Самооценка психических состояний по г. Айзенку

Текст опросника:

I 1.He чувствую в себе уверенности.

  1. Часто из-за пустяков краснею.
  2. Мой сон беспокоен.
  3. Легко впадаю в уныние,
  4. Беспокоюсь о только воображаемых еще неприятностях,
  5. Меня пугают трудности.
  6. Люблю копаться в своих недостатках,
  7. Меня легко убедить.
  8. Я мнительный,

10. Я с трудом переношу время ожидания.

II, 11. Нередко мне кажутся безвыходными положения, из которых все-таки можно найти выход.

  1. Неприятности меня сильно расстраивают, я падаю духом.
  2. При больших неприятностях я склонен без достаточных оснований винить себя,
  3. Несчастья и неудачи ничему меня не учат
  4. Я часто отказываюсь от борьбы, считаю ее бесплодной,
  5. Я нередко чувствую себя беззащитным.
  6. Иногда у меня бывает состояние отчаяния.
  7. Я чувствую растерянность перед трудностями

19. В трудные минуты жизни иногда веду себя по-детски, хочу чтобы пожалели,

20. Считаю недостатки своего характера неисправимыми.

III. 21, Оставляю за собой последнее слово.

  1. Нередко в разговоре перебиваю собеседника,
  2. Меня легко рассердить.
  3. Люблю делать замечания другим,
  4. Хочу быть авторитетом для, других.
  5. Не довольствуюсь малым, хочу наибольшего.
  6. Когда разгневаюсь, плохо себя сдерживаю,
  7. Предпочитаю лучше руководить, чем подчиняться.
  8. У меня резкая, грубоватая жестикуляция.
  9. Я мстителен.

IV. 31. Мне трудно менять привычки.

  1. Нелегко переключать внимание,
  2. Очень настороженно откошусь ко всему новому.
  3. Меня трудно переубедить.
  4. Нередко у меня не выходит из головы мысль, от которой следовало бы освободиться.
  5. Нелегко сближаюсь с людьми.
  6. Меня расстраивают даже незначительные нарушения плана.
  7. Нередко я проявляю упрямство.
  8. Неохотно иду на риск.
  9. Резко переживаю отклонения от принятого мною режима дня.

Обработка результатов:

Подсчитайте сумму баллов за каждую группу вопросов:

/тревожность, вопросы с 1 по 10; —

// фрустрация, вопросы с 11 по 20;

/// агрессивность, вопросы с 21 по 30:

IVригидность, вопросы с 31 по 40.

Критерии оценки:

I. Тревожность: 0—7 балов — вы не тревожны; 8—14 баллов – тревожность средняя, допустимого уровня; 15-20 баллов — вы очень тревожны.

4 стр., 1537 слов

Блок 1 вопрос 14.Стресс и обусловленные им нарушения психических ...

... стрессовое событие люди реагируют отчаянием или агрессией · Плаксивость · Обидчивость, ранимость · Тревожность · Зацикленность на психотравмирующей ситуации · При попытке работать быстро утомляются — снижается ... Обычно – это классические симптомы депрессивного состояния. 2. Изоляция. Больные чувствуют себя удаленными, изолированными от людей, особенно от сверстников. 3. Агрессивность. ...

II. Фрустрация: 0-7 баллов — вы не имеете высокой самооценки, устойчивы к неудачам, не боитесь трудностей; 8—14 баллов — средний уровень, фрустрация имеет место; 15-20 баллов — у вас низкая самооценка, вы избегаете трудностей, боитесь неудач, фрустрированы.

  1. Агрессивность: 0-7 баллов — вы спокойны, выдержанны; 8-44 баллов— средний уровень агрессивности; 15-20 баллов— вы агрессивны, не выдержанны, есть трудности при общении и работе с людьми.
  2. Ригидность: 0—7 баллов- ригидности нет, легкая переключаемость; 8-14 баллов- средний уровень: 15-20 баллов — сильно выраженная ригидность, неизменность поведения, убеждений, взглядов, даже если они расходятся, не соответствуют обстановке, жизни. Вам противопоказаны смена работы, изменения в семье.

Литература:

1. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. -пособие / Ред.-сост. Д.Я, Райгородский. — Самара: Бахрах-М, \

Процедура проведения: Опрос можно проводить как индивидуально, так и в группе. Экспериментатор зачитывает инструкцию, отвечает на вопросы испытуемых и предлагает приступить к тестированию. После окончания тестирования экспериментатор собирает бланки ответов. Время ответов не ограничивается, хотя не рекомендуется затягивать процедуру обследования.

Инструкция: «Вам будут предложено 101 утверждение, касающиеся вашего характера и здоровья. Если вы согласны с утверждением в бланке ответов поставьте «+», если вы не согласны с ним, тогда поставьте знак «-». Долго не задумывайтесь, здесь нет правильных и неправильных ответов».

Текст опросника:

  1. У вас много различных хобби.
  2. Вы обдумываете предварительно то, что собираетесь делать.
  3. У вас часто бывают спады и подъемы настроения
  4. Вы претендовали когда-нибудь на похвалу за то, что в действительности сделал другой человек.
  5. Вы разговорчивый человек
  6. Вас беспокоило бы то, что вы залезли в долги.
  7. Вам приходилось чувствовать себя несчастным человеком без особых на то причин.
  8. Вам случалось когда-нибудь пожадничать, чтобы получить побольше того, что вам полагалось.
  9. Вы тщательно запираете дверь на ночь.
  10. Вы считаете себя жизнерадостным человеком.
  11. Увидев, как страдает ребенок, животное, вы бы сильно расстроились.
  12. Вы часто переживаете из-за того, что сделали или сказали что-то, чего не следовало бы делать.
  13. Вы всегда исполняете свои обещания, даже если лично вам это очень неудобно.
  14. Вы полу-чили бы удовольствие, прыгая с парашютом.
  15. Вы способны дать волю чувствам и вовсю повеселиться в шум-ной компании.

18- Вам нравится знакомиться с новыми людьми.

  1. Вы верите в пользу страхования,
  2. Вас легко обидеть,
  1. Все ваши -привычки хороши и желательны,
  2. Вы стараетесь быть в тени, находясь в обществе.
  3. Вы стали бы принимать средства, которые могут привести вас в необычное или опасное состояние (наркотики и т.д.).
  1. Вы часто испытываете такое состояние, когда все надоело.
  1. Вам случалось брать вещь, принадлежащую другому лицу, будь это даже такая мелочь, как булавка или пуговица.
  1. Вам нравится часто ходить к кому-нибудь в гости и бывать в обществе,
  2. Вам доставляет удовольствие обижать тех, кого вы любите.
  3. Вас часто беспокоит чувство вины.
  1. Вам приходилось говорить о том, в чем вы плохо разбираетесь.
  2. Вы обычно предпочитаете книги встречам с людьми,
  1. У вас есть явные враги.
  2. Вы назвали бы себя нервным человеком.
  3. Вы всегда извиняетесь, когда нагрубите другому.
  1. У вас много друзей.
  2. Вам нравится устраивать розыгрыши и шутки, которые иногда могут действительно причинить людям боль.
  3. Вы беспокойный человек.
  4. В детстве вы всегда безропотно и немедленно выполняли то, что вам приказывали.
  5. Вы считаете себя беззаботным человеком.
  6. Для вас много значат хорошие манеры и чистоплотность.
  7. Вы волнуетесь поп оводу каких-либо ужасных событий, которые могли бы случиться, но не случились.
  8. Вам случалось сломать и потерять чужую вещь.
  9. Вы обычно первым проявляет инициативу при знакомстве.
  10. Вы можете легко понять состояние человека, если он делится с вами заботами.
  1. У вас часто нервы бывают натянуты до предела.
  2. Вы бросите ненужную бумажку на пол, если под рукой нет корзины.
  3. Вы больше молчите, находясь в обществе других людей,
  4. Вы считаете, что брак старомоден и его следует отменить.
  5. Вы иногда чувствуете жалость к себе.
  6. Вы иногда много хвастаетесь.
  7. Вы легко можете внести оживление в довольно скучную компанию.
  8. Вас раздражают осторожные водители.
  9. Вы беспокоитесь о своем здоровье.
  10. Вы говорили когда-нибудь плохо о другом человеке.
  11. Вы любите пересказывать шутки и анекдоты своим друзьям.
  12. Для вас большинство пищевых продуктов одинаковы на вкус.
  13. У вас бывает иногда дурное настроение.
  14. Вы дерзили когда-нибудь своим родителям в детстве.
  15. Вам нравится общаться с людьми.
  16. Вы переживаете, если узнаете, что допустили ошибки в соей работе.
  17. вы страдаете от бессонницы.
  18. вы всегда моете руки перед едой.
  19. вы из тех людей, которые не лезут за словом в карман.
  20. вы предпочитаете приходить на встречу немного раньше назначенного срока.
  21. вы чувствуете себя апатичным, усталым без какой-либо причины.
  22. вы когда-нибудь плутовали в игре.
  23. Вам нравится работа, требующая быстрых действий.
  24. Ваша мать хороший человек (была хорошим человеком).
  25. Вам часто кажется, что жизнь ужасно скучна.
  26. Вы когда-нибудь воспользовались оплошностью другого человека в своих целях.
  1. Вы часто берете на себя больше, чем позволяет время,
  2. Есть люди, которые стараются избегать вас,
  3. Вас очень заботит ваша внешность.
  4. Вы всегда вежливы, даже с неприятными людьми.
  1. Вы считаете, что люди затрачивают слишком много времени, чтобы обеспечивать свое будущее, откладывая сбережения, страхуя себя и свою жизнь,
  1. У вас возникало когда-нибудь желание умереть.
  2. Вы пытались бы избежать уплаты налога с дополнительного заработка, если бы были уверены, что вас никогда не смогут уличить в этом.
  1. Вы можете внести оживление в компанию.
  2. Вы стараетесь не грубить людям.
  3. Вы долго переживаете после случившегося конфуза,
  4. Вы когда-нибудь настаивали на том, чтобы было по-вашему
  5. Вы часто приезжаете на вокзал в последнюю минуту перед от­ходом поезда.
  6. Вы когда-нибудь намеренно говорили что-нибудь неприятное или обидное для человека.
  7. Вас беспокоят ваши нервы.
  8. Вам неприятно находиться среди людей, которые подшучивают над товарищами.
  1. Вы легко теряете друзей но своей вине,
  2. Вы часто испытываете чувство одиночества.
  3. Ваши слова всегда-совпадают с делом.
  4. Вам нравится иногда дразнить животных.
  1. Вы легко обижаетесь на замечания, касающиеся лично вас и вашей работы,
  2. Жизнь без какой-либо опасности показалась бы вам слитком скучной.
  3. Вы когда-нибудь опаздывали на свидание или на работу
  4. Вам нравится суета и оживление вокруг вас,
  5. Вы хотите, чтобы люди боялись вас.
  6. Вы иногда полны энергии и все горит в руках, а иногда совсем вялы.
  1. Вы иногда откладываете на завтра то, что должны сделать се­годня,
  1. Вас считают живым и веселым человеком,
  2. Вам часто говорят неправду:
  3. Вы очень чувствительны к некоторым явлениям, событиям, вещам.

99. Вы всегда готовы признавать свои ошибки.

11 стр., 5112 слов

Любовь и ее значение в жизни человека

... уходит? Есть люди, которые знают, "что такое хорошо, что такое плохо". Им нравится давать советы ... жалоб, которые высказываются с оттенками грустного юмора (иногда очень прямого). Внимательными слушателями становятся родственники, друзья, случайные ... ответ на поставленные перед нами вопросы. Так все-таки что такое дружба? Дружба - постоянный спутник человека, ... из вас когда-нибудь задавал себе вопрос, ...

100. Вам жалко животное, которое попало в капкан.

  1. Вам трудно заполнять анкету.

Обработка результатов: Производится по ключу. По каждой шкале

соответствуют экстравертированному типу; интровертарованному. Средний показатель — 7-15 баллов.

Высокие показатели по шкале НЕЙРОТИЗМА говорят о высокой психической неустойчивости. Средние показатели— 8—16.

Высокие оценки по шкале ПСИХОТИЗМА указывают на высокую конфликтность. Среднее значение — 5-12.

Если по шкале НЕИСКРЕННОСТИ количество баллов превышает 10, то результаты обследования считаются недостоверными и испытуемому следует отвечать на вопросы более откровенно.

Интерпретация результатов:

Методика содержит 4 шкалы: экстраверсия-интроверсия, нейротизм, психотизм и шкала искренности, предназначенная для

Результаты использования данной методики в обследовании с це­лью профотбора на различные специальности в сферу обслуживания и торговлю показали, что обследуемым, имеющим опенки по шкале ПСИХОТИЗМА выше 10, не рекомендуется работать б перечислен­ных областях народного хозяйства и по специальностям «человек-че­ловек».

Возможно индивидуальное использование и в группе.

Литература:

1. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие / Ред.-сост Д.Я. Райгородский. — Самара: Бахрах-М, 2000, —

Диагностика свойств темперамента (б.Н. Смирнов)

Цель: исследование свойств темперамента.

Процедура проведения: Экспериментатор зачитывает инструкцию, отвечает на вопросы испытуемых и предлагает приступить к тести­рованию, После окончания тестирования экспериментатор собирает бланки ответов.

Инструкция: Вам предлагается ответить на 48 вопросов, Внимательно прочитайте каждый вопрос и в бланке ответов поставьте знак «+», если вы согласны с ним, и знак «-», если не согласны с ним. Отвечайте на все вопросы, ничего не пропуская. Чем искреннее ваши ответы, тем точнее изучите свой темперамент,

Текст опросника:

  1. Вы любите часто бывать в компании?
  1. Вы избегаете иметь вещи, которые ненадежны, непрочны, хотя и красивы?
  1. Часто ли у вас бывают подъемы и спады настроения?
  1. Во время беседы вы очень быстро говорите?
  1. Вам нравится работа, требующая полного напряжения сил и способностей?
  2. Бывает ли, что вы передаете слухи?

?, Считаете ли вы себя человеком очень веселым и жизнерадост­ным?

  1. Вы очень привыкаете к определенной одежде, ее цвету и пок­рою, так что неохотно меняете ее на что-нибудь другое?
  2. Часто ли вы чувствуете, что нуждаетесь в людях, которые вас понимают, могут ободрить или утешить?
  1. У вас очень быстрый почерк?
  2. Ищете ли вы сами себе работу, занятие, хотя можно было бы и отдыхать?
  3. Бывает ли так, что вы не выполняете своих обещаний?
  4. У вас много очень хороших друзей?
  5. Трудно ли вам оторваться от дела, которым вы поглощены, и переключиться на другое?
  6. Часто ли вас терзает чувство вины?
  7. Обычно вы ходите очень быстро, независимо от того, спешите или нет?
  1. В школе вы бились над трудными задачами до тех пор, пока не решали их?
  2. Бывает ли, что иногда вы соображаете хуже, чем обычно?
  3. Вам легко найти общий язык с незнакомыми людьми?
  4. Часто ли вы планируете, как будете себя вести при встрече, беседе и т.д.?
  1. Вы вспыльчивы и легко ранимы намеками и шутками над вами?
  2. Во время беседы обычно вы быстро жестикулируете?
  3. Чаше всего вы просыпаетесь утром свежим и хорошо отдохнувшим?
  4. Бывают ли у вас такие мысли, что вы не хотели бы, чтобы, о них знали другие?
  5. Вы любите подшучивать над другими?
  1. Склонны ли вы к тому, чтобы основательно проверить свои мысли, прежде чем их сообщить кому-либо?
  1. Часто ли вам снятся кошмары?

28. Обычно вы легко запоминаете и усваиваете новый учебный материал?

  1. Вы настолько активны, что вам трудно даже несколько часов быть без дела?
  2. Бывало ли, что, разозлившись, вы выходили из себя?

31 Вам не трудно внести оживление в довольно скучную компа­нию?

  1. Вы обычно довольно долго раздумываете, принимая какое-то, даже не очень важное, решение?
  2. Вам говорили, что, вы принимаете все слишком близко к сердцу?
  3. Вам нравится играть в игры, требующие быстроты и хорошей реакции?
  4. Если у вас что-то долго не получается, то обычно вы все же пытаетесь сделать это?
  5. Возникало ли у вас, хотя и кратковременно, чувство раздражения к вашим родителям?
  6. Считаете ли вы себя открытым и общительным человеком?
  7. Обычно вам трудно взяться за новое дело?
  8. Беспокоит ли вас чувство, что вы чем-то хуже других?
  9. Обычно вам трудно что-то делать с медлительными и неторопливыми людьми?
  1. В течение дня вы можете долго и продуктивно заниматься чем-либо, не чувствуя усталости?
  2. У вас есть привычки, от которых следовало бы избавиться?
  3. Вас принимают иногда за человека беззаботного?
  1. Считаете ли вы хорошим другом только того, чья симпатия к вам надежна и проверена?
  2. Вас можно быстро расстроить?

46= Во время дискуссии обычно вы быстро находите подходящий отчет?

  1. Вы можете заставить себя долго и продуктивно, не отвлекаясь заниматься чем-либо?
  2. Бывает, что бы говорите о вещах, в которых совсем не разбираетесь?

Обработка результатов:

Опросник темперамента позволяет диагностировать следующие полярные его свойства: экстраверсию-интроверсию, ригидность-пластичность, эмоциональную возбудимость-эмоциональную уравновешенность, темп реакций (быстрый-медленный), активность(высокую-низкую) и, кроме того, искренность испытуемого в ответах на вопросы. Каждое свойство темперамента оценивается с помощью ключа опросника. При этом следует построчно сложить ответы «да» (в ключе указаны их номера) и полученные суммы умножить на коэффициент (3,2-или 1 балл), затем то же сделать с ответами «нет». После этого вычисляется общая сумма баллов, характеризующая кон­кретное, свойство темперамента.

Ключ к опроснику

Свойства темперамента

Ответы «да»

балл

Ответы «нет»

балл

Экстарверсия-интроверсия

1,7,13,19,25,31,37,

4,43

3

2

2

1

Ригидность-пластичность

8,26,32,

2,14,20,38,44

3

2

37

19,46

2

1

Эмоциональная возбудимость-уравновешенность

15,21,33,39,45,

3,9,

27

3

2

1

Темп реакции

4,16,28,

10,22,34,40,46,

17,29,37

3

2

1

Активность

5,11,17,23,29,35,

41,47,

10

3

1

38

1

искренность

30,36,42,48,

6,12,

18,25,24

3

2

1

23

1

Ответ в соответствии с ключом оценивается от 1 до 3 бал Подсчитать сумму баллов по каждому свойству темперамента.

Если показатель по шкале «искренность» 13-20 баллов, то

высокая надежность результатов; 8-12 баллов- средняя; 1-7

низкая.

Средняя оценка и зоны выраженности свойств темперамента

Экстраверсия

Ригидность

Эмоциональная возбудимость

Темп реакции

активность

22-26 очень высокая

16-23 очень высокая

18-20 очень высокая

20-22 очень быстрый

24-26 очень высокая

17-21 высокая

12-15 высокая

14-17 высокая

14-19 быстрый

21-23 высокая

12-16 средняя

7-11 средняя

8-13 средняя

9-13 средний

14-20 средняя

7-11 высокая

3-6 высокая

4-7 высокая

5-8 медленный

9-13 низкая

0-6 очень высокая

0-2 очень высокая

0-3 очень высокая

0-4 очень высокий

0-8 очень высокая

Интроверсия

Пластичность

Эмоциональная устойчивость

Медлительность реакции

Пассивность

Интерпретация результатов;

Сангвиник. Высокие показатели активности, пластичности, экстраверсии, эмоциональной возбудимости и темпа реакций.

Холерик. Высокие показатели активности, ригидности, экстраверсии, эмоциональной возбудимости и темпа реакций. Флегматик. Высокая активность, ригидность, интроверсия, эмоциональная уравновешенность, замедленный темп реакций. Меланхолик. Низкая активность, высокая интровертированость, высокая эмоциональная возбудимость, замедленный темп ре

  1. Ратанова ТА., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изу­чения личности. — М-, 1998

Методика экспресс-диагностики характерологических особенностей личности t.В. Матолиной

Цель:

  1. Исследование темпераментальных характеристик: а) экстраверсия-интроверсия; б) нейротизм-эмоциональная стабильность.
  2. Определение типа характера.

Процедура проведения: Экспериментатор зачитывает инструкцию, отвечает на вопросы испытуемых и предлагает приступить к тести­рованию. После окончания тестирования экспериментатор собирает бланки ответов.

Инструкция: Вам предлагается ряд вопросов об особенностях вашего поведения. Если вы отвечаете на вопрос утвердительно, тогда в бланке ответов поставьте знак «+», если отвечаете отрицательно, поставьте знак «-». Отвечайте на все вопросы быстро, не раздумывая, так как важна ваша первая реакция.

Текст опросника Айзенка:

  1. Любишь ли ты шум и суету вокруг себя?
  2. Часто ли ты нуждаешься в друзьях, которые могли бы тебя поддержать?
  3. Ты всегда находишь быстрый ответ, когда тебя о чем-то просят?
  4. Бывает ли так, что ты раздражен чем-нибудь?
  5. Часто ли у тебя меняется настроение?
  6. Верно ли, что тебе легче и приятнее с книгами, чем с людьми?
  7. Часто ли тебе мешают уснуть разные мысли?
  8. Ты всегда делаешь так, как тебе говорят?
  9. Любишь ли ты подшучивать над кем-нибудь?
  10. Ты когда-нибудь чувствовал себя несчастным, хотя для этого не было настоящей причины?
  11. Можешь ли ты сказать о себе, что ты веселый, живой человек?
  12. Ты когда-нибудь нарушал правила поведения?
  13. Верно ли , что ты часто раздражен чем-нибудь?
  14. Нравится ли тебе все делать в быстром темпе (если ты, если ты наоборот нетороплив, ответь «нет»)?
  1. Ты переживаешь из-за разных страшных событий, которые чуть было не произошли, хотя все кончилось хорошо?
  1. Тебе можно доверить любую тайну?
  1. Можешь ли ты без особого труда внести оживление в скучную компанию?

18. Бывает ли так, что у тебя без всякой причины (физические нагрузки) сильно бьется сердце?

  1. Делаешь ли ты обычно первый шаг, чтобы подружиться с кем-нибудь7
  2. ‘Ты когда-нибудь говорил неправду?
  3. Ты легко расстраиваешься, когда критикуют тебя и твою работу?
  4. Ты часто шутишь и рассказываешь смешные истории своим друзьям?
  5. Ты часто чувствуешь себя усталым?
  6. Ты всегда сначала делаешь уроки, а все остальное потом?
  1. Ты обычно весел, всем доволен?
  2. Обидчив ли ты?
  3. Ты очень любишь общаться с другими ребятами?
  4. Всегда ли ты исполняешь просьбы своих родных о помощи по хозяйству?
  5. У тебя бывает головокружение?
  6. Бывает ли так, что твои действия и поступки ставят других лю­дей в неловкое положение?
  7. Ты часто чувствуешь, что тебе что-нибудь надоело?
  8. Любишь ли ты иногда похвастаться?
  9. Ты чаще всего сидишь и молчишь, когда попадаешь в общество незнакомых людей?
  10. Волнуешься ли ты иногда так, что не можешь усидеть на месте?
  11. Ты обычно быстро принимаешь решения?
  12. Ты никогда не шумишь в аудитории, даже когда нет препода­вателя?
  13. Тебе часто снятся страшные сны?
  14. Можешь ли ты дать волю чувствам и повеселиться в обществе друзей?
  15. Тебя легко огорчить?
  16. Случалось ли тебе говорить плохо о ком-нибудь?

41. Верно ли, что ты обычно говоришь и действуешь быстро, не задерживаясь особенно на обдумывание?

  1. Если окажешься в глупом положении, то потом долго переживаешь?
  2. Тебе очень нравятся шумные и веселые игры?
  3. Ты ешь то, что тебе подают?
  4. Тебе трудно ответить «нет», когда тебя о чем-нибудь просят?
  5. Ты любишь часто ходить в гости?
  1. Бывают ли такие моменты, когда тебе не хочется жить?
  1. Был ли ты когда-нибудь груб с родителями?
  2. Считают ли тебя веселым и живым человеком?
  3. Ты часто отвлекаешься, когда занят работой?
  4. Ты чаще сидишь и смотришь, чем принимаешь активное участке в общем веселье?
  1. Тебе обычно бывает трудно уснуть из-за разных мыслей?
  2. Бываешь ли ты совершенно уверен, что справишься с делом, которое должен выполнить?
  3. Бывает ли, что ты чувствуешь себя одиноким?
  4. Ты стесняешься заговорить с новыми людьми?
  5. Ты часто спохватываешься, когда поздно уже что-нибудь ис­править?
  6. Когда кто-нибудь из сверстников кричит на тебя, ты тоже кричишь в ответ?
  7. Бывает ли так, что ты чувствуешь себя веселым или печальным без всякой причины?

59. Ты считаешь, что трудно получить настоящее удовольствие отъявленной компании сверстников?

60. Тебе часто, приходится волноваться из-за того, что ты сделал что-нибудь не подумав?

Обработка результатов: Состоит из двух этапов.

Этап 1. Производится по ключу. По каждой шкале подсчитывается сумма баллов. За одно совпадение с ключом начисляется один балл.

  1. Экстраверсия (Э):

положительные ответы: — 1,3,9,11,14,17,19,22,25,27,30,35,38,41,43,46,49,53,57.

отрицательные ответы — 6;33;51;55;59.

  1. Нейротизм (Н) или эмоциональная стабильность:

положительные ответы — 2, 5, 7, 10, 13, 15, 18, 21, 23, 26, 29, 31, 34.

37, 39, 42. 45, 47, 50, 52, 54, 56, 58, 60.

3. Шкала лжи;

положительные ответы — 8, 16. 24, 28, 36, 44

отрицательные ответы — 4, 12, 20, 32, 40, 48.

Результаты теста достоверны, если по шкале лжи набрано не более 5 баллов.

Полученные баллы по шкалам экстроверсия-интровесия и нейротизм-эмоциональная стабильность наносятся на профиль. Определяется тип темперамента и его характерные черты.

Автор методики — канд. психол. наук Т.В, Матолина выделяет в зависимости от полученных баллов и соотношений, баллов по Э. и Н 32 типа характера1:

Тип №1 Э 0-4 Н 0-4

Характерологические проявления:

Безмятежный, мирный, невозмутимый. В группе скромен. Дружбу не навязывает, но не отвергает, если ему предложат. Склонен к упрямству если, ощущает свою правоту. Не насмешлив. Речь спокойная Терпелив. Хладнокровен, •

Тип №2 Э 20-24 Н 0-4

Характерологические проявления:

Тип №3 Э 20-24 Н 20-24

Характерологические проявления:

Активный, имеет хорошо развитые бойцовские качества. Насмешлив, стремится общаться со всеми «на равных», Очень честолюбив. В случае несогласия с позицией более старшего принимает активно противоборствующую позицию. Не выносит безразличия в свой адрес.

Тип №4 Э 0-4 Н 20-24

Характерологические проявления:

Тип №5 Э 0-4 Н 4-8

Характерологические проявления:

Созерцателен, спокоен. Имеет низкий уровень заинтересованности в реальной жизни, а значит, и низкие достижения, Направлен на внутрен­ние выдуманные или вычитанные коллизии. Послушно-безразличен.

Тип №6 Э 0-4 Н 16-20

Характерологические проявления:

Сдержанный, робкий, чувствительный, стесняется в ситуации. Неуверенный, мечтательный. Склонен к философии и уединению. Сомневается, не верит в свои силы. Тревожный, пребывает в нерешительности, склонен к фантазиям. Но в целом уравновешен, не паникует, не драматизирует ситуацию.

тип №7 Э 0-4 Н 8-16

Характерологические проявления:

Человек скромный, активный, направленный на дело. Справедливый, преданный друг. Очень хороший, умелый помощник, неплохой организатор. Застенчив, предпочитает оставаться в тени. В компаниях, как правило, не состоит. Дружит вдвоем. Взаимоотношениям придает большое значение. Иногда скучновато-морализирующий.

Тип №8 Э 4-8 Н 0-4

Характерологические проявления:

Человек спокойный, склонный к общению в компаниях. Эстетически одаренный. Скорее созерцатель, чем деятель. Уравновешенный, безразличным к успехам, Любит жить «как все». Во взаимоотношениях ровен, но глубоко переживать не умеет. Легко избегает конфликтов.

Тип №9 Э 8-16 В 0-4

Характерологические проявления:

Активный, жизнерадостный, общительный. В общении неразборчив. Легко попадает в асоциальные группировки, вследствие плохой сопротивляемости. Склонный к новизне, любознательный. Социальный интеллект развит слабо. Нет умения строить адекватные оценки и самооценки. Не твердых принципиальных установок, доверчив.

Тип №10 Э 16-20 И 0-4

Характерологические проявления:

Артистичен, любит развлекать. Недостаточно настойчив, общителен, неглубок, уравновешен.

Тип №11 Э 20-24 Н 4-8

Характерологические проявления:

Активный, общительный, благородный, честолюбивый. Легко со­глашается на риск. Не всегда разборчив в друзьях, в средствах дости­жения, цели. Часто эгоистичен, обаятелен, имеет организаторские способности.

Тип №12 Э 20-24 Н 8-16

Характерологические проявления:

Легко подчиняется дисциплине. Обладает чувством собственного достоинства. Активен, влюбчив. Легко увлекается людьми и событиями. Впечатлителен.

Тип №13 Э 20-24 Н 16-20 Характерологические проявления:

Сложный тип, тщеславен, энергичен, жизнерадостен. Не имеет, как правило, высокой духовной направленности. Погружен в житейские радости. Главное для него — бытовые потребности. Стремится достичь престижа, удачи, успеха, выгоды. Презирает неудачников. Общительный, демонстративный» жестко выдвигает свои требова­ния.

Тип №14 Э 16-20 Н 20-24

Характерологические проявления:

Властный, мнительный, подозрительный, педантичный. Всегда стремится к первенству. Мелочный, наслаждается любым превосходством. Язвительно-желчен. Склонен к насмешке над слабыми. Мстителен, пренебрежителен, деспотичен. Утомляем.

Тип №15 Э 8-16 Н 20-24

Характерологические проявления;

Вечно недовольный, ворчливый, склонный к придиркам. Мелочно – требовательный. Педант. К язвительности не склонен. Легко обижается по пустякам. Часто хмурый, раздражительный. Завистлив, не уверен. В отношениях — подчиненный. Перед трудностями пасует. В классе держится в стороне. Злопамятный, друзей не имеет. Сверстниками командует. Голос тихий, резкий.

Тип №16 Э 4-8 Н20-24

Характерологические проявления:

Высокочувствительный тип, недоверчивый, затаенно-страстный. Молчаливый, замкнуто-обидчивый. Самолюбивый, независимый, имеет критический ум. Пессимист. Склонен к обобщенному мнению. Часто не уверен в себе.

Тип №17 Э 16-20 Н 4-8

Характерологические проявления:

Очень эмоционален. Восторженный, жизнерадостный, общительный, влюбчивый. В контактах неразборчив, дружески настроен ко всем. Непостоянен, наивен, ребячлив, нежен. Пользуется симпатией окружающих. Фантазер. Не стремится к лидерству, предпочитая интимно-дружеские связи.

Тип №18 Э 4-8 Н 16-20

Характерологические проявления:

Эмпатийный. Очень жалостливый, склонный поддерживать слабых, предпочитает интимно-дружеские контакты. Настроение часто спокойно-пониженное. Скромный, застенчивый, не уверен в себе. Созерцатель. Легко становится настороженным и подозрительным в неблагоприятных условиях.

Тип №19 Э 4-8 Н 4-8

Характерологические проявления:

Спокойный тип, молчаливый, рассудительный. Замедленно — деятельный, независимый, кропотливый. Беспристрастный, скромный, скромный, низко эмоциональный. Иногда отвлечен от реальности.

Тип №20 Э 16-20 И 16-20

Характерологические проявления:

Очень демонстративен, не умеет сопереживать. Эмоционально бе­ден. Противопоставляет себя коллективу: Очень напорист в достижении значимых для себя ценностей. Престижен, часто фальшив, практичен.

Тип №21 Э 12-16 Н 8-12

Характерологические проявления:

Очень энергичен, жизнерадостен, «Любимец публики». Считается, что люди такого типа — счастливцы. Действительно, они часто очень одарены, легко учатся, артистичны, мало утомляемы, все легко дается. Поэтому не учатся серьезно работать над достижением цели. Легко все бросают, прерывают дружбу Поверхностны. Имеют довольно низкий социальный интеллект.

Тип №22 Э 8-12 Н 8-12

Характерологические проявления:

Очень пассивно-безразличный. Уверен в себе. В отношениях к окружающим жестко требователен. Злопамятен. Часто проявляет пассивное упрямство. Очень педантичен, мелочен. Рассудителен, хладнокровен. К чужому мнению относится безразлично.

Тип №23 Э 16-20 Н 8-12

Характерологические проявления:

Общительный, активный, инициативный, увлекающийся. Умеет управлять собой, добиваться поставленной цели. Честолюбив. Любит и умеет быть лидером. Пользуется доверием и искренним уважением коллектива. Характер легкий, эстетичен, ровно оживлен.

Тип №24 Э 12-16 Н 4-8

Характерологические проявления:

Активный, уравновешенный тип. Энергичен, среднеобщителен, привязчив к немногочисленным друзьям. Упорядочен. Умеет ставать перед собой задачи и добиваться решения. Не склонен к соперничеству Иногда обидчив.

Тип №25 3 8-12 Н 4-8

Характерологические проявления:

Активен, иногда взрывчатый, иногда беспечно-веселый. Часто спокойно-безразличен. Инициативы почти не проявляет, действует по указке. Пассивен в социальных контактах. К глубоким эмоциональным переживаниям не расположен. Склонен к монотонной, кро­потливой работе. Хороший администратор.

Тип №26 Э 4-8 Н 8-12

Характерологические, проявления:

Спокоен, уравновешен, терпелив, практичен. Честолюбив, целеус­тремленный. Имеет твердые принципы, иногда обидчив.

Тип №27 Э 4-8 Н 12-16

Характерологические проявления:

Уравновешенно-меланхоличный. Тонко чувствительный. Приветливый, ценит доверительно-интимные отношения, спокойный. Любит юмор. В целом — оптимист, иногда паникует, иногда впадает в депрессию. Чаще спокойно-задумчив.

Тип №28 Э8-12Н16-20

Характерологические проявления:

Меланхоличный, честолюбивый, упорный, серьезный, иногда склонен к уныло-тревожному настроению. Имеет немногочисленный круг друзей. Необидчив, но иногда мнителен, Самостоятелен в решении относительно принципиальных вопросов, но зависим от близких в эмоциональной жизни.

Тип №29 Э 12-16 Н 16-20

Характерологические проявления:

Жестко требователен к окружающим, упрям, горд, очень честолюбив. Энергичен, общителен, настроение чаще боевое. Неудачи скрывает. Любит быть на виду Хладнокровен.

Тип №30 Э 16-20 Я 12-16

Характерологические проявления:

Гордый, злопамятный, стремится к первенству Энергичен, упорен, спокойный, расчетливый. Любит риск, непреклонный в достижениях. Не лишен артистизма, хотя и суховат.

Тип №31 Э 8-12 II 12-16

Характерологические проявления:

Застенчив, не завистлив, стремится к самостоятельности, привязчив, доброжелателен. С близкими людьми проявляет наблюдательность, чувство юмора. Склонен к глубоким доверительным отношениям. Избегает ситуации риска, опасности. Не выносит навязанный темп, иногда склонен к быстрым решениям. Часто раскаивается в своих поступках. В неудачах обвиняет только себя.

Тип № 32 Э12-16 Н 12-16

Характерологические проявления:

Честолюбив, неудачи не снижают уверенности в себе. Заносчив. Злопамятен, энергичен, Упорен. Целеустремленный, склонен к кон­фликтам. Не уступает, даже если не прав. Мук совести не испытываем В общем не склонен к сопереживанию, Ценит только информативность. Эмоционально ограниченный тип.

Литература:

  1. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие / Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. – Самара: Бахрах-М. 2000. – 672с.

«Чертова дюжина» (а.А. Сиялову а. С Прутченков)

Цель: Определение психотипа личности.

Процедура проведения: Тестирование можно проводить как инди­видуально, так и с целой группой одновременно, При проведении, индивидуального тестирования выдается текст теста, содержащий 104 утверждения, которые испытуемый должен внимательно оценить, исходя из своего согласия или несогласия, и затем записать соответствующий балл в бланке для ответов,

При групповом тестировании также можно раздать тексты теста (если они есть в достаточном количестве).

При этом испытуемого нужно попросить в тексте теста не делать никаких пометок.

Допускается и устное тестирование: экспериментатор зачитывает все 104 утверждения вслух (обязательно дважды каждое из них), а ребята сразу оценивают свое отношение соответствующим баллом в бланке для ответов.

Ответы и оценки в баллах целесообразно написать на доске.

Если у испытуемых возникают вопросы по содержанию утверждений теста, экспериментатор должен разъяснить непонятные слова или смысл всего утверждения.

Время для проведения теста вместе с объяснением инструкции примерно 35-40 мин.

Инструкция:

Утверждения теста нужно оценивать, исходя из принципа «как . правило» и из обычного для вас образа жизни. Ведь мы все время от времени бываем или веселыми, или раздражительными. Для ответа на вопросы теста используйте следующую шкалу:

+ 2 — совершенно верно, я, как правило, так и поступаю;

+ 1 — верно, но бывают заметные исключения;

0 – трудно сказать;

— 1 – неверно, но все же бывают такие ситуации;

2 — совершенно неверно, это не свойственно моей обычной жизни.

Текст опросника:

  1. Я никогда не доверяю незнакомым людям и не раз убеждался, что в этом я прав.
  2. Мне не раз приходилось убеждаться, что дружат из выгоды.
  3. Я всегда чувствую себя бодрым и полным сил. Как правило, настроение у меня, хорошее.
  4. Мое самочувствие очень зависит от того, как относятся ко мне окружающие.
  1. Мое настроение улучшается, когда меня оставляют одного.
  2. Я не могу спокойно спать, если утром надо вставать в определенный нас; я слишком мнителен, без конца тревожусь и беспокоюсь обо всем.
  3. Малейшие неприятности сильно огорчают меня; после огорчений и беспокойств возникает плохое самочувствие.
  4. У меня плохой и беспокойный сон; часто бывают мучительно-тоскливые сновидения; утро для меня – самое тяжелое время суток.
  5. Мое настроение обычно такое же, как у окружающих меня людей.
  6. О друзьях, с кем пришлось расстаться, я долго не скучаю и быстро нахожу новых.
  7. Я плохо сплю ночью и чувствую сонливость днем, часто бываю раздражителен.
  8. Мое настроение легко меняется от незначительных причин.
  9. Недели хорошего самочувствия чередуются у меня с неделями, когда я чувствую себя плохо.
  1. Я считаю, что у человека должна быть большая и серьезная цель, ради которой стоит жить.
  2. У меня случаются приступы плохого самочувствия с раздражительностью и чувством тоски.

1.6. Я сплю мало, по утрам встаю бодрым и энергичным.

  1. Мое настроение очень зависит от общества, в котором я нахожусь.
  2. Никогда не следую общей моде, а ношу то, что мне самому понравилось,
  3. Плохое самочувствие появляется у меня от волнений и ожидания неприятностей.
  4. Нередко я стесняюсь есть при посторонних людях, я чрезмерно чувствителен.
  5. Всегда боюсь, что мне не хватит денег; и очень не люблю брать в долг.
  6. Я считаю, что самому не следует выделяться среди окружающих.
  7. Я легко завожу новые знакомства.
  8. О своей одежде я мало думаю.
  9. В одни дни я встаю веселым и жизнерадостным, в другие – без всякой причины с утра угнетен и уныл.
  10. Периодами у меня бывает, волчий аппетит, периодами ничего есть не хочется.
  11. Жизнь научила меня не быть слишком откровенным даже с друзьями.
  1. Сон у меня очень крепкий, но иногда бывают жуткие, кошмарные сновидения.
  2. Я люблю лакомства и деликатесы и ненавижу заранее рассчитывать все расходы.
  1. Мой сон богат яркими сновидениями.
  2. Я не могу найти себе друга, по душе и страдаю от того, что меня не понимают; от окружающих стремлюсь держаться подальше.
  3. У меня настроение портится от ожидания возможных неприятностей, от неуверенности в себе, от беспокойства за близких.
  4. У меня взяли в долг, я стесняюсь об этом напомнить.
  5. Мне кажется, что окружающие меня презирают и смотрят на меня свысока.
  6. Прежде чем познакомиться, я всегда хочу узнать, что
  1. Я стремлюсь быть с людьми, трудно переношу одиночество.
  1. В будущем меня больше всего беспокоит мое здоровье; упрекаю родителей в том, что в детстве они недостаточно уделяли внимания моему здоровью.

38. Я люблю одеться так, чтобы было к лицу

39. Периодами я люблю больше дружеские компании, периодами избегаю их и ищу одиночества.

  1. У меня не бывает уныния и грусти, но может быть ожесточенность и гнев.
  2. Измены бы я никогда не простил.

42. Я легко схожусь с людьми в любой обстановке, охотно завожу новые знакомства, люблю иметь много друзей и тепло отношусь к ним.

  1. Я люблю яркие, броские костюмы и одежду.
  2. Я люблю одиночество; свои неудачи я переживаю сам.
  3. Я много раз взвешиваю все «за» и «против» и все никак не решаюсь рискнуть; могу быть впереди других в рассуждениях, но не в действиях.
  4. Моя застенчивость мешает мне подружиться с тем, с кем мне хотелось бы.
  5. Я избегаю новых знакомств, мне не хватает решительности во всем.
  6. Стараюсь жить так, чтобы окружающие не могли сказать обо мне ничего плохого.
  7. Не люблю много раздумывать о своем будущем и тем более рассчитывать все свои расходы.
  8. Я чувствую себя таким больным, что мне не надо друзей.
  9. Периодами я к деньгам отношусь легко и трачу их не задумываясь; периодами се пугаюсь остаться без денег.
  10. В одни периоды мне хорошо с людьми, в другие – они меня тяготят.
  11. Меня привлекает лишь то новое, что соответствует моим принципам и интересам.
  12. Для меня главное, чтобы одежда была удобной, аккуратной и чистой.

55, Я убежден, что в будущем исполнятся мои желания и планы.

56, Я предпочитаю тех друзей, которые очень внимательны ко мне.

57. Я люблю придумывать новое, все переиначивать и делать по

своему, не так, как все.

  1. Часто беспокоюсь, что мой костюм не в порядке.
  2. Я боюсь одиночества, и тем не менее так получается, что нередко оказываюсь в одиночестве.
  3. В одиночестве я чувствую себя спокойнее.
  4. Я считаю, что всякий человек не должен отрываться от коллектива.
  5. Люблю разнообразие и перемены в жизни.
  6. Людское общество меня быстро утомляет и раздражает.
  7. Периоды, когда я не очень слежу за тем, чтобы соблюдать все правила, чередуются с периодами, когда я упрекаю себя за недисциплинированность.
  8. Временами я доволен собой, временами ругаю себя за нерешительность и вялость.
  9. Я не боюсь одиночества, свои неудачи я переживаю сам и ни у кого не ищу сочувствия и помощи.
  10. Я очень аккуратен в денежных делах, огорчаюсь и расстраиваюсь, когда не хватает денег.
  11. Я люблю перемены в жизни – новые впечатления, новых людей; новую обстановку вокруг.
  12. Я не переношу одиночества, всегда стремлюсь быть среди людей; больше всего со стороны окружающих ценю внимание ко мне.
  13. Я допускаю опеку над собой в повседневной жизни, но не над моим душевным миром.
  14. Я часто подолгу размышляю, правильно или не правильно я что-либо сказал или сделал в отношении окружающих.
  15. Я часто боюсь, что меня по ошибке примут за нарушителя законов.
  16. Будущее кажется мне мрачным и бесперспективным, неудачи угнетают меня, и прежде сего я виню самого себя.
  17. Я стараюсь жить так, чтобы будущее было хорошим.
  18. При неудачах мне хочется убежать куда-нибудь подальше и не возвращаться.

76. Незнакомые люди меня раздражают, к знакомым я уже как-то привык.

77. Я легко ссорюсь, но быстро и мирюсь.

  1. Периодами я люблю «задавать тон», быть первым, но периодами мне это надоедает.

79, Я уверен, что в будущем докажу всем свою правоту.

  1. Предпочитаю раз и навсегда установленный порядок, мне нравится учить людей правилам и порядку.
  2. Я люблю всякие приключения, даже опасные, охотно иду на риск..
  1. Приключения и риск привлекают меня, если в них мне доста­ется первая роль,
  2. Я люблю опекать кого-либо одного, кто мне понравится,
  3. В одиночестве я размышляю или беседую с воображаемым собеседником, невольно думаю о возможных неприятностях и бедах, которые могут случиться в будущем,

85. Новое меня привлекает, но вместе с тем беспокоит и тревожит; неудачи приводят меня в отчаяние.

86. Я боюсь перемен в жизни, новая обстановка меня пугает.

  1. Я охотно следую за авторитетными людьми.
  2. Одним людям я подчиняюсь, другими командую сам.
  1. Я охотно слушаю те советы, которые касаются моего здоровья.
  2. Бывает, что совершенно незнакомый человек мне сразу внушает доверие и симпатию.
  1. Периодами мое будущее кажется мне светлым, периодами – мрачным.
  2. Всегда находятся люди, которые слушают меня и признают мой авторитет.
  3. Если в моих неудачах кто-то виноват, я не оставлю его безнаказанным.
  4. Я считаю, что для интересного и заманчивого дела всякие пра­вила и законы можно обойти.
  5. Я люблю быть первым, чтобы мне подражали, за мной следовали другие,
  6. Я не слушаю возражений и критики, всегда думаю и делаю по своему.

97. Если случается неудача, я всегда ищу, что же я сделал неправильно.

  1. В детстве я был обидчивым и чувствительным ребенком.
  1. Я не люблю командовать людьми, ответственность меня пу­гает.
  1. Считаю, что ничем не отличаюсь от большинства людей.
  2. Мне не хват усидчивости и терпения.
  3. Новое меня привлекает, но быстро утомляет и надоедает, мне не до приключений.
  4. В хорошие минуты я вполне доволен собой, в минуты дурного настроения мне кажется, что мне не хватает положительных качеств,
  5. Периодами я легко переношу перемены в своей жизни и даже люблю их, но временами начинаю их бояться и избегать.

Обработка результатов:

Подсчитывается сумма баллов в каждой вертикальной колонке, учитывая знак «+» или «-». Сумма баллов в любой колонке находится в пределе от — 16 до + 16 баллов.

Раскодируется наименование зашифрованных в вертикальных колонках типов акцентуаций характера: I. ПАРАНОИК, II. ЭПИЛЕПТОИД, III. ГИПЕРТИМ, IV ИСТЕРОИД, V. ШИЗОИД, VI. ПСИХОСТЕНОИД, VII. СЕНЗИТИВ, VIII. ГИПОТИМ, IX. КОНФОРМНЫЙ, X. НЕУСТОЙЧИВЫЙ, XI. АСТЕНИК; XII. ЛАБИЛЬНЫЙ, XIII. ЦИКЛОИД.

Строится график, отражающий степень выраженности характерологических свойств. По оси X — номера акцентуаций, по оси У баллы: от 0 до + 16 и от 0 до — 16 баллов.

Нормативы:

От -10 до + 10 баллов — норма, акцентуации отсутствуют

От + 11. до +16 — акцентуации выражены ярко.

От —Идо -16— присутствуют черты, противоположные данной акцентуации.

Интерпретация результатов:

ТИНЫ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА1

I. ПАРАНОИК- доминирует крайняя степень целеустремленности, цели у него крупные, масштабные, ради их достижения он пожертвует всем. Как тип созревает к 30-40 годам.

Привлекательные черты: высокая энергетика, независимость, самостоятельность, надежность в общем деле.

Отталкивающие черты: авторитарность, агрессивность, отсутствие эмпатии (умения понять другого).

Слабое звено: поскольку честолюбив по большому счету, нуждается в социальном одобрении.

Общение, дружба: в общении сложен, подавляет, конфликтен и этого не замечает. Друзьями могут быть только соратники, долго помнят обиды. Вполне может быть отличником, трудоголик, на работе генератор идей, лидер.

II. ЭПИЛЕПТОИД – виден с детства, недетская бережливость всего своего и злобность на тех, кто отбирает, консервативен, любит порядок, высокая энергетика со знаком (-).

Шум вспыльчатый, драчлив.

Привлекательные черты: тщательность, аккуратность, исполнительность, бережливость внимательность к здоровью.

Отталкивающие черты: жесток, во время приступов плохого самочувствия ищет жертву для разрядки, мстителен, неадекватно высокая самооценка, хорош только он.

Слабое звено: не переносит неподчинения себе и ущемления своих интересов.

Общение, дружба: дружит долго, соблюдая все обязательства, главное в общении — устоявшийся порядок. Измену, даже мнимую, не простит

Учеба, работа: вполне может быть отличником, работает лучше, где есть необходимость поддерживать порядок, соблюдать правила, нормы.

III. ГЙПЕРТИМ — доминирует экстраверсия, общительность и цветущий вид.

Привлекательные черты: энергичность, щедрость, оптимизм, высокая энергетика, жизненный тонус.

Отталкивающие черты: поверхностность, постоянная спешка, фамильярность, грубость без зла, склонность к аморальным поступкам.

Слабое звено: не переносит монотонного труда, одиночества и вынужденного безделья.

Особенности общения: дружит легко с целым светом, обидит, бросится на шею и снова обидит, зла не помнит ни своего, ни чужого.

Учеба, работа: все дается легко, на работе может достичь успеха за счет гиперактивности и сверхконтактности.

IV. ИСТЕРОИД — доминирующие черты: виден с детства, желание поклонения, внимания, любви к нему, эгоцентризм, демонстративность.

Привлекательные черты: упорен, инициативен, находчив, есть организаторские способности, но нет потенциала лидера. Отталкивающие черты: демонстративен, лжив, хвастун, имеет склонность к интригам, демагог любит необдуманный риск.

Слабое звено: не выносит публичного высмеивания, может дать яркий аффект, вплоть до демонстративного суицида (самоубийство).

Общение, дружбе: форма жизни на людях, дружит с теми, кем восхищается, или с теми, кто восхищается им.

Учеба, работа: чтоб восхищались, будет отличником. На работе часто талантливый индивидуал. Художественное творчество.

V. ШИЗОИД- доминирует интраверсия, принцип- «Мой внутренний мир – это высшая ценность». Ярко выраженный мыслительный тип.

Привлекательные черты: несуетдивость, серьезность, Устойчивость интересов и склонностей, постоянство занятий.

Отталкивающие черты: замкнутость, холодность, рассудочность, низкая энергетика, активность и эмоциональность, неосознаваемая жестокость.

Слабое звено: не переносит неформальные эмоциональные контакты. Раним, когда критикуют его взгляды.

Общение, дружба: самодостаточен, но если нуждается в друге, то друг как правило, старше его, в такой дружбе он надоедлив прилипчив.

Учеба, работа: может хорошо учиться при особом подходе со стороны учителей, признания за ним права на особый взгляд на вещи. Шизоид- чаще научный работник, теоретик, физик, математик.

VI. ПСИХОСТЕНОИД — «человек в футляре». Доминирует неуверенность, мнительность, опасение за будущее, фобии и интеллектуальные интересы.

Привлекательные черты: аккуратность, серьезность, добросовестность, самокритичность. Адекватная самооценка.

Отталкивающие черты: нерешительность, самокопание, навязчивые идеи, вера в приметы, доходящая до ритуалов. Очень трудно принимает решение.

Слабое звено: боязнь ответственности за себя и близких.

Общение, дружба: застенчив, ценит глубокий личный контакт, друзей немного, но «на века».

Учеба, работа: чтобы не огорчать близких, будет отличником, чудеса трудолюбия, чрезмерная ответственность любит конкретное задание и точную информацию.

VII. СЕНЗИТИВ доминирует чувствительность, впечатлительность, чувство долга, робость и чувство собственной неполноценности.

Привлекательные черты: доброта, спокойствие, внутренняя дисциплина и требовательность к себе.

Отталкивающие черты: мнительность, пугливость, самобичевание, растерянность в трудных ситуациях. Но если довести, то конфликтен и обидчив.

Слабое звено: не переносит насмешек и недоброжелательных окружающих.

Учеба, работа: учится из нежелания огорчать родных и из страха перед экзаменами. При доброжелательной опеке может быть отличником. Работа – не главное, главное – коллектив и отношение в нем.

VIII. ГИПОТИМ – доминирует сниженный фон настроения, депрессивность и выражение недовольства на лице.

Привлекательные черты: совестливость и острый критический взгляд на вещи.

Отталкивающие черты: обидчив, уныние, апатия, жалобы. Любимое занятие – поиск у себя разных недомоганий. Отсутствие интересов и увлечений.

Слабое звено: не выносит открытого несогласия во взглядах на действительность.

Общение, дружба: часто и подолгу в обиде на всех за то, что не поняли и не оценили, при этом нуждается в собеседнике, кому об этом можно рассказать. Дружить с ним трудно.

Учеба, работа: учится из страха перед плохой оценкой, учится плохо, болеет, прогуливает, часто меняет работу, так как всех критикует.

IX.КОНФОРМНЫЙ – доминирует приспособленчество, зависимость от окружения и лидера, принцип «Я как все».

Привлекательные черты: дружелюбие, покладистость, исполнительность, неконфликтность (в привычном социуме) со своими.

Отталкивающие черты: несамостоятельность, безволие, некритичность, неприятие всего чужого, необычного.

Слабое звено: не переносит крупных перемен и ломки стереоти­пов.

Общение, дружба: не активный, ведомый группой, воспринимаетсякак бесцветный, неинтересный, банальный.

Учеба, работа: учится, работает «как все».

X.НЕУСТОЙЧИВЫЙ— доминирует непослушность, безответственность, трусливость. Легкая подчиняемость. Часто бывает после травмы мозга, передается по наследству. В отличие от конформного зависит от любого сильного влияния.

Привлекательные черты: общительность, доброжелательность, быстрое переключение, услужливость.

Отталкивающие черты: безволие соглашательство, хвастовство,

лицемерие. «Живем для наслаждения» — основной принцип жизни.

Слабое звено: безнадзорность приводит к серьезным последствиям.

Общение, дружба: пассивен, контакты беспорядочны и бесцельны, может быть в составе нескольких группировок, в каждой принимая свой стиль общения. Живет минутой, не напрягая интеллект. Можетпойти на преступление, склонен к аффектам, с полной расторможенностью.

учеба, работа: учится пока интересно, на замечания и оценки реагирует неадекватно, собой не управляет другими не управляется. Работает, если интересно и если работа выполняет роль психотерапии.

XIII ЦИКЛОИД – доминирует смена двух состояний, гипертим-гипотим.

Привлекательные черты; черты гипертима.

Отталкивающие черты: раздражительность, обидчивость, тяжело переживает двойственность, но всегда знает, что будет подъем.

Слабое звено: не переносит ломку стереотипа, эмоциональное отвержение значимых людей.

Учеба, работа: в зависимости от того, в каком цикле находится.

Учеба, работа: дружит с тем, кто способен выждать, пока он гипотим.

Литература:

  1. Прутченков А.С., Сиялов А.А. Эй ты, параноик!!! — М: «Новая школа», 1994. – С. 64.