Тема занятия: Профилактика стоматологических заболеваний полости рта у школьников старших классов (9-11 класс).
Цели и задачи занятия:
— Оценить знания и навыки школьников в вопросе профилактики стоматологических заболеваний полости рта. — Оценить мотивацию учеников 9-11 класса к профилактике стоматологических заболеваний и заботе о здоровье полости рта. — Определить роль родителей, преподавательского состава и социума в формировании у школьников поддержания понимания необходимости заботы о здоровье полости рта. — Выявить тенденцию в изменении и улучшении показателей здоровья полости рта у школьников старших классов после проведения занятия. Место проведения занятий: Отдельный класс общих и частных образовательных учреждений (гимназии, частные школы).
Продолжительность: 1 академический час. (45 минут).
Социально-психологическая характеристика аудитории: Учащиеся общих и частных образовательных учреждений 9-11 класса. Возраст: 15-17 лет.
Общие принципы подачи материала: Форма организации занятия: Консультация c элементами дискуссии.
Прежде чем приступить непосредственно к занятию, преподавателю прежде всего стоит познакомиться с учащимися и сразу же задать тон занятия в виде беседы, дискуссии или даже консультации, чтобы не вызвать у школьников возможных негативных эмоций, а возможно и просто хорошим подходом побудить в них интерес. Основным принципом подачи информации и первым шагом будет определение знаний самих школьников в профилактике стоматологических заболеваний.
Этот шаг поможет преподавателю в дальнейшем определить мотивацию учеников старших классов и даже слегка подогреть ее, тем самым предрасположив учеников к желанию получить те самые знания о профилактике полости рта. В случае, если преподаватель не видит достаточной мотивации учащихся к получению знаний, тот может использовать побочные материалы (презентацию).
Если и это не помогает, то предлагается действовать предметно и лично к немотивированным учащимся. Например, если не мотивирован учащийся явно спортивного направления, можно указать ему, что заболевания полости рта могут помешать ему на тренировках или во время матчей. Пример: Тот будет испытывать боли при приеме воды, боль/повышенная чувствительность будет мешать концентрироваться на тренировке/матче. Другой пример: Если, например, эти учащиеся более зависимого от окружения типа (так называемые «экстраверты»), можно указать на факторы заболеваний, что будут мешать им в этом. Пример достаточно прост: Мальчик с неприятным запахом из-за рта не сможет расположить к себе лиц противоположного пола, а девочка с серыми зубами не сможет красиво улыбнуться и расположить к себе молодых людей.
Психосоматика заболеваний на примере плохого зрения
... ёк», своя изюминка. Причины психосоматики В целом же в объяснении психосоматических заболеваний признается многофакторность — совокупность причин, которые взаимодействуют между собой. Основные из ... словом чувства), недоразвитость межличностных отношений, трудоголизм, — черты темперамента, к примеру, низкий порог чувствительности к раздражителям, трудности адаптации, высокий уровень тревожности, ...
Как только преподаватель убедился в достаточной мотивации учащихся к получению информации, можно прямо приступить к подаче информации о множественных заболеваниях полости рта. Под этим подразумевается просвещение учеников старших классов о неизвестных им ранее множественных часто встречаемых заболеваниях полости рта. Например, примерно рассказать о возможных осложнениях кариеса, или о заболеваниях слизистой оболочки полости рта. В рассказе важно делать акцент не столько на медицинской составляющей самого заболевания, сколько о влиянии на последующую жизнь учеников старших классов. Например, о неприятном эстетическом виде, неприятном запахе, боли при приеме пищи, изменении чувствительности и т.д.
Желательно не сильно углубляться в медицинскую картину заболевания, а лишь назвать симптомы заболевания, неблагоприятные факторы, сопутствующие заболеванию (обязательно, чтобы мотивировать к профилактике) и способ профилактики (желательно в простом и доступном формате).
Как пример: Можно сразу указать на простые жидкости для очистки полости рта. И сразу указать на их плюсы: дешевизна, простота в применении. Желательно понимать, что сложные процедуры у школьников могут вызвать отторжение. Важно: Во время подачи или после нее, обязательно убедить учащихся в простоте всех этих процедур и привести примеры здоровых в этом отношении людей (например, на той же презентации, чтобы подать им непосредственный пример).
Методическое обеспечение занятия: Презентация с возможными видео, наглядно показывающими как сами заболевания полости рта с пациентами, их имеющими, так и здоровых/излечившихся людей.
При необходимости: Схемы с поэтапным объяснением определенного метода, в случае если он может оказаться недоступным для учащихся старших классов, не имеющих профессиональных знаний в этой области.
Краткий конспект или развернутый план содержания занятия.
Пролог(5 минут): Знакомство с учащимися.
I-ый шаг (5-10 минут): Анализ и определение знаний у учащихся старших классов по профилактике стомат. заболеваний. II-ой шаг (5-15 минут): Дискуссия на тему необходимости профилактики полости рта. Мотивация школьников к профилактике полости рта. Запуск презентации для упрощения передачи знаний и осуществления принципа наглядности. III-ий шаг (оставшееся время): Просвещение учащихся о ранее им неизвестных заболеваниях полости рта с показанием методов к их профилактике. В ходе просвещения – активное использование материалов в презентации. Привод примеров здоровья полости рта. Методы и способы оценки эффективности проведенного занятия. Опрос преподавателей и родителей через неделю-две после занятия об изменении поведения учащихся: Стали ли они чаще чистить зубы, стали ли пользоваться жидкостью для поддержания здоровья полости рта и т.д. Не стал ли один метод заменять собой простую чистку зубов зубной щеткой. Самим же учащимся можно предложить краткий и легкий тест с целью проверить их знания о методах профилактики стоматологических заболеваний. Используемая литература.
Здоровый образ жизни и профилактика заболеваний
... микроорганизмы и токсичные соединения, которые, попадая в желудочно-кишечный тракт, вызывают различные заболевания и отравления. Кроме того, под воздействием загрязненной окружающей среды в живых организмах ... студентов, обучающихся на 1-4 курсах. Перед нами стояла цель, выявить ориентацию учащихся на здоровый образ жизни, отношение к вредным привычкам и на основе полученных ...
«Психология для стоматологов» под редакцией проф. Н.В. Кудрявой
«Взаимодействие врача и пациента: Психология гармоничных взаимоотношений» Ларенцова Л.И., Смирнова Н.Б.