Глущенко П.П., Безносов С.П. и др. Юридическая психология. Краткий курс лекций

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРОФСОЮЗОВ

Утвержден

Ученым советом

юридического факультета

3 декабря 2004 г., пр. № 4

КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

(специальность — 021100 Юриспруденция)

Санкт-Петербург

2005

Кафедра государственного права

Составители:

доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ П. П. Глущенко;

профессор, доктор психологических наук С. П. Безносов

Рецензенты:

кафедра социальной психологии Санкт-Петербургского государственного университета; профессор Санкт-Петербургского университета МВД РФ,
доктор психологических наук А. Г. Шестаков

Пояснительная записка

Учебная дисциплина предназначена для студентов юридического факультета всех форм обучения по специальности «Юриспруденция». Цель преподавания дисциплины «Юридическая психология» — ознакомление студентов с основами, содержанием различных психологических установок и формирование навыков их использования в профессиональной деятельности.

Данная дисциплина неразрывно связана как с общей психологией, так и с философией, педагогикой, судебной психиатрией, деловым общением юриста, криминалистикой и многими другими специальными правовыми науками.

Краткий курс лекций поможет студентам качественно и всесторонне овладеть знаниями психологических аспектов юридического труда, а также научит глубокому пониманию профессиограмм основных юридических специальностей и технологии профессиональных действий юристов. Вопросы для самоконтроля, имеющиеся к каждой теме, призваны закрепить усвоение тем юридической психологии.

Итоговая форма контроля — зачет.

7 стр., 3378 слов

Отрасли психологии. Психологические знания в науке и практике. ...

... Определение психологии человека как науки. Задачи и место психологии в системе наук. Отрасли психологии. Психологические знания в науке и практике. Различия особенностей объекта и ... психологии, ее основные отрасли, основные этапы развития психологии как науки, сущность основных современных психологических концепций Вопросы для обсуждения: 1. Введение в психологию человек. ...

Лекция 1. Предмет юридической психологии, цели и задачи дисциплины

1. Место юридической психологии в системе наук о человеке.

2. Предмет и методы юридической психологии.

Основные разделы юридической психологии: история науки; профессиограммы специалистов — нотариуса, адвоката, судьи, юрисконсульта, прокурора, следователя, арбитра, сотрудника правоприменительных органов; криминальная психология; психология предварительного следствия и судебного процесса и основных участников этих процессов: потерпевшего, свидетеля, подозреваемого, обвиняемого, истца и ответчика; психология следственных действий; пенитенциарная психология; судебно-психологическая экспертиза. Требования к студентам и методика изучения предмета. Источники юридической психологии. Содержание психологических явлений в сфере деятельности юристов. Следует помнить, что: 1) каждая наука сформировалась под влиянием потребностей общества и призвана ВЫПОЛНЯТЬ определенные общественные функции; 2) любая отрасль человеческих знаний преобразовывалась в науку только тогда, когда достаточно четко выделялся специфический предмет исследования.

Знание закономерностей психики позволяет юристам более эффективно организовать деятельность, правильно построить взаимоотношения с другими людьми, уяснить причины нарушений норм во взаимоотношениях. Психологические понятия лежат в основе исходных уголовно-правовых понятий (вина, личность преступника, цели и мотивы преступления).

Правовое регулирование является формой социальной регуляции.

Методологические основы юридической психологии как науки. Связь с другими науками. Методы. Роль психологических знаний в деятельности юриста. Понятие о психике. Психика и организм. Содержание психологических явлений в сфере отношений, регулируемых правом. Сознание. Сознание и подсознание. Теоретические основы использования психологических знаний в деятельности юристов. Содержание психологических явлений в сфере деятельности юристов.

Основные методы изучения психологических явлений: наблюдение (включенное и не включенное), эксперимент (лабораторный и естественный), беседа, опрос (устный, письменный, тестирование), изучение продуктов деятельности. Проблема сознания наиболее сложная, поэтому при ее изучении следует исходить, из того что:

1. Психика обусловлена материальной действительностью, является ее отражением.

2. Психическое отражение — не пассивное, фотографическое отображение, а активное взаимодействие субъекта с объектом, своеобразная внутренняя форма деятельности.

3. Психика является результатом развития живой материи: она возникла на определенной ступени развития живых организмов и прошла несколько стадий развития. Высшая стадия развития психики — сознание человека.

4. Психическое отражение основано на материальных нейрофизиологических процессах и является результатом высшей нервной деятельности.

23 стр., 11301 слов

Тема 7 Отечественная психология развития (основные представители и их теории)

... деятельности к другим также остаются при этом необъясненными. Таким образом, при рассмотрении психического развития имеет место, с одной стороны, своеобразный дуализм, с другой – параллелизм двух основных линий развития ... - Введение в психологию развития Бориса Данииловича Эльконина http://vk.com/doc44021504_169652057?hash=3bbf0587c082e9c334&dl=78a55cc836bfbe68f3 ПРИЛОЖЕНИЕ ...

К существенным признакам (особенностям) сознания относятся:

Отражение действительности через совокупность знаний, те, через обобщенный общечеловеческий опыт.

Предвидение событий, осознание цели деятельности, то есть предвосхищение будущего результата деятельности, его психическое моделирование.

Обобщенное отражение существенных, закономерных связей действительности.

Взаимосвязь индивидуального и общественного сознания.

Самосознание как система индивидуализированных ценностных ориентаций.

Контрольные вопросы

1. Что входит в содержание профессиограмм основных юридических специальностей?

2. Каковы основные подходы изучения души человека?

3. Различия научного и религиозного подходов?

 

Лекция 2. Основные этапы развития юридической психологии

1. Зарождение юридической психологии.

2. Этапы развития науки.

Зарождение и ранние этапы развития юридической психологической мысли как попытки умозрительного осмысления психологических затруднений юридической практики в Европе (Россия, Германия, Франция).

Роль судебной реформы в России XIX в. в ускорении развития отечественной юридической психологии. Основные проблемы и темы дискуссий правоведов XIX в. как проявление интереса к психологии человека и психологизации правоотношений и гуманизации судебного процесса: проблема достоверности показаний очевидцев, психология преступных поведений, гуманизация мест заключения, субъективная сторона преступления, проблема вменяемости, индивидуализация преступления и ответственности, цели, сущность и формы наказания.

Вся психология первоначально развивалась в рамках философии. В XVIII в. от нее отделилась и стала самостоятельной наукой ПСИХОЛОГИЯ. Психология как наука определила предмет исследования, и представляет собой к настоящему времени сложную систему научных дисциплин. Студенты должны знать основные отрасли психологии, понимать, что между ними существует тесная взаимосвязь и взаимодействие. Например: общая психология изучает общие закономерности психики, основные принципы, методы, систему понятий. Другие отрасли (социальная психология, юридическая, дифференциальная, профессиональной деятельности и др.) изучают реализацию общих закономерностей в различных условиях деятельности человека. Общая педагогика изучает общие закономерности воспитания, образования, обучения.

Борьба антропологической (Ч. Ломброзо и др.) и социологической школ права. Появление учения о личности преступника. Возникновение экспериментальной психологии (1860) и начало научного этапа развития юридической психологии. Интенсивный этап развития советской юридической психологии (1917–1936).

14 стр., 6580 слов

1.Психология как наука, ее основные задачи и методы. Место психологии ...

... пути и средствава оптимизации деятельности чел-ка, ее более рациональное планирование и организации. Метод – способ познания. 2 группы методов психологии: основные и вспомогательные. Основные: наблюдение (изучение по ... «-» ориентирована только на будущее не берет в расчет настоящее. 8. Понятие психики. Объективный критерий существования психики. Формы проявления психики. Психика – системное свойство ...

Основная тематика исследований — перевоспитание («перековка») преступников, розыскная психология, психология следственных действий, проблемы криминальной патопсихологии, идея «детектора лжи», пенитенциарная психология, судебно-психологическая экспертиза и т. п. Проблемы и перспективы развития юридической психологии в современных условиях.

Современные достижения отечественной и зарубежной юридической психологии и их использование в деятельности юристов-практиков.

Контрольные вопросы

1. Сущность и достижения экспериментального этапа юридической психологии.

2. Основные темы современных исследований юридических психологов.

 

Лекция 3. Психофизиологические особенности людей и их учет в работе юриста

Понятие ощущения и восприятия.

Использование данных о закономерностях протекания психических процессов и решении правовых задач.

Понятие памяти. Учет закономерностей запоминания, сохранения и воспроизведения информации при установлении обстоятельств, представляющих интерес для деятельности следствия.

Понятие мышления. Использование его закономерностей при решении служебных задач.

Понятие внимания, представления и воображения и значение этих познавательных процессов в деятельности.

Классификация социально-психологических отношений. Физиологические основы организации психики человека и их учет в общении с субъектами правоотношений. Сенсорно-перцептивные особенности и типы людей. Понятие ведущей модальности человека. Способы диагностики ведущей модальности: анализ языкового поведения (типы предикатов), движение внутреннего взора и поведенческие особенности визуалов, аудиалов, кинестетиков. Тест глазодвигательной методики Ф. Берда. Проблема выбора оптимальной тактики общения с разными типами людей и нахождение общего языка с ними в процессах правоотношений.

Понятие конгруэнтности поведения субъекта правоотношений и проблема диагностики лжи. Принципы работы полиграфа и их использование в практике юриста. Психофизиологические критерии оценок поведения людей в юридически значимых ситуациях: способы оформления внешности, типы дыхания, жесты, мимика, позы как выражение внутренних позиций, особенности речи. Пары сравниваемых критериев. Понятие психологической пристройки к человеку и типы пристроек. Психология малой группы. Психология брака и семьи. Понятие психологического «якоря» и его использование в деятельности юриста. Психология внушаемой личности.

Психика — это субъективное отражение объективной действительности в идеальных образах, на основе которых осуществляется регуляция поведения, адаптация к окружающей среде. Переходя к изучению познавательных процессов, следует дать общую характеристику всей совокупности этих процессов. При изучении познавательных процессов необходимо придерживаться следующей схемы: 1) сущность данного познавательного процесса, его определение; 2) физиологические механизмы познавательного процесса; 3) виды (классификация) того или иного познавательного процесса; 4) закономерности данного познавательного процесса и их проявление в деятельности юристов.

11 стр., 5284 слов

Нарушения памяти и мышления

... проблема памяти наиболее разработана в классической психологической литературе. Мышление это высшая форма психической деятельности человека, включающая в себя активную переработку чувственных ощущений и ... о параметрах, вокруг которых группируются различные варианты изменений мышления, встречающиеся у психических больных. Память Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют ...

Ощущение является начальным познавательным процессом. Оно дает человеку знание об отдельных качествах предметов. При этом следует различать реально существующие объективные физические или химические свойства вещей и их субъективное отражение, каковым является ощущение. Ощущением называется психический процесс отражения отдельных свойств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на наши органы чувств. На ощущениях основаны более сложные познавательные процессы: восприятие, память, мышление. Ощущение — это чувственный этап познания. Физиологической основой для ощущений являются органы чувств (анализаторы — каналы связи с внешней и внутренней средой).

Каждый орган чувств (анализатор) имеет кольцевой механизм и специализируется на приеме и переработке различных воздействий. Деятельность анализаторов условно-рефлекторна.

Классификация ощущений. Все ощущения делятся на три основные группы: 1) ощущения свойств предметов и явлений, находящихся вне нас: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и кожные; 2) ощущения движения, положения частей нашего тела; 3) ощущение состояния внутренних органов — органические ощущения. Важным является вопрос о психофизиологических закономерностях ощущений. К ним относятся: пороги ощущений (нижний, верхний и средний, или дифференциальный), адаптация, сенсибилизация, контраст ощущений, синестезия. Необходимо усвоить сущность этих закономерностей. Изучая различные стороны чувственного этапа осознания, необходимо усвоить их отношение к отдельным аспектам деятельности.

Следующим познавательным процессом является восприятие. Восприятие — это отражение предметов и явлений в целостном виде. Образы восприятия построены на основе различных ощущений, однако не сводятся к их простой сумме. Восприятие связано с пониманием и осмыслением образа, со словесным обозначением окружающих предметов. Физиологическим механизмом восприятия является комплексная аналитико-синтетическая деятельность анализаторов.

Восприятия классифицируются в зависимости от модальности рецепторов на зрительные, слуховые, осязательные. Могут быть сложными и комплексными (зрительно-слуховые, и т. п.).

К сложным видам относятся также восприятия пространства и времени. В зависимости от участия воли в процессе восприятия последнее делится на непроизвольное и произвольное. Преднамеренное планомерное, специально организованное восприятие называется наблюдением; эффективность его зависит от четкости цели, анализа в обобщении наблюдаемых явлений. Общими закономерностями восприятия являются следующие: 1) константность; 2) избирательная направленность; З) предметность; 4) осмысленность и обобщенность; 5) целостность.

1 стр., 403 слов

Семинар 8. Познавательная сфера личности. Мышление. Воображение

... памяти, процессы памяти - запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание, теории памяти, законы памяти, закон Пьерона, закон Эббингауза, эффект ретроактивного и проактивного торможения, мнемотехнические приемы.   Семинар 8. Познавательная сфера личности. Мышление. ... ощущения. Физиологическая основа ощущений. Работа анализатора. 3. Классификация ощущений. Сходство и различия ощущения ...

Память — это психический процесс запечатления, сохранения и воспроизведения следов прежнего опыта. Тесно связана с восприятием и мышлением. Следы событий и других раздражителей могут запечатлеваться на короткий срок — кратковременная память, на длительный срок — долговременная память. С точки зрения учения И. П. Павлова, нейрофизиологической основой памяти служит образование временных нервных связей в коре головного мозга. Различают две формы памяти — произвольную и непроизвольную (объем произвольной памяти 7–2) и процессы памяти — запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание. Память подразделяют на образную и логическую. Образная память в зависимости модальности анализатора может быть зрительной, слуховой и двигательной. Известна также эмоциональная память — сохранение и воспроизведение пережитых человеком чувств. Закономерности памяти (условия успешного запоминания): значимость события, новизна, эмоциональная окраска, соответствие потребностям человека; влияние новой информации и фактора реминисценции. Знание и понимание закономерностей памяти помогает правильнее организовать служебную деятельность. Эти закономерности учитываются при допросах, опросах граждан, когда сотруднику крайне важно получить полную и достоверную информацию.

Необходимо усвоить сущность мышления как опосредованного процесса, уяснить классификацию явлений мышления — мыслительные операции; формы мышления при решении задач, виды мышления — общие закономерности и индивидуальные особенности мышления, два основных его параметра: опосредованность и обобщенность. Например, человек никогда не видел элементарной частицы, не бывал на Марсе, но в результате мышления он получил (по косвенным признакам опосредованно) определенные сведения и об элементарных частицах, и об отдельных свойствах планеты Марс.

Познавая мир, человек обобщает результаты опыта, отражает общие свойства вещей. Так, по следам ног на месте происшествия можно судить о росте, весе человека и других особенностях. Следует обратить внимание на тесную взаимосвязь мышления и речи человека. Мышление формирует интеллект человека. Оно имеет проблемный характер, так как всегда направлено на разрешение какой-либо проблемы, при этом непрерывно взаимодействуют анализ и синтез, используются имеющиеся обобщения и устанавливаются новые взаимосвязи. На этой основе человек прогнозирует развитие событий, строит гипотезы. Важно также учитывать в деятельности такие познавательные процессы, как внимание, представление, воображение.

Познавательные психические процессы. Структура приема информации. Понятие ощущения. Раздражители. Физиологический механизм ощущения. Анализаторы и их структура. Классификация и общие свойства ощущений. Экстероцептивные ощущения: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, осязательные. Контактные и дистантные. Проприоцептивные (двигательные) ощущения. Интероцептивные (внутренние) ощущения. Качество, интенсивность и продолжительность ощущений. Основные характеристики чувствительности анализаторов. Нижний порог ощущений. Верхний порог ощущений. Диапазон чувствительности. Дифференциальный порог ощущений. Закон Вебера. Оперативный порог. Временный порог. Латентный период реакции. Инерция. Взаимодействие ощущений. Сенсибилизация. Синестезия. Восприятие. Стереотипизация. Апперцепция. Свойства восприятия. Целостность. Предметность. Обобщенность. Константность. Осмысленность. Избирательность. Виды восприятия: восприятие предметов и явлений окружающего мира; восприятие человека человеком; восприятие времени (актуальное и неактуальное); восприятие движений; восприятие пространства; восприятие вида деятельности. Использование данных о закономерностях их протекания при решении оперативно-служебных задач.

23 стр., 11099 слов

Сравнительная характеристика психических процессов и их значение ...

... и педагогическая психология). Общая психология неразрывно связана спсихологией личности. Без общей психологии психолог превращается во всадника ... характеризуют пределы человеческой чувствительности. Но чувствительность каждого человека изменяется в зависимости от различных условий. Так, ... сенсорных процессов. Б. Г. Ананьев в работе «Теория ощущений» выделил наибольшее число ощущений. Видов рецепторов ...

Понятие памяти. Теории памяти. Физическая теория памяти. Химическая теория памяти. Биохимическая теория памяти. Физиологическая теория памяти. Психологическая теория памяти. Ассоциативная теория. Теория деятельности. Запоминание. Импринтинг. Сохранение. Воспроизведение. Припоминание. Забывание. Факторы, влияющие на забывание. Качества памяти: скорость запоминания, скорость забывания. Виды памяти. Генетическая память. Прижизненная память. Непроизвольная и произвольная память. Механическая память. Смысловая память. Кратковременная, оперативная и долговременная память. Когнитивная, эмоциональная и личностная память. Словесно-логическая и образная память. Зрительная память. Слуховая память. Двигательная память. Осязательная память. Законы памяти. Закон осмысления. Закон интереса. Закон установки. Закон усиления первоначального впечатления. Закон контекста. Закон объема знаний. Закон оптимальной ДЛИНЫ запоминаемого ряда. Закон торможения. Закон края. Закон повторения. Мнемотехнические приемы. Метод ассоциаций. Метод связок. Метод мест. Учет закономерностей запоминания, сохранения и воспроизведения информации людьми при установлении обстоятельств, представляющих интерес для деятельности юриста.

Понятие мышления. Физиологическая основа мышления. Две стадии мышления: допонятийное и понятийное мышление. Формы мыслительного процесса: формирование и усвоение понятий, суждений и умозаключений; решение проблем. Понятие. Суждение. Умозаключение. Индукция. Дедукция. Аналогия. Мыслительные операции. Анализ. Синтез. Сравнение. Обобщение. Абстрагирование. Конкретизация. Систематизация (классификация).

Типы и виды мышления. Дискурсивное (умозаключающее) и интуитивное мышление. Предметно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление. Теоретическое (концептуальное) и практическое мышление. Аналитическое (логическое) мышление. Реалистическое мышление. Продуктивное мышление. Непроизвольное и произвольное мышление. Самостоятельность мышления. Инициативность. Глубина. Широта. Быстрота. Оригинальность. Пытливость. Критичность. Торопливость. Использование его закономерностей при решении оперативно-служебных задач.

Общее представление о внимании. Основные функции внимания в сенсорных, мнемических, мыслительных процессах и в системе межличностных отношений. Теории внимания. Моторная теория Т. Рибо. Теория А. А. Ухтомского. Концепция внимания П. Я. Гальперина. Виды внимания. Непроизвольное внимание. Произвольное внимание. Постпроизвольное внимание. Природное внимание. Социально обусловленное внимание. Непосредственное внимание. Опосредованное внимание. Формы внимания: сенсорное; интеллектуальное; моторное. Сосредоточенность внимания. Устойчивость внимания. Объем внимания. Распределение внимания. Переключаемость внимания. Сосредоточенность и развитие внимания у юристов.

6 стр., 2573 слов

Теории поведения личности в конфликте

... положения темы(наглядные формы – таблицы, схемы, алгоритмы и др.). Теории поведения личности в конфликте При анализе конфликта и выборе адекватных решений ... Вы спорите с вашим сыном-подростком и убеждаетесь, что он прав. Признаете ли вы свою ошибку? а) нет; б) разумеется, ... Считает, что люди всегда с трудом выходят из конфликта Интерпретация: 8—10 баллов означают, что в вашем поведении выражена тенден ...

Воображение. Активное и пассивное. Творческое активное воображение. Воссоздающее воображение. Преднамеренное пассивное и непреднамеренное пассивное воображение. Мечты. Грезы. Галлюцинации. Сновидения. Аналитико-синтетический характер процессов воображения. Агглютинация. Акцентирование или заострение. Гиперболизация. Схематизация. Типизация. Функции воображения. Представление действительности в образах и возможность пользоваться ими. Регулирование эмоциональных состояний. Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека. Формирование внутреннего плана действий. Планирование и программирование деятельности. Управление психофизиологическим состоянием организма. Воображение и мышление. Воображение и творчество.

Понятие эмоций и чувств. Их источники. Функции эмоций и чувств: сигнальная; регулятивная; отражательная; побудительная; подкрепляющая; переключательная; приспособительная. Классификация чувств. Теории эмоций. Моторная теория эмоций Джеймса–Ланге. Психоаналитическая теория. Интеллектуалистическая. Когнитивная. Активационно-энергетическая. Мотивационная. Теория дифференциальных эмоций. Влияние эмоций на поведение людей как участников правоотношений. Характеристика эмоциональных акций. Специфика их проявлений в оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел. Виды эмоциональных состояний. Настроение. Страсть. Аффект. Отличительные признаки аффекта. Законы развития аффекта. Физиологическая основа аффекта. Фрустрация. Основные причины фрустрации. Фиксация фрустрации. Пути выхода из фрустрации. Учет эмоциональных состояний при оценке субъективной стороны правонарушений. Эмоции и чувства являются механизмом непосредственной, импульсивной регуляции поведения. Непосредственно отражая положительную или отрицательную оценку различных явлений, они активизируют или тормозят действия человека. Эмоции возникают в результате чувственного отражения значимости явлений. В отличие от мышления эмоции являются не понятийным отражением действительности, а отражением непосредственной связи различных сторон действительности с нашими потребностями, интересами, установками. Характеризуются направленностью, уровнем напряженности; выполняют сигнальную, регулятивную функцию и функцию энергетической мобилизации.

Критерии классификации могут быть различными: по направленности, по воздействию на человека по силе и продолжительности. Нам важно выделить эмоциональные реакции — аффект, фрустрацию, стресс и эмоциональное состояния — эмоции, чувства, настроение — уяснить различия и сущность этих явлений. Необходимо понять особенности деятельности и поведения человека в эмоциональных конфликтах и напряженных ситуациях — при стрессе, аффекте, фрустрации. Особое внимание следует обратить на аффект (условия возникновения, сущность, юридическое значение), фрустрацию и стресс (причины возникновения, фазы развития, нейтрализация негативных для человека последствий).

6 стр., 2912 слов

Поведение как психофизиологический феномен

... разных видов поведения выделим социальное поведение. Поведение человека может быть социальным или асоциальным. Социальное поведение — поведение человека в обществе, ... из форм психологического стресса. У сильных личностей с хорошо выраженными волевыми качествами, способностью ... так и обществу в целом. Понятием «Делинквентное поведение» оперируют представители криминологии, социологии, педагогики, ...

Понятие воли. Функции воли. Выбор мотивов и целей. Регуляция побуждения к действиям. Организация психических процессов в систему. Мобилизация физических и психических возможностей при достижении поставленных целей. Теории воли. Волевая регуляция человеческого поведения. Структура волевых действий. Виды волевого действия. Характеристика волевых компонентов правонарушений. Развитие воли. Необходимо подчеркнуть, что воля — это регуляционный процесс, связанный с преодолением внешних и внутренних трудностей при достижении цели. В отличие от эмоций, регулирующих поведение непосредственно, воля является сознательной регуляцией деятельности на основе выработанных понятий, норм, оценок.

Другой сложный вопрос данной темы связан со структурой волевых действий — простых, сложных и особо сложных. В структуре простых волевых действий выделяют побуждение и исполнение. В структуре сложных — побуждение, планирование и исполнение. Кроме того, в сложных действиях следует вычленить выбор цели, борьбу мотивов, принятие и выполнение решений, итоговую оценку результата. Необходимо также четко уяснить различие между сложными и особо сложными волевыми действиями.

Контрольные вопросы

1. Перечислите основные психические процессы.

2. Роль и функции ощущений в регуляции жизнедеятельности человека.

3. Определение и типы мышления.

 

Лекция 4. Человек как субъект правоотношений в современных науках и его основные характеристики

1. Социально-правовое содержание психологических свойств и качеств личности как объекта познания в сфере деятельности юриста (понятие, соотношение со смежными понятиями, роли, статусы, позиция).

2. Социально-психологическая оценка конформизма личности.

3. Основные компоненты психологической структуры личности.

4. Психологическая характеристика направленности личности. Влияние направленности на выбор личностью вариантов поведения в сфере правопорядка. Учет особенностей направленности личности при решении юристом служебных задач.

5. Индивидуально-психологические особенности личности, их влияние на поведение людей в сфере правопорядка. Учет юристом особенностей личности при определении тактики осуществления профессиональных действий.

6. Психологические методы изучения личности.

Приступая к изучению данной темы, следует четко уяснить основные категории: человек, индивид, личность, индивидуальность; среди которых человек — самое широкое понятие, включающее в себя все остальные. Необходимо вычленить понятие личности и проанализировать соотношение его со смежными категориями, обращая внимание прежде всего на общественно-историческую обусловленность личности. В данном понятии фиксируются социальные качества человека, степень его включенности в системы социальных отношений. Социальные качества личности полнее раскрываются при содержательной характеристике ролей, статусов, позиции. Особое внимание следует обратить на баланс ролей и статусов (как функции и места в иерархии отношений), что позволяет человеку не просто самореализовываться, но и обеспечивает выживание в социуме.

Положение и поведение личности в различных системах социальных отношений (группах, коллективах) раскрывается и через понятие конформизма. Следует уяснить, что социально-психологическая характеристика этого явления не носит столь выраженного оценочного характера, как социально-политическая. Психологический конформизм означает принятие личностью мнения и позиции социальной группы в случаях, когда есть расхождение между мнением группы и индивида. На степень конформности влияет ряд факторов: личностные качества, степень компетентности, положение личности в группе, авторитетность, значимость группы для человека, внутригрупповые отношения и др. В данной теме следует обратить внимание на внешние и внутренние причины, определяющие различия между людьми, влияние наследственности, среды и воспитания на индивидуальные особенности человека, на выбор им вариантов поведения (в том числе и противоправного).

Изучая психологическую структуру личности, следует уяснить себе ее сущность — это единство. Взаимодействие основных компонентов и систем: направленности, социального опыта, форм отражения и самоконтроля, биологически обусловленных свойств и качеств, а также характера. Особое внимание необходимо обратить на характеристику направленности личности (потребности, мотивы, интересы, установки, идеалы, убеждения, цели, ценностные ориентации, мировоззрение), ибо в ней содержатся основные моральные регуляторы поведения человека. Изучая материал о темпераменте человека, необходимо уяснить вопрос о природной основе различных темпераментов — типологических свойствах высшей нервной деятельности — (учение И. П. Павлова о типах высшей нервной деятельности).

Следует помнить, что темперамент характеризует динамику протекания психологической деятельности человека (скорость, силу, эмоциональность реакции).

При изучении материала о способностях надо уяснить взаимосвязь способностей и задатков (врожденных анатомо-физиологических и психических особенностей), обратив внимание на формирование способностей в процессе деятельности. Изучая материал о характере, необходимо уяснить его определение. Характер — это система отношений личности, проявляющаяся в типе ее поведения. Характер зависит от направленности личности и выступает в индивидуально обобщившихся способах поведения. Важным является вопрос о формировании характера и способах его коррекции, а также вопрос о типах характера. Особого внимания заслуживает вопрос изучения психологических методов исследования личности, применение которых позволит учитывать психологические аспекты личности, имеющие важное значение для понимания проблем преступного поведения, его мотивации. Кроме того, все эти вопросы приобретают первостепенное значение в плане самосознания, развития и совершенствования личности юриста, его профессионального мастерства.

Человек — биосоциальное существо в современной картине мира. Понятие биологического вида и особенности homo sapiens. Человек как индивид и его основные параметры: половозрастная характеристика, конституция и особенности нейродинамики, функциональная асимметрия больших полушарий головного мозга, структура потребностей и мотивов, психофизические функции, их динамика, темперамент. Психический настрой и установка. Понятие личности как общественного индивида. Основные параметры личности и их учет в юридической практике. Понятие статуса и роли личности в структуре семьи, поколения, эпохи.

Основные концепции теории личности. Понятие личности. Психологические признаки личности. Соотношение понятий «человек» — «индивид» — «личность» — «индивидуальность». Социально-правовое содержание психологических свойств и качеств личности как объекта познания (понятие, соотношение со смежными понятиями, роли, статусы, позиция).

Социально-психологическая оценка конформизма личности. Основные компоненты психологической структуры личности. Психологическая характеристика направленности личности. Потребности. Биологические и информационные потребности. Классификация уровней потребностей по А. Маслоу. Мотивы. Концепции мотивации. Теория биологических побуждений. Теория оптимальной активации. Когнитивная теория. Характеристика интересов. Цели и ценностные ориентации. Идеалы. Убеждения. Мировоззрение. Влияние направленности на выбор личностью вариантов поведения в сфере правопорядка. Учет особенностей направленности личности при решении правовых задач. Подструктура биологически обусловленных свойств и качеств человека. Темперамент. Типология Э. Кречмера. Концепция темперамента У. Шелдона. Понятие темперамента и типов высшей нервной деятельности по Г. Павлову. Психологическая характеристика основных видов темперамента. Подструктура форм отражения и самоконтроля. Подструктура социального опыта. Характер. Структура характера. Акцентуации характера личности. Способности. Специальные и общие способности. Одаренность. Талант. Гениальность. Индивидуально-психологические особенности личности, влияние на поведение людей в сфере правопорядка. Учет юристом индивидуально-психологических особенностей личности при определении тактики осуществления профессиональных действий.

 

Лекция 5. Психология правового сознания

1. Возникновение психологических представлений о природе права в российской науке.

2. Структура и содержание правосознания.

3. Основные компоненты правового сознания.

4. Правосознание и правовая культура.

5. Особенности правового нигилизма.

6. Типология видов отношения к праву.

В российской науке в конце XIX в. сложились два основных направления представлений о природе права. Первое направление — учение о естественном праве — традиционно исходило из представлений о существовании известной совокупности принципов и прав, присущих человеку в силу природных вещей и независимых от социальных условий. Научные представления о естественной природе права как обоснование естественных прав человека возникли в учениях французских просветителей — Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье, Д. Дидро. Особое значение теории естественного права приобрели в России. Работы известных правоведов конца XIX — начала XX в. Б. Н. Чичерина, А. Д. Градовского, П. И. Новгородцева, В. М. Гессена, И. В. Михайловского, Л. И. Петражицкого опирались на идею естественного права.

Второе направление — учение о социальной природе права — рассматривало право с точки зрения общечеловеческих ценностей, выработанных цивилизацией. На основе этих ценностей казалось возможным создание идеала правовой системы, и соответственно, идеала общественного устройства. Возникли представления о связи права и этики, о праве как нравственности, о различении идеального и реального права, о необходимости постоянного соотнесения существующего (реального) права с идеальным. В рамках этого направления работали такие правоведы, как С. А. Муромцев, Н. М. Коркунов, М. М. Ковалевский, П. А. Сорокин.

Представитель первого направления Б. Н. Чичерин большое внимание уделял роли духовных интересов в общественной жизни. Фактически он рассматривал различные формы общественного сознания, выделяя среди них религию, науку, искусство, нравы и воспитание. Б. Н. Чичерин исследовал соотношение нравов с юридическими установлениями, законами, обычаями и подчеркивал, что моральные нормы подчас действуют сильнее законов, поскольку их выполнение контролируется окружающими людьми, а не представителями власти. Одной из центральных проблем в российской науке стал вопрос о соотношении права и нравственности. Б. Н. Чичерин разделял понятия права и нравственности, В. С. Соловьев объединял эти явления и рассматривал право как реализованную нравственность.

Возникновением представлений о взаимосвязи психики человека и правовых норм правовая наука обязана Л. И. Петражицкому. Он рассматривал право как более высокое и совершенное явление по отношению к морали, боролся против правового нигилизма. Л. И. Петражицкий выдвинул четыре основных учения: теория права; концепция соотношения права и психологии; учение о соотношении права и нравственности; роль права в регуляции социальных отношений. Центральными в его учении являются идеи о соотношении права и психики человека. Задача науки, по мнению ученого, состоит в объяснении мотивов человеческого поведения, в частности мотивов правового поведения. Л. И. Петражицкий был первым юристом, пытавшимся интегрировать достижения правовой науки с психологией. Механизмы поведения он объяснял, прежде всего, через совокупность эмоциональных реакций.

Л. И. Петражицкий разработал новую для того времени классификацию элементов психической жизни. Если ранее в психологии таковыми элементами признавались познание, чувство и воля, то он предложил иную, более универсальную классификацию. Для Л. И. Петражицкого был важен анализ не столько природы эмоций, сколько определение их роли в поведении человека. Он выделял, во-первых, двусторонние пассивно-активные эмоции, во-вторых, односторонние пассивно-познавательные и чувственные переживания, в-третьих, односторонние активные волевые переживания.

Право Л. И. Петражицкий понимал как явление психическое. Право, согласно его теории, есть психологический фактор общественной жизни. Действие права состоит, во-первых, в возбуждении или подавлении определенных стремлений к действиям или воздержанию от них (мотивационное или импульсивное действие права).

Во-вторых, действие права состоит в укреплении и развитии одних склонностей и черт человеческого характера и искоренении или ослаблении других, воспитании психики индивида и даже психики целого народа. Право выступает как определенный механизм селекции желательных для общества поведенческих норм. Общественные функции права: координация индивидуального и массового поведения; отбор желательных для всего общества норм поведения путем поощрений и принуждений, наград и наказаний; воплощение в действительность этических устремлений и ценностей человечества. Право регулирует не интересы людей, а их поступки. Психологически право выражается в понятиях обязанности, долга, ответственности. При этом убеждение в необходимости исполнения обязанности и тем самым регулирующее поведение называются нормами, императивами поведения. Основу юридических отношений составляет именно эта взаимосвязь между психологическим убеждением и нормой. «Чувство и сознание нашей связанности по отношению к другим мы выражаем словом «право», и именно тому, за кем наша обязанность представляется закрепленной, кому принадлежит наш долг, мы приписываем право или притязание в юридическом смысле. Наше право есть ничто иное, как закрепленный за нами, принадлежащий нам, как наше добро, долг другого лица», — отмечает Л. И. Петражицкий.

Основными понятиями юридической науки, согласно Л. И. Петражицкому, являются: право, нормы права, правоотношения, обязанности, субъекты и объекты права. Право — это и есть наша психика, поскольку оно выражается в таких психических явлениях, как представления и эмоции участников правоотношений. Право понимается ученым не столько как набор определенных норм, поддерживаемых санкциями, сколько как убеждение, устойчивое представление индивидов о том, что они обязаны делать в той или иной ситуации. Понятия правовой нормы и правоотношений он также рассматривает с точки зрения психологии, как отношения долженствования

Природа права отождествлялась Л. И. Петражицким с человеческой психикой, что вело к расширительному и крайне размытому его пониманию. «Право — это и есть наша психика», — утверждал он. Однако основным предметом исследований Л. И. Петражицкого служила не индивидуальная психика, а коллективная, точнее коллективное правосознание.

Коллективное правосознание было проанализировано Л. И. Петражицким с точки зрения соотношения права и нравственности. Он выделяет два вида права — позитивное и интуитивное. Позитивным правом он называет такие эмоциональные переживания, которые содержат в себе представления о нормативных фактах. Это предполагает знание права и его эмоциональное переживание. Интуитивное право — это такие правовые переживания, которые чужды ссылок на внешние авторитеты, независимы от них, это нравственные убеждения индивида, своего рода категорический императив, согласно которому строится поведение в определенной ситуации. Примером интуитивного права является христианская мораль, многие принципы и заповеди, которые затем превратились в законы, составили основу правосознания. Таким образом, право ставилось Л. И. Петражицким выше нравственности, так как оно представляет собой более высокий уровень развития общественного сознания. «В обществе, — отмечал он, — принято относиться к праву как к чему-то низшему по сравнению с нравственностью, менее ценному, менее достойному». Такое отношение к праву, по его мнению, приводит к правовому нигилизму, характерному для российского правового сознания.

Основой права Л. И. Петражицкий считал нравственное убеждение, составляющее основу совести. А. Н. Медушевский оценивает такой взгляд Л. И. Петражицкого на право, как полностью оторванный от жизни и ее реальных противоречий, как своеобразный правовой идеализм. Однако, по его мнению, «Л. И. Петражицкий сформулировал новую парадигму в подходе к праву, суть которой состояла в возможности в нем внутренних конфликтов, отражающих социальные противоречия и их эмоциональные психические проекции». Общество испытывает острое противоречие между интуитивным правом (константными нравственными убеждениями) большинства людей и позитивным правом (законодательством), которое постоянно требуется приводить в соответствие с новыми реальностями жизни. Поэтому консенсус между правовым идеализмом и правовым реализмом невозможен, поскольку не достижимы вершины идеального.

Интуитивное право базируется на представлении о справедливости. Это представление затем находит выражение в позитивном праве. Справедливость, согласно Л. И. Петражицкому, «не что иное, как интуитивное право» Оценивая учение Л. И. Петражицкого с позиций современной правовой науки, необходимо обратить внимание на то обстоятельство, что в нем объясняется многое относительно правовой психики, правового сознания и его соотношения с нравственным идеалом. Ученый одним из первых в российской юриспруденции обратил внимание на возможность переосмысления доктрины естественного права. Он является основоположником направления, которое получило название «возрождение естественного права в России». Согласно этой доктрине, право — это концентрированное выражение нравственного убеждения, представлений о справедливости, социальных ценностей. Идеи Л. И. Петражицкого заложили основу развития современных представлений о природе права.

Современники Л. И. Петражицкого выдвинули идеи о социальных, а порой и о социально-психологических корнях права. С. А. Муромцев понимал право как систему социальной защиты, Н. М. Коркунов — как разграничение интересов людей, В. И. Сергеевич — как гармонию определенной совокупности общественных явлений. По мнению В. И. Сергеевича, право следует рассматривать во взаимосвязи с религиозными верованиями, церковными догмами, народной нравственностью. Он заложил основы правового фетишизма, поскольку предлагал соотносить современное право с прошедшими правовыми установлениями. А. Д. Градовский считал право выражением народного сознания, в котором сформировались убеждения и общественные представления о социальной справедливости. Большое внимание он уделял понятию социального интереса, в котором выражается реальная природа социальных отношений.

И. А. Покровский считал, что в эпоху законодательных преобразований в обществе возникает интерес к метафизическому осмыслению норм права, то есть объяснение природы права естественными причинами основано на реальных потребностях общественной жизни. Однако главным критерием права является реализация общечеловеческих этических представлений. Правовой идеализм был свойствен взглядам ученых того времени. Так, религиозный философ и правовед Е. Н. Трубецкой противопоставлял реальному праву определенный правовой идеал, выработка которого и составляет призвание эпохи.

Развитие общества, по мнению Н. М. Коркунова, определяется не только представлениями о прошедшем и настоящем, сколько представлениями о будущем. Образование идеалов будущего устройства — это явление чисто психическое. Чем сильнее в обществе развита способность образования идеалов, в том числе и правовых, тем оно прогрессивнее. Среди правоведов в конце XIX — начале XX в. возникла дискуссия о природе права. Суть спора состояла в выяснении вопроса о природе естественного права, о его отношении к действительности. Речь шла о том, является ли доктрина естественного права чисто логической конструкцией, нравственным идеалом человечества (как думали позитивисты) или представляет собой выражение реальных общечеловеческих ценностей, имеющих объективную природу и непреходящий характер (Медушевский, с. 68–69).

Право стало пониматься как одна из высших ценностей человеческой жизни.

Наиболее глубоко идеи Л. И. Петражицкого осмыслил П. А. Сорокин. Он называл Л. И. Петражицкого «величайшим исследователем права XX века». Предметом исследований П. А. Сорокина стали его идеи о решающей роли правовых норм, активной роли права в формировании социальных институтов, разделении права на позитивное (официальное, государственное) и интуитивное (правовое сознание общества, опирающееся на нравственность и базовые убеждения).

П. А. Сорокин также приходит к заключению о том, что право можно рассматривать «как психическое явление» (правовое убеждение), которое заключается в сознании каждого из нас». Право и законы, считал он, это материальное воплощение правовых убеждений, которые реализуются или объективируются в устных суждениях, символически-правовых обрядах, письменных законах, поведении и поступках людей, во всей социально-политической организации общества. В основу своей концепции П. А. Сорокин положил понятие «поведение». В процессе поведения и взаимодействия людей вырабатываются определенные нормы регуляции. Он проанализировал генезис возникновения правовых норм. Право опирается на бессознательные шаблоны поведения, закрепленные в процессе подражания. «Момент осознания бессознательных шаблонов поведения и превращения их в правовое убеждение, сопровождающееся распределением прав и обязанностей, и должен считаться за момент возникновения права. Только после долгого периода взаимной борьбы мало-помалу установились общие правила, частью принятые с общего согласия, частью, принудительно навязанные победителем побежденному». В дальнейшем право закрепляется в законах и санкционируется государством. Так возникает различие интуитивного и позитивного права. П. А. Сорокин выделял особую роль права как самостоятельного фактора, влияющего на общественную жизнь и поведение человека. Он называл ее «дрессирующая роль права».

Таким образом, в российской правовой науке возникла идея о неразрывной взаимосвязи психических явлений и различных видов отношения к праву. Психика человека рассматривалась как совокупность эмоциональных, познавательных и поведенческих компонентов. Соответственно отношение к праву прослеживалось на уровне именно этих трех основных психических явлений.

Структура и содержание правосознания.

Проблематика изучения правосознания является традиционной для юридической психологии — прикладной психологической науки, сложившейся в последней трети XIX века на стыке психологии и права. Но если перед дореволюционной юридической психологией, отмечает О. В. Соловьева, стояла задача изучения реального правосознания людей, то в советское время произошел перекос в сторону изучения нормативного, предписанного законом правосознания.

По мнению О. Е. Соловьевой, в последнее десятилетие вновь обострилась проблема расхождения нормативного и реального правосознания. На этот факт первыми обратили внимание социологи и социальные психологи.

Так, О. А. Гулевич провел исследование правосознания российских студентов в русле концепции социальных представлений, разработанной французским социальным психологом С. Московичи. Он изучал социальные представления о преступлениях и их соотношение, информация о которых была получена в сфере межличностной и массовой коммуникации. Правосознание рассматривалось О. А. Гулевичем как один из феноменов социального познания, понимаемого как «познание социального мира обыденным человеком, непрофессионалом, познание им повседневной реальности своей собственной жизни». Правосознание, таким образом, изучалось как результат осмысления правовой реальности, итогом которого становятся социальные представления о таких ее элементах, как преступление, преступник, жертва, работники правовых учреждений.

Согласно полученным результатам, для определения того, что такое преступление «вообще», респонденты использовали, в основном, такие характеристики, как нарушение правовых и моральных норм (49 % случаев в межличностной и 36 % случаев в массовой коммуникации), нанесение ущерба (31 %) и нарушение прав жертвы (17 %).

Преступления против жизни и здоровья людей (геноцид, терроризм, развязывание войны, изнасилование, нанесение тяжких телесных повреждений, распространение наркотиков и оружия) респонденты оценивали как более серьезные, чем имущественные или должностные преступления, преступления против государства и экологические преступления.

Вторая часть исследования О. А. Гулевича была посвящена анализу социальных представлений о реальных работниках правовых учреждений (судья, адвокат, прокурор, следователь уголовного розыска, патрульный и участковый милиционеры).

Эти представления сравнивались с представлениями о литературных персонажах (детективы Холмс и Пуаро, участковый милиционер Анискин, следователи уголовного розыска Жеглов и Шарапов).

Было выявлено, что представления об индивидуальных особенностях и качестве работы реальных сотрудников менее позитивны, чем представления о литературных персонажах.

Благородные мотивы — желание помочь людям и восстановление справедливости — оценивались респондентами как наименее правдоподобные. Такой мотив, как интерес к работе занимал промежуточное положение. В качестве мотивации прихода людей на службу в правоохранительные органы упоминались также «неумение делать еще что-то», а также возможность для человека достичь каких-то своих специфических целей, например, не пойти в армию, получить прописку, получить возможность кому-то отомстить.

Результаты исследования О. А. Гулевича показывают, что социальные представления о преступлениях, существующие на уровнях межличностной и массовой коммуникации, в основном сходны между собой, а социальные представления о работниках правовых учреждений различны. Так, в средствах массовой информации наблюдается героизация работников правоохранительных органов, но при межличностном общении такой феномен не зафиксирован.

В настоящее время существуют две доминирующие и противостоящие друг другу концепции права. Первая — естественная концепция — рассматривает норму права как ничем не отличающуюся от других социальных норм и стремится сблизить их. Согласно этой теории, всякая социальная норма, достигшая определенной степени эффективности, есть норма права для тех социальных групп, которые ее признают и соблюдают. Согласно второй — нормативной концепции — норма права имеет только регулятивный характер, поскольку в ней отсутствует какой-либо социальный элемент. Наряду с другими нормами человеческого поведения (мораль, религия), правовые нормы представляют собой специфическую социальную технику, цель которой состоит в том, чтобы люди соблюдали желательное социальное поведение под страхом принуждения.

В 2000 году О. С. Михалюк и В. К. Трушков провели исследование отношения к закону на выборке студентов I курсов факультета психологии СПбГУ. Они выделили три компонента правового аттитьюда: когнитивный, аффективный и поведенческий. Когнитивный компонент состоит из представления о законе как социальной, но неправовой норме, соответствующей естественной концепции законов. Оказалось, что респонденты склонны думать, что закон — это некий внутренний контроль индивида за поведением с точки зрения здравого смысла. Респонденты считали, что «поскольку люди добры, справедливы и поэтому самыми правильными являются их собственные представления о законности тех или иных действий и поступков». Аффективный компонент правового аттитьюда проявляется в отношении к закону. Авторы выделили несколько его аспектов: отношение к суду и милиции, отношение к наказанию преступников, отношение к законам. Они определили, что отношение к закону связано, прежде всего, с отношением к наказанию преступников, а проблема наказания преступников воспринимается как наиболее эмоционально значимая. Видимо, делают вывод авторы, в настоящее время наказание часто бывает несправедливым как следствие низкой эффективности законов, их двусмысленности, и это существенно влияет на отношение к закону вообще. Поведенческим компонентом правового аттитьюда является соблюдение закона. Оно связано с неотвратимостью наказания. Иными словами, человек, знающий, что его накажут за нарушение, в большей степени будет соблюдать закон. Это «знание» может быть ситуативным, связанным с конкретным нарушением и наказанием за него, и независящим от ситуации, то есть связанным с представлением о том, что за нарушением закона практически всегда следует наказание.

Количественное сравнение данных за исследованные периоды позволило О. С. Михалюк и В. Н. Трушкову утверждать, что наметилась тенденция к более позитивному отношению к законам как правовым нормам. Они обнаружили количественное изменение аффективного компонента правового аттитьюда. Оказалось, что именно этот компонент является наиболее изменяемым, в то время как неизменными оставались представления о законе и соблюдении законов.

На теоретическом уровне отношения между людьми и правом рассматриваются в основном с помощью понятий общественного сознания и общественного мнения. В правосознании как форме общественного сознания О. А. Гулевич выделяет следующие компоненты: аттитьюды, представления, настроения, традиции. Однако он не рассматривает соотношение этих понятий между собой.

Понимание структуры правосознания и общественного мнения о праве как совокупности аттитьюдов привело к широкому распространению методов интервью, анкетирования, анализа казусов и документов. Включение в структуру правосознания представлений ведет к использованию новых для данной области методов: фокус-групп и анализа ассоциаций. Могут быть использованы и некоторые проективные методики, например, анализ аналогий или описание неясных картинок. Методы для анализа эмоционально-правовых феноменов, например, правовых настроений, еще предстоит создать.

Основные компоненты правового сознания. В современном обществе, считают М. А. Романова и Ю. И. Гревцов, социально-правовой механизм действия права включает в себя три основных элемента: законодательство, корпус профессиональных юристов и самого субъекта права — обладателя тех или иных юридических прав и свобод. Человек как субъект права самостоятельно использует принадлежащие ему правовые возможности, в первую очередь свои естественные права и свободы. Для реализации этих прав и свобод человеку, прежде всего, необходимо, кроме имеющейся конституционной нормы права, наличие соответствующей юридической информации, достаточно развитое правосознание, желание и умение участвовать в общественно-правовой жизни (постоять за свои права), тип ответственности, доминирующий у человека. Эти факторы связаны с правовой социализацией индивида. Правовая социализация — это процесс присвоения, прогрессивной ассимиляции и реорганизации субъектом представлений и знаний о правовой системе. Важными элементами содержания процесса социализации индивида являются:

1. Развитие у индивида элементов самостоятельного отбора юридической информации и ее оценки;

2. Формирование индивидом определенных качеств, совокупность которых делает его личностью, отдающей себе отчет в своих действиях, способной постоять за себя;

3. Подготовка индивида к занятию определенной социальной позиции (роли).

В процессе правовой социализации у человека формируется правосознание. Правосознание — это совокупность, система взглядов, представлений, оценок людей или отдельного человека о действующем праве и о том, каким оно должно бы быть. В правосознании следует отметить и такой важный момент, как осознание человеком себя в качестве полноправного носителя прав и свобод, или как ущемленного, ограниченного в каких-то правах и свободах. Правосознание, считают М. А. Романова и Ю. Я. Гревцов, является инструментом, которым человек должен пользоваться в течение всей своей жизни. Правосознание влияет на правовую активность, то есть на усилия, которые проявляет человек в защиту своих прав и свобод.

Б. С. Круглов провел психолого-педагогическое исследование понимания роли нормативной регуляции в поведении подростков и их отношения к нормативным требованиям. Он отмечает, что любое нормативное требование может выполнить задачу регулятора поведения только при наличии у человека положительного отношения к правовым нормам. Подобное отношение возникает только в том случае, если объект отношения обладает определенной ценностью для личности. Б. С. Круглов предположил, что сформированное положительное отношение юношей и девушек к правовым нормам, к праву в целом как к ценности может служить также и определенным показателем их гражданской зрелости.

Результаты его исследования особенностей отношения юношей и девушек (учащихся старших классов средней школы и ПТУ) к правовым нормам показали следующее. Только 55 % респондентов проявляют положительное отношение к праву как личной ценности. При этом у 61 % из них это отношение носит устойчивый и сознательный характер, который обеспечивает регуляцию их поведения. У остальных 39 % положительное отношение к праву было неустойчивым, ситуативным. Регулятивная функция права опосредовалась у них сугубо эгоистической мотивацией, основанной на эмоциональном переживании конкретной ситуации. 45 % старшеклассников и учащихся ПТУ не имели сформированного положительного отношения к праву, к правовым нормам. Из них 36 % юношей и девушек обнаружили устойчивое отрицательное отношение к праву как необходимой ценности для личности.

Анализ полученных данных показал, что изменение характера отношения к правовым нормам связано с особенностями формирования ценностей и ценностных ориентаций. По мнению профессора В. Д. Лонкова, правосознание представляет собой основу и органическую составную часть правовой жизни организованного в государство общества. На формирование и развитие правосознания, как одной из форм общественного сознания, оказывают воздействие социально-политические, экономические, культурные факторы. Правосознание есть отражение права в сознании общества, социальной группы, личности. Правосознание есть знание о праве, оценка действующего права, мысли и идеи о желаемых изменениях в праве. Правосознание — это не только результат отражения объекта, но и средство воздействия на объект, на всю правовую систему государства. Следует отметить, что правосознание — явление объективное, поскольку человек, рождаясь в обществе, впитывает в себя в процессе социализации те ценности, которые были созданы всеми предшествующими поколениями. Существует несколько точек зрения на понятие содержания правосознания. Так, некоторые авторы правовые нормы включают в содержание правосознания. По их мнению, правовые нормы являются формализованными элементами правосознания. Несомненно, что нормативный характер права является одним из важнейших аспектов в оценке качества этого социального феномена. В то же время право понимается как особый вид общественных отношений (правовых отношений).

Взаимосвязи правосознания и права носят сложный характер. С одной стороны, правосознание предшествует праву, поскольку последнее выражает взгляды и установки, существующие в обществе. С другой — сложившаяся в данном обществе правовая система выступает в качестве одного из важнейших факторов, воздействующих на правосознание.

Рассматривая структуру правосознания, обычно говорят о правовой психологии и правовой идеологии. Профессор Л. И. Спиридонов прежде всего выделяет область обыденного правового сознания, свойственного людям в их обычной практической жизни. В обыденном сознании, в свою очередь, выделяется рациональная сфера, где концентрируются итоги личного, индивидуального опыта человека. В рациональной сфере человек накапливает знания об объективном мире‚ навыки, которые необходимы для повседневной деятельности каждого. Кроме того, в обыденном правосознании выделяется эмоциональная область. Это — психологическое отношение к фактам юридической действительности, проявляющееся в эмоциях, психических переживаниях, установках. Однако обыденное правосознание не выходит за рамки индивидуального опыта, поэтому в своем развитии оно стремится к уровню более широких обобщений, выявленных объективных общественных закономерностей, то есть становится теоретическим. Л. И. Спиридонов выделяет три слоя в теоретическом уровне правосознания: профессиональное правосознание юристов, собственно юридическая теория и правовая идеология. Собственно теоретический уровень правосознания практически должен быть тождествен системе научных понятий, духовно воспроизводящих функционирующую и развивающуюся юридическую систему.

Существуют различные виды правосознания, которые можно классифицировать по нескольким основаниям: по строению (правовые представления и правовые чувства), по уровню (научное, профессиональное, обыденное), по субъектам (массовое, групповое, индивидуальное) и др. Общественное сознание включает в себя правовые идеи, взгляды, мнения, теории, которые имеют свое место в данном обществе и которые отражают типичные свойства его юридической действительности.

Менее широкая ступень — групповое правосознание. Особенности группового правосознания объясняются рядом факторов. Первый из них состоит в том, что в любой общности складывается специфическая субкультура, то есть свои нормативные ценности, которые, прежде всего, влияют на оценки членами группы сложившейся юридической системы. Второй фактор — это различия интересов социально-демографических групп, связанные с неадекватностью их положения в социальной структуре и, таким образом, с различным отношением к собственности, системе распределения, к власти и в целом к общественному строю и нормам, его определяющим, закрепляющим и регулирующим.

«Общественное мнение — это проявляющееся в суждениях и поступках состояние массового сознания, которое возникает по поводу значимых фактов жизни и аккумулирует в себе оценки этих фактов, имеющиеся во всех формах общественного сознания. Общественное мнение — проявление массового сознания, оно не достигает в своем формировании теоретического уровня, оставаясь феноменом, присущим обыденному сознанию. Таким образом, содержание правового сознания включает множество осознанных и неосознанных психических элементов, центральным из которых является отношение к праву. Структура правосознания состоит из обыденного и теоретического сознания.

Правосознание и правовая культура.

В философской и юридической литературе имеются различные подходы к определению понятия правовой культуры. Одни авторы рассматривают правовую культуру в качестве особой (социально-правовой) формы деятельности, направленной на достижение конечных социально значимых результатов (законность, правопорядок).

Другие непосредственно включают в правовую культуру — право, правосознание, правовые отношения, законность, правопорядок, правомерное поведение. Иногда правовая культура понимается как деятельность по производству, распределению и реализации юридических ценностей, социальной справедливости, прав и обязанностей. Общим для большинства авторов, занимающихся проблемой правовой культуры, следует считать рассмотрение ее как качественного состояния правовой жизни общества на данном этапе его развития. Однако, по мнению В. В. Смирнова, такой подход требует уточнения связи понятия правовой культуры с понятиями права: правосознание, власть, закон, правопорядок, правовое регулирование.

Правовая культура личности и общества является составной частью правового регулирования, считает В. В. Смирнов. Правовое регулирование — это не только однозначно жесткое нормирование, но в то же время такая система опосредования общественных отношений, которая должна рассматривать необходимую меру социальной активности и свободы всех участников правовых отношений.

Статус ценностей в праве получают те принципы, цели, идеалы, которые связаны с личностью человека. «Положение о том, что ценности в праве принимают форму юридических прав и свобод личности означает, что и сами права человека приобретают статус важных ценностей. Они определяют человека как высшую ценность. Человек — это центр всех ценностей и сам он есть ценность в последней инстанции в сфере права», — пишет В. В. Смирнов. По мнению В. П. Сальникова, правовая культура включает в себя: системную характеристику правовых культурных явлений; увязку основных звеньев правовой культуры в определенную целостность; раскрытие этой целостности как реально функционирующей и развивающейся системы. В. П. Сальников отмечает, что анализ правовой культуры невозможен без вычленения различных состояний культуры: интериорного, выражающего непосредственно мир психических процессов человеческих индивидов; поведенческого, когда культура объективизируется в соответствующих действиях; и состояния, при котором явления культуры находят свою независимую от человеческого организма объективизацию. Правовую культуру важно рассматривать как разновидность общественной культуры.