13
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
Юридический факультет
Утверждаю
Декан юридического факультета
кандидат юридических наук, доцент
В.И. Цыганов
«____» ______________2011 г.
Рабочая программа дисциплины
«Введение в юридическую специальность»
Наименование подготовки (специальности)
030900 Юриспруденция
Профиль подготовки (специализация)
уголовно-правовой
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Форма обучения
Заочная СФО
Нижний Новгород
2011
1.Трудоемкость образовательной программы«Введение в юридическую специальность» по очной форме обучения составляет 4 зачетные единицы.
2.Характеристика профессиональной деятельности БАКАЛАВРА (ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНАЯ И ПРАФОХРАНИТЕЛЬНАЯ)
3. Общекультурные компетенции (5.1. ОК):
Бакалавр должен обладать следующими общекультурными компетенциями:
5.1.1. психологически «осознавать социальную значимость своей будущей профессии (ОК-1);
5.1.1. обладать достаточным уровнем профессионального правосознания» построенного на знании и правильном понимании учения о правовых нормах, отраслях права, юридических специальностях (ОК-1);
5.2. психологически быть уравновешенным, умело и обоснованно отставить позицию в области объективного истинность и объективности в понимании криминальных явлений, их содержания и действия разрушительных последствий (ОК-2);
Психологический анализ профессиональной юридической деятельности
... а эмоциональная разрядка бывает отсрочена на сравнительно большой период времени. Профессиональная юридическая деятельность - в основном, деятельность государственная. Государство ставит перед правоохранительными ... умение проникнуть во внутренний мир человека и т.д. Психологический анализ профессиональной юридической деятельности позволяет выделить ряд этапов, через которые происходило движение к ...
5.3. культура мыслительных процессов:
− «овладеть культурой мышлений и правильно ее построить в сфере профессиональной мыслительной деятельности, а также выстраивать свою позицию по поводу взвешенных оценок в отношении существующих теорий на предмет различных юридических наук и их содержания;
− сформировать «способность к обобщению, анализу и восприятию информации» о правовых явлениях и явлениях преступности и их усвоению (ОК-3).
Бакалавр должен обладать следующими профессиональными компетенциями при изучении учебного курса «Введение в юридическую специальность»:
5.2.2. Способен обеспечивать соблюдения законодательства субъектами права при осуществление своей профессиональной деятельности (ПК-3);
5.2.3. Способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствие с законом при осуществление своей профессиональной деятельности (ПК-4);
5.2.4. Способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека, гражданина при осуществлении своей профессиональной деятельности;
5.2.4. Способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации при реализации своих специальных юридических полномочий (ПК-13).
4. Цели и задачи дисциплины, ее место в подготовке бакалавра юриспруденции
Учебная дисциплина «Введение в юридическую специальность» предполагает подготовку юриста-специалиста высшей квалификации. При данном уровне обучения (бакалавриата) предполагается дать юридические знания, которые бы позволили специалисту не только хорошо знать основы юриспруденции, но и решать достаточно сложные задачи, связанные с хорошим знанием основ права, его отраслей, основ ведения борьбы с преступностью, владением ораторским искусством и т.д. Кроме ого, познакомить с деятельностью всех основных специальностей, где бы мог работать юрист.
Изучению данной дисциплины должно осуществляться на первом курсе университета.
Цель дисциплиныявляется приобретение основных познаний в области юридической науки. Правильного понимания юридической деятельности, этики поведения, функций юридической практики. Определиться с возможностью, согласно личностным характеристикам, при избрании предполагаемой специальности в юридической профессии, где бы данная личность могла бы себя максимально реализовать.
Задачи дисциплины:
1. научить студентов правильно работать с первоисточниками, объективно их оценивать;
2. раскрыть сущностную сторону проблемных вопросов в юридической науке в целом и по отраслям юридических наук (в виде отдельных фрагментов).
Изучение программного материала по дисциплине обеспечивается:
− чтением лекций, раскрывающих наиболее важные вопросы изучаемых тем;
− самостоятельной работой студентов первокурсников.
В процессе самостоятельной работы над темами первокурсник имеет возможность получить у преподавателя индивидуальную консультацию, а также воспользоваться обучающими и контролирующими программами.
Занятия проводятся в учебных аудиториях НННГУ.
2. Требования к результатам освоения курса
В результате изучения дисциплины обучаемые должны:
иметь представление:
– о специфике деятельности той или иной юридической специальности;
– о соотношении профессиональных качеств, психическом потенциале человека и соответствующих знаниях избранной студентом профессии.
знать:
– сущность юридической профессии;
– содержание юридической профессии;
– виды юридической работы и профессиональные особенности работы юриста;
– сущность и общее содержание основных юридических специальностей;
– этические качества юриста;
– систему юридического образования, возникновения, становление и развитие юридической науки;
– формы и методы учебы в юридическом вузе.
уметь:
− использовать систему знаний о юридической профессии при подготовке и изучению базовых учебных дисциплин юриспруденции и избрании курса специализации для определения себя к будущей профессии.
иметь навыки:
− работать с юридической литературой, вычленять в ней актуальные проблемные вопросы, объективно их оценивать, понимать и правильно разбираться в своей будущей юридической специальности.
3. Объем дисциплины и виды учебной работы (144 часа)
-
Виды учебной работы
Всего часов
Iсеместр
Общая трудоемкость дисциплины
Аудиторные занятия
Лекции
Практические занятия (ПЗ)
Семинарские занятия (СЗ)
Самостоятельная работа
Реферат и (или) другие виды самостоятельной работы (эссе)
Вид итогового контроля (зачет, экзамен)
144
14
8
6
130
4
экзамен
144
14
8
6
130
4
экзамен
4. Содержание дисциплины
4.1. Разделы дисциплины и виды занятий
-
№ п/п
Раздел дисциплины
Лекции
ПЗ и С
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
Раздел I. Общие положения о юридической профессии
Юридическая профессия на современном этапе развития общества
Профессиональные особенности работы юриста
Профессиональная этика юриста
Юридическое образование в России
Юридическая наука в России
Итого по разделу:
Раздел II. Основные приемы познания юридической профессии, постановки проблем и способов их разрешения
Поведенческая позиция человека как объект познания: от предмета к поступку и деятельности
Методы познания человеческой позиции
Установление доверительных отношений с различными психически-нравственными типами
Итого по разделу:
Раздел III. Основные юридические специальности
Профессиональная деятельность следователя
Профессиональная деятельность судьи
Профессиональная деятельность прокурора
Профессиональная деятельность адвоката
Профессиональная деятельность нотариуса
Профессиональная деятельность работников юридической службы
Итого по разделу:
Раздел IV. Юридическая работа
Динамика профессии юриста
Техника юридического труда
Правовое мышление
Итого по разделу:
Всего по учебному курсу:
2
2
2
2
8
2
2
1
1
6
4. Содержание курса
Тема 1. Юридическая профессия на современном этапе
1. Социальная роль профессии юриста. Ключевые признаки понятия юрист: овладевший как общими юридическими знаниями, так и фундаментальными знаниями и специализирующийся по тому или иному направлению избранной им профессии. Юрист профессионал должен обладать соответствующей степенью квалификации. Профессия юриста всегда символизирует и отражает тот тип государства, в котором он трудится и защищает духовные и социальные ценности.
2. Основные черты юридической профессии: политическая, имеющая формализованный характер, относительно точная наука, имеющая черты «человечности», творческая по своему назначению, относительно самостоятельная и подчиняется только закону. В юридической деятельности присутствуют элементы романтизма. Место юридической профессии среди других профессии и перспективы ее развития.
Тема 2. Профессиональные особенности работы юриста
1. Функции и профессиональные особенности работы юриста. Содержание деятельности юриста. Специфически-профессиональные функции. Политические качества, которыми должен обладать юрист: политическая зрелость, принципиальность, правильное понимание своего общественного и государственного долга, деловая квалификация и профессиональное мастерство, глубокое знание законодательства и юридической практики, высокий нравственный уровень как в работе, так и в личной жизни. Психологические аспекты профессиональной деятельности юриста.
2. Виды юридической работы и вопросы профессиональной ориентации. Юридические профессии, юридические специальности и юридические виды работ. Отличие профессии юриста от той или иной специальности. Основные юридические специальности. Работа юриста в государственных органах и организациях, а также коммерческих организациях. Профессии смежные с юридической профессией. Тенденции развития видов юридической работы. Ориентиры при выборе того или иного вида юридической работы. Учет личностно-нравственных и психологических качеств, при выборе профессии и определения специализации деятельности.
Тема 3. Профессиональная этика юриста
1. Понятие профессиональной этики юриста. Содержание этики юриста. Общие нравственные принципы деятельности юриста. Моральный долг юриста. Профессиональная этика юриста.
2. Этика юридических специальностей. Воспитание нравственных качеств юриста.
Тема 4. Юридическое образование в России
1. Понятие и цель юридического образования в стране. Содержание юридического образования. Особенности юридического образования.
2. Высшее юридическое образование. Юридическое образование и квалификация юриста. Институт юридического образования и место образовательных учреждений в подготовке, переподготовке юристов. Перспективы развития высшего юридического образования. Юридические образовательные учреждения и их структуры.
Тема 5. Юридическая наука в России
1. Юридическая наука и ее значение для юридической практики. Понятие и особенности юридической науки.
2. Возникновение, становление и особенности развития отечественной юридической науки.
3. Отечественная юридическая наука на передних рубежах знаний. Научные учреждения и научные кадры. Юридические учебные заведения. Современный этап развития юридической науки.
4 Разновидности юридических наук. Классификация юридических наук. Общетеоретические науки. Отраслевые и межотраслевые юридические науки. Специализированные прикладные науки. Циклы юридических наук. Фундаментальные науки.
Раздел II.Основные приемы познания юридической профессии, постановки проблем и способов их разрешения
Тема 6 Поведенческая позиция человека как объект познания: от предмета к поступку и деятельности
Предмет познания и субъект познания: понятия, отношения и взаимопроникновение. Характеристика предмета познания: предмет, поступок, деятельность. Взгляды исследователей на предмет познания. Объективность и истинность в предмете, и субъективность отношений в субъекте. Устранение противоречий меду познающим (субъектом) и познаваемым (объектом).
Тема 7. Методы познания человеческой позиции
Место психике в познание и определения методов познания. Мнение исследователей о способах и приемах познания объективного мира и сущностной стороны познающего предмета. Духовный и материалистический метод в познания и их оценка. Пути познания человеческой жизни.
Тема 8. Установление доверительных отношений с различными психически-нравственными типами
Человек и его психический инструмент в познание мира. Психотипы личности и их характеристика. Свойства человеческой психики. Функции, информационные поля и каналы психики. Классификация психологических типов. Техника установления психологического контакта.
Раздел III.Основные юридические специальности
Тема 9. Профессиональная деятельность следователя
Профессиональная деятельность следователя. Отличие предварительного следствия от дознания. Сущность следственной работы. Незаменимость предварительного следствия. Специализированный характер работы следователя: отыскать необходимые факты по делу; реконструировать событие преступления. Профессиональные особенности работы следователя: умение анализировать и обостренная наблюдательность; умение работать с людьми; нацеленность на максимальное использование специальных знаний; гибкость мышления и проницательность.
Тема 10. Профессиональная деятельность судьи
Сущность судебной работы. Судебные органы и правосудие. Построение судебной работы. Судебные органы и справедливость наказания. Требования, предъявляемые к судье.
Тема 11. Профессиональная деятельность прокурора
Сущность работы прокурора: ответственность перед государством; надзор за законностью. Процессуальные правомочия прокурора. Специфика прокурорской работы. Особенность правового положения прокурора. Стиль прокурорской работы.
Тема 12. Профессиональная деятельность адвоката
Сущность работы адвоката. Профессиональные особенности работы адвоката. Роль доверительности в организации работы адвоката. Требования, которые предъявляются к работе адвоката.
Тема 13. Профессиональная деятельность нотариуса.
Сущность работы нотариуса. Профессиональные особенности работы нотариуса. Требования, предъявляемые к нотариусу.
Тема 14. Профессиональная деятельность работников юридической
службы.
Понятие юридической службы (работы).
Юрисконсульт и его место в системе юридических профессий и отличие этой работы от адвокатской работы. Сущность и содержание работы юрисконсультанта. Требования, которые предъявляются к работникам юридической службы. Юрист — работник органов государственного управления в области юстиции, прокуратуры, системы МВД.
Раздел IV.Юридическая работа
15. Динамика профессии юриста
Особенности труда юриста по специальности. Профессиональные обязанности юриста и его труда. Правовой подход к содержанию труда юриста. Перспективы и горизонты трудовой деятельности юриста.
16. Техника юридического труда
Содержание рабочей техники и ее применения. Работа юриста с фиксированной информацией. Работа с законодательством. Работа с юридической литературой. Технология изучения и подготовка документов. Межличностные коммуникации юриста. Проведение бесед. Работа юриста с участниками правового оборота.
17. Правовое мышление
Понятие и содержание правового мышления. Наблюдение за социальной обстановкой и работа с правовыми проблемными ситуациями. Выявление, осознание и разрешение проблемных ситуаций. Правовые задачи. Правовые решения.
5. Вопросы для самостоятельной работы при подготовке к практическим занятиям (указаны в планах семинарских и практических занятий)
6. Примерная тематика рефератов
- Понятие юриспруденции и факторы, определяющие ее необходимость.
- Юриспруденция как социальной и профессиональной деятельности и как совокупность специальных знаний.
- Исторические аспекты развития юриспруденции.
- Функции юридической деятельности.
- Образовательные учреждения и формы обучения юристов.
- 6. Общая характеристика образовательного стандарта по специальности «Юриспруденция».
- Основные учебные дисциплины, изучаемые на юридическом факультете (бакалавры и магистры).
- Исторические аспекты и тенденции развития юридического образования.
- Многоаспектность и специализация профессиональной деятельности юриста.
- Юрист в органах законодательной, исполнительной и судебной власти.
- Юрист в правоохранительных органах, адвокатуре, нотариате.
- Юрист на предприятиях и организациях.
- Юрист в научной сфере.
- Понятие юридической техники и основной алгоритм работы профессионального юриста.
- Методы и средства профессиональной юридической деятельности.
- Язык и речь в профессиональной юридической деятельности.
- Личность юриста и ее представление в общественном сознании.
- Юридические традиции в России.
- Сообщество российских юристов.
7. Примерный перечень вопросов для подготовки к экзамену
- Понятие и социальное назначение деятельности юриста.
- Понятие юриспруденции и факторы, определяющие ее необходимость.
- Юриспруденция как сфера социальной и профессиональной деятельности и как совокупность специальных знаний.
- Исторические аспекты развития юриспруденции.
- Функции юридической деятельности.
- Образовательные учреждения и формы обучения юристов.
7. Общая характеристика и содержание образовательного стандарта по специальности «Юриспруденция».
- Основные учебные дисциплины, изучаемые на юридических факультетах высших учебных заведений.
- Исторические аспекты и тенденции развития юридического образования.
- Многоаспектность и специализация профессиональной деятельности юристов.
11. Юрист в органах законодательной, исполнительной и судебной власти. Юрист в правоохранительных органах, адвокатуре, нотариате.
- Юрист на предприятиях и в организациях.
- Юрист в научной сфере.
- Понятие юридической техники и основной алгоритм работы профессионального юриста.
- Методы и средства профессиональной юридической деятельности.
- Язык и речь в профессиональной юридической деятельности.
18. Личность юриста и ее представление в общественном сознании.
- Юридические традиции в России.
- Сообщества российских юристов.
21. Социальная необходимость в деятельности юриста.
- Личность юриста.
- Роль юристов на различных этапах развития России.
- Юридические традиции в России.
- Работа юриста с информацией.
- Юристы в экономике.
9. Перечень средств наглядности, используемых в учебном процессе
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Виды используемых ТСО, наглядных пособий, телевидения и др. |
Перечень программного обеспечения |
Общее положение юридической профессии |
Материалы к лекции (с использованием оборудования лекционного зала – проектор, компьютер) |
|
|
|
Основные приемы познания юридической профессии, постановки проблем и способов их разрешения |
Материалы к лекции (с использованием оборудования лекционного зала – проектор, компьютер) |
|
|
Основные юридические специальности
|
Пособие по теме; лекционный материал (с использованием оборудования лекционного зала – проектор, компьютер) |
|
|
Юридическая работа |
Пособие по теме; лекционный материал (с использованием оборудования лекционного зала – проектор, компьютер) |
|
|
|
|
|
10. Контроль усвоения знаний
По результатам изучения дисциплины предусмотрен текущий, рубежный и итоговый контроль.
Текущий контроль осуществляется в ходе семинарских и практических занятий в форме оценивания ответов на вопросы (в том числе способом тестирования) и качества выполнения отдельных практических заданий.
В ходе рубежного контроля по разделам курса дается оценка выполненных специалистами письменных работ в виде эссе.
Оценивание при текущем и рубежном контроле производится по бальной шкале (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно).
Итоговый контроль осуществляется в форме экзамена. Основанием для допуска к экзамену является успешно пройденный рубежный контроль.
11. Учебно-методическое обеспечение дисциплины Основная литература
1. С.С. Алексеев. Введение в юридическую специальность. – М, 1976. – 256с.
2. А.М. Айзенберг. Введение в юридическую специальность. – М, 1982. – 79с.
3. О.В. Старков, И.В. Упоров. Юриспруденция. Введение в специальность. – М, 2005. – 95с.
б) дополнительная литература:
1. Конституция Российской Федерации. М, 2004.
2. Федеральный закон от 13 января 1996 г. «Об образовании» // Собрание законодательства Российской Федерации – 1996. – №3. – Ст. 150.
3. Федеральный закон от 22 августа 1996г. «О высшем послевузовском профессиональном образовании» //Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. – № 35. – Ст. 4135.
4. Закон Российской Федерации от 17 ноября 1995г. «О прокуратуре Российской Федерации» // Рос. газета. – 1995. – 25 ноября.
5. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате // Ведомости съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. – 1993. – № 10. – Ст. 357.
6. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996г. «О судебной системе Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1997. – № 1 – Ст. 1.
- Закон Российской Федерации от 26 июня 1992г. «О статусе судей Российской Федерации» // Ведомости съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. – 1992. – №30. – ст. 1792; 1993. – № 17 – ст. 606; Собрание законодательства Российской Федерации. – 1995. – № 26. – Ст. 2399.
- Федеральный конституционный закон от 21 июня 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации» //Собрание законодательства Российской Федерации. – 1994. – №13. – Ст. 1447.
- Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999г. «О военных судах Российской Федерации» // Рос. газета. – 1999. – 29 июня.
- Федеральный закон от 8 августа 1998г. «О судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1998.
- Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. «О милиции» (с изменениями и дополнениями, внесенными Законами Российской Федерации от 18 февраля и 1 июля 1993 г. и 31 марта 1999 г.) // Ведомости съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. – 1991. – № 16. – Ст. 503; 1993. – №10. – Ст. 360; 1993. – № 32. – Ст. 1231; Рос. газета. – 1999. – 8 апреля.
- Введение в юридическую специальность / Под ред. А.П. Коренева. М: Щит-М, 1999.
- Карпец И.И. Дело, которому служим (Размышление юриста).
– М: Юрид. лит., 1989.
- Алексеев А.И. Искание правды (Книга очерков о выдающихся деятелях культуры – юристах по образованию).
– М, 1980.
- Жалинский А.Э. Профессиональная деятельность юриста: Введение в специальность. – М.: БЕК, 1997.
- Белкин Р.С. Профессия – следователь. – М.: Юристъ, 1998.
- Еникеев И.И. Основы общей и юридической психологии. – М: Юристъ, 1996.
- Современные российские юристы: Кто есть кто в юридической науке и практике России: Справочник /Под ред. В.Е. Крутских. – М.: СЛАВИЯ, 1997.
- Проблемы правоприменительной практики и правоприменительной деятельности /Под ред А.В. Черных, Д.В. Головерова. М.: Книжный мир, 1999.
- Столяренко A.M. Психологические приемы в работе юриста. М.: Юрайт, 2000.
- Ястребов А.В. Профессия – прокурор (Введение в юридическую специальность).
М.: Юрист, 1998.
22. Российская СВ. Профессия – эксперт. М.: Юрист, 1998.
- Ростовщиков И.В. Современное российское законодательство о правах человека и юридическое образование //Подготовка специалистов в условиях изменяющейся структуры преступности и обновляющегося законодательства России – Волгоград: ВСШ МВД России, 1994. – с. 49 — 50.
- Русские судебные ораторы в известных уголовных процессах XIX в. – Тула: Автограф, 1997.
25. Швалев А.В. Право как объект изучение наук // Основы государства и права. – 1998. – № 3. – С. 36 — 39; № 4 № 4. –С. 40-42; №5. – С. 30-31.
26. Кузьмин М. Требуются квалифицированные юристы // Российская юстиция. – 1999. – № 6. – С. 53.
- Белкин Р.С. Репортаж из мастерской следователя. – М.: НОРМА, 1998.
- Алексеев А.И., Ястребов В.Б. Профессия – прокурор. – М.:Юрист, 1998.
- Иванов В.Н. Профессия – юрист. – М.: Изд-во «Ось 89», 1998.
Рабочая программа дисциплины ДН(М).Ф.3 «Введение в юридическую специальность» составлена в соответствии с требованиями ГОС ВПО по направлению подготовки бакалавра 030900.62 – Юриспруденция.
Разработчик: доктор юридических наук, профессор А.А. Конев
Рецензенты: доктор медицинских наук, профессор В.Ю. Толстолуцкий
кандидат юридических наук, доцент Л.П. Ижнина
Заведующая кафедрой уголовного процесса
и криминалистики ННГУ
им. Н.И. Лобачевского
к.ю.н., доцент Л.П. Ижнина
Программа одобрена на заседании Учебно-методической комиссии Юридического факультета ННГУ им. Н.И. Лобачевского
от 20 мая 2011 года, протокол № 9