Презентация на тему: «Инженерная психология»

ПЛАН.

1.Инженерная психология как наука.

2.Задачи инженерной психологии.

3.Методологические принципы инженерной психологии.

4.Специфика методов инженерной психологии.

5.Выводы

6.Литература.

ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА.

Инженерная

психология -это

— наука, изучающая системы «человек — техника"с целью достижения их высокой эффективности и разрабатывающая психологические основы.

— есть научная дисциплина, изучающая объективные закономерности процессов информационного взаимодействия человека и техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации систем «человек — машина» (СЧМ).

Процессы информационного взаимодействия человека и техники являются предметом инженерной психологии.

Дмитриева М.А., Крылов А.А."Психология труда и инженерная психология", 1995 г.стр.5 Стрелков Ю. К Основы инженерной психологии, 1986. С. 7

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ.

Задачи

Методологичес кие задачи

Психофизиологиче ские задачи

Системотехничес

Эксплуатационные

кие задачи

задачи

Стрелков Ю. К Основы инженерной психологии, 1986. С. 13−17.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ.

Определение предмета и задач исследования (все-такиуточнение предмета…); разработка новых методов исследования; разработка принципов исследования; установление инженерной психологии в системе наук о человеке (и в науке вообще).

Стрелков Ю. К

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ

ЗАДАЧИ.

изучение характеристик оператора; анализ деятельности оператора; оценка характеристик выполнения отдельных действий; изучение состояний оператора.

Стрелков Ю. К Основы инженерной психологии, 1986. С. 19

СИСТЕМОТЕХНИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ.

разработка принципов построения элементов СЧМ; проектирование и оценка СЧМ; разработка принципов организации СЧМ; оценка надежности

и эффективности СЧМ.

Стрелков Ю. К Основы инженерной психологии, 1986. С. 20

ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ.

профессиональная подготовка операторов; организация групповой деятельности операторов; разработка методов повышения работоспособности операторов.

Стрелков Ю. К Основы инженерной психологии, 1986. С. 21

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ.

принцип

гуманизаци и труда

Принцип

ы

принцип активност

и

оператора

принцип проектирова

ния

деятельности

принцип комплекснос

ти

Основы инженерной психологии. Учебник / Под ред. Б.Ф. Ломова. М.: Высшая школа, 1986. с.442

Специфика методов инженерной психологии.

Выделяют две основные группы методов

КАЧЕСТВЕННЫЕ

КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ

МЕТОДЫ

МЕТОДЫ

Презентация на тему: КАЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ

КАЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ

Первый, метод традиций

основан на том предположении, что всегда можно найти прототип если не всей системы, то отдельных

ее подсистем.

Второй метод основывается на том

предположении, что оператору

следует

поручать только те функции, которые нельзя Формализовать

для их технической

реализации.

Третий метод основан на

использовании

принципа ответственности.

Согласно этому принципу, человеку должны поручаться те функции, которые имеют наибольшую значимость и выполнение которых связано с наибольшей ответственностью.

Четвертый метод в инженерной психологии

получил широкое распространение.

Этот метод

основан на

логическом

сопоставлении

преимущественных возможностей по тем или иным показателям человека и технического устройства при

выполнении конкретных функций.

КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ.

Метод моделирования

деятельности

экспертный метод.

Сторонники этого метода опираются на интуицию, опыт и значения человека в той области, в которой этого человека можно

считать специалистом.

экспертный метод.

К числу основных принципов построения системы экспертных оценок относят:

— ограничение разнообразия суждений экспертов за счет выравнивания информационной неоднородности, присущей экспертной группе, на этапе формирования каждым экспертом собственной модели причинно-следственныхсвязей анализируемого явления;

— ограничение разнообразия суждений экспертов за счет итеративного подхода к формированию коллективного мнения группы, периодически уточняемого на основе поступления новой информации из внешней среды;

— обеспечение циркуляции информации без искажений вну три экспертной группы за счет создания благоприятного психологического климата;

— количественную измеримость оцениваемых явлений, характеризуемую устойчивым набором признаков, состояния которых могут быть обозначены некоторыми числами.

заключений.

1.Ранжирование. Каждого эксперта просят проранжировать ряд критериев: присвоить1-еместо критерию, имеющему наибольшую' важность, 2-е— следующему по важности критерию и т. д.

2.Метод непосредственных оценок. Критерии располагаются по шкале от 0 до 10. Эксперта просят провести линию от каждого критерия к соответствующей точке на шкале (к точке веса).

Допускается выбор дробных и равных значений.

3.Метод неполного парного сравнения I. Критерии сводятся в специальную матрицу и нумеруются. Эксперт указывает в каждой клетке матрицы, являющейся пересечением строк, в которые вписаны наименования сравниваемой пары критериев, номер более значимого критерия. Например, если в клетке1—2стоит число 1, то это значит, что критерий 1 важнее критерия 2.

4.Метод неполного парного сравнения II. Дается перечень всех возможных пар критериев. Каждый критерий сравнивается с каждым из остальных единственным образом. Эксперт обводит кружком тот член пары, который он считает более значимым.

5.Метод полного парного сравнения. Данный метод отличается от рассмотренного выше метода удваиванием перечня пар критериев, т. е. наряду с паройА—Бв перечне имеется и параБ—А, что исключает появление ошибок.

6.Метод последовательного сравнения (метод Черчмена).

Эксперт выполняет следующие преобразования: ранжирует критерии по степени их важности; присваивает значение Vi = l, 0 наиболее важному критерию, а остальным —значения (Vi) от О до 1 соответственно степени их важности; решает, является ли критерий с оценкой 1,0 более важным, чем все остальные вместе взятые.

Метод моделирования деятельности.

Моделирование целесообразно использовать для:

1)получения основных представлений о характере деятельности человека в эргатической системе и создания языка для адекватного описания этой деятельности. Здесь исследуются принципы управления и обработки информации человеком в отдельных подсистемах и ищутся оптимальные частные характеристики этих подсистем;

2)подтверждения принципиальной возможности создания эрратической системы по определенной схеме и сопоставления определенных типов схем с целью выбора наиболее перспективных. Здесь определяется структура деятельности человека, от рабатывается и коррелируется взаимодействие элементов и подсистем эргатической системы и проверяется ее работоспособность в комплексе;

3)имитирования деятельности в условиях, максимально приближенных к реальным.

При построении моделей деятельности необходимо учитывать основные требования к создаваемым моделям:

а) модель должна быть непротиворечивой в рамках моделирования процессов, способной вписываться в более общую модель и быть основной для детализации частных моделей;

б) модель должна выполнять определенные информационные функции, нести новые знания о структуре моделируемых процессов, обеспечивать прогноз их функционирования, выявление новых свойств этих процессов;

в) при реализации модели должны быть использованы самые современные технические средства. Важное требование к моделям деятельности заключается в том, что они должны адекватно отображать существенные свойства реальной познавательной и исполнительной деятельности.

При реализации метода моделирования приходится сталкиваться с

рядом методологических проблем:

1.Расчленение процесса проектирования приводит к расчленению процесса моделирования. Разделение модели является методологической проблемой: при наличии сложных взаимосвязей между подсистемами разделение может привести к потере информации;

2.Разработчики подсистем и разработчики системы пользуются различными моделями;

3.Исследование характеристик системы в целом выполняется на основе предварительного анализа характеристик подсистем. Вместе с тем требования к подсистемам также можно сформулировать, лишь исходя из свойств системы в целом. Выход из порочного круга усматривается в организации последовательных приближений. Процесс проектирования и моделирования сложной системы оказывается циклическим;

4.Данные, по которым строится модель на начальных циклах проектирования, зачастую получают после небольшого числа экспериментов или на основе экспертных оценок, и поэтому они неточны. На последующих этапах неопределенность уменьшается, но не исчезает. Таким образом, моделирование в целях решения ППД реализуется, как правило, в условиях неопределенности исходных данных.

Метод моделирования может быть реализован тремя способами:

Физическое моделирование деятельности оператора предполагает в основном создание по определенным правилам экспериментальной модели эргатической системы (или ее подсистемы), свойства которой должны таким образом детерминировать деятельность человека, чтобы основные ее характеристики соответствовали характеристикам деятельности в реальной системе.

Под математическим моделированиемимеется в виду исследование деятельности человека-оператора путем построения ее математического описания, ее математических моделей и их последующего изучения.

Под математической моделью(ММ) деятельности оператора будем понимать совокупность соотношений (например, формул, уравнений, неравенств, логических условий и т. д.), которые связывают характеристики деятельности с параметрами соответствующей подсистемы (или системы в целом), исходной информацией и начальными условиями и способы изоморфно или гомоморфно отразить свойства деятельности человека в данной системе.

ВЫВОДЫ.

Итак, инженерная наука-этотакая наука, которая занимается изучением взаимодействия человека и техники. Оно происходит как и во всякой другой науке с помощью средств труда, субъектов труда и методов.

В инженерной психологии используют целый ряд методов. Какой из них рационально применить, решают в каждом отдельном случае в зависимости от задач и объекта исследования. При этом обычно используют не один какойнибудь метод, а ряд методов, взаимно дополняющих и контролирующих друг друга.

Хрестоматия по инженерной психологии / Под ред. Б.А. Душкова. М.: Высшая школа, 1991. 287 с.

ЛИТЕРАТУРА.

Стрелков Ю.К. Инженерная и профессиональная психология. М.: Академия, 2001. 360 с.

Хрестоматия по инженерной психологии / Под ред. Б.А. Душкова. М.: Высшая школа, 1991. 287 с.

Основы инженерной психологии. Учебник / Под ред. Б.Ф. Ломова. М.: Высшая школа, 1986. 448 с.

Зинченко В.П., Мунипов В.М. Эргономика. Ориентированное на человека проектирование. М.: Тривола, 1995. 480 с.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector