Тема 7. Психопрофилактика, психологическое просвещение

8

Тема 7. Психопрофилактика, психологическое просвещение

и психологическая диагностика как направления деятельности

практического психолога и виды психологической помощи

  1. Психогигигиена и психопрофилактика.
  2. Формы психологического просвещения. Просветительская работа в учреждениях различного типа.
  3. Психодиагностика
  1. Психогигигиена и психопрофилактика.

Психогигиена— область гигиены, изучающая влияние разнообразных факторов окружающей среды и трудовой деятельности на психическое здоровье человека, разрабатывающая и осуществляющая мероприятия, направленные на сохранение и укрепление психического здоровья человека. В психологическом словаре А.Ребера (2000) сказано, что первоначальным значением этого термина было: искусство развития и поддержания психического здоровья.

Основные задачи психогигиены определены тремя главными проблемами фундаментальной психогигиены: 1) изучение природы психического здоровья и саногенного потенциала личности; 2) определение важнейших направлений и правил психогигиенической практики; 3) разработка основ профилактики состояний риска, ситуаций риска и поведения риска (зависимого поведения).

Частные задачи: изу­чение влияния различных условий среды на психику человека; раз­работка оптимальных норм труда, отдыха и быта; внедрение в практику мероприятий по укреплению нервно­психического здоровья; повышение значения психогигиенического и психологического просвещения в пси­хопрофилактике.

Для психогигиены, как и гигиены в целом, особенно важной является задача распространения знаний о здоровье, здоровом образе жизни, формирование навыков оздоровительного поведения, т.е. поведения, нацеленного на здоровье (в англоязычной литературе health knowledge).

Под оздоровительным поведением понимается любая мера, предпринятая индивидуумом, независимо от фактиче­ского или субъективно воспринимаемого состояния здоровья с целью укрепления, защиты или поддержания здоровья. При этом объективная эффективность такого поведения, с точки зрения до­стижения цели, в расчет не берется.

Инструментом для практической реализации достижений психогигиены являются:

1) создание для государственных и общественных учреждений научно обоснованных нормативов и рекомендаций, регламентирующих условия обеспечения различных видов социального функционирования человека;

5 стр., 2204 слов

ПСИХОГИГИЕНА И ПСИХОПРОФИЛАКТИКА

... психогигиены и центры общест­венного психического здоровья, во Франции действует специальная Лига психогигиены, в Англии — Нацио­нальный совет психогигиены. ... основе общих интересов, целей и ценностей, способов поведения, что характерно для коллективистских взаимоотношений. Ряд ... утомляемость. В процессе трудовой деятельности между людьми складываются определенные взаимоотношения, от которых зависит ...

2) обучение определенных контингентов населения, передача психогигиенических знаний, привитие навыков (медицинским работникам, педагогам, родителям и др.);

3) санитарно-просветительная психогигиеническая работа среди широких слоев населения;

4) широкая пропаганда психогигиенических знаний с привлечением общественных организаций

Психопрофилактика тесно связана с психогигиеной. Эти понятия можно разграничить только условно, т. к. сохранение и укрепление психического здоровья невозможно без предупреждения психических болезней» [35, С. 350]. Он проводит эту условную черту следующим образом: «Психогигиена в отличие от психопрофилактики имеет главную цель — сохранение, укрепление и улучшение здоровья путем организации надлежащей природной и общественной среды, соответствующего режима и образа жизни. Психопрофилактика — деятельность, цель которой предупреждение психических расстройств.

Психопрофилактика и психогигиена, как направления в работе практического психолога, фиксируются в следующих документах: годовой план работы, в котором выделено данное направление, сформулированы задачи и определено содержание работы; план-сетка на наделю, в которой указано время, содержание и категория клиентов, с которыми проводится работа; разработанные психологом программы психопрофилактики; материалы консилиумов; журнал учета работы психолога; по необходимости данная работа фиксируется в индивидуальных картах клиентов.

2. Психологическое просвещение— одна из традиционных, действенных и наиболее распространенных составляющих частей психопрофилактической работы — общего направления практической деятельности педагога-психолога, независимо от того, где, в каком учреждении или в какой из отраслей практики он работают.

Психологическое просвещение — раздел профилактической деятельности специалиста-психолога, направленный на формирование у населения (учителей, воспитателей, школьников, родителей, широкой общественности) положительных установок к психологической помощи, деятельности психолога-практика и расширение кругозора в области психологического знания.

Таким образом, исходя из этого определения, психологическое просвещение выполняет три задачи:

     — первая задача — формирование научных установок и представлений о психологической науке и практической психологии (психологизация социума) [45];      — вторая задача — информирование населения по вопросам психологического знания;      — третья — формирование устойчивой потребности в применении и использовании психологических знаний в целях эффективной социализации подрастающего поколения и в целях собственного развития.

Выделяют следующие формы психологического просвещения:

Наглядные формы психологического просвещения.

 Психологический листок и буклет. В санитарном просвещении такие формы как «Санитарный листок», «Санитарный бюллетень», буклет, витрина применяются довольно широко. В практической психологии это почти не разработанный вопрос. Формами оперативного информирования являются традиционно используемые в образовательных учреждениях листки и буклеты. В первую очередь они способствуют оформлению интерьера кабинета и лишь во вторую несут информационно-просветительную нагрузку.Плакат, специальная витрина.Как и предыдущие формы тоже выполняют преимущественно «интерьерную» функцию. Собственно даже в рекламных сообщениях об их выпуске каким-либо издательством акцентируется именно эта сторона их использования «для оформления кабинета». Собственно такую же «интерьерную» функцию выполняют и «подборки специальной литературы».Памятка.Отдельные вопросы и темы, наиболее проработанные психологом, можно оформлять в виде своеобразных памяток — небольших брошюр, выполненных типографским способом или размноженным через принтер.

        К примеру, способствуя определенному настрою, размещенные в психологическом кабинете плакаты, буклеты, подборки литературы и т. п., если они вовремя не убираются или не закрываются экраном (шторой) — такого вида наглядность только отвлекает внимание ребенка при индивидуальной работе с ним.         Более действенно в практической психологии непосредственное общение и преимущественно устные вербальные формы информирования и просвещения.

Беседа (индивидуальная и групповая)

Кроме функции сугубо исследовательского метода беседа может эффективно использоваться и как незаменимый инструмент психотерапевтического и психопрофилактического воздействия специалиста на его клиентов. Коммуникатор должен четко представлять цель беседы, иметь ее план (удерживаемый в голове), соблюдать этико-педагогический такт во время ее проведения. То, о чем можно разговаривать «один на один», порой невозможно затрагивать и воплощать в процессе групповой беседы.

Коллегиальное обсуждение

Все перечисленные выше формы проведения психологического просвещения в какой-то мере ограничены в плане диалогического общения. Любая беседа чаще превращается в монолог, где специалист старается отстоять свою точку зрения. Коллегиальное же обсуждение располагает уже по своему определению к ди- и полиалогу.

        В качестве варианта коллегиального обсуждения вполне полноправно вслед за В. В. Пахальяном [30] приведем психолого-педагогический консилиум. В то же время, при всей даже избыточной проработанности этого вопроса в специальной литературе [53], необходимо отметить главное условие его эффективного функционирования — это способность каждого из членов консилиума к комплексному рассмотрению и решению конкретного вопроса. Собственно психолого-педагогический консилиум это не одна из организационных форм взаимоотношения практического психолога и педагога, и тем более это не начальный этап организации психологической службы, как было принято рассматривать консилиум в практической психологии образования ранее, а своеобразный «высший уровень» развития ее в конкретном образовательном учреждении.

Лекция

         Лекция предполагает последовательное изложение учебного (учебно-методического, научного) материала. Основные дидактические требования к лекции высокий научно-теоретический уровень (с учетом подготовленности аудитории); целостное раскрытие темы; анализ конкретных фактов и явлений в их взаимосвязи; их обобщение; связь с ранее изученным материалом: эмоциональность изложения и т. п.         Особенностью этого вида публицистического выступления является, то, что в ее основе лежит ораторское искусство. Столь необходимая при лекционной работе эта основа любого устного выступления является врожденной [36]. Любые техники могут лишь улучшить эту способность. А если таковых способностей нет? Для представителей педагогической профессии это почти неразрешимый вопрос: ни в одной из практических областей столь часто и грубо не игнорируются индивидуальные особенности и способности, присущие как отдельным учащимся, так и коллегам по работе как в образовании.

        В педагогической среде, как правило, пользуются спросом темы напрямую связанные с вопросами школьной жизни и взаимодействий в системе «учитель-ученик». Последнее время актуальными стали вопросы психологического обоснования образовательных инноваций.

Выступление на методическом совещании и семинаре

        Это вариант лекционно-просветительной работы по своим характеристикам близок к лекции. Отличительными моментами такого варианта просветительной работы являются следующие моменты. Первое — тема заранее утверждена и слушательская аудитория определена, и она более ориентирована на восприятие материала выступления. Второе — этот вариант психологического просвещения не вызывает вопросов в его оценке и отнесению к одному из основных направлений работы практического психолога. Просто его однозначно относят к методической работе.         Наиболее эффективной формой психологического просвещения, осуществляемого в педагогической среде, является семинар, где слушателям предлагают конкретные технологии и приемы психопрофилактической и психогигиенической работы. Как показывает опыт, целесообразно выстраивать свое сообщение на методическом совещании по схеме двух-трех блоков, предполагающих теоретическую часть (1 блок) и практическую (2-3 блоки), направленную на формирование навыков, обучение практическим приемам в рамках обсуждаемой темы.

        Постановка разнообразных вопросов, вариативность их обсуждения создают на занятиях атмосферу раздумий, своеобразного обмена мнениями, коллективного анализа, — иными словами, позволяет организовывать всестороннее обсуждение проблемы в режиме диалога и сформировать коллективное мнение.         В последнее десятилетие в связи с активной пропагандой некоторых психотехник в педагогической среде стали все более и более внедряться так называемые «активные формы обучения» и игротехнические приемы. Не умаляя их ценность, следует предостеречь практического психолога от их абсолютизации: «Проведение в ходе семинарских занятий педагогических игр, дискуссий, рассмотрение ситуативных задач предназначено для отработки тех или иных «трудных» элементов деятельности учителя. Не следует, однако, забывать, что в играх профессиональные умения проявляются условно. Например, участник поочередно выступает в роли учителя, классного руководителя, учащегося. Такая имитация педагогического процесса является важным способом формирования определенных умений, но учитель в основном учится в реальной деятельности» [27, С. 5].

Психологическое просвещение как направление в работе практического психолога находит отражение в следующей документации: годовой план работы, в котором выделено данное направление, сформулированы задачи и определено содержание работы; план-сетка на неделю, в которой указаны дни, время проведения различных форм психологического просвещения и категория клиентов; разработанные психологом тексты лекций, информация для стендов, фотографии и другие материалы по проведению различных форм работы; журнал учета работы психолога.

Специфика просветительной работы психолога в разных учреждениях.

        В учреждениях образованияпсихологическое просвещение должно бы занимать одно из центральных мест в системе психопрофилактической работы. При благоприятном стечении обстоятельств в любом из типов образовательных учреждений может быть применено все многообразие форм психологического просвещения. При неблагоприятном же — на психолога возложат основной груз по осуществлению всей методической работы учреждения или, в крайнем случае — будут просто игнорировать эту часть его деятельности. Здесь необходимо определить общие точки соприкосновения и сотрудничества со всеми участниками методического обеспечения учреждения.

        Некоторые особенности имеет просветительская работа среди педагогического и обслуживающего персонала детских домах. В частности, педагогический персонал оказывается совершенно не компетентным в вопросах полового воспитания и оценке некоторых из моментов поведения детей, связанных с половым созреванием.   

        Особым типом учреждения системы образования является ПМПК (психолого-медико-педагогическая консультация/комиссия).   Психологическое просвещение здесь предусматривается в рамках профилактической работы сотрудников учреждения [9]. Выполняемая представителями этого учреждения (педагогами-психологами, учителями-логопедами, коррекционными педагогами и врачами) психопрофилактическая работа сводится до трех форм: индивидуальной беседы (с родителями, детьми, педагогами), обсуждений вопросов на методическом совещании и/или педагогическом консилиуме, и выступлений в СМИ. Как показывает опыт, дефектологическая тематика не столь часто привлекает внимание сотрудников СМИ, поэтому целесообразнее предлагать в них материалы по общим педагогическим, психологическим и медицинским вопросам.

Рекомендации по работе с учащимися

        Психологическое просвещение в молодежной и подростковой среде, а также в контингенте учащихся младшего школьного возраста необходимо осуществлять с учетом психологии самих реципиентов информации.

        Применительно к задачам санитарного просвещения эксперты ВОЗ рекомендуют сделать это просвещение частью школьной программы — в этом случае дети воспримут такую информацию с интересом.         В этом же докладе выделяются несколько важных аспектов для эффективности просвещения:

     — учитывать запросы «что подростки хотели бы узнать»;

     — говорить с ними «понятным для них языком и избегать снисходительного тона»;      — создавать условия для активности самих реципиентов «в ходе этого общения подростки могли бы не только выступать в роли получателей информации, которую взрослые хотели бы им передать, но также имели бы возможность высказывать свои собственные мнения»;

   — сотрудничать с позитивным референтным проводником информации: «Наилучшими проводниками информации являются сверстники, поскольку молодые люди более охотно их слушают» [12. С. 115].

        Благоприятной информационной средой для трансляции популярных санитарно-гигиенических и психологических знаний, предназначенных непосредственно для молодежи, могут стать видеоканалы и «Всемирная паутина».         Самой действенной формой психологического просвещения в молодежной среде является вовлечение самих учащихся в процесс психологического информирования. Среди таких форм могут быть названы КВН, театрализованное представление и др., подготовленные под руководством психолога учреждения и музыкального (культпросвет) работника.

Работа среди родителей учащихся

        Традиционно психолого-педагогическое просвещение в образовании применительно к специфике работы с родителями осуществляется в рамках педагогического всеобуча.

Психологическое просвещение в системе экстренной психологической помощи.

        Типичным учреждением системы экстренной психологической помощи является «Телефон доверия». Как правило, основной вид работы такого учреждения консультирование. В то же время, несмотря на закрытость от других, «не участников консультативного процесса», такой вид деятельности этого типа учреждения нуждается в большей мере во внешнем представительстве своей работы [47; 48; 49]. Без рекламы, без поддержания постоянного интереса к телефонному консультированию эта служба экстренной психологической помощи обходиться не может. В практике работы эффективным как реклама является использования листков, вывешиваемых в вестибюлях школ с информацией о телефоне, и времени его работы, а также установление рекламного щита экстренной психологической помощи, размешенного на центральной улице города.

Психологическое просвещение в работе психолога прокураторы.

        Прокуратура, как и другие (правоохранительные и военные) является закрытым типом учреждений. Здесь главенствует единоначалие и очень жесткая субординация. В целом работа психолога прокуратуры регламентируется соответствующей «Должностной инструкцией», в которой предусмотрена (правда без подробного комментария) и психопрофилактическая работа. Выступления в СМИ представителей такого рода учреждений часты и являются составной частью их работы по профилактике преступлений. Единственное, что необходимо помнить, что материал, исходящий из этих учреждений за должностной подписью контролируется и должен иметь разрешающую визу вышестоящего по должности лица (или заместителя прокурора по связям с общественностью).

Статья психолога, написанная в порядке личной инициативы и подписанная им без указания его должностного положения, может не проходить процедуру визирования.         Этот вид работы, выполняющей профилактическую роль, необходим особенно в случаях, когда прямой уголовной или гражданской ответственности за проступки Законом не предусмотрено. Таким образом, психологическое просвещение в этом случае, являясь одной из форм работы, как и любого психолога — психопрофилактической, у психолога прокуратуры имеет дополнительную грань: выступления в СМИ выполняют, помимо этого, и функцию профилактики преступности и правонарушений. Исключительная возможность для психолога прокуратуры представляется в тех случаях, когда те или иные события получили огласку в региональной прессе. Особую возможность представляют ситуации, когда того или иного рода события имели в СМИ одностороннюю, пристрастную или некомпетентную интерпретацию в психологическом плане.

        Психологическое просвещение и информирование населения по специальным вопросам — это одна из форм психопрофилактической работы практического психолога и является одним из вариантов «активных методов работы» практического психолога вне зависимости от того, где и в каком из учреждений он работает. Как и каждая из «активных форм» оно имеет свои ограничения. Неправильная подача материала, даже психологом, может приводить к явлениям, сходным с «дидактогениями». В то же время следует учитывать и реакцию на использование этого метода со стороны своего непосредственного начальства (администрации образовательного учреждения, чиновников управления образования).

        При осуществлении психологического просвещения необходимо учитывать возрастные и социально-психологические характеристики тех по отношению к кому осуществляется эта работа. Так для детей школьного возраста целесообразно включение этих вопросов в сам учебный процесс. Эффективным является просвещение тогда, когда в нем принимают активное посильное участие сами учащиеся или их сверстники. При работе с родителями это направление деятельности практического психолога уместнее осуществлять через систему родительского педагогического всеобуча. При этом необходимо учитывать их общекультурный и образовательный уровень, возможности и опыт в воспитании детей (педагогический потенциал семьи).

        Психологическое просвещение в системе психологической службы образования не должно замыкаться в периметре стен образовательных учреждений. Так называемые наглядные формы просвещения, используемые широко в системе медицинского санитарного просвещения в психологическом просвещении мало эффективны. Его эффективность в большей степени зависит и от того, как психолог использует помимо традиционных бесед, лекций, семинаров и другие формы, и каналы передачи информации от психолога к населению. Включение в процесс психологического просвещения каналов печатных и электронных СМИ способствует не только большему доступу населения, особенно молодежи, к психологической информации, но и позволяет реально фиксировать результат этой работы.

        В данной работе специально акцентировано внимание на традиционных формах проведения психологического просвещения, общих для медицинской и психологической практики. Такие формы, давно разработанные и апробированные в процессе санитарного просвещения в медицине, не утратили своей эффективности при работе с взрослыми реципиентами информационного сообщения (учителями, родителями).

В известной степени, психолог сам сможет внести элемент творчества в разнообразие этих форм и разработку новых при осуществлении психологического просвещения среди учащихся и воспитанников учреждений образования.

3. Психодиагностика

Основные области применения психодиагностики:

  • управление персоналом, подбор и отбор персонала, профориентация;
  • оптимизация обучения и воспитания, проблема «сложных детей»;
  • прогнозирование социального поведения (психологическая экспертиза в армии, при формировании экспедиций и др.);
  • судебно-психологическая экспертиза;
  • консультативная, психотерапевтическая помощь.
  • клиническая (оценка психологического статуса пациента, в условиях амбулаторного врачебного приема или скорой медицинской помощи.);

Варианты использования психодиагностических данных:

  • Данные используются обследуемым в личных целях (например, для самоусовершенствования).
  • Данные используются психодиагностом (например, для психокоррекционной работы).
  • Данные используются администрацией для принятия решения.

В психодиагностическом обследовании модно выделить три основных этапа: сбор данных, переработку и интерпретацию данных, вынесение решения (написание заключения).

Диагноз как основная цель психодиагностики может устанавливаться на разных уровнях: первый уровень – симптоматический, или эмпирический. На этом уровне диагноз ограничивается констатацией особенностей или симптомов (признаков); второй уровень – этиологический, учитывающий не только наличие характеристик, но и причины их возникновения; третий, высший, уровень – уровень типологического диагноза, заключающийся в определении места и значения выявленных характеристик в психической жизни человека.

Основные требования к психологическому заключению:

  • Психологическое заключение должно соответствовать цели заказа.
  • Психологическое заключение должно соответствовать уровню подготовки заказчика к восприятию и использованию результатов обследования.
  • Содержание заключения должно вытекать из целей диагностики.
  • В содержание заключения должны входить конкретные рекомендации (если таковые требовались заказчиком).
  • Заключение должно включать краткое описание процесса психодиагностики, то есть используемые методы, полученные с их помощью данные, интерпретация данных, выводы.

  • В заключении необходимо описывать существенные признаки ситуации во время диагностики, такие как: состояние респондента; характер контакта испытуемого с психологом; нестандартные условия тестирования; и другие существенные признаки.

При проведении диагностики психолог учитывает влияние различных факторов на ее результаты: ситуация, ее понимание испытуемым, инструкция, личност ь и поведение психолога, состояние клиента. Психолог ведет следующую документацию по психодиагностической работе : годовой план работы, в котором выделено данно е направление, сформулированы задачи и определено содержание работы по психодиагностике ; план-сетка на наделю, в которой указаны дни, время проведения диагностики, цель диагностики, категория клиентов ; программы психодиагностики, в которых указаны цель, задачи, категория клиентов , сроки, используемые методики диагностики; протоколы психодиагностических обследований с заключениями по их результатам (хранятся в сейфе и предъявляются для анализ а специалисту-психологу) ; справки по итогам обследований; журнал учета психодиагностической работы, личные карточки клиентов, в которые заносится информация о проведенной диагностике и ее результатах, рекомендации психолога.