Таблица ППП

Выполнила Галеева Ксения 1 курс 4 подгруппа

Таблица «Психические познавательные процессы»

ППП, определение

Функции (назначение)

Виды, формы, операции

Механизмы (физиологические основы)

Свойства, особенности, др. характеристики

Приемы развития

3.Внимание- это направленность и сосредоточенность психической деятельности на объекте, имеющем для личности ситуативную или постоянную значимость, при одновременном отключении всего остального.

1.отбор значимых раздражителей.

2.Удержание важных раздражителей.

3.Контроль и регуляция.

1.Непроизвольное

2.Пропроизвольное

3.Послепроизвольное

Совместная деятельность коры головного мозга и подкорки (выпол. Функцию фильтра и генератора.

Свойства внимания:

1.Произвольное

  • Устойчивость
  • Распределение
  • Переключение
  • Объем
  • Интенсивность
  • Активность
  • Направленность

2.Непроизвольное

  • Отвлечение
  • Колебание

Рассеянность- это свойство внимания.

— Тест «Черно-красная таблица Горбова-Шульте

— Таблицы Шульте

1.Ощущение — простейший психический процесс, отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений непосредственно воздействующих на органы чувств.

Источник познания мира.

Доведение до ЦНС состояния внешней и внутренней среды.

1.

По рецепторам- зрительный, слуховой, обонятельный, вкусовой, осязательный.

По воздействию-а)дистантные

б) контактные

2.По Шерингтону

А) Экстерорецептивные- отражают свойства предметов и явлений внешней среды.

  • Зрительные
  • Слуховые
  • Обонятельные
  • Вкусовые
  • Температурные и тактильные

Б) Проприоцептивные- это ощущения отражения движений нашего тела.

  • Мышечно-двигательные

В) Интерорецептивные — отражают состояния внутренних органов. Доходят до подкорки в состоянии бодрствования

  • Болевые
  • Равновесия
  • Ускорения

Анализатор состоит:

1.Переферический отдел-рецепторы.

2.Проводящие пути: афферентные и эфирентные.

3.центральные корковые отдела анализаторов

4.органы чувств.

Закономерности ощущений:

1.Пороги:

  • Нижний абсолютный (точка min ощущения)
  • Верхний абсолютный (точка max ощущения
  • Разностный (min разница в интенсивности двух разрдажителей.

2.Адаптация — привыкание воздействия раздражителя в течении длительного времени

3.Контраст- под влиянием предшествующего анализитора раздражителя изменяется чувствительность анализатора.

4.Сенсибилизация-- повышение, обострение чувствительности в результате взаимодействия рецепторов, когда чувствительность одних органов чувств повышается путем действия на др. органы чувств слабыми или кратковременными, адекватными для них раздражителями

5.Синестезия- возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для др. анализатора

Трюк со стаканами разной температуры. Когда, при смене рук в емкостях мозг не может определить правильность ощущения, толи холод, толи кипяток.

2.Восприятие- это целостное отражение предметов или явлений при из непосредственном воздействии на органы чувств.

Представление, выдвижение гипотез и их проверка.

1.Внешненаправленное (внешний мир)

2.Внутринаправленное (внутренний мир, восприятие внутреннего состояния)

Ассоциативные отделы коры головного мозга

ЦПС

Свойства восприятия:

1.Предметность

2.Избирательность

3.Апперцепция

4.Осмысленность

5.Контантность

6.Целостность

7.Структурность

Физические особенности восприятия

1.Восприятие пространства

2.Восприятие времени

3.Восприятие движений

4.Зрительные иллюзии

5.Иллюзии восприятия времени.

Картинки по обмане зрения.

4.Память-это психический процесс запечатления, сохранения и воспроизведения информации.

Накопление знаний и воспроизведение это на опыте.

1.По характеру психической активности

  • Двигательная
  • Эмоциональная память
  • Образная
  • Словестно логическая
  • По органам чувств

2. По времени

  • Кратковременная
  • Долговременная

3. По характеры целей деятельности

  • Непроизвольное
  • Произвольное (непосредственное, опосредованное)

Деятельность мозга.

Появление нервных связей

Процессы памяти:

1.Запоминание (запечатление)

  • Непроизвольное
  • Произвольное (механическое, логическое)

2.Сохранение (переработка, забывание)

  • Динамическое
  • Статическое

Забывание закономерно!

Виды забывания:

-длительная, кратковременная

-норма, патология.

Торможение -охранительное состояние

3.Воспроизведние

  • Узнавание
  • Собственно воспроизведение
  • Припоминание

Приемы мнемотехники

5.Мышление-высший психический познавательный процесс, — обобщенное, опосредованное целенаправленное отражение мира осуществляемое с помощью речи.

  • Обобщенное- переработанный опыт предыдущих поколений
  • Опосредованное — через средства (книги, речь.)
  • Целенаправленное — произвольный процесс.

6.Речь- исторически сложившиеся в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредованная языком, средство общения между людьми.

Воображение- высший психический процесс создания нового образа, предмета, ситуации, путем переработки имеющихся у человека представлений.

1.Обработка информации

2.ощущение и восприятие +мышление

3.Аналитико- синтезирующая деятельность

4.связан с речью (2 сигн. сист)

Значение мышления: направлено на решение задач с помощью анализа и синтеза.

1.передача и усвоения общественное и исторического опыта.

2.средство общения

3. орудие интеллектуальной деятельности

1.представление действительности в образах

2.регулирование эмоциональных состояний в связи с потребностями .

3.Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний (речь, внимание, восприятие)

4.Планирование и программирование деятельности.

Уровни мышления:

  • Наглядно- действенное (до 3-х лет)
  • Наглядно- образное (7−10 лет)
  • Словесно- логический (школьный возраст)

Операции мышления

  • Анализ и синтез
  • Сравнение
  • Абстрагирование
  • Обобщение
  • Понимание

Виды понимания:

-истинное

-субъективное

-авторитарное

Формы мышления:

  • Понятия (отражение общих свойств предметов)
  • Суждения (установка простейших связей между явлениями
  • Умозаключения (вывод)

Тесно связан с мышлением.

Внешний показатель особенности мышления

Виды речи:

  • Активная (говорю и пишу) и пассивная (слушаю, читаю)
  • Внешняя (произносится в слух) и внутренняя (про себя)
  • Эгоцентрическая (направлена на себя, как руководство к действию
  • Устная (диалогическая и монологическая)
  • Письменная (только монолог)

1.Активное -направлено на решение творческих и личностных задач. Также направлено в будущее и оперирует временем.

  • Произвольное (вкл.мечта.
  • Непроизвольное (вкл.гипнотическое состояние и сны)

Виды активного воображения.

А)артистическое воображение (взаимодействие со сценическими объектами)

Б)творческое (создание нового)

Включает диссициацию и ассоциацию

В)антиципирующее (предвидение будущих своих действий)

Г) критическое (поиск несовершенств и и варианты изменений)

Д)воссоздающее (конструирование новых образов на основе ранее не воспринимаемых образов)

2.Пассивное воображение (грезы)-направлено на мнимое удовлетворение потребностей

Формы создания новых образов:

1.Агглютинации-совмещение разных не совместимых объектов.

2.Расчленение-разъединение от целого объекта части .

3.Замещение-замена одной детали в целом

4.Схемотизация-сначало сходство, потом различное.

5.Акцентирование -выделение элемента или детали.

6.типизация- основа некий идеал или обобщенный образ.

Единство мышления и речи.

Компоненты:

-под контролем 2 сигн. систем

-рефлекторная дуга (связь 1 и 2 сигн. сист)

-является основой 1 синг. сист (ощущение и восприятие)

Работа комплекса внешних и внутренних органов (артикуляционный аппарат) и центров в коре больших полушарий мозга

Немота-патология! -отсутствие речи.

  • Первичная (повреждения в центре речи)
  • Вторичная (повреждения в центре слуха)

Актуализация нервных связей, их перегруппировка и объединение в новые системы и комбинации.

Совместная работа обеих сигнальных систем

Источник воображения -активная реальность.

Мышление -это вершина познания.

Это социально обусловлено (уровень развития общества связан с уровнем развития общества.

Субъект мышления человек, обладающий языком, понятиями, логикой

Мыслительная задача- порождает проблемную ситуацию — возникает познавательная мотивация, противоречие между прежними и новыми знаниями.

Свойства речи:

1.Содержательность (количество выраж. мыслей)

2.Понятность

3.Выразительность (эмоц.насыщ)

4.Действительность (влияние на мысли)

Слово- основная структура языка.

Значение слова- средство абстракции и обобщения

Смысл слова- процесс выбора из множества значений.

Характеристики Вообращения:

1.Высший психический процесс, свойственен только человеку.

2.аналитико синтезирующая деятельность

3.Предвидение будущего

4.Обычно возникает при проблемной ситуации

5.Это произвольный процесс

6.Оперирование образами

7.Основа прошлый опыт

Чтение книг,

IQ-тест.

Чтение книг.

Скороговорки.

Чтение книг. Просмотр фильмов

Неудовлетворение жизнью

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector