Психиатрия и наркология

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова

Задания для самостоятельной работы

Чебоксары 2002

УДК 616.89+159.9 Составитель А.В. Голенков

Психиатрия и наркология: Задания для самостоятельной ра­боты/Сост. А.В. Голен­ков; Чуваш. ун-т. Чебоксары, 2002. 44 с.

Приводятся задания для внеаудиторной и аудиторной само­­стоятельной работы сту­ден­тов по курсу психиатрии. В прило­же­ниях содержатся указания о работе с больными в пси­хиат­ри­че­ской больнице, алгоритм обсле­дования основных пси­хи­че­ских процессов и их возможных нарушений у психически боль­ных, образцы сравни­тель­ных таблиц, экзаме­на­цион­ные вопросы.

Для студентов V курса лечебного и педиатрического, IV курса стоматологического факультета.

Утверждено Методическим советом университета

 Чувашский государственный

университет, 2002

ЛЕЧЕБНЫЙ И ПЕДИАТРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТЫ

При выполнении домашних заданий к занятиям 1-5 по­лезно изучить раздел «Частная психиатрия», к за­ня­­­тиям 6-13 – раздел «Общая психопатология» (М.В. Корки­на и со­авт. Психиатрия: Учебник. М., 1995).

При проведении дифференциальной диагностики в качестве образца таблицы можно ориентироваться на прил. 2.

11 стр., 5458 слов

Задания для самостоятельной работы Пример задания для самостоятельной ...

... особенности дистантного индивидуального консультирования? Назовите типичные ошибки консультантов. II. Самостоятельное изучение вопроса: «Мои представления об идеальном психологе-консультанте»: составление ... Назовите общие принципы эффективного индивидуального консультирования. Назовите основные направления работы с семейными проблемами в индивидуального консультировании. Охарактеризуйте процесс ...

Занятие 1. Предмет и задачи психиатрии. Актуальность пси­хиатрии для врачей общей практики и других специаль­ностей.

Закон РФ «О психиатрической помощи и га­ран­тиях прав граждан при ее оказании».

Расстройства восприятия.

Внеаудиторная СРС. Перерисуйте в тетрадь таблицу и пос­тавьте знак «+» нап­ро­тив соответствующего нарушения воспри­я­­тия и нозологической формы.

Нозология

Нарушения восприятия

Иллю-зии

Галлюцинации

Дереали-зация

Расстройства

«схемы тела»

истин-ные

псевдогал-люцинации

Наркологические заболевания

Поражения ЦНС: интоксикационные

инфекционные

сосудистые

Психические расстройства:

при соматических заболеваниях

позднего возраста

Эпилепсия

Шизофрения

МДП

Психогении

Расстройства личности

Олигофрения

Аудиторная СРС:

1. Перечислите все объективные признаки галлюцинаций и запишите их в тетрадь.

2. Ознакомьтесь с указаниями о работе с больными в пси­хи­ат­рической больнице (прил. 1).

3. Обследуйте больных с нарушениями восприятия (прил. 3)

Методы исследования восприятия. Заключаются прежде всего в выяснении сте­пени отклонений в функции того или иного органа чувств от нормы. Исследуют слух, ис­пользуя шепот­­ную речь и аудиометр; зрение – с помощью специальных таблиц (для проверки цветового зрения – атлас Е.Б. Рабкина, остроты зрения, поля зрения – периметр); разные виды чувст­вительности. Восприятие исследуют преимущественно при по­мо­щи таблиц и рисунков. Например, по схема­тически изобра­женному на рисунке ли­цу исследуемому предлагают определить чувст­ва, выраженные на лице, или на таблице с изображением пред­метов, с их си­луэ­­тами, наложенными один на другой (фигу­ры Поп­пель­рейтера), узнать пред­мет, ска­зать, сколько пред­ме­тов он видит, как они взаимо­распо­ла­гают­ся, и др. В пси­хиатрии основными методами обследования являются беседа с больным и наб­людение. Воп­росы нуж­но задавать таким обра­зом, чтобы больной сам сообщил об имею­щихся у него откло­нениях в сфе­ре восприятия. Ни в коей мере не будет способ­ст­вовать выяв­­­лению истинного характера нарушений методика рас­­спро­са, когда боль­но­му ос­та­ет­ся лишь отвечать «да» или «нет». Суг­гес­тив­ный компонент особенно вреден в беседе с детьми и под­ростками.

Литература*

Обязательная: [1, 2, 3].

Дополнительная: [4, 6, 7, 9, 11, 14, 15, 16].

___________

* Здесь и далее в скобках указаны литературные источники полностью приведенные на С. 41-42, необходимые для выполнения заданий.

Занятие 2. Методы обследования психически больных. Биологическая терапия психических заболеваний (шоковые ме­тоды, нейролептики, кор­ректоры – противопаркинсонические, холинолитические препараты).

Нарушения мышления.

Внеаудиторная СРС. Перерисуйте в тетрадь таблицу и пос­тавьте знак «+» нап­ро­тив соответствующего нарушения мыш­ле­­ния и нозологической формы.

Нозология

Нарушения мышления

бред

сверх-ценные идеи

навязчи-вые идеи

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Наркологические заболевания

Поражения ЦНС: интоксикационные

инфекционные

сосудистые

Психические расстройства:

при соматических заболеваниях

позднего возраста

Эпилепсия

Шизофрения

МДП

Психогении

Расстройства личности

Олигофрения

Примечание. Числами обозначены нарушения мышления: 1 – замедление и 2 – ускорение мышления; 3 – па­толо­ги­че­ская обстоятельность; 4 – персевера­ция и 5 – паралогичное мышление; 6 – резонерство; 7 – разорванность, 8 – бес­связ­ность и 9 – символическое мышление.

Аудиторная СРС:

1. Проведите дифференциальную диагностику расстройств мышления между собой и заполните таблицу в своей тетради.

Признак

Бредовые идеи

Сверхценные идеи

Навязчивые идеи

2. Проведите дифференциальную диагностику галлюци­на­­торно-бредовых синдромов

Признак

Паранойяльный синдром

Параноидный синдром

Парафренный синдром

3. Обследуйте больных с нарушениями мышления (прил. 3).

Методы исследования мышления. Одним из основных экс­пе­риментальных за­даний является классификация пред­ме­тов. Метод применяется для исследования про­цес­сов обоб­ще­ния и абстрагирования, дает также возможность анализа после­дова­тель­ности умозаключений, критичности и обдуманности дейст­вий и устой­чи­вости их внимания, лич­ностных реакций на свои дос­тижения и неудачи. Исполь­зу­ет­ся набор карточек с изо­бра­жением различных предметов, растений или жи­вот­ных су­ществ, которые надо сгруп­пировать по какому-то признаку (или приз­накам).

Исключение предметов или слов. Испытуемому показывают карточки, на которых из четырех предметов нужно исключить один лишний, не подходящий по смыслу. Либо в серии из пяти слов объединить четыре однородных по общему для них приз­на­ку, а одно слово, не соответствующее этим требованиям, иск­лю­чить. Например: Василий, Федор, Семен, Порфирий (име­на), Ива­нов (фамилия).

Данные, получаемые при иссле­до­ва­нии ме­то­дикой исключения, позволяют судить об уровне про­цессов обобщения и отвлечения, о способности обсле­дуе­мого выделить сущест­вен­ные признаки предметов и явлений.

Понимание переносного смысла пословиц и метафор. Методика применяется для исследования особенностей мыш­ле­ния – его уровня, целенаправленности и кри­тич­ности.

Обследуемому называют несколько часто употребляе­мых метафор («Золотая голо­ва», «Каменное сердце», «Заячья ду­ша») и пословиц («Яблоко от яблони неда­ле­ко падает»; «Куй же­лезо, пока горячо») и просят объяснить их отвлеченный, пере­нос­ный смысл. Буквальное истолкование пословицы или мета­фо­ры свидетельствует о недостаточ­ности уровня обобщения.

Литература

Обязательная: [1, 2, 3].

Дополнительная: [3, 4, 6, 7, 9, 14, 15, 17].

Занятие 3. Расстройства памяти и интеллекта. Совре­мен­ные направления в психиатрии. Классификация психических болезней (МКБ-10).

Психофармакотерапия (ноотропы, психо­сти­муляторы), побочные действия и осложения.

Внеаудиторная СРС. Перерисуйте в тетрадь таблицу и пос­тавь­те знак «+» нап­ро­тив соответствующего нарушения памяти и нозоло­ги­че­ской формы.

Нозология

Нарушения памяти

фикса-ционная амнезия

прогрес- сирующая амнезия

антеро-рет­роградная

амнезия

конфа-буляции

псевдо-реминис-ценции

Наркологические заболевания

Поражения ЦНС: интоксикационные

инфекционные

сосудистые

Психические расстройства:

при соматических заболеваниях

позднего возраста

Эпилепсия

Шизофрения

Нозология

Нарушения памяти

фикса-ционная амнезия

прогрес- сирующая амнезия

антеро-рет­роградная

амнезия

конфа-буляции

псевдо-реминис-ценции

МДП

Психогении

Расстройства личности

Олигофрения

Аудиторная СРС:

1. Проведите дифференциальную диагностику.

Признак

Слабоумие

частичное

тотальное

2. Обследуйте больных с нарушениями внимания, памяти и интеллекта (прил. 3).

Методы исследования внимания. Корректурная проба выяв­ля­ет способность к концентрации внимания, его устойчивость. Исследование производится при помо­щи спе­циа­­льных бланков с рядами букв, расположенных в случайном порядке. Ин­струк­ция пре­дусматривает зачеркивание одной или двух букв. Регистрируется вре­мя выполнения, зат­раченное обследуемым на выполнение всего задания, под­счи­ты­ва­ет­ся количество ошибок.

Пример: БОВВУВБАЯКЯЯВБИОБПЯОТВЮАБСАЯБВЯЭ

Отсчитывание по Крепелину дает возможность прове­рить у обследуемого вы­полнение счетных операций и внимание. Ис­следование заключается в вычитании из 100 или 200 все время одного и того же числа (обычно 7 или 13).

Важным условием эк­сперимента является то, что вычитание произ­во­дится «про себя» (в уме), испы­туе­мый сообщает только резуль­тат отсчитывания. Например, (100 – 7) = 93, 86, 79, 72 и т.д.

Для определения темпа сенсомоторных реакций, осо­бен­нос­тей внимания пред­­­лагают отыскать в таблице Шульте (рас­по­ло­женные в беспорядке числами от 1 до 25) числа по порядку, каждое показать указкой и назвать вслух. Секун­домером отме­чает­ся время, которое затрачивается на выполнение.

Таблица Шульте

22

25

7

1

20

6

15

17

3

18

19

4

8

25

13

24

2

22

10

5

9

14

11

23

16

Методы исследования памяти. Проба на запоминание деся­ти слов: обсле­дуе­мому зачитывают десять двусложных слов. Подбирать заучиваемые слова следует так, чтобы меж­ду ними трудно было установить какие-нибудь смысловые отно­ше­ния. Здоровые вос­про­изводят обычно 10 слов после 3-4 повторений. Через 20-30 мин обследуемого про­сят повторить запомнив­шие­ся ему слова.

Протокол опыта ведется примерно следующим образом.

Номер повто-

рения

Лес

Хлеб

Окно

Стул

Вода

Брат

Конь

Гриб

Игла

Мед

1

2

3

4

5

Через

30 мин

Пиктограмма (по А.Р.Лурия).

Обследуемому дают листок чис­той бумаги, ка­ран­­даш и говорят, что сейчас он услышит сло­ва, для запоминания которых дол­жен сделать какой-нибудь не­слож­ный рисунок. В инструкции перед исследова­ни­ем пре­дуп­реждают, что качество рисунка никакой роли не играет (иног­да об­­­следуемые ссылаются на не­умение рисовать), совер­шенно не­до­­пустимо для запо­минания прибегать к словесным или бук­венным обозначениям.

Всего называют 10-15 слов абстрактного содержания, по­доб­­­ранных заранее. Нап­ример, веселый праздник, тяжелый труд, вкусный ужин, большой человек, пе­чаль, лю­бовь, разви­тие, справедливость, сомнение и т.д. По результатам исследо­ва­ния можно судить о логической памяти испытуемого.

Протокол ведется по схеме.

Выражение

Рисунок

Объяснение

Воспроизведение

Веселый праздник

Цветы

Да

Ядовитый вопрос

Значок яда и вопроса

Яд и вопрос

Да

Смелый поступок

Зверь

Не испугался его

Да

Исследование интеллекта. Прежде всего следует устано­вить соответствие име­ю­­ще­гося у больного запаса знаний и обра­зо­вания, жизненного опыта возрасту, ха­рак­­теру тру­довой дея­тель­ности. Для этого больному предлагают целый ряд воп­росов, которые обя­­­зательно должны быть соотнесены с обра­зованием вообще и предлагаемым уров­нем развития интеллекта.

При изучении степени снижения интеллекта необходимо ис­поль­зовать специаль­ные таб­лицы для экспериментально-пси­холо­гических исследований, в которых да­ны готовые тесты на синтез и анализ, осмысливание и сообразительность, имеется перечень пословиц и метафор, слов-синонимов.

Результаты изучения интеллекта сопоставляют с данными исследования остальных психических функций. Только после это­го можно сделать окончательный вывод о психи­ческом сос­тоянии больного и о тех практических мероприятиях, которые целесообразны при общении с ним.

Обязательная: [1, 2, 3].

Дополнительная: [3, 4, 6, 7, 9, 14, 15].

Занятие 4. Нарушения эмоциональной, двигательно-во­ле­вой сфер. Расстройства влечений.

Психотропные средства (транквилизаторы, антидепрес­сан­ты, тимостабилизато­ры), побочные действия и осложнения.

Внеаудиторная СРС. Перерисуйте в тетрадь таблицу и пос­тавьте знак «+» нап­ро­тив соответст­вую­щего эмоциональ­но­го на­ру­шения и нозологической формы.

Нозология

Эмоциональные нарушения

дисфо-рия

апатия

слабо-

душие

аффек-тивная тупость

тре-вога

эйфо-рия

Наркологические заболевания

Поражения ЦНС: интоксикационные

инфекционные

сосудистые

Психические расстройства:

при соматических заболеваниях

Позднего возраста

Эпилепсия

Шизофрения

МДП

Психогении

Расстройства личности

Олигофрения

Аудиторная СРС:

1. Проведите дифференциальную диагностику припадков и состояний возбуж­де­ния.

Признак

Большие припадки

Малые припадки

Очаговые припадки

Признак

Маниакальное возбуждение

Гебефреническое возбуждение

Кататоническое возбуждение

2. Обследуйте больных с эмоционально-волевыми и двига­тель­ными наруше­ния­ми (прил. 3).

Исследование эмоций и чувств включает прежде всего осмотр больного. Об­ра­щают внимание на выражение лица, по­зу, положение в постели, контактность, осо­бен­ности спонтан­ной речи (или молчаливость).

К достаточно объективным приз­­накам деп­рессии (состояния, которое требует наиболее прис­таль­­ного внима­ния) относятся тахи­кардия, мидриаз, спастические запо­ры, пато­ло­гия менструаций, сухость слизистых обо­ло­чек и иные вегетативные сдвиги; «фигура омеги» (складки между бровей, напо­ми­нающие греческую букву «омега»), признак Верагута (на­­ви­са­ние наружных поло­вин верх­них век) и др. Не должны ус­кользнуть от внимания об­следующего и кожные рубцы – сле­ды бывших попыток к само­убийст­ву (в области шеи, сердца, чаще локтевых вен).

После осмотра начинают беседу с больным, во время кото­рой часто удает­ся выя­вить те или иные психотрав­мирую­щие моменты. Дополнительные све­де­ния в ряде случаев уда­ется по­лучить в беседе с родственниками больного, с сотруд­ни­ка­ми, другими боль­ными этой палаты.

Специальных экспериментальных методов для исследо­ва­ния эмоциональной воз­будимости, которые мог бы применять практический врач, не имеется.

Методы исследования волевых процессов. Охарактери­зо­вать волевые свойст­ва больного можно на основании целе­нап­рав­ленного изучения истории его жизни и путем наблюдения за его поведением в быту, палате, во время трудовой терапии, учи­тываются также выразительность, точность и быстрота дви­же­ний и т.п. Наб­лю­дения могут прово­дить­­ся в обычных ус­ловиях и при моделировании ситу­а­ций разной степени труд­нос­ти для испытуемого. Представление о волевых процес­сах может быть получено также с помо­щью ряда инструментальных мето­дов. Различ­ные виды реактометров позво­ляют учиты­вать в ус­ловиях экспери­мента двига­тель­ную реакцию человека, рас­смат­­ривае­мую в ка­честве простейшего волевого акта.

Для изучения мышечной работоспособности, ее устой­чивос­ти и динамики утомле­ния, в связи с особенностями волевого усилия, широко применяется иссле­до­ва­ние на спе­циаль­ном приборе – эргографе. Запись, полученная на этом при­боре, на­зы­­вается эрго­граммой. У здоровых людей она характеризуется оп­ре­де­лен­ной высотой, равно­мерностью и тем­пом (Б.Д. Карва­сар­ский).

Обязательная: [1, 2, 3].

Дополнительная: [4, 6, 7, 9, 14, 15].

Занятие 5. Нарушения сознания и самосознания. Припадки. Противо­судо­рож­ные (противоэпилептические) средства, побоч­ные действия и осложнения. Психотерапия и социотерапия.

Внеаудиторная СРС. Перерисуйте в тетрадь таблицу и пос­тавь­те знак «+» нап­ро­тив соответствующего нарушения созна­ния и нозологической формы.

Нозология

Нарушения сознания

делирий

онейроид

аменция

сумеречное помрачение сознания

Наркологические заболевания

Поражения ЦНС: интоксикационные

Инфекционные

Сосудистые

Психические расстройства:

при соматических заболеваниях

Позднего возраста

Эпилепсия

Шизофрения

Нозология

Нарушения сознания

делирий

онейроид

аменция

сумеречное помрачение сознания

МДП

Психогении

Расстройства личности

Олигофрения

Аудиторная СРС:

1. Проведите дифференциальную диагностику синдромов выключенного сознания.

Признак

Оглушение

Сопор

Кома

2. Обследуйте больных с нарушениями сознания (прил. 3).

Диагностика синдромов нарушенного сознания основывает­ся на следующих кри­териях (по К. Ясперсу): 1) отрешенность больного от окружающего с неот­че­т­ли­вым, зат­рудненным, от­ры­­вочным его восприятием; 2) различные виды дезо­риен­ти­ровки – в месте, времени, окружающих лицах, ситуа­ции, собст­венной личности, су­ществующие изо­ли­ро­ван­но в тех или иных сочетаниях или же все одновременно; 3) та или иная степень бес­­связности мышления, сопровождаемая слабостью или не­воз­мож­ностью суж­дений и рече­выми наруше­ниями; 4) полная или частичная амне­зия периода помрачения сознания; сохраняются лишь отрывочные воспо­ми­нания наб­лю­давшихся в тот период психо­пато­ло­ги­ческих расстройств – галлю­ци­наций, бре­­да – зна­чи­тельно реже – фрагменты событий окружающих.

Первые три признака встречаются как при помрачении, так и при вык­лю­че­нии сознания. Четвертый признак характерен только для синдромов помрачения соз­на­ния.

Исследование сознания. Диагностика оглушенности – дело прежде всего наб­людательности врача. Установив факт оглу­шен­­ности, следует несколько изме­нить план обследования боль­ного, говорить громче, терпеливо дожидаться, пока боль­ной бу­дет обдумывать ответ. Ответы же (точность дат, имен, пос­ле­­до­ва­тель­ность событий и т.п.) необходимо оценивать с точки зрения патологии сознания.

Куратору необходимо проверить различные виды ориенти­ров­ки – алло­пси­хи­че­скую (ориентировка во времени, месте, ок­ру­­жающих лицах, предметах и пр.) и ауто­психи­че­скую (пред­став­ления больного о собст­венной личности).

Не говоря о раз­ных формах помра­че­ния соз­нания, даже при оглушенности лег­кой степени могут быть выяв­ле­ны раз­лич­ные комбинации: дез­ориентировка в месте и собст­венной личности, отсутствие пра­виль­­ного представления о сущ­нос­ти происходящего вокруг на­ря­ду с сознанием собст­­вен­ного Я.

Кроме беседы с больным (и его родственниками) для реше­ния вопроса о сох­ранности сознания большое значение име­ют дан­ные наблюдения: мимика, панто­ми­­мика, логичность поступ­ков, своевременность их, законченность и т.д. Играет роль и па­то­логия других психических функций – галлюцинации и иллю­зии, бред, на­ру­шения мышления.

Обязательная: [1, 2, 3].

Дополнительная: [4, 6, 7, 8, 9, 14, 15].

Занятие 6. Психические расстройства при опухолях голов­ного мозга, инфек­ци­ях (общих, мозговых, СПИДе), интокси­ка­ци­ях, сифилисе головного мозга, сома­ти­че­ских заболеваниях. Курация больных (психический статус).

Внеаудиторная СРС. Перерисуйте в тетрадь таблицу, впи­ши­те в нее синд­ромы и нап­ротив соответствующей нозо­ло­ги­ческой формы поставьте знак «+».

Психические расстройства при

Синдромы

Позитивные

негативные

инфекциях

интоксикациях

соматических болезнях

опухолях ЦНС

Аудиторная СРС:

Курируйте больных, определите их психический статус.

Обязательная: [1, 2, 3, 4].

Дополнительная: [4, 6, 7, 14, 15].

Занятие 7. Эндогенные психозы (шизофрения, маниакаль­но-депрессивный пси­хоз, инволюционные психозы).

Внеаудиторная СРС. Перерисуйте в тет­радь таблицу, впи­шите в нее синд­ромы и напротив соответст­вующей нозоло­ги­ческой формы поставьте знак «+».

Нозологическая форма

Синдромы

позитивные

негативные

шизофрения

МДП

инволюционные психозы:

параноид

меланхолия

Аудиторная СРС:

1. Решите ситуационные задачи по теме занятия.

2. Обследуйте больных с эндогенными психозами.

Обязательная: [1, 2, 3, 4].

Дополнительная: [4, 6, 10, 15].

Занятие 8. Методы и принципы лечения психических рас­стройств. Реаби­ли­та­ция психически больных. Неотложные сос­тоя­ния в психиатрии. Курация больных (история болезни).

Внеаудиторная СРС. Перерисуйте в тетрадь таблицу, впи­ши­те в нее синдромы и напротив соответствующей нозологи­ческой формы поставьте знак «+».

Синдромы

Нозологическая форма

Аудиторная СРС:

Курируйте больных с последующим написанием истории болезни.

Обязательная: [1, 2, 3, 4].

Дополнительная: [1, 8, 10].

Занятие 9. Состояния слабоумия (олигофрения, сенильная де­менция; шизоф­ре­ническая, эпилептическая и органи­ческая (трав­матическая) деменции).

Задержки темпа пси­­­хического раз­ви­­тия. Дифференциальная диагностика тотального и лаку­нар­ного слабо­умия, врожденного и приобретенного; олигоф­рении и задержки психического развития, олигофрений по степени тяжести.

Внеаудиторная СРС. Перерисуйте в тетрадь таблицу, впи­ши­те в нее синд­ромы и напротив соответствующей нозологи­че­ской формы поставьте знак «+».

Слабоумие

Синдромы

позитивные

негативные

органическое

шизофреническое

эпилептическое

олигофреническое

Аудиторная СРС:

1. Проведите дифференциальную диагностику олигофрении и задержки психи­ческого развития.

Признак

Олигофрения в степени

Задержка психического развития

идиотии

имбецильности

дебильности

2. Обследуйте больных с состояниями слабоумия.

Обязательная: [1, 2, 3, 4].

Дополнительная: [3, 4, 5, 10, 15].

Занятие 10. Эпилепсия. Дифференциальная диагностика су­до­рожных состоя­ний. Психические нарушения при сосудис­тых за­болеваниях головного мозга и черепно-мозговой травме (ЧМТ).

Клиника, диагностика, принципы лечения.

Внеаудиторная СРС. Перерисуйте в тетрадь таблицу, впи­ши­те в нее синд­ромы и напротив соответствующей нозологиче­ской формы поставьте знак «+».

Нозологическая форма

Синдромы

позитивные

негативные

эпилепсия

сосудистое заболевание ЦНС

ЧМТ

Аудиторная СРС:

1. Обследуйте больных с эпилепсией и ЧМТ.

2. Обследуйте курируемых больных.

Обязательная: [1, 2, 3, 4].

Дополнительная: [3, 4, 5, 10].

Занятие 11. Алкоголизм, алкогольные психозы. Этиология, патогенез, клиника, диагностика, принципы лечения и реаби­ли­тации. Дифференциальная диагностика алкого­лизма и бытового пьянства, алкоголизма по стадиям заболевания, алкогольных пси­хозов (делирий и галлюциноз).

Внеаудиторная СРС. Перерисуйте в тетрадь таблицу, впи­шите в нее симптомы (синд­ромы) и напротив соответствующей нозо­логиче­ской фор­мы поставьте знак «+».

Симптом

Синдром

Стадия алкоголизма

Алкогольный психоз

I

II

III

Делирий

Галлюциноз

Параноид

Аудиторная СРС:

Обследуйте больных с алкоголизмом и алкогольными психо­зами.

Обязательная: [1, 2, 3, 4].

Дополнительная: [4, 13, 15, 18].

Занятие 12. Наркомании (опийная, каннабиноидная, кокаи­но­вая, барбитуро­вая) и токсикомания (ингалянтная, холино­ли­ти­ческая, другие виды).

Кли­ника, диагнос­тика, принципы лече­ния и реабилитации. Критерии отличий нар­ко­ма­ний и токси­ко­маний.

Внеаудиторная СРС. Перерисуйте в тетрадь таблицу, впи­шите в нее синдромы и напротив соответствующей нозологи­че­ской формы поставьте знак «+».

Признак

Наркомания

Опийная

Каннабиноидная

Кокаиновая

Барбитуровая

Аудиторная СРС:

Обследуйте больных с наркоманиями и токсикоманиями.

Обязательная: [1, 2, 3, 4].

Дополнительная: [4, 13, 15, 18].

Занятие 13. Пограничные психические расстройства (нев­ро­тические, психосо­ма­тические и личностные).

Акцентуа­ции ха­­рактера. Клиника, диагностика, дифферен­циаль­ная диаг­нос­ти­ка психопатий и акцентуаций характера, психопатий и нев­ро­зов. Принципы лечения.

Внеаудиторная СРС. Перерисуйте в тетрадь таблицу, впи­шите в нее синд­ромы и напротив соответствующей нозоло­ги­ческой формы поставь знак «+».

Синдромы

Пограничные психические расстройства

Позитивные

Негативные

Неврозы

Личностные

(психопатии)

Психосомати-ческие

1

2

3

4

Примечание. 1 – неврастения; 2 – истерия; 3 — невроз навязчивых сос­­тояний; 4 — депрессивный невроз.

Аудиторная СРС:

Изучите личностные особенности курируемых больных.

Обязательная: [1, 2, 3, 4].

Дополнительная: [2, 10, 12, 15].

Стоматологический факультет

При выполнении домашних заданий к занятию 1 необ­хо­ди­мо изучить раздел «Частная психиатрия», к за­ня­­­тиям 2-5 – раз­дел «Общая психопатология» (М.В. Корки­на и соавт. Пси­хиат­рия: Учебник. М., 1995).

При проведении дифференциальной диагностики в качестве образца можно ориентироваться на прил. 2.

Занятие 1. Введение в психиатрию

Предмет и задачи психиатрии, практическое значение для врача-стоматолога. Пра­во­­вые и организационные вопросы пси­хиатрической помощи. Понятие о психическом здо­­ровье. Безус­ловные признаки психических заболеваний. Принципы класси­фи­кации пси­­­хических расстройств.

Внеаудиторная СРС. Перерисуйте в тетрадь таблицу и пос­тавь­те знак «+» нап­ро­тив соответствующего нарушения психи­ческой сферы и нозо­логической формы.

Нозология

Нарушения

Восп-риятия

Мыш-

ления

Эмо-ций

Памяти, интеллекта

Мото-

рики

Соз-нания

Воли

Наркологические заболевания

Поражения ЦНС: интоксикационные

инфекционные

сосудистые

Психические расстройства:

при соматических заболеваниях

Позднего возраста

Эпилепсия

Шизофрения

МДП

Психогении

Расстройства личности

Олигофрения

Аудиторная СРС:

1. Перечислите все безусловные признаки психических рас­стройств и запишите их в тетрадь.

2. Ознакомьтесь с указаниями о работе с больными в пси­хи­ат­рической больнице (прил. 1).

3. Обследуйте больных с психическими нарушениями (прил. 3).

Литература

Обязательная: [1, 2, 3].

Дополнительная: [4, 6, 7, 11, 14, 15].

Занятие 2. Уровень интеллектуально-мнестических нарушений

Слабоумие: определение, клиника, классификация, диагнос­ти­ка. Основные симп­то­мы и синдромы интеллектуаль­но-мнес­ти­ческих нарушений. Слабоумие врожден­ное (оли­го­­френия), его степени (идиотия, имбецильность, дебиль­ность).

Слабоумие при­об­ре­тенное (деменция), его виды (органическое, шизоф­ре­ническое, эпилептическое); тоталь­ное и ла­ку­нарное.

Внеаудиторная СРС. Перерисуйте в тетрадь таблицу, впи­шите в нее синд­ромы и напротив соответствующей нозологи­че­ской формы поставьте знак «+».

Слабоумие

Синдромы

органическое

шизофреническое

эпилептическое

олигофреническое

Аудиторная СРС:

Проведите дифференциальную диагностику олигофрении и задержки психи­ческого развития.

Признак

Олигофрения

Задержка психического развития

Обязательная: [1, 2, 3, 4].

Дополнительная: [3, 4, 6, 7, 14, 15].

Занятие 3. Уровень психотических нарушений

Психозы: определение, классификация, клиника, диагнос­ти­ка. Основные симптомы и синд­­ромы психотического уровня. Эн­догенные психозы (шизофрения, МДП, инволю­цион­ные пси­хозы).

Экзогенные психозы (интоксикационные, инфекцион­ные, соматоген­ные, реактивные).

Внеаудиторная СРС. Перерисуйте себе в тетрадь таблицу, впиши в нее синд­ромы и напротив соответствующей нозологи­че­­ской формы поставь знак «+».

Синдромы

Нозологическая форма

Шизофрения

МДП

Инволюционные психозы

Аудиторная СРС:

1. Решите ситуационные задачи по теме занятия.

2. Обследуйте больных с эндогенными психозами.

Обязательная: [1, 2, 3, 4].

Дополнительная: [4, 6, 7, 14, 15].

Занятие 4. Уровень пограничных психических рас­стройств

Пограничные психические расстройства: определение, кли­ни­­ка, классификация, ди­аг­­нос­тика. Основные симптомы и синд­ро­мы пограничных психических расстройств. Ос­новные нозоло­ги­ческие формы (невротические и личностные расстройства).

Внеаудиторная СРС. Перерисуйте в тетрадь таблицу, впи­ши­те в нее синд­ромы и напротив соответствующей нозологи­ческой формы поставьте знак «+».

Синдромы

Пограничные психические расстройства

Неврозы

Личностные

(психопатии)

Психосомати-ческие

1

2

3

4

Примечание. 1 – неврастения; 2 – истерия; 3 – невроз навязчивых сос­­тояний; 4 – депрессивный невроз.

Аудиторная СРС:

Обследуйте личностные особенности курируемых больных.

Литература

Обязательная: [1, 2, 3, 4].

Дополнительная: [2, 4, 6, 7, 12, 14, 15].

Занятие 5. Наркологические заболевания

Алкоголизм (I, II, III стадии болезни).

Отличительные приз­на­ки алкоголизма от бы­то­вого пьянст­ва. Алкогольные пси­хо­зы, клиника, дифференциальная диагностика, не­от­лож­ная по­мощь. Наркомании и токсикомании (медицинский, юридический и со­ци­аль­­ный кри­терии).

Клиника, классификация наркоманий, прин­­ципы лечения.

Внеаудиторная СРС. Перерисуйте в тетрадь таблицу, впи­шите в нее клинические признаки и напротив соответствующей нозологиче­ской формы поставьте знак «+».

Признак

Стадия алкоголизма

Алкогольный психоз

I

II

III

Делирий

Галлюциноз

Аудиторная СРС:

Пользуясь учебником, заполните таблицу.

Признак

Наркомания

Опийная

Каннабиноидная

Кокаиновая

Обязательная: [1, 2, 3, 4].

Дополнительная: [4, 13, 15, 18].

Приложения

  1. Указания о работе с больными в психиатрической больнице

1. Необходимо быть вежливыми с больными, независимо от их поведения, ко всем следует обращаться на Вы, называть их по имени и отчеству.

2. Беседовать с больными в серьезном, неторопливом тоне. Не вышучивать выс­ка­зы­­ва­ния боль­ных, не смеяться над ними. Не вступать с больными в пререкания.

3. При обследовании больного нужно исходить из четкого плана беседы. Если боль­­ной отвлекается, следует (не допуская резкости) направлять разговор в нужную сто­рону.

4. Не вступать с больными в разговоры и обсуждения, ка­саю­щиеся диагноза их бо­лезни, ре­жи­ма, выписки, отношений с родственниками и другими людьми. Избе­гать оце­­ноч­­ных суж­де­ний, да­чи рекомендаций, советов. При необходимости дать от­вет на со­от­­ветст­вующие вопросы, нап­равить больного к леча­щему врачу (преподавателю).

5. Не вести в присутствии больного разговоров на меди­цин­ские темы, особенно от­но­­сящиеся к его болезни.

6. Не обманывать больных. Воздерживаться от разговора о том, что может вызвать волнение. Не давать больным невыпол­ни­мых обещаний.

7. Следить, чтобы больной после обследования не оставался без надзора. После бесе­ды с ним передавать его дежурному санитару. Не уводить больных из отделения без ведома пер­со­нала. Не оставлять открытыми двери отделения, при выходе (вхо­де) из от­де­ления про­верять, закрыты ли они.

8. Не выполнять без ведома врача (преподавателя) просьб больного: не передавать письма, вещи. Не сообщать сведений о больном. Делясь своими впечатлениями, не назы­вать фа­милий, имен и других особых примет больных, позволяющих их иден­ти­­­фици­ро­вать. Не пере­давать ничего больному.

9. Не оставлять ничего в отделении, в частности, колющие, режущие предметы и дру­­гие вещи, которые могут быть исполь­зованы в качестве орудий нападения или само­убийства.

10. Не надевать ювелирных украшений и кричащей одежды. Не пользоваться яр­ким макияжем. Не носить причесок с рас­пу­щенными волосами, убирать их под меди­цин­­скую ша­поч­ку.

2. Дифференциальная диагностика припадков

(по М.В.Коркиной и соавт., 1995)

Признак

Эпилептический припадок

Истерический припадок

Начало

Внезапное

Психогенное

Сознание

Выключено

Аффективно сужено

Падение

Как подкошенный

Осторожно, оседание

Фазы судорог

Имеют место

Отсутствуют

Зрачки

Не реагируют на свет

Реагируют

Длительность

До 3-4 мин

Не менее 30 мин

Время суток

Ночью, в одиночестве

Днем, в присутствии людей

Повреждения

Прикус языка, ушибы

Отсутствуют

Движения

Ограничены фазами

Размашистые, выра­зи­тель­ные, демонстративные

После припадка

Кома с переходом в сон, олигофазия

Плач, рыдание, смех

3. Обследование основных психических процессов

Психическая сфера

Схема обследования (методы)

Возможные нарушения

Восприятие

Исследование анализаторов и разных ви­дов чувствительности (зрение: ост­ро­та, раз­­­личе­ние цветов; обоняние; слух и т.д.)

Рецепторные рас­стройства; галлю­цинации, иллюзии

Мышление

Понимание переносного смысла пос­ло­виц и метафор; классификация пред­ме­тов; мето­ди­ка исключения «лишнего»; подбор слов-ан­то­нимов и синонимов; называние 50 слов; оп­ре­деление и раз­гра­ничение понятий; пиктограммы

Расстройства речи; сугубо конкретное мышление; бред, сверхценные и на вязчивые идеи

Память

Запоминание 10 слов; пиктограммы; пов­­­то­­рение цифр; пересказ про­чи­тан­но­го рассказа

Гипер-, гипо- (дис-), пар- и амнезии

Интеллект

Учет особенностей мышления, памяти и других психических функций; соот­ветст­вие знаний полученному образованию, осве­домленность

Слабоумие (врож­денное или приобретенное)

Эмоции и чувства

Осмотр больного (мимика, пантоми­ми­ка, темп речи, вегетативные прояв­ле­ния – запо­ры, нарушения аппетита и сна, су­хость кожи, гипергидроз, тахи­кардия и др.)

Гипер-, гипо- паратимия; аффективная тупость

Моторика

Складывание по образцу рисунка из спи­чек; проверка прибретенных ранее навы­ков дейст­вия (одевание, пользо­ва­ние пред­­метами оби­хода и др.); диффе­рен­ци­ровка точных дви­же­ний; пробы на коор­ди­нацию

Апраксия, атак­сия, недос­та­точ­ность ста­тичных и локомоторных функций

Внимание

Отсчитывание из 100 по 7; отыс­ки­ва­ние чи­сел по таблицам Шульте, пере­ключае­мость, корректурная проба

Рассеянность, отвлекаемость,

Апрозексия

Сознание

Ориентировка в месте, времени, собст­вен­ной личности; учет мышле­ния, вос­прия­тия, памя­ти, поведения боль­ного и других психических функций

Кома, сопор, оглу­шение; помра­че­ние сознания

Личность (характер, темперамент)

Самооценка и обьективные данные, полу­ченные от близких (сотруд­ни­ков); осо­бен­­ности поведения; опрос­ники и тесты; биогра­фия

Акцентуация характера, ано­­малия личности (психопатия)

4. Экзаменационные вопросы

Лечебный факультет

1. Психические расстройства в Чувашии в доземский пе­ри­од.

2. Оказание психиатрической помощи населению Чувашии в земский период.

3. Организация психиатрической помощи населению Чува­шии в переходный период.

4. Период образования, становления и развития пси­хиат­ри­­ческой службы в Чувашии.

5. Психиатрическая служба в Чувашии в настоящее время.

6. Психическое здоровье и его нарушения. Диагностический алгоритм психи­че­ских расстройств.

7. Психиатрия (определение, цели и задачи, предмет изу­чения).

Актуальность психиатрии для врачей общей практики.

8. Современные направления в психиатрии. Основные раз­де­лы.

9. Расстройства восприятия. Объективные признаки. Забо­ле­­вания, при которых они наблюдаются.

10. Классификация расстройств восприятий и представ­ле­ний

11. Истинные и псевдогаллюцинации.

12. Клинические разновидности нарушений мышления.

13. Бред (определение, клинические формы, объективные приз­­наки).

Заболевания, при которых он встре­чается.

14. Сверхценные, бредовые и навязчивые идеи. Дифферен­циаль­но-диагностические признаки.

15. Паранойяльный, параноидный и парафренный синдро­мы

16. Нарушения эмоций и чувств. Классификация. Нозоло­гиче­ская специфичность.

17. Депрессивный синдром, его клинические формы.

18. Маниакальный синдром, его клинические формы.

19. Расстройства памяти. Классификация. Заболевания, при которых они встречаются.

20. Понятие о слабоумии. Тотальное и частичное слабоу­мие. Заболевания, при которых они встре­ча­ют­ся.

21. Слабоумие органическое, шизофреническое и эпилепти­че­ское.

22. Психоорганический синдром (критерии Г. Вальтер-Бюе­ля).

Нозологическая принадлежность.

23. Синдром Корсакова. Заболевания, при которых он встре­­чается.

24. Астенический (неврастенический) синдром. Его стадии. Нозологические особенности астенического синдрома.

25. Расстройства влечений и эффекторно-волевой сферы. Классификация. Нозологическая специ­фичность расстройств.

26. Кататонические нарушения. Гебефренический синд­ром (критерии О.В. Кербикова).

27. Общие клинические признаки расстройства сознания (критерии К. Ясперса).

Характеристика различных форм выклю­чен­ного сознания (оглушение, сопор, кома).

28. Синдромы помрачения сознания.

29. Дифференциально-диагностические различия делирия, онейроида, аменции, сумеречного пом­рачения сознания.

30. Судорожный синдром. Классификация и клиника при­падков.

31. Дифференциально-диагностические различия эпилеп­ти­че­ского и истерического припадков.

32. Понятие симптома, синдрома в клинике психических заболеваний. Их диагностическое и прогностическое значение.

33. Позитивные и негативные психопатологические синдро­мы, соотношение с нозологическими единицами.

34. Методы исследования психически больных.

35. Характеристика маниакального и кататонического воз­буждения.

36. Течение и исход психических заболеваний.

37. Основные причины психических заболеваний.

38. Принципы построения современной классификации пси­хи­ческих заболеваний (МКБ-10).

39. Эпидемиологические аспекты психических расстройств.

40. Закономерности постнатального онтогенеза. Возрастные периоды и возрастные кризы, их значение для психиатрии.

41. Психические нарушения при сосудистых заболеваниях головного мозга (церебральный атеро­скле­роз, гипертоническая болезнь).

42. Психические нарушения при травматических повреж­де­ниях головного мозга. Острый и отда­ленный периоды черепно-мозговой травмы. Прогноз.

43. Психические нарушения при СПИДе.

44. Психические нарушения при сифилисе мозга. Прогрес­сивный паралич.

45. Истерические психозы. Клиника, критерии диагностики.

46. Психические расстройства при опухолях головного моз­га

47. Психические нарушения при соматических заболе­ва­ни­ях. Признаки К. Шнайдера.

48. Клинические особенности маниакальной и депрес­сив­ной фаз. Соматические расстройства в кли­ни­ке МДП.

49. Клиника и диагностика «маскированных» (сомати­зиро­ванных) депрессий в рамках МДП.

50. Психические расстройства при инфекционных заболе­ва­ниях. Экзогенные типы реакций К. Бон­геф­­фера.

51. Психические расстройства при стихийных бедствиях и катастрофах.

52. Психосоматические расстройства.

53. Маниакально-депрессивный психоз (МДП) и цикло­ти­мия. Основные закономерности течения, критерии диагностики.

54. Шизофрения. Этиопатогенетические гипотезы. Крите­рии диагностики (основные и допол­нитель­ные симптомы).

55. Алкогольное опьянение (простое, атипичное и патоло­ги­ческое).

56. Алкогольные психозы.

57. Этиология олигофрений, основные клинические формы.

58. Задержки темпа психического развития (замедление пси­хического развития).

59. Алкоголизм. Этиология и патогенез. Отличия алкого­лиз­ма от бытового пьянства.

60. Наркомании и токсикомании. Классификация нарко­ма­ний. Медицинский, социальный и юриди­че­ский критерии нар­ко­маний и токсикоманий.

61. Типы психопатий. Отличие акцентуаций характера от пси­хопатий.

62. Психопатии. Определение, критерии диагностики, клас­си­­фикация.

63. Истерический невроз. Суть невротического конфликта, клиника и течение.

64. Невроз навязчивых состояний. Суть невротического конф­­ликта, клиника и течение.

65. Симптоматика на разных стадиях алкоголизма (псевдо­неврастеническая, наркоманическая и энцефалопатическая).

66. Реактивные психозы, обусловленные субъективно зна­чи­мой психической травмой.

67. Неврастения. Суть невротического конфликта, клиника, течение.

68. Исходы шизофрении. Вопросы социальной и трудовой реадаптации.

69. Психогенные аномальные реакции.

70. Кататоническая форма шизофрении.

71. Простая форма шизофрении.

72. Гебефреническая форма шизофрении.

73. Психогении. Систематика психогенных заболеваний. Аф­фективно-шоковые реакции.

74. Параноидная форма шизофрении.

75. Инволюционные психозы (параноид и меланхолия).

Клинические проявления и динамика.

76. Сенильная деменция. Клинические проявления и дина­ми­ка. Этиология, патогенез и патологическая анатомия.

77. Клиника пароксизмальных расстройств при эпилепсии. Эпилептические эквиваленты. Измене­ния личности (слабоумие) больного эпилепсией.

78. Клинические формы вялотекущей шизофрении.

79. Эпилепсия. Этиология и патогенез. Клинические за­ко­но­мерности течения и исхода.

80. Систематика типов течения шизофрении, клинические формы.

81. Использование психотропных средств в практике врача-интерниста.

82. Цели и задачи психиатрических экспертиз (трудовая, воен­ная, судебная).

83. Лечение, реабилитация и профилактика психосома­тиче­ских заболеваний.

84. Принципы организации психиатрической помощи насе­лению.

85. План обследования больных с припадками.

86. Принудительное лечение психически больных.

87. Лечебные мероприятия при неврозах.

88. Права психически больных.

89. Лечение олигофрений. Медико-педагогические меро­прия­­­тия. Судебно-психиатрическая оценка при олигофрениях.

90. Основные принципы лечения эпилепсии.

91. Ургентная терапия при тяжелых интоксикациях алко­го­лем, наркотическими и токсико­мани­че­ски­ми веществами.

92. Эпилептический статус. Клиника и методы купиро­ва­ния.

93. Судебно-психиатрическая экспертиза при психических расстройствах в возрасте обратного раз­вития (инволюционные и сосудистые психозы, сенильная деменция).

94. Закон Российской Федерации «О психиатрической помо­щи и гарантиях прав граждан при ее оказании».

95. Принципы лечения психических нарушений при сосу­дистых заболеваниях головного мозга.

96. Психоневрологический диспансер и психиатрическая больница. Цели и задачи этих лечебных учреждений.

97. Судебно-психиатрическая экспертиза при шизофрении, эпилепсии и психопатиях.

98. Трудовая, военная, судебная экспертиза при алко­го­лиз­ме, наркоманиях и токсикоманиях.

99. Психиатрическая помощь при стихийных бедствиях и катастрофах.

100. Принципы и этапы реабилитации психически больных.

101. Методы терапии шизофрении.

102. Шоковые методы лечения психических заболеваний.

103. Антидепрессанты. Классификация, показания к приме­не­нию. Побочные явления.

104. Экспертиза алкогольного и наркотического опьянения. Патологическое опьянение, судебно-психиатрическая оценка.

105. Транквилизаторы. Классификация, показания к приме­нению. Использование в психиатрической и общесоматической клиниках.

106. Общие принципы психофармакотерапии. Систематика пси­хотропных средств.

107. Терапия маниакально-депрессивного психоза.

108. Психотерапия, основные методы и показания к их при­менению.

109. Нейролептики. Классификация, диапазон действия, по­ка­­зания к их применению, побочные явления.

110. Тимостабилизаторы, показания к применению. Побоч­ные явления.

111. Психостимуляторы и ноотропы, показания к приме­не­нию. Побочные явления.

112. Побочные явления, вызванные применением психот­роп­­ных средств, их предупреждение и мероприятия по устра­нению.

113. Психомоторное возбуждение и способы его купиро­вания.

114. Основные принципы лечения алкогольных психозов.

115. Отказ от еды у психически больных, наиболее частые причины. Методы борьбы с отказом от еды.

116. Личностные расстройства: лечение и реабилитация.

117. Этапы лечения больных алкоголизмом.

118. Аффект. Классификация, клиника. Судебно-психиат­ри­ческая оценка патологического аффекта.

119. Профилактика психических заболеваний (первичная, вторичная, третичная).

120. Лечение психических расстройств при травматических поражениях головного мозга (в остром и отдаленном периодах).

Педиатрический факультет

1. Общая и медицинская психология (предмет, задачи, методы исследования).

2. Ощущения и восприятия. Особенности детского возраста.

3. Память (этапы запоминания, свойства и виды памяти).

Особенности детского возраста.

4. Мышление (мыслительные операции, виды мышления).

Особенности детского возраста.

5. Эмоции и чувства (настроение, аффект, страсть; клас­си­фикации эмоций).

Особенности детского возраста.

6. Воля (влечение, желание; этапы волевого процесса).

Осо­бенности детского возраста.

7. Интеллект и способности. Сознание. Методы иссле­до­ва­ния.

8. Личность (направленность и склад личности, темпе­ра­мент, характер).

9. Восприятие боли. Значение для педиатрической клиники.

10. Внимание (свойства, виды и методы исследования вни­мания).

Особенности детского возраста.

11. Психиатрия (определение, уровни психических нару­ше­ний, актуальность для врачей педиатров).

12. Клинические проявления психического дизонтогенеза.

13. Синдромы регрессивных расстройств.

14. Классификация расстройств восприятий и пред­став­ле­ний.

15. Истинные и псевдогаллюцинации.

16. Клинические разновидности нарушений мышления.

17. Бред (определение, клинические формы, объективные признаки наличия бреда).

Заболевания, при которых он встре­чается.

18. Сверхценные, бредовые и навязчивые идеи. Диффе­рен­циально-диагностические признаки.

19. Паранойяльный, параноидный и парафренный синд­ро­мы.

20. Нарушения эмоций и чувств. Заболевания, при которых они встречаются.

21. Депрессивный синдром, его клинические формы.

22. Маниакальный синдром, его клинические формы.

23. Расстройства памяти. Заболевания, при которых они встречаются.

24. Нарушения интеллектуальной деятельности. Забо­лева­ния, при которых они встречаются.

25. Расстройства влечений и эффекторно-волевой сферы. Заболевания, при которых они встречаются.

26. Кататонические нарушения. Гебефренический синдром.

27. Общие клинические признаки расстройства сознания. Характеристика различных форм выключенного сознания (оглу­шение, сопор, кома).

28. Синдромы помрачения сознания.

29. Дифференциально-диагностические различия делирия, онейроида, аменции, сумеречного помрачения сознания.

30. Судорожный синдром. Классификация и клиника при­падков.

31. Дифференциально-диагностические различия эпилеп­тического и истерического припадков.

32. Понятие симптома, синдрома в клинике психических заболеваний. Их диагностическое и прогностическое значение.

33. Позитивные и негативные психопатологические синд­ромы и нозологические единицы.

34. Методы исследования психически больных.

35. Характеристика маниакального и кататонического воз­буждения.

36. Течение и исход психических заболеваний.

37. Ранний детский аутизм (синдромы Л. Каннера и Г. Ас­пер­ге­ра)

38. Синдром невропатии.

39. Психический дизонтогенез (понятие, основные типы, факторы, участвующие в его происхождении).

40. Закономерности постнатального онтогенеза. Возрастные периоды и возрастные кризы, их значение для психиатрии.

41. Осложненный психический инфантилизм.

42. Психические нарушения при травматических пораже­ни­ях головного мозга.

43. Психические нарушения при СПИДе.

44. Психические нарушения при сифилисе мозга. Прогрес­сивный паралич.

45. Послеродовые психозы. Клиника, критерии диагностики.

46. Психические расстройства при опухолях головного моз­га.

47. Психические нарушения при соматических заболе­ваниях

48. Клинические особенности маниакальной и депрессивной фаз. Соматические расстройства в клинике МДП.

49. Клиника и диагностика «маскированных» (соматизи­ро­ван­ных) депрессий в рамках МДП.

50. Психические расстройства при инфекционных забо­лева­ниях.

51. Психические расстройства при стихийных бедствиях и катастрофах.

52. Психосоматические расстройства.

53. Маниакально-депрессивный психоз и циклотимия. Осо­бен­ности течения у детей и подростков.

54. Шизофрения. Этиопатогенетические гипотезы. Критерии диагностики (основные и дополнитель­ные симптомы).

55. Алкогольное опьянение (простое, атипичное и пато­ло­ги­ческое).

56. Алкогольные психозы.

57. Этиология олигофрений, основные клинические формы.

58. Задержки темпа психического развития (замедление психического развития).

59. Алкоголизм. Этиология и патогенез. Отличия алко­голиз­ма от бытового пьянства.

60. Наркомании и токсикомании. Классификация нарко­ма­ний. Дифференциально-диагностические различия наркоманий и токсикоманий.

61. Типы психопатий. Отличие акцентуаций характера от психопатий.

62. Психопатии. Определение, критерии диагностики, клас­сификация.

63. Истерический невроз. Суть невротического конфликта, клиника и течение.

64. Невроз навязчивых состояний. Суть невротического конф­ликта, клиника и течение.

65. Симптоматика на разных стадиях алкоголизма (псев­доневрастеническая, наркоманическая и энцефа­лопа­ти­ческая).

Особенности течения у детей и подростков.

66. Реактивные психозы, обусловленные субъективно зна­чимой психической травмой. Особенности течения у детей и подростков.

67. Неврастения. Суть невротического конфликта, клиника, течение.

68. Простой («гармонический») психический инфантилизм.

69. Психогенные аномальные реакции. Особенности тече­ния у детей и подростков.

70. Кататоническая форма шизофрении.

71. Простая форма шизофрении.

72. Гебефреническая форма шизофрении.

73. Психогении. Систематика психогенных заболеваний. Аффективно-шоковые реакции.

74. Параноидная форма шизофрении.

75. Инволюционные психозы (параноид и меланхолия).

Клинические проявления и динамика.

76. Сенильная деменция. Клинические проявления и ди­на­ми­ка. Этиология, патогенез и патологическая анатомия.

77. Клиника пароксизмальных расстройств при эпилепсии. Изменения личности (слабоумие) больного эпилепсией.

78. Клинические формы вялотекущей шизофрении.

79. Эпилепсия. Этиология и патогенез. Клинические зако­но­мерности течения и исхода.

80. Систематика типов течения шизофрении, клинические формы.

81. Использование психотропных средств в практике врача-интерниста.

82. Цели и задачи психиатрических экспертиз (трудовая, воен­ная, судебная).

83. Лечение, реабилитация и профилактика психо­сомати­че­ских заболеваний.

84. Принципы организации психиатрической помощи насе­лению.

85. План обследования больных с припадками.

86. Принудительное лечение психически больных.

87. Лечебные мероприятия при неврозах.

88. Права психически больных.

89. Лечение олигофрений. Медико-педагогические меро­при­ятия.

90. Основные принципы лечения эпилепсии.

91. Ургентная терапия при тяжелых интоксикациях алко­го­лем, наркотическими и токсикоманическими веществами.

92. Эпилептический статус. Клиника и методы купиро­ва­ния

93. Неотложная психиатрическая помощь.

94. Закон Российской Федерации «О психиатрической по­мо­щи и гарантиях прав граждан при ее оказании».

95. Особенности лечения психических расстройств у детей и подростков.

96. Психоневрологический диспансер и психиатрическая больница. Цели и задачи этих лечебных учреждений.

97. Судебно-психиатрическая экспертиза при шизофрении, эпилепсии и психопатиях.

98. Трудовая, военная, судебная экспертиза при алко­голиз­ме и наркоманиях.

99. Психиатрическая помощь при стихийных бедствиях и катастрофах.

100. Принципы и этапы реабилитации психически больных.

101. Методы терапии шизофрении.

102. Шоковые методы лечения психических заболеваний.

103. Антидепрессанты, показания к применению.

104. Экспертиза алкогольного и наркотического опьянения.

105. Транквилизаторы, их использование в психиатрической и соматической практике.

106. Общие принципы психофармакотерапии. Систематика психотропных средств.

107. Терапия маниакально-депрессивного психоза.

108. Психотерапия, основные методы и показания к их при­менению.

109. Нейролептики. Диапазон действия, показания к их при­менению, побочные явления.

110. Тимостабилизаторы, показания к применению.

111. Психостимуляторы и ноотропы, показания к приме­не­нию.

112. Побочные явления, вызванные применением пси­хо­тропных средств, их предупреждение и мероприятия по устра­нению.

113. Психомоторное возбуждение и способы его купиро­ва­ния.

114. Основные принципы лечения алкогольных психозов.

115. Отказ от еды у психически больных; наиболее частые причины. Методы борьбы с отказом от пищи.

116. Тактика врача при эпилептическом и истерическом припадках.

117. Этапы лечения больных алкоголизмом.

118. Клиника патологического аффекта и его судебно-пси­хиатрическая оценка.

119. Профилактика психических заболеваний (первичная, вторичная, третичная).

120. Лечение психических расстройств при травматических поражениях головного мозга (в остром и отдаленном периодах).

Рекомендуемая литература Обязательная

1. Коркина М.В., Лакосина Н.Д., Личко А.Е. Психиатрия: Учебник. М., 1995. 608 с.

2. Словарь психиатрических терминов /Cост. А.В. Голенков. Чебоксары, 1996. 48 с.

3. Основные психические процессы и методы их исследо­ва­ния: Метод. указа­ния /Под ред. А.В. Голенкова. Чебоксары, 1994. 32 с.

4. Схема истории болезни: Метод. указания / Сост. М.А. Ва­ся­кова. Чебоксары, 1986. 32 с.

Дополнительная

1. Авруцкий Г.Я., Недува А.А. Лечение психически больных: Руководство для врачей. М., 1988. 528 с.

2. Александровский Ю.А. Пограничные психические рас­стройства: Руководство для врачей. М., 1993. 400 с.

3. Блейхер В.М. Расстройства мышления. Киев, 1983. 200 с.

4. Блейхер В.М., Крук И.В., Боков С.Н. Практическая пато-пси­­хология: Руководство для врачей и медицинских психо­ло­гов. Ростов н/Д., 1998. 448 с.

5. Болдырев А.И. Эпилепсия у взрослых. М., 1984. 367 с.

6. Завилянский И.Я., Блейхер В.М. Психиатрический диаг­ноз. Киев, 1979. 200 с.

7. Золотухина О., Кондаков В. Художественная психопа­то­ло­гия. Ижевск, 2000. 636 с.

8. Кабанов М.М. Реабилитация психически больных. Л., 1985. 216 с.

9. Ковалев В.В. Семиотика и диагностика психических за­бо­ле­ваний у детей и подростков. М., 1985. 288 с.

10. Ковалев В.В.Психиатрия детского возраста: Руко­водст­во для врачей. М., 1995. 560 с.

11. Комментарий к законодательству Российской Федерации в области психи­атрии /Под ред. Т.Б. Дмитриевой. М., 1997. 400 с.

12. Леонгард К. Акцентуированные личности. Пер. с нем. Ростов н/Д., 2000. 544 с.

13. Личко А.Е., Битенский В.С. Подростковая наркология: Руководство. Л., 1991. 304 с.

14. Менделевич В.Д. Психиатрическая пропедевтика: Прак­ти­­ческое руковод­ст­во для врачей и студентов. М., 1997. 496 с.

15. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики пато­пси­хологии. СПб., 1998. 168 с.

16. Рыбальский М. И. Иллюзии и галлюцинации. Баку, 1983. 304 с.

17. Рыбальский М. И. Бред. М., 1993. 368 с.

18. Фридман Л.С., Флеминг Н.Ф., Робертс Д.Х., ХайманС.Е.Наркология. Пер. с англ. М.; СПб., 1998. 318 с.

Оглавление

Лечебный и педиатрический факультеты 3

Стоматологический факультет 21

Приложения 26

  1. Указания о работе с больными в психиат­ри­ческой

боль­нице 26

  1. Дифференциальная диагностика припадков 27
  2. Обследование основных психических процессов 28

4. Экзаменационные вопросы 29

Рекомендуемая литература 41

ПСИХИАТРИЯ И НАРКОЛОГИЯ

Задания для самостоятельной работы

Отв. за выпуск Т.Л. Максимова

Подписано в печать 25.05.02. Формат 60 × 84/16.

Бумага писчая. Печать оперативная. Усл. печ. л. 2,57.

Уч.-изд. л. 2,55. Тираж 500 экз. Заказ №

Чувашский государственный университет

Типография университета

428015 Чебоксары, Московский просп., 15

43