8
Тема 7. Психопрофилактика, психологическое просвещение
и психологическая диагностика как направления деятельности
практического психолога и виды психологической помощи
- Психогигигиена и психопрофилактика.
- Формы психологического просвещения. Просветительская работа в учреждениях различного типа.
- Психодиагностика
- Психогигигиена и психопрофилактика.
Психогигиена— область гигиены, изучающая влияние разнообразных факторов окружающей среды и трудовой деятельности на психическое здоровье человека, разрабатывающая и осуществляющая мероприятия, направленные на сохранение и укрепление психического здоровья человека. В психологическом словаре А.Ребера (2000) сказано, что первоначальным значением этого термина было: искусство развития и поддержания психического здоровья.
Основные задачи психогигиены определены тремя главными проблемами фундаментальной психогигиены: 1) изучение природы психического здоровья и саногенного потенциала личности; 2) определение важнейших направлений и правил психогигиенической практики; 3) разработка основ профилактики состояний риска, ситуаций риска и поведения риска (зависимого поведения).
Частные задачи: изучение влияния различных условий среды на психику человека; разработка оптимальных норм труда, отдыха и быта; внедрение в практику мероприятий по укреплению нервнопсихического здоровья; повышение значения психогигиенического и психологического просвещения в психопрофилактике.
Для психогигиены, как и гигиены в целом, особенно важной является задача распространения знаний о здоровье, здоровом образе жизни, формирование навыков оздоровительного поведения, т.е. поведения, нацеленного на здоровье (в англоязычной литературе health knowledge).
Под оздоровительным поведением понимается любая мера, предпринятая индивидуумом, независимо от фактического или субъективно воспринимаемого состояния здоровья с целью укрепления, защиты или поддержания здоровья. При этом объективная эффективность такого поведения, с точки зрения достижения цели, в расчет не берется.
Инструментом для практической реализации достижений психогигиены являются:
1) создание для государственных и общественных учреждений научно обоснованных нормативов и рекомендаций, регламентирующих условия обеспечения различных видов социального функционирования человека;
ПСИХОГИГИЕНА И ПСИХОПРОФИЛАКТИКА
... психогигиены и центры общественного психического здоровья, во Франции действует специальная Лига психогигиены, в Англии — Национальный совет психогигиены. ... основе общих интересов, целей и ценностей, способов поведения, что характерно для коллективистских взаимоотношений. Ряд ... утомляемость. В процессе трудовой деятельности между людьми складываются определенные взаимоотношения, от которых зависит ...
2) обучение определенных контингентов населения, передача психогигиенических знаний, привитие навыков (медицинским работникам, педагогам, родителям и др.);
3) санитарно-просветительная психогигиеническая работа среди широких слоев населения;
4) широкая пропаганда психогигиенических знаний с привлечением общественных организаций
Психопрофилактика тесно связана с психогигиеной. Эти понятия можно разграничить только условно, т. к. сохранение и укрепление психического здоровья невозможно без предупреждения психических болезней» [35, С. 350]. Он проводит эту условную черту следующим образом: «Психогигиена в отличие от психопрофилактики имеет главную цель — сохранение, укрепление и улучшение здоровья путем организации надлежащей природной и общественной среды, соответствующего режима и образа жизни. Психопрофилактика — деятельность, цель которой предупреждение психических расстройств.
Психопрофилактика и психогигиена, как направления в работе практического психолога, фиксируются в следующих документах: годовой план работы, в котором выделено данное направление, сформулированы задачи и определено содержание работы; план-сетка на наделю, в которой указано время, содержание и категория клиентов, с которыми проводится работа; разработанные психологом программы психопрофилактики; материалы консилиумов; журнал учета работы психолога; по необходимости данная работа фиксируется в индивидуальных картах клиентов.
2. Психологическое просвещение— одна из традиционных, действенных и наиболее распространенных составляющих частей психопрофилактической работы — общего направления практической деятельности педагога-психолога, независимо от того, где, в каком учреждении или в какой из отраслей практики он работают.
Психологическое просвещение — раздел профилактической деятельности специалиста-психолога, направленный на формирование у населения (учителей, воспитателей, школьников, родителей, широкой общественности) положительных установок к психологической помощи, деятельности психолога-практика и расширение кругозора в области психологического знания.
Таким образом, исходя из этого определения, психологическое просвещение выполняет три задачи:
— первая задача — формирование научных установок и представлений о психологической науке и практической психологии (психологизация социума) [45]; — вторая задача — информирование населения по вопросам психологического знания; — третья — формирование устойчивой потребности в применении и использовании психологических знаний в целях эффективной социализации подрастающего поколения и в целях собственного развития.
Выделяют следующие формы психологического просвещения:
Наглядные формы психологического просвещения. Психологический листок и буклет. В санитарном просвещении такие формы как «Санитарный листок», «Санитарный бюллетень», буклет, витрина применяются довольно широко. В практической психологии это почти не разработанный вопрос. Формами оперативного информирования являются традиционно используемые в образовательных учреждениях листки и буклеты. В первую очередь они способствуют оформлению интерьера кабинета и лишь во вторую несут информационно-просветительную нагрузку.Плакат, специальная витрина.Как и предыдущие формы тоже выполняют преимущественно «интерьерную» функцию. Собственно даже в рекламных сообщениях об их выпуске каким-либо издательством акцентируется именно эта сторона их использования «для оформления кабинета». Собственно такую же «интерьерную» функцию выполняют и «подборки специальной литературы».Памятка.Отдельные вопросы и темы, наиболее проработанные психологом, можно оформлять в виде своеобразных памяток — небольших брошюр, выполненных типографским способом или размноженным через принтер. |
|
К примеру, способствуя определенному настрою, размещенные в психологическом кабинете плакаты, буклеты, подборки литературы и т. п., если они вовремя не убираются или не закрываются экраном (шторой) — такого вида наглядность только отвлекает внимание ребенка при индивидуальной работе с ним. Более действенно в практической психологии непосредственное общение и преимущественно устные вербальные формы информирования и просвещения. |
Беседа (индивидуальная и групповая) Кроме функции сугубо исследовательского метода беседа может эффективно использоваться и как незаменимый инструмент психотерапевтического и психопрофилактического воздействия специалиста на его клиентов. Коммуникатор должен четко представлять цель беседы, иметь ее план (удерживаемый в голове), соблюдать этико-педагогический такт во время ее проведения. То, о чем можно разговаривать «один на один», порой невозможно затрагивать и воплощать в процессе групповой беседы. |
|
|
Коллегиальное обсуждение Все перечисленные выше формы проведения психологического просвещения в какой-то мере ограничены в плане диалогического общения. Любая беседа чаще превращается в монолог, где специалист старается отстоять свою точку зрения. Коллегиальное же обсуждение располагает уже по своему определению к ди- и полиалогу. |
В качестве варианта коллегиального обсуждения вполне полноправно вслед за В. В. Пахальяном [30] приведем психолого-педагогический консилиум. В то же время, при всей даже избыточной проработанности этого вопроса в специальной литературе [53], необходимо отметить главное условие его эффективного функционирования — это способность каждого из членов консилиума к комплексному рассмотрению и решению конкретного вопроса. Собственно психолого-педагогический консилиум это не одна из организационных форм взаимоотношения практического психолога и педагога, и тем более это не начальный этап организации психологической службы, как было принято рассматривать консилиум в практической психологии образования ранее, а своеобразный «высший уровень» развития ее в конкретном образовательном учреждении. Лекция |
Лекция предполагает последовательное изложение учебного (учебно-методического, научного) материала. Основные дидактические требования к лекции высокий научно-теоретический уровень (с учетом подготовленности аудитории); целостное раскрытие темы; анализ конкретных фактов и явлений в их взаимосвязи; их обобщение; связь с ранее изученным материалом: эмоциональность изложения и т. п. Особенностью этого вида публицистического выступления является, то, что в ее основе лежит ораторское искусство. Столь необходимая при лекционной работе эта основа любого устного выступления является врожденной [36]. Любые техники могут лишь улучшить эту способность. А если таковых способностей нет? Для представителей педагогической профессии это почти неразрешимый вопрос: ни в одной из практических областей столь часто и грубо не игнорируются индивидуальные особенности и способности, присущие как отдельным учащимся, так и коллегам по работе как в образовании. |
В педагогической среде, как правило, пользуются спросом темы напрямую связанные с вопросами школьной жизни и взаимодействий в системе «учитель-ученик». Последнее время актуальными стали вопросы психологического обоснования образовательных инноваций. Выступление на методическом совещании и семинаре |
Это вариант лекционно-просветительной работы по своим характеристикам близок к лекции. Отличительными моментами такого варианта просветительной работы являются следующие моменты. Первое — тема заранее утверждена и слушательская аудитория определена, и она более ориентирована на восприятие материала выступления. Второе — этот вариант психологического просвещения не вызывает вопросов в его оценке и отнесению к одному из основных направлений работы практического психолога. Просто его однозначно относят к методической работе. Наиболее эффективной формой психологического просвещения, осуществляемого в педагогической среде, является семинар, где слушателям предлагают конкретные технологии и приемы психопрофилактической и психогигиенической работы. Как показывает опыт, целесообразно выстраивать свое сообщение на методическом совещании по схеме двух-трех блоков, предполагающих теоретическую часть (1 блок) и практическую (2-3 блоки), направленную на формирование навыков, обучение практическим приемам в рамках обсуждаемой темы. |
Постановка разнообразных вопросов, вариативность их обсуждения создают на занятиях атмосферу раздумий, своеобразного обмена мнениями, коллективного анализа, — иными словами, позволяет организовывать всестороннее обсуждение проблемы в режиме диалога и сформировать коллективное мнение. В последнее десятилетие в связи с активной пропагандой некоторых психотехник в педагогической среде стали все более и более внедряться так называемые «активные формы обучения» и игротехнические приемы. Не умаляя их ценность, следует предостеречь практического психолога от их абсолютизации: «Проведение в ходе семинарских занятий педагогических игр, дискуссий, рассмотрение ситуативных задач предназначено для отработки тех или иных «трудных» элементов деятельности учителя. Не следует, однако, забывать, что в играх профессиональные умения проявляются условно. Например, участник поочередно выступает в роли учителя, классного руководителя, учащегося. Такая имитация педагогического процесса является важным способом формирования определенных умений, но учитель в основном учится в реальной деятельности» [27, С. 5]. Психологическое просвещение как направление в работе практического психолога находит отражение в следующей документации: годовой план работы, в котором выделено данное направление, сформулированы задачи и определено содержание работы; план-сетка на неделю, в которой указаны дни, время проведения различных форм психологического просвещения и категория клиентов; разработанные психологом тексты лекций, информация для стендов, фотографии и другие материалы по проведению различных форм работы; журнал учета работы психолога. |
Специфика просветительной работы психолога в разных учреждениях.
|
|
В учреждениях образованияпсихологическое просвещение должно бы занимать одно из центральных мест в системе психопрофилактической работы. При благоприятном стечении обстоятельств в любом из типов образовательных учреждений может быть применено все многообразие форм психологического просвещения. При неблагоприятном же — на психолога возложат основной груз по осуществлению всей методической работы учреждения или, в крайнем случае — будут просто игнорировать эту часть его деятельности. Здесь необходимо определить общие точки соприкосновения и сотрудничества со всеми участниками методического обеспечения учреждения. Некоторые особенности имеет просветительская работа среди педагогического и обслуживающего персонала детских домах. В частности, педагогический персонал оказывается совершенно не компетентным в вопросах полового воспитания и оценке некоторых из моментов поведения детей, связанных с половым созреванием. |
|
Особым типом учреждения системы образования является ПМПК (психолого-медико-педагогическая консультация/комиссия). Психологическое просвещение здесь предусматривается в рамках профилактической работы сотрудников учреждения [9]. Выполняемая представителями этого учреждения (педагогами-психологами, учителями-логопедами, коррекционными педагогами и врачами) психопрофилактическая работа сводится до трех форм: индивидуальной беседы (с родителями, детьми, педагогами), обсуждений вопросов на методическом совещании и/или педагогическом консилиуме, и выступлений в СМИ. Как показывает опыт, дефектологическая тематика не столь часто привлекает внимание сотрудников СМИ, поэтому целесообразнее предлагать в них материалы по общим педагогическим, психологическим и медицинским вопросам. |
Рекомендации по работе с учащимися Психологическое просвещение в молодежной и подростковой среде, а также в контингенте учащихся младшего школьного возраста необходимо осуществлять с учетом психологии самих реципиентов информации. |
Применительно к задачам санитарного просвещения эксперты ВОЗ рекомендуют сделать это просвещение частью школьной программы — в этом случае дети воспримут такую информацию с интересом. В этом же докладе выделяются несколько важных аспектов для эффективности просвещения: — учитывать запросы «что подростки хотели бы узнать»; — говорить с ними «понятным для них языком и избегать снисходительного тона»; — создавать условия для активности самих реципиентов «в ходе этого общения подростки могли бы не только выступать в роли получателей информации, которую взрослые хотели бы им передать, но также имели бы возможность высказывать свои собственные мнения»; — сотрудничать с позитивным референтным проводником информации: «Наилучшими проводниками информации являются сверстники, поскольку молодые люди более охотно их слушают» [12. С. 115].
|
Благоприятной информационной средой для трансляции популярных санитарно-гигиенических и психологических знаний, предназначенных непосредственно для молодежи, могут стать видеоканалы и «Всемирная паутина». Самой действенной формой психологического просвещения в молодежной среде является вовлечение самих учащихся в процесс психологического информирования. Среди таких форм могут быть названы КВН, театрализованное представление и др., подготовленные под руководством психолога учреждения и музыкального (культпросвет) работника. |
Работа среди родителей учащихся Традиционно психолого-педагогическое просвещение в образовании применительно к специфике работы с родителями осуществляется в рамках педагогического всеобуча. |
|
|
|
|
|
|
Психологическое просвещение в системе экстренной психологической помощи. |
Типичным учреждением системы экстренной психологической помощи является «Телефон доверия». Как правило, основной вид работы такого учреждения консультирование. В то же время, несмотря на закрытость от других, «не участников консультативного процесса», такой вид деятельности этого типа учреждения нуждается в большей мере во внешнем представительстве своей работы [47; 48; 49]. Без рекламы, без поддержания постоянного интереса к телефонному консультированию эта служба экстренной психологической помощи обходиться не может. В практике работы эффективным как реклама является использования листков, вывешиваемых в вестибюлях школ с информацией о телефоне, и времени его работы, а также установление рекламного щита экстренной психологической помощи, размешенного на центральной улице города.
Психологическое просвещение в работе психолога прокураторы. Прокуратура, как и другие (правоохранительные и военные) является закрытым типом учреждений. Здесь главенствует единоначалие и очень жесткая субординация. В целом работа психолога прокуратуры регламентируется соответствующей «Должностной инструкцией», в которой предусмотрена (правда без подробного комментария) и психопрофилактическая работа. Выступления в СМИ представителей такого рода учреждений часты и являются составной частью их работы по профилактике преступлений. Единственное, что необходимо помнить, что материал, исходящий из этих учреждений за должностной подписью контролируется и должен иметь разрешающую визу вышестоящего по должности лица (или заместителя прокурора по связям с общественностью). Статья психолога, написанная в порядке личной инициативы и подписанная им без указания его должностного положения, может не проходить процедуру визирования. Этот вид работы, выполняющей профилактическую роль, необходим особенно в случаях, когда прямой уголовной или гражданской ответственности за проступки Законом не предусмотрено. Таким образом, психологическое просвещение в этом случае, являясь одной из форм работы, как и любого психолога — психопрофилактической, у психолога прокуратуры имеет дополнительную грань: выступления в СМИ выполняют, помимо этого, и функцию профилактики преступности и правонарушений. Исключительная возможность для психолога прокуратуры представляется в тех случаях, когда те или иные события получили огласку в региональной прессе. Особую возможность представляют ситуации, когда того или иного рода события имели в СМИ одностороннюю, пристрастную или некомпетентную интерпретацию в психологическом плане. |
|
Психологическое просвещение и информирование населения по специальным вопросам — это одна из форм психопрофилактической работы практического психолога и является одним из вариантов «активных методов работы» практического психолога вне зависимости от того, где и в каком из учреждений он работает. Как и каждая из «активных форм» оно имеет свои ограничения. Неправильная подача материала, даже психологом, может приводить к явлениям, сходным с «дидактогениями». В то же время следует учитывать и реакцию на использование этого метода со стороны своего непосредственного начальства (администрации образовательного учреждения, чиновников управления образования). При осуществлении психологического просвещения необходимо учитывать возрастные и социально-психологические характеристики тех по отношению к кому осуществляется эта работа. Так для детей школьного возраста целесообразно включение этих вопросов в сам учебный процесс. Эффективным является просвещение тогда, когда в нем принимают активное посильное участие сами учащиеся или их сверстники. При работе с родителями это направление деятельности практического психолога уместнее осуществлять через систему родительского педагогического всеобуча. При этом необходимо учитывать их общекультурный и образовательный уровень, возможности и опыт в воспитании детей (педагогический потенциал семьи). Психологическое просвещение в системе психологической службы образования не должно замыкаться в периметре стен образовательных учреждений. Так называемые наглядные формы просвещения, используемые широко в системе медицинского санитарного просвещения в психологическом просвещении мало эффективны. Его эффективность в большей степени зависит и от того, как психолог использует помимо традиционных бесед, лекций, семинаров и другие формы, и каналы передачи информации от психолога к населению. Включение в процесс психологического просвещения каналов печатных и электронных СМИ способствует не только большему доступу населения, особенно молодежи, к психологической информации, но и позволяет реально фиксировать результат этой работы. |
В данной работе специально акцентировано внимание на традиционных формах проведения психологического просвещения, общих для медицинской и психологической практики. Такие формы, давно разработанные и апробированные в процессе санитарного просвещения в медицине, не утратили своей эффективности при работе с взрослыми реципиентами информационного сообщения (учителями, родителями). В известной степени, психолог сам сможет внести элемент творчества в разнообразие этих форм и разработку новых при осуществлении психологического просвещения среди учащихся и воспитанников учреждений образования. |
3. Психодиагностика
Основные области применения психодиагностики:
- управление персоналом, подбор и отбор персонала, профориентация;
- оптимизация обучения и воспитания, проблема «сложных детей»;
- прогнозирование социального поведения (психологическая экспертиза в армии, при формировании экспедиций и др.);
- судебно-психологическая экспертиза;
- консультативная, психотерапевтическая помощь.
- клиническая (оценка психологического статуса пациента, в условиях амбулаторного врачебного приема или скорой медицинской помощи.);
Варианты использования психодиагностических данных:
- Данные используются обследуемым в личных целях (например, для самоусовершенствования).
- Данные используются психодиагностом (например, для психокоррекционной работы).
- Данные используются администрацией для принятия решения.
В психодиагностическом обследовании модно выделить три основных этапа: сбор данных, переработку и интерпретацию данных, вынесение решения (написание заключения).
Диагноз как основная цель психодиагностики может устанавливаться на разных уровнях: первый уровень – симптоматический, или эмпирический. На этом уровне диагноз ограничивается констатацией особенностей или симптомов (признаков); второй уровень – этиологический, учитывающий не только наличие характеристик, но и причины их возникновения; третий, высший, уровень – уровень типологического диагноза, заключающийся в определении места и значения выявленных характеристик в психической жизни человека.
Основные требования к психологическому заключению:
- Психологическое заключение должно соответствовать цели заказа.
- Психологическое заключение должно соответствовать уровню подготовки заказчика к восприятию и использованию результатов обследования.
- Содержание заключения должно вытекать из целей диагностики.
- В содержание заключения должны входить конкретные рекомендации (если таковые требовались заказчиком).
- Заключение должно включать краткое описание процесса психодиагностики, то есть используемые методы, полученные с их помощью данные, интерпретация данных, выводы.
- В заключении необходимо описывать существенные признаки ситуации во время диагностики, такие как: состояние респондента; характер контакта испытуемого с психологом; нестандартные условия тестирования; и другие существенные признаки.
При проведении диагностики психолог учитывает влияние различных факторов на ее результаты: ситуация, ее понимание испытуемым, инструкция, личност ь и поведение психолога, состояние клиента. Психолог ведет следующую документацию по психодиагностической работе : годовой план работы, в котором выделено данно е направление, сформулированы задачи и определено содержание работы по психодиагностике ; план-сетка на наделю, в которой указаны дни, время проведения диагностики, цель диагностики, категория клиентов ; программы психодиагностики, в которых указаны цель, задачи, категория клиентов , сроки, используемые методики диагностики; протоколы психодиагностических обследований с заключениями по их результатам (хранятся в сейфе и предъявляются для анализ а специалисту-психологу) ; справки по итогам обследований; журнал учета психодиагностической работы, личные карточки клиентов, в которые заносится информация о проведенной диагностике и ее результатах, рекомендации психолога.