Лекция 9. Функциональные состояния

1. Проблема функционального состояния человека

Проблема функционального состояния человека одна из наиболее актуальных проблем современной психофизиологии.

Труд современого человека во многом является операторским трудом, поэтому характеризуется исключительно высоким темпом восприятия, анализа и синтеза поступающей информации, ее последующей переработки для принятия оптимального решения и его реализации, что оказывает негативное влияние на функциональное состояние человека.

Говоря о функциональных состояниях, необходимо подчеркнуть, что существующие в настоящее время представления о центральных механизмах их функционирования и развития получили детальное научное обоснование в отечественной физиологической школе, в трудах И.М. Сеченова, И.П. Павлова, Н.Е. Введенского, А.А. Ухтомского, Л.А. Орбели, П.К. Анохина, В.И. Медведева.

2. Современные аспекты теории функциональных систем

Развитие механизмов формирования функциональных состояний возможно с использованием принципов системного подхода на основе теории функциональных систем, созданной П.К. Анохиным и сформулированной им в 1935 году. Согласно этой теории целостный организм представляет собой иерархию множества функциональных систем как одновременно, так и последовательно взаимодействующих. В основе иерархического взаимодействия различных функциональных систем находится принцип доминанты. В каждый данный момент времени жизнедеятельности организма доминирует ведущая функциональная система, а остальные выстраиваются по отношению к ней в соподчиненном порядке.

Под функциональной системой понимается саморегулирующаяся организация, избирательно объединяющая ЦНС и периферические органы и ткани в целях достижения полезного для организма приспособительного результата. При этом системообразующим фактором любой функциональной системы является конечный приспособительный результат.

Каждая функциональная система вне зависимости от сложности ее организации имеет однотипную центральную архитектонику (организацию) и включает следующие узловые стадии: афферентного синтеза, принятия решения, акцептора результата действия, эфферентного синтеза и оценки достигнутого результата.

Исходной стадией любой функциональной системы является стадия афферентного синтеза. На этой стадии в ЦНС осуществляется синтез возбуждений, обусловленных следующими четырьмя компонентами: 1) доминирующей на данный момент мотивацией; 2) обстановочной афферентацией (воздействие на организм совокупности внешних факторов, составляющих конкретную обстановку, на фоне которой развертывается приспособительная деятельность); 3) пусковой афферентацией (реализация уже сформированной предпусковой интеграции возбуждений в поведенческий акт); 4) памятью.

10 стр., 4862 слов

Сенсорные системы человека 2

... системы. Сенсорная система человека состоит из следующих подсистем: зрительная система, слуховая система, соматосенсорная система, вкусовая система, обонятельная система. ... новой коре представлены все сенсорные системы; следовательно, кора функционально многозначна, и не существует абсолютной ... коркового отдела осуществляется высший анализ и синтез афферентных возбуждений, которые обеспечивают полное ...

Таким образом, афферентный синтез обеспечивает постановку цели, достижению которой и будет посвящена вся дальнейшая логика системы.

Стадия афферентного синтеза завершается стадией принятия решения, которая по своей физиологической сути означает ограничение степеней свободы деятельности функциональной системы и выбор единственной линии эффективного действия, направленного на удовлетворение ведущей потребности организма.

Следующей стадией функциональной системы является акцептор результата действия. На этой стадии происходит программирование основных параметров потребного результата и на основе обратной афферентации о достигнутых параметрах реального результата осуществляется их постоянное сопоставление, сравнение и оценка. Активность функциональной системы снижается, если достигнутый результат удовлетворяет исходную потребность организма. Если не удовлетворяет, то на основе ориентировочно-исследовательской реакции производится необходимая коррекция, перестраивается афферентный синтез, принимается новое решение, формируется новый акцептор результата действия с новой программой и деятельность функциональной системы продолжается.

Стадия эфферентного синтеза также начинается сразу после стадии принятия решения и представляет комплекс возбуждений в ЦНС и периферических аппаратах. Стадия состоит из программы действия, эфферентного возбуждения и заканчивается действием.

Как отдельную можно выделить стадию оценки достигнутого результата. Она начинается непосредственно после совершения действия, параметры о результатах которого с помощью обратной афферентации анализируются акцептором результата действия.

Итак, по своей архитектонике каждая функциональная система представляет циклическую, замкнутую саморегулирующуюся организацию. По принципу саморегуляции выделяют функциональные системы с внутренними, генетически детерминированными механизмами саморегуляции. Полезные приспособительные для организма результаты деятельности этих функциональных систем обеспечиваются автономными, неконтролируемыми произвольно механизмами (например функциональные системы, определяющие оптимальные для метаболизма уровни массы крови, форменных элементов, кровяного давления).

Другие функциональные системы (например дыхания), наряду с внутренним, имеют относительно активный внешний механизм саморегуляции. В третью группу выделяют функциональные системы с активным внешним звеном саморегуляции. Функционирование этих систем в большой степени определяется психической и поведенческой деятельностью человека. Такие функциональные системы формируются во время производственной деятельности человека, в частности, в процессе летной деятельности.

Функциональные системы строятся на основе текущих потребностей организма. Внутри каждой функциональной системы имеется возможность широкой взаимозаменяемости, взаимокомпенсации эффекторных механизмов. При выходе из строя одного или нескольких компонентов функциональной системы обеспечение конечного результата может быть осуществлено другими, входящими в нее компонентами. Включение отдельных органов в функциональные системы происходит по принципу взаимосодействия. Каждый элемент функциональной системы не просто пассивно в нее включается, а активно способствует достижению полезного приспособительного результата. Так, например, в функциональную систему, обеспечивающую оптимальный для метаболизма уровень температуры тела, включаются легкие, почки, потовые железы, желудочно-кишечный тракт, сердечно-сосудистая система, нервная система и железы внутренней секреции.

1 стр., 181 слов

Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)

... и внешним видом 15. Насколько желателен контакт с преподавателем СРЕДНИЙ БАЛЛ Оценка результатов Минимальная сумма баллов, которую может набрать учитель, - 15-30, она свидетельствует об ... к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.

Отклонение результата деятельности функциональной системы от уровня, обеспечивающего нормальный метаболизм (жизнедеятельность) организма, вызывает мобилизацию элементов системы, должных обеспечить восстановление оптимального уровня данного результата. Результаты деятельности гомеостатических функциональных систем можно рассматривать как константы внутренней среды организма, такие как уровень артериального давления, РН крови, осмотическое давление и т.д. Отсюда следует, что понятие «константа» условно. Можно говорить о «жестких» константах, которые активно удерживаются соответствующими функциональными системами у определенного значения, и отклонение которых от этого уровня приводит к необратимым нарушениям метаболизма. Имеются и «пластичные» константы, значительное отклонение которых от оптимального уровня возможно в течение достаточно длительного времени без особого ущерба для нормальной жизнедеятельности организма. К «жестким» константам относятся величины осмотического давления, РН крови, к «пластичным» – показатели кровяного давления, температуры тела и т.д.

Из этого следует, что гомеостаз целого организма определяется содружественной и согласованной саморегулирующейся деятельностью различных функциональных систем. Функциональная система гомеостаза в целом представляет собой функциональную систему высшего порядка, организующую взаимодействие совокупности функциональных систем, полезными приспособительными результатами деятельности которых служит поддержание на необходимом организму уровне отдельных, но взаимосвязанных показателей внутренней среды.

Все вышесказанное позволяет уточнить, что функциональное состояние – это системный ответ организма, обеспечивающий его адекватность требованиям деятельности, поэтому главным содержанием функционального состояния является характер интеграции функций и особенно – регулирующих механизмов. Анализ функционального состояния как системной реакции включает в себя физиологические, психологические и социально-психологические оценки. Первые будут характеризовать человека как организм, вторые – как личность, третьи – как члена коллектива. Таким образом, функциональные системы различной степени сложности являются составными элементами функционального состояния человека-оператора.

3. Классификация функциональных состояний

Под функциональным состоянием понимается «интегральный комплекс наличных характеристик тех функций и качеств человека, которые прямо или косвенно обусловливают выполнение трудовой деятельности» (Медведев В.И., 1983).

17 стр., 8001 слов

Функциональные состояния человека

... надежности функциональное состояние характеризуется с точки зрения способности человека выполнять деятельность на заданном уровне точности, своевременности, безотказности. По показателям цены деятельности дается оценка функционального состояния со стороны степени истощения сил организма и ...

Из определения следует, что термин «функциональное состояние» может использоваться применительно к анализу состояния человека в процессе его жизнедеятельности. Под функциональным состоянием человекапонимается совокупность наличных характеристик тех функций и качеств, которые обусловливают успешность профессиональной деятельности.

Понятие функционального состояния предполагает его соотнесенность с понятием «человек-оператор», а значит и тесную связь с эффективностью деятельности. Под эффективностью деятельности мы понимаем оптимальность использования внутренних средств деятельности, обеспечивающих полноценное решение задачи при минимальных затратах.

Общую характеристику функциональных состояний человека, развивающихся в процессе летной деятельности, можно осуществлять с помощью двух основных критериев: надежности и цены деятельности.

Под надежностью понимается вероятность выполнения поставленных задач профессиональной деятельности в заданных параметрах.

Цена деятельности – это величина физиологических и психофизиологических затрат, обеспечивающих выполнение работы на заданном уровне.

На основании указанных критериев все функциональные состояния делятся на два класса: допустимые и недопустимые. Вопрос о принадлежности к тому или иному классу решается индивидуально в каждом конкретном случае. Нельзя считать состояние утомления недопустимым, хотя оно приводит к снижению эффективности деятельности и является следствием истощения психофизиологических резервов. Недопустимой является такая выраженность утомления, при которой эффективность деятельности выходит за нижние границы заданных параметров (оценка по критерию цены деятельности).

Используя данные критерии, а также учитывая степень напряжения регуляторных механизмов гомеостаза выделяют нормальные, патологические и пограничные функциональные состояния. В этой классификации необходимо учитывать такие категории, как здоровье и болезнь. Здоровье – это процесс сохранения и развития физиологических, биологических и психических функций, оптимальной трудовой и социальной активности при максимальной продолжительности активной творческой жизни (Казначеев, 1975).

Т.е. здоровье – это состояние, основным признаком которого является соответствие физиологических систем предъявляемым к ним требованиям. Когда же требования к физиологическим системам превышают их резервные возможности, появляются условия для поломки действующих адаптивных механизмов, утраты пластичности функциональных систем, т.е. развивается болезнь. Исходя из выше сказанного, к нормальным функциональным состояниям относятся те, при которых сохраняется заданный уровень деятельности, а ее психофизиологическая цена не превышает возможностей гомеостаза. При патологических функциональных состояниях необходимая надежность деятельности не обеспечивается, а ее цена превышает возможности гомеостаза. Пограничные функциональные состояния характеризуются снижением надежности деятельности или неадекватностью ее цены параметрам гомеостаза. Эти состояния являются по своей сути промежуточными, переходными, иначе говоря – донозологическими. В основе формирования и развития пограничных функциональных состояний лежат нарушения деятельности регуляторных механизмов, которые длительное время могут не отражаться на состоянии здоровья и работоспособности. В этой связи пограничные состояния могут быть допустимыми и недопустимыми. Например, если работоспособность снижается в допустимых пределах, а цена деятельности адекватна параметрам гомеостаза, то это состояние считается допустимым. Функциональное состояние, при котором надежность деятельности ниже заданных границ или ее психофизиологическая цена неадекватна параметрам гомеостаза, следует относить к недопустимым.

7 стр., 3371 слов

Функциональные состояния оператора

... психологии функциональное состояния оператора  анализируется на уровне работающего человека. Исходным понятием для анализа функциональных состояний является т.н. фоновое состояние, т.е. состояние вне деятельности, предшествующее деятельности. В нем можно выделить состояние покоя (спокойное бодрствование) и состояние оперативного ...

На основании критерия адекватности ответной реакции организма все состояния можно разделить на две группы – состояния адекватной мобилизации и состояния динамического рассогласования. Состояния адекватной мобилизации характеризуются полным соответствием степени напряжения функциональных систем организма требованиям, предъявляемым конкретной деятельностью. Это состояние может нарушаться под влиянием самых различных причин: продолжительности деятельности, ее повышенной интенсивности, развивающегося утомления и т.д. В этом случае возникают новые функциональные состояния динамического рассогласования, при которых ответная реакция организма неадекватна нагрузке, или требуемые психофизиологические затраты превышают возможности организма.

Описанные классификации являются общими для физиологии труда, внутри них могут быть охарактеризованы практически все функциональные состояния работающего человека. Среди возможных функциональных состояний характерных для летчиков, наибольшее практическое значение имеют следующие состояния: оперативного покоя, нервно-эмоционального напряжения, функционального комфорта, эмоциональной напряженности, монотонии, утомления, хронического утомления, переутомления.

4. Виды функциональных состояний человека-оператора

4.1. Состояние оперативного покоя.

Это функциональное состояние готовности к деятельности, его иногда называют предстартовым. В зависимости от сложности предстоящей деятельности, опытности человека-оператора, его мотивации, исходного функционального состояния и других причин, выраженность этого состояния может быть различной.

Нужно уточнить, что слишком раннее и выраженное предстартовое состояние из положительного фактора превращается в отрицательный, так как в этом случае к началу деятельности у оператора начинают появляться признаки утомления. Раннему и выраженному этого состояния способствуют следующие причины:

1. Неуверенность в своих возможностях (отсутствие должного опыта, навыков).

В этом случае состояние оперативного покоя начинает формироваться за 1,5-2 часа до начала деятельности.

2. Низкая эмоционально-волевая устойчивость оператора.

3. Отклонения в состоянии здоровья.

4.2. Состояние нервно-эмоционального напряжения.

Нервно-эмоциональное напряжение – функциональное состояние, возникающее в процессе деятельности, при которой доминирует эмоциональный компонент, придающий повышенную оценку всем иди каким-либо элементам деятельности. Оно присуще для тех видов деятельности, где велика опасность, либо очень высока ответственность.

4.3. Состояние функционального комфорта.

Функциональный комфорт – это такое функциональное состояние человека, которое характеризуется положительным эмоциональным отношением к выполняемой деятельности, оптимальным состоянием и взаимодействием всех звеньев системного ответа организма на требования деятельности и обеспечивает постоянно высокий уровень работоспособности. При этом состоянии достигается соответствие средств и условий труда функциональным возможностям человека. Состояние функционального комфорта способствует такой активации и мобилизации психофизиологических функций человека, которая не ведет их к быстрому истощению, а наоборот, обеспечивает их длительное сохранение и развитие. Сформировавшиеся функциональные системы работают эффективно и согласованно, активация регуляторных механизмов оптимальна, работоспособность высока.

4.4. Эмоциональная напряженность.

В процессе деятельности у оператора могут возникать ситуации, когда нервно-эмоциональное напряжение чрезмерно возрастает. В результате формируется особое функциональное состояние – эмоциональная напряженность (эмоциональный стресс), которое характеризуется:

1) временным понижением устойчивости психических и психомоторных (двигательных) функций;

2) выраженными вегетативными реакциями;

3) снижением профессиональной работоспособности.

Факторы, способствующие формированию состояния эмоциональной напряженности, могут быть объединены в 4 группы:

1. Несоответствие знаний, умений и навыков предъявляемым к оператору требованиям (поэтому напряженность чаще встречается на этапах обучения).

2. Неблагоприятные индивидуально-психологические качества оператора (профессионально важные качества не полностью соответствуют требованиям, предъявляемым летной деятельностью).

3. Отклонения в состоянии здоровья.

Проявления эмоциональной напряженности можно условно разделить на три группы:

1. Эмоционально-моторные нарушения проявляются в общей скованности, «одеревенелости» или, наоборот, суетливости, неправильной напряженной позе; в зажиме рычагов управления и несоразмерных усилиях, прилагаемых к органам управления; в расстройстве координации движения.

2. Эмоционально сенсорные нарушения выражаются в замедлении процессов восприятия; увеличении латентного периода анализаторных систем; в снижении мышечного чувства.

3. Эмоционально-интеллектуальные нарушения проявляются в замедлении мышления и снижении его критичности; в появлении немотивированных действий; в снижении памяти, вплоть до забывания самых простых инструкций.

Все эти нарушения сопровождаются выраженными вегетативными реакциями и приводят к значительному снижению профессиональной работоспособности.

По степени выраженности эмоциональная напряженность оператора может колебаться в широких пределах: от кратковременной, носящей ситуационный характер, вплоть до резко выраженной и длительной. не исчезающей, несмотря на активные врачебно-педагогические меры.

Состояние эмоциональной напряженности – это пограничное функциональное состояние, которое может привести к развитию у оператора психической и психосоматической патологии. Так, по данным А.И. Вайсмана

(1985) практически у всех водителей-дальнобойщиков в конце маршрута отмечаются выраженные проявления эмоциональной напряженности. Все это (со временем) в 70% случаев является причиной заболеваний сердечно-сосудистой системы.

4.5. Монотония

Монотония – особое функциональное состояние, возникающее в процессе монотонной работы на фоне комплексного действия комбинации факторов.

Субъективными проявлениями состояния монотонии являются скука, апатия, притупление внимания, искажение чувства времени, флуктуация функции бдительности, сонливость, раздражительность, вялость, чувство усталости и т.д.

На фоне монотонии у многих операторов периодически развиваются так называемые «трудные психические состояния» – дремотные состояния и состояния кратковременной психической оглушенности.

Начальной стадией развития дремотного состояния, например у водителей, является общее снижение уровня бодрствования, сопровождающееся замедлением процессов восприятия и переработки приборной информации, а также снижением скорости двигательных реакций. За этим могут следовать моменты выраженного снижения бдительности, а иногда и кратковременные провалы в сонное состояние, вплоть до развития тормозных (гипнотических) фаз. Развивающиеся в дремотных состояниях гипнотические фазы способствуют яркости и красочности иллюзорных и галлюцинаторных образов.

Значительное влияние на самочувствие и работоспособность оператора в длительном полете оказывает дискомфорт, вызываемый пребыванием в неудобной рабочей позе. Болезненность в первую очередь появляется в области ягодиц и поясницы, затем в области бедер. Начиная с 5-го часа полета, боли распространяются на область спины, а к 10 – 13 ч – на область шеи, плеч, голеней и стоп, захватывая все основные мышечные группы тела.

Длительное пребывание в вынужденной позе вызывает снижение тонуса мышечной системы и уменьшение объема циркулирующей крови в результате ее депонирования в сосудах нижних конечностей и области малого таза и, как следствие – снижение переносимости летчиком пилотажных перегрузок (как по времени переносимости, так и по максимальному их значению).

4.6. Утомление.

Утомление – это нормальное функциональное состояние человека, возникающее в процессе профессиональной деятельности, характеризующееся изменениями физиологических функций и психического состояния, умеренным снижением работоспособности.

Причины развития утомления можно объединить в 3 группы факторов. К первой относятся интенсивность и длительность профессиональной нагрузки. Вторая группа включает воздействие на организм оператора факторов профессиональной деятельности. К третьей группе относятся нарушения режима труда и отдыха, предболезненные состояния, вредные привычки и др. эти факторы сами по себе не вызывают утомление, однако способствуют его развитию.

Отмечается появление чувства усталости к концу работы, вялость, разбитость. Внешне острое утомление у человека может проявляться шаткой походкой, неточными, вялыми движениями, покраснением или побледнением кожи, одышкой, повышенным потоотделением.

При утомлении прежде всего изменяется регуляция деятельности физиологических систем организма, нарушается устойчивость вегетативных функций, ухудшаются результаты функциональных проб. Наиболее ранним признаком утомления является снижение психофизиологических резервов, которые определяются по способности оператора решать дополнительные задачи на фоне основной деятельности. Острое утомление сопровождается повышением реактивной тревожности, ухудшением самочувствия, активности, настроения. Отмечается возрастание частоты сердечных сокращений, частоты и минутного объема дыхания, лабильности пульса и артериального давления.

Можно обнаружить изменения в характере функционирования всех систем организма, начиная от сердечно-сосудистой, центральной нервной и заканчивая такими, казалось бы, не связанными с непосредственной работой системами, как пищеварительная и выделительная.

Основной теорией, наиболее полно раскрывающей механизмы формирования утомления, считается центрально – корковая. Деятельность коры головного мозга при динамической работе заключается в ритмическом чередовании процессов возбуждения и торможения, при статической работе – в постоянном напряжении процессов возбуждения и торможения. Обладая определенными энергетическими ресурсами, клетки центральной нервной системы расходуют их в процессе активной деятельности. Имеется оптимальный уровень резервов, при снижении которого активность клеток падает. Причем снижение активности клеток является не только результатом истощения энергетических ресурсов, но и следствием развития в центральной нервной системе процесса торможения.

При длительной и напряженной деятельности в результате последовательной смены возбудительного и тормозного процессов в коре головного мозга в первую очередь ослабевает внутреннее торможение, ведущее к нарушению уравновешенности нервных процессов. В этом случае имеет место иррадиация процессов возбуждения с вовлечением в деятельность других нервных центров. В результате происходит рассогласование физиологических функций, нарушение координации двигательных актов, снижается работоспособность.

4.7. Хроническое утомление

Хроническое утомление – это пограничное функциональное состояние летчика, возникающее в результате многократного воздействия интенсивной профессиональной нагрузки, характеризующееся наличием субъективных и объективных признаков утомления до начала работы, выраженным напряжением физиологических функций, значительным снижением работоспособности.

4.8. Переутомление.

Переутомление – это патологическое функциональное состояние, возникающее в результате многократного длительного воздействия интенсивной профессиональной нагрузки, характеризующееся выраженными изменениями физиологических функций и резким снижением эффективности деятельности. Переутомление часто подменяется следующими понятиями: астения, астеническая реакция, астенический, неврозоподобный, неврастеноподобный, астенодепрессивный синдром, невроз истощения, псевдоневроз ситуации и др.

4.9. Патогенетические механизмы и классификация астенических состояний

Как правило, в клинической феноменологии любого вида ас­тении присутствуют два ряда признаков. Причем первый чаще характеризуется обилием жалоб и субъективными переживания­ми пациента. Второй же определяется объективными признаками снижения функциональных возможностей организма, как в фи­зическом, так и в психоэмоциональном и интеллектуальном от­ношении.

Следует подчеркнуть, что нарушения деятельности нервной системы обычно являются первыми признаками патогенного воз­действия экстремальных факторов или значительного нервно-психического напряжения.

А. Г. Панов и B.C. Лобзин (1975) разделили экстремальные фак­торы, приводящие к формированию физиогенных астений, на четыре основные группы:

1. Физиологические воздействия и нагрузки на специфичес­кие анализаторные и эффекторные функциональные системы, пороговые по интенсивности и временным показателям. К их числу могут быть отнесены условия деятельности, связанные со зрительным и слуховым напряжением, избыточной информаци­ей и сенсорной изоляцией либо перцепторной депривацией, фи­зическим переутомлением и гипокинезией, перегреванием и пере­охлаждением и др.

В этой группе физиологические по существу факторы стано­вятся экстремальными, выходя за пределы физиологического оп­тимального диапазона как в одну, так и в другую сторону (за предел максимального или минимального порогов).

Иными сло­вами, они могут быть полярными по силе, длительности и каче­ственным параметрам.

2. Необычные для организма воздействия, по отношению к которым отсутствуют филогенетически выработанные механиз­мы адаптации, либо не существует специфической воспринима­ющей анализаторной системы. К этой группе относится действие проникающей радиации, электромагнитного поля, ультразвука, атмосферных (метеорологических) перепадов, СВЧ-полей, час­тично невесомости и некоторых других факторов.

3. Необычные условия жизни и труда со значительным и дли­тельным сдвигом стереотипов биологических ритмов, объединяе­мые понятием десинхроноза. Примером может быть нарушение суточной периодики сна и бодрствования, создающей предпо­сылки для диссоциации в работе разных функциональных систем.

4. Для ряда профессий экстремальность условий работы опре­деляется не столько характером внешних воздействий, сколько социально-психологическими обстоятельствами, прежде всего психоэмоциональной напряженностью, связанной с сознанием ответственности или жизненной значимости (иногда престиж­ности), правильной оценки информации и готовности к адек­ватной реакции. Примером может быть работа операторов, лет­чиков, испытателей летательных и иных скоростных аппаратов, ряда военных специалистов и др.

Психоэмоциональное напряжение и перенапряжение могут быть обусловлены также фактором непрерывности и строгой под­чиненности следования рабочих операций в зависимости от по­стоянно поступающей информации (водительские профессии, конвейерное производство, автоматические системы управления), необычностью и избыточностью информации при лимитирован­ной по времени и по способу выполнения психомоторной и ин­теллектуальной деятельности. Для ряда специалистов усложне­ние управления механизмами при возросших темпах работы представляет собой источник конфликта между техническими воз­можностями механизмов с пропускной способностью анализа­торов и индивидуальными темпами психомоторных реакций.

Отсутствие общепринятой классификации астенических со­стояний является следствием полиэтиологичности этих рас­стройств, сложного взаимопереплетения в каждом конкретном случае психогенных, цереброгенных и соматогенных факторов, преморбидных личностных особенностей, влияния сопутствую­щих заболеваний, а также социальных факторов. Все эти факто­ры чрезвычайно сложно отграничить один от другого и поэтому весьма трудно дифференцировать различные расстройства асте­нического круга.

Для эффективного проведения лечебно-диагностических мероприятий необходимо разграничивать такие понятия как утомление и астения (таблица).

Дифференциальная оценка утомления и астении

Показатель

Утомление остр.

Утомлен. хрон.

Астения

Причины возникновения

Кратковременное воздействие интенсивной нагрузки

Многократное

Воздействие интенсивной

Нагрузки

Многократное длительное воздействие чрезмерно

Интенсивной нагрузки на фоне измененного состояния

Организма

Эффективность

И качество ра-

Ботоспособнос-

ти

Не нарушается,

Иногда снижается

Существенно нарушаются

Резко снижаются, вплоть до появления грубых оши-

Бочных действий

Отношение к

работе

Нормальное

Снижение интереса, чувство

напряженности

неуверенности

Потеря интереса, безразличие, снижение осмотритель-

Ности, снижение бдительности.

Самочувствие

Усталость после

Работы, ощуще-

Ние вялости,

разбитости

Постоянное чувство усталости в

течение работы,

слабость,

снижение аппе-

тита

Непоходящее чувство усталости без нагрузки, апатия,

Раздражительности,боли в сердце, потеря аппетита,

Инсомния.

Сон

Не нарушен.

Иногда затруднено засыпание

Трудное засыпанние и пробуждение, прерывистый сон

Трудное засыпание, пробуждение, бессоница, сонли-

Вость днем.

Функциональн.

Нарушения

Снижение чув-

ствительности,

нарушение вегетативных функций

То же что и при

астении

Выраженное снижение чувствительности анализаторов,

Нарушение вегетативных функций, ухудшение психи-

Ческих процессов, изменение биохимических показате-

Лей, нарушение неврологического статуса

Мероприятия

восстановленя

нормального

состояния

Кратковременн.

отдых

Продолжительн.

отдых

Лечение и медицинская реабилитация

Утомление-физиологическое состояние организма человека, возникающее в результате деятельности и характеризующиеся снижением работоспособности и изменением ряда физиологических функций. При утомлении после 8-и часового сна происходит полное восстановление функционального состояния организма и работоспособности. Если этого не происходит, то развивается пере­утомление.

Астения — это патологическое состояние организма, характе­ризующееся качественными изменениями функционального со­стояния, вызванными чрезмерным расходованием энергетичес­ких веществ центральной нервной системы.

К объективным признакам астении относятся: повышенная потливость, одышка, уменьшение массы тела, учащение сер­дечных сокращений (при длительном действии монотопии и ги-покинезии может наблюдаться их урежение), расстройства вни­мания, памяти и мышления, атипичные реакции на физичес­кую функциональную пробу, которая, как правило, не доводит­ся до конца и часто сопровождается нулевым тоном на локтевой артерии при определении артериального давления. Главным объек­тивным критерием астении является резкое снижение уровня профессиональной работоспособности.

При хроническом утомлении и астении отмечаются вялость, сонливость, вспышки раздражительности. В сознании преобладает чувство усталости, разбитости. Мотивы деятельности сменяются мотивами отказа от нее и последующей апатией. Для продолжения работы требуются значительные волевые усилия и внешние сти­мулы. Теряется интерес к деятельности. В результате наблюдается ухудшение профессиональных навыков, в особенности наиболее сложных и недавно закрепленных, характерна повышенная от-влекаемость внимания, затруднение распределения внимания. Это особенно опасно при непрерывной деятельности (управление спе­циальной техникой, слежение за приборами и т.п.).

Выраженная астенизация характеризуется сниженным уров­нем работоспособности, неустойчивой профессиональной адап­тацией, повышенной склонностью к болезненной фиксации пе­реживаний, эмоциональной лабильностью с низкой самокри­тичностью и склонностью маскировать свое состояние, высоким уровнем тревоги, снижением самочувствия, отчетливым появ­лением соматических жалоб.

12