ПСИХОГИГИЕНА И ПСИХОПРОФИЛАКТИКА

ПСИХОГИГИЕНА И ПСИХОПРОФИЛАКТИКА

Психогигиена — это отрасль медицинских знаний, изучающая обеспечение, сохранение и поддержание психического здоровья.

Выдающиеся представители медицины древности много внимания уделяли общей гигиене, включая сюда вопросы сохранения умственной и физической работо­способности, гигиену брака и некоторые другие. Гиппо­крат и Гален в своих сочинениях ставили важные психогигиенические проблемы. В последующем успехи, достигнутые в области гигиены, были постепенно преданы забвению, и лишь в конце XIX века научная психогигиена выделилась в самостоятельную отрасль знания, что было обусловлено бурным развитием психиатрии. Психические нарушения приобрели статус болезни и стали рассматриваться как любые другие соматические заболевания, которые, помимо распозна­вания и лечения, можно и нужно предупреждать.

В 1909 г. в США был создан Национальный комитет психической гигиены, а в 1910 г. на специальной кон­ференции американскими и канадскими психиатрами было принято решение создать международную ассо­циацию по психогигиене. В дальнейшем подобные комитеты стали организовываться в других странах — Канаде, Австралии, ФРГ, Германии и др.

Эти комитеты занимались частными вопросами, не уделяя внимания «изучению социальных условий и других вопросов «психогигиены, не осуществляя диспансеризации психически больных.

После второй мировой войны актуальность психо­гигиены стала очевидной. Созданная вскоре после войны Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) уделяла большое внимание психогигиене, ее устав предусматривает “поощрение деятельности в области’ психогигиены, особенно такой, которая способствует гармоничности человеческих взаимоотношений”, в 1949 г. в структуре ВОЗ выделились отдел психоги­гиены и комитет экспертов, который выработал основ­ные принципы работы в области охраны психического здоровья.

Эти принципы предусматривают:

1) необходимость создания секций психогигиены при каждом национальном министерстве здравоохра­нения с целью координации работы по предупреждению нервно-психических заболеваний в стране и для обмена опытом с другими странами;

11 стр., 5284 слов

Психогигиена детского возраста.

Введение . Человек – это существо социальное, и ему не выжить вне пределов знакомой среды. К сожалению, та среда, которая так необходима для нормального развития и существования человека, играет и другую роль – выступает в качестве катализатора и возбудителя различных расстройств психологического плана. Свести воздействие вредных факторов, оказывающих негативное воздействие на психику к минимуму и ...

2) акцент на психогигиенической работе среди детского населения, так как профилактические меро­приятия в этом возрасте наиболее эффективны;

3) необходимость объединить работу по психоги­гиене с другими видами деятельности ВОЗ (служба охраны здоровья матери и ребенка и др.), а также с работой различных специализированных и неспециа­лизированных учреждений ВОЗ.

Острота и неотложность проблемы охраны нервно-психического здоровья населения вынуждают искать наиболее приемлемые формы психогигиенической деятельности. В США с этой целью функционируют Национальный комитет психогигиены и центры общест­венного психического здоровья, во Франции действует специальная Лига психогигиены, в Англии — Нацио­нальный совет психогигиены.

Наиболее обоснованными и передовыми являются принципы психогигиены, исходная позиция которых базируется на философии диалектического и истори­ческого материализма, т. е. на основе представлений о том, что мир по своей природе материален, что материя находится в постоянном движении, что психи­ческие процессы являются продуктом высшей нервной деятельности и осуществляются по тем же законам

В психогигиене выделяют следующие разделы:

  1. возрастная психогигиена;
  2. психогигиена быта;
  3. психогигиена трудовой деятельности и обуче­ния;
  4. психогигиена семейной жизни.

ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОГИГИЕНА

Этот раздел включает психогигиенические исследо­вания и рекомендации, относящиеся, прежде всего, к детскому и пожилому возрасту, что следует оценивать дифференцированно, с учетом возраста, так как разли­чия в психике ребенка, подростка, взрослого и пожи­лого значительны.

“Детство — золотая пора психогигиены. Забота о развивающемся организме должна начинаться с момента его зачатия”,— отмечал М. П. Кутанин. Соблюдение будущей матерью необходимых профилак­тических и общегигиенических рекомендаций в значи­тельной мере служит залогом рождения ребенка со здоровой нервной системой.

Психогигиена детского возраста должна базиро­ваться на особенных качествах психики ребенка и обеспечивать гармонию ее формирования. Необходимо учитывать, что формирующаяся нервная система ребенка чутко реагирует на малейшие физические и психические воздействия, поэтому велико значение правильного и чуткого воспитания ребенка.

18 стр., 8800 слов

Особенности игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

1. Обзор специальной психолого-педагогической литературы по проблеме игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста с ЗПР 1.1 Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР Комплексное изучение ЗПР как специфический аномалии детского развития развернулось в отечественной дефектологии в 60-е гг. Острейшая необходимость разработки теоретического аспекта проблем особенностей ...

Основными условиями воспитания являются:

— развитие и тренировка процессов торможения;

— воспитание эмоций;

— обучение преодолению трудностей.

ПСИХОГИГИЕНА БЫТА

Большую часть времени человек проводит в общении с другими людьми. Доброе слово, дружеская поддержка и участие способствуют бодрости, хорошему настрое­нию. И, наоборот, грубость, резкий или пренебрежи­тельный тон могут стать психотравмой, особенно для мнительных, чувствительных людей. Нередко можно наблюдать, как психопатизированные и невропатизированные личности создают напряженную обстановку в коллективе, травмируют окружающих.

Дружный и сплоченный коллектив может и должен создать благоприятный психологический климат, спо­собствующий предупреждению возможной декомпенса­ции у лиц с повышенной чувствительностью.

Люди, которые “все принимают слишком близко сердцу”, придают незаслуженное внимание мелочам, не умеют тормозить отрицательные эмоции. Им следует воспитывать в себе правильное отношение к неизбеж­ным в повседневной жизни трудностям.

Для этого необходимо:

учиться правильно оценить происходящее, управлять своими эмоциями, а когда нужно, и подавить их.

Часто спокойную домашнюю атмосферу нарушают лица с психопатическими чертами, а также страдающие алкоголизмом. Они создают нервозную обстановку, порождают конфликты, что оказывает вредное влияние на окружающих и особенно на детей. Частое и длитель­ное употребление алкоголя ослабляет защитные силы организма, приводит к развитию невротических ре­акций. Алкоголизм занимает особое место среди нервно-психических заболеваний.

ПСИХОГИГИЕНА ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОБУЧЕНИЯ

3 стр., 1079 слов

ручной труд в работе с детьми с зпр

Содержание Введение…………………………………...………………………………..3 1. Понятие задержки психического развития, причины возникновения, виды……………………………………………………………………...4 2. Ручной труд как средство развития волевых качеств личности у детей с ЗПР…………………………………………………………...….7 3. Коррекционная направленность занятий по ручному труду для детей с задержкой психического развития………………………………….11 Заключение ...

Значительную часть времени человек посвящает трудовой деятельности, поэтому важное значение имеет эмоциональное отношение к труду. Выбор профес­сии — ответственный шаг в жизни каждого человека, поэтому необходимо, чтобы выбранная профессия соответствовала интересам, способностям и подготовленности личности.

Только при этом труд может приносить положительные эмоции: радость, моральное удовлетворение, а в конечном счете и психическое здоровье А если, наоборот, работа человеку не в радость, выбор профессии оказался ошибочным, в своей профессии он человек случайный, труд становится горькой необходимостью, а это влечет за собой подавленное настроение быструю утомляемость.

В процессе трудовой деятельности между людьми складываются определенные взаимоотношения, от которых зависит психологический климат коллектива Неправильные взаимоотношения приводят к конфлик­там, которые могут быть порождены:

плохой организа­цией, неблагоприятными условиями труда, а также социально-психологической несовместимостью отдель­ных лиц или группировок, порочным стилем руковод­ства, отрицательными личностными особенностями отдельных людей.

Какова бы ни была причина кон­фликта, он всегда тяжело переживается человеком, способствует возникновению отрицательных эмоций, снижению настроения, психическому напряжению, раздражительности, служит источником невротизации.

Разрешить конфликт — значит выяснить и устра­нить причины, которые привели к столкновениям, ссорам, психологической несовместимости членов кол­лектива; снять психическое напряжение, перестроить отношения.

Каждый конфликт индивидуален, поэтому необхо­димы особый подход, всестороннее познание ситуации.

Возможны 3 вида нормализации межличностных отношений:

1) победа одной стороны над другой, если одна

сторона признает справедливость другой и подчиня­ется ей;

2) компромисс, т. е. согласие на взаимные уступки и терпимость к иным взглядам при сохранении своих основных позиций, взглядов, отношений;

10 стр., 4978 слов

Работа тема маленького человека в творчестве н. В. Гоголя

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ТГПУ) Филологический факультет Кафедра литературы КУРСОВАЯ РАБОТА ТЕМА МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА В ТВОРЧЕСТВЕ Н.В. ГОГОЛЯ Выполнила: Студентка 71 РЯ группы 3 курса ФФ Гусева Т. В. Оценка работы: ____________________ «___» __________ ...

3) творческое содружество, интеграция — взаимное примирение и согласие, достигаемые на основе общих интересов, целей и ценностей, способов поведения, что характерно для коллективистских взаимоотношений.

Ряд профессий связан с работой на автоматизиро­ванных линиях и устройствах, а также на конвейерных установках. Такая работа предъявляет особые требования к физическому и психическому здоровью, повышает эмоциональное напряжение и приводит к развитию утомления. Причинами утомления на автоматизированных линиях являются интенсивное внимание, напряжен­ное ожидание сигнала, быстрая смена поступающей деформации, однообразно-монотонная деятельность. Исследования физиологов показали, что монотонная деятельность особенно неблагоприятно воспринимается дегковозбудимыми и неуравновешенными людьми, кото­рые чаще встречаются среди молодежи. В борьбе с мо­нотонностью труда должна использоваться производст­венная гимнастика.

В психогигиене труда немаловажную роль играет промышленная эстетика: современные формы машин, удобное рабочее место, хорошо оформленное помеще­ние. Целесообразно оборудование на производстве ком­нат отдыха и кабинетов психологической разгрузки, уменьшающих утомление и улучшающих эмоциональ­ное состояние рабочего.

Важное значение имеет психогигиена умственного труда.

Умственная работа связана с высоким расходом нервной энергии, в процессе ее происходит мобилизация внимания, памяти, мышления, творческого воображе­ния.

Для умственного труда длительный период врабатываемости характерен в большей степени, чем для фи­зического труда.

Люди школьного и студенческого возраста тесно свя­заны с обучением. Неправильная организация занятий может вызвать переутомление и даже нервный “срыв”, особенно часто наступающие в период экзаменов. Вы­полнение школьных и студенческих заданий должно быть регулярным. Следует помнить, что занятия яв­ляются наиболее продуктивными в первой половине дня в течение 3—4 ч и малопродуктивны в ночное время. Умственная работа требует определенного времени, за которое человек сможет вработаться, чтобы достичь вы­сокой продуктивности. Для занятий необходимо тща­тельно подготовить рабочее место и имеющиеся техни­ческие приспособления.

6 стр., 2859 слов

Коррекционная работа с детьми, склонными к суициду

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДЕГОГИКИ Кафедра возрастной и педагогической психологии КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ, СКЛОННЫМ К СУИЦИДУ (коррекционное занятие) Шабалдина Ксения Валерьевна Научный руководитель: Семеновских Т.В. Тюмень, 2014 ...

Выполнение заданий желательно начинать с наибо­лее трудных, ибо они отнимают больше всего времени и требуют максимального напряжения внимания. Если же учащийся не может мобилизоваться для ответственной Умственной работы, то лучше начинать с более интересных предметов, которые помогут включиться в работу Естественно, что всякая длительная деятельность, в том числе и умственная, постепенно приводит к состоянию сниженной работоспособности, которая наступает одно­временно с изменением функций организма и в ряде слу­чаев более или менее неприятным чувством усталости Утомление и переутомление могут вызывать временную астенизацию, способствовать возникновению невроза приводить к нарушениям деятельности сердечно-сосудистой и других систем либо усиливать имеющиеся у че­ловека патологические нарушения.

С каждым годом наблюдается все более сознатель­ное отношение трудящихся к своей работе. Люди все более освобождаются от пережитков прошлого, все в большей мере вносят творческий элемент в общественно полезный труд. Работа на социалистическом предприя­тии сама по себе стала важнейшим фактором нравст­венного воспитания. Коллективизм, свойственный отно­шениям между людьми в социалистическом государ­стве, особенно ярко и отчетливо проявляется в повсед­невной деятельности.

ПСИХОГИГИЕНА СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ

Семья представляет собой социальную группу, в ко-„рой закладываются основы личности, происходит ее начальное развитие. Характер взаимоотношений между пленами семьи существенно влияет на судьбу человека потому обладает огромной жизненной значимостью для каждой личности и для общества в целом.

Благоприятная атмосфера в семье создается при на­личии взаимного уважения, любви, дружбы, общности взглядов. Большое влияние на формирование отноше­ний в семье оказывают эмоциональное общение, взаимо­понимание, уступчивость. Такая обстановка способст­вует созданию счастливой семьи — непременному усло­вию правильного воспитания детей. А. С. Макаренко писал, что “самые лучшие дети бывают у счастливых родителей”. Для счастья подрастающего поколения семья не имеет эквивалента, ибо ничто и никогда не за­менит ребенку тепло домашнего очага и родительскую любовь.

13 стр., 6043 слов

Особенности психического развития детей с заболеванием шизофрения

... у больных, страдающих этим заболеванием. 3.Семейная консультация. Инструктаж членов семьи,  с целью обучения правильному общению с больным ребенком и оказанию действенной помощи ... звуки. Комплекс дисфункций психофизического развития развертывается на фоне дефицитарности психической деятельности: у них наблюдается слабость “коммуникативных связей”, эмоционально-волевых реакций. Отмечается ...

Семья включает в себя три системы: супружескую, систему родителей и детей, взаимоотношения детей в одной семье. Динамика взаимодействия членов семьи оценивается по трем этим параметрам.

Структура семьи и ее внутренняя организация зави­сят от многих как внутренних, так и внешних факторов. К внутренним факторам, скрепляющим семью, относят­ся: взаимная любовь, привязанность, общность интере­сов и стремлений долга по отношению к супругу и де­тям, забота о детях, о совместном жилище и домашнем хозяйстве, поддержка стремлений членов семьи к про­движению по “служебной лестнице”. К внешним факто­рам, влияющим на сохранение семьи, относятся следую­щие: общественное мнение, экономические условия, тре­бования заботы о детях, а также юридические санкции и воздействие общественности, противодействующие распаду семьи.

Достичь счастливого брака, предотвратить распад семей — насущная социальная проблема. Но и в счаст­ливых семьях возможны конфликтные ситуации. Однако ни не принимают затяжного, угрожающего характера. Устойчивый неразрешенный конфликт приводит к напряженности, которая вызывает постоянное раздра­жение, невротизацию, ведет к пренебрежению своими обязанностями одного или обоих супругов, супружеской неверности, пьянству и т. д. Напряженные отнощ ния между супругами могут возникать из-за несходств характеров, несоответствия стремлений и культурных запросов, отсутствия общих интересов.

В семье личность человека наименее защищена и мо жет оказаться особенно ранимой, так как супруги и и” родственники хорошо знают слабые стороны членов

своей семьи и нередко наносят им самые горькие обиды и оскорбления.

Постоянные затяжные конфликты могут привести к распаду семьи, расторжению брака. А это является для супругов серьезной психической травмой, как правило в еще большей степени задевающей детей. Надо старать­ся предупреждать семейные конфликты, снимать психи­ческое напряжение, а для этого нужно уметь устранять причины их возникновения.

ПСИХОПРОФИЛАКТИКА

Психопрофилактика — это раздел общей профилак­тики, изучающий обеспечение психического здоровья, предупреждение возникновения и распространения пси­хических заболеваний.

Пользуясь данными психогигиены, психопрофилак­тика разрабатывает систему мероприятий, ведущих к снижению нервно-психической заболеваемости и спо­собствующих внедрению их в жизнь и практику здраво­охранения.

Методы психопрофилактики включают изучение ди­намики нервно-психического состояния человека в про­цессе трудовой деятельности, а также в бытовых усло­виях.

С помощью различных психологических и физио­логических методов ученые исследуют влияние различ­ных вредностей некоторых отраслей труда (факторов интоксикации, вибрации, перенапряжения, характера производственного процесса и т. п.).

Психопрофилактику принято подразделять на инди­видуальную и социальную, кроме того, на первичную, вторичную и третичную.

Первичная профилактика включает сумму меро­приятий, направленных на предупреждение самого фак­та возникновения болезни. Сюда входит широкая си­стема законодательных мер, предусматривающих охра­ну здоровья населения в нашей стране, улучшение про­изводственных и бытовых условий трудящихся.

Вторичная профилактика — это максимальное вы­явление начальных проявлений психических заболева­ли и их активное лечение, т. е. такой вид профилак­тики, который способствует более благоприятному тече­нию болезни и приводит к более быстрому выздоровле­нию, хотя некоторые заболевания могут оставлять после себя различные по степени и характеру дефекты.

Третичная профилактика заключается в предупреж­дении рецидивов, достигаемом проведением мероприя­тий, направленных на устранение факторов, препятст­вующих трудовой деятельности больного, превращаю­щих его в инвалида.

Руководящую роль в проведении профилактических мероприятий играет система диспансеров, которые зани­маются учетом, выявлением и лечением заболеваний. Большая работа также ведется по трудоустройству больных, по борьбе с токсикоманиями, в том числе с ал­коголизмом. Диспансеры занимаются, кроме того, орга­низацией социальной помощи и санитарно-гигиеническим просвещением.

Профилактическая диспансеризация осуществляет­ся путем систематических осмотров, преследующих цели раннего выявления нервных и психических заболеваний с одновременной психогигиенической работой. Все это способствует также снижению числа рецидивов заболеваний, предупреждению ятрогений, нормализации труд. и отдыха людей.

Усилия врачей и педагогов объединяются с целью проведения соответствующей психогигиенической и пси­хопрофилактической работы в отношении воспитания подрастающего поколения. При этом к участию в пла­нируемых мероприятиях привлекаются также родители. Совместная работа касается организации режима в школе и дома, создания условий для правильного гар­моничного развития физических и психических способ­ностей ребенка. В случае необходимости врачи специ­ально занимаются изучением нервно-психического здо­ровья отдельных учащихся. Определенные усилия долж­ны быть направлены на своевременное ознакомление юношей и девушек с особенностями периода полового созревания и на их половое воспитание. И здесь вопро­сы психогигиены переплетаются с вопросами психопро­филактики и опираются на психологию.

Успешно служит делу психогигиены и психопрофи­лактики широкая сеть лесных школ, санаториев, пио­нерских лагерей, детских площадок и т. д.

В нашей стране много внимания уделяется органи­зации учреждений для работы с заикающимися и косно­язычными людьми — детьми и взрослыми. С этой целью создаются логопедические и сурдологические кабинеты в психоневрологических диспансерах, специализирован­ные детские сады и школы. Немалое значение имеет про­филированное обучение детей с недоразвитием интел­лектуально-мыслительных функций.

Правильное воспитание ребенка, развитие и трени­ровка у него таких качеств, как выдержка, трудолюбие, настойчивость, умение преодолевать трудности, необхо­димы для формирования гармоничной и устойчивой лич­ности. “Тепличная обстановка при воспитании,— гово­рил И. П. Павлов,— может привести к тому, что человек с сильной высшей нервной системой на всю жизнь оста­нется трусом”. В. М. Бехтерев писал, что уклонение ха­рактера начинается уже в раннем детстве вследствие тех или иных условий, которые могли бы быть своевре­менно устранены.