Феминология – это наука о положении и социальных ролей женщин, а также об условиях для реализации интересов женщин, причем интересы женщин могут быть как одинаковыми с интересами мужчин, так и специфическими. А условия для реализации интересов могут быть социально-экономические, правовые и другие.
Объект – женщины как общественная группа; организации, призванные оказывать содействия в ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин.
Предмет – закономерности изменения положения и социальных ролей женщин как общественной группы.
Исходная базовая теоретико-методологическая основа феминологии как науки – общая цивилизационная теория, согласно к-ой все люди имеют право на материальное благосостояние, духовное развитие, равные соц возможности для реализации своих способностей, независимо от расы, вероисповедания, пола, сексуальной ориентации и т.д.
Структура гендерологии и феминологии как учебной дисциплины
Г. и Ф. рассматривает женские и мужские проблемы с позиций разных наук.
Структура включает в себя 5 блоков:
1) социальная изучает соц статус муж и жен в обществе;
2) политическая изучает место и роль жен и муж в политике и гос-ве;
3) экономическая (место жен и муж в эконом отн-ях);
4) семейная изучает место и роль жен и муж в семьи, место и роль семьи в жизни муж и жен;
5) соц работа в жизни муж и жен, где муж и жен рассматриваются как объект СР
История г. И ф. В России и за рубежом
Как учеб дисцпилина, Г. преподается с нач 20 в. Был курс, 1912 в Вашингтонском универе («Женщина и эконом развитие или влияние эконом пром-сти на статус жен»).
В основе курса лежали сл. идеи: стало меньше сугубо грубого физ труда, труд механизировался, и в этом труде жен смогла стать в физ плане с муж на равных. В США в кон 19 вв. прошла Гражданская война, систематический уход муж на войны привел к тому, что на их рабочие места пришли жен. Жен начали работать, зарабатывать деньги, стали самостоят эконом единицами. Экономич свобода привели к свободе политич, социальной. Муж приходили с войны и не очень хорошо встраивались в соц места. В США сущ-т около 70 центров и институтов, занимающихся Г. и Ф. Есть 50 феминистских издательств, функционируют свыше 100 специализированных магазинов.
Психология это наука, изучающая психические закономерности развития ...
... личности. Специальная психология.Это название не отражает содержание. Специальная психология изучает закономерности аномального развития психики, которые связаны с врожденными или приобретенными в раннем ... Общие способности – интеллект и креативность от наличия, которых зависит успешность реализации процессов Эмоциональные процессы Эмоциональные процессы, как и познавательные так же отражают ...
Теоретические родители: Канада, Великобритания, Голландия, вся Скандинавия. В странах с самобытными традициями ситуация другая. В Японии учеб курсы читались только в 30% учеб заведениях. В России судьба Ф. специфична и политизирована. В 1930-е гг. на гос уровне было заявлено, что жен в России добилась тех же прав, что и муж., женский вопрос был объявлен решенным. Все исследоват работы в данном направлении были прекращены. Во время перестройки ситуация была такой же. Сейчас Ф, преподается во всех классических университетах России и Запада. На Западе Ф. включена в специи-ть СР как обязательный курс (жен – главный объект и субъект СР).
Учебный план по СР России создавался на основе учеб плана в университетах Запада.
Причины возникновения гендерологии как науки
Изначально в рамках Ф. возникло понятие «гендер» (англ. «род»).
– социальный пол. Возникла идея, согласно к-ой биологич пол задает пол социальный. Возникают массовые гендерные исследования. Андрология – наука о мужчине (наука так и не возникла по сей день).
Игнорирование муж как объекта исследования – дискриминационный подход. Гендерология заменила андрологию. Она изучает и муж, и жен, ЛГБТ.
Домашнее задание: стр. 6-7 в методичке прочитать.
Современные представления о специфике психофизических возможностей мужчин и женщин
Наиболее очевидные различия муж и жен – устройство половых органов (жен может выносить и родить ребенка).
Ожидается, что к 2030 г. мужчины тоже смогут выносить ребенка. Муж и жен отличаются по ряду морфологических характеристик: размеры тела, рост (150-230 см) и вес (60-65 кг для жен, 70-75 кг для муж).
Кости муж больше, суставы крупней, мышцы составляют 42% от общей массы тела, у женщин – 36%. Жировая клетчатка – 12% у мужчин, 18% — у женщин (целлюлит чисто женская проблема).
Женский жировой запас «подпитывает» свою носительницу. У жен шире таз, больше амплитуда колебаний тела при ходьбе, плавании и т.д. Выполнение некоторых физ. упражнений и работ для жен запрещено. Размеры мозга: средний вес муж – 1394 гр, средний вес жен – 1245 гр. Размеры отдельных частей тела пропорциональны росту. Рост мужчины выше, голова – больше, следовательно, мозг тоже больше. Установлено, что размеры мозга не определяют уровень интеллекта. Считается, что индивидуальные различия в психике определяет структура мозга. Мозг содержит в себе программирование поведения. С возрастом масса мозга мужчин масса мозга муж уменьшается быстрее, чем у женщин.
Психофизиология пола, основные отличия между мужчинами и женщинами
... абсолютным значениям тела (его длине и массе), равно как и по размеру органов - головного мозга, легких, сердца, печени, почек и др. - мужчины в среднем превосходят женщин. Ананьев Б.Г. ... изучавший гребни на черепах приматов, впервые объяснил возникновение этих возвышений не только силами тяги височных мышц, но и своеобразием гормональной ситуации. Проявление полового диморфизма устанавливается ...
Состав крови. Содержание красных кровяных телец в муж крови больше. Показатель кол-ва эротроцитов у жен – 42%, у муж – 47%. Он содержит гемоглобин (главный пересносчик кислорода).
Пульс у женщин чаще. Шведский физиолог Астрон считает специфику состава крови главным различием у полов. Процесс кроветрорения у мужчин менее эффективен, чем у женщин. Любое хирургич вмешательство для мужчин опаснее, чем для жен.
Гормоны. Гормоны влияют на поведение.
Основные различия муж и жен по психофизическим свойствам
Отличия в моторной сфере. У муж выше мышечная сила и максимальная сила отдельных звеньев пальцев, кистей рук, стопы. Причем, в возрасте 10 лет сила мальчиков и девочек примерно одинакова. Затем между 12-19 гг. сила юношей возрастает быстрее силы девочек. Максимума и те, и другие достигают к 25 гг. Но в возрасте 30 лет силовые возможности жен составляют 66% от силовых возможностей мужчин. До 40 лет силовые показатели остаются неизменными. В возрасте 50 лет жен обладают только 50% силовыми возможностями.
У жен лучше развита мелкая моторика. Развитость моторики и меньшая сила рук сказываются на почерке.
Отличия в моторном облике. Женщины более грациозны, при ходьбе шаг короче. Более широкий таз жен заставляет ее при каждом шаге делать больше движений, в результате чего появляется женская походка. У муж более высокая скорость моторных реакций. Но моторную реакцию можно натренировать.
Выносливость. Муж не обладают большей выносливостью (они обладают большей энергией).
Они быстрее тратят свою энергию. В состоянии покоя у мужчин основной обмен идет выше на 5%, чем у женщин. Женщина меньше тратит энергию. Она может с меньшей нагрузкой справляться дольше.
Отличия в сенсорной сфере. Нарушение восприятия цвета. Дальтонизм (Дальтон) присущ только мужчинам (5-8% мужчин).
Мужчины лучше слышат низкие частоты, а женщины более высокие (плач ребенка, мяуканье кошки, писк комара).
Мужскую речь различают как речь и мужчины, и женщины. Женскую речь мужчины воспринимают тем местом, которое отвечает за восприятие музыки. Различие в отношении звуковых и световых стимулов. Женщины в этом плане более чувствительны.
Различия в отношении свойств нервной системы.
1) У женщин более сильные и быстрые процессы возбуждения, чем у мужчин. Т.е. женщина эмоционально быстро реагирует на то, на что мужчина среагировать не успел.
2) Нервная система женщин на стимулы небольшой интенсивностью дает реакцию больше, чем у мужчин. У мужчин нервная система более ярко реагирует на стимулы большей интенсивности.
У женщин и мужчин работают разные полушария мозга. У женщин преобладает межполушарная асимметрия.
У мужчин формируется чувство превосходства и мнение о своей главенствующей роли. По всем основным причинам смерти, мужчин умирает больше, чем женщин (страдают от респираторных заболеваний, стафилоккоковских инфекций).
стр. 19, задание 1. прочитать статью, сделать письменно. 3 столбика: психофизические моменты, муж, жен. в тетради.
Задание 1 Нравственные типы личности
... Жить «по совести», работать «на совесть». Аристократический, героический, религиозный Дети, любимая женщина, хорошее отношение окружающих, стабильность во всем. Конформистский Для меня важен внутренний мир ... героический аристократ и религиозный герой - хорошо совместимы и дополняем друг друга. Задание 2 Тип личности Отношение к работе Как взаимодействовать? Подчиненный Управляющий Партнер ...
Социальные мифы о женщине
Социальный миф – это социально обусловленные, существующие в соц. пространстве вымыслы о чем-либо или о ком-либо, умозрительные стереотипы, оформленные в определенных образах.
1. Миф о второсортности женщины. В фольклоре, легендах, мифах многих стран и народов, литературе женщина зачастую воспринимается по сравнению с мужчиной как нечто вторичное (Сократ).
Древнееврейские источники. Каждодневная мужская молитва – «Господи, я рад, что родился не женщиной». Адам – человек, Ева – женщина.
Бог создал и мужчину, и женщину. Женщина воспринимала себя как человека, требовала своих прав. Мужчина попросил Бога ее заменить. Ева возникла как часть плоти Адама.
Бедуины Сахары: женщина сделана Сатаной, из хвоста обезьяны, собаки.
В Японии в конце 19в. (почти племенное государство).
В японских деревнях девочки ценились больше мальчиков, их меняли на соль.
Артур Шопенгауэр: «Они — нижестоящий пол… Это №2 человеческого рода…».
В менее цивилизованные времена женщина считалась более второсортным существом по сравнению с мужчиной, сейчас – менее второсортным.
2. Миф о психофизической и интеллектуальной несостоятельности женщин. «О земном устроении»: если у обоих семя сильное – мужского пола будет ребенок…
З.Фрейд: анатомия – это судьба. Невозможно рассматривать оба пола как равные по достоинству.
1903г. – опубликована книга нем. философа Байнергера «Пол и характер». Утверждалось, что женщины в эротическом плане – дикие бестии, а движение за женские права они начали, чтобы заняться проституцией.
1907г. – книга нем. ученого Мёбиус «О физиологическом слабоумии женщин». Проводились анатомические исследования головного мозга. Мозговые извилины и височные доли у женщин развиты слабее. Ложь и лицемерие – природные качества женщин. Они наукой заниматься не могут.
Итал. врач-психиатр Лучизарио Ламброзо «Женщина как преступница и проститутка».
Самооценка женщин бывает заниженной из-за данного мифа.
3. Миф о женщине-ведьме. В первобытном обществе продолжительницей рода является женщина. У современных племен насчет участия мужчины есть свое мнение: женщина беременеет, когда дух мужчины выходит из него ночью.
Когда народы занялись земледелием (бросаем семя в землю – растет плод), тогда мужчина начал задумываться о роли мужчины в деторождении. Матриархат пал.
Функция деторождения выступала запретом для обсуждения.
Проявление чувств было только женской характеристикой. Мужчинам эти чувства казались проявлением слабости. Если женщина вызвала в мужчине чувства, то она его околдовала, она – ведьма.
И. Григулевич «Инквизиция» — гл. Долгая охота за ведьмами.
4. Миф о роковой женщине. Возник в кон. 19в. Роковая женщина – внешне привлекательная и соблазнительная. Это демоническая женщина, т.к. демонически воздействует на мужчин, которые становятся жертвой ее сексуального инстинкта. Роковая женщина – прекрасный демон смерти. Вся жизнь мужчины сводится к роковой женщине. Она независима, холодна душевно и физически, она никогда не плачет, она фригидна и бесплодна. Создана для заманивания, соблазнения и убийства. Молодость, любовь и смерть – 3 составляющие роковой женщины.
Образ идеального мужчины у взрослых мужчин и женщин
... тех анатомо-физиологических особенностей людей, на основе которых человеческие существа определяются как мужчины или женщины. Пол (т. е. биологические особенности) человека считался фундаментом и первопричиной психологических и ...
Примеры: Античная Елена, из-за которой началась Троянская война. Библейская Соломея, очаровавшая правителя и заставившая его принять неверное решение.
5. Миф о синем чулке. Появился в Англии в 18в. Первоначально был связан с вполне реально существовавшим мужчиной Бенджамин Стивен Флит. Он носил синие шерстяные чулки из-за артрита. Это миф о том, что женщина не в состоянии совмещать 2 роли: хранительницы очага и женщины-работницы. Синими чулками женщины становятся тогда, если никто не заглядывает ей под юбку (не интересуется цветом ее чулок).
Женщина, не востребованная в сексуальном плане. Поэтому она стремится получить образование и работу.
6. Миф о суперженщине. Женщина может реализовать себя во всех плоскостях, она в хорошей физической форме, ухоженная. Она востребована мужчинами. У нее воспитанные дети, хорошая работа, зарплата.
Любые мифологические представления как о женщинах, так и о мужчинах заставляют действовать по стереотипу. Восприятие живого человека с позиций стереотипов способствует мышлению по желанию.
Дом. задание: стр. 20, семинар 4. Задание 1, 2 (устно).
Извлечь научную информацию из книги Э. Джонг.
Найти ответ на вопрос (Джонг) №1 (задание 1).
1 предложение – ответ (не надо писать про то, что женщина становится ведьмой тогда, когда садится на метлу и т.д. и т.п.).
Задание 2: надо писать четкое мнение Григулевича.
Писать не обязательно.
Задания для работы в группах: мифы о мужчинах. Подумать, какие мифы о мужчинах существуют в современном мире.
2ое задание на семинаре не делать!
Мало эмоциональны
Одинаковы
Стереотипы связаны с заблуждениями о психических и поведенческих свойствах мужчин.
1) Мужчины одинаковы по отношению к женщинам. Это связано с негативной оценкой женщинами мужчин, после того, как они их бросают. Эти отрицательные эмоции накладывают отпечаток на их субъективную оценку, что заставляет их воспринимать мужчин как отрицательных персонажей. В результате, это влечет за собой следующие негативные последствия:
— уменьшает генофонд человечества, т.к. большая часть таких женщин переходит к гомосексуальным отношениям;
— негативные стороны в общении с мужчинами. Например, в профессиональной сфере: женщина – подчиненная не будет эффективно выполнять работу мужчины начальника. И наоборот, женщина-начальник будет предъявлять завышенные требования к мужчине-подчиненному.
— суицидальное поведение женщин.
Мужчины менее эмоциональны
Стереотип связан с детскими – юношескими способами воздействия общества на индивидуумов. Согласно общественным стереотипам, мужская узкая эмоциональность должна быть заложена в природе, т.к. это связано с более широким стереотипом о том, что мужчины – сильный пол. С детства мальчикам навязывают стереотип поведения, который заключается в том, что для представителей мужского пола не характерна повышенная эмоциональность. Негативные последствия:
Задание по этнопсихологии
... в их семье действительно свободны отношения. Ответ верный. Согласно японским традициям, мужчина чувствует общество женщины обременительным, поэтому проводит большую часть времени отдельно от нее. Ответ неверный, ... Ответ верный. Согласно японским традициям, женщина должна быть немногословной. Поэтому такое поведение является типичным для японки и обуславливается ...
— психологическая травма в детском – юношеском возрасте, связанная с ломкой психики;
— также существует научная теория о том, что сдерживание эмоций негативно влияет на самочувствие и физическое состояние в целом;
— будет негативно отражаться на взаимоотношениях между мужчиной и женщиной, т.к. последние ожидают эмоционального отклика от своего партнера.
13.10.2011
Социальная теория пола
Пол – это совокупность морфологических и физиологических особенностей организма, сущность к-го сводится к оплодотворению. Биологический пол определяет пол, в котором воспитывают ребенка. Социальный пол, в отличие от биологического, — это организованная модель соц. отношений между мужчиной и женщиной; это стереотипы поведения тех, кого в обществе принято называть мужчинами или женщинами.
Гендерные различия как основа коммуникации
Гендерные различия постоянно создаются и воссоздаются в обществе. Гендерное сознание настолько вошло в обиход, что мы не придаем ему значения. Вступая во взаимодействие, мужчины и женщины сталкиваются с гендерными стереотипами.
Во всех обществах мужские и женские виды профессиональной деятельности разделяются («врач» — муж. род, «медсестра» — жен. род).
Использование социального контроля для закрепления гендерного неравенства
Соц. контроль в отношении женщин сосредоточен на сексуально-репродуктивной функции.
Комплексный характер категорий «пол» в западной феминологии
1987г. – феминологии Уэст и Цевернманн предложили следующую систему: пол состоит из таких компонентов как биологическая категория (непосредственно данное сочетание генов и гениталий и способность к рекреации), социальная категория (предназначение, ход рождения, основанное на типе гениталий), половая идентичность (осознание себя как представителя определенного пола в социальном контексте), процесс (обучение, овладение поведенческими действиями, к-ые уже были усвоены в качестве соответствующих определенному гендерному статусу), пол как статус и структура (гендерный статус индивида как часть общественной структуры, приписанной между полами, разделение домашнего и оплачиваемого труда по гендерному признаку).
Симона де Бовуар: «Женщинами не рождаются, женщинами становятся».
Стереотипы мускулинности и феминитивности и половая стратификация
Существуют как в быту, так и в науке.
Парсонс, Пиэльс сделали вывод, что мужской стиль жизни – инструментальные; женские – экспрессивные.
% ролей в обществе. Материнская роль – экспрессивная – 86%
Особенности речи мужчин и женщин (о понятии «гендерная лингвистика»)
... манифестируется в языке наличие людей разного пола, какие оценки приписываются мужчинам и женщинам и в каких семантических областях они наиболее распространены, какие лингвистические механизмы лежат ... названием Мужской/женский язык. На английском языке с 1976 года издается специальный журнал Женщины и язык, где печатается вся новейшая информация по международным и междисциплинарным исследованиям ...
инструментальная – 5%
смешанная – 9 %
отцовская роль – экспрессивная – 2%
инструментальная — 63%
смешанная — 35%
Тенденции:
1) половое разделение труда потеряло свое значение;
2) нет полового разделения по профессиям;
3) традиционные различия в нормах поведения и психологии мужчин и женщин не вилируются из-за того, что повсеместно имеет место быть совместное обучение мальчиков и девочек, а также совместная профессиональная деятельность;
4) полоролевое различие – следствие индивидуальных различий, а не естественного закона природы. Вызвано это наследственностью и воспитанием;
5) социальные функции мужчин и женщин становятся равноправными, а не иерархически соподчиненными. Это находит свое выражение в законодательстве.