Презентация на тему: Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования 6

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Тихоокеанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации

Общая психология старший преподаватель кафедры общепсихологических дисциплин

Корнилова Дарья Сергеевна Блок 2: «Психические состояния. Стресс и фрустрация»

Владивосток

2014

Тема № 13:

«Стресс. Фрустрация.»

Цель лекции:

Изучить концепции стресса и фрустрации, их взаимосвязь и отличительные особенности.

???

:

Понятия «стресса».

Концепция стресса Г. Селье.

Проявления стресса.

Классификация страхов по Карвасарскому.

Понятие «фрустрация» как психическое состояние.

Причины возникновения фрустрации.

Виды фрустраторов.

Проблема соотношения фрустрации и психических защитных механизмов личности.

Учебный вопрос № 1. Понятия «стресса»

Стресс — это реакция нашего организма с процессом внутренних изменений в ответ на физическое или психологическое воздействиекакого-либораздражителя, которая возникает вне зависимости от того, какой он несет заряд

— отрицательный или положительный.

Для организма не важно: плохо это или хорошо, для него важно насколько изменились свойства крови, лимфы и других тканей, может ли он с этими изменениями жить и как вернуть их обратно. Организму важна реальность, а не наши сказки вокруг

3 стр., 1459 слов

Негативное воздействие стресса на организм человека

... 7. Фазы стресса. 8.Негативное воздействие стресса на организм человека   Вступление. Понятие стресса. Существует множество определений понятия "стресс". В целом же это - физиологическая реакция организма, выражающаяся в ...

Г.Селье

Впервые термин «стресс» в физиологию и психологию ввел Уолтер Кэннон в своих классических работах поуниверсальной реакции «бороться или бежать».

Знаменитый исследователь стресса канадский физиолог Ганс Селье в 1936 году опубликовал свою первую работу по общему адаптационному синдрому, но длительное время избегал употребления термина «стресс», поскольку тот использовался во многом для обозначения «нервнопсихического» напряжения (синдром «бороться или бежать»).

Только в 1946 году Селье начал систематически использовать термин «стресс» для общего адаптационного напряжения.

«Неспецифические требования, предъявляемые воздействием как таковым, — это и есть сущность стресса»

Ганс Селье, «Стресс

жизни"

Вопрос № 2. Проявления стресса

Н-А-П-Р-Я-Ж-Е-Н-И-Е

— ощущение потери контроля над собой;

— недостаточно организованная деятельность;

— вялость, апатия, повышенная утомляемость;

— расстройства сна;

— раздражительность, снижение настроения;

— повышенный аппетит;

— увеличившееся количество выпиваемого алкоголя;

— увеличившееся потребление психоактивных средств ;

— расстройства половой функции;

— неблагополучное физическое состояние (боли различного характера).

4 стр., 1984 слов

В частности, Селье описал такую триаду патологических изменений:

... бежать»). Только в 1946 году Селье начал систематически использовать термин «стресс» для общего адаптационного напряжения. В частности, Селье описал такую триаду патологических изменений: 1 ... - стадия нервного и физического истощения. Это самая опасная фаза стрессовой ситуации является следствием невосполнимой растраты энергии на двух предыдущих стадиях. Чрезмерные ...

Стрессовые сдвиги в сферах психики

Эмоциональн

Эмоциональн

ая

ая

Чувство

тревоги

Переживание

значимости

Когнитивная

Когнитивная

восприятие

угрозы

оценка ситуации как неопределенно

й

Мотивационн

Мотивационн

ая

ая

мобилизация

сил

капитуляция

Поведенческ

Поведенческ

ая

ая

изменение

активности

привычных

темпов

деятельности

появление

«зажатости»

Причины стресса

ТРУДОВЫЕ

Влияние окружающей среды (шум, загрязнения, холод, жара)

Нагрузки повышенной интенсивности:

— физические;

— информационные (чрезмерный объем информации, которую нужно воспринять, запомнить, переработать);

— эмоциональные (нагрузки, превышающие комфортный для индивида уровень эмоционального насыщения).

Монотония.

Ситуации неопределенности, ситуации конкретной угрозы.

ЛИЧНОСТНЫ

Е

Мировоззрение и установки, потребности, мотивы и цели, стереотипы восприятия, позиции в межличностных взаимодействии, особенностях стрессоустройчивости или особенностях внутриличностной динамики.

Классификация страхов по Карвасарскому:

Боязнь пространства, проявляемая в различных формах (клаустро-,агарофобия)

Социофобии. К ним относят страх покраснеть в присутствии людей, страх публичных выступлений, страх из-заневозможности совершитькакое-либодействие в присутствии посторонних.

Нозофобии — страх заболеть каким-либозаболеванием.

Танатофобия — страх смерти.

Сексуальные страхи.

Страх нанести вред себе или окружающим.

«Контрастные» фобии — например страх громко произнести нецензурные слова в обществе благовоспитанных людей.

Фобофобии — страх бояться чего-либо.

Презентация на тему: Внешняя причина или вызываемая реакция?

Внешняя причина или вызываемая реакция?

Филология-расстройствопланов, уничтожение замыслов

Как психическое состояние — состояние человека, выражающееся в характерных особенностях переживаний и поведения и вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или к решению задачи.

С.Розенцвейг: «Фрустрация имеет место в тех случаях, когда организм встречает более или менее непреодолимые препятствия или обструкции на пути к удовлетворению какой-либожизненной потребности».

Розенцвейг

в

о

р

о

т

а

а

р

п

т

и

с

у

З

т

р

ф

Конфликт

Лишения (отсутствие средств для достижения цели или удовлетворения потребности)

Потери

Виды препятствий

Пассивное внешнее сопротивление (наличие элементарной физической преграды, барьера на пути к цели; удаленность объекта потребности во времени и пространстве);

Активное внешнее сопротивление (запреты и угрозы наказанием со стороны окружения, если субъект совершает или продолжает совершать то, что ему запрещают);

Пассивное внутреннее сопротивление (осознанные или неосознанные комплексы неполноценности; неспособность осуществить намеченное, резкое расхождение между высоким уровнем притязаний и возможностями исполнения);

Активное внутреннее сопротивление (угрызения совести: оправданы ли выбранные мною средства в достижении цели, моральна ли сама по себе цель).

Условия возникновения состояния фрустрации

Наличие потребности как источника активности, мотива как конкретного проявления потребности, цели и первоначального плана действия;

Наличие сопротивления (препятствия — фрустратора).

Виды фрустрационного поведения

— двигательное возбуждение — бесцельные и неупорядоченные реакции;

— апатия;

— агрессия и деструкция;

— стереотипизация — тенденция к слепому повторению фиксированного поведения;

— регрессия, которая понимается либо как «обращение к поведенческим моделям, доминировавшим в более ранние периоды жизни индивида», либо как «примитивизация» поведения или падение «качества исполнения».

фрустраторы не всегда вызывают фрустрацию. В литературе они часто обозначаются как толерантность, т. е. терпеливость, выносливость, отсутствие тяжелых переживаний и резких реакций, несмотря на наличие фрустраторов.

Фрустрация и защитные механизмы

Воображение, крушение выдуманных тобою же планов и итогов

Регрессия (фрустрированная личность бессознательно стремится вернуться к предыдущим уровням своего развития, ищет в них защиты от фрустратора)

Вытеснение

Идентификация

Проекция (может перейти подозрительность)

Рационализация (внешнее оправдание себя рациональными доводами)

«Взрослый» отказ

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector