Проблемы социализации современной молодежи
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
ГЛАВА 1. СОЦИАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖИ
1.1. Социализация как социальная и научная проблема
1.2. Проблема социализации человека в западной философии
1.3. Формы социализации
ГЛАВА 2. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ
2.1. Кризис традиционных форм социализации молодежи
2.2. Становление государственной молодежной политики
2.3. Методологические проблемы современной социализации
Заключение
Библиография
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Как это ни покажется парадоксально, но актуальность той или иной проблемы является производной в какой-то степени от усилий философии. Именно философия нередко определяет, что актуально или неактуально сегодня. Сделать это ей позволяет ее постоянная нацеленность на фундаментальные свойства и проблемы бытия. Трудно не согласиться с мыслью К.Ясперса, который следующим образом определил, что есть философ: «Философ — нечто большее, чем просто познающий. Его характеризует и материал, который он познает, и происхождение этого материала. В личности философа присутствует время, его движение, его проблематика, в ней силы времени необычайно жизненны и ясны. Философ представляет собой то, что есть время, и представляет субстанциально, тогда как другие отражают лишь части, уклонения, опустошения, искажения сил времени. Философ — сердце в жизни времени, но не только это, — он способен выразить время, поставить перед ним зеркало и, выражая время, духовно определить его. Поэтому философ — человек, который всегда готов отвечать всей своей личностью, вводить всю ее в действие, если он вообще где-либо действует.» (24, с.556).
Не случайно проблеме времени в ее специфически-социальном преломлении уготовано занять одно из центральных мест в данной работе.
Современная цивилизация, взятая в ее простейшем понимании как все совокупное многообразие стран и народов, переживает в ХХ веке колоссальные, глобальные эволюционные и революционные изменения количественного и качественного характера. При этом скорость и глубина происходящих в различных странах и регионах социальных процессов далеко неравномерна. Не равны как стартовые условия, так и последствия происходящих изменений. Общество и культура в целом находятся на перепутье, ищут исторические альтернативы — где-то методом проб и ошибок, где-то опираясь на эмпирические и теоретические изыскания экономистов, социологов, психологов и т.д. В конце концов, в своих поисках идентификации и репрезентации собственных состояний и изменений они упираются в неразвернутость, неразвитость и недостаточную разработанность собственных философских оснований деятельности в целом, в материальной и идеальной сферах жизнедеятельности общества.
Социально-психологические проблемы современной молодежи
... по своим масштабам все конфликты. Наверное, поэтому у современной молодежи возникает так много социально-психологических проблем. Социально-психологические проблемы - это проблемы, возникающие по большей части при взаимодействии человека ... сделать сразу (опять всплывает юношеский максимализм). Но, в общем и целом, наша сегодняшняя молодежь прекрасна. В рядах ее мы все же видим больше студентов, чем ...
Когда были запущены исторические часы тех изменений, которые определяют сегодняшний миропорядок? В зависимости от ракурса или предмета нашего исследовательского интереса, за точку отсчета сегодня можно принимать — с большими или меньшими возможностями обоснования — практически любую временную точку. В конечном итоге все сводится к тому, сможет ли таким образом выбранное и обоснованное начало при последовательном отслеживании идущих далее процессов привести к пониманию существа дела в сегодняшней ситуации, показать и доказать правильность (истинность) интерпретации и переинтерпретации существующих реалий. И тем самым занять достойное место в ряду гипотез и теорий, претендующих на истинность в предпоследней инстанции. Поскольку, в конце концов, истина обретает себя как некое спокойное самодостаточное бытие лишь в очень широких исторических рамках, когда в глубокой пыли веков теряются пикантные детали и остаются одни банальности — Троянская война, Великий Рим или Александр Македонский — как некие констатации фактов, основания которых за давностью аргументации никто не собирается оспаривать.
Но при этом все же встает резонный вопрос о том, почему в истории общества или истории культуры существует некая выделенность определенных фигур, событий и т.п. Более того, иногда споры и дискуссии о некоторых явлениях, существовавших или не существовавших, становятся достоянием культуры независимо от полученного в них результата. Позволим себе предположить, что в таких ситуациях последним аргументом за вписание в «анналы» является внутренняя красота и полнота предложенных подходов и интерпретаций. А эти характеристики, само собой разумеется, возникают только тогда, когда некто предлагает целостное представление о познаваемом предмете. То, в котором минимальные исходные априорные конструкции обеспечивают далее дедуктивное выведение как известных (реально существовавших) событий, превращая их в факты, так и конструируя недостающие в сохраненных источниках информации события и тоже превращая их в реально существующие факты.
Такое целостное видение уже востребовано и частично реализовано по отношению ко многим социально значимым процессам. Философия истории, политики и права, власти и государства, философия классов, этносов и социальных групп, философия отношений и деятельности — эти и другие отрасли философского знания составляют ныне значительное поле теоретических наработок, активно действующих в пространстве исследовательской мысли и продолжающих активно развиваться. На этом фундаменте строятся сейчас многие социологические теории среднего уровня.
Мы убеждены, что одной из проблем, в отношении которых назрели необходимость и возможность такого целостного философского осмысления, является социализация молодежи. Вопросы социализации сегодня должны занять в повестке дня стран и сообществ место первостепенных, можно сказать, критических, авральных. Во-первых, потому что они уже обострены до предела, их грозовой потенциал, доныне прорывавшийся в локальных разрядках, может уже в ближайшие годы привести к взрывообразному социальному обвалу.
Проблемы женского спорта
... Подчеркивая важность вышесказанного, можно говорить о том, что сложности в решении многих проблем женского спорта связаны с узкой трактовкой полученных результатов исследования спортсменок. А между ...
Кроме того, сегодняшняя ситуация в России, как никакая другая, способствует пристальному обращению к этой проблеме. Нет необходимости доказывать специально, что кризисные ситуации в различных сферах жизни и в обществе в целом всегда обостряют проблему социализации молодежи и активизируют ее изучение, поскольку ставят под угрозу воспроизводство как существующих общественных структур, так и воспроизводство отдельно взятых индивидов и личностей. В этих условиях, как правило, повышается актуальность научных исследований как самого процесса социализации, так и отдельных факторов, которые влияют на его успешность.
Во-вторых, сейчас наша социальность пребывает в глубочайшем кризисе, и удержаться от социальной катастрофы — насущная задача. В такие периоды важнейшим условием выживания общества и его перспектив является то, понимает, разделяет, сочувствует, помогает, участвует ли в этом процессе молодежь, куда идет, сама или подталкиваемая почти неуправляемой сейчас стихией социальных процессов? Какие ожидания можно связать с ее поведением? Ожидание ближних перспектив — это обеспечение общественной безопасности себе и сегодня, ожидание дальних — выживание и благополучие своим детям и собственной старости завтра.
Наконец, в третьих, от этого в немалой степени зависит судьба и перспективы социальных преобразований современной России. Потому что, как отмечал К. Манхейм: «Статичные общества, которые развиваются постепенно при медленном темпе изменений, опираются главным образом на опыт старших поколений. Образование в таких обществах сосредоточено на передаче традиции, а методами обучения являются воспроизведение и повторение. Такое общество сознательно пренебрегает жизненными духовными резервами молодежи, поскольку не намерено нарушать существующие традиции.
В противоположность таким статичным, медленно изменяющимися обществам динамические общества, стремящиеся к новым стартовым возможностям, независимо от господствующей в них социальной или политической философии, опираются главным образом на сотрудничество с молодежью (87, с.443-444).
Между тем, современное общество еще не осознало ни масштабов этой проблемы, ни ее мощи, хотя не раз уже испытало беспокойство и озабоченность по поводу отдельных ее проявлений. Думается, что одной из причин такой беспечности является недостаточность целостного осмысления проблемы социализации во всем ее современном объеме.
Но сегодня в наших гуманитарных науках проблемы социализации молодежи скорее намечены, чем глубоко проанализированы. И если раньше это было связано, прежде всего, с эмпирической неизученностью этих проблем, то сегодня это обусловлено в первую очередь недостаточностью концептуальных наработок. В частности, социология молодежи и ее отдельные направления все еще находятся в поиске адекватных себе социально-философских концепций исторического развития и социального устройства современного мира. Потому что хотим мы того или не хотим, но каждая социализационная теория содержит в скрытом или явном виде не только общесоциологическую концепцию, но и социально-философскую концепцию исторического процесса, отвечая на вопрос о сущности социального в целом и сущности человека в том числе.
Одним из важнейших объективных обстоятельств, сдерживавших длительное время у нас в стране исследование проблем социализации молодежи, было то, что пока был простор для экстенсивного экономического развития, социализующие процессы протекали, в основном, бескризисно, поскольку было обеспечено сравнительно стабильное и неизменное «расширенное воспроизводство» общественной жизни. Условия экстенсивного экономического развития страны создавали возможности для интеграции и адаптации основной массы молодежи в сфере образования и производства. Относительно низкий уровень развития производительных сил не предъявлял особых требований к специальной подготовке молодежи и позволял осуществлять почти беспроблемную трудовую и социальную интеграцию.
Занятость молодежи и проблемы ее регулирования
... процесса социализации молодых людей, их социально-профессиональной ориентации и адаптации в коллективе, анализ социальных аспектов деятельности неформальных объединений и движений молодежи.............. ... Глава 1. Теоретические аспекты изучения занятости молодежи и проблемы ее регулирования 1.1. Терминология проблемы занятости молодежи Молодежь - исключительно важный ресурс производительных сил ...
Между тем, затянувшаяся нынешняя переходная ситуация показала неудовлетворенность подходов гуманитарных наук к анализу современных проблем социализации. Обнаружилась абстрактность этих подходов, которая проявилась в том, что в исследовании процесса социализации новых поколений акцент все еще ставится на целенаправленном воздействии на молодежь со стороны институций, на разработке методических указаний по воспитанию молодежи, без учета реальных условий новой общественной среды, влияние которой сегодня сильно изменилось, приобрело новые формы, наполнилось иным содержанием. И это надо не просто констатировать, но адекватно оценивать и глубоко анализировать. Все более открыто признается теоретическая и методическая беспомощность «воспитателей» и «социализаторов» разных уровней и направлений. При рассмотрении современных проблем молодежи ключевыми словами становятся «крах идеалов», «катастрофа воспитания», «крах ценностей человека и человеческого», «крах гуманизма» и т.д.
Чтобы корректно отнестись к таким оценкам необходимо понимать, что для социальной теории ответ на вопрос о природе социализационного процесса, его закономерностях, формах, типах, есть, прежде всего, ответ на вопрос о принципиальном воспроизводстве социальной системой самой себя в своих существенных характеристиках. А это является имманентным критерием «истинности» соответствующих представлений об устройстве социальной действительности. Поэтому сегодня, как редко в какое другое время, в общественной науке и практике назрела необходимость ревизии, переработки и разработки философских, теоретических и методологических оснований проблемы социализации молодежи.
ГЛАВА 1. СОЦИАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖИ
1.1. Социализация как социальная и научная проблема
Человек — природное существо, один из многих видов живого, чья жизнь составляет органическую часть природы. Вместе с тем, человек существенно отличается от окружающего его животного и в целом природного мира. Двойственность его природы заставляет его, подобно любому другому живому организму, решать множество проблем, связанных с необходимостью физического выживания. Но с другой стороны, это существенно изменяет его жизнедеятельность, меняя формы и средства выживания, формируя совершенно иные потребности и средства их удовлетворения, связанные уже с существованием его в качестве собственно человека.
Однако, если его биологическая природа потенциально заложена уже в генах, и он обречен на рождение в качестве особи биологического вида homo sapiens, то его человеческая природа таким автоматизмом не обладает.
Проблема человека в современном гуманитарном знании
... Желаем успехов! ПРОГРАММА КУРСА «Социальная психология личности» Проблема человека в современном гуманитарном знании Специфика социально-психологического подхода к ... Блумер. Категориальный анализ понятий Социальное развитие, социализированность, социализация, социальное творчество, ресоциализация, инкультурация, интернализация, конструирование социальности, межпоколенная трансмиссия ...
Набросаем некоторые контурные черты того облика человека, который он унаследовал от природы как живое, животное существо, и процесса его формирования в его собственно человеческой ипостаси. Сделаем это, например, вслед за Г. Гегелем. (См.32).
Животное живет согласно своей природе и ее законам. Любое его проявление — это проявление природной непосредственности. Но человек условиями выживания, наличием у него высоких способностей к психическому отражению и активному адаптивному поведению побуждаем к активности. Вместе с тем, природный человек является рабом своих вожделений, страстей и побуждений, он необуздан и эгоистичен, его воля неразумна, это пока произвол и безответственность.
Состояние природности, животности человека преодолевается в процессе его «очеловечивания». Становление человеческого в человеке — это движение действительного, наличного человека, по форме уже не животного, но по содержанию и целям еще природного существа, к своему понятию, к персонификации в себе понятия «человек», т.е. к воплощению в себе всех сущностных характеристик субъекта, качественно отличного от животного. Человек выходит за рамки своей зоологической природы благодаря своей духовности. Однако, духовность не присуща человеку от рождения, но он предрасположен к возникновению и развитию ее. Ее формирование составляет содержание процесса очеловечивания индивида.
Этот процесс определен интервалом, на одном конце которого лежит природность, животность, природный эгоизм и подчиненность непосредственным страстям и вожделениям, а на другом — разумная воля, вменяемость, ответственность, дух. В этой сущности человек равен и подобен Богу, а причина и основание этого лежит в наделенности его способностью мышления: «Единство божественной и человеческой природы, человек в своей всеобщности есть мысль человека» (32,с.275).
…………
Библиография
1. Абульханова-Славская Х.А. Стратегия жизни. — М., Мысль, 1991 — 300с.
2. Алпатов Н.И. Учебно-воспитательная работа в дореволюционной школе интернатского типа.-М., 1958
3. Американская социология. Перспективы. Проблемы. Методы. — М., 1972
4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Избранные психологические труды. В двух томах, т.1, -М.,: Педагогика, 1980 — 225с.
5. Андреева Т.М. Социальная психология, М., МГУ, 1980 — 415с.
6. Андреенкова Н.В. Проблемы социализации личности. Социальные исследования. М., 1970-303с.
7. Андреенкова Н.В. Роль семьи в социализации индивида // Проблемы быта, брака и семьи. — Вильнюс, 1970.
8. Арашавский А.Ю., Винн А.Я. Антиобщетсвенные проявления в молодежной среде // Соц. исслед. — 1990 — N4
9. Арефьева Г.С. Социальная активность. — М.,: Политиздат, 1974 — 230с.
Арефьева Г.С. Общество, познание, практика. — М., Мысль, 1988 — 204с.
10. “Атлас всемирного банка”. Газета”Караван”, 24 февраля 1994г.
11. Аубакирова Г.Х. Молодежь в капиталистических странах: объективные условия и субъективные факторы политической социализации. — М.,: МГУ, 1988-45с.
Барулин В.С. Соотношение материального и идеального в обществе:( Методологические аспекты проблемы).
Баныкина С.В. Педагогическая конфликтология: состояние, проблемы ...
... развития возникших конфликтных ситуаций, так и для их эффективного регулирования и разрешения» [2]. Рассуждая о теоретико-методологических и прикладных проблемах ... и интеграции, свидетельствующих о достижении психологической совместимости людей и комфортности их межличностного общения. Особо ... (в том числе и педагогическая) как наука не может функционировать, являются: конфликтная ситуация, конфликтное ...
— М., Политиздат, 1977 — 143с.
Барулин В.С. Социально-философская антропология: Общие начала социально-философской антропологии. — М., Онега, 1999 — 252с.
12. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. — М., 1995
13. Батенин С.С. Человек в его истории. — Л., ЛГУ, 1976 — с.296
14. Бестужев — Лада И.В. Какая ты, молодежь? — М.,: Моск.рабочий, 1988 — 111с.
15. Бестужев-Лада И.В. Социальный прогноз и социальное нововведение.// Социс, 1990, N 8
16. Блажнов Е.А. Зрелость сознания: о формировании политической культуры молодежи. — М.,: Москов. рабочий, 1987 — 159с.
17. Блок М. Апология истории или ремесло историка. – М., Наука, 1973.
18. Бовкун В.В. Образ жизни советской молодежи: тенденции, проблемы, перспективы. — М., Высшая школа, 1988 — 144с.
Боголюбова Е.В. Культура и общество (вопросы истории и теории).
— М., 1978
19. Боряз В.Н. Молодежь. Методологические проблемы исследования. — Л., Наука, 1973 — 155с.
21. Братерский М.В. Теория модернизации: обзор американских концепций. США: экономика, политика, идеология. 1990 — N9
20. Боэций. “Утешение Философией” и другие трактаты. — М., 1990
Булкин А.Н. Социально-философские аспекты ценностного ориентирования молодежи. Автореф… канд.филос.наук. Ставрополь, 1997 — 30с.
22. Быкова С.Н., Чупров В.И. Молодежь России на пороге рынка: между бедностью и нищетой. // Соц. исслед. — 1991 — N9 — с.62 — 68.
23. Вебер М. Избранное. Образ общества. М., 1994
24. Вебер М. Избранные произведения. М, Прогресс, 1990 -808с.
26. Вишняк А.И. Личность: соотношение трудового потенциала и системы потребностей, Киев, 1986
27. Вишняк А.И. Социальные проблемы советской молодежи //Философская и социологическая мысль. — 1989 — N8 — с.3-10.
Волков С.Н. Мистицизм в современной молодежной среде: социально-философский анализ. Автореф… канд.филос.наук. М., 1996 — 20с.
25. Воробьев Г.Г. Легко ли учиться в американской школе? — М., 1993
28. Воронков С.Г., Иваненков С.П. Молодежь и перспективы развития молодежной политики. -Оренбург, 1993.
29. Воронков С.Г., Иваненков С.П., Кусжанова А.Ж. Социализация молодежи: проблемы и перспективы. – Оренбург,1993.
30. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного Эроса М.,1994
31. Габиани А.А. Наркотики в среде учащийся молодежи //Соц. исслед. — 1990 — N9 — с.84- 91.
32. Гегель Г.В.Ф. Философия религии, т.2 .- М., Мысль, 1971
33. Гилинский Я.И. Стадии социализации индивида // Человек и общество — Л.,: (Ученые зап. Лен. у-та) 1971 — вып.9 — с.45-56.
34. Гобозов И.А. Философия политики. — М.: ТЕИС, 1998 — 154с.
35. Гобозов И.А. Социальный детерминизм и проблемы общественного развития. — М., 1998
34. Голанский М.М. Что нас ждет в 2015 году?.-М.,1992
35. Головаха Е.Н. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. — Киев: Наукова думка, 1988 — 143с.
36. Государственная молодежная политика за рубежом // Социалистический труд. — 1991 — N9, — с.18-22; 1991 — N10 — с.101 — 104.
1. Социология молодежи как наука
... т. п. Иными словами, объектом исследования является социальный облик молодежи. Проблемы молодежи изучают многие науки, поэтому подлинный "портрет" молодежи как большой социально-демографической группы общества можно представить себе ... и сегодня, будучи закрепленными Законом Украины "О содействии социальному становлению и развитию молодежи в Украине" от 5 февраля 1993 г. По нашему мнению, границы ...
37. Государственная молодежная политика: какой ей быть?“Круглый стол” /Перспективы, 1990 — N4 — с.41-51.
38. Григорьева Т. Камо грядеши? (вступительная статья)//Кэндзабуро Оэ. Избранное. — М., 1987
39. Л.Н.Гумилев Этногенез и биосфера земли – М., 1993
40. Давыдов Ю.И., Роднянская И.Б. Социология контркультуры — М.,: Наука, 1980 — 264с.
41. Духовные ценности советской молодежи. — М.,:1988-154с.
42. Дюркгейм Э. Социология и теория познания.// Хрестоматия по истории психологии. — М., 1980,
43. Дюркгейм Э. Социология. — М., 1995
44.Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. — М.,: Политиздат, 1986 — 223с.
Зотов В.В. Взаимосвязь интеллекта и творческого потенциала в социализации и самореализации личности. Автореф… канд.филос.наук. -СПб., 1997 — 23с.
45. Иваненков С.П. Методологические проблемы социального предвидения в советской философской литературе 70-х годов. Автореферат диссерт. на соиск. уч.степ. к.филос.н…- М.,1984
46. Иваненков С.П. Молодежь Оренбуржья вызовы развития. — Оренбург, 1995 – 119с.
47. Иваненков С.П. Традиция и будущее. // Credo, 1997, N1
48. Иваненков С., Кусжанова А. Социализация молодежи и перспективы развития образования. // Россия ХХI. — 1994, N 11-12
49. Иваненков С., Кусжанова А. Размышления о российском менталитете.// Россия ХХI. — 1994, N 11-12
50. Иваненков С.П., Калмантаев Б.А., Кусжанова А.Ж. Социализация как ресурс регионального развития – Оренбург, 1998. – 188с.
51. Иконникова С.Н. Социология о молодежи. — Л., знание,1985г. с.32.
52. Иконникова С.Н., Кон И.С. Молодежь как социальная категория. — М., 1970г. с.14.
53.Ильинский И.М. “Наука и молодежи: обновление исследовательских подходов”//Молодежь-89.Общественное положение молодежи и вопросы молодежной политики в СССР. — М.,1989,
54. Ильинский И.П. Актуальные проблемы развития политических систем. — М., Моск. пос. ин-т международ. отн., 1985г. с.191.
Ильиных О.П. Социальный кризис Российского общества и мировоззрение молодежи. Автореф… канд.филос.наук. Пермь, 1997 — 30с.
55. История в энциклопедии Дидро и д‘Аламбера. — Л., 1978
56. Каиров В.М. Традиции и исторический процесс. — М., 1994
Калашникова Е.М. Личность и общество : Проблема идентификации. Автореф…дисс.д-ра филос.наук. — Пермь, 1997 — 40с.
57. Каримский А.М. Антиисторизм “Философии существования”. — М., 1980
58. Касавин И.Т. Теория познания в плену анархии.- М., 1987
59. Катульский Е. Молодежь как объект и субъект государственной политики. // Социалистический труд. — 1991г. N9 — с.3-11.
60. Китайская Народная Республика в 1990 году. Политика, экономика, культура. Ежегодник — М., 1992г.
61. Климов Ю.М. Поколение кризиса или кризис поколений? — М., Мысль, 1988 — 270с.
62.Ключевский В.О. Значение преподобного Сергия для русского народа и государства//Исторические портреты.- М., 1990
Проблемы психологического развития подростков в современных условиях
... отношений подростков. Объектом исследования выступают подростки, а предметом - проблемы психологического развития подростков в современных условиях. Практическая значимость настоящей работы определяется ... из важнейших универсальных аспектов взаимоотношения поколений - социализация детей и молодежи. Термин "социализация" обозначает совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид ...
63. Ковалева А.И. Социализация личности: норма и отклонение. – М., 1996.
64. Кон И.С. НТР и проблемы социализации молодежи — М., Знание, 1988 — 64с.
65. Кон И.С. Психология ранней юности — М.,: Просвещение, 1989 — 255с.
66. Кон И.С. Ребенок и общество: — Историко — этнографическая перспектива. — М.,: Наука 1988 — 270с.
67. Кон И.С. Социология личности. — М., Партиздат, 1967, -383с.
68. Концепция воспитания учащейся молодежи. Авторы:А.А.Бодалев, З.А.Малькова, Л.И.Новикова и др. Ротапринт. – М., 1994.
69.Косолапов Н.А. Интегративная идеология для России: интеллектуальный и политический вызов.//Вопросы философии, 1994, N 1
70. Косолапов Н. Национальная безопасность в меняющемся мире. — МЭиМО, 1992, N 10
Косолапов Р.И., Хлебников И.Б. Обращение к разуму: Человеческий манифест. М., Палея, 1993 — 58с.
Костюкевич В.Ф. Политическая социализация молодежи. — Мурманск, 1998 — 185с.
71. Корнилов М.Н. Традиционные межличностные отношения в Японии.// “Японское общество и культура”, вып.4. Научно-аналитический обзор. — М., ИНИОН, 1990
72.Корнилов М.Н. Корни японского трудолюбия: обзор культурологических концепций.//Человек: образ и сущность.- М., ИНИОН, 1993
73.Критика буржуазных теорий молодежи. — М., Прогресс,1982 — 335с.
74.Крупнов Ю. Власть и программы// Федеральная программа развития образования// Россия — 2010.-М.,1993,N 2
75. Кузьмин В.А. Молодежь на пути в XXI век. — М.,: Содружество социол. ассоциаций., 1992 — 285с.
76. Кузнецова А.Я. Личность как результат процесса социализации //Биологическое и социальное в формировании целостной личности — Рига, 1977 — с.57-72.
77. Култыгин В.П. Политическое сознание молодежи в развитых странах капитиализма. — Автореф. дис. д — ра филос. на-ук. — М., 1988 — 43с.
78. Кусжанова А.Ж. Взаимодействие общества, личности и государства в сфере образования. Диссер…докт. филос.н.- М.,1996
Лапин Н.И. Изменение ценностей и новые социо-культурные структуры… Куда идет Россия? — М., 1998
79.Лапина Н.Ю. Динамика социального развития в современной Франции. (Cоциокультурные аспекты).
— М., ИНИОН РАН, 1993.
80.Лебедев А.С. Горбенко В.И. Формирование центральных ориентаций молодежи: в помощь лектору. — Л., Знание, 1990 — 16с.
81. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. // Хрестоматия по истории психологии. -М., МГУ, 1980.
82. Ленин В.И. Полн. соб. соч., т.3.- М., 1972
83. Литвинов С. Лучше упредить взрыв. // Молодой коммунист. — 1990 — N2 — с.26-32.
84. Личенков М.М. Политическая социализация: молодежный аспект. // Вестник МГУ, сер 12, Социально — политические исследования. 1991 — N6 — с. 74-77.
85.Лисовский В.Т. Советское студенчество. Социологические очерки. — М., Высшая школа, 1990 — 303с.
86. Лосев А.Ф. Из ранних произведений. — М.,1990
87. Манхейм К. Диагноз нашего времени.М., 1994
88. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. — М.,1983
Современные проблемы психологии личности
... деятельности. Эмоции пол и отрицательные, а потребность – есть нехватка. Проблемы в достижении цели могут быть в плане действий или в ... что есть человек и как он может реагировать. «вход» в личность через эмоц-мотивационную сферу (реакции, желания, потребности). Всегда надо ... Нуждается ли кто-нибудь в помощи, в чем нуждается (проблема) Какой характер должна приять эта помощь (накормить или удочка) ...
89. Маркузе Г. Одномерный человек. — М., 1994
90. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.3 – М., 1955
91. Международные документы по молодежной политике. — М., 1993
Межуев В.М. Российский путь цивилизационного развития // Постижение времени. — М., 1998
Межуев В.М. Между прошлыми будущим: Избранная социально-философская публицистика. М., ИФ РАН, 1996 — 150с.
92. Меренков А.В. Политические стороны студенчества. //Социс. — 1992 , N8 — с. 84-90.
93. Мещеркина Е.Ю. Все труднее стать взрослым // Соц. исследования. — 1990, — N1 — с.141-147.
94. Мид М. Культура и мир детства. Избранные произведения (Пер с английского) — М.: Наука, 1988 — 429с.
95. Миронов А.А. Молодежь в условиях перехода к рыночным отношениям. // Соц. исследования. — 1991 — N3 — с.39-45.
96. Моисеев Н.Н. Алгоритмы развития. — М.: Наука, 1987 -304с.
97. Моисеев Н.Н. Мир ХХI века и христианская традиция.//Вопросы философии, 1993, N 8
98.Моисеев Н.Н. Универсальный эволюционизм. // Вопросы философии. 1991, N3 — с.3-28.
99. Молодежная политика. Информационный бюллетень N 146 — 147, М., 1997
100. Молодежь России. Статистический сборник. — М., 1992.
101. Молодежь: Сексуальные проблемы социального развития молодежи. — М., 1988-158с.
102. Молодежь России на рубеже 90-х годов. — М., 1992.
103. Молодежь в процессах обновления советского общества.М., Институт молодежи, 1989 — 133с.
104. Молодежный ренесанс: проблемы социализации молодежи.// отв. ред. и составитель: Быстрицкий А.Г., Рощин М.Ю., -М., Наука, — 1990-235с.
Момджян К.Х. Что такое общество? — М., 1991
Момджян К.Х. Введение в социальную философию.- М., 1997, — 447с.
105. Л. Г. Морган. Лига ходеносауни, или ирокезов. – М., 1983
106. Морозова Г.Ф. Деградация нации — миф или реальность? // Социс, 1994, N1
107. Москаленко В.А. Социализация личности. — Киев, В.школа, 1986 — 200с.
108. Мяло К.Г. Под знаменем бунта, — М.,: Мол. гвардия,1985 — 287с.
109. Мяло К.Г. Время выбора: молодежь и общество в поисках альтернативы. М., 1991
110. Национальная безопасность: Россия в 1994 году.- М., 1993
111. Неймер Ю.Л. От кризиса общества к кризису труда. Социс N 5, 1992
112. Неменский Б.М. Мудрость красоты. — М., 1981
113. Немировский В.Г. Социология личности. — Теория исследованияи опыт. — Красноярск,: Изд. Красноярск. у-та,1989 — 194с.
114. Никандров Н.Д..Сравнительная педагогика: уроки и надежды.// Педагогика,1989, N 10
115. Ницше Ф. Соч., т.2. – М., 1997
116. Новая технократическая волна на Западе. — М., 1986
117. Нэсбит Дж., Эбурдин П. Что нас ждет в 90-е годы. Мега тенденции: год 2000. М., 1992
118. О проблемах современного человекознания. — М.,: Наука, 1977 — 380с.
119. Осипова О.А. Буржуазная наука о проблеме традиций в развивающихся странах Востока. Диссерт. на соиск. уч. степ. к. и.н… — М., 1983г.
120.Осовский В.Л. Формирование трудовых ориентаций молодежи. — Киев: Наукова думка, 1986 — 163с.
121.“Папа Иоанн-Павел II молодежи.”- Краков,1991
122. Парыгин Б.Д. Основы социально — психологической теории. — М., : Мысль, 1971 — 351с.
123. Пахомов Н.Н. Кризис образования в контексте глобальных проблем// Культура, образование, развитие индивида.- М., 1990
124. Переведенцев В.И. Молодежь и социально — демографические проблемы СССР — М.,: Наука, 1990.
125. Переведенцев В.И. Социальная зрелость выпускников шолы.М.,: наука 1985.
Проблемы переходного периода и переходных общественных отношений. — М., 1986
126. Плаксий С.Н. Молодежные группы и объединения: причины возникновения и особенности деятельности. — М., Знания, 1988
Плетников Ю.К. О природе социальной формы движения. — М., 1971
Плетников Ю.К. Формационная и цивилизационная триада // Свободная мысль. 1998, № 3
127. Плеханов Г.В. Соч. в 24 т.- М.- Пб., 1925, т.10
128. Политическая культура молодежи: вопросы теории и методологии исследования. Сборник научных трудов. — М., 1986 — 142с.
129.Политическое сознание и трудовая активность молодежи. — М., Молодая гвардия, 1985г. — 159с.
Попов В.Г. Социокультурные ориентации и адаптация молодежи к общественным преобразованиям в современной России. Автореф… дис. д-ра соц.н. — Екатеринбург, 1997, -48с.
130. Права человека во внешней политике США:1970-1990 гг. – М., ИНИОН, 1990
131. Пригожин А.И. Нововведения: стимулы и препятствия. — М., 1989
132. Пригожин И. Философия нестабильности // Вопросы философии. — 1991, N6 — с.46-53.
133. Проблемы молодежи и молодой семьи — М.,: Госкомстат СССР, 1990 — с.109.
Пробст Л.Э. Влияние основных субъектов социализации. Автореф… дис. канд. соц.н. — Екатеринбург, 1997, — 20с.
134. Разин А.В. Поведение личности: проблемы регуляции // Философские науки — 1990 — N 3, с. 111-117.
135. Раковская О.А. Переход к рынку и молодежь. Проблемы прогнозирования. 1991, N5.
136. Раковская О.А. Молодые поколения и рынок. Пути движения молодого поколения. — М.,: Наука 1993.
137. Решетов П.Н. Молодежь: идеология, политика. — М.,: Молодая гвардия, 1975 — 192с.
138. Риск исторического выбора. Материалы “круглого стола”. // Вопросы философии, 1994, N 5
139. Ричард Дж., Маргарет М. Браунгарт Советская и американская молодежь: сравнительный анализ. // Политические исследования — 1991 — N4 — с. 160-167.
140. Российская ментальность (материалы “круглого стола”) // Вопросы философии, 1994, N 1
Ромах О.В. Провинциальная культурная среда как фактор формирования досуга молодежи. Диссер…докт. филос.н.- М.,1997
141. С чего начинается личность. — М., Политиздат. 1979 — 238с.
142. Сартр Ж.П. Проблемы метода. – М., 1994
143. Серафимова З.С. Проблемы социализации юношества в условиях НТП. Диссертация … к. филос. н. — М., 1990
Сидоренко Н.И. Социальные нормы и регуляция человеческой деятельности. Диссер…докт. филос.н.- М.,1997
144.Слепцов Н.С. Социальная защищенность молодежи в условиях перехода к рыночной экономике. — М., Инст. молодежи,1990.
145. Советская этнография. — 1981, N 2
146. Социально-экономическое положение Оренбургской области 1997 г. Оренбург, N 12
147. Современная западная философия. Словарь. — М., 1991г.
148. Социальное развитие молодежи: методологические проблемы и региональные особенности. — М., 1986 — 196с.
149. Справочное пособие по истории немарксистской западной социологии. — М., 1986
150. Страны и народы. Зарубежная Азия. Восточная и центральная Азия.-М., Мысль, 1982
151. Суворов В. “Ледокол”.- М., 1993
152. Сузуки И. Реформа образования в Японии: навстречу ХХI веку.//Перспективы, 1991, N 1
153. Сунднев И.Ю. Самодеятельные объединения молодежи // Соц. исследов. — 1989 — N2 с.56-68.
154. Суханов И.В. Обычаи, традиции, преемственность поколений. — М., 1976
Таранцов М.А. Региональная молодежная политика. Взаимодействие государственных органов и общественных организаций в разработке и реализации региональной государственной молодежной политики: вторая половина 80-х — начало 90-х годов ХХв. М.: Социум, 1996 — 157с.
155. Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. — М.,1987.
156. Тойнби А. Дж. Постижение истории.- М.,1991
157. Тридцатилетние: фальстарт? // Смена 1991- N7 — с.50-66.
158. Трубецкой Е. Умозрение в красках.// Три очерка о русской иконе.- Новосибирск,1991
159. Дж.Уилсон. Египет: природа, вселенная, государство, ценности жизни. // Г.Франкфорт, Г.А.Франкфорт, Дж.Уилсон, Т.Якобсен. В преддверии философии.- М., 1984
160. Филиппов Ф.Р. Социология образования. — М., 1980 — 197с.
161. Фонотов А.Г. Россия от мобилизационного общества к инновационному”. — М., 1993
162. Формирование политического сознания молодежи развитых капиталистических стран. Обзор — М., ИНИОН РАН, 1982 — 272с.
163. Франкл В. Человек в поисках смысла. — М., 1990
164. Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. — М., 1995
165. Хайек Ф.А. Планирование и демократия. Эхо. 1989, N11.
166. Цветов В. Лес за деревьями.- М., 1991
167. Чаадаев П.Я. Апология сумасшедшего//Чаадаев П.Я. Статьи и письма. — М.1987
168. Чайковский Ю.В. Молодежь в разнообразном мире. //Соц. исследов. — 1988 — N1 — с.78.
183. Чередниченко Т.А., Шубкин В.И. Молодежь вступает в жизнь,- М.,: Мысль, 1985 — 239с.
169. Чупров В.И. Концепция молодежной политики. // Социально — политические науки. — 1991 — N3 — с.30-42.
170. Шаповалов В.Ф. Россиеведение как комплексная научная дисциплина// Общественные науки и современность, 1994, N 2
172. Шерковин Ю. Быстрая модернизация и социальный конфликт // Коммунист. 1991 — N2 — с.88-96.
173. Шескал Е.Б. Современнная концепция политической социализации. Анализ методологических основ: Афтореф. дис. д-ра филос. наук — М., 1989 — 47с.
174. Шестопал Е.Б. Личность и политика. М.,: Мысль, 1988,- 205с.
181. Шкаратан О.И., Коршунов А.М. Технологический переворот и судьбы молодых. М.,: Знание 1989 — 54с.
175. Шопенгауэр А. Избранные произведения. — М., 1992
176. Шпенглер О. Закат Европы. — М.-Пб., 1923
171. Щегорцев В.А. Политическая зрелость. — М., 1987- 64с.
177. Щегорцев А.А., Пихтовников Г.П. Массовое сознание молодежи в реалиях перестройки. Социологический аспект. — М., Ин-т молодежи, 1989 — 61с.
178. Щегорцев А.А., Щегорцев В.А. Советская молодежь: Эволюция политических взглядов. — М., 1990 -144с.
179. Щедрин А.И. Духовная культура советской молодежи: сущность, состояние, пути развития. — М.,: Мол. гвардия, 1990-306с.
180. Артур М. Шлезингер, мл. Центры американской политики // Международная жизнь — 1991 — N8, с.117-129.
184. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. — М.: “Прогресс”, 1996.
185. Ясперс К. Смысл и назначение истории. — 1991
186. Ясунари Кавабата. Избранное.- М., 1971
187. Aumont M.Jeunes dans un mond nouveau.P.,1973.
188. Ashton D.N.,Field D.Young Workers.L.,1976.
189. Bach R.Eine “Verlorene Generation” Zur Lage der Jugend and zum Kampf der kommunistishen und Jugendverbande fur die Rechte der jungen Generation in den kapitalistischen Landern Europas.B.,1979.
190.Bell D. Contradictions culturelles du capitalisme.-P., PUF,1979
191.Cohn-Bendit D.,Duteil J.-P.,Geismar A.et al.La revolte etudiante.Les animateurs parlent.P.,1968.
192.Copfermann E.Problemes de la jeunesse.P.,1972.
193. Dictionary of Sociology. Penguin Books, 1984
194. Dubois P.Recours ouvrier,evolution technique,conjoncture sociale.P.,1971.P.24.
195. Dutscke R.Studenten am Ende Arbeiter an Anfang. Wien,1973.
196. Fitermann Ch.Pour que la jeunesse prenne toute sa place dans le combat de classe.P.,1979.P.7.
197. Fewer L.The Conflict of Generations:The Character and Significance of Student Movements.L.,1969.P.32.
198. Georgin J.Les jeunes et la crise des valeurs.P.,1975.P.32.
199. Goslin D.E (ed.) Handbook of socialization. Theory and Research. — Chicago, 1969
200. Habermas J.Toward a Rational Society.L.,1971.P.120.
201. Heilbroner R.L. What has posterity ever done for me? — The New York Times Magasine, January, 15, 1975, p.14. Цит. по: Араб-оглы Э.А. Отречение от социальных идеалов.// С чего начинается личность?- М., 2-е изд., 1984
202. International Labour Conference.72nd Session.1986:Report V:Youth.P.8.
203. Jeunesse Syndicale:Buuetin.N1.P.5-6.
204. King H.Linksextremismus unter Jugendlichen Gegenwartskunde//Sonderheft.1980.N2.S.203-205
205. Kreutz H.Soziologie der Jugend.- Juventa Verlag, Munchen, 1974.
206. LedrutR.Socioligie du chomage.P.,1966.P.403
207. Mead M.Culture and commitment:The New Relations Between the Generations in the 70s.N.Y.,1987 etc.
208. Marcuse H.Konterrevolution und Revolte.Fr.a/M,1973.
209. Menhert H.Jugend im Zeitbruch.Stuttgart,1976.
210. Mungham G.,Pearson G.Working Class Youth Culture.L.,1976.P.9.
211.Nishet p.Who Killed the Student Revolution? A View from the Right:Youth:Diergent Perspectives.S.l.,1973.
212. Roszak Th. The making of counter-culture: Reflections on the Technocratic Rousselet J.L‘Allergie au travail.P.,1975.
213. Sautray G.,Doremus Chr.Les cedres face a lemploi.P.,1971.P.13.
214. Schwettmann W.,Sander U.Jugend und Klassenkampf oder Antikapitalistische Jugendarbeit heute.Dortmund,1972 etc.
215. Society and its youthful-oppsition. N.Y,1969
216. Statera J.Death of Utopia.N.Y.,1980.
217. Steigerwald R.Protestbewegung:Gemeinsamkeinten und Streitfragen.Fr.a/M,1982.S.50.
218. Skinner B.F. Beyond Freedom and Dignity.- N-Y, 1971
219. Tallman I,Marotz-Baden R,Pindas P. Adolescent Socialization in Cross-Cultural Perspective. — N 4. — London, 1983, Academic Press.
220.Weggel O. Wo steht China heute? Die Ruckkehr der tradition und die Zukunft des Reformwerks.Teil 1.Die Traditions Frage:Vermachtnis oder Altlast?//China aktuell.- Hamburg,1992.- H.4
221. Work in America:(Report of a Special Task Force to theSecretary of Health,Edication and Welfare).The MTT PressCambridge,Massachusetts and London (England),1977.P.45.
222. Young Workers: A Trade Union View: The National Youth Committee. AUEW-TASS.Newcastle,1977.P.6.