МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова
Задания для самостоятельной работы
Чебоксары 2002
УДК 616.89+159.9 Составитель А.В. Голенков
Психиатрия и наркология: Задания для самостоятельной работы/Сост. А.В. Голенков; Чуваш. ун-т. Чебоксары, 2002. 44 с.
Приводятся задания для внеаудиторной и аудиторной самостоятельной работы студентов по курсу психиатрии. В приложениях содержатся указания о работе с больными в психиатрической больнице, алгоритм обследования основных психических процессов и их возможных нарушений у психически больных, образцы сравнительных таблиц, экзаменационные вопросы.
Для студентов V курса лечебного и педиатрического, IV курса стоматологического факультета.
Утверждено Методическим советом университета
Чувашский государственный
университет, 2002
ЛЕЧЕБНЫЙ И ПЕДИАТРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТЫ
При выполнении домашних заданий к занятиям 1-5 полезно изучить раздел «Частная психиатрия», к занятиям 6-13 – раздел «Общая психопатология» (М.В. Коркина и соавт. Психиатрия: Учебник. М., 1995).
При проведении дифференциальной диагностики в качестве образца таблицы можно ориентироваться на прил. 2.
Задания для самостоятельной работы Пример задания для самостоятельной ...
... особенности дистантного индивидуального консультирования? Назовите типичные ошибки консультантов. II. Самостоятельное изучение вопроса: «Мои представления об идеальном психологе-консультанте»: составление ... Назовите общие принципы эффективного индивидуального консультирования. Назовите основные направления работы с семейными проблемами в индивидуального консультировании. Охарактеризуйте процесс ...
Занятие 1. Предмет и задачи психиатрии. Актуальность психиатрии для врачей общей практики и других специальностей.
Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».
Расстройства восприятия.
Внеаудиторная СРС. Перерисуйте в тетрадь таблицу и поставьте знак «+» напротив соответствующего нарушения восприятия и нозологической формы.
Нозология |
Нарушения восприятия |
||||
Иллю-зии |
Галлюцинации |
Дереали-зация |
Расстройства «схемы тела» |
||
истин-ные |
псевдогал-люцинации |
||||
Наркологические заболевания |
|||||
Поражения ЦНС: интоксикационные |
|||||
инфекционные |
|||||
сосудистые |
|||||
Психические расстройства: при соматических заболеваниях |
|||||
позднего возраста |
|||||
Эпилепсия |
|||||
Шизофрения |
|||||
МДП |
|||||
Психогении |
|||||
Расстройства личности |
|||||
Олигофрения |
Аудиторная СРС:
1. Перечислите все объективные признаки галлюцинаций и запишите их в тетрадь.
2. Ознакомьтесь с указаниями о работе с больными в психиатрической больнице (прил. 1).
3. Обследуйте больных с нарушениями восприятия (прил. 3)
Методы исследования восприятия. Заключаются прежде всего в выяснении степени отклонений в функции того или иного органа чувств от нормы. Исследуют слух, используя шепотную речь и аудиометр; зрение – с помощью специальных таблиц (для проверки цветового зрения – атлас Е.Б. Рабкина, остроты зрения, поля зрения – периметр); разные виды чувствительности. Восприятие исследуют преимущественно при помощи таблиц и рисунков. Например, по схематически изображенному на рисунке лицу исследуемому предлагают определить чувства, выраженные на лице, или на таблице с изображением предметов, с их силуэтами, наложенными один на другой (фигуры Поппельрейтера), узнать предмет, сказать, сколько предметов он видит, как они взаиморасполагаются, и др. В психиатрии основными методами обследования являются беседа с больным и наблюдение. Вопросы нужно задавать таким образом, чтобы больной сам сообщил об имеющихся у него отклонениях в сфере восприятия. Ни в коей мере не будет способствовать выявлению истинного характера нарушений методика расспроса, когда больному остается лишь отвечать «да» или «нет». Суггестивный компонент особенно вреден в беседе с детьми и подростками.
Литература*
Обязательная: [1, 2, 3].
Дополнительная: [4, 6, 7, 9, 11, 14, 15, 16].
___________
* Здесь и далее в скобках указаны литературные источники полностью приведенные на С. 41-42, необходимые для выполнения заданий.
Занятие 2. Методы обследования психически больных. Биологическая терапия психических заболеваний (шоковые методы, нейролептики, корректоры – противопаркинсонические, холинолитические препараты).
Нарушения мышления.
Внеаудиторная СРС. Перерисуйте в тетрадь таблицу и поставьте знак «+» напротив соответствующего нарушения мышления и нозологической формы.
Нозология |
Нарушения мышления |
|||||||||||
бред |
сверх-ценные идеи |
навязчи-вые идеи |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|
Наркологические заболевания |
||||||||||||
Поражения ЦНС: интоксикационные |
||||||||||||
инфекционные |
||||||||||||
сосудистые |
||||||||||||
Психические расстройства: при соматических заболеваниях |
||||||||||||
позднего возраста |
||||||||||||
Эпилепсия |
||||||||||||
Шизофрения |
||||||||||||
МДП |
||||||||||||
Психогении |
||||||||||||
Расстройства личности |
||||||||||||
Олигофрения |
Примечание. Числами обозначены нарушения мышления: 1 – замедление и 2 – ускорение мышления; 3 – патологическая обстоятельность; 4 – персеверация и 5 – паралогичное мышление; 6 – резонерство; 7 – разорванность, 8 – бессвязность и 9 – символическое мышление.
Аудиторная СРС:
1. Проведите дифференциальную диагностику расстройств мышления между собой и заполните таблицу в своей тетради.
Признак |
Бредовые идеи |
Сверхценные идеи |
Навязчивые идеи |
2. Проведите дифференциальную диагностику галлюцинаторно-бредовых синдромов
Признак |
Паранойяльный синдром |
Параноидный синдром |
Парафренный синдром |
3. Обследуйте больных с нарушениями мышления (прил. 3).
Методы исследования мышления. Одним из основных экспериментальных заданий является классификация предметов. Метод применяется для исследования процессов обобщения и абстрагирования, дает также возможность анализа последовательности умозаключений, критичности и обдуманности действий и устойчивости их внимания, личностных реакций на свои достижения и неудачи. Используется набор карточек с изображением различных предметов, растений или животных существ, которые надо сгруппировать по какому-то признаку (или признакам).
Исключение предметов или слов. Испытуемому показывают карточки, на которых из четырех предметов нужно исключить один лишний, не подходящий по смыслу. Либо в серии из пяти слов объединить четыре однородных по общему для них признаку, а одно слово, не соответствующее этим требованиям, исключить. Например: Василий, Федор, Семен, Порфирий (имена), Иванов (фамилия).
Данные, получаемые при исследовании методикой исключения, позволяют судить об уровне процессов обобщения и отвлечения, о способности обследуемого выделить существенные признаки предметов и явлений.
Понимание переносного смысла пословиц и метафор. Методика применяется для исследования особенностей мышления – его уровня, целенаправленности и критичности.
Обследуемому называют несколько часто употребляемых метафор («Золотая голова», «Каменное сердце», «Заячья душа») и пословиц («Яблоко от яблони недалеко падает»; «Куй железо, пока горячо») и просят объяснить их отвлеченный, переносный смысл. Буквальное истолкование пословицы или метафоры свидетельствует о недостаточности уровня обобщения.
Литература
Обязательная: [1, 2, 3].
Дополнительная: [3, 4, 6, 7, 9, 14, 15, 17].
Занятие 3. Расстройства памяти и интеллекта. Современные направления в психиатрии. Классификация психических болезней (МКБ-10).
Психофармакотерапия (ноотропы, психостимуляторы), побочные действия и осложения.
Внеаудиторная СРС. Перерисуйте в тетрадь таблицу и поставьте знак «+» напротив соответствующего нарушения памяти и нозологической формы.
Нозология |
Нарушения памяти |
||||
фикса-ционная амнезия |
прогрес- сирующая амнезия |
антеро-ретроградная амнезия |
конфа-буляции |
псевдо-реминис-ценции |
|
Наркологические заболевания |
|||||
Поражения ЦНС: интоксикационные |
|||||
инфекционные |
|||||
сосудистые |
|||||
Психические расстройства: при соматических заболеваниях |
|||||
позднего возраста |
|||||
Эпилепсия |
|||||
Шизофрения |
|||||
Нозология |
Нарушения памяти |
||||
фикса-ционная амнезия |
прогрес- сирующая амнезия |
антеро-ретроградная амнезия |
конфа-буляции |
псевдо-реминис-ценции |
|
МДП |
|||||
Психогении |
|||||
Расстройства личности |
|||||
Олигофрения |
Аудиторная СРС:
1. Проведите дифференциальную диагностику.
Признак |
Слабоумие |
|
частичное |
тотальное |
|
2. Обследуйте больных с нарушениями внимания, памяти и интеллекта (прил. 3).
Методы исследования внимания. Корректурная проба выявляет способность к концентрации внимания, его устойчивость. Исследование производится при помощи специальных бланков с рядами букв, расположенных в случайном порядке. Инструкция предусматривает зачеркивание одной или двух букв. Регистрируется время выполнения, затраченное обследуемым на выполнение всего задания, подсчитывается количество ошибок.
Пример: БОВВУВБАЯКЯЯВБИОБПЯОТВЮАБСАЯБВЯЭ
Отсчитывание по Крепелину дает возможность проверить у обследуемого выполнение счетных операций и внимание. Исследование заключается в вычитании из 100 или 200 все время одного и того же числа (обычно 7 или 13).
Важным условием эксперимента является то, что вычитание производится «про себя» (в уме), испытуемый сообщает только результат отсчитывания. Например, (100 – 7) = 93, 86, 79, 72 и т.д.
Для определения темпа сенсомоторных реакций, особенностей внимания предлагают отыскать в таблице Шульте (расположенные в беспорядке числами от 1 до 25) числа по порядку, каждое показать указкой и назвать вслух. Секундомером отмечается время, которое затрачивается на выполнение.
Таблица Шульте
22 |
25 |
7 |
1 |
20 |
6 |
15 |
17 |
3 |
18 |
19 |
4 |
8 |
25 |
13 |
24 |
2 |
22 |
10 |
5 |
9 |
14 |
11 |
23 |
16 |
Методы исследования памяти. Проба на запоминание десяти слов: обследуемому зачитывают десять двусложных слов. Подбирать заучиваемые слова следует так, чтобы между ними трудно было установить какие-нибудь смысловые отношения. Здоровые воспроизводят обычно 10 слов после 3-4 повторений. Через 20-30 мин обследуемого просят повторить запомнившиеся ему слова.
Протокол опыта ведется примерно следующим образом.
Номер повто- рения |
Лес |
Хлеб |
Окно |
Стул |
Вода |
Брат |
Конь |
Гриб |
Игла |
Мед |
1 |
— |
— |
|
|
— |
— |
— |
— |
— |
|
2 |
— |
— |
|
|
— |
|
— |
— |
— |
— |
3 |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
|
|
— |
— |
4 |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
|
5 |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
Через 30 мин |
— |
— |
|
|
— |
— |
— |
— |
— |
|
Пиктограмма (по А.Р.Лурия).
Обследуемому дают листок чистой бумаги, карандаш и говорят, что сейчас он услышит слова, для запоминания которых должен сделать какой-нибудь несложный рисунок. В инструкции перед исследованием предупреждают, что качество рисунка никакой роли не играет (иногда обследуемые ссылаются на неумение рисовать), совершенно недопустимо для запоминания прибегать к словесным или буквенным обозначениям.
Всего называют 10-15 слов абстрактного содержания, подобранных заранее. Например, веселый праздник, тяжелый труд, вкусный ужин, большой человек, печаль, любовь, развитие, справедливость, сомнение и т.д. По результатам исследования можно судить о логической памяти испытуемого.
Протокол ведется по схеме.
Выражение |
Рисунок |
Объяснение |
Воспроизведение |
Веселый праздник |
Цветы |
Да |
|
Ядовитый вопрос |
Значок яда и вопроса |
Яд и вопрос |
Да |
Смелый поступок |
Зверь |
Не испугался его |
Да |
Исследование интеллекта. Прежде всего следует установить соответствие имеющегося у больного запаса знаний и образования, жизненного опыта возрасту, характеру трудовой деятельности. Для этого больному предлагают целый ряд вопросов, которые обязательно должны быть соотнесены с образованием вообще и предлагаемым уровнем развития интеллекта.
При изучении степени снижения интеллекта необходимо использовать специальные таблицы для экспериментально-психологических исследований, в которых даны готовые тесты на синтез и анализ, осмысливание и сообразительность, имеется перечень пословиц и метафор, слов-синонимов.
Результаты изучения интеллекта сопоставляют с данными исследования остальных психических функций. Только после этого можно сделать окончательный вывод о психическом состоянии больного и о тех практических мероприятиях, которые целесообразны при общении с ним.
Обязательная: [1, 2, 3].
Дополнительная: [3, 4, 6, 7, 9, 14, 15].
Занятие 4. Нарушения эмоциональной, двигательно-волевой сфер. Расстройства влечений.
Психотропные средства (транквилизаторы, антидепрессанты, тимостабилизаторы), побочные действия и осложнения.
Внеаудиторная СРС. Перерисуйте в тетрадь таблицу и поставьте знак «+» напротив соответствующего эмоционального нарушения и нозологической формы.
Нозология |
Эмоциональные нарушения |
|||||
дисфо-рия |
апатия |
слабо- душие |
аффек-тивная тупость |
тре-вога |
эйфо-рия |
|
Наркологические заболевания |
||||||
Поражения ЦНС: интоксикационные |
||||||
инфекционные |
||||||
сосудистые |
||||||
Психические расстройства: при соматических заболеваниях |
||||||
Позднего возраста |
||||||
Эпилепсия |
||||||
Шизофрения |
||||||
МДП |
||||||
Психогении |
||||||
Расстройства личности |
||||||
Олигофрения |
Аудиторная СРС:
1. Проведите дифференциальную диагностику припадков и состояний возбуждения.
Признак |
Большие припадки |
Малые припадки |
Очаговые припадки |
Признак |
Маниакальное возбуждение |
Гебефреническое возбуждение |
Кататоническое возбуждение |
2. Обследуйте больных с эмоционально-волевыми и двигательными нарушениями (прил. 3).
Исследование эмоций и чувств включает прежде всего осмотр больного. Обращают внимание на выражение лица, позу, положение в постели, контактность, особенности спонтанной речи (или молчаливость).
К достаточно объективным признакам депрессии (состояния, которое требует наиболее пристального внимания) относятся тахикардия, мидриаз, спастические запоры, патология менструаций, сухость слизистых оболочек и иные вегетативные сдвиги; «фигура омеги» (складки между бровей, напоминающие греческую букву «омега»), признак Верагута (нависание наружных половин верхних век) и др. Не должны ускользнуть от внимания обследующего и кожные рубцы – следы бывших попыток к самоубийству (в области шеи, сердца, чаще локтевых вен).
После осмотра начинают беседу с больным, во время которой часто удается выявить те или иные психотравмирующие моменты. Дополнительные сведения в ряде случаев удается получить в беседе с родственниками больного, с сотрудниками, другими больными этой палаты.
Специальных экспериментальных методов для исследования эмоциональной возбудимости, которые мог бы применять практический врач, не имеется.
Методы исследования волевых процессов. Охарактеризовать волевые свойства больного можно на основании целенаправленного изучения истории его жизни и путем наблюдения за его поведением в быту, палате, во время трудовой терапии, учитываются также выразительность, точность и быстрота движений и т.п. Наблюдения могут проводиться в обычных условиях и при моделировании ситуаций разной степени трудности для испытуемого. Представление о волевых процессах может быть получено также с помощью ряда инструментальных методов. Различные виды реактометров позволяют учитывать в условиях эксперимента двигательную реакцию человека, рассматриваемую в качестве простейшего волевого акта.
Для изучения мышечной работоспособности, ее устойчивости и динамики утомления, в связи с особенностями волевого усилия, широко применяется исследование на специальном приборе – эргографе. Запись, полученная на этом приборе, называется эргограммой. У здоровых людей она характеризуется определенной высотой, равномерностью и темпом (Б.Д. Карвасарский).
Обязательная: [1, 2, 3].
Дополнительная: [4, 6, 7, 9, 14, 15].
Занятие 5. Нарушения сознания и самосознания. Припадки. Противосудорожные (противоэпилептические) средства, побочные действия и осложнения. Психотерапия и социотерапия.
Внеаудиторная СРС. Перерисуйте в тетрадь таблицу и поставьте знак «+» напротив соответствующего нарушения сознания и нозологической формы.
Нозология |
Нарушения сознания |
|||
делирий |
онейроид |
аменция |
сумеречное помрачение сознания |
|
Наркологические заболевания |
||||
Поражения ЦНС: интоксикационные |
||||
Инфекционные |
||||
Сосудистые |
||||
Психические расстройства: при соматических заболеваниях |
||||
Позднего возраста |
||||
Эпилепсия |
||||
Шизофрения |
||||
Нозология |
Нарушения сознания |
|||
делирий |
онейроид |
аменция |
сумеречное помрачение сознания |
|
МДП |
||||
Психогении |
||||
Расстройства личности |
||||
Олигофрения |
Аудиторная СРС:
1. Проведите дифференциальную диагностику синдромов выключенного сознания.
Признак |
Оглушение |
Сопор |
Кома |
2. Обследуйте больных с нарушениями сознания (прил. 3).
Диагностика синдромов нарушенного сознания основывается на следующих критериях (по К. Ясперсу): 1) отрешенность больного от окружающего с неотчетливым, затрудненным, отрывочным его восприятием; 2) различные виды дезориентировки – в месте, времени, окружающих лицах, ситуации, собственной личности, существующие изолированно в тех или иных сочетаниях или же все одновременно; 3) та или иная степень бессвязности мышления, сопровождаемая слабостью или невозможностью суждений и речевыми нарушениями; 4) полная или частичная амнезия периода помрачения сознания; сохраняются лишь отрывочные воспоминания наблюдавшихся в тот период психопатологических расстройств – галлюцинаций, бреда – значительно реже – фрагменты событий окружающих.
Первые три признака встречаются как при помрачении, так и при выключении сознания. Четвертый признак характерен только для синдромов помрачения сознания.
Исследование сознания. Диагностика оглушенности – дело прежде всего наблюдательности врача. Установив факт оглушенности, следует несколько изменить план обследования больного, говорить громче, терпеливо дожидаться, пока больной будет обдумывать ответ. Ответы же (точность дат, имен, последовательность событий и т.п.) необходимо оценивать с точки зрения патологии сознания.
Куратору необходимо проверить различные виды ориентировки – аллопсихическую (ориентировка во времени, месте, окружающих лицах, предметах и пр.) и аутопсихическую (представления больного о собственной личности).
Не говоря о разных формах помрачения сознания, даже при оглушенности легкой степени могут быть выявлены различные комбинации: дезориентировка в месте и собственной личности, отсутствие правильного представления о сущности происходящего вокруг наряду с сознанием собственного Я.
Кроме беседы с больным (и его родственниками) для решения вопроса о сохранности сознания большое значение имеют данные наблюдения: мимика, пантомимика, логичность поступков, своевременность их, законченность и т.д. Играет роль и патология других психических функций – галлюцинации и иллюзии, бред, нарушения мышления.
Обязательная: [1, 2, 3].
Дополнительная: [4, 6, 7, 8, 9, 14, 15].
Занятие 6. Психические расстройства при опухолях головного мозга, инфекциях (общих, мозговых, СПИДе), интоксикациях, сифилисе головного мозга, соматических заболеваниях. Курация больных (психический статус).
Внеаудиторная СРС. Перерисуйте в тетрадь таблицу, впишите в нее синдромы и напротив соответствующей нозологической формы поставьте знак «+».
Психические расстройства при |
Синдромы |
|
Позитивные |
негативные |
|
инфекциях |
|
|
интоксикациях |
|
|
соматических болезнях |
|
|
опухолях ЦНС |
|
|
Аудиторная СРС:
Курируйте больных, определите их психический статус.
Обязательная: [1, 2, 3, 4].
Дополнительная: [4, 6, 7, 14, 15].
Занятие 7. Эндогенные психозы (шизофрения, маниакально-депрессивный психоз, инволюционные психозы).
Внеаудиторная СРС. Перерисуйте в тетрадь таблицу, впишите в нее синдромы и напротив соответствующей нозологической формы поставьте знак «+».
Нозологическая форма |
Синдромы |
|
позитивные |
негативные |
|
шизофрения |
|
|
МДП |
|
|
инволюционные психозы: |
|
|
параноид |
|
|
меланхолия |
|
|
Аудиторная СРС:
1. Решите ситуационные задачи по теме занятия.
2. Обследуйте больных с эндогенными психозами.
Обязательная: [1, 2, 3, 4].
Дополнительная: [4, 6, 10, 15].
Занятие 8. Методы и принципы лечения психических расстройств. Реабилитация психически больных. Неотложные состояния в психиатрии. Курация больных (история болезни).
Внеаудиторная СРС. Перерисуйте в тетрадь таблицу, впишите в нее синдромы и напротив соответствующей нозологической формы поставьте знак «+».
Синдромы |
Нозологическая форма |
|||
|
|
|
|
|
Аудиторная СРС:
Курируйте больных с последующим написанием истории болезни.
Обязательная: [1, 2, 3, 4].
Дополнительная: [1, 8, 10].
Занятие 9. Состояния слабоумия (олигофрения, сенильная деменция; шизофреническая, эпилептическая и органическая (травматическая) деменции).
Задержки темпа психического развития. Дифференциальная диагностика тотального и лакунарного слабоумия, врожденного и приобретенного; олигофрении и задержки психического развития, олигофрений по степени тяжести.
Внеаудиторная СРС. Перерисуйте в тетрадь таблицу, впишите в нее синдромы и напротив соответствующей нозологической формы поставьте знак «+».
Слабоумие |
Синдромы |
|
позитивные |
негативные |
|
органическое |
|
|
шизофреническое |
|
|
эпилептическое |
|
|
олигофреническое |
|
|
Аудиторная СРС:
1. Проведите дифференциальную диагностику олигофрении и задержки психического развития.
Признак |
Олигофрения в степени |
Задержка психического развития |
||
идиотии |
имбецильности |
дебильности |
||
|
|
|
|
|
2. Обследуйте больных с состояниями слабоумия.
Обязательная: [1, 2, 3, 4].
Дополнительная: [3, 4, 5, 10, 15].
Занятие 10. Эпилепсия. Дифференциальная диагностика судорожных состояний. Психические нарушения при сосудистых заболеваниях головного мозга и черепно-мозговой травме (ЧМТ).
Клиника, диагностика, принципы лечения.
Внеаудиторная СРС. Перерисуйте в тетрадь таблицу, впишите в нее синдромы и напротив соответствующей нозологической формы поставьте знак «+».
Нозологическая форма |
Синдромы |
|
позитивные |
негативные |
|
эпилепсия |
|
|
сосудистое заболевание ЦНС |
|
|
ЧМТ |
|
|
Аудиторная СРС:
1. Обследуйте больных с эпилепсией и ЧМТ.
2. Обследуйте курируемых больных.
Обязательная: [1, 2, 3, 4].
Дополнительная: [3, 4, 5, 10].
Занятие 11. Алкоголизм, алкогольные психозы. Этиология, патогенез, клиника, диагностика, принципы лечения и реабилитации. Дифференциальная диагностика алкоголизма и бытового пьянства, алкоголизма по стадиям заболевания, алкогольных психозов (делирий и галлюциноз).
Внеаудиторная СРС. Перерисуйте в тетрадь таблицу, впишите в нее симптомы (синдромы) и напротив соответствующей нозологической формы поставьте знак «+».
Симптом |
Синдром |
Стадия алкоголизма |
Алкогольный психоз |
||||
I |
II |
III |
Делирий |
Галлюциноз |
Параноид |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
Аудиторная СРС:
Обследуйте больных с алкоголизмом и алкогольными психозами.
Обязательная: [1, 2, 3, 4].
Дополнительная: [4, 13, 15, 18].
Занятие 12. Наркомании (опийная, каннабиноидная, кокаиновая, барбитуровая) и токсикомания (ингалянтная, холинолитическая, другие виды).
Клиника, диагностика, принципы лечения и реабилитации. Критерии отличий наркоманий и токсикоманий.
Внеаудиторная СРС. Перерисуйте в тетрадь таблицу, впишите в нее синдромы и напротив соответствующей нозологической формы поставьте знак «+».
Признак |
Наркомания |
|||
Опийная |
Каннабиноидная |
Кокаиновая |
Барбитуровая |
|
|
|
|
|
|
Аудиторная СРС:
Обследуйте больных с наркоманиями и токсикоманиями.
Обязательная: [1, 2, 3, 4].
Дополнительная: [4, 13, 15, 18].
Занятие 13. Пограничные психические расстройства (невротические, психосоматические и личностные).
Акцентуации характера. Клиника, диагностика, дифференциальная диагностика психопатий и акцентуаций характера, психопатий и неврозов. Принципы лечения.
Внеаудиторная СРС. Перерисуйте в тетрадь таблицу, впишите в нее синдромы и напротив соответствующей нозологической формы поставь знак «+».
Синдромы |
Пограничные психические расстройства |
||||||
Позитивные |
Негативные |
||||||
Неврозы |
Личностные (психопатии) |
Психосомати-ческие |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
||||
|
|
|
|
|
Примечание. 1 – неврастения; 2 – истерия; 3 — невроз навязчивых состояний; 4 — депрессивный невроз.
Аудиторная СРС:
Изучите личностные особенности курируемых больных.
Обязательная: [1, 2, 3, 4].
Дополнительная: [2, 10, 12, 15].
Стоматологический факультет
При выполнении домашних заданий к занятию 1 необходимо изучить раздел «Частная психиатрия», к занятиям 2-5 – раздел «Общая психопатология» (М.В. Коркина и соавт. Психиатрия: Учебник. М., 1995).
При проведении дифференциальной диагностики в качестве образца можно ориентироваться на прил. 2.
Занятие 1. Введение в психиатрию
Предмет и задачи психиатрии, практическое значение для врача-стоматолога. Правовые и организационные вопросы психиатрической помощи. Понятие о психическом здоровье. Безусловные признаки психических заболеваний. Принципы классификации психических расстройств.
Внеаудиторная СРС. Перерисуйте в тетрадь таблицу и поставьте знак «+» напротив соответствующего нарушения психической сферы и нозологической формы.
Нозология |
Нарушения |
||||||
Восп-риятия |
Мыш- ления |
Эмо-ций |
Памяти, интеллекта |
Мото- рики |
Соз-нания |
Воли |
|
Наркологические заболевания |
|||||||
Поражения ЦНС: интоксикационные |
|||||||
инфекционные |
|||||||
сосудистые |
|||||||
Психические расстройства: при соматических заболеваниях |
|||||||
Позднего возраста |
|||||||
Эпилепсия |
|||||||
Шизофрения |
|||||||
МДП |
|||||||
Психогении |
|||||||
Расстройства личности |
|||||||
Олигофрения |
Аудиторная СРС:
1. Перечислите все безусловные признаки психических расстройств и запишите их в тетрадь.
2. Ознакомьтесь с указаниями о работе с больными в психиатрической больнице (прил. 1).
3. Обследуйте больных с психическими нарушениями (прил. 3).
Литература
Обязательная: [1, 2, 3].
Дополнительная: [4, 6, 7, 11, 14, 15].
Занятие 2. Уровень интеллектуально-мнестических нарушений
Слабоумие: определение, клиника, классификация, диагностика. Основные симптомы и синдромы интеллектуально-мнестических нарушений. Слабоумие врожденное (олигофрения), его степени (идиотия, имбецильность, дебильность).
Слабоумие приобретенное (деменция), его виды (органическое, шизофреническое, эпилептическое); тотальное и лакунарное.
Внеаудиторная СРС. Перерисуйте в тетрадь таблицу, впишите в нее синдромы и напротив соответствующей нозологической формы поставьте знак «+».
Слабоумие |
Синдромы |
органическое |
|
шизофреническое |
|
эпилептическое |
|
олигофреническое |
|
Аудиторная СРС:
Проведите дифференциальную диагностику олигофрении и задержки психического развития.
Признак |
Олигофрения |
Задержка психического развития |
|
|
|
Обязательная: [1, 2, 3, 4].
Дополнительная: [3, 4, 6, 7, 14, 15].
Занятие 3. Уровень психотических нарушений
Психозы: определение, классификация, клиника, диагностика. Основные симптомы и синдромы психотического уровня. Эндогенные психозы (шизофрения, МДП, инволюционные психозы).
Экзогенные психозы (интоксикационные, инфекционные, соматогенные, реактивные).
Внеаудиторная СРС. Перерисуйте себе в тетрадь таблицу, впиши в нее синдромы и напротив соответствующей нозологической формы поставь знак «+».
Синдромы |
Нозологическая форма |
||
Шизофрения |
МДП |
Инволюционные психозы |
|
|
|
|
Аудиторная СРС:
1. Решите ситуационные задачи по теме занятия.
2. Обследуйте больных с эндогенными психозами.
Обязательная: [1, 2, 3, 4].
Дополнительная: [4, 6, 7, 14, 15].
Занятие 4. Уровень пограничных психических расстройств
Пограничные психические расстройства: определение, клиника, классификация, диагностика. Основные симптомы и синдромы пограничных психических расстройств. Основные нозологические формы (невротические и личностные расстройства).
Внеаудиторная СРС. Перерисуйте в тетрадь таблицу, впишите в нее синдромы и напротив соответствующей нозологической формы поставьте знак «+».
Синдромы |
Пограничные психические расстройства |
|||||
Неврозы |
Личностные (психопатии) |
Психосомати-ческие |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
|||
|
|
|
|
|
Примечание. 1 – неврастения; 2 – истерия; 3 – невроз навязчивых состояний; 4 – депрессивный невроз.
Аудиторная СРС:
Обследуйте личностные особенности курируемых больных.
Литература
Обязательная: [1, 2, 3, 4].
Дополнительная: [2, 4, 6, 7, 12, 14, 15].
Занятие 5. Наркологические заболевания
Алкоголизм (I, II, III стадии болезни).
Отличительные признаки алкоголизма от бытового пьянства. Алкогольные психозы, клиника, дифференциальная диагностика, неотложная помощь. Наркомании и токсикомании (медицинский, юридический и социальный критерии).
Клиника, классификация наркоманий, принципы лечения.
Внеаудиторная СРС. Перерисуйте в тетрадь таблицу, впишите в нее клинические признаки и напротив соответствующей нозологической формы поставьте знак «+».
Признак |
Стадия алкоголизма |
Алкогольный психоз |
|||
I |
II |
III |
Делирий |
Галлюциноз |
|
|
|
|
|
|
|
Аудиторная СРС:
Пользуясь учебником, заполните таблицу.
Признак |
Наркомания |
||
Опийная |
Каннабиноидная |
Кокаиновая |
|
|
|
|
|
Обязательная: [1, 2, 3, 4].
Дополнительная: [4, 13, 15, 18].
Приложения
-
Указания о работе с больными в психиатрической больнице
1. Необходимо быть вежливыми с больными, независимо от их поведения, ко всем следует обращаться на Вы, называть их по имени и отчеству.
2. Беседовать с больными в серьезном, неторопливом тоне. Не вышучивать высказывания больных, не смеяться над ними. Не вступать с больными в пререкания.
3. При обследовании больного нужно исходить из четкого плана беседы. Если больной отвлекается, следует (не допуская резкости) направлять разговор в нужную сторону.
4. Не вступать с больными в разговоры и обсуждения, касающиеся диагноза их болезни, режима, выписки, отношений с родственниками и другими людьми. Избегать оценочных суждений, дачи рекомендаций, советов. При необходимости дать ответ на соответствующие вопросы, направить больного к лечащему врачу (преподавателю).
5. Не вести в присутствии больного разговоров на медицинские темы, особенно относящиеся к его болезни.
6. Не обманывать больных. Воздерживаться от разговора о том, что может вызвать волнение. Не давать больным невыполнимых обещаний.
7. Следить, чтобы больной после обследования не оставался без надзора. После беседы с ним передавать его дежурному санитару. Не уводить больных из отделения без ведома персонала. Не оставлять открытыми двери отделения, при выходе (входе) из отделения проверять, закрыты ли они.
8. Не выполнять без ведома врача (преподавателя) просьб больного: не передавать письма, вещи. Не сообщать сведений о больном. Делясь своими впечатлениями, не называть фамилий, имен и других особых примет больных, позволяющих их идентифицировать. Не передавать ничего больному.
9. Не оставлять ничего в отделении, в частности, колющие, режущие предметы и другие вещи, которые могут быть использованы в качестве орудий нападения или самоубийства.
10. Не надевать ювелирных украшений и кричащей одежды. Не пользоваться ярким макияжем. Не носить причесок с распущенными волосами, убирать их под медицинскую шапочку.
2. Дифференциальная диагностика припадков
(по М.В.Коркиной и соавт., 1995)
Признак |
Эпилептический припадок |
Истерический припадок |
Начало |
Внезапное |
Психогенное |
Сознание |
Выключено |
Аффективно сужено |
Падение |
Как подкошенный |
Осторожно, оседание |
Фазы судорог |
Имеют место |
Отсутствуют |
Зрачки |
Не реагируют на свет |
Реагируют |
Длительность |
До 3-4 мин |
Не менее 30 мин |
Время суток |
Ночью, в одиночестве |
Днем, в присутствии людей |
Повреждения |
Прикус языка, ушибы |
Отсутствуют |
Движения |
Ограничены фазами |
Размашистые, выразительные, демонстративные |
После припадка |
Кома с переходом в сон, олигофазия |
Плач, рыдание, смех |
3. Обследование основных психических процессов
Психическая сфера |
Схема обследования (методы) |
Возможные нарушения |
Восприятие |
Исследование анализаторов и разных видов чувствительности (зрение: острота, различение цветов; обоняние; слух и т.д.) |
Рецепторные расстройства; галлюцинации, иллюзии |
Мышление |
Понимание переносного смысла пословиц и метафор; классификация предметов; методика исключения «лишнего»; подбор слов-антонимов и синонимов; называние 50 слов; определение и разграничение понятий; пиктограммы |
Расстройства речи; сугубо конкретное мышление; бред, сверхценные и на вязчивые идеи |
Память |
Запоминание 10 слов; пиктограммы; повторение цифр; пересказ прочитанного рассказа |
Гипер-, гипо- (дис-), пар- и амнезии |
Интеллект |
Учет особенностей мышления, памяти и других психических функций; соответствие знаний полученному образованию, осведомленность |
Слабоумие (врожденное или приобретенное) |
Эмоции и чувства |
Осмотр больного (мимика, пантомимика, темп речи, вегетативные проявления – запоры, нарушения аппетита и сна, сухость кожи, гипергидроз, тахикардия и др.) |
Гипер-, гипо- паратимия; аффективная тупость |
Моторика |
Складывание по образцу рисунка из спичек; проверка прибретенных ранее навыков действия (одевание, пользование предметами обихода и др.); дифференцировка точных движений; пробы на координацию |
Апраксия, атаксия, недостаточность статичных и локомоторных функций |
Внимание |
Отсчитывание из 100 по 7; отыскивание чисел по таблицам Шульте, переключаемость, корректурная проба |
Рассеянность, отвлекаемость, Апрозексия |
Сознание |
Ориентировка в месте, времени, собственной личности; учет мышления, восприятия, памяти, поведения больного и других психических функций |
Кома, сопор, оглушение; помрачение сознания |
Личность (характер, темперамент) |
Самооценка и обьективные данные, полученные от близких (сотрудников); особенности поведения; опросники и тесты; биография |
Акцентуация характера, аномалия личности (психопатия) |
4. Экзаменационные вопросы
Лечебный факультет
1. Психические расстройства в Чувашии в доземский период.
2. Оказание психиатрической помощи населению Чувашии в земский период.
3. Организация психиатрической помощи населению Чувашии в переходный период.
4. Период образования, становления и развития психиатрической службы в Чувашии.
5. Психиатрическая служба в Чувашии в настоящее время.
6. Психическое здоровье и его нарушения. Диагностический алгоритм психических расстройств.
7. Психиатрия (определение, цели и задачи, предмет изучения).
Актуальность психиатрии для врачей общей практики.
8. Современные направления в психиатрии. Основные разделы.
9. Расстройства восприятия. Объективные признаки. Заболевания, при которых они наблюдаются.
10. Классификация расстройств восприятий и представлений
11. Истинные и псевдогаллюцинации.
12. Клинические разновидности нарушений мышления.
13. Бред (определение, клинические формы, объективные признаки).
Заболевания, при которых он встречается.
14. Сверхценные, бредовые и навязчивые идеи. Дифференциально-диагностические признаки.
15. Паранойяльный, параноидный и парафренный синдромы
16. Нарушения эмоций и чувств. Классификация. Нозологическая специфичность.
17. Депрессивный синдром, его клинические формы.
18. Маниакальный синдром, его клинические формы.
19. Расстройства памяти. Классификация. Заболевания, при которых они встречаются.
20. Понятие о слабоумии. Тотальное и частичное слабоумие. Заболевания, при которых они встречаются.
21. Слабоумие органическое, шизофреническое и эпилептическое.
22. Психоорганический синдром (критерии Г. Вальтер-Бюеля).
Нозологическая принадлежность.
23. Синдром Корсакова. Заболевания, при которых он встречается.
24. Астенический (неврастенический) синдром. Его стадии. Нозологические особенности астенического синдрома.
25. Расстройства влечений и эффекторно-волевой сферы. Классификация. Нозологическая специфичность расстройств.
26. Кататонические нарушения. Гебефренический синдром (критерии О.В. Кербикова).
27. Общие клинические признаки расстройства сознания (критерии К. Ясперса).
Характеристика различных форм выключенного сознания (оглушение, сопор, кома).
28. Синдромы помрачения сознания.
29. Дифференциально-диагностические различия делирия, онейроида, аменции, сумеречного помрачения сознания.
30. Судорожный синдром. Классификация и клиника припадков.
31. Дифференциально-диагностические различия эпилептического и истерического припадков.
32. Понятие симптома, синдрома в клинике психических заболеваний. Их диагностическое и прогностическое значение.
33. Позитивные и негативные психопатологические синдромы, соотношение с нозологическими единицами.
34. Методы исследования психически больных.
35. Характеристика маниакального и кататонического возбуждения.
36. Течение и исход психических заболеваний.
37. Основные причины психических заболеваний.
38. Принципы построения современной классификации психических заболеваний (МКБ-10).
39. Эпидемиологические аспекты психических расстройств.
40. Закономерности постнатального онтогенеза. Возрастные периоды и возрастные кризы, их значение для психиатрии.
41. Психические нарушения при сосудистых заболеваниях головного мозга (церебральный атеросклероз, гипертоническая болезнь).
42. Психические нарушения при травматических повреждениях головного мозга. Острый и отдаленный периоды черепно-мозговой травмы. Прогноз.
43. Психические нарушения при СПИДе.
44. Психические нарушения при сифилисе мозга. Прогрессивный паралич.
45. Истерические психозы. Клиника, критерии диагностики.
46. Психические расстройства при опухолях головного мозга
47. Психические нарушения при соматических заболеваниях. Признаки К. Шнайдера.
48. Клинические особенности маниакальной и депрессивной фаз. Соматические расстройства в клинике МДП.
49. Клиника и диагностика «маскированных» (соматизированных) депрессий в рамках МДП.
50. Психические расстройства при инфекционных заболеваниях. Экзогенные типы реакций К. Бонгеффера.
51. Психические расстройства при стихийных бедствиях и катастрофах.
52. Психосоматические расстройства.
53. Маниакально-депрессивный психоз (МДП) и циклотимия. Основные закономерности течения, критерии диагностики.
54. Шизофрения. Этиопатогенетические гипотезы. Критерии диагностики (основные и дополнительные симптомы).
55. Алкогольное опьянение (простое, атипичное и патологическое).
56. Алкогольные психозы.
57. Этиология олигофрений, основные клинические формы.
58. Задержки темпа психического развития (замедление психического развития).
59. Алкоголизм. Этиология и патогенез. Отличия алкоголизма от бытового пьянства.
60. Наркомании и токсикомании. Классификация наркоманий. Медицинский, социальный и юридический критерии наркоманий и токсикоманий.
61. Типы психопатий. Отличие акцентуаций характера от психопатий.
62. Психопатии. Определение, критерии диагностики, классификация.
63. Истерический невроз. Суть невротического конфликта, клиника и течение.
64. Невроз навязчивых состояний. Суть невротического конфликта, клиника и течение.
65. Симптоматика на разных стадиях алкоголизма (псевдоневрастеническая, наркоманическая и энцефалопатическая).
66. Реактивные психозы, обусловленные субъективно значимой психической травмой.
67. Неврастения. Суть невротического конфликта, клиника, течение.
68. Исходы шизофрении. Вопросы социальной и трудовой реадаптации.
69. Психогенные аномальные реакции.
70. Кататоническая форма шизофрении.
71. Простая форма шизофрении.
72. Гебефреническая форма шизофрении.
73. Психогении. Систематика психогенных заболеваний. Аффективно-шоковые реакции.
74. Параноидная форма шизофрении.
75. Инволюционные психозы (параноид и меланхолия).
Клинические проявления и динамика.
76. Сенильная деменция. Клинические проявления и динамика. Этиология, патогенез и патологическая анатомия.
77. Клиника пароксизмальных расстройств при эпилепсии. Эпилептические эквиваленты. Изменения личности (слабоумие) больного эпилепсией.
78. Клинические формы вялотекущей шизофрении.
79. Эпилепсия. Этиология и патогенез. Клинические закономерности течения и исхода.
80. Систематика типов течения шизофрении, клинические формы.
81. Использование психотропных средств в практике врача-интерниста.
82. Цели и задачи психиатрических экспертиз (трудовая, военная, судебная).
83. Лечение, реабилитация и профилактика психосоматических заболеваний.
84. Принципы организации психиатрической помощи населению.
85. План обследования больных с припадками.
86. Принудительное лечение психически больных.
87. Лечебные мероприятия при неврозах.
88. Права психически больных.
89. Лечение олигофрений. Медико-педагогические мероприятия. Судебно-психиатрическая оценка при олигофрениях.
90. Основные принципы лечения эпилепсии.
91. Ургентная терапия при тяжелых интоксикациях алкоголем, наркотическими и токсикоманическими веществами.
92. Эпилептический статус. Клиника и методы купирования.
93. Судебно-психиатрическая экспертиза при психических расстройствах в возрасте обратного развития (инволюционные и сосудистые психозы, сенильная деменция).
94. Закон Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».
95. Принципы лечения психических нарушений при сосудистых заболеваниях головного мозга.
96. Психоневрологический диспансер и психиатрическая больница. Цели и задачи этих лечебных учреждений.
97. Судебно-психиатрическая экспертиза при шизофрении, эпилепсии и психопатиях.
98. Трудовая, военная, судебная экспертиза при алкоголизме, наркоманиях и токсикоманиях.
99. Психиатрическая помощь при стихийных бедствиях и катастрофах.
100. Принципы и этапы реабилитации психически больных.
101. Методы терапии шизофрении.
102. Шоковые методы лечения психических заболеваний.
103. Антидепрессанты. Классификация, показания к применению. Побочные явления.
104. Экспертиза алкогольного и наркотического опьянения. Патологическое опьянение, судебно-психиатрическая оценка.
105. Транквилизаторы. Классификация, показания к применению. Использование в психиатрической и общесоматической клиниках.
106. Общие принципы психофармакотерапии. Систематика психотропных средств.
107. Терапия маниакально-депрессивного психоза.
108. Психотерапия, основные методы и показания к их применению.
109. Нейролептики. Классификация, диапазон действия, показания к их применению, побочные явления.
110. Тимостабилизаторы, показания к применению. Побочные явления.
111. Психостимуляторы и ноотропы, показания к применению. Побочные явления.
112. Побочные явления, вызванные применением психотропных средств, их предупреждение и мероприятия по устранению.
113. Психомоторное возбуждение и способы его купирования.
114. Основные принципы лечения алкогольных психозов.
115. Отказ от еды у психически больных, наиболее частые причины. Методы борьбы с отказом от еды.
116. Личностные расстройства: лечение и реабилитация.
117. Этапы лечения больных алкоголизмом.
118. Аффект. Классификация, клиника. Судебно-психиатрическая оценка патологического аффекта.
119. Профилактика психических заболеваний (первичная, вторичная, третичная).
120. Лечение психических расстройств при травматических поражениях головного мозга (в остром и отдаленном периодах).
Педиатрический факультет
1. Общая и медицинская психология (предмет, задачи, методы исследования).
2. Ощущения и восприятия. Особенности детского возраста.
3. Память (этапы запоминания, свойства и виды памяти).
Особенности детского возраста.
4. Мышление (мыслительные операции, виды мышления).
Особенности детского возраста.
5. Эмоции и чувства (настроение, аффект, страсть; классификации эмоций).
Особенности детского возраста.
6. Воля (влечение, желание; этапы волевого процесса).
Особенности детского возраста.
7. Интеллект и способности. Сознание. Методы исследования.
8. Личность (направленность и склад личности, темперамент, характер).
9. Восприятие боли. Значение для педиатрической клиники.
10. Внимание (свойства, виды и методы исследования внимания).
Особенности детского возраста.
11. Психиатрия (определение, уровни психических нарушений, актуальность для врачей педиатров).
12. Клинические проявления психического дизонтогенеза.
13. Синдромы регрессивных расстройств.
14. Классификация расстройств восприятий и представлений.
15. Истинные и псевдогаллюцинации.
16. Клинические разновидности нарушений мышления.
17. Бред (определение, клинические формы, объективные признаки наличия бреда).
Заболевания, при которых он встречается.
18. Сверхценные, бредовые и навязчивые идеи. Дифференциально-диагностические признаки.
19. Паранойяльный, параноидный и парафренный синдромы.
20. Нарушения эмоций и чувств. Заболевания, при которых они встречаются.
21. Депрессивный синдром, его клинические формы.
22. Маниакальный синдром, его клинические формы.
23. Расстройства памяти. Заболевания, при которых они встречаются.
24. Нарушения интеллектуальной деятельности. Заболевания, при которых они встречаются.
25. Расстройства влечений и эффекторно-волевой сферы. Заболевания, при которых они встречаются.
26. Кататонические нарушения. Гебефренический синдром.
27. Общие клинические признаки расстройства сознания. Характеристика различных форм выключенного сознания (оглушение, сопор, кома).
28. Синдромы помрачения сознания.
29. Дифференциально-диагностические различия делирия, онейроида, аменции, сумеречного помрачения сознания.
30. Судорожный синдром. Классификация и клиника припадков.
31. Дифференциально-диагностические различия эпилептического и истерического припадков.
32. Понятие симптома, синдрома в клинике психических заболеваний. Их диагностическое и прогностическое значение.
33. Позитивные и негативные психопатологические синдромы и нозологические единицы.
34. Методы исследования психически больных.
35. Характеристика маниакального и кататонического возбуждения.
36. Течение и исход психических заболеваний.
37. Ранний детский аутизм (синдромы Л. Каннера и Г. Аспергера)
38. Синдром невропатии.
39. Психический дизонтогенез (понятие, основные типы, факторы, участвующие в его происхождении).
40. Закономерности постнатального онтогенеза. Возрастные периоды и возрастные кризы, их значение для психиатрии.
41. Осложненный психический инфантилизм.
42. Психические нарушения при травматических поражениях головного мозга.
43. Психические нарушения при СПИДе.
44. Психические нарушения при сифилисе мозга. Прогрессивный паралич.
45. Послеродовые психозы. Клиника, критерии диагностики.
46. Психические расстройства при опухолях головного мозга.
47. Психические нарушения при соматических заболеваниях
48. Клинические особенности маниакальной и депрессивной фаз. Соматические расстройства в клинике МДП.
49. Клиника и диагностика «маскированных» (соматизированных) депрессий в рамках МДП.
50. Психические расстройства при инфекционных заболеваниях.
51. Психические расстройства при стихийных бедствиях и катастрофах.
52. Психосоматические расстройства.
53. Маниакально-депрессивный психоз и циклотимия. Особенности течения у детей и подростков.
54. Шизофрения. Этиопатогенетические гипотезы. Критерии диагностики (основные и дополнительные симптомы).
55. Алкогольное опьянение (простое, атипичное и патологическое).
56. Алкогольные психозы.
57. Этиология олигофрений, основные клинические формы.
58. Задержки темпа психического развития (замедление психического развития).
59. Алкоголизм. Этиология и патогенез. Отличия алкоголизма от бытового пьянства.
60. Наркомании и токсикомании. Классификация наркоманий. Дифференциально-диагностические различия наркоманий и токсикоманий.
61. Типы психопатий. Отличие акцентуаций характера от психопатий.
62. Психопатии. Определение, критерии диагностики, классификация.
63. Истерический невроз. Суть невротического конфликта, клиника и течение.
64. Невроз навязчивых состояний. Суть невротического конфликта, клиника и течение.
65. Симптоматика на разных стадиях алкоголизма (псевдоневрастеническая, наркоманическая и энцефалопатическая).
Особенности течения у детей и подростков.
66. Реактивные психозы, обусловленные субъективно значимой психической травмой. Особенности течения у детей и подростков.
67. Неврастения. Суть невротического конфликта, клиника, течение.
68. Простой («гармонический») психический инфантилизм.
69. Психогенные аномальные реакции. Особенности течения у детей и подростков.
70. Кататоническая форма шизофрении.
71. Простая форма шизофрении.
72. Гебефреническая форма шизофрении.
73. Психогении. Систематика психогенных заболеваний. Аффективно-шоковые реакции.
74. Параноидная форма шизофрении.
75. Инволюционные психозы (параноид и меланхолия).
Клинические проявления и динамика.
76. Сенильная деменция. Клинические проявления и динамика. Этиология, патогенез и патологическая анатомия.
77. Клиника пароксизмальных расстройств при эпилепсии. Изменения личности (слабоумие) больного эпилепсией.
78. Клинические формы вялотекущей шизофрении.
79. Эпилепсия. Этиология и патогенез. Клинические закономерности течения и исхода.
80. Систематика типов течения шизофрении, клинические формы.
81. Использование психотропных средств в практике врача-интерниста.
82. Цели и задачи психиатрических экспертиз (трудовая, военная, судебная).
83. Лечение, реабилитация и профилактика психосоматических заболеваний.
84. Принципы организации психиатрической помощи населению.
85. План обследования больных с припадками.
86. Принудительное лечение психически больных.
87. Лечебные мероприятия при неврозах.
88. Права психически больных.
89. Лечение олигофрений. Медико-педагогические мероприятия.
90. Основные принципы лечения эпилепсии.
91. Ургентная терапия при тяжелых интоксикациях алкоголем, наркотическими и токсикоманическими веществами.
92. Эпилептический статус. Клиника и методы купирования
93. Неотложная психиатрическая помощь.
94. Закон Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».
95. Особенности лечения психических расстройств у детей и подростков.
96. Психоневрологический диспансер и психиатрическая больница. Цели и задачи этих лечебных учреждений.
97. Судебно-психиатрическая экспертиза при шизофрении, эпилепсии и психопатиях.
98. Трудовая, военная, судебная экспертиза при алкоголизме и наркоманиях.
99. Психиатрическая помощь при стихийных бедствиях и катастрофах.
100. Принципы и этапы реабилитации психически больных.
101. Методы терапии шизофрении.
102. Шоковые методы лечения психических заболеваний.
103. Антидепрессанты, показания к применению.
104. Экспертиза алкогольного и наркотического опьянения.
105. Транквилизаторы, их использование в психиатрической и соматической практике.
106. Общие принципы психофармакотерапии. Систематика психотропных средств.
107. Терапия маниакально-депрессивного психоза.
108. Психотерапия, основные методы и показания к их применению.
109. Нейролептики. Диапазон действия, показания к их применению, побочные явления.
110. Тимостабилизаторы, показания к применению.
111. Психостимуляторы и ноотропы, показания к применению.
112. Побочные явления, вызванные применением психотропных средств, их предупреждение и мероприятия по устранению.
113. Психомоторное возбуждение и способы его купирования.
114. Основные принципы лечения алкогольных психозов.
115. Отказ от еды у психически больных; наиболее частые причины. Методы борьбы с отказом от пищи.
116. Тактика врача при эпилептическом и истерическом припадках.
117. Этапы лечения больных алкоголизмом.
118. Клиника патологического аффекта и его судебно-психиатрическая оценка.
119. Профилактика психических заболеваний (первичная, вторичная, третичная).
120. Лечение психических расстройств при травматических поражениях головного мозга (в остром и отдаленном периодах).
Рекомендуемая литература Обязательная
1. Коркина М.В., Лакосина Н.Д., Личко А.Е. Психиатрия: Учебник. М., 1995. 608 с.
2. Словарь психиатрических терминов /Cост. А.В. Голенков. Чебоксары, 1996. 48 с.
3. Основные психические процессы и методы их исследования: Метод. указания /Под ред. А.В. Голенкова. Чебоксары, 1994. 32 с.
4. Схема истории болезни: Метод. указания / Сост. М.А. Васякова. Чебоксары, 1986. 32 с.
Дополнительная
1. Авруцкий Г.Я., Недува А.А. Лечение психически больных: Руководство для врачей. М., 1988. 528 с.
2. Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства: Руководство для врачей. М., 1993. 400 с.
3. Блейхер В.М. Расстройства мышления. Киев, 1983. 200 с.
4. Блейхер В.М., Крук И.В., Боков С.Н. Практическая пато-психология: Руководство для врачей и медицинских психологов. Ростов н/Д., 1998. 448 с.
5. Болдырев А.И. Эпилепсия у взрослых. М., 1984. 367 с.
6. Завилянский И.Я., Блейхер В.М. Психиатрический диагноз. Киев, 1979. 200 с.
7. Золотухина О., Кондаков В. Художественная психопатология. Ижевск, 2000. 636 с.
8. Кабанов М.М. Реабилитация психически больных. Л., 1985. 216 с.
9. Ковалев В.В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. М., 1985. 288 с.
10. Ковалев В.В.Психиатрия детского возраста: Руководство для врачей. М., 1995. 560 с.
11. Комментарий к законодательству Российской Федерации в области психиатрии /Под ред. Т.Б. Дмитриевой. М., 1997. 400 с.
12. Леонгард К. Акцентуированные личности. Пер. с нем. Ростов н/Д., 2000. 544 с.
13. Личко А.Е., Битенский В.С. Подростковая наркология: Руководство. Л., 1991. 304 с.
14. Менделевич В.Д. Психиатрическая пропедевтика: Практическое руководство для врачей и студентов. М., 1997. 496 с.
15. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. СПб., 1998. 168 с.
16. Рыбальский М. И. Иллюзии и галлюцинации. Баку, 1983. 304 с.
17. Рыбальский М. И. Бред. М., 1993. 368 с.
18. Фридман Л.С., Флеминг Н.Ф., Робертс Д.Х., ХайманС.Е.Наркология. Пер. с англ. М.; СПб., 1998. 318 с.
Оглавление
Лечебный и педиатрический факультеты 3
Стоматологический факультет 21
Приложения 26
- Указания о работе с больными в психиатрической
больнице 26
- Дифференциальная диагностика припадков 27
- Обследование основных психических процессов 28
4. Экзаменационные вопросы 29
Рекомендуемая литература 41
ПСИХИАТРИЯ И НАРКОЛОГИЯ
Задания для самостоятельной работы
Отв. за выпуск Т.Л. Максимова
Подписано в печать 25.05.02. Формат 60 × 84/16.
Бумага писчая. Печать оперативная. Усл. печ. л. 2,57.
Уч.-изд. л. 2,55. Тираж 500 экз. Заказ №
Чувашский государственный университет
Типография университета
428015 Чебоксары, Московский просп., 15
43