Презентация на тему: Определение психологической защиты

Определение психологической защиты

Психологическая защита

– это специальная

система регуляторных механизмов в психике, которые направлены на устранение или сведение к минимуму негативных, травмирующих личность переживаний, сопряженных с внутренними или внешними конфликтами, состояниями тревоги и дискомфорта.

Значение психологической защиты

Психологическа я защита направлена:

на сохранение психологическо й самооценки,

образа Я,

образа мира.

Психологическая защита достигается за счет

устранением из сознания источника конфликтных переживаний;

трансформацией конфликтных переживаний, чтобы предупредить возникновение конфликта;

включением специальных психологических механизмов, снижающих остроту угрозы переживаниям или внутриличностного

История вопроса

З.Фрейд считал, что защитные механизмы (ЗМ) являются врожденными, запускаются в экспериментальной ситуации, выполняют функцию «снятие внутреннего конфликта», т.е. выступают как средство разрешения конфликта между сознанием и бессознательным.

Цель психологической защиты

заключаются в ослаблении внутриличностного конфликта, обусловленного противоречиями инстинктивными импульсами бессознательного и представлениями человека о требованиях социальной среды, им усвоенными. Ослабляя конфликт, защитные механизмы регулируют поведение человека, повышают его приспособляемость, уравновешивают его состояние с внешним миром и с собственными представлениями о себе.

19 стр., 9013 слов

Психологическая защита при разрешении внутриличностных конфликтов

... конфликтов 1.3 Причины, особенности переживания и последствия внутриличностных конфликтов 1.4 Механизмы разрешения внутриличностных конфликтов Глава 2. Экспериментальное изучение механизмов психологической защиты при разрешении внутриличностных конфликтов ... плачь об этом»). В классических представлениях регрессия рассматривается как механизм психологической защиты, посредством которого личность в ...

Новообразования при включении психологической защиты

актуальное облегчение психологического состояния,

появление стабильных длительно функционирующих структур, которые в дальнейшем будут активироваться в сходных обстоятельствах;

формирование специфических, «условно желательных», симптомов, которые вовлекаются человеком в решение ситуации, связанной с конфликтом;

снижение внутреннего напряжения.

А.Фрейд о психологической защите

«Защитные механизмы — это деятельность «Я», которая начинается, когда «Я» подвержено чрезмерной активности побуждений или соответствующих им аффектов, представляющих для него опасность. Они функционируют автоматично, не соглашаясь с сознанием».

ПЗ носит оберегающий характер; противостоят дезорганизации и распаду

поведения; поддерживают нормальный психический

статус личности; разрешают внешних (социогенных)

конфликтов; являются проявлением врожденных задатков

и результатом индивидуального опыта и непроизвольного научения;

способствуют адаптации личности неблагоприятных условиях.

Группы защитных механизмов:

двигательные; перцептивные; интеллектуальные.

Современные представления о психологических защитных механизмов

Защитные механизмы процессы — интрапсихической адаптации личности, за счет подсознательной переработки поступающей информации

13 стр., 6396 слов

Психологическая защита. Защитные механизмы личности

Психологическая защита. Защитные механизмы личности План 1. Роль психологических защит 2. Ранние психологические защиты 3. Защитные механизмы личности 1. Роль психологических защит Защиты - это способы, которыми личность защищает себя от внутренних и внешних напряжений. Защита ... психоаналитических терминах защитных механизмов, за что последовала волна критики в современном психоанализе, ...

В защитных процессах принимают участие все психические функции: восприятие, память, внимание, воображение, мышление, эмоции. Каждый раз основную часть работы, по преодолению негативных

переживаний берет на себя какая

– то одна из них. Включаясь в психотравмирующую ситуацию, ЗМ выступает в роли своеобразных барьеров на пути продвижения информации.

Презентация на тему: Современные представления о психологических защитных механизмов

Современные представления о психологических защитных механизмов

Врезультате взаимодействия с ними тревожная для личности информация либо игнорируется, либо искажается, либо фальсифицируется. Тем самым формируется специфическое состояние сознания, позволяющее человеку сохранить гармоничность и уравновешенность структуры своей личности. Такое защитное внутреннее изменение рассматривается как особая форма приспособления человека к среде. Все эти процессы неосознаваемы. В настоящем

психологическая защита рассматривается не только как средство против тревоги, но и

как способ поддержания непротиворечивого позитивного чувства собственного «Я».

Признаки механизмов психологической защиты

неосознанность

;

независимость от воли;

искажение в определенной мере объективной реальности

Роль психологической защиты

Положительные

функции

психологической

защиты:

а) сохранение личностной целостности;

б) поддержание психического здоровья;

в) регуляция и поддержание межличностных отношений.

Отрицательные

функции

психологическ ой защиты:

а) искажение реальности;

б) искажение образа «Я»;

в) замедление личностного роста.

Влияние темперамента на проявление психологической защиты

Холерики: психологические защиты формируются рано. Холерики склонны к разрушительным действиям, как формам снятия напряжения (поломка игрушек или бытовых предметов, драки, конфликты).

Меланхолики: психологические защиты формируются рано, защищаются чаще пассивно: уходом из ситуации, плачем.

Сангвиники: позже формируют свои защиты, ПЗ проявляются при морально сложных ситуациях.

Флегматики: медленно формируется психологическая защита, предпочитают уходы из ситуаций конфликтов.

Влияние полового фактора на проявление защитных механизмов

Мальчики чаще для разрядки внутреннего напряжения используют стратегии, связанные с агрессивными проявлениями. Девочки обычно эмоционально разряжаются через слезы и жалость к себе других, пытаются решать свои проблемы, опираясь на силу иного лица.

Презентация на тему: Причины, возникновения защитного поведения в детском возрасте

Причины, возникновения защитного поведения в детском возрасте

прямое и непрямое доминирование;

безразличие;

нестабильное

поведение;

недостаток уважения к индивидуальным потребностям человека;

недостаток реального руководства;

изменения восхищения;

недостаток тепла;

принуждение к принятию той или иной стороны при размолвках;

неадекватная

ответственность;

дискриминация;

изоляция от сверстников;

невыполнение

обещаний;

несправедливость и т. д.

Материнская

Выполнение всех

Потре

сверхзабота

требований ребенка

авто

оценкой

информации

Этапы в формировании защитного приспособления

Поиск человеком той среды, которая благоприятна для его функционирования.

Изменения, которые он совершает в среде для проведения ее в соответствии со своими потребностями.

Внутренние психические изменения человека, с помощью которых он приспосабливается к среде.

Защитные автоматизмы

К защитным автоматизмам можно отнести отдергивание, зажмуривание, крик, плач, сосание пальцев, ритмические стереотипные движения, а так же их комплексы.

Первые проявления возможных защитных механизмов (предстадии):

предстадия отрицания – сон, отклонение от неприятных ощущений;

предстадия замещения – сосание кулака;

предстадия проекция – кусание, бросание предметов, связанных с дискомфортом.

Защитные поведенческие реакции

Защитная поведенческая реакция состоит из комплекса защитных автоматизмов; протекают с минимальным привлечением сознания либо без него.

К типичным защитным реакциям

(внешне наблюдаемым, регистрируемым бессознательным поведенческим паттернам) относят:

отказ (пассивный отказ),

оппозиция (активный процесс),

имитация,

компенсация,

эмансипация.

Отказ и оппозиция

Проявления отказа: отстранение от общения, отказ от пищи, игр, уход из дома. Часто наблюдается при синдроме госпитализма (заторможенность, отстранение от любых внешних воздействий, поза лицом к стене. В старшем возрасте возможно как проявление — уклонение от своих обязанностей, уходы из дома. Отмечаются проявления в виде симптомов неврологических или соматических расстройств: мутизм, нарушение соматовегетативных функций (рвота, несильный кашель, недержание кала, мочи).

Нарушение

соматовегетативных функций, как правило, сочетается

супрямством и отказом от общения

стеми, на кого направлен протест.

Проявления оппозиции: вспышки гнева, разрушительные действия с агрессией, общее двигательное возбуждение с временным суждением сознания, злонамеренные поступки. Обычно оппозиция провоцируется обидой, неудовлетворением капризов, просьб. Оппозиция развивается остро и бурно: ребенок плачет, кричит, падает на пол, бьется головой, стучит ногами, царапается, отталкивает от себя взрослых, бранные слова. У подростков возможны кражи, преувеличенный интерес к алкоголю, наркотикам, суицидные демонстрации, самооговоры. Иногда реакции активного протеста развиваются медленно, и накаливающееся возбуждение разряжается отдельными враждебными поступками: повреждением или уничтожение вещей обидчика, нанесением телесных повреждений или оскорблениями, наговорами, мучительством животных

Имитация и компенсация

Имитация – незрелая форма идентификации. В отличие от идентификации является целостной.

Отвергнутые и мало любимые дети склонны во всем имитировать поведение своих родителей, надеясь вернуть себе их любовь, а подростки, стремящиеся стать членами подростковой группы, во всем имитировать групповое поведение. Такое поведение может привести к асоциальным действия: дракам, онанизму, употреблению спиртного и т.д.

Компенсация – реакция, с пониманием которой ребенок стремиться объяснить себе и восполнить слабость и неудачливость в одной области успехами в другой. Компенсация

– это отвлечение от основной проблемы с помощью переключения на другие занятия. Например, плохой ученик утешается «успехами в драках»; физически слабый – тем, что он послушен, хорошо учится и т.д.

Эмансипация

Эмансипация борьба детей за самоутверждение, самостоятельность и даже за имущественные права.

Причина эмансипации: осознание или неосознанная ревность родителей к предмету привязанности своих детей; жесткая авторитарная требовательность отца.

Проявление: грубость в отношениях со взрослыми, агрессивные действия против взрослых, которые по мнению подростков склонны ущемлять их права.

Презентация на тему: Соматизация или Конверсия — тенденция пер

Соматизация или Конверсия — тенденция пер

вответнапсихологическийстресс и искать в свпроблемами медицинской помощи.

фрустрации воднойсфере сверхудовлетвор

составляющей.

Сублимация — перенаправление импульсовдеятельность.

Отрицание

Отрицание – стремление избежать новой информации, не совместимой со сложившимися представлениями о себе. Защита проявляется в игнорировании потенциально тревожной информации, уклонении от нее. При отрицании барьер располагается прямо на входе воспринимаемой информации. Информация не доходит до сознания. Отрицание характеризуется тем, что внимание блокируется на стадии восприятия. Информация, противоречащая установкам личности, не воспринимается.

Подавление

Подавление проявляется в забывании, блокировании неприятной информации. Подавление вступает в действие тогда, когда тенденция нежелательного действия достигает определенной силы. Особенность подавления состоит в том, что содержание информации забывается, а ее эмоции, двигательные, вегетативные, психосоматические проявления сохраняются, проявляясь в навязчивых движениях, ошибках, описях, оговорках. При подавлении страх блокируется путем забывания реального стимула и обстоятельств, связанных с ними по ассоциации.

Вытеснение

Вытеснение связано не с выключением из сознания информации о случившемся в целом, а с забывания истинного, но не приемлемого для человека, мотивы поступка, т.е. забывается причина совершения действия. Истинный мотив заменяется на ложный. Вытеснение выполняет свою защитную функцию, не допуская в сознание желаний, идущих в разрез с нравственными ценностями, и тем самым обеспечивает приличие и благоразумие. Оно направлено на то, что раньше было осознано, хотя бы частично, а запрещенным стало вторично, и поэтому удерживается в памяти. В дальнейшем этому вытесненному побуждению не позволяется проникать в область сознания в качестве причины данного поступка. Причина подобного забывания — намерение избежать дискомфорта, которое вызывается данным воспоминанием.

Вытеснение считается самым эффективным механизмом. Оно справляется с очень мощными инстинктивными импульсами, с

которыми другие механизмы не справляются.

Проекция

Проекция – защитный механизм, связанный с бессознательным переносом собственных неприемлемых чувств, желаний и стремлений на другое лицо. Термин «проекция» ввел З. Фрейд, понимая приписывание другим людям того, что человек не расположен в себе признать. В основе лежит неосознаваемое отвержение своих переживаний, сомнений, установок и приписывание их другим людям с целью перекладывания ответственности за то, что происходит внутри «Я», на окружающий мир.

Идентификация

Идентификация — это разновидность проекции, связанная с неосознаваемым отождествлением себя с другим человеком, переносом на себя чувств и качеств желаемых, но не доступных.

Идентификация – возвышение себя до другого путем расширения границ собственного «Я». При идентификации процесс направлен не от себя, а к себе. Идентификация связана с процессом, в котором человек как бы включив другого в свое «Я», заимствует его мысли, чувства, действия. Переместив свое «Я» в общее пространство со своим кумиром человек заимствует его мысли, чувства и действия.

В результате идентификации осуществляется воспроизведение поведения, мыслей и чувств, другого лица через переживание, в котором познающий и познаваемый становятся едины. Это позволяет ему преодолеть чувство собственной неполноценности и тревоги, изменить свое «Я» таки образом, чтобы оно было лучше приспособлено к социальному окружению. Одним из проявлений идентификации выступает предупредительность – самоотеждествление с ожиданиями других.

Рационализация

Рационализация — это защитный механизм, связанный с сознанием и использованием в мышлении только той части воспринимаемой информации, благодаря которой собственное поведение представляет как хорошо контролируемое противоречащее объективным обстоятельствам. Суть рационализации в отыскании «достойного» места для непонятного или недостаточного побуждения либо поступка в имеющейся у человека системе внутренних ориентиров, ценностей, без разрушения этой системы. С этой целью неприемлемая часть ситуации из сознания удаляется, особым образом преобразуется и, после этого, осознается в измененном виде. При помощи рационализации человек легко закрывает глаза на расхождение между причиной и следствием, которое заметно для внешнего наблюдателя.

Главная особенность рационализации состоит в попытке создать гармонию между желаемым и реальным положением, тем самым предотвратить потерю самоуверенности.

Рационализация – это оправдательное отношение к себе, своим принципам. При этом человек уверен в своей искренности, но субъективная уверенность в собственной искренности ни в коем случае не служит критерием истинности.

Презентация на тему: Замещение

Замещение

Замещение – это защитный механизм, на основе которого происходит перенос реакции с недоступного на доступный объект или замена неприемлемого действия приемлемым. Суть замещения в переадресации реакции. Активность человека ищет другой выход для достижения поставленной цели. Защита осуществляется через перенос возбуждения, не способного найти нормальный выход, на другую исполнительную систему. За счет такого переноса происходит разрядка напряжения, созданного неудовлетворенной потребностью. Наибольшее удовлетворение от действия, замещающего желаемое, возникает тогда, когда их мотивы близки, т.е. они размещены на соседних или близких уровнях мотивационной системы личности. Замещение дает возможность справиться с гневом, который не может быть выражен прямо и безнаказанно. Однако, способность человека переориентировать свои поступки с лично не допустимых на допустимые или с социально неодобряемых на одобряемых ограничена.

Замещение может разворачиваться также путем перевода действий в иной план — из реального мира в мир утешительных фантазий. Уход в фантазию – типичный вариант защитного поведения инфантильных личностей.

Регрессия

Регрессия

примитивный способ стравиться с ситуацией. Уменьшая напряжение, человек не разрешает ситуацию, которая остается источником тревожности.

Сновидения

Сновидения — бессознательное действие «Я» в состоянии сна, которое может сопровождаться эмоциональным переживанием. Сновидение может рассматривать как особый вид замещения, посредством которого происходит перенос недоступного действия в иной план – из реального мира в мир сновидений. Тайное покаяние, угрызение совести, подсознательные страхи приводят к их прорыву в сновидения. Задача сновидения – выразить сложные чувства в картинках и дать человеку возможность их переживать, осуществив тем самым замещение реальных ситуаций. Прямые чувства изображены быть не могут. Зрительно представимо только действие, отображающее это чувство, поэтому замещающим характером в сновидении обладают действия, разворачивающиеся в его сюжете. Возникает образ, примиряющий антагонистические установки и тем самым снижающий напряжение. Падение напряженности позволяет не прибегать к вытеснению.

Сны позволяют вывести наружу страсти, во сне могут наступить освобождении, очищение, разрядка до предела сгущенных эмоций.

Сублимация

Сублимация – высший наиболее эффективный защитный механизм. Защита по этому типу осуществляется путем переориентации сексуальных и агрессивных потенциалов в приемлемые, и даже поощряемые формы общественной и творческой деятельности. Такая переориентация требует знания социальных норм. Благодаря такой переработки информации неприемлемые ассоциации импульсы меняют свое направление. Замещается не сам объект, а способ взаимодействия с ними.

Сублимация способствует социализации.

Сублимация формируется достаточно поздно. Она является наиболее адаптивной защитой, поскольку не только снижает чувство тревоги, но и приводит к социально одобряемому результату. Тогда чувство освобождения мыслей, просветление занимают место сексуального удовлетворения. Успех сублимации зависит от степени, до которой новое поведение отвечает цели первоначального поведения.

Изоляция

Изоляция – это отделение вызывающей тревожность части ситуации от остальной сферы души. При таком отделении события почти не вызывают эмоциональной реакции. В результате этого человек обсуждает проблемы, отделенные от остальной части личности таким образом, что события не связываются ни с какими чувствами, как будто они случились скем-тодругим. Человек все более и более уходит в идеи, все менее и менее соприкасается с собственными чувствами.

Реактивное образование

Реактивное образование это защитный механизм, подменяющий поведение, чувствование таким явлением, которое диаметрально противоположно действительному желанию. Например, если человека беспокоят вытесненные гомосексуальные побуждения, то он может выбрать чрезмерную гетеросексуальную активность, как способ вытеснения этих побуждений.

Побочные эффекты реактивного образования уродуют социальные отношения. Главная характеристика реактивного образования – преувеличение, ригидность и экстравагантность. Отрицаемая потребность должна затемняться снова и снова.

Реактивное образование маскирует части личности и ограничивает способность человека реагировать на

события; личность становится менее

Осознанные стратегии совладания

Копинг, копинговые стратегии – то, что делает человек, чтобы справиться со стрессом.

Копинг выполняет две основные функции:

а) регулирует эмоции

б) управление проблемами, вызывающими стресс

Способы совладания со стрессовой ситуацией

1.преодоление стресса состоит в попытке определить значение ситуации и введении определенных стратегий (логического анализа, когнитивной переоценки и т.д.).

2.совладание со стрессом состоит в модификации, уменьшении или устранении источника стресса.

3.преодоление стресса включает в себя когнитивные, поведенческие усилия, способствующие уменьшить эмоциональное напряжение и поддержать аффективное равновесие.

Компоненты копинг-процесса

1.Ориентация в проблеме, подключение когнитивного и мотивационного компонента для общего ознакомления.

2.Определение и формулирование проблемы, её описание в конкретных терминах и идентификация специфических явлений.

3.Генерализация альтернатив, разработка многочисленных возможных вариантов решения проблемы.

4.Выбор оптимального варианта решения проблемы.

5.Выполнение решения с последующей проверкой, подтверждения его

эффективности.

Условия возникновения совладающего поведения

1.Осознание

возникших

трудностей.

2.Знание способов эффективного совладания именно с ситуацией данного типа.

3.Умение

своевременно

применять известные стратегии на практике.

Презентация на тему: Последовательность действий при копинг-стратегиях

Последовательность действий при копинг-стратегиях

а) восприятие изменения ситуации;

б) появление эмоции как результат оценки воспринятого;

в) появление мыслей, идей о событии;

г) копингреакция.

Стратегии совладания условно можно разделить

а) Поведение. Разнообразные поведенческие стратегии снятия очага напряженности, обусловленного внешними и внутренними факторами.

б) Эмоциональная проработка подавленного.Эмоциональная разрядка с целью снятия очага напряжения или с целью поиска социальной поддержки.

в) Познание. Стратегии, позволяющие нейтрализовать напряженность стресса через изменение субъективной оценки ситуации и соответствующее изменение уровня её контроля.

Сравнение защитных

механизмов и копинг-

1.Осознанность. Копинг–стратегиистратегийотличаются от защитных автоматизмов степенью осознанности. Защитные механизмы включаются без осознания их. Копингстратегии преимущественно осознаны. Это не означает, что все их части в равной степени осознаваемы. Допускается включение неосознанных психологических защит. Осознанность связана также и с целенаправленным использованием копинг–стратегий.

2. Инертность. Механизмы психологической защиты не приспособлены к требованиям ситуации и являются ригидными. Техники сознательного самоконтроля, совладания пластичны и приспособлены к ситуации.

3. Непосредственный и неотложный эффекты. Механизмы психологической защиты стремятся к более быстрому уменьшению возникшего эмоционального напряжения. При использовании сознательного самоконтроля человек может много вытерпеть, не требовать

решения проблемы незамедлительно.

Сравнение защитных механизмов и копинг-стратеги

4. Тактичный и стратегический эффекты. Механизмы психологической защиты создают возможность только разового снижения напряжения. Стратегии совладения рассчитаны на перспективу.

5. Разная мера объективности восприятия ситуации. Механизмы психологической защиты приводят к искажению восприятия самого действия и самого себя. Механизмы самоконтроля связаны с реалистическим восприятием, со способностью к объективному отношению к самому себе.

6. Обучаемость. Механизмы психологической защиты возникают непроизвольно. Копинг – стратегии формируются за счет овладением определенной последовательностью действий, которая может быть описана и воспринята человеком.

Этапы преодоления психологических защит

1.Привлечение внимания к психологической защите.

2.Эффективное отреагирование психологической защиты: переживание вновь психотравмирующих факторов.

3.Уяснение возможных подходов преодоления травмирующих негативных факторов, организация нового направления стока их энергетического потенциала, что предполагает формирование стратегий совладания с негативными явлениями.