихся условиях среды. Начиная с работ французского физиолога Клода Бернара, выдвинувшего кон­цепцию о постоянстве внутренней среды организма, адаптация рассматривается как совокупность динамичных образований и как соотношение между неравно­весными системами. Современное представление об адаптации основывается на работах И. П. Пав­лова, И. М. Сеченова, П. К. Анохина, Г. Селье и др.

Адаптация это:

  1. свойство организма,
  2. равновесие между организмом и средой,
  3. процесс приспособления к изменяющимся условиям среды,
  4. результат взаимодействия в системе «человек—среда»,
  5. цель, к которой стремится организм.

Таким образом, можно выделить два подхода к рассмотрению феномена адап­тации. С одной стороны, адаптация является свойством любой живой саморегу­лирующейся системы, опосредующим ее устойчивость к условиям внешней сре­ды (что предполагает наличие определенного уровня развития адаптационных способностей).

При другом подходе адаптация может быть рассмотрена как ди­намическое образование, как непосредственный процесс приспособления к усло­виям внешней среды.

Поскольку адаптация является свойством любого живого организма, то дан­ное свойство присуще и человеку. Но человек — это не просто живой организм, а прежде всего биосоциальная система и элемент социальной макросистемы. По­этому при рассмотрении проблем адаптации человека целесообразно выделить три функциональных уровня:

  1. физиологический,
  2. психологический,
  3. социальный.

А также можно предположить существование такого свойства личности, как спо­собность к адаптации.

Процесс адаптации чрезвычайно динамичен. Его успех во многом зависит от целого ряда объективных и субъективных условий, функционального состояния, социального опыта, жизненной установки и многого другого. Однако можно выде­лить ряд личностных характеристик, которые отличаются относительной стабиль­ностью и во многом определяют успех адаптации к самым различным условиям деятельности.

К числу таких личностных характеристик относятся:

1. уровень нервно-психиче­ской устойчивости,

2. особенности самооценки личности, ощущение своей значимо­сти (референтности) для окружающих,

3. уровень конфликтности,

4. наличие опыта построения контактов с людьми,

5. ориентация на моральные нормы общества,

6. степень принятия групповых норм коллектива.

Нервно-психическая устойчивость оценивает склонность к срывам нервной системы при значительном психическом и физическом напряжении, что наиболее характерно для периодов кардинальной смены условий деятельности и непо­средственно связано с процессом адаптации.

Нервно-психическая устойчивость — отражает наличие предпатологических состо­яний с латентной (невыраженной), легкой патологией психической деятельности; неоднородных как по симптоматике, так и по динамике. Лица с признаками нервно-психической неустойчивости отличаются пониженной приспособляемостью и работоспособностью, склонностью к нервно-психическим срывам и нарушению социальных норм поведения. Для них характерна повышенная эмоциональность, эмотивная и когнитивная неустойчивость, импульсивность, высокий уровень тре­вожности. Как правило, военнослужащие данной группы обладают признаками акцентуаций личности, психопатий и различных пограничных нервно-психиче­ских расстройств.

Не менее важную роль в обеспечении успешности адаптации играет самооцен­ка личности. Как известно, самооценка является ядром системы саморегуляции человека и от нее во многом зависит качество функционирования основных пси­хических процессов. Низкие самооценки свидетельствуют о негативном психи­ческом состоянии. Лица с низкими самооценками тревожны, неустойчивы, апа­тичны, обладают повышенной утомляемостью, теряют интерес к жизни, не видят жизненных перспектив и часто совершают суицидные действия. Напротив, высокие, адекватные самооценки свидетельствуют о психическом здоровье.

Следующей характеристикой, определяющей процесс адаптации к условиям экстремальной профессиональной деятельности, являются коммуникативные качества личности. Поскольку человек практически всегда находится в окружении других людей, успешность его деятельности сопряжена с умением построить отношения.

Не менее важной стороной процесса адаптации является социализация, кото­рая отражает способность адекватно воспринимать предлагаемую социальную роль.

Все вышеперечисленные состояния обладают своей динамикой и определен­ными фазами. Наибольший интерес вызывает со­стояние стресса.

Стресс (от англ. напряжение, давление) – это вид функционального состояния психики и организма в целом, определяемый мобилизацией функциональных резервов для преодоления экстремального воздействия. Стресс-фактор (стрессор) оказывает мощное воздействие, способное вызвать защитную гормональную реакцию с целью сохранения целостного организма, связанную с перестройкой его функциональных систем, с адаптацией к новым условиям жизнедеятельности.

Пони­мание стресса в узком смысле обозначают как неспецифические физиологические и психологи­ческие проявления приспособительной активности при сильных, экстремальных для организма воздействиях. Стресс в широком смысле обозначают как неспецифическую адап­тивную активность при действии любых значительных для организ­ма факторов. В настоящее время традиционным является понятие стресса как общей защитной реакции на негативные стимулы и воз­действия, включая депривацию жизненно важных функций.

Состояние стресса — это одно из нормальных состояний человека. Стресс — это состояние, которое чаще всего сопровождает адаптационные про­цессы. По видам воздействия стрессы можно подразделить:

а) физиологические стрессы, связанные с напряжением биологических систем и вызываемые заболеванием, отравлением, воспалением, травмами и т.п;

б) психологические стрессы, возникающие при любых видах воздействий, вовлекающих в реакцию эмоциональную сферу.

Фундаментальные исследования в конце XIX — начале XX веков в ряде стран, в том числе и России (В.М.Бехтерев, И.П.Павлов, И.М.Сеченов), послужили основой для разработки канадским ученым Гансом Селье в 1936 г. учения о стандартных реакциях организма — «общем адаптационном синдроме» на действие раз­личных неблагоприятных факторов.

Ведущими звеньями патогенеза в концепции стресса являются:

1. Физиологическая реакция на стресс не зависит от природы стрессора, а также от вида животного, у которого она возникает. Синдром ответной реакции представляет универсаль­ную модель защитных реакций, направленных на защиту и на сохранение целостности организма.

2. Защитная реакция при продолжающемся или повторяющемся действии стрессора проходит три стадии; которые представляют общий адаптационный синдром.

3. Сильная и продолжительная защитная реакция может перейти в «болезнь адаптации». Болезнь будет той ценой, которую организм заплатил за борьбу со стресс-факторами.

Согласно концепции Г. Селье общий адаптационный синдром (ОАС) имеет фазы, которые представляют содержание адаптации человека.

1-я фаза – стадия тревоги является сигналом о неблагоприятном воздействии. Стадия тревоги состоит из фаз «шока» и «противотока». В ответ на воздействие стрессора сначала происходит понижение ряда фи­зиологических, биохимических параметров (шок), но одновременно включаются защитные гормональные механизмы: мозговым слоем надпочечников обильно выделяется адреналин; гипофизом выбра­сывается адренокортикотропный гормон и тиреоидный гормон; затем усиливается выработка и поступление в кровь гормонов коры надпочечников — глюкокортикоидов. Организм начинает перестра­иваться — происходит «противошок». Возникают эмоции тревоги, состояния возбужде­ния, психического напряжения, являющиеся естественными в дан­ной ситуации.

2-я фаза — стадия сопротивления (резистентности), когда организм адаптировался к стрессовому воздействию и функционирует в относительно сбалансированном режиме за счет мо­билизованных ресурсов в соответствии с предъявляемыми ему требованиями. Ее рассматривают так же, как стадию неспецифической устойчиво­сти. Например, при стрессоре в виде физических нагрузок после перехода из стадии тревоги к неспецифической устойчивости организм может успешно противостоять целому ряду инфекций и другим негативным воздействиям.

3-я фаза – стадия истощения, которая возникает при длительном воздействии стресс-факторов и приводит к нарушению функционирования систем организма и состоянию дезадаптации. Вновь появляются признаки реакции тревоги, носящие теперь необратимый характер.

Трехфазовую схему адаптации организма дополняют два явления:

1) на­личие запасов адаптационных ресурсов организма (адаптационной энергии), расходуемой при предъявлении организму стресс-факторов с помощью фазы тревоги ОАС (как пускового механизма);

2) наличие двух уровней адаптационной энергии: поверхностной и глубокой. Поверхностная энергия задействуется на фазе тревоги, обеспечивая изменение характеристик организма и первичную адаптацию к стрессорному воздействию. Глубокая адаптационная энергия составляет тот резерв, который мобилизуется фазой тревоги, обеспечивая сопротивление неблаго­приятному внешнему воздействию, т.е. адаптацию к сложившейся ситуа­ции.

Вывод по третьему вопросу:

Таким образом, функциональное состояние — это сте­пень активности ЦНС и других систем организма, обеспечивающих его жизнедеятельность в различных условиях, в т.ч. и во время сна, а также степень развития и целостность структур организма, уровень их функционирования. Выделяют три основные группы физиологических реакций, по ко­торым судят об изменении функционального состояния человека.

Заключение

Значение эмоций заключается в предупреждении о разрушающем характере недостатка или избытка каких-либо факторов. Следова­тельно, эмоции представляют собой один из основных механизмов регуляции функционального состояния организма и деятельности человека.

Благодаря эмоциям человек осознает свои потребности и то, какие объекты в состоянии их удовлетворить. Помимо этого, эмоции способствуют реализации потребностей. При этом, поскольку любая эмоция является или положительной, или отрицательной, человек может судить о достижении результата поставленной цели. Так, положительная эмоция всегда связана с достижением результата, а от­рицательная — с недостижением поставленной цели. Таким образом, следует сде­лать вывод о том, что эмоции самым непосредственным образом связаны с регу­ляцией деятельности человека.

Процесс адаптации к условиям экстремальной профессиональной деятельности затрагивает все аспекты функционирования человека. При этом стресс следует рассматривать не только как адаптивную реакцию, но и как реакцию, целесообразную для личности и организма, поскольку стресс способствует мобилизации психических и физиологических ресурсов. Успех адаптации во многом зависит от особенно­стей личности. Следовательно, в обязанности каждого офицера входит формирование у подчиненных тех личностных качеств, которые обеспечивают успешность адаптации в самых разнообразных, в том числе и экстремальных, условиях.

Задание для самостоятельной работы

Изучить следующие вопросы:

  1. Эмоции и чувства.
  2. Концепция Г. Селье.
  3. Состояния адаптации и дезадаптации.

Задание на самоподготовку

Подготовиться к семинарскому занятию. Темы докладов:

  1. Стресс. Общий адаптационный синдром.
  2. Психологическая устойчивость сотрудников МЧС.
  3. Профилактика состояний дезадаптации.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Дайте определение и приведите классификацию психических состояний.
  2. Дайте определения депрессии, фрустрации, ригидности, агрессивности личности.
  3. Перечислите виды тревожных расстройств.
  4. Что такое фобии?
  5. Что такое «расстройства настроения»?
  6. Что относится к дезорганизующим эмоциональным состояниям?

Разработал:

Преподаватель кафедры

психологии и педагогики Г.В. Москаленко

«___»______________20__г.

Приложение (к лекции №4)

Задание для проведения занятий по теме №4

МЧС России

Санкт-петербургский университет государственной противопожарной службы

УТВЕРЖДАЮ

Начальник кафедры

психологии и педагогики

подполковник внутренней службы

А.В. Шленков

«____» ___________ 20__ г.

ПЛАН ЧТЕНИЯ ЛЕКЦИИ

по дисциплине «Психология и педагогика»

для курсантов 1 курса по направлению подготовки

(специальности) 280705.65 «Пожарная безопасность»

Тема №4. Эмоционально-волевые процессы и психические состояния.

Место проведения занятия: лекционный зал (ул. Фучика, 10).

Время проведения: 2 часа.

I. Цели занятия

Дидактические:

  1. Ознакомить обучающихся с волевыми действиями и качествами человека.
  2. Рассмотреть виды и характеристику эмоций, чувств, причины возникновения и значение эмоций.
  3. Дать представление о психических состояниях человека, стрессе и общем адаптационном синдроме.

Развивающие:

  1. Развивать у обучаемых познавательный интерес к изучаемой теме.

Воспитательные:

1.Воспитывать у обучаемых стремление к самообразованию.

II. Расчет учебного времени

Содержание и порядок проведения занятия

Время,

мин

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ: принять доклад о готовности группы к занятиям; проверить наличие обучаемых, внешний вид, готовность к занятиям. Объявить тему, цели и учебные вопросы занятия. Подчеркнуть актуальность и значимость темы для дальнейшей практической деятельности обучаемых.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Учебные вопросы:

  1. Волевые действия и волевые качества человека.
  2. Эмоции и чувства.
  3. Психические состояния.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ: напомнить тему, цели занятий, ответить на поставленные вопросы, дать задание на самостоятельную работу, самоподготовку; выдать план проведения всех видов занятий.

10

70

20

20

30

10

III. Нормативно-правовые акты и рекомендуемая литература

Основная:

1. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. — СПб.: Питер (Серия «Учебник Нового века»), 2008.

2. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Психология : учебник для вузов . -7-е изд., стер., М.: ACADEMIA, 2007. — 512 с.

3. Психология и педагогика: учебник / Л. Д. Столяренко, С. И. Самыгин, В. Е. Столяренко. — 2-е изд., перераб. и доп. — Ростов н/Д : Феникс, 2010. — 636 с.

4. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика – СПб: Питер, 2008. – 432 с.: ил.

5. Столяренко Л.Д. Психология и педагогика для технических вузов: учебное пособие / Л. Д. Столяренко, М. А. Гулиев, Р. Х. Ганиева. — 3-е изд. — Ростов н/Д : Феникс, 2007. — 510 с.

Дополнительная:

  1. Канин В. Прикладная психология: Учебник для вузов/1-е изд-е – СПб.: Питер (Серия «Учебник нового века»), 2007.
  2. Немов Р. С. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3-х кн. Кн. 1: Общие основы психологии. — 2-е изд. М.: Владос, 2008.
  3. Психология и педагогика: курс лекций по спец. 280104.65 — Пожарная безопасность, 030501.65 — Юриспруденция, 080109.65 — Бухгалтерский учет, анализ и аудит / Д. С. Безносов [и др.]; ред. В. С. Артамонов; МЧС России. — СПб.: СПбУ ГПС МЧС России, 2008. — 388 с.
  4. Столяренко Л. Д. Основы психологии: учебное пособие . -18-е изд. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. — 671 с.
  5. Сластенин В. А.,. Каширин В. П. Психология и педагогика: учебное пособие . — 8-е изд., стер. — М. : ACADEMIA, 2010. — 480 с.

IV. Учебно-материальное обеспечение

  1. Мультимедийный проектор, компьютерная техника.
  2. Слайды:
  • Название темы.
  • Учебные вопросы.
  • Рекомендуемая литература.
  • Волевые действия и волевые качества человека.
  • Эмоции и чувства.
  • Психические состояния.
  • Заключение.
  • Темы докладов к семинарскому занятию.

V. Вводная часть

По мнению большинства исследователей, чувства, как и воля, являются одним из важнейших элементов структуры личности. Но, с другой стороны, чувства не могут рассматриваться вне эмоциональных психических процессов, поскольку все, с чем мы сталкиваемся в повседневной жизни, вызывает у нас определенное отношение: одни объекты и явления реального мира — симпатию, другие — отвращение, одни — интерес и любопытство, другие — безразличие. Даже отдельные свойства предметов, информацию о которых мы получаем через ощущения, например цвет, вкус, запах, не оставляют нас безразличными: ощущая их, мы испытываем удовольствие или неудовольствие, иногда отчетливо выраженные, иногда едва заметные. Эта своеобразная окраска ощущений, характеризующая наше отношение к отдельным качествам предмета, называется чувственным тоном ощущений.

Более сложное отношение вызывают к себе жизненные факты, взятые во всей их полноте, во всем многообразии их свойств и особенностей. Отношения к ним выражаются в сложных чувственных переживаниях, известных как радость, горе, симпатия, пренебрежение, гнев, гордость, стыд и страх. Все эти переживания представляют собой чувства и эмоции.

VI. Основная часть

Учебный вопрос № 1: волевые действия и волевые качества человека. Воля — это сознательное регулирование своего поведения и деятельности, выражающееся в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при со­вершении целенаправленных действий и поступков. Главная функция воли за­ключается в сознательной саморегуляции активности в трудных условиях жизнедеятельности. В основе саморегуляции лежит взаимодействие процес­сов возбуждения и торможения нервной системы.

Волевые действия отличаются друг от друга уровнем сложности и степенью осознанности. Важней­шей особенностью волевых действий, направленных на преодоление препятствий, является осознание значения поставленной цели, за которую надо бороться, со­знание необходимости ее достичь.

Волевое действие имеет следующие ступени:

1. Первая ступень — постановка цели, т.е. ожидаемый и предполагаемый результат действия. При этом происходит «борьба» мотивов.

2. Вторая ступень — мысленное планирование с помощью каких средств добиться поставленной цели. При выборе средств также могут иметь место серьезная борьба и конфликт мотивов. Недопустимо исходить из принципа «цель оправдывает средства», т.е. для достижения цели все средства хороши.

3. Третьей ступенью является совершение действия. На этой ступени человек сталкивается с разнообразными внешними трудностями, которые препятствуют достижению цели.

Воля человека характеризуется определенными качествами: сила воли, целеустремленность, инициативность, самостоятельность, решительность, последовательность.

Учебный вопрос № 2: эмоции и чувства. Чувства и эмоции — это особый класс психических состоя­ний, отражающих своеобразное отношение человека к конкретным предметам и явлениям действительности. Эмоции (от лат. emoveo потрясать, волновать) – психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. К наиболее значимым эмоциям принято относить следующие типы эмоциональных переживаний: аффекты, собственно эмоции, чувства, на­строения и эмоциональный стресс.

Учебный вопрос № 3:психические состояния. Функциональное состояние — это сте­пень активности ЦНС и других систем организма, обеспечиваю­щих его жизнедеятельность в различных условиях, в т.ч. и во время сна, а также степень развития и целостность структур организма, уровень их функционирования.

Функцио­нальное состояние зависит от свойств нервной системы, от типа темперамента, от общей эмоциональной направленности, или спектра «излюбленных переживаний», от способности к нейтрализации негативных эмоциональных следов и волевых ка­честв. Имеются данные и о влиянии на функциональное состояние интеллектуаль­ных характеристик, а также о значении для регуляции состояний уровня психо­физиологического единства личности. Таким образом, в функциональном состо­янии отражаются особенности всех уровней иерархии личности.

Экспериментальные психологические исследования позволили выявить лич­ностные качества, имеющие первоочередное значение для эффективной адапта­ции к условиям экстремальной профессиональной деятельности. А. Г. Маклаков назвал совокупность данных качеств личностным адаптационным потенциалом.

Адаптация – это:

  1. свойство организма,
  2. равновесие между организмом и средой,
  3. процесс приспособления к изменяющимся условиям среды,
  4. результат взаимодействия в системе «человек—среда»,
  5. цель, к которой стремится организм.

Нервно-психическая устойчивость оценивает склонность к срывам нервной системы при значительном психическом и физическом напряжении, что наиболее характерно для периодов кардинальной смены условий деятельности и непо­средственно связано с процессом адаптации.

Стресс (от англ. напряжение, давление) – это вид функционального состояния психики и организма в целом, определяемый мобилизацией функциональных резервов для преодоления экстремального воздействия.

Согласно концепции Г. Селье общий адаптационный синдром (ОАС) имеет фазы, которые представляют содержание адаптации человека. Фазы стресса: стадия тревоги (шок и противошок), стадия сопротивления (резистентности) и стадия истощения.

В конце занятия преподаватель отвечает на вопросы по материалу лекции и объявляет задание на самоподготовку и на семинарское занятие:

Задание для самостоятельной работы

Изучить следующие вопросы:

  1. Эмоции и чувства.
  2. Концепция Г. Селье.
  3. Состояния адаптации и дезадаптации.

Задание на самоподготовку

Подготовиться к семинарскому занятию. Темы докладов:

  1. Стресс. Общий адаптационный синдром.
  2. Психологическая устойчивость сотрудников МЧС.
  3. Профилактика состояний дезадаптации.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Дайте определение и приведите классификацию психических состояний.
  2. Дайте определения депрессии, фрустрации, ригидности, агрессивности личности.
  3. Перечислите виды тревожных расстройств.
  4. Что такое фобии?
  5. Что такое «расстройства настроения»?

Что относится к дезорганизующим эмоциональным состояниям?

Разработал:

Преподаватель кафедры

психологии и педагогики Г.В. Москаленко

«___»______________20__г.