Психолингвистика 4

Вопросы к зачету

1. Дайте определение психолингвистики как науки. В чем состоят специфические особенности этой области научного знания?

2. Что послужило причиной возникновения психолингвистики? Осветите основные этапы возникновения и развития психолингвистики в ХХ столетии.

3. Какими психологическими механизмами обеспечивается осуществление речевой деятельности? Какова природа этих механизмов?

4. Каковы основные компоненты психологического содержания речевой деятельности? Какова их роль в процессе речевой коммуникации?

5. Дайте определение языка. Каковы основные единицы языка? Перечислите их наиболее важные признаки.

6. Раскройте представления В. фон Гумбольдта о деятельностном характере языка.

7. Дайте определение понятий «парадигматическая» и «синтагматическая» система языка. Какие закономерности строения системы языка они отображают?

8. Назовите основные единицы языка. Охарактеризуйте единицы языка с точки зрения их основных функций в процессе речевой коммуникации.

9. Дайте общую характеристику слова как основного и универсального знака языка. Укажите основные компоненты значения слова.

10. Дайте определение текста как универсального знака языка. Каковы основные отличительные свойства текста.

11. Опишите особенности построения текста на основе использования различных средств межфразовой связи.

12. Опишите механизм порождения речевых высказываний, определите этапы и составляющие их операции.

13. Дайте общее определение процесса порождения речи. Охарактеризуйте психолингвистические модели порождения речи, разработанные в зарубежной психолингвистике.

14. Назовите основные этапы процесса речепорождения, составляющие их действия и операции модели порождения речевого высказывания А.А. Леонтьева.

15. Охарактеризуйте основные психолингвистические концепции процессов восприятия и декодирования речи.

16. Дайте общую характеристику процесса речевосприятия. Укажите уровни и составляющие их операции.

17. Дайте определение речи как совокупности способов осуществления речевой деятельности. Охарактеризуйте основные виды и формы речи.

18. Дайте общую характеристику внутренней речи. Раскройте основные специфические качества внутренней речи по концепции Л.С. Выгосткого.

21 стр., 10239 слов

Основные этапы онтогенеза речи

... речевые нарушения, показав возможность преодоления данных нарушений. Основными методами исследования являлись: теоретический анализ литературы, касающейся онтогенеза речи, ... различные трактовки определения речи, при их обобщении можно получить следующую вариацию: речь - исторически ... служащими для большей выразительности речи) или специальными (например, язык глухонемых или принятые в некоторых ...

19. Раскройте основные положения теории Н.И. Жинкина об особых кодах внутренней речи. Объясните роль внутренней речи в познавательной деятельности человека и процессах речевой коммуникации.

20. Что является предметом психолингвистики развития? Каковы основные положения теории врождённых знаний?

21. Охарактеризуйте основные периоды речевого развития в онтогенезе.

22. Укажите этапы овладения ребёнком правильным зукопроизношением. Раскройте основные закономерности формирования лексического строя речи в онтогенезе.

23. Назовите основные этапы формирования грамматического строя речи в онтогенезе. Раскройте сущность этих этапов в сопоставительном плане.

24. Объясните сущность педагогического аспекта формирования речевой деятельности ребёнка. Покажите роль окружающей речевой среды и педагогического воздействия в формировании речи ребёнка.

25. Укажите методы психологического исследования, используемые в психолингвистике. Раскройте особенности их использования в психолингвистическом эксперименте.

26. Дайте характеристику методов лингвистического эксперимента. Каковы возможности его использования в психолингвистике?

27. Объясните функциональные возможности метода ассоциативного эксперимента в психолингвистике.

28. Какие особенности и сложности свойственны, по мнению Ж. Пиаже, речевой деятельности ребенка младшего возраста?

29. Как Л.С. Выготский определяет отношение мысли к слову? Какими свойствами должна единица языка, вскрывающая отношения между мыслью и словом?

30. Какой факт, отмеченный Н.И. Жинкиным, свидетельствует о том, что у ребёнка сложился фонематический слух? Когда отклонения при реализации фонем не замечаются в восприятии?

1.4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература

№ п/п

Название

Кол-во экз.

1

Белянин В.П. Психолингвистика. М., 2009*.

2

2

Выготский Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. Психология развития человека. – М.: Смысл, 2003*.

5

3

Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики. – М.: Лабиринт, 1998*.

4

4

Залевская А.А. Введение в психолингвистику. – М.: РГГУ, 1999*.

2

5

Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. – М.: Смысл, 1999; 2003*.

2

6

Пищальникова В. А. История и теория психолингвистики. Курс лекций. М. 2005-2010.

2

Дополнительная литература

  1. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. – М., 1982.
  2. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. – М. – Воронеж, 2001.
  3. Леонтьев А.А. Формы существования значения // Психолингвистические проблемы семантики / Под ред. А.А. Леонтьева, А.М. Шахнорович. – М.: Наука, 1983.
  4. Лурия А.Р. Язык и сознание. – Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 1998.
  5. Петренко В.Ф. Основы психосемантики. – Смоленск, 1997.
  6. Сахарный Л.В. Введение в психолингвистику: Курс лекций. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1989.
  7. Седов К.Ф. Нейропсихолингвистика. М., 2007.

1.5. ЭЛЕКТРОННАЯ КОЛЛЕКЦИЯ

http://www.ruscorpora.ru – Национальный корпус русского языка

www.gramota.ru — справочно-информационный портал по лингвистике, языку

www.gumer.info – библиотека Гумер – гуманитарные науки

http://window.edu.ru – Единое окно доступа к образовательным ресурсам