Содержание
Введение
. Групповое влияние управленческих решений
. Карьерограмма, её роль в процессе принятия управленческих решений в карьере
Заключение
Список литературы
Введение
Реальные ситуации, которые складываются в современной общественно-политической и экономической жизни общества, можно охарактеризовать как достаточно сложные. Современные руководители должны обладать знаниями, умениями и навыками, позволяющими не только адекватно реагировать на изменения управленческих ситуаций, но и предвидеть их. В этой связи важнейшая роль в процессе управления отводится разработке и реализации обоснованных управленческих решений.
Разработка управленческого решения — один из наиболее важных управленческих процессов. От его эффективности в значительной степени зависит успех всей организации. Профессиональный менеджер должен владеть технологиями выработки, принятия, реализации управленческих решений, без которых эффективное управление организацией в сложной экономической обстановке практически невозможно.
Управленческое решение — это «выбор оптимальной альтернативы, осуществленный руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенции с учетом факторов внешней и внутренней среды организации и направленный на достижение целей организации».
Управленческое решение в определенном смысле — психологический феномен, так как оно есть продукт сознания руководителя и других субъектов управления. С другой стороны, в системах социального управления оно адресовано людям, призвано привести их в движение, изменить осуществляемые ими действия или привести к изменениям в их психологии (решения, ориентированные на изменение общественного мнения, разрешение конфликта, установление психологического контакта, формирование элементов правовой психологии и пр.).
Процессы принятия решений в организации реально сочетают в себе основные особенности как индивидуального, так и группового выбора. В связи с этим актуальным является изучение основных психологических факторов разработки и принятия управленческих решений. Важным аспектом исследования процесса принятия решений как психологического процесса является изучение группового влияния на разработку и результаты решения.
Характер управленческого решения во многом зависит и от индивидуальных качеств менеджера, участвовавшего в их разработке и принятии. Для того чтобы принимались наиболее эффективные управленческие решения, необходимо, чтобы менеджер находился на своём месте, отвечал требованиям, предъявляемым к нему занимаемой им должностью. Этой цели служит планирование карьеры менеджера, и, в частности, карьерограмма.
Управленческие решения в системе управления
... творчества людей. Рис. 1. Схема комплексного задействования подходов при принятии управленческого решения Управление организацией. Данный подход позволяет принимать два типа решений: интуитивные решения (выбор, сделанный только на основе ощущения того, что ...
Целью данной работы является: рассмотреть групповые и индивидуальные факторы принятия и реализации управленческих решений.
Задачи:
) выявить факторы группового влияния на управленческие решения;
) рассмотреть значение карьерограммы в процессе принятия управленческих решений.
1. Групповое влияние управленческих решений
Исследуя процессы принятия управленческих решений, психологи выявили множество интересных, специфических особенностей поведения людей, связанных с взаимным наложением индивидуальных и групповых процессов выбора — психологических феноменов, наблюдаемых в процессах принятия решений.
Важным аспектом исследования процессов принятия решений является изучение влияния групповой дискуссии на разработку и результаты решения. Наиболее исследована роль групповой дискуссии, предшествующей принятию группового решения. На экспериментальном уровне эта проблема, как и другие вопросы групповой динамики, была изучена К. Левиным. Эксперимент был осуществлен в США в годы второй мировой войны и имел прикладное значение. В условиях экономических затруднений в связи с военной ситуацией в США снизилось количество пищевых продуктов, поступающих в торговую сеть. Вместо мяса населению предлагались многочисленные субпродукты, однако домохозяйки не желали их покупать. Цель экспериментального исследования К. Левина состояла в том, чтобы сравнить эффективность воздействия на мнение домохозяек традиционной формы, используемой рекламой (лекции), и новой формы — выработки собственного группового решения на основе групповой дискуссии. Было создано шесть групп добровольцев-домохозяек из Красного Креста, каждая группа по 13-17 человек. Некоторым из этих групп были прочитаны лекции о пользе субпродуктов и о желательности их покупки, а в других группах была проведена дискуссия по этим же вопросам. Через неделю были проведены интервью с целью выяснить, насколько изменились мнения домохозяек. В группах, слушавших лекции, было зарегистрировано 3% изменения мнений, в группах, где прошли групповые дискуссии, — 32%.
Левин предложил следующую психологическую интерпретацию полученного результата. На лекции домохозяйки пассивно слушали предлагаемые рассуждения, они интерпретировали излагаемые им факты в свете собственного прошлого опыта. После лекции они имели два варианта поведения: покупать или не покупать субпродукты. В момент лекции решение не было принято, и поэтому никакой групповой поддержки в пользу принятия решения они не имели; в группе не возникло социальной нормы, которой бы в дальнейшем следовали члены этой группы. Поэтому изменение мнения базировалось исключительно на эффективности убеждения, а она оказалась невысокой. Напротив, в ходе групповой дискуссии каждый член группы чувствовал себя включенным в принятие решения, и это ослабляло сопротивление нововведению. В ходе дискуссии стал очевидным факт, что другие члены группы также движутся в направлении определенного решения, это укрепляло собственную позицию. Решение, таким образом, было подготовлено шаг за шагом, принятое решение превращалось в своеобразную групповую норму, поддержанную и принятую участниками дискуссии. Такой эффект стал возможным потому, что решение не было навязано, а было именно принято группой.
Лекция-консультация
... аудиторией, лекция-дискуссия, лекция с применением техники обратной связи, лекция с применением элементов «мозговой атаки», лекция с разбором микроситуаций, лекция-консультация, групповая консультация («пресс-конференция»), программированная лекция- ... смена темпа изложения, изменение интонации; обращение с просьбой подсказать решение вопроса, сделать выбор; изложение фактов из истории науки, жизни ...
Со времени этого эксперимента Левина было проведено много других экспериментальных исследований по изучению механизма и эффекта группового принятия решения и выяснению роли групповой дискуссии в этом процессе. Были выявлены две важные закономерности:
) групповая дискуссия позволяет столкнуть противоположные позиции и тем самым помочь участникам увидеть разные стороны проблемы, уменьшить их сопротивление новой информации;
) если решение инициировано группой, то оно является логическим выводом из дискуссии, поддержано всеми присутствующими, его значение возрастает, так как оно превращается в групповую норму. Значение групповой дискуссии изучалось в дальнейшем не только с точки зрения ценности принятого решения, но и с точки зрения тех последствий, которые сам факт дискуссии имел для группы в плане перестраивания структуры внутригрупповых отношений. Что же касается влияния групповой дискуссии как стадии, предшествующей принятию группового решения, то направление дальнейшего анализа также обозначилось довольно четко: начался — особенно на прикладном уровне — активный поиск различных форм групповой дискуссии, стимулирующих принятие решения.
Некоторые из этих форм хорошо известны, они выдвинуты самой практикой, их ценность давно осознана и даже получила закрепление в пословицах («ум хорошо, а два лучше» и т.д.).
Например, широко практикуемой формой являются различного рода совещания, что — в терминах социально-психологического анализа — является своеобразной формой групповой дискуссии.
Наряду с этим в исследованиях по проблемам групповых решений выдвинуты и новые формы групповых дискуссий. Одна из них, введенная А.Осборном, получила название «брейнсторминг» («мозговая атака»).
Суть дискуссии такого плана заключается в том, что для выработки коллективного решения группа разбивается руководителем на две части: «генераторов идей» и «критиков». На первом этапе дискуссии действуют «генераторы идей», задача которых состоит в том, чтобы набросать как можно больше предложений относительно решения обсуждаемой проблемы. Предложения могут быть абсолютно неаргументированными, даже фантастическими, но обязательно условие, что на этом этапе их никто не подвергает критике. Цель — получить как можно больший массив самых разнообразных предложений. В этой связи встает чрезвычайно важный вопрос о значении критичности личности в ходе принятия решения. Традиционно критичность позиции рассматривается как позитивная черта, препятствующая суггестивному воздействию. Однако в экспериментальных исследованиях было установлено, что чрезмерная критичность на определенных фазах принятия группового решения играет не положительную, а отрицательную роль.
На втором этапе в дело вступают «критики», они начинают сортировать поступившие предложения: отсеивают совершенно непригодные, откладывают спорные, безусловно, принимают очевидные удачи. При повторном анализе спорные предложения обсуждаются, и из них удерживается также максимум возможного. В конечном итоге группа получает довольно богатый набор различных вариантов решения проблемы.
Методы принятия групповых решений
... выполнения задачи); популяционное знакомство (степень, в которой члены группы уже сталкивались с подобной задачей в жизни). Роль групповой дискуссии в принятии групповых решений Групповая дискуссия — совместное обсуждение и анализ проблемной ситуации, ...
Другой метод групповой дискуссии, разработанный У. Гордоном, — это метод синектики, буквально — метод соединения разнородного. Основная цель данного метода та же, что и предыдущего — выработать на первом этапе как можно больше разнообразных, а в данном случае — и прямо противоположных, взаимоисключающих предложений. Для этого в группе выделяются «синекторы» — своеобразные затравщики дискуссии. Дискуссию ведут именно они, хотя и в присутствии всей группы. Синекторы — это люди, наиболее активно заявляющие свою позицию в группе. Экспериментально установлено, что их оптимальное число — 5-7 человек. Они начинают дискуссию, впоследствии в нее включаются и другие члены группы, но задача синекторов — наиболее четко формулировать противоположные мнения: группа должна «видеть» две возникшие крайности в решении проблемы с тем, чтобы всесторонне оценить их. В ходе дискуссии отбрасываются эти крайности, принимается решение, удовлетворяющее всех
Особое место по значимости и многообразию конкретных проявлений в процессе принятия совместных решений занимает «эффект состава». Под этим эффектом понимается устойчивая зависимость особенностей процесса принятия решений в группе от ее количественного и качественного состава. Так, исследования зависимости продуктивности совместных решений от количества членов группы показали, что слишком малые и слишком большие размеры группы отрицательно сказываются на ее решениях. Наиболее эффективны группы численностью 4-8 человек, однако эта оптимальная величина вариативна и, в свою очередь, зависит от таких факторов, как структура группы, ее зрелость, компетентность ее членов и, конечно же, характер решаемой задачи.
Влияние качественных характеристик группы проявляется как зависимость эффективности ее работы от степени ее однородности. При этом установлено, что продуктивность процесса разработки решения снижается не только в неоднородных группах (в силу проблем совместимости, различных позиций и установок ее членов), но и в максимально однородных группах. В последнем случае на принимаемые решения отрицательно влияет отсутствие необходимого разнообразия мнений, подходов, альтернатив. Кроме того, именно однородность группы является предпосылкой возникновения корпоративной замкнутости. Действие эффекта состава влияет в итоге на такие важнейшие параметры совместных решений, как время их разработки, качество и эффективность.
Рассматривая процессы разработки управленческих решений, мы сталкиваемся с отношениями внутри иерархически организованных групп — групп, имеющих структуру (как формальную, так и неформальную), лидеров и систему руководства. Влияние иерархии на процесс разработки решения проявляется в том, что иерархические группы (организованные, формализованные) лучше решают так называемые хорошо определенные, детерминированные задачи и хуже — неопределенные, вероятностные. Иерархические группы тратят меньше времени на выработку решения, чем паритетные, в равных по сложности задачах. Иерархические группы характеризуются меньшей новизной, оригинальностью и большей стереотипностью решений. Показательно и то, что в таких группах лицо, находящееся на вершине иерархии (руководитель), обладает значительно большими возможностями компенсировать недостаточную компетентность группы при принятии решений, чем группа в состоянии компенсировать некомпетентность руководителя.
Группа как система совместной деятельности Групповая система ...
... собственной деятельности с другими членами группового взаимодействия. Взаимодействие в группе позволяет выявить коммуникативные особенности ... членов группы и характеристика рассматриваемых взаимосвязей. Указанная цель достигается решением следующих задач: 1. Рассмотреть социальную группу и ее структуру. 2. Определить содержание понятия «совместная деятельность». 3. Рассмотреть механизмы группового ...
В результате специальных исследований ученые выяснили, что процессы группового принятия решений организованы в общем виде на основе структурно-уровневого принципа и образуют определенную иерархию, включающую пять основных уровней: квазигрупповой, агрегативно-групповой, локально-групповой, интегративно-групповой, метагрупповой. В основе дифференциации указанных уровней лежит такой критерий, как качественные различия в структуре и объеме «субъектного базиса» решений, т.е. в характеристиках группового субъекта принятия решений. При повышении уровня групповых решений возрастает и степень структурированности и объема субъектного базиса решения, т.е. организованность группового «коллективного» субъекта выбора.
Квазигрупповой уровень является закономерной и необходимой формой группового функционирования во всех тех случаях, когда группа либо оказывается не в состоянии прийти к общему решению, либо большинство ее членов считают это нецелесообразным. На фоне формального членства в группе, а иногда и на фоне принятия «общего», но формального и ни к чему не обязывающего решения, реальная индивидуальная активность по выходу из сложившейся ситуации автономизируется. Группа в этих случаях перестает функционировать как целое, утрачивает статус коллективного субъекта выбора. При хроническом повторении таких решений возникает явление редукции референтности, означающее, что индивиды в значительной мере перестают быть реальными носителями общегрупповых норм, ценностей, правил, установок и пр., а сохраняют формальную включенность в нее.
Агрегативно-групповой уровень, напротив, характеризуется наличием именно коллективного (группового) субъекта выбора, хотя и представленного в простейшем из возможных виде — агрегативном. Группа функционирует здесь именно как целое; она стремится к выработке общего для нее решения, к сохранению своей самоидентичности. Однако ее структура как субъекта принятия решения является относительно простейшей, она представлена в качестве агрегативной совокупности позиций членов группы «за» и «против». Несмотря на свои очевидные несовершенства, такой способ принятия группового решения является максимально демократичным, базируется на равенстве участия и учета мнений членов группы в выборе.
Главной отличительной особенностью локально-группового уровня организации групповой деятельности учащихся 2">организации процессов группового принятия решений является то, что на нем закономерно и притом достаточно существенно меняется общий принцип структурирования группы в процессах решения, а, следовательно, меняется и сама эта структура. Агрегативный принцип структурирования меняется на интегративный: решения здесь принимаются не на основе соотношения числа голосов «за» и «против», а на базе иных — более совершенных процедур и механизмов. Основными особенностями этого уровня являются:
Группа и групповое поведение в организации
... а также организационные процессы - образование группы, формирование, нарастание сплоченности, давление в группе, лидерство, организация совместной деятельности, принятие решений. 2. Этапы развития группы При исследовании группового поведения метафора "жизненный цикл" часто ...
локальность: в выработке решения обычно участвует не вся группа, а ее определенная часть, включающая, как правило, наиболее компетентных и заинтересованных в ней членов;
специализация: в этих решениях ярко выражен механизм ролевой дифференциации участников решений, принятие и реализация ими тех или иных ролей в ходе принятия решения;
селективность: подгруппа, принимающая решение, дифференцируется в общем составе группы под воздействием детерминантов, определяющих решение (т.е. инструментальных, а не экспрессивных);
свободный, нерегламентированный характер подготовки и принятия решения.
В силу указанных особенностей окончательное решение принимается на основе, главным образом, интеграции содержательных аргументов и детерминантов.
На следующем уровне — интегративно-групповом — субъектный базис решения вновь претерпевает существенные трансформации. Дело в том, что в этих решениях активно участвует уже не какая-либо подструктура группы, а вся она. Тем самым объем субъектного базиса достигает максимума: он совпадает с объемом группы в целом. Выбор здесь осуществляется на базе синтезирования — обсуждения, «взвешивания», рассмотрения вариантов, реализуясь, в основном, в виде широко известного явления консенсуса. Выделяют четыре основных типа консенсуса: парциальный, деструктивный, консенсус-компромисс, интегральный (или синергетический).
На данном уровне происходит своего рода синтез двух предыдущих уровней.
Пятый — метагрупповой уровень имеет место в тех случаях, когда сложность объективной ситуации группового выбора превышает возможности группы по его реализации. Естественной реакцией группы является обращение за помощью вовне — к другим группам и/или лицам, что сопровождается закономерными изменениями структуры и содержания субъектного базиса решений: группа либо сознательно и преднамеренно выходит за пределы своей исходной субъектности, либо вообще из субъекта выбора превращается в его объект, если она делегирует это право другой группе или лицу.
Чем выше уровень развития группы, тем полнее воплощена в ее функционировании выбранная ею организационная структура, тем разнообразнее применяемые группой методы коллективного принятия решений, используемые ей стратегии.
С усложнением задач управления производственными системами выработка и принятие решений все чаще являются предметом группового, коллективного творчества. Решения становятся коллегиальными. Решения, связанные с риском, как правило, особо ответственны. Поэтому здесь роль выбора решения весьма велика. Ответственность, однако, далеко не единственная причина, по которой приходится прибегать к коллективным решениям. Групповой выбор решения в ряде случаев, оказывается менее субъективным, дает возможность выявить больше альтернатив, всесторонне оценить многочисленные варианты, выбрать из них лучшие и устранить слабые. Существенным недостатком коллективного решения является его сравнительно низкая оперативность: выработка такого решения требует определенного времени.
Комплексное изучение социальных групп. (Как основа для принятия ...
... процессе самой избирательной борьбы. Опросы дают некоторый результат, на его основе принимаются решения, а в результате избиратель "голосует сердцем", о чем в ночь после выборов ... процесса, обратим внимание на прогностический аспект проведенного психологического исследования. При изучении социальной группы была выявлена скрытая тенденция и условия ее возможного объективного проявления. Реальная жизнь ...
Феномены иерархических решений нередко связываются с влиянием лидера на группу.
В связи этим интересен довольно часто возникающий в процессах совместно-иерархических решений феномен «избегания лидерства». Это (противоречащее самой сути лидерства) явление заключается в том, что лидер в ситуации выбора и под влиянием связанной с ним ответственности стремится переложить свои функции по выработке решения на стоящих ниже в иерархии членов группы, используя для этого свои властные полномочия (с другой стороны, ситуация выбора может способствовать появлению лидера в паритетной группе).
Кроме того, описано еще одно явление, связанное с лидерством, — «гипертрофированное доверие к лидеру». Оно проявляется в предположении членов группы, что никто другой не владеет ситуацией лучше, чем лидер, поэтому именно ему и следует доверяться в большей степени при разработке решения. И этот феномен также может иметь свое как бы зеркальное отражение: например, в условиях конфронтации группы и лидера или при его явной некомпетентности формируется установка на недоверие лидеру и предлагаемым им решениям.
Необходимо также отметить присущий иерархическим решениям феномен «ложного согласия». Он проявляется в том, что отдельные члены группы, в силу определенных причин, например, чувствуя слабость своей личной позиции или недостаточную компетентность, не принимают конструктивного участия в групповой дискуссии, а демонстративно подчеркивают свое согласие с мнением лидера или большинства, хотя оно может противоречить их собственному мнению. И, наоборот, в процессах принятия решений может проявляться противоположное поведение: стремление «выделиться», показать свою роль. Это может спровоцировать феномен «демонстративного несогласия».
Хорошо известен также связанный с лидерством феномен «виртуального решателя» — субъекта, которого реально нет в группе, но который, по не вполне обоснованному мнению существенной ее части, должен появиться и решить проблему.
Важным является вопрос о том, в какой мере групповое решение, в том числе и решение, связанное с риском, отличается по качеству от индивидуального. Чтобы разобраться в этом, необходимо проанализировать работу группы, принимающей решение, с учетом трех главных факторов: характера решаемой задачи, характеристики группы, процедуры деятельности группы.
По характеру задачи, решаемые группой, могут быть детерминированные и вероятностные, статические и динамические в условиях определенности обстановки (с полной информацией) и неопределенности (с риском) и т. д.
Группа лиц, принимающих решение, характеризуется количеством участников, их компетентностью, мотивами действий и т. д.
Процедура принятия коллективных решений может быть различной: либо формальными методами, по строгому алгоритму, либо неформально, в результате свободного обсуждения.
До недавнего времени качество принимаемых индивидуальных и групповых решений оценивалось исключительно по их количественным показателям. Однако этого недостаточно. Как известно, существенное влияние на принятие решений, сопряженных с риском, оказывает оценка полезности их результатов: возможного выигрыша в случае успеха и потерь при неудаче.
ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТОРА
... например, показано [см. 102], что для деятельности оператора в системах контроля и управления информационная подготовка принятия решения складывается из «внешнего» и «внутреннего» информационного ... оптимального представления этой информации оператору | Внутренняя подготовка принятия решения сводится к процедурам, объединенным в две группы: поиска, выделения, классификации и обобщения информации о ...
При исследовании вопроса о сравнительной ценности групповых и индивидуальных решений был обнаружен чрезвычайно интересный феномен, получивший название феномен «позитивного сдвига риска» Р. Стоунера. Он состоит в большей рискованности групповых решений по сравнению с индивидуальными. Этот парадоксальный результат казался неожиданным, т.к. противоречил логичным ожиданиям большей осторожности, взвешенности и меньшего риска, свойственным групповым решениям.
Все предшествующее открытию этого феномена изучение малых групп использовало установленный факт, что группа обладает свойством быть своеобразным модератором индивидуальных мнений и суждений ее членов: она отбрасывает наиболее крайние решения и принимает своего рода среднее от индивидуальных решений. В установлении этого факта сыграли свою роль и исследования по конформизму в их традиционном варианте, и исследования по образованию групповых норм, и многое другое. Этот процесс усреднения групповых решений был назван процессом нормализации группы.
Исходя из этой традиции, можно было предположить, что и при изучении механизма групповых решений должен быть зафиксирован такой же факт нормализации, т.е. групповое решение должно оказаться своеобразным усреднением решений отдельных членов группы. Однако это положение не подтвердилось в тех случаях, когда принимаемое решение включало в себя момент риска.
В 1961 г. Дж. Стоунер показал, что групповое решение включает в себя в большей мере момент риска, чем индивидуальные решения. В эксперименте испытуемым (группы по 5-7 человек) предлагался набор дилемм для выбора одной из них: либо той, где высока вероятность успеха, но низка его ценность («синица в руке»), либо той, где вероятность успеха низкая, но зато привлекательность — ценность — высока («журавль в небе»).
Члены групп сначала индивидуально выполняли задания, а затем проводили групповую дискуссию и решение принимали коллективно. Было выявлено, что во втором случае «рискованная» альтернатива выбиралась гораздо чаще.
В связи с этим встаёт вопрос о качестве принимаемых группой решений и о возможности совершенствования процесса принятия группового решения в различных группах. Что касается качества группового решения, то установлено, что его преимущество перед индивидуальным решением зависит от стадии принятия решения: на фазе нахождения решения индивидуальное решение более продуктивно, на фазе разработки (доказательства правильности) выигрывают групповые решения. Возможность совершенствования процесса принятия группового решения зависит от умения и навыка вести эффективную групповую дискуссию, что пытаются развивать при помощи социально-психологического тренинга.
Групповая дискуссия приводит к своеобразному явлению внутри групповой структуры, которое получило название поляризация группы. Сущность этого явления заключается в том, что в ходе групповой дискуссии противоположные мнения, имевшиеся у различных группировок, не только обнажаются, но и вызывают принятие или отвержение их большей частью группы. Более «средние» мнения как бы отмирают, напротив, более крайние отчетливо распределяются между двумя полюсами. Это обнажение крайних позиций способствует более ясной картине, которая складывается в группе по дискутируемой проблеме. Как видно, групповая поляризация противоречит ранее принятой идее об усреднении в групповом решении индивидуальных решений. Это дало основание предположить, что «сдвиг риска», открытый Стоунером, можно трактовать более широко — как «сдвиг выбора», осуществляемый в ходе принятия группового решения.
Понятие группы и группового поведения
... а также организационные процессы: образование группы, формирование, нарастание сплоченности, давление в группе, лидерство, организация совместной деятельности, принятие решений. Групповые нормы - это элементы групповой культуры, правила должного с точки ...
Однако вопрос о том, которая из двух полярных точек зрения будет положена в основу группового решения, не снимается однозначно. В результате многочисленных экспериментальных исследований установлено, что, как правило, групповая дискуссия укрепляет то мнение, которое и до нее было мнением большинства. Однако эти данные нельзя считать окончательными.
На качество решения влияет еще один фактор, получивший название «Groupthink» (неологизм, означающий деформацию мышления индивидов, принимающих решение в группе).
Этим термином, введенным И. Янисом, обозначается такая высокая степень включенности в систему групповых представлений и ценностей, которая мешает принятию правильного решения. Очевидность правильного решения приносится в жертву единодушию группы. Было выявлено, что наиболее значимыми факторами формирования «Groupthink» являются: очень высокая сплоченность группы, ярко выраженное наличие «мы-чувства», изоляция группы от альтернативного источника информации и высокий уровень неопределенности одобрения индивидуальных мнений членами группы. Большая роль феномена снижает «Groupthink» качество групповых решений, т.е. представляет собой ограничение возможностей участников решения посмотреть на проблему объективно; группа становится жертвой своего единодушия.
Содержание этого феномена может быть описано совокупностью следующих «симптомов»:
иллюзия неуязвимости, разделяемая большинством или всеми членами группы, следствием чего является излишний оптимизм и повышенный риск;
коллективное стремление дать рациональное объяснение принимаемому решению, чтобы отбросить любые возможные возражения;
безусловная вера в исповедуемые группой нормы поведения, побуждающие ее членов игнорировать моральные последствия принимаемых решений;
стереотипный взгляд на соперников (другие группы) как на людей слабых, глупых, или недостойных, что препятствует взаимодействию с ними или ведет к стремлению помешать им достичь своих целей;
открытое давление на членов группы, выдвигающих возражения и аргументы против групповых стереотипов;
самоцензура членов группы — их готовность отбросить или преуменьшить собственные сомнения и возражения, касающиеся групповых решений;
иллюзия единодушия относительно мнений и оценок, соответствующих точке зрения большинства;
появление самозванных «охранителей группового духа» — членов группы, которые защищают ее от неблагоприятной информации, способной нарушить испытываемое чувство удовлетворенности от принимаемых решений.
В результате анализа процессов разработки и принятия решений психологи выявили множество специфических особенностей поведения людей — психологических феноменов, наблюдаемых в ППР.
Наиболее известными и важными психологическими феноменами групповых решений являются: феномен позитивного сдвига риска, феномен деформации индивидуального мышления при групповом решении проблемы, эффект состава группы и др.
Процессы разработки управленческих решений в организациях протекают в иерархически организованных группах — группах, имеющих структуру (как формальную, так и неформальную) и лидеров, что также накладывает свои психологические особенности, проявляющиеся в феноменах гипертрофированного доверия к лидеру, ложного согласия, виртуального решателя и др.
. Карьерограмма, её роль в процессе принятия управленческих решений в карьере
Поскольку решения принимаются людьми, то их характер во многом несет на себе отпечаток личности менеджера, участвовавшего в их разработке и принятии.
Проблема индивидуальных качеств менеджера имеет множество аспектов.
Один из них — планирование карьеры менеджера.
Для того чтобы менеджер принимал эффективные решения, необходимо, чтобы на каждом этапе своей карьеры он занимал наиболее адекватную своим способностям и индивидуальным качествам должность. Этой цели служит процесс управления карьерой менеджера.
Управление карьерой представляет собой научно обоснованное рациональное определение сроков занятия сотрудниками должностей с учетом пожеланий и возможностей работников. Это управление развитием персонала в нужном для организации направлении.
Управление карьерой включает в себя планирование и развитие карьеры.
Главная задача планирования и развития карьеры заключается в обеспечении взаимодействия профессиональной и внутриорганизационной карьер.
Во многих фирмах планирование деловой карьеры является обязательным. Оно состоит в определении целей и путей, ведущих к их достижению. Развитием карьеры называют те действия, которые предпринимает сотрудник для реализации своего плана.
Планирование карьеры — это управление развитием персонала в нужном для организации направлении, характеризующееся составлением плана горизонтального и вертикального продвижения работника по системе должностей или рабочих мест, начиная с момента принятия работника в организацию и заканчивая предполагаемым увольнением с работы.
Преимущества планирования карьеры:
) более высокая степень удовлетворенности от работы в организации;
) более четкое видение личных профессиональных перспектив и возможность планировать иные стороны собственной жизни;
) возможность целенаправленной подготовки к будущей управленческой деятельности;
) повышение конкурентоспособности на рынке труда.
Выделяют несколько этапов управления планированием карьеры.
. Обучение нового сотрудника, основанное на планировании и развитии его карьеры.
. Разработка плана развития карьеры. При этом сотрудник определяет свои потребности, обозначает должности, которые он хотел бы занять, и соотносит их с возможностями фирмы.
. Реализация плана развития карьеры, которая зависит от:
резерва работы в занимаемой должности;
профессионального и индивидуального развития;
эффективного партнерства с руководителем;
заметного положения в организации.
. Оценка достигнутого результата. Проводится, как правило, один раз в год. По результатам оценки проводится корректировка плана развития карьеры.
Планирование карьеры является индивидуализированным процессом, так как каждый человек имеет свою систему ценностей, интересов, трудового и личного опыта.
Процесс развития карьеры определяется следующими показателями:
текучестью персонала. Под текучестью кадров понимается движение рабочей силы, обусловленное неудовлетворенностью работника рабочим местом или неудовлетворенностью организации конкретным работником;
продвижением в должности;
занятием освободившихся ключевых должностей;
проведением опросов сотрудников, участвующих в планировании и развитии карьеры.
Развитие карьеры создает определенные преимущества для работника и для организации: для работника — удовлетворенность трудом, повышение конкурентоспособности на рынке, возможность планировать профессиональный рост; высокая лояльность сотрудников, сокращение текучести кадров и повышение производительности туда — для организации.
На разных этапах карьеры человек удовлетворяет различные потребности.
Предварительный этап включает учебу в школе, среднее и высшее образование и длится до 25 лет. За этот период человек может сменить несколько различных работ в поисках вида деятельности, удовлетворяющего его потребности и отвечающего его возможностям. Если он сразу находит такой вид деятельности, начинается процесс самоутверждения его как личности.
Далее наступает этап становления, который длится примерно пять лет — от 25 до 30. В этот период работник осваивает профессию, приобретает необходимые навыки, формируется его квалификация, происходит самоутверждение и появляется потребность к установлению независимости. Обычно в этом возрасте создаются семьи, поэтому у работника появляется желание получать заработную плату, позволяющую достойно содержать семью.
Этап продвижения длится от 30 до 45 лет. В этот период идет процесс роста квалификации, продвижения по службе. Происходит накопление практического опыта, навыков, растет потребность в самоутверждении, достижении более высокого статуса и еще большей независимости, начинается процесс самовыражения как личности.
Этап сохранения характеризуется действиями по закреплению достигнутых результатов и длится от 45 до 60 лет. Наступает пик совершенствования квалификации и происходит ее повышение в результате активной деятельности и специального обучения; работник заинтересован передать свои знания молодежи. Этот период характеризуется творчеством, здесь может быть подъем на новые служебные ступени. Человек достигает вершин независимости и самовыражения. Появляется заслуженное уважение к себе и окружающим, достигшим своего положения честным трудом. Хотя многие потребности работника в этот период удовлетворены, его продолжает интересовать уровень оплаты труда, но появляется все больший интерес к другим источникам дохода (например, участие в прибылях, капитале других организаций, акции, облигации).
Этап завершения длится от 60 до 65 лет. В этот период человек начинает всерьез задумываться о пенсии, готовиться к уходу. В этот период идут активные поиски достойной замены и обучение кандидата на освобождающуюся должность. Хотя этот период характеризуется кризисом карьеры, самовыражение и уважение к себе и другим у людей данного возраста достигает наивысшей точки за весь период карьеры. Они заинтересованы в сохранении уровня оплаты труда, но стремятся увеличить другие источники дохода, которые заменили бы им заработную плату в данной организации при уходе на пенсию и были бы хорошей добавкой к пенсионному пособию.
На последнем, пенсионном этапе карьера в данной организации (виде деятельности) завершена. Появляется возможность для самовыражения в других видах деятельности, которые были невозможны в период работы в организации или выступали в виде хобби (живопись, садоводство, работа в общественных организациях и др.).
Стабилизируется уважение к себе и другим пенсионерам. Но финансовое положение и состояние здоровья в эти годы могут сделать постоянной заботу о других источниках дохода и о здоровье.
В таблице 1 показаны связи между этапами карьеры и потребностями.
Таблица 1
Этапы карьеры менеджера и потребности
Этапы карьерыВозраст, Потребности, достижения, целиМоральные потребностиФизиологические и материальные потребностиПредварительныйдо 25 летУчеба, испытания на разных работахНачало формирования самоутвержденияБезопасность существованияСтановлениядо 30Освоение работы, развитие навыков, формирование квалифицированного специалиста или руководителяСамоутверждение, начало достижения независимостиБезопасность существования, здоровье, нормальный уровень оплаты трудаПродвижениядо 45Продвижение по служебной лестнице, приобретение новых навыков и опыта, рост квалификацииРост самоутверждения, достижение большей независимости, начало формирования самовыраженияЗдоровье, высокий уровень оплаты трудаСохранениядо 60Пик совершенствования квалификации специалиста или руководителя. Повышение своей квалификации. Обучение молодежиСтабилизация независимости, рост самовыражения, начало формирования уваженияПовышение уровня оплаты труда, интерес к другим источникам доходаЗавершенияпосле 60Приготовление к уходу на пенсию. Подготовка себе смены и к новому виду деятельности на пенсииСтабилизация самовыражения, рост уваженияСохранение уровня оплаты труда и повышение интереса к другим источникам доходаПенсионныйпосле 65Занятие новым видом деятельностиСамовыражение в новой сфере деятельности, стабилизация уваженияРазмер пенсии, другие источники дохода, здоровье
Но для того чтобы управлять карьерой, необходимо более полное описание происходящего с людьми на различных этапах карьеры. Для этого в организациях, заинтересованных в эффективном управлении карьерой, проводятся специальные исследования.
В таблице 2 приводится примерный перечень вопросов, которые необходимо проанализировать в процессе служебной карьеры.
Таблица 2
Анализ проблем, появившихся в середине служебной карьеры
ВопросыДа/Нет1. Занимаетесь пи Вы своей нынешней работой свыше пяти лет?2. Думали ли Вы о том, каковы цели Вашей служебной карьеры и какова будет их ценность через пять лет?3. Чувствуете ли Вы, что сможете использовать свои сильные стороны на нынешней работе?4. Нашли ли Вы хорошее решение в отношении выбора специализации?5. Готовы ли поменять свою работу и работодателя, если получите заманчивое предложение?6. Развиваете ли Вы постоянно и активно свои знания, умения и позиции, а также мотивацию?7. Принимали ли Вы в течение последних двух лет участие хотя бы в одном мероприятии по повышению квалификации, которое продолжалось бы неделю или больше?8. Заботитесь ли Вы о своем физическом состоянии?9. Проверяете ли Вы свое состояние здоровья регулярно?10. Достигли ли Вы равновесия между работой, увлечениями, семьей и самосовершенствованием?Выводы: 1. Проблемы, дающие повод для размышления:2. Наиболее реальные направления их решения:3. Как я собираюсь осуществить их?
Отдельные результаты исследований оформляют в виде карьерограмм, которые позволяют наглядно проследить путь, пройденный по карьерной лестнице.
Карьерограмма представляет собой графическое описание того, что должно происходить и происходит с людьми на различных этапах карьеры.
Какой-либо фиксированной, установленной формы «карьерограммы» нет. Однако целесообразно включать в нее следующие данные:
Личные данные сотрудника.
Занимаемая должность.
Стаж работы на занимаемой должности.
Личные карьерные ориентиры сотрудника.
Возможности роста на занимаемой должности.
История работы сотрудника в компании.
Информация об обучении.
Результаты аттестации.
Навыки, знания и умения, необходимые для занятия более высокой должности.
Вид и методы обучения, которыми необходимо овладеть для вступления в новую должность.
Уровень кадрового резерва, на который определен сотрудник.
Наличие вакансий в компании.
Карьерограммы для специалистов и руководителей, как правило, строятся по результатам специальных научных исследований в заинтересованных организациях и могут включать следующие дополнительные характеристики:
. Подструктура способностей.
.1.Сложные общие
.2.Элементарные частные
. Подструктура индивидуальности.
.2. Особенности мотивации и потребности в достижениях
.3. Характеристики самооценки.
.4. Личностные ориентации
.5. Оценки самореализации
. Подструктура направленности.
.1. Характеристики направленности (широта, глубина и др.)
.2. Содержание направленности
.3. Отношение к профессиональной деятельности
.4. Направленность на взаимодействия
. Характер и нравственные качества.
.1. Целеустремленность
.2. Воля
.3. Организованность
.4. Отношение к успехам коллег
.5. Особенности межличностных отношений
.6. Инициативность, ответственность, честность, порядочность, принципиальность, объективность и другие нравственные качества
. Профессиональные характеристики.
.1. Профессиональная компетентность, знания, умения, навыки
.2. Профессиональная креативность
.3. Особенности индивидуального стиля деятельности (стиля руководства).
. Амеологические инварианты профессионализма.
.1. Антиципация
.2. Саморегуляция
.3. Умение принимать и реализовывать решения
.4. Работоспособность
.5. Другие профессионально-важные качества (ПВК)
Процессам выбора принадлежит ведущая роль в структуре управленческой деятельности; именно процесс принятия решений определяет и ее процедуру, и результат. При таком подходе можно считать, что качества, которые определяют общую эффективность управленческой деятельности, являются наиболее значимыми и для успешности процессов принятия решений. Уровень развития у менеджера данных качеств должен найти отражение в карьерограмме. Чаще всего к таким качествам относят:
практический ум;
психологический такт;
энергичность;
требовательность;
критичность;
инициативность;
самостоятельность;
общительность;
настойчивость;
работоспособность;
умение разбираться в людях;
волю;
оптимизм;
компетентность;
креативность;
«здоровый карьеризм» и др.
Еще одним важным аспектом принятия управленческих решений является проблема стиля руководства и его взаимосвязи с процессом разработки и принятия решений.
Авторы модели принятия решений, американские ученые Виктор Врум и Филипп Йеттон, считают, что имеются пять стилей руководства, которые могут быть использованы руководителем в зависимости от того, какая роль отводится его подчиненным в процессе принятия решений. Ниже приведены описания этих пяти стилей.
А I. Вы сами принимаете решение, используя для этого имеющуюся в Вашем распоряжении в данный момент информацию.
А II. Вы получаете от подчиненных необходимую информацию и затем сами решаете проблему. При этом Вы можете говорить или не говорить подчиненным, в чем заключается проблема. Роль подчиненных при этом сводится только к предоставлению информации.
С I. Вы излагаете возникшую проблему только тем подчиненным, кого она касается, и выслушиваете их идеи и предложения. При этом Вы не собираете их вместе в одну группу, а беседуете с каждым индивидуально. Затем Вы сами принимаете решение, которое может отражать или не отражать мнение подчиненных.
С II. Проблема, требующая решения, доводится до сведения всех подчиненных и группа вместе ее обсуждает, высказывая различные мнения и предложения. После этого Вы самостоятельно принимаете решение, которое может отражать или не отражать мнение подчиненных.II. Вы излагаете проблему группе подчиненных. Все вместе Вы находите и оцениваете возможные альтернативы решения и пытаетесь достичь согласия. Роль руководителя в этом случае схожа с ролью председателя собрания. Он не пытается влиять на подчиненных, чтобы те приняли его решение, и готов принять, утвердить и выполнить любое решение, которое вся группа сочтет наиболее приемлемым.
Стили А I и А II — авторитарный стиль принятия решений, C I и C II — консультативный стиль и G II — полное участие.
Выбор руководителем какого-либо из этих возможных стилей зависит от характера ситуации и от характера проблемы. Умение менеджера выбрать наиболее адекватный ситуации и проблеме стиль руководства также необходимо отразить в карьерограмме.
Карьерограмма имеет свои достоинства и недостатки.
Её достоинства:
она наиболее эффективно мотивирует на достижение результата;
стимулирует к профессиональному и личностному росту, перекладывая ответственность за развитие и обучение с компании на сотрудника;
прозрачность, понятность и справедливость системы.
Недостатки:
сложность разработки и внедрения;
необходимость регулярного, быстрого и гибкого пересмотра иерархической структуры компании, внедрение системы «статусных» должностей.
Таким образом, поскольку решения принимаются людьми, то их характер несет на себе отпечаток личности менеджера и, следовательно, успешность процесса принятия решений во многом зависит от индивидуальных качеств руководителя. Важным психологическим аспектом принятия решений является также проблема стиля руководства, т.е. правильного поведения руководителя по отношению к подчиненным в ситуации, требующей выбора. Развивать необходимые для менеджера качества и учитывать индивидуальные особенности менеджера при назначении на ту или иную должность помогает планирование карьеры, важной частью которой является карьерограмма.
Заключение
При групповом подходе к принятию решения менеджер любого управленческого уровня привлекает служащих. В этом случае менеджер высшего уровня управления, ответственный за принятие данного решения, делегирует полномочия (передает ответственность по принятию решения) на самый низкий управленческий уровень. Этот подход предохраняет главных менеджеров от возможности увязнуть в решении мелких ежедневных проблем. Главное преимущество данного подхода состоит в том, что ответственность и власть передаются людям из более низких уровней управления. Разрешение рабочим участвовать в принятии решения напрямую затрагивает их интересы, что увеличивает эффективность принятого решения.
Экспериментальные исследования сравнительного отношения к риску при принятии решения по одной и той же задаче отдельным лицом и группой показали, что группа идет на риск значительно более охотно, чем отдельные личности. Это обусловлено рядом причин: разделением ответственности за исход рискованных действий между членами группы; стремлением следовать в своем выборе за лидером; нежеланием оказаться более осторожным, чем другие и т.д. Однако далеко не во всех случаях качество групповых решений выше по сравнению с индивидуальными. В некоторых случаях может оказаться, что коллективный выбор не соответствует ни одному из индивидуальных решений. Интересы лиц иногда не совпадают с запросами группы. И если речь идет о полезности риска для группы, то и решение должно приниматься в соответствии с коллективной необходимостью.
Групповое решение бывает лучше индивидуального обычно в том случае, если участники группы не имеют опыта принятия индивидуальных решений. С другой стороны, опыт групповых решений повышает качество решений, принимаемых индивидуально. Исследования показывают также, что преимущества группового решения тесно связаны с типом решаемой задачи. Оно оказывается более эффективным при решении трудно формализуемых задач, а также задач, требующих от принимающего решения большого опыта. Организуя коллективный выбор способа действий, особенно в условиях, сопряженных с риском, необходимо учитывать вероятность существенных отклонений принятых групповых решений от возможных оптимальных. Причинами таких отклонений могут быть отсутствие у отдельных членов группы собственного мнения, тенденциозный подбор информации, неоправданный оптимизм и т. п. С целью устранения этого в коллективе должна быть создана и поддерживаться деловая атмосфера, обстановка свободного обмена мнениями, невзирая на ранги и авторитеты. Лишь в этих условиях можно рассчитывать на то, что «два ума» окажутся лучше, чем один.
Успешность процесса принятия решений во многом зависит от индивидуальных качеств руководителя, его стиля руководства. Развивать необходимые для менеджера качества и учитывать индивидуальные особенности менеджера при назначении на ту или иную должность помогает планирование карьеры, для чего в последнее время широко используется карьерограмма.
Список литературы
управленческое решение карьерограмма
1. Большаков А.С. Современный менеджмент: теория и практика. — СПб.: Питер,2000.
. Бусыгин А.В. Эффективный менеджмент. — М.: Финпресс, 2007.
. Виханский О.С. Менеджмент. — М.: Гардарики, 2002.
. Карпов А.В. Психология групповых решений. — М.: Юрист, 2000.
. Карпов А.В. Психология менеджмента. — М.: Гардарики, 1999.
. Карпов А.В. Структурно-функциональная организация процессов принятия групповых решений.// Вопросы психологии. — 2004. — №1. С. 130-136.
. Литвак Б.Г. Разработка управленческого решения. — М.: Дело, 2002.5.
. Майерс Д. Социальная психология. — СПб.: Питер, 1998.
. Мескон М.Х. Основы менеджмента. — М.: «Дело», 1992.
. Никуленко Т. Г. Психология менеджмента. — Ростов н/Д.: Феникс, 2007.
. Психология менеджмента/ Под ред. Г.С. Никифорова. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000.
.Розанова В.А. Психология управления. — М.: ООО «Журнал «Управление персоналом», 2003.
. Смирнов Э.А. Разработка управленческих решений. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
.Управление организацией / Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. — М.: ИНФРА-М, 2007.
. Фатхутдинов Р.А. Управленческие решения. — М.: ИНФРА-М, 2007.
. Чудновская С.Н. Управленческие решения. — М.: Эксмо, 2007.