1. Предмет и функции социологии

Понятие «социология» происходит от латинского «societas» (общество) и греческого «logos» (учение) и буквально означает «наука об обществе», «обществоведение». Оно было введено французским философом О. Контом в 30-е годы XIX века.

Объект социологии -общество:

Во-первых, это современное общество.

Во-вторых, отчасти это и прошлое общество, поскольку необходимы исторические сравнения для лучшего понимания современности.

В-третьих, объектом социологии выступает информация об обществе, собранная с помощью самых различных методов, на основании различных источников.

Социология изучает не все и вся в обществе, а только социальное.

Что же такое «социальное»?

Социальное (лат. — socialis — общий, общественный) — противоположное природному,, т. е. совокупность свойств, присущих явлениям коллективной и индивидуальной жизни людей, особый мир, выделенный из природы и отличный от нее.

Социальное — это результат совместной деятельности людей, проявляющийся в их общении и взаимодействии, оказывающий влияние на человека, группы, общество в целом, моделирующий их поведение, действия, деятельность.

Т.о., Предмет социологии — социальная жизнь, все способы взаимодействия и формы объединения людей, в которых выражается их всесторонняя зависимость друг от друга.

Социология — наука о закономерностях становления, функционирования и развития социальных систем, основными элементами которых являются люди, их устойчивые связи, взаимодействия и отношения.

В структуре социологии выделяют следующие элементы:

1. Микро- и макросоциология. Микросоциология исследует поведение людей в повседневной жизни. Макросоциология изучает взаимосвязи различных частей общества.

7 стр., 3277 слов

Отношение человека к смерти в различные культурные эпохи

... семестровой работе я показал отношение людей к смерти в различные культурные эпохи, от древних ... университет Кафедра истории, культуры и социологии Реферат по культурологии на тему: ... преимущественно психобиологический феномен, изолируемый им от общества и его идеологии. Погружаясь в созерцание ... человек считается проигравшим Старость и смерть воспринимаются как поражение, за которым следует социальная ...

2. Теоретическая и прикладная социология. Теоретическая социология определяет границы, цели, методы и функции социологического познания. Прикладная социология изучает реальные процессы общественного развития и предлагает способы воздействия на социальную реальность.

Три уровня социологических теорий:

1) общесоциологические теории — исследуют общие закономерности социального развития; 2) специальные теории — рассматривают отдельные социальные сферы, общности или процессы как относительно самостоятельные системы; 3) теории среднего уровня — занимают промежуточное положение между общесоциологическими и специальными теориями.

Функции социологической науки: Функция — исполнение

1) познавательная — изучение и объяснение закономерностей социального развития;

2) прогностическая — построение социальных прогнозов;

3) проекционная — разработка моделей организации социальных общностей и моделей социального управления;

4) социально-технологическая — создание служб социального развития, изучение социально-психологической обстановки в коллективах;

5) управленческая — разработка методов управленческой деятельности; 6) идеологическая — формирование представлений о состоянии общества.

2. Становление социологии как науки

Идея социологии как строгой науки об обществе появилась в первой трети XIX века.

Термин «социология» впервые ввел Огюст Конт. Сам философ определял социологию как источник знаний об обществе, необходимых для оптимизации отношений между людьми. Наука об обществе, идею которой обосновывал Конт, должна была быть позитивной, т. е. опираться на положительные (достоверные) факты и приносить положительные результаты — служить благоустройству общества. Первоначально социология называлась социальной физикой и мыслилась как состоящая из двух частей: социальной статики и социальной динамики. Основной закон социальной динамики — «закон трех стадий», согласно которому в основе общественного развития лежит развитие человеческого сознания, проходящее теологическую, метафизическую и позитивную стадию. Предметом социальной статики является взаимоотношение сохраняющихся при всех исторических условиях элементов социального организма.

7 стр., 3389 слов

Концепция социологии. Социальные факты.

... 55шифр: 09123 Проверил:   Челябинск 2011 Содержание. 1. Концепция социологии. Социальные факты. 2. Теория общественного разделения труда. Социологическое определение механической и органической солидарности ... отклонений, коллективное сознание, которое в архаичном обществе целиком религиозно, регламентирует всю жизнь индивида без остатка. Развитие разделения труда - главный фактор, ослабляющий ...

Классические социологические теории

Марксизм. (Маркс) Карл Маркс (немецкий обществовед) разработал свою концепцию развития общества — исторический материализм. Согласно этой концепции развитие общества представляет закономерный прогрессивный процесс, в основе которого — развитие производительных сил, а замена одних общественных формаций другими происходит на основе противоречия между представителями прогрессивных и устаревших производственных отношений. Способ разрешения противоречия — революция.

Структурный функционализм. (Спенсер) Общество подобно живому биологическому организму. Он выдвинул три основных идеи структурно-функционального анализа: функциональное единство общества, т. е согласованность функционирования; универсальный функционализм, т. е. полезность социальных явлений, и функциональная необходимость.

Психологизм — совокупность социологических концепций, признающих первичность роли индивидуальной психики в развитии социальных процессов. Основные представители — Тард, Уорд и Гиддингс.

«Социологизм» Дюркгейма. Дюркгейм считал, что существование и закономерности развития общества не зависят от действий отдельных индивидов. По Дюркгейму, основу социологии составляют социальные факты: морфологические (например, плотность населения) и духовные (коллективные представления).

«Понимающая социология» Вебера. Вебер определял общество как совокупность действующих индивидов, каждый из которых стремится к достижению собственных целей. Главные методологические требования в теории Вебера — «отнесение к ценностям» и «свобода от оценки».

8 стр., 3805 слов

Показателем развитости цивилизации является уровень ее гуманности, фиксирующий социальную продвинутость конкретных обществ в данном отношении.

... социальную продвинутость конкретных обществ в данном отношении. Судить об уровне гуманитарной культуры общества, ...   Эволюционизм. Субъект в совокупности сенситивных и ментальных возможностей и ... социальных функций и ролей в общественном разделении труда, объективных отношений в воспроизводстве жизни и ее условий в естественно-историческом движении человечества осуществляется социологией ...

Эмпирическая социология — комплекс социологических исследований, ориентированных на сбор и анализ социальных данных. Среди эмпирически ориентированных школ выделяется Чикагская школа (Знанецкий, Парк), в рамках которой сложилось направление символического интеракционизма (изучение социальных взаимодействий в их символическом аспекте).

Современные социологические теории

Структурный функционализм (Толкотт Парсонс): в обществе разнородные элементы должны действовать как части хорошо отлаженного механизма. Социальная деятельность как на уровне индивида, так и на уровне группы направлена на поддержание стабильности социальной системы.

Концепция социального обмена (Джордж Хоманс) объясняет такие понятия социологии, как «роль», «статус», «конформизм», «власть», не действием макросоциальных структур, как это принято в функционализме, а с точки зрения порождающих их социальных отношений. Суть этих отношений Хоманс видит в стремлении людей к получению наград и выгод и взаимному обмену ими.

Социологические теории социального конфликта

1. Концепция позитивно-функционального конфликта Козера: обществу присуще социальное неравенство, и отсюда — постоянная напряженность в отношениях между индивидами и группами.

2. Конфликтная модель общества Дарендорфа: любое общество опирается на принуждение одних его членов другими, разница в социальном положении вызывает взаимные противоречия и как результат изменение структуры общества;

Символический интеракционизм: общество — результат взаимодействий людей, субъективная реальность, пронизанная субъективными намерениями и действиями индивидов.

6 стр., 2827 слов

Малые группы. Взаимодействие в группе. Личность в группе

... группа представляет собой элементарную ячейку общества. В ней человек проводит большую часть своей жизни. Известный тезис о зависимости психологии и поведения личности от социальной ... межличностного общения. На этой основе возникает и развивается собственно малая группа как социально-психологическое явление. Исследователи изучают ее разнообразные свойства и признаки ...

Феноменологическая социология изучает связь абстрактных научных понятий с жизненным миром.

Этнометодология — направление, изучающее взаимодействие людей и их отношение к происходящему.

Русская социологическая мысль XIX — начала XX века

Социогеографическое направление (Л. И. Мечников, А. П. Щапов).

Мечников исследовал зависимость общественного развития от географических условий. Щапов активно развивал земско-общинную, федеративную теорию русской истории, изучал естественно-психологические и социально-территориальные особенности жизни русского народа.

Органическая школа (Е. В. Де Роберта, А. И. Стронин, П. Ф. Лилиенфельд, Я. А. Новиков).

Де Роберта выдвинул био-социальную гипотезу происхождения общества, в основе которой лежало понятие надорганического. Надорганическое эквивалентно разумной, общественной или культурной стадии развития человечества.

Социолого-юридическое направление. Это направление развивали ученые, работающие в области права и социологии (З. М. Коркунов, Л. И. Петражицкий, П. И. Новгородцев, Б. А. Кистяковский, Б. Н. Чичерин).

Их интересовало взаимодействие социальных, физиологических и биологических причин в праве.

Марксистская школа в социологии представлена М. И. Туган-Барановским, A. А. Богдановым, Г. В. Плехановым, B. И. Лениным, отчасти — П. Б. Струве (1870−1944), С. Н. Булгаковым (1871−1944) и Н. А. Бердяевым (1874−1948).

Представители субъективной школы (П. Л. Лавров, Н. К. Михайловский, И. И. Кареев) высшим мерилом общественного прогресса и исходным пунктом исторического исследования считали отдельную личность.

2. Общество и социальные институты

«Общество» — основополагающая категория современной социологии. Общество — это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающаяся в процессе их жизнедеятельности.

В современной социологии обществом принято считать объединение людей, которое имеет следующие признаки:

3 стр., 1284 слов

детское телевидение как государственное социальное обязательное перед обществом

... рассмотреть процесс создания детского телевидениякак государственное социальное обязательство перед обществом. Задачи, которые необходимо решить в ... мыслить гипотезами и предположениями, устанавливать формальные отношения между ними. Внешняя действительность воспринимается им ... Тем не менее важнейшими функциями журналистики в отношении детской аудитории являются просвещение и социализация. ...

1) не является частью какой-либо другой более крупной системы;

2) его пополнение идет главным образом за счет деторождения;

3) имеет собственную территорию;

4) имеет собственное название и историю;

5) существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивидуума;

6) имеет развитую собственную культуру.

Таким образом, можно сказать, что общество — это люди, взаимодействующие на определенной территории и имеющие общую культуру. Под культурой понимается определенный набор (комплекс) символов, норм, установок, ценностей.

Общество — это система, так как оно представляет собой совокупность элементов, находящихся во взаимосвязи и взаимоотношениях и образующих единое целое, способное во взаимодействии с внешними условиями изменять свою структуру.

Свойства общества как системы: 1) целостность: общество функционирует как единый организм; 2) универсальность: общество создает необходимые условия для удовлетворения любых потребностей индивидов; 3) саморегуляция: общество обеспечивает постоянное воспроизводство всей сложной системы социальных отношений.

Социология изучает общество с различных сторон: как взаимодействие индивидов и социальных групп, как иерархию социальных статусов или ролей, как совокупность социальных норм и ценностей, определяющих поведение индивида.

Социальные группы и общности

Социальная группа — совокупность людей, выделенных по социально значимым критериям: пол, возраст, национальность, место жительства, профессия, уровень дохода, образование и др. В группе рождаются нормы, правила, обычаи, традиции — иными словами, закладывается фундамент социальной жизни. Принадлежность к группе обеспечивает индивиду возможность социальной самоидентификации и активного взаимодействия с другими людьми.

Классификация социальных групп 1. В зависимости от того, в какой мере индивид осознает свою принадлежность к группе, различаются: а) номинальные группы — социальные категории, искусственно выделенные с целью статистического анализа структуры населения (межличностные отношения в таких группах практически не опосредствованы никакой деятельностью); б) реальные группы — группы, принадлежность к которым определяется по признакам, важным с точки зрения социальной идентификации личности (пол, возраст, профессия);

3 стр., 1456 слов

Социальная психология личности 2

... ;вхождение индивида в более сложные структуры общества. Группа выступает в качестве социальной ниши, обеспечивающей личности определенный уровень комфорта. Но этот уровень обеспечен ... упрочении психологического единства членов организации, стабилизации и упорядочивании межличностных отношений и взаимодействий. Вторая тенденция противодействует пер­вой, что во ...

в) агрегаты — совокупности людей, выделенные на основе поведенческих признаков (аудиторные группы).

2. В зависимости от размера выделяются: а) большие группы (социальные слои, этнические сообщества), б) средние группы (производственные объединения, территориальные общности); в) малые группы (семья, дружеская компания).

Социальная общность — совокупность индивидов, характеризующаяся относительной целостностью, выступающая как самостоятельный субъект исторического и социального действия и поведения и выполняющая ту или иную деятельность.

Виды социальных общностей: 1) социально-классовые (классы, социальные слои); 2) социально-демографические (мужчины, женщины, дети, родители, семьи и др.); 3) этносоциальные (национальные и этнографические группы); 4) социально-территориальные (город, деревня, регион); 5) социально-профессиональные.

Социальный институт — устойчивый комплекс норм, правил, ограничений, регулирующий какую-либо из сторон человеческой жизнедеятельности. Соблюдение этих норм обеспечивается механизмами принуждения (санкции за невыполнение правил и поощрения за следование им).

Виды социальных институтов: 1) реляционные — определяют ролевую структуру общества в системе отношений; 2) регулятивные — определяют нормы поведения в обществе и санкции, карающие за нарушение этих норм; 3) культурные — связанны с идеологией, религией, искусством; 4) интегративные — обеспечивают интересы социальной общности как целого.

Функции социальных институтов: 1) регулируют действия членов общества в рамках социальных отношений; 2) обеспечивают устойчивость общественной жизни; 3) обеспечивают интеграцию стремлений, действий и интересов индивидов; 4) осуществляют социальный контроль.

3. Социальная общность и личность

Личность — системное качество индивида, определяемое его включенностью в общественные отношения и проявляющееся в совместной деятельности и общении.

В структуре личности можно выделить три компонента: 1) биогенный — физические данные; 2) психогенный — эмоции, волевые устремления, память и т. д.; 3) социогенный: а) объективные социальные потребности (физиологические, потребности в безопасности); б) способности, знания, навыки; в) степень овладения культурными ценностями; г) нравственные нормы; д) способ реализации социальных качеств (семейная жизнь, труд).

Установки человека связаны с социальными установками. Термин референтная группа используется для обозначения любой социальной общности, с которой индивид соотносит себя как с эталоном.

Стадии вхождения личности в социальную среду: 1) адаптация — предполагает усвоение действующих в группе норм и овладение соответствующими приемами и средствами деятельности;

2) индивидуализация — порождается обостряющимися противоречиями между достигнутым результатом адаптации и не удовлетворяемой на первом этапе потребностью индивида в максимальной персонализации; 3) интеграция — детерминируется противоречиями между стремлением субъекта проявить свою индивидуальность и потребностью общности культивировать лишь те индивидуальные особенности субъекта, которые ей импонируют.

Социализация личности

Социализация личности — процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта и преобразования этого опыта в индивидуальные ценности.

Стадии социализации: 1) первичная социализация: некритическое усвоение социального опыта (детство, ранний подростковый период); 2) индивидуализация: формирование устойчивых свойств личности, критического отношения к общественным нормам поведения (подростковый и юношеский возраст); 3) интеграция: обретение определенного социального статуса; 4) трудовая стадия: усвоение и воспроизводство социального опыта посредством трудовой деятельности (период зрелости); 5) послетрудовая стадия: воспроизводство социального опыта, передача опыта новым поколениям (пожилой возраст).

Основные теории социализации: Теория «зеркального Я» Чарлза Кули: формирование человеческого Я связано с суммированием тех впечатлений, которые, по мнению индивида, он производит на окружающих; итогом социализации является формирование представлений, трансформирующих самоощущения индивида в «социальные чувства».

Теория социализации Парсонса: индивид «вбирает» в себя общественные ценности в процессе общения со «значимыми другими», в результате чего следование общезначимым нормативным стандартам становится частью его мотивационной структуры.

Теория нравственного развития Колберга предполагает существование трех уровней нравственного развития: доконвенционный: безоговорочное принятие детьми авторитета и морального кодекса взрослых; 2) конвенционный: общественные правила и ожидания других людей определяют приемлемое или неприемлемое поведение; 3) постконвенционный: понятия о правильном и неправильном основаны на личном понимании этических принципов.

Социальный статус и социальное взаимодействие

Социальный статус — соотносительное положение индивида или социальной группы в социальной системе, определяемое по ряду признаков, характерных для данной системы, и предполагающее определенные права и обязанности.

Различают предписанные (данные от рождения) и приобретенные (достигнутые личными усилиями) статусы. Выделяют также естественный и профессионально-должностной статусы. Естественный статус — существенные и относительно устойчивые характеристики человека (пол, возраст).

Профессионально-должностной статус — базисный статус личности, для взрослого человека чаще всего являющийся основой интегрального статуса.

Социальная роль — стереотипная модель поведения человека, заданная социальной позицией личности в системе общественных или личных отношений; ожидаемое поведение человека со стороны общества. Роль определяется: социальным статусом индивида, выполняемой функцией в системе социальных отношений, ожиданиями окружающих.

Социальные роли могут быть институционализированными — связанными с устойчивыми формами организации социальной жизни — и спонтанными — возникающими в силу неформальных обстоятельств совместной деятельности.

Социальное взаимодействие — процесс непосредственного или опосредованного воздействия социальных субъектов (акторов) друг на друга, в котором между взаимодействующими сторонами существует циклическая причинная зависимость. Социальное взаимодействие имеет две стороны: объективную (содержание и характер взаимодействия) и субъективную (отношение участников взаимодействия друг к другу).

Дж. Хоманс определяет социальное взаимодействие как обмен материальными и нематериальными ценностями. По мнению П. Сорокина, социальное взаимодействие — это взаимный обмен коллективным опытом, знаниями, понятиями, высшим результатом которого является возникновение культуры.

4. Социальные организации и социальные движения

Социальная организация — система социальных групп и отношений между ними. По А. И. Пригожину, социальная организация — это группа людей, совместно и координированно реализующая общую цель.

Признаки социальной организации: 1) наличие целей; 2) конкретное воплощение отношений общественной власти;

3) совокупность функциональных положений (статусов) и социальных ролей;

4) правила, регулирующие отношения между ролями; 5) формализация значительной части целей, задач и отношений.

Функции социальной организации:

1) интеграция и социализация индивидов в систему общественных отношений;

2) упорядочивание и социальный контроль над действиями членов организации в жизненно важных для них сферах.

Типы организационных форм: 1) деловые организации (фирмы и учреждения, возникающие для коммерческих целей или для решения конкретных задач); 2) общественные союзы (объединения граждан, созданные для защиты общих интересов и достижения общих целей); 3) промежуточные формы, сочетающие признаки общественных союзов и предпринимательские функции (артели, кооперативы и т. п.).

Социальное движение — массовые или коллективные действия одной или нескольких социальных групп, связанные с обеспечением групповых или общественных интересов и направленные на социальные изменения или сопротивление им в конфликтном противодействии с другими социальными группами.

Основания классификации социальных движений: 1) масштаб преобразовательной деятельности (движения против абортов и революционные движения); 2) сфера активности (социополитические, социокультурные, религиозные движения); 3) характер требований (прогрессивные и ретроактивные движения), 4) стратегия деятельности: одни движения следуют «инструментальной» логике, их первичная цель — политический контроль (партия зеленых в Германии), другие следуют «экспрессивной» логике, стремясь достичь автономии, добиться равных прав (движения за гражданские права).

Социальное неравенство, социальная стратификация и социальная мобильность

Социальное неравенство — форма социальной дифференциации, при которой отдельные индивиды, социальные группы, слои, классы находятся на разных ступенях вертикальной социальной иерархии и обладают неравными жизненными шансами и возможностями удовлетворения потребностей.

Социальная стратификация — систематически проявляющееся неравенство между группами людей, возникающее как непреднамеренное следствие социальных отношений и воспроизводящееся в каждом следующем поколении. Понятие социальной стратификации применяется для обозначения условий, при которых социальные группы имеют неравный доступ к социальным благам. Современные стратификационные концепции предполагают необходимость социального неравенства, в силу того что каждый социальный страт является функционально необходимым элементом общества.

Социальная мобильность — социальные перемещения личности или социальной группы, переход от одной социальной позиции к другой.

Два типа социальной мобильности: 1) горизонтальная — переход индивида от одной социальной позиции к другой в пределах одного социального слоя; 2) вертикальная — переход индивида из одного социального слоя в другой

Вертикальное перемещение осуществляется двумя способами: 1) инфильтрация индивидов их низшего слоя в высший, 2) создание новых групп индивидов с включением их в высший слой рядом с существующими группами этого слоя или вместо них.

Вертикальная мобильность может быть восходящей или нисходящей — в зависимости от того, повышается или понижается статус индивида.

5. Социальные нормы. Система социального контроля

Социальные нормы — это правила, выражающие требования общества, социальной группы к поведению личности, группы в их взаимоотношениях друг с другом, социальными институтами, обществом в целом. Социальные нормы выполняют функции ориентации личности, общности; осуществляют регуляцию и социальный контроль поведения, определяют модели, эталоны должного. Нормативные системы не являются застывшими. Они изменяются сами, и изменяется отношение к ним. Полное принятие нормы — конформизм, отклонение от нее — девиация.

Девиантное (отклоняющееся) поведение — действия и поступки людей, социальных групп, противоречащие социальным нормам либо признанным стандартам поведения.

Четыре типа девиации (по Роберту Мертону): 1) инновация — согласие с целями общества и отрицание общепринятых способов их достижения (шантаж, мошенничество); 2) ритуализм — отрицание целей общества и абсурдное преувеличение значения способов их достижения; 3) ретретизм (или бегство от действительности) — отказ от социально одобренных целей и от способов их достижения (алкоголизм, наркомания); 4) бунт — отрицает и цели и способы, но стремится к их замене на новые (политический радикализм).

Единственным типом недевиантного поведения Мертон считает конформность — согласие с целями и средствами их достижения. Согласно Мертону, девиация возникает в результате аномии — разрыва между культурными целями и социально одобряемыми способами их достижения.

Две стадии девиации: 1) первичная девиация — начальное действие правонарушения; 2) вторичная девиация — принятие девиантной идентичности. Теории девиантного поведения Биологические теории (Ломброзо, Шелдон): некоторые люди имеют врожденные личностные изъяны, которые обусловливают их антиобщественное поведение.

Психоаналитические теории: девиантное поведение — следствие утраты сознательного контроля над подсознательными импульсами.

Социологические (культурные) теории: индивиды становятся девиантами, так как процессы проходимой ими социализации в группе бывают неудачными по отношению к некоторым вполне определенным нормам, причем эти неудачи сказываются на внутренней структуре личности.

Интеракционизм (Танненбаум, Беккер, Лемерт): девиантное поведение — результат негативной социальной реакции, стигматизации (клеймения), «наклеивания ярлыков» на лиц, чье поведение отклоняется от норм.

Социальный контроль — совокупность средств и методов воздействия общества на нежелательные формы поведения с целью их устранения или минимизации.

Виды социального контроля:

1) внутренний (самоконтроль);

2) внешний (совокупность институтов и механизмов, гарантирующих соблюдение социальных норм): а) неформальный: общественное мнение, традиции, обычаи;

б) формальный — основан на одобрении или осуждении со стороны официальных органов власти и администрации.

Социальные санкции — система вознаграждений за выполнение норм и наказаний за отклонение от них.

4 типа санкций: 1) формальные позитивные — публичное одобрение со стороны официальных организаций; 2) неформальные позитивные — публичное одобрение, не исходящее от официальных организаций; 3) формальные негативные — наказания, предусмотренные юридическими законами; 4) неформальные негативные — наказания, не предусмотренные официальными инстанциями.

Основные виды негативных санкций: 1) изоляция — отлучение от общества закоренелых преступников, вплоть до смертной казни; 2) обособление — ограничение контактов, неполная изоляция (тюремное заключение); 3) реабилитация (например, реабилитация алкоголиков, несовершеннолетних правонарушителей).

6. Социальные изменения. Социальные революции и реформы

Социальное изменение — переход социальных явлений, элементов, структур, связей из одного состояния в другое (смена общественно-экономической формации, модификация социальной организации общества, изменение установленных образцов поведения, обновление институциональных форм и др.).

Социальные изменения могут осуществляться эволюционным и революционным путем. В первом случае речь идет о поступательном развитии, во втором — о радикальном переустройстве.

Конт считал главным фактором социальных изменений прогресс знания, Спенсер — усложнение структуры общества, Маркс — рост производительных сил и появление новых средств и способов производства. Дюркгейм рассматривал процесс социальных изменений как переход от механической солидарности, основанной на неразвитости и сходстве общественных функций, к солидарности органической, возникающей на основе разделения труда и социальной дифференциации.

Социальная революция — резкий качественный переворот в социальной структуре общества.

Петер Штомпка выделил четыре теории революции:

1. бихевиористская (П. Сорокин): причины революций кроются в подавлении базовых инстинктов большинства населения;

2. психологическая (Дж. Дэвис, Т. Гурр): причины революций заключаются в том, что массы болезненно осознают свою нищету и социальную несправедливость;

3. структурная (Т. Скокпол) — сосредотачивается на макроструктурном уровне и отрицает психологические факторы революции.

4. политическая (Ч. Тили) — рассматривает революции как результат нарушения баланса власти и борьбы соперничающих группировок за управление государством.

Социальная реформа — преобразование, переустройство, изменение какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной структуры, оставляющее власть в руках прежнего правящего класса.

Социальный прогресс

Социальный прогресс — направленный процесс, в ходе которого становится более совершенным устройство общества и реализуются определенные ценности этического порядка: счастье, свобода, процветание, знания.

Идея прогресса логично вписывается в модель направленной трансформации и в некоторые версии теории развития. Классический структурно-функциональный подход основан на идее равновесия социальных систем, циклические же теории подразумевают, что в своем развитии общество периодически возвращается к отправной точке.

Прогресс всегда соотносится с ценностями, т. е. это не чисто описательная, детальная, объективированная концепция, а скорее ценностная категория. Один и тот же процесс может квалифицироваться по-разному в зависимости от предполагаемых ценностных предпочтений, которые совершенно различны у разных индивидов, групп, классов, наций.

Существуют области, в которых выбор критерия прогресса в значительной степени зависит от контекста. В XIX в. и в большей части XX в. индустриализация, урбанизация, модернизация считались синонимами прогресса, и только недавно обнаружилось, что они могут иметь слишком далеко идущие последствия (перенаселение, перепроизводство) и весьма неприятные побочные эффекты (загрязнение окружающей среды).

Происходящие сейчас в посткоммунистических странах Восточной и Центральной Европы процессы демократизации, развития предпринимательства и свободного рынка сопровождаются ростом безработицы и нищеты, ослаблением социальной дисциплины, повышением уровня преступности, локальными конфликтами, широким распространением масс-культуры.

Среди частных критериев прогресса мы находим следующие: знание, общность индивидов, свобода, эмансипация, господство над природой, справедливость, равенство, изобилие, равные жизненные возможности.

Культура

В социологии под культурой понимаются характерный для данного общества, человека образ жизни, мысли, действий, определенная система ценностей и норм. Культура хранит, транслирует (передает от поколения к поколению) и генерирует социальный опыт: программы деятельности, поведения и общения людей.

Теоретические подходы в исследовании культуры: 1) функционализм: каждый элемент культуры функционально необходим для удовлетворения человеческих потребностей; 2) символизм: элементы культуры- прежде всего символы, опосредующие отношения человека с миром; 3) адаптивно-деятельностный подход: культура- система внебиологических механизмов, которые реализуют адаптивную и преобразующую деятельность людей.

Социальные функции культуры: 1) адаптационная: способствует социализации индивидов; 2) смыслополагающая: придает смысл человеческому существованию; 3) функция легитимации: поддерживает социальный порядок; 4) интеграционная: объединяет людей, 5) функция идентификации: формирует представление человека о самом себе; 6) функция социального изменения: изобретения и новации; 7) регуляторная: регулирует поведение индивидов в обществе.

Элементы культуры: язык (средство коммуникации), ценности (значимые объекты и явления), нормы (средство регуляции поведения).

Соотношение культуры и социальной структуры. М. Вебер и Д. Белл рассматривали культуру и социальную структуру как автономные образования, имеющие различные принципы организации. Согласно Марксу, культура вторична по отношению к социальной структуре, ее существование невозможно без экономического базиса. С точки зрения Т. Парсонса, в отношении «культура — социальная структура» доминирует именно культура.

Понятие культуры в классических социологических теориях

Вильгельм Гумбольдт (1767−1835) проводил различия между понятиями культуры и цивилизации, понимая под цивилизацией степень развития личности и межчеловеческих отношений. По мнению Гумбольдта, историческая жизнь общества есть результат свободы и необходимости жизни индивидов и жизни целого.

Карл Маркс (1818−1883) видел сущность человека и культуры в их социальности («Индивид есть общественное существо»).

По Марксу, существование культуры предполагает определенный экономический базис. «Способ производства обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а их общественное бытие определяет их сознание».

Макс Вебер (1863−1920), классик эмпирической социологии, утверждал, что «понятие культуры есть ценностное понятие. Эмпирическая реальность является для нас культурной потому, что мы соотносим ее с ценностными идеями (и в той мере, в какой мы это делаем); культура охватывает те и только те компоненты действительности, которые в силу отнесения к ценности становятся значимыми для нас».

Георг Зиммелъ (1858−1918) определял культуру как особую форму жизни, связанную с деятельностью человека, творческим разумом, духовностью и стремлением к идеалам. Ключевыми характеристиками культуры являются динамизм и противоречивость между принципами формы и творчества. Объективный аспект культуры — это все богатство и разнообразие культурных форм, которыми обладает общество. Субъективный аспект — это та часть культуры, которую осваивает индивид. Существует противоречие между индивидом и культурой, возникающее в результате их несоизмеримости. Созданные человеком культурные формы обретают собственную логику развития, непонятную индивиду. Отсюда — отчуждение индивида от культуры.

Исторический процесс. Теории линейно-стадиального и циклического развития общества и культуры

Теории линейного развития культуры (предполагают существование постоянно развивающейся общечеловеческой цивилизации)

О. Конт предложил «Позитивную теорию общественного прогресса», в соответствии с которой первичным фактором общественного прогресса является духовное, умственное развитие людей. Каждой из трех стадий развития человеческого разума (теологическая, метафизическая и позитивная) соответствуют определенные формы общественного устройства.

Ж. Кондорсе выделял десять этапов исторического процесса, или десять эпох «прогресса человеческого разума». Последняя эпоха открывается Французской революцией и должна характеризоваться ликвидацией социального неравенства, совершенствованием человека.

Теории циклического развития культуры (предполагают существование множества локальных культур, каждая из которых имеет свой собственный жизненный цикл).

Н. Я. Данилевский выделил десять культурно-исторических типов: египетский, китайский, ассиро-вавилоно-финикийский, индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, новосемитический и германо-романский. По Данилевскому, начала цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются цивилизациям другого типа: каждый тип формируется самостоятельно.

О. Шпенглер выделил два этапа развития культуры: этап восхождения (собственно «культура» — органический тип эволюции) и этап нисхождения («цивилизация» — механический тип эволюции).

Культура, по Шпенглеру, подчинена жесткому биологическому ритму: рождение и детство, молодость и зрелость, старость и «закат».

В основе историософской концепции А. Тойнби лежит представление о цивилизациях как о самозамкнутых дискретных единицах, на которые распадается человечество. Согласно Тойнби, в своем развитии цивилизации проходят четыре этапа: генезис, рост, надлом и распад.

Социологическое исследование

Социологическое исследование — исследование социальных объектов, отношений, процессов, направленное на получение новой информации о социальном мире и выявление закономерностей общественной жизни.

Этапы социологического исследования: 1) подготовка исследования (формулировка проблемы, выбор объекта и определение целей и задач исследования, изучение литературы по теме исследования, составление программы, выдвижение гипотез); 2) сбор первичной информации; 3) обработка информации; 4) анализ полученной информации, подведение итогов исследования, подготовка выводов и рекомендаций.

Типы социологических исследований

В зависимости от широты охвата материала и глубины анализа различают: 1) разведывательные, или пилотажные, исследования — охватывают небольшие совокупности данных, проводятся по упрощенной программе; 2) описательные исследования — проводятся по тщательно разработанной программе на базе методически отработанного инструментария; 3) аналитические исследования — ставят целью углубленное изучение и всесторонний анализ явления.

В зависимости от общей направленности различают: 1) теоретико-прикладные исследования — предназначены для разработки новых подходов к изучению крупных социальных проблем; 2) прикладные исследования — направлены на практическое решение конкретных социальных проблем.

Социологический эксперимент — метод, предназначенный для проверки гипотез социологического исследования. Он позволяет установить наличие или отсутствие воздействия определенного фактора на исследуемый объект (личность, группа, социальный институт).

Различают натурный эксперимент (предполагает вмешательство экспериментатора в исследуемую ситуацию) и мысленный эксперимент (исключает вмешательство в исследуемую ситуацию).

Методы сбора социологической информации

Наблюдение. По степени формализо-ванности различают неконтролируемое, или нестандартное, и контролируемое наблюдение. В зависимости от того, является ли наблюдатель участником наблюдаемой ситуации, различают включенное и невключенное наблюдение.

Если наблюдение проводится вне научного учреждения, оно называется полевым. Могут быть и лабораторные наблюдения, когда людей приглашают для беседы, деловой игры. Наблюдения могут быть одномоментными и систематическими.

Работа с документальными источниками. По степени персонификации документы делятся на личные и безличные. В зависимости от статуса документального источника выделяют официальные и неофициальные документы. По источнику информации документы разделяют на первичные (составляются на базе прямого наблюдения или опроса) и вторичные (составляются на базе первичных документов).

Контент-анализ — это перевод в количественные показатели текстовой информации с последующей ее статистической обработкой.

Опросы: интервью и анкетные опросы Интервью — проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом.

Виды интервью: 1) свободное — беседа без строгой детализации вопросов; 2) формализованное — предполагает детальную разработку плана беседы; 3) фокусированное (клиническое) — выявление относительно узкого круга реакций опрашиваемого.

Анкетный опрос предполагает жестко фиксированный порядок, содержание и форму ответов, причем они регистрируются либо самим респондентом (заочный опрос), либо интервьюером (прямой опрос).

Различают открытые опросы, когда респонденты высказываются в свободной форме, и закрытые опросы, когда в опросном листе все варианты ответов предусмотрены заранее.

15

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector