И.Р.Сушков
Принцип системности в социально-психологических исследованиях
Как принцип исследования системный подход впервые убедительно был реализован в политэкономии, философии и биологии.
В политической экономии К.Маркс сформулировал законы производства, распределения и обмена материальных благ в общественно-экономической системе. Оригинальные системные концепции при анализе общества можно найти в работах Спенсера, Дюркгейма, Вебера, Ясперса. Философскому анализу глобальных систем Природа-Человек посвящены работы Тейяра де Шардена, Вернадского, Опарина, Чижевского, Шмальгаузена.
В биологии Ч. Дарвин строил теорию отбора и приспособления, исходя из единства организации и развития биосистем. Затем идеи системного подхода в биологии развивали Геккель, Сеченов, Павлов, Бернштейн. В наше время (вторая половина двадцатого столетия) этому посвящены труды Анохина, Малиновского, Сетрова, Урманцева, многочисленные работы по проблемам экологии.
Нельзя не отметить решающего значения системного принципа в становлении структуральной лингвистики Ф. де Соссюра, Хомского, Леви-Строса.
Первая общесистемная концепция была сформулирована в 30-е годы Людвигом фон Берталанфи и затем развита в общую теорию систем У. Росс Эшби, А. Рапопортом, Р.Акофом, К. Боулдингом, А. Холлом. В нашей стране теории систем посвящены работы А. Уемова, В. Садовского, Э. Юдина, И. Блауберга, Ю. Урманцева.
В психологии условия плодотворности системного подхода заложены в ряде концепций: в идее И.П.Павлова о системном характере поведения на основе саморегуляции (122); в учении Н.А.Бернштейна о построении движений (22); в теории функциональных систем П.К.Анохина (10); в положении о преобразовании интерпсихического в интрапсихическое и концепции исторического развития высших психических функций Л.С.Выготского (38); в идее А.Р.Лурии о функции, первоначально разделенной между двумя людьми, но впоследствии ставшей способом организации психической жизни индивида (99).
В социальной психологии предпосылки для использования системного анализа можно встретить, например, в исследованиях феномена установки, которые показали, что разрыв социальных связей, систем кооперирования ведет к катастрофическому нарушению интраиндивидуальной структуры личности (139).
Б.Г.Ананьев связывал феномен индивидуальности «с образованием синтеза свойств как замкнутой саморегулирующейся системы» (5, с.50).
Система профориентационной работы классного руководителя
... входит направление и поддержка. Целью курсовой работы является изучение системы профориентационной работы классного руководителя. В процессе изучения ... сельских детей. Не определен состав, и условия системного воздействия управленческих мер на решение школьников о ... устройства государства. Проблема ориентации учащихся на профессию посвящено немало диссертационных исследований. При этом, несмотря на ...
В психологии общения заявлен перспективный подход, выраженный поиском диалогических структур «в сознании в целом, между двумя его элементами и внутри каждого элемента» (145, с.24).
Необходимость широкого использования системного подхода в психологических исследованиях была декларирована в середине 70-х годов такими замечательными психологами как А.Н.Леонтьев (91), Б.Ф.Ломов (94, 95, 96), К.К.Платонов (128).
Естественнонаучная ветвь психологических исследований обогащалась за счет развития идей Павлова, Анохина, Бернштейна. В социальной психологии философские основы для успешной реализации системного подхода были заложены работами В.Н.Сагатовского (157), В.И.Свидерского (159), В.П.Кузьмина (78).
Однако выбор социальной системы в качестве объекта исследования еще не страхует нас от ошибок на пути его изучения. Если мы еще раз посмотрим на основные тенденции развития психологических исследований, то увидим, что основные ошибки социально-психологических исследований нередко повторяют ошибки науки в целом. Они в частности связаны с неадекватностью применения механистического и организмического (холистского) подходов к анализу систем (146).
Механистический анализ стремится сложить целое из совокупности исследованных частей. Этот подход, пожалуй, доминирует в психологической науке, особенно в области экспериментальных исследований. Типичная экспериментальная ситуация включает в себя одного или двух непосредственно противопоставленных друг другу участников, воспроизводящих линейную причинную связь между рядами явлений. Найденные таким образом зависимости не совсем корректно включаются в модель таких сложных интегральных образований как личность, группа, общество. Другая некорректность, порожденная этим подходом, связана с экстраполяцией выводов, полученных при изучении неорганизованной сложности (статистической совокупности), на те же интегральные образования.
Организмический анализ, противоположный механистическому, ориентируется на «целое» и законы функционирования этого «целого». Общество рассматривается как социальный организм, свойства которого непосредственно транспонируются на входящих в него индивидов.
Оба подхода ведут к методологическому кризису всякий раз, когда в целях научной абстракции из сферы внимания упускается тот совершенно очевидный факт, что человек содержит в себе психологические механизмы и свойства, реализующие все возможные формы и уровни организации жизни. Итог в обоих случаях получается примерно одинаковый: искусственное сочленение вещей различной психологической природы. Практическая психология, пытаясь объединить оба подхода, усиливает несоответствие получаемых знаний и делает кризисное состояние социальной психологии еще более очевидным.
Виды социально-психологических исследований
... одного явления. 2. Различия между экспериментальным и корреляционным социально-психологическими исследованиями Корреляционные и экспериментальные исследования Большинство научных исследований, проводимых в социальной сфере, относятся или к корреляционным, или к экспериментальным ...
Еще одно препятствие на пути решения методологической проблемы заключено в традиционной ориентации на исследование теоретически изолированного субъекта активности — будь то личность, группа или общество. Такой субъект чаще всего доминирует в структуре исследования. Социальное и биологическое окружение, безусловно, признается и учитывается в виде норм, мотивов, установок, образов и прочее. Но оно выступает скорее фоном, на котором развертывается индивидуальная жизнь субъекта, нежели в качестве присущих рядоположенным и взаимообусловленным элементам универсума.
Этот подход строится на предметоцентрических представлениях. И хотя В.П.Кузьмин ограничивает пределы его господства во взглядах на мир серединой 19 века (79), его глубокое влияние на стратегию психологических исследований остается до сих пор. Утверждения целостности, сложности психических явлений и необходимости их многостороннего и междисциплинарного изучения превращаются скорее в шаги по расширению предмета, нежели в смену соотношения — объект-исследователь. Образно говоря, при предметоцентрической точке зрения мы похожи на человека, утверждающего, что мир существует для него. Результатом попыток выхода за границы объекта в этом случае становятся несколько дуалистические заключения, такие как, например, вывод о личности как о вещи, которая «социальна по своей сущности, но индивидуальна по способу своего существования» (148, с.33).
На определенных стадиях психологического знания необходимо суметь отказаться от рассмотрения предмета «самого по себе» и взглянуть на него как на «часть видо-родовой системы».
Системная функция личности или группы, как мы предполагаем, заключается в реализации ими свойства социальности. Последнее создает целостность социальной системы и определяет, в конечном счете, жизнь нашего общества.
Если изучать свойство социальности непосредственно, как это делает, например, атрибутивно-субстанциональный подход, его смысл будет незаметно ускользать, сколько бы мы в него не вглядывались. Как секрет жизни делается неуловимым, когда мы начинаем изучать устройство отдельных частей организма, так и исследование отдельных групповых или личностных свойств и описание отдельных феноменов не даст ответа о природе и проявлениях социального.
Исследование структурных связей участников взаимодействия хотя и может дать полезную информацию, но сделать понятным свойство социальности также не в состоянии, так как не открывает его интегративную природу и мотивирующую силу. Социальность, как переживание общности психологических отношений, неразложима на составные части и не может быть познана через исследование каких-либо ее компонентов. Именно поэтому она и является принципиально новым свойством организованной материи, обладающей сознанием.
Зато познать проявления этого свойства можно и следует в первую очередь через общий процесс разворачивания отношений между социальными группами и личностями, так как это свойство, по сути, является интегрированным итогом этих отношений и, соответственно имеет одну с ними феноменологическую природу.
Неизбежно возникает и встречное движение мысли. Изучение взаимоотношений между социальными группами и личностями требует, в свою очередь, постоянного сохранения социальности в сфере внимания. Мы должны оперировать взаимодействующими субъектами, каждый раз соотнося это взаимодействие с задачей сохранения целостности и единства (материального воплощения социальности), целям которого оно подчинено.
Текущие исследования в социальной психологии-1
... и принять многомерный подход к исследованию межгрупповых причинных измерений. ВВЕДЕНИЕ В социальной психологии часто признаются популярность и широкая, обширная природа исследования приписывания (Фарр, ... отметить, что результаты других исследований, выполненных под общим разделом межгрупповых отношений, далеко не имели успеха в нахождении закономерности взаимоотношений. Действительно, исследования, ...
Этот замкнутый цикл познания отражает собой процесс функционирования социальной системы, основная функция которой определяется стремлением социума к эффективному осуществлению жизнедеятельности человека.
Иными словами, взаимодействие социальных групп или личностей детерминируется и контролируется внутри субъективным миром участников. Оно, как внешнее, динамическое проявление объективных связей между ними, является лишь формой, в пределах которой разворачиваются содержательные процессы. Содержание открывается вниманию через анализ межсубъектных, в частности, межгрупповых и межличностных отношений, в соотнесении с диалектикой общих интегративно-дифференцирующих процессов, обеспечивающих целенаправленное движение социальной системы, в которую участники взаимодействия включены.
Суть системного подхода не в том, чтобы мысленно поставить явление в центр системы и заставить последнюю вращаться вокруг него, обеспечивая, таким образом, комплексное, многостороннее, междисциплинарное изучение объекта. Даже если мы берем в качестве цели системного анализа отдельную вещь, хотя и взаимодействующую с другими, такую как организм, личность, группа, мы должны изучать не столько свойства вещи с точки зрения ее целостности и не столько структуру этой вещи, сколько то, как эти свойства делают вещь системой, которая, в свою очередь, превращается в элемент системы, включающей данную. В ходе анализа социальные субъекты должны быть представлены равнозначными элементами в структуре системы в акте их взаимодействия (системного взаимодействия), вызванного требованием целостности (целенаправленности).
Иными словами, дело не в постоянном подчеркивании целостности явления (как основного признака системы) и ответе на вопрос: «Что делает эта целостность?», а в ответе на вопрос: «Как образуется эта целостность?».
Таким образом, реализация системного подхода предполагает рассмотрение межсубъектных отношений как отношений между элементами социальной системы на пути достижения системной цели, подчиняющими свою активность сохранению и развитию той социальной системы, в которую они входят.
Суть системного подхода в постоянном удержании в сфере внимания сущности и характера изменения межсубъектных отношений с точки зрения их вклада в жизнедеятельность социальной системы.
Список литературы:
Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1968.
Анохин П.К. Очерки по физиологи функциональных систем. М., 1975.
Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М., 1966.
Выготский Л.С. История развития высших психических функций. Собр. соч. в 6-ти тт. М., 1983., т.3, с,6-328.
Кузьмин В.П. Принцип системности в теории и методологии К.Маркса. М., 1980.
Социальная психология 18
... Следует, что взаимодействие это единица анализа социальной психологии. Общественное отношение - формируются в процессе взаимодействия, в основе материальные отношения и над ними надстраиваеться еще целый ряд ... активное со. психологическое обучение особенно в области принятия коллективно групповых решений. Подходы к разрешению конфликтов (межличностных и групповых). Позиция взаимосвязи и зависимости ...
Кузьмин В.П. Исторические предпосылки и гносеологические основания системного подхода. В ж. Психологический журнал., т.3, №3, 1982, с. 3-14.
Леонтьев А.Н. О системном анализе в психологии. В ж. Психологический журнал., т.12, №4, 1991, с. 117-120.
Ломов Б.Ф. О системном подходе в психологии.- В ж. Вопросы психологии. 1975, №2, с. 31-45.
Ломов Б.Ф. Проблема социального и биологического в психологии.- В кн. Биологическое и социальное в психике человека. М.: Наука, 1977, с.34-65.
Ломов Б.Ф. Системный подход к проблеме детерминизма в психологии. В ж. Психологический журнал., т.10, №4, 1989, с.19-33.
Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы. М., т.1, 1963.