Профессиональные качества психолога 2

ЛЕКЦИЯ 4. Личность психолога как профессионала

  1. Профессиональные качества психолога.

  2. Личностные качества психолога
  3. Профессиональная этика психологов.

В области психологии специалист должен:

  1. понимать цели, методологию и методы профессиональной деятель­ности психолога;
  2. владеть инструментарием, методами организации и проведения психологических исследований;
  3. понимать специфику предмета психологии, ее связи с другими дис­циплинами; знать основные отрасли психологии и возможности применения психологических знаний в различных областях жизни;
  4. знать историю развития и современные проблемы психологической науки;
  5. знать закономерности эволюции психики животных, сходство и качественное различие психики животных и человека; филогенез и онтогенез человеческой психики;
  6. понимать мозговые механизмы психических процессов и состояний;
  7. знать природу деятельности человека, функции психики в жизнеде­ятельности человека;
  8. знать закономерности формирования и функционирования его мотивационной сферы;
  9. знать психологические закономерности познавательных процессов (ощущений, восприятия, памяти, воображения, мышления, речи);
  10. знать механизмы внимания, эмоциональных явлений, процессы во­левой регуляции;
  11. иметь понятие о личности и индивидуальности, структуре лично­сти и движущих силах ее развития;
  12. знать психологические закономерности общения и взаимодействия людей в группах, межгрупповых отношениях;
  13. знать закономерности психического развития человека на каж­дой возрастной ступени;
  14. знать основные закономерности психологии образования;
  15. знать критерии нормы и патологии психических процессов, состо­яний, деятельности человека, пути и средства компенсации и вос­становления нормы;
  16. иметь представление о психологических проблемах трудовой дея­тельности человека;
  17. знать основные сферы и виды деятельности психолога;
  18. знать основы психодиагностики и психологического консультиро­вания;
  19. знать основы психотерапии, коррекционной и развивающей работы психолога;
  20. владеть методами психологического просвещения и преподавания I психологии.

Кроме того, в рамках соответствующей специализации психолог должен владеть целым рядом углубленных знаний и практических умений.

4 стр., 1542 слов

Основные категории психологии (психика, сознание, личность, деятельность.

Предмет и объект психологии как науки. Место психологии в системе наук. Психофизиологическая проблема.   Психология — это область научного знания, исследующая особенности и закономерности возникновения, формирования и развития (изменения) психических процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение), психических состояний (напряжённость, мотивация, фрустрация, эмоции, чувства) и ...

К основным сферам специализации относятся: 1) общая психология, 2) психология личности, 3) социальная психология, 4) политическая психология, 5) психология менеджмента, 6) психология труда и организационная психология, 7) клиническая психология, 8) психа физиология, 9) специальная психология, 10) психология развития и акмеология, 11) педагогическая психология, 12) психологическое кон­сультирование, 13) психология социальной работы, 14) юридическая психология, 15) спортивная психология.

Данные требования как минимум необходимы для профессио­нальной деятельности психолога. Выпускник высшего учебного заведения по специальности «психология» должен удовлетворять этим требованиям. Помимо этого для успешной работы психо­лог должен постоянно повышать уровень своей профессиональной компетентности, участвовать в курсах повышения квалификации, специализированных семинарах по отдельным проблемам психо­логии. Самоанализ опыта работы и самосовершенствование про­фессиональных умений помогают психологу достигать более высоких результатов в своей деятельности.

Для успешной работы в сфере научной психологии необходимы соответствующие способности.

К.А. Рамуль считает необходимым и важным для каждого ученого следующие качества: спонтанная любознательность, способность длительное время заниматься реше­нием все той же проблемы, сравнительно высокая степень научной одаренности, которая предполагает развитие памяти, творческого мышления, фантазии и наблюдательности. Однако, по его мнению, «для ученого-психолога не представляется необходимым или весьма важным обладание какой-нибудь специальной способностью, по­мимо тех способностей, которые необходимы или весьма важны для каждого ученого вообще…» (Рамуль, 1965, с. 134).

12 стр., 5670 слов

Этика и психология коммерческой работы и их роль в эффективности коммерческой деятельности

Центросоюз РФ «Московский Университет Потребительской Кооперации» Кафедра коммерции               Курсовая работа по Коммерческой деятельности «Этика и психология коммерческой работы и их роль в эффективности коммерческой деятельности»             & ...

Развитие компетентности и личности психологов как специа­листов начинается в студенческие годы и продолжается в течение многих лет. Основываясь на наблюдениях за студентами и уже работающими специалистами, Н.С. Пряжников и Е.Ю. Пряжников3 условно выделяют следующие этапы профессионального развития психологов (2001).

  1. Восторженно-романтический. Проявляется в период первого знакомства с психологией.
  2. Этап самоутверждения. Хочется «узнать что-нибудь этакое» или овладеть какой-нибудь «экзотической методикой».
  3. Первые разочарования и поиск новых личностных смыслов в обучении и последующей работе.
  4. Начало самостоятельного решения некоторых психологичес­ких проблем (теоретических или практических) с применением уже известных технологий и методов и накопление отрицательно­ го опыта их использования.
  5. Попытки работать по-новому. Часто эти попытки заканчи­ваются «разочарованием в себе» и стремлением довести свои идеи до совершенства. Нередко на этом этапе наступает интересное «про­зрение»: студент вдруг «понимает» (наконец-то), что для творческой работы и импровизации в своем труде, оказывается, нужно хорошее знание психологической теории и методологии.
  6. Обращение к теоретическим и методологическим основам пси­хологии, то есть ко всему тому, что на этапе обучения в вузе у мно­гих студентов обычно вызывает откровенную «аллергию».
  7. Импровизация и профессиональное творчество уже на основе обновленной теоретической и методологической базы, где орга­нично соединяются теория и практика, наука и искусство.

Как отмечают Н.С. Пряжников и Е.Ю. Пряжникова, далеко не все психологи проходят «полный цикл» такого развития, многие «застревают» на каких-то этапах, то есть останавливаются в своем профессиональном развитии

Профессиональное развитие — это личное дело психолога, его профессиональная судьба. Оно не имеет нормативных критериев.

12 стр., 5739 слов

Влияние темперамента на деятельность и поведение человека

Министерство образования и науки РФ ГОУВПО «Удмуртский государственный университет» Институт педагогики, психологии и социальных технологий КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине «Общая психология» на тему: Влияние темперамента на деятельность и поведение человека Выполнил: ст. гр. 41-23 Акимова С. В. Проверила: к.пс.н., доцент кафедры общей психологии Шрейбер Т. В. Ижевск 2013 Содержание Введение 1. ...

Личностные качества психолога

Профессиональное и личностное в деятельности психолога очень часто бывают тесно связаны. Трудно быть в личностном плане одним, а в профессиональной деятельности совершенно другим. Поэтому личностные качества составляют важный фун­дамент профессиональной успешности психолога..

На пути профессионального становления студента-психолога возможны кризисы разочарования (Пряжников, Пряжникова,) в различных аспектах своего обучения и будущей работы. Но самым болезненным «разочарованием» становится разочарование в самом себе, неуверенность студента в том, что он правильно выбрал профессию, что из него получится психолог. Н.С. Пряжников и Е.Ю. Пряжникова выделяют следующие ва­рианты «защит-разочарований»:

1. Разочарование в некогда любимых преподавателях (на каком-то этапе студент выясняет, что преподаватель — это обычный чело­век, с обычным набором недостатков).

Хотя на первых курсах обучения многие студенты видят (очень хотят видеть) в них образец совершенства и пример для подражания.

2. разочарование в изучаемом предмете (в отдельных психологи­ческих дисциплинах или во всех психологии сразу).

Студент на­чинает понимать, что психология, с которой он познакомился по популярным книгам или телепередачам, на самом деле оказывается не такой увлекательно-развлекательной и вообще «скуч­ной».

3. Разочарование в учебном заведении, когда студент узнает, что в других заведениях и преподаватели лучше («солиднее» и «интереснее»), и библиотеки лучше, и соцкультбыт организован интереснее, и спортивные соревнования, и стажировки за границей, и КВНы, и девочки-мальчики симпатичнее и т.п. По-своему, студент может ока­заться прав, но, как известно, «хорошо там, где нас нет». А творчес­кая позиция студента могла бы проявиться в том, что какие-то проблемы, например связанные с организацией досуга и «развлече­ний», можно решить и своими, студенческими, силами.

4. Разочарование в перспективах дальнейшей работы. Студент по­нимает, что скорее всего он не сможет «хорошо» и «выгодно» устроиться по специальности или что ему долго придется до­вольствоваться маленьким заработком, ведь, как известно, пси­хологи много не зарабатывают, особенно в условиях рыночной экономики (Пряжников, Пряжникова, 2001, с. 414—415).

9 стр., 4439 слов

Факторы, определяющие развитие силовых способностей человека

Кафедра тяжелоатлетических видов спорта имени А.С. Медведева РГУФКСМиТ (ГЦОЛИФК) МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТЯЖЕЛОЙ АТЛЕТИКИ (КУРС ЛЕКЦИЙ)     Проблема 1. Медико-биологические и психологические факторы, определяющие и лимитирующие спортивную деятельность   Лекция 9. Влияние силовых нагрузок на организм тяжелоатлета   Профессор: Ю.В. Верхошанский ...

Какие личностные качества побуждают людей заниматься пси­хологией? Владимиру Мих Бехтереву приписывают фразу: «Психологи — с психинкой, неврологи — с нервинкой». Примеров такого рода хва­тает: близорукие занимаются зрением, социальные психопаты — нравственной регуляцией поведения, люди, неоднократно состо­явшие в браке, изучают психологию брака и семьи, а поэты-неудачники изучают психологию творчества. С одной стороны, кажется, этому есть примеры. Ч. Дальтон открыл явление цветовой слепоты — неразличения красного и зеленого цветов (дальтонизм).

В то же время он сам имел этот дефект. 3. Фрейд, по воспоминани­ям близких ему людей, был сексуальным невротиком. С другой стороны. Ф. Гальтон, занимавшийся проблемой способностей, был гением, а уровень интеллекта «самого» Пиаже был исключитель­но высок (Дружинин, 2001, с. 31).

Выбор той или иной области психологии может быть обусловлен, по мнению В.Н. Дружинина либо «избытком», либо «недостаточностью» какого-либо «психи­ческого качества» у человека. Возможно, чувство дезадаптации ощущение своей непохожести на других людей и побуждает чело­века к занятиям психологией. Как было показано А. Адлером, ком­плекс неполноценности является источником активности во многих сферах человеческого творчества.

По мнению В.Н. Дружинина, чувство непохожести на других неприспособленность душевного склада некоторых людей к миру, связанная с желанием эту дисгармонию преодолеть, часто приводит их к занятиям психологией (Дружинин, 2001, с. 31).

Мир другого человека для психолога является загадкой. Он не приписывает свой внутренний мир другому человеку, не опирает­ся на привычный обыденный опыт, а каждый раз относится к пси­хике другого как загадке, разгадку которой нужно найти самому. Душеведческая направленность ума — результат его жизни, порож­денный необычностью внутреннего мира, неадаптированностью к внешнему миру, чувствительностью к состояниям и поведению другого и стремлением эту неадаптированность преодолеть рацио­нальными методами, путем исследования особенностей психики других людей. Отсюда психологам присуща терпимость, снисходи­тельность к людям, поскольку изначально они допускают возможность различных, нестандартных форм поведения, мыслей, переживаний (Дружинин, 2001, с. 32).

1 стр., 373 слов

Мотивация профессиональной деятельности

Методика может применяться для диагностики мотивации профессиональной деятельности (в том числе – педагогической). В основу методики положена концепция о внутренней и внешней мотивации. О внутреннем типе мотивации можно говорить, если деятельность значима для личности сама по себе. Если же в основе мотивации профессиональной деятельности лежит стремление к удовлетворению иных потребностей, ...

Р. Кеттел с коллегами проводил исследование личностных ка­честв, которые отличают психологов-исследователей от психологов-практиков. С помощью 16-факторного опросника, который позволял построить их «профессиональные портреты», изучалась зависимость эффективности их профессиональной деятельности от личност­ных черт.

Эта зависимость выразилась в следующих формулах:

Для психолога-практика:

Эфф. = 0,72А+0,29В+0,29Н+0,29N

Для психолога-исследователя:

Эфф. = 0,31А+0,78В+0,47N

где А — «готовность к контактам», N — «умение поддерживать кон­такт», В — «общая интеллектуальность», Н — «ненасыщаемость кон тактами с другими людьми».

Психолог-практик нуждается в человеческом общении, люди ему не надоедают, а контакты с ними никогда не утоляют жажду обще­ния. Для успеха его профессиональной деятельности это важные I факторы.

Психологи-исследователи не любят интенсивное общение, и соответствующие факторы мало влияют на успех их профессио­нальной деятельности. В то же время «общая интеллектуальность» оказывается очень важным для них фактором.

Таким образом, есть основания полагать, что существует как сходство, так и различие в личностных качествах, важных для таких видов деятельности психолога, как научные исследования и практи­ческая психологическая работа.

К.А. Рамуль утверждает, что для каждого ученого, в том числе и психолога, необходимы следующие черты личности:

1) энтузиазм по отношению к работе и ее задачам; прилежание — способности и наклонности к продолжительному и усидчивому труду; дисциплинированность; способность к критике и самокритике; беспристрастие;умение ладить с людьми

Эмпирических исследований, посвященных этой теме, пока не­много (Аминов, Молоканов, 1992; Молоканов, 1995), Анализ литературы, проведенный Т.А. Верняевой и ее эмпири­ческое исследование (Верняева, 1997, с. 48), показали, что для пси­холога-исследователя необходимы те же общие свойства личности которые необходимы для ученых любой фундаментальной науки! Специфика заключается лишь в выраженности коммуникативных качеств, что связано с общей установкой психологов на изучение человека. В силу того, что в большинстве исследовательских ситуа­ций в психологии требуется взаимодействие психолога-исследо­вателя и испытуемого, они оказываются абсолютно необходимы,

3 стр., 1247 слов

Профессиональная деятельность

... компенсации. Качества, способствующие успешности выполнения профессиональной деятельности · Преподавательские способности; · коммуникативные способности (навыки общения и взаимодействия с ... И достигается это совместными усилиями врачей, психологов, педагогов, дефектологов, родителей. Нарушения развития ... к физическим и интеллектуальным качествам личности предъявлялись различные требования. В Древней ...

Большое знание для практического психолога имеют коммуника­тивные качества его личности: умение понимать других людей и психологически корректно воздействовать на них. Психолог дол­жен уметь работать с людьми, разбираться в характерах, обладать не только психологическими знаниями, но и психологической инту­ицией. Коммуникативными качествами психолога, важными для его профессиональной деятельности, можно считать привлекатель­ность, общительность, тактичность, вежливость, умение слушать и понимать другого человека. В целом комплекс этих качеств часто называют «талантом общения». Структура «таланта общения» вклю­чает в себя 5 блоков качеств личности:

1) способность к полному и правильному восприятию объекта, на­блюдательность, быстрая ориентация в ситуации;

2) способность к пониманию внутренних свойств и особенностей объекта, проникновение в его духовный мир, психологическая интуиция, основанные на глубокой общей эрудиции и гуманис­тической направленности;

3) способность к сопереживанию, эмпатия, сочувствие, доброта и уважение к человеку, готовность помочь;

4) способность к самоанализу, интерес к собственной личности и личности других людей;

5) способность управлять самим собой и процессом общения, уме­ние быть внимательным, умение слушать, тактичность, уме­ние устанавливать контакт, вызывать доверие, обладание чувство юмора

Для психолога важны определенные эмоциональные свойства личности, в частности, непринужденность, естественность и ис­кренность в общении, устойчивость к стрессу, эмоциональная ста­бильность. К числу необходимых личностных проявлений практического психолога относят способность к эмпатии (сопере­живанию), умение понять состояние клиента. Однако важно и уме­ние сохранять некоторую дистанцию. При несоблюдении этого психогигиенического правила у психолога может возникнуть син­дром сгорания и коммуникативной перегрузки.

К значимым волевым качествам относятся настойчивость, тер­пеливость, самообладание, уверенность, необходимые для успеш­ной работы психолога-консультанта. В противном случае он не заслужит доверия клиента.

В то же время важно, когда у психолога отсутствует чрезмерная самоуверенность и вера в непогрешимость своих психологических выводов. Нетактичность психолога проявляется в его склонности приписывать своей профессии сверхзначимость и исключительность. Демонстративность поведения и самолюбование психолога оттал­кивает клиента.

Психолог должен иметь адекватную самооценку, понимать ин­дивидуальные особенности своей личности, свои способности, сильные и слабые стороны характера. Каждому психологу важно знать меру своей некомпетентности. Это стимулирует к саморазви­тию. Необходимо понимать возможные пути и способы компенса­ции собственных личностных недостатков.

В профессиональной деятельности психолог не может быть ус­пешным во всем. Не все методы и приемы работы получаются оди­наково хорошо. Не ко всем видам деятельности проявляется интерес и склонность. Поэтому психологу необходимо формировать инди­видуальный стиль профессиональной деятельности с учетом своих индивидуальных личностных особенностей.

Этика профессиональной деятельности психолога

Профессиональная деятельность психолога — это работа с внут­ренним миром человека, с человеческой личностью. А этот объект работы требует соблюдения особых принципов и правил этики. Психология имеет в своем распоряжении такие инструменты, пользование которыми требует особой осторожности. Рассмотрим наиболее важные принципы профессиональной этики психолога.

1) Принцип профессиональной компетентности. Психологу важ­но знать свои права и обязанности, возможности и ограничения. Он должен четко осознавать свои профессиональные возможнос­ти и действовать только в пределах уровня профессиональной подготовленности. При применении психодиагностической методики, коррекционной, развивающей, консультационной программы психолог должен знать их теоретические основы и хорошо усвоить биологию их проведения.

2) Принцип ненанесения ущерба человеку. Психолог осуществ­ляет свою деятельность исходя, прежде всего из интересов заказ­чика. Однако при этом следует придерживаться принципа ненанесения ущерба любому человеку, так или иначе включенно­му в исследование или практическую работу. главный этический принцип психолога — «не навреди». Сформулирован­ный Гиппократом применительно к врачебной этике, он имеет исключительное значение и в деятельности психолога.

3) Принцип научной обоснованности и объективности. Психолог может применять только валидные и надежные методы и средства. Необходимо использовать методики, адекватные целям и условиям проводимого исследования, возрасту, полу, образованию, состоянию испытуемого. Методики должны быть стандартизированными, нормализованными, надежными, валидными, адаптированными. Психолог должен применять методы обработки и интерпретации данных, получившие научное признание. Результаты работы не должны зависеть от личностных качеств и личных симпатий психо­лога. Полученные результаты всегда должны быть научно обосно­ваны, выверены и всесторонне взвешены. Психолог руководствуется только интересами дела.

В своей работе психологу важно разграничивать сферу личной и профессиональной жизни. Он не должен переносить свои лич­ные отношения и проблемы на профессиональную деятельность. Нежелательны тесные личные отношения между психологом и клиентом. Важно, чтобы психолог мог сохранить объективную и отстраненную позицию, необходимую для эффективного решения проблем клиента.

4) Принцип уважения клиента. Психолог должен уважать досто­инство испытуемого клиента и проявлять честность в общении с ним. В процессе психологической работы психолог должен стре­миться к поддержанию у клиента чувства симпатии и доверия, удов­летворения от общения с психологом. При проведении исследования необходимо сообщать о его цели, своевременно предуп­реждать испытуемого о том, как будет использоваться полученная информация.

5) Принцип соблюдение профессиональной конфиденциальности.

Психолог должен сохранять конфиденциальность психодиагнос­тических методик. Это означает, что профессиональные методики не должны попадать в руки непрофессионалов. Секреты, обуслов­ливающие их пригодность, должны сохраняться в тайне. Дело профессиональной чести психолога — препятствовать попыткам некорректного и неэтичного применения психодиагностических методик.

Для более надежной гарантии конфиденциальности материа­лов исследования полезно использовать систему кодирования: на всех материалах, начиная от протоколов и кончая итоговым отче­том, указываются не фамилии, имена, отчества испытуемых, а присвоенный им код, состоящий из некоторого числа цифр и букв. Документ, в котором присутствует фамилия, имя, отчество испытуемого и соответствующий ему код, известный только психологу, оформляется в единственном экземпляре, хранится отдельно от экспериментальных материалов в недоступном для посторонних месте и передается только заказчику, если это необходимо по_ условиям работы.

Психолог должен предварительно согласовать с заказчиком спи­сок лиц, получающих доступ к материалам, характеризующим испы­туемого, место и условия их хранения, цели их использования.

При проведении массовых психологических обследований психолог доводит их результаты до сведения заказчика. При этом пси­холог должен исключить случайное или преднамеренное сообщение испытуемому результатов его исследования, которые могут его трав­мировать. Сведения об испытуемом ни в коем случае не должны подле­жать открытому обсуждению, передаче или сообщению за предела­ми тех форм, которые рекомендованы психологом. Отдельные данные массового обследования в обобщенном виде могут быть сообщены и всем участникам обследования.

Развивая идею Г. Лессинга, можно сказать: «Клиенту нужно говорить правду, одну только правду, но не всю правду…»