Содержание:
Введение 2
Глава 1. Понятие социально-психологической адаптации в современной науке 5
Глава 2. Проблемы социально-психологической адаптации военнослужащих, уволенных в запас 14
Глава 3. Исследования механизмов и особенностей адаптации граждан, уволенных с военной службы и пути помощи данной категории населения 24
Заключение 31
Список литературы: 33
Введение
В наш век, полный различными экономическими и социальными потрясениями, всё большее внимание уделяется вопросам социально-психологической адаптации личности к меняющимся условиям жизнедеятельности. Особое внимание уделяется проблемам социально-психологической адаптации военнослужащих, уволенных в запас. С 1992 года началось реформирование и сокращение Вооруженных Сил РФ, которое затрагивает судьбы сотен тысяч кадровых военнослужащих. Многие из них вынуждены расставаться с Вооруженными Силами и адаптироваться в новой социальной среде — гражданской жизни. Все это происходит на фоне глубоких перемен в обществе, обострения многих социальных проблем: непрерывного роста цен на все без исключения виды товаров и услуг, постоянного сокращения производства, роста безработицы, резкой дифференциации населения по уровню доходов.
За последние годы в направлении социально-психологической адаптации предприняты активные действия: внедряются новые формы и технологии социальной работы с гражданами уволенными с военной службы; перестраивается пенсионная система; принят и начал действовать новый Трудовой кодекс; развивается система переподготовки и повышения квалификации бывших военнослужащих.
В основу реформ, проводимых в области социальной адаптации военнослужащих, уволенных с военной службы, положен принцип адресной направленности социальной помощи, сутью которой является конкретизация сосредоточения государственных ресурсов на удовлетворение потребностей для тех, кто наиболее нуждается в этой помощи.
Среди проблем, с которыми сталкиваются граждане, уволенные с военной службы по контракту, — вопросы занятости и профессиональной переподготовки, обеспечение жильем; низкий уровень социальной обеспеченности, падение экономической стабильности, психологическая адаптация, социальная реабилитация и т.д.
Адекватное решение вопросов социально — психологической адаптации военнослужащих как важнейшей части комплексной проблемы их социальной защищенности, имеет сегодня не узкоспецифическое и даже не институциональное, а общесоциальное значение и настоятельно требует разработки новых подходов в изменившихся социально — политических и экономических условиях.
Биологический, психологический, социально-психологический и социальный ...
... на рисунке 2. СОЦИАЛЬНЫЙ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ БИОЛОГИЧЕСКИЙ Рисунок 2. Уровни реализации компенсаторных процессов Человек — существо ... Д. Реабилитация детей-инвалидов.М., 1995. 3. Воложин А. И., Субботин Ю. К. Адаптация и компенсация — универсальный биологический механизм приспособления.М., 1987. 4. Кабанов ...
В настоящее время в России практическая реализация социально — психологической адаптации бывших военнослужащих и членов их семей только начинает складываться. Как и любое новое для общества направление социальной политики, оно не определило своего устойчивого места в сложившейся системе социальных отношений, что связано как с недостаточной разработанностью научного обеспечения, так и с недостатком подготовленных кадров. Кроме того, остро стоит вопрос о разработке организационных моделей деятельности социальных служб, психологического и методического обеспечения деятельности работающих в них психологов, медиков и социальных работников.
Острота и высокая общественная значимость перечисленных выше проблем, их недостаточная научная разработанность определили во многом тему данного исследования.
Проблема данного исследования состоит в определении и раскрытии понятия социально-психологической адаптации и в изучении особенностей её протекания у военнослужащих, уволенных в запас.
Объектом исследования является процесс социально-психологической адаптации граждан, уволенных из рядов вооруженных сил РФ.
Предметом исследования являются проблемы социально-психологической адаптации бывших военнослужащих.
Цель данной исследовательской работы изучить литературу по данной проблематике, обобщить и систематизировать изученный материал.
Степень научной разработанности проблемы.
Проблемам социальной — психологической адаптации посвящено большое количество научных трудов отечественных и зарубежных ученых по общей и социальной психологии [С.Л. Рубинштейн, Г.М. Андреева, К.А.Абульханова — Славская, А.А. Бодалев, И.С.Кон, В.В. Новиков, Е.С.Кузьмина, Б.Д. Парыгин, К.К. Платонов, А.П. Фетискин]; гуманистической психологии [А. Маслоу, К. Роджерс, Р. Мэй, В. Франки, Б.С. Братусь, Д.А. Леонтьев]; социальной работе [Е.И. Холостова, В.В.Козлов, Н.Ф. Дементьева]; психоанализе [З.Фрейд, А. Адлер, М.М.Решетников]; военной психологии [А.Д. Глоточкин, М.И.Дьяченко, Б.Колодзин, К.К. Платонов, М.П.Коробейников, А.Ф. Шикун].
Глава 1. Понятие социально-психологической адаптации в современной науке
Изучение проблемы социально-психологической адаптации личности или группы к новым жизненным условиям требует подробного рассмотрения состояния проблемы адаптации в социальной психологии, анализа содержания понятия, как «социально-психологическая адаптация». Не претендуя на полный анализ и освещение указанного понятия, попробуем их рассмотреть в той мере, в какой оно помогут нам раскрыть вопрос о специфике адаптации личности/группы в новых условиях существования.
В многочисленном потоке литературы адаптация рассматривается в широком и узком смысле этого слова. В широком, философском, аспекте под адаптацией понимают «… любые взаимодействия индивида и среды, при которых происходит согласование их структур, функций и поведения» [9. С.135]. В работах, выполненных в этом аспекте, адаптация рассматривается как способ связи личности и макросоциума, подчеркивается смена общественного положения человека, приобретение новой социальной роли, т.е. адаптация соотносится с социализацией [20, 23].
Общение как условие социальной адаптации и формирования личности ...
... разделами. В первом разделе рассматривается вопрос: общение – как условие социальной адаптации и формирование личности детей с ЗПР – теоретико-методологический аспект. Во втором разделе ... глубокого проникновения в структуру дефекта детей данной категории. Общение – сложный социально – психологический процесс взаимодействия субъектов. Взаимодействие индивидов начинается с того, что человек ...
Адаптация в узком, социально-психологическом, значении рассматривается как взаимоотношения личности с малой группой, чаще всего – производственной или студенческой. То есть, с точки зрения социальной психологии, процесс адаптации понимается как процесс вхождения личности в малую группу, усвоение ею сложившихся норм, отношений, занятие определенного места в структуре отношений между ее членами. Особенности социально-психологического изучения адаптации заключаются в том, что, во-первых, отношения индивида и общества рассматриваются как опосредованные малыми группами, членом которых является индивид, во-вторых, малая группа сама становится одной из сторон, участвующих в адаптационном взаимодействии, образуя новую социальную среду – сферу ближайшего окружения, к которому приспосабливается человек [11].
Другими словами, адаптация рассматривается как процесс изменения взаимодействующих сторон. Личность, входя в новое социальное окружение, определенным образом меняет систему своих отношений. В свою очередь, группа реагирует на появление новичка корректировкой своих норм, традиций, правил. В работах данного направления больший акцент ставится на личность, именно ей отводится решающая роль в процессе адаптации. Вместе с тем можно назвать работы по проблеме адаптации, объектом исследования которых является группа как активный участник адаптивного взаимодействия, а не как среда, к которой приспосабливается человек. В этом качестве ее характеризует так называемая «адаптирующая способность группы» [35. С.56].
Прикладные аспекты проблемы социально-психологической адаптации разрабатываются многими учеными по целому ряду направлений: адаптация личности в различных группах и коллективах (Георгиева, 1985; Свиридов,1974; Таранов,1976; Ходаков,1976; Хохлова, 1981 и др.); в различных сферах учебной (Гапонова, 1994 и др.), трудовой, производственной деятельности (Жмыриков,1989; Прохватилов, Шалыто,1989 и др.), при различных психосоматических и невротических заболеваниях (Бурлачук, Коржакова, 1992; Барлас, 1994) и др.
Среди большого количества разрабатываемых учеными проблем адаптационного процесса, пожалуй, наиболее интенсивно изучалась проблема социальной адаптации рабочего на производстве. Недаром начиная с 70-х годов в социальной психологии равнозначно применяются два понятия «социальная адаптация» и «производственная адаптация». «На тождественность использования данных терминов указывает тот факт, что как в той, так и в другой исследователями выделяются две отдельные составляющие: профессиональная и социально-психологическая адаптация» [2. С. 16].
Ряд плодотворных изысканий в направлении изучения социально-психологической адаптации личности в различных сферах производственного коллектива было осуществлено научным коллективом Лаборатории социальной и экономической психологии Института психологии РАН (В.Н.Безносиков, А.Л.Журавлев, О.И.Зотова, Л.В.Ключникова, И.К.Кряжева, В.П.Поздняков, С.Н.Пустовалов, Е.В.Таранов и др.).
Понятие, социально-психологическая характеристика группы
... 4) организационные (структурные) характеристики группы; 5) взаимосвязь; 6) взаимодействие членов группы. Понятие, социально-психологическая характеристика группы Понимание того, что представляет собой группа с точки зрения социальной, юридической ...
Для нашего теоретического исследования проблем социально-психологической адаптации особенно важны выводы этих ученых о том, что «адаптация происходит тогда, когда социальная среда способствует реализации потребностей и стремлений личности, служит раскрытию и развитию ее индивидуальности» [15. С.219]. Социально-психологическая адаптация личности в данном случае определяется «степенью реализации личностного потенциала в конкретных условиях деятельности, наличием условий (в том числе психологических) для свободного проявления сущностных сил» [18. С.203].
Изменение социокультурной среды это наиболее сложная проблема с который сталкиваются военнослужащие, которые увольненяются в запас. Анализ теоретических подходов к адаптации личности/группы к иной этно- и социокультурной среде показывает, что вхождение индивидов в иную культуру, как правило, сопровождается глубоким психическим потрясением, так называемым «культурным шоком». Культурный шок – это шок от встречи с новой и незнакомой культурой. Он почти всегда ощущается как неприятный отчасти потому, что он неожидан, а отчасти потому, что он может привести к негативной оценке собственной культуры .
Культурный шок может играть позитивную роль и в том случае, когда первоначальный дискомфорт ведет к принятию новых ценностей и моделей поведения и, в конечном счете, служит источником саморазвития и культурного роста.
Исходя из этого, Дж. Берри даже предложил вместо термина «культурный шок» использовать понятие «стресс аккультурации»: по его мнению, слово «шок» ассоциируется только с негативным опытом, а в результате межкультурного контакта возможен и положительный опыт – оценка проблем и их преодоление.
В связи с этим в последнее время акцент ученых все больше и больше смещается с клинических позиций в сторону психологии межгрупповых и межкультурных отношений. Так, С. Бочнер выделяет четыре максимально общие категории последствий межкультурного контакта для группы (в историческом ракурсе):
§ геноцид, т.е. уничтожение противостоящей группы;
§ ассимиляция, т.е. постепенное добровольное или принудительное принятие обычаев, верований, норм доминантной группы вплоть до полного растворения в ней;
§ сегрегация, т.е. курс на раздельное развитие групп;
§ интеграция, т.е. сохранение группами своей культурной идентичности при объединении в единое сообщество на новом значимом основании.
Автор данной модели называет и четыре возможных результата межкультурных контактов для индивида. В процессе адаптации «перебежчик» отбрасывает собственную культуру в пользу чужой, «шовинист» — чужую в пользу собственной, «маргинал» колеблется между двумя культурами, «посредник» синтезирует две культуры, являясь их связующим звеном .
Сходная концептуальная схема аккультурации – последствий межкультурного контакта для группы – предложена Дж. Берри. Он показал сложность и конфликтность процесса аккультурации: люди не могут легко и безболезненно изменяться, адаптируясь в инонациональной среде. Процесс аккультурации может быть реактивным – усиливающим сопротивление изменениям в контактирующих культурах, творчески стимулирующим появление новых элементов и культурных форм, которые не встречались до контакта ни в одной из культур, и запаздывающим в восприятии изменений, проявляющихся после контакта. Дж. Берри определяет аккультурацию как результат взаимодействия культурных и психологических процессов.
Влияние мотивационного фактора на показатели успешности адаптации ...
... инициативы и ясным определением собственного будущего. Более специфическое понимание социально-психической адаптации личности представляет значительный интерес для нас, поскольку в нем содержится ... науки и отражая актуальные проблемы, волнующие человечество и различные исторические периоды. Актуальность исследования обусловлена тем, что уровень социально-психологической адаптации и мотивации личности ...
По мнению Дж. Берри, аккультурацию обусловливают два одномерно действующих фактора, которые и определяют четыре основные стратегии. Этими факторами являются поддержание культуры (в какой степени признается важность сохранения культурной идентичности) и участие в межкультурных контактах (в какой степени следует включаться в иную культуру или остаться среди «своих»).
В зависимости от комбинации ответов на эти два важнейших вопроса Дж. Берри определил четыре стратегии, которые он назвал стратегиями аккультурации:
u ассимиляция, когда группа и ее члены теряют свою культуру, но поддерживают контакты с другой;
u сепарация, когда группа и ее члены, сохраняя свою культуру, отказываются от контактов с другой;
u маргинализация, когда группа и ее члены теряют свою культуру, но не устанавливают тесных контактов с другой культурой;
u интеграция, когда каждая их взаимодействующих групп и их представители сохраняют свою культуру, но одновременно устанавливают тесные контакты с другой культурой.
Предполагается, что недоминантные группы и их члены свободны в выборе стратегии аккультурации, но это не всегда так. Когда доминирующая группа ограничивает выбор или вынуждает к определенным формам аккультурации, тогда эти явления определяются иными понятиями.
Только интеграция может быть добровольно избранной и успешной стратегией аккультурации, если основными установками доминирующей группы являются открытость и толерантность по отношению к культурным различиям . ……………
Заключение
Обеспечение успешной социально-психологической адаптации военнослужащих запаса – это проблема и личностная, и государственная. Решение этой проблемы даст возможность людям безболезненно перейти к новым видам деятельности, позволяет обществу эффективно использовать подготовленных специалистов в интересах экономического развития, поможет данной категории населения на равных конкурировать на рынках труда.
В настоящее время эффективность системы переподготовки военнослужащих и членов их семей осложняется рядом причин. Среди них можно отметить такие факторы:
• сложность в определении видов профессий, гарантирующих трудоустройство с высокой степенью вероятности;
• ограничение возможности переподготовки специалистов с высшим образованием без снижения их социального статуса;
• низкая информированность военнослужащих о конъюнктуре рынка труда и его динамике и, как следствие, наличие субъективной уверенности в трудоустройстве по имеющейся профессии и квалификации;
• стремление осуществить переподготовку без изменения профессионального уровня в кратчайшие сроки.
Вынужденная смена профессии в зрелом возрасте – это всегда очень трудный процесс, часто ведущий к неадекватным переживаниям, шоковому состоянию. Это приводит к подмене трезвого рационального расчета эмоциями, что в свою очередь – к ошибкам и только усугубляет положение человека, стоящего перед выбором.
Профессиональная переориентация как самостоятельная деятельность военнослужащих, уволенных в запас, по поиску и подбору новой работы должна строиться не на случайных советах со стороны или эмоциональных оценках ситуации, а на понимании общих закономерностей этого процесса, прогнозировании своих возможностей и изменении психического состояния, знании основных факторов, влияющих на успех перехода от военной жизни к гражданской.
Социально-психологические механизмы формирования личности преступника
... выделение значимого сигнала из общего звукового фона); 3.Социально-перцептивная установка – стереотипы восприятия социально значимых объектов (например, наличие татуировок интерпретируется как признак криминализованной личности); 4.Когнитивная – познавательная ус
Список литературы:
1. Барлас Т.В. Особенности социально-психологической адаптации при соматических и невротических нарушениях // Психол.журн. 1994. Т.15. № 6. С.114-122.
2. Безносиков В.Н. Динамика первичной производственной адаптации молодых рабочих на промышленном предприятии: Дис. … канд.психол. наук. М., 1986. 189 с.
3. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л., 1988.
4. Бирюля Е.И. «Социально-психологическая адаптации увольняемых в запас» mil.ru/
5. Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. Индивидуально-психологические особенности больных сердечно-сосудистыми заболеваниями в процессе социальной адаптации // Психол.журн. 1992. № 3. С. 112-120.
6. Векторы: Россия – НАТО. Информационный бюллетень. № 10. 2005. С. 13
7. Вершинина Т.Н. Взаимосвязь текучести и производственной адаптации рабочих. Новосибирск, 1986.
8. Военно-социологические исследования. Сборник статей №1 (13) Москва 2006
9. Волков Г.Д., Оконская Н.Б. Адаптация и ее уровни // Философия пограничных проблем науки. Пермь, 1975. Вып. 7. С. 134-142.
10. Гапонова С.А. Особенности адаптации студентов вузов в процессе обучения // Психол.журн. 1994. № 3.
11. Георгиева И.А. Социально-психологические факторы адаптации личности в коллективе: Автореф. дис. …канд.психол.наук. Л., 1985. 22 с.
12. Гриценко В.В. Социально-психологическая адаптация переселенцев в России. М., 2002.
13. Дохолян С.С. Роль внушаемости в динамике адаптации студента // Воспитание, обучение и психическое развитие: Тез. науч. сообщ. сов.ученых к VI Всесоюз.съезду О-ва психологов СССР. М., 1983. Ч. II. С. 335-337.
14. Жмыриков А.Н. Диагностика социально-психологической адаптированности личности в условиях деятельности и общения. Л., 1989.
15. Зотова О.И., Кряжева И.К. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности //Психологические механизмы регуляции социального поведения / Отв. ред. М.И. Бобнева, Е.В. Шорохова. М., 1979. С. 219- 232.
16. Кирильцева А.А. Психологические особенности производственной адаптации выпускников профессионально-технических училищ и средней школы // Вопр.психологии. 1980. № 4. С.118-123.
17. Кравченко Н. Поддержка бывших военнослужащих // Человеческие ресурсы. 2005. № 2. С. 24.
18. Кряжева И.К. Социально-психологические факторы адаптированности рабочего на производстве //Прикладные проблемы социальной психологии. М., 1983. С.203-213.
19. Кузнецов П.С. Концепция социальной адаптации. Саратов, 2000.
20. Кухарева Т.А. Адаптация молодых специалистов-инженеров: Автореф. дис. … канд. психол наук. Л., 1980. 24 с.
21. Марковкина С.Г. Особенность адаптации пожилых //Социол. исслед. 1997. № 12. С. 48-50.
22. Маслоу А. Мотивация и личность. Спб., 1999.
23. Милославова И.А. Понятие и структура социальной адаптации: Автореф. дис. … канд. философ. наук. Л., 1974. 24 с.
Социально-психологические теории личности
... стадии, адаптация личности)…………………………………………………………...9 1.4 Асоциализация, десоциализация и ресоциализация личности…………15 Глава 2 Социально-психологические теории личности 2.1 Специфика социально-психологического подхода к пониманию Личности……………………………………………………………………….18 2.2 Характеристика социально-психологических теорий личности……….19 ...
24. Осипов Г. В. Социальное мифотворчество и социальная практика. — М.: Изд. НОРМА, 2000. С. 56.
25. Осухова Н.Г., Лотова И.П., Калиничев В.Л. Социально- психологическая адаптация кадровых военнослужащих, уволенных в запас или отставку: теория и практика. /Под ред. Н.Г. Осуховой, И.П. Лотовой — М., 2001. С. 44.
26. Прохватилов А.А., Шалыто А.Ю. Управление процессом адаптации работников в трудовом коллективе // Психологическое обеспечение социального развития человека / Под ред А.А.Крылова. Л., 1989. С. 124-129.
27. Пустовалов С.Н. Роль социально-психологических факторов в процессе адаптации иногородних рабочих: Автореф. дис. …канд.психол.наук. М., 1984. 20 с.
28. Свиридов Н.А. Социальная адаптация личности в трудовом коллективе. Л., 1974.
29. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М., 1998. Вып. III.
30. Сухарев А.В., Брюн Е.А. Сравнительное психологическое исследование этнофункциональных рассогласований у страдающих героиновой наркоманией, алкоголизмом и аффективными расстройствами // Психол.журн. 1998. Т.19, № 3. С. 90-97.
31. Сущность, формы и факторы социальной адаптации / Под ред. В.Э. Тамарина. Барнаул, 1977.
32. Таранов Е.В. Социально-психологические проблемы адаптации молодого рабочего: Дис. … канд.психол наук. М., 1976. 200 с.
33. Филиппова Е.И. Вынужденные мигранты в Псковской области: проблемы адаптации // Русские в новом зарубежье: миграционная ситуация, переселение и адаптация в России / Отв. ред. С.С. Савоскул. М., 1997. С. 312-345.
34. Ходаков А.И. Социально-психологические условия адаптации молодого рабочего в производственном коллективе. Л., 1976.
35. Хохлова А.П. Межличностное восприятие как один из психологических механизмов адаптации личности в группе // Проблемы коммуникативной и познавательной деятельности личности. Ульяновск, 1981. С. 52-56.
36. Чимбеленге К.У. Процессы адаптации и реадаптации в структуре профессионализации личности. Ярославль, 1996.
37. Шпак Л.Л. Социокультурная адаптация: сущность, направление, механизмы реализации: Дис. …д-ра социол. наук. Кемерово, 1992 . 398 с.
38. Шустова Н.Е. Социальная адаптация личности: Автореф. дис. … канд. социол. наук. Саратов, 1999. 24 с.