Предболезненное состояние

§ 24.1. ПРЕДБОЛЕЗНЕННОЕ СОСТОЯНИЕ

Понятие «пограничные нервно-психические расстройства» в его ши­роком смысле включает описанные в предыдущей главе аномалии раз­вития психопатии (расстройства личности, по международной класси­фикации болезней МКБ-10).

Определенным основанием для их выделе­ния является относительная устойчивость психического склада лично­сти, стабильность ее психологических свойств.

В данной главе приводится характеристика тех временных состояний нарушения психофизиологической и социально-психологической адап­тации, которые развиваются на фоне нормально сформированных меха­низмов психической деятельности, т.е. у психически здоровых людей. Причиной расстройств при этом является воздействие на человека ка­ких-либо факторов внешней среды, ослабляющих механизмы социаль­но-психологической адаптации личности. Здесь же приводится краткое описание наиболее частых проявлений начальных стадий некоторых видов психических заболеваний.

Концепция предболезненного состояния («предболезни») оформилась как результат многолетних дискуссий, касающихся уточнения понятий «здоровье» и «болезнь», «патология» и «норма», их соотношения. Поня­тие «предболезненное состояние» на уровне психического в определен­ной мере призвано обобщить, интегрировать не только в диагностиче­ском, но прежде всего в прогностическом плане сущность тех состоя­ний, которые описываются под различными названиями типа «кризисное состояние», «дезадаптация», «психическая напряженность», «дистресс», «состояние повышенного риска» и т.д. Необходимость выделения и сис­тематизации этих состояний стала очевидной в связи с целым рядом обстоятельств. Одним из таких обстоятельств является все более широ­кое взаимодействие психологов и психиатров — специалистов по погра­ничным нервно-психическим расстройствам в решении многих вопросов профотбора, освидетельствования абитуриентов специальных учебных заведений, контроля за психическим здоровьем разных групп специали­стов, различных психолого-психиатрических экспертиз. Во многих по­добных случаях использование строгого дихотомического определения состояния психического здоровья по принципу «здоров-болен» не удов­летворяет требованиям практики.

Нередко возникает необходимость выделять те или иные группы об­следуемых, которые нуждаются либо во временном снижении профес­сиональной нагрузки, либо в применении специальных психопрофилак­тических мероприятий. В то же время психическое состояние этих об­следуемых не дает оснований определять его как болезненное, если иметь в виду определенную нозологическую форму (невроз, реактивное состояние и т. д.).

1 стр., 311 слов

20. Теории личности и практика психологического консультирования

20. Теории личности и практика психологического консультирования. Теории л. представляют собой организованные попытки продвинуться в нашем понимании поведения человека с т.зр. психологии. Выполняют 2 основные ф-ии: - обеспечение понятийной основы, дающей возможность объяснять те или иные классы наблюдаемых взаимосвязанных событий. - предсказание событий и связей, до сих пор не изучавшихся. ...

В качестве основы классификации предболезненных состояний предлагаются различные показатели. Одним из таких показателей может служить выраженность определенных симптомов (легкие умеренно вы­раженные симптомы и т.д.).

В других случаях оценивается степень адаптации («удовлетворительная адаптация», «напряжение механизмов адаптации», «их перенапряжение», «недостаточная или неудовлетвори­тельная адаптация», «срыв адаптации»).

При массовых обследованиях в психопрофилактических целях и для определения прогноза рекомен­дуется следующая градация оценок (Б.С.Фролов, 1982):

1. Здоров. Нет и не было признаков патологии психических функ­ций. Имеются данные о хорошем гармоничном их развитии.

2. Практически здоров. Имеются отдельные легкие симптомы нару­шения или слабости каких-либо психических функций (или сторон личности).

Сюда относятся и лица с односторонним хорошим развитием одних функций при недостаточном развитии других.

3. Неблагоприятные прогностические признаки. Определяются от­четливые предпосылки к появлению патологии или ее признаков, но при этом сохранена способность выполнять служебные обязанности. Сюда относятся состояния, объединяемые понятием «нервно-психиче­ская неустойчивость».

4. Болен. Имеются нарушения психики, достаточные для формули­рования нозологического диагноза. По состоянию психики не способен выполнять служебные обязанности, но может полностью руководить своими поступками, вести свои дела.

6 стр., 2615 слов

Психика и мозг — изучение психики в развитии и в процессе деятельности

Тема 6: Проблема возникновения и развития психики и сознания. Развитие психики в филогенезе. Подходы к решению проблемы происхождения и развития психики и сознания. Теории распространенности психического в природе. Изменение условий существования живых организмов и возникновение простейших форм психического отражения. Раздражимость и чувствительность. Стадии развития психики в филогенезе. Отличие ...

5. Болен. По состоянию психики нарушена способность не только выполнять служебные обязанности, но и вести свои дела. Представляет опасность для себя и окружающих. Показана экстренная госпитализа­ция.

Подобная схема, естественно, не решает многих вопросов, связанных с квалификацией преболезненного состояния, однако имеет вполне определенное практическое значение. В теоретическом плане она помо­гает преодолеть противоречия, возникающие при обсуждении вопросов о границе между нормой и патологией.