Практическое занятие № 1 3

Тема: Социально-психологическая сущность брака и семьи

Вопросы:

1 Характеристика современных форм брачно-семейных отношений.

2 Функции современной семьи.

3 Кризис современной семьи: социологический и психологический подходы к изучению.

Задания:

  1. Подберите пословицы и поговорки, цитаты, раскрывающие значение семьи для личности и общества.

  2. Приведите факты из периодической печати, характеризующие особенности современной белорусской семьи.
  3. В научной литературе найти по 5 определений разных авторов брака и семьи.

Защита рефератов на темы:

  1. Брак и семья в Древнем мире.

  2. Брак и семья в средневековье, в эпоху Возрождения и Реформации.
  3. Брак и семья в капиталистическом обществе.
  4. Современные тенденции в развитии брака и семьи.
  5. Особенности брачно-семейных отношений в России и Беларуси.

Самостоятельное задание на дом: реферативный обзор статей:

  1. Джеймс М. Корни брака // Психология семьи. Хрестоматия. / Под ред. Д. Я. Райгородского. С., 2002. С. 35 – 62.
  2. Зидер Р. «Золотой век» и кризис семьи в Европе с 1960 г. до наших дней // Психология семьи. Хрестоматия. / Под ред. Д.Я. Райгородского. С., 2002. С. 169 – 212.

Литература

  1. Голод С. И. Моногамная семья: кризис или эволюция // Психология семьи. Хрестоматия. / Под ред. Д.Я. Райгородского. С., 2002. С. 245 – 258.

  2. Джеймс М. Корни брака // Психология семьи. Хрестоматия. / Под ред. Д.Я. Райгородского. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2002.С. 35 – 62.
  3. Зидер Р. «Золотой век» и кризис семьи в Европе с 1960 г. до наших дней // Психология семьи. Хрестоматия. / Под ред. Д.Я. Райгородского. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2002. – С. 169 – 212.
  4. Черников А.В. Введение в семейную психотерапию. М., 1998.
  5. Дружинин, В. Н. Психология семьи: В.Н. Дружинин. – СПб.: Питер, 2006. – 176 с.

Практическое занятие № 2

Тема: Семья как система

Вопросы:

1 Сущность системного подхода к семье.

2 Понятие о структуре семьи.

7 стр., 3474 слов

Психология экстремальных ситуаций: Хрестоматия – Минск: Харвест, 1999г., 480с

... учреждений здравоохранения и образования в условиях ГО и ЧС» Психология экстремальных ситуаций: Хрестоматия – Минск: Харвест, 1999г., 480с. Организация медицинской службы гражданской ... информ, 2006. - 592 с. Дополнительная литература по дисциплине «Клиническая психология, психология общения, психология управления» Александровский Ю.А. Психиатрия и психофармакотерапия. Избранные лекции и выступления. ...

3 Характеристика основных параметров семейной структуры.

Тема реферата:

1. Событийный подход к семейным кризисам, жизненный путь семьи.

Задания:

1 Диагностика структуры семьи

А) Диагностика структуры семьи с использованием опросника «Шкала семейной сплоченности и адаптации» -FACES-3 (авторы Д.Х. Олсон, Дж. Портнер, И. Лави, в адаптации М. Перре).

Теория и описание методики. Инструкция. Проведение методики. Анализ и интерпретация полученных показателей.

Б) Методика измерения психологической дистанции (Е.И. Медведская).

Теория и описание методики. Стимульный материал. Инструкция для проведения (возможные модификации инструкции).

Анализ показателей. Интерпретация полученных данных.

Осуществление процедуры диагностики, интерпретация полученных данных (вывод о структуре обследуемой семьи).

Литература

  1. Алешина Ю. Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы //Вестник Московского Университета. 1987. № 2. С. 60–72. Сер.14: Психология.

  2. Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний. М., 1991. С.238– 241.
  3. Слепкова, В. И. Психологическая диагностика семейных отношений / В. И. Слепкова, Т. А. Заеко. – Мозырь., 2006.– 196 с.
  4. Черников А. В. Введение в семейную психотерапию. М., 1998. С. 23–38, 47–54.
  5. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб., 1999. С. 21–28.

Практическое занятие № 3

Тема: Семья как система

Вопросы:

1 Динамика развития семьи.

2 Основные подходы к описанию динамики семьи.

3 Особенности функционирования семьи на различных этапах ее развития

4 Понятие о жизненном цикле и жизненном пути семьи.

Вопросы для обсуждения:

1 Каковы основные этапы жизнедеятельности семьи?

2 Какие семейные события или события личной жизни человека являются границами стадий семейного цикла брачно-семейных отношений?

3 Какие кризисы встречаются на жизненном пути семьи и возможно ли бескризисное развитие брака?

4 Напишите жизненный сценарий обычной белорусской семьи.

Задания:

1 «Обсуждение задач жизненного цикла семьи

Участники остаются в малых группах. Ведущий коротко рассказывает о классификации стадий жизненного цикла и концепции обращения семьи в консультацию в переходные периоды между ними. Подгруппы выбирают одну – две стадии и в течение 10 – 15 минут должны написать как можно больше проблем и жизненных задач, свойственных этим стадиям. Далее списки, наработанные в подгруппах, выносятся на всеобщее обсуждение.

2 Анкета «Семейные роли»

Анкета является авторской модификацией психотерапевтической техники «Ролевая карточная игра» Р. Шерман, Н. Фредман и помогает определить вклад каждого члена семьи в организацию совместной жизни (роли-обязанности), а также типичные варианты поведения в конфликтных ситуациях (роли взаимодействия).

Кроме того, анкета позволяет косвенно оценить статус членов семьи и степень их влияния на принятие семейных решений.

Инструкция: Впишите имена членов Вашей семьи и отметьте количеством звездочек, насколько перечисленные роли характерны для каждого из них.

*** – его (ее) постоянная роль;

** – довольно часто он (она) это делает;

* – иногда это относится к нему.

Некоторые из упомянутых ролей не свойственны Вашей семье или никогда не исполняются тем или иным ее членом; в этом случае оставьте графу пустой. Возможно, в Вашей семье есть свои уникальные роли, отсутствующие в общем списке, — допишите их.

Затем среди всего списка выделите три роли, которые Вы считаете наиболее важными для жизни семьи. Список ролей предложен в таблице 1.

Таблица 1 – Список ролей к заданию «Семейные роли»

Роли

Имена

Роли-обязанности:

Организатор домашнего хо­зяйства

Закупщик продуктов

Зарабатывающий деньги

Казначей

Его превосходительство плохой исполнитель всех своих обязанностей

Убирающий квартиру

Выносящий мусор

Повар

Убирающий со стола после обеда

Тот, кто ухаживает

за животными

Организатор праздников и раз­влечений

Мальчик на побегушках

Человек, принимающий решения

Починяющий сломанное

Роли взаимодействия:

Буфер, посредник в конфликте

Любитель поболеть

Сторонник строгой дисциплины

Главный обвинитель

Одинокий волк

Утешающий обиженных

Уклоняющийся от обсуждения проблемы

Создающий другим неприятности

Держащийся в стороне от семейных разборок

Окончание таблицы 1

Роли

Имена

Приносящий жертвы ради других

Семейный вулкан

Затаивающий обиду

Шутник

Самостоятельное задание на дом: реферативный обзор статей:

1. Витакер К. Полночные размышления семейного терапевта. М., 1998 С. 70-83.

Литература:

  1. Андреева, Т. В. Психология современной семьи / Т. В. Андреева. – СПб., 2005. – 436 с.

  2. Берн, Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаи­моотношений; Люди, которые играют в игры: Психология человечес­кой судьбы. / Э. Берн. – М., 1997. – 382 с.
  3. Богардус, Э. Семья / Э. Богардус. – СПб., 1954. – 163 с.
  4. Голд, С. И. Стабильность семьи / С. И. Голд. – Л., 1984. – 136 с.
  5. Джеймс, М. Рожденные выигрывать / М. Джеймс, Д. Джонгвард // Трансакционный анализ с гештальтупражнениями. – М., 1993. – 336 с.
  6. Ковалев, С. В. Психология семейных отношений / С. В. Ковалев. – М., 1987. – 159 с.
  7. Силяева, Е. Г. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Е. Г. Силяева. – М., 2006. – 417 с.
  8. Целуйко, В. М. Психология современной семьи / В. М. Целуйко. – М.,2006. – 315 с.
  9. Шнейдер, Л. Б. Семейная психология / Л. Б. Шнейдер. – Екатеринбург, 2007. – 736 с.
  10. Эдеймиллер, Э. Г. Психология и психотерапия семьи / Э. Г. Эдеймиллер, В. В. Юстицкис. – М., 2001. – 656 с.

Практическое занятие № 4

Тема: Психологические теории семьи

Вопросы:

1 Методологические основы психодинамических теорий семьи.

2 Сущность вертикального подхода к семье.

3 Зависимость супружеских отношений от модели родительской семьи.

4 Влияние сиблинговых позиций на характер и полоролевое развитие личности.

Защита рефератов на темы:

  1. Семейные сценарии в теории Э.Берна.
  2. Механизмы переноса модели родительской семьи: идентификация, проекция, проективная идентификация.
  3. Влияние сиблинговых позиций на характер и полоролевое развитие личности.

Задание:

А).

Ознакомление с методикой «Значимые события жизненного пути семьи» (модификация методики Е.Ю. Коржовой «Психологическая автобиография»).

Понятие «событие». Описание методики. Инструкция. Особенности процедуры проведения. Анализ и интерпретация данных.

Б) Осуществление процедуры диагностики, интерпретация полученных данных об истории обследуемой семьи.

Литература:

  1. Коржова Е.Ю. Методика «Психологическая автобиография» в психодиагностике жизненных ситуаций: методическое пособие. К., 1994.

  2. Черников А.В. Введение в семейную психотерапию. М., 1998. С.54 – 64, 142 – 144.

Самостоятельное задание на дом: реферативный обзор статей:

  1. Дымнова Т. И. Зависимость характеристик супружеской семьи от родительской //Вопросы психологии. 1993. № 2. С. 46 – 56.

Литература

  1. Адлер А. Понять природу человека. СПб., 1997. С. 131–138.
  2. Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний. М., 1991. С. 141 – 152.
  3. Мак – Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика. М., 1998. С. 191 – 444.
  4. Тайсон Р., Тайсон Ф. Психоаналитические теории развития Пер. с англ. Екатеринбург, 1998. С. 83 – 169.
  5. Психология и психоанализ характера. Хрестоматия по психологии и типологии характеров /Редактор – составитель Д. Я. Райгородский. Самара, 1997. С. 564 – 596.
  6. Хорни К. Женская психология. СПб., 1993. Т. 1. С. 54 – 67, 88 – 100. Т. 1.
  7. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследование и применение).

    СПб., 1997. С. 112 – 127.

  8. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб., 1999. С. 343 – 347.
  9. Юнг К. Сознательное и бессознательное: Сб. ст. /Пер. с англ. СПб., 1997. С. 174 – 188.

Практическое занятие № 5

Тема: Психологические теории семьи

Вопросы:

1 Теория семейных систем М. Боуэна.

2 Параметры семейных систем

3 Структурная теория семьи С. Минухина.

4 Семья как целостный организм взаимодействующих подсистем.

Защита рефера на тему:

  1. Стадии развития брака в теории К. Витакера.

Самостоятельное задание на дом: реферативный обзор статей:

  1. Черников А.В. Введение в семейную психотерапию. М., 1998. С.23 – 36.

Задания

  1. «Культурный и семейный сценарий»

Вообразите, что вы движетесь назад во времени. Кто ваши предки семьдесят пять или сто пятьдесят лет назад? Влияет ли на вас каким-либо образом ваше культурное наследство (гендерные роли, работа, стремление к образованию)? Вспомните хотя бы одну тему, которая звучит в вашей жизни сегодня и определяется культурным сценарием. Вспомните нынешние жизненные сцены. Есть ли среди них культурные сценарии? Вспомните роли сценария вашей семьи. Воспроизводите ли вы какие-либо из них сейчас? Какие роли вы изменили и почему?

По окончании задания участники группы получают время для того, чтобы поделиться своими впечатлениями, мыслями и реакциями.

  1. «Семейное предание»

Ведущий просит участников вспомнить одну из тех семейных историй, которая передаётся как предание, как семейная реликвия из поколения в поколение.

Вопросы для обсуждения: почему данная история была столь значима для семьи, стала преданием? Отражает ли эта история ценности, стиль поведения, традиции семьи? Если да, то, какие?

Литература

  1. Бейкер К.Г. Теория семейных систем М. Боуэна //Вопросы психологии. 1991. № 6. С. 155 – 164.
  2. Витакер К. Полночные размышления семейного психотерапевта. М., 1998. С. 70 – 83.
  3. Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний. М., 1991. С. 164 – 169.
  4. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб., 1999. С. 347 – 356.

Практическое занятие № 6

Тема: Психологические теории семьи

Вопросы:

1 Бихевиористический подход к семье.

2 Супружеское поведение и его детерминанты.

3 Рационально-эмотивный подход к семье.

4 Супружеские и семейные мифы.

Защита рефератов на тему:

  1. Семейные мифы. 
  2. Супружеское поведение и его детерминанты.
  3. Коммуникативные умения и навыки в супружеском взаимодействии.
  4. Анализ основных иррациональных суждений.

Литература:

  1. Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний. М., 1991. С. 152 – 159.
  2. Уолен С., Дигусепп Р., Уэсслер Р. Рационально-эмотивная терапия. М., 1997. С. 7 – 27, 71 – 82, 229 – 247.
  3. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследование и применение).

    СПб., 1997. С. 331 – 423.

  4. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб., 1999. С. 449 – 453.

Практическое занятие № 7

Тема: Психология добрачных отношений

Вопросы:

1 Психологическая готовность к семейной жизни.

2 Закономерности развития эмоциональных отношений в паре.

3 Феномен любви и ее типы.

Защита рефератов на тему:

  1. Теория любви Эриха Фромма

  2. Психоаналитическая теория любви.
  3. Теория любви Отто Кернберга.

Задания:

  1. Подберите пословицы и поговорки, цитаты о любви. Проведите их психологический анализ. К какой теоретической модели любви в большей степени соответствует та или иная цитата, пословица.
  2. Диагностика эмоциональных отношений в паре с помощью методик:

А) «Шкала любви и симпатии» (автор З. Рубин, модификация Л.Я. Гозмана и Ю.Е. Алешиной).

Инструкция. Проведение тестирования. Описание шкал. Обработка результатов.

Б) Опросник ПЭА (понимание, эмоциональное притяжение, авторитетность) – автор А.Н. Волкова, модификация В.И. Слепковой. Проведение тестирования. Описание шкал. Психологическая интерпретация полученных результатов.

Литература:

  1. Слепкова, В. И. Психологическая диагностика семейных отношений / В. И. Слепкова, Т. А. Заеко. – Мозырь., 2006.– 196 с.

Самостоятельное задание на дом: реферативный обзор статей:

1. Закономерности развития эмоциональных отношений в паре. (с. 43-76).

Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. –– М.: МГУ, 1987. – 175 с.

2. Хорни К. Женская психология. М., 1993. Т.1. Невротическая потребность в любви. С. 209-221.

Литература:

  1. Гозман Л. Психология эмоциональных отношений. М., 1987. С. 110 – 130.

  2. Джонсон Р. Мы. Источник и предназначение романтической любви. М., 1998.
  3. Кернберг О. Ф. Отношения любви: норма и патология. М., 2000. С. 13 – 89.
  4. Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний. М., 1991. С. 225 – 226.
  5. Куттер П. Любовь, ненависть, зависть, ревность. Психоанализ страстей. СПб., 1998. С. 31 – 46.
  6. Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1996. С. 559 – 568.
  7. Фромм Э. Душа человека. М., 1998. С. 171 – 282.

Практическое занятие № 8

Тема: Психология добрачных отношений

Вопросы:

1 Условия сохранения эмоциональных отношений.

2 Теории выбора брачного партнера.

Защита сообщений на тему:

  1. Теория комплементарных потребностей Р.Уинча
  2. Теория «стимул-ценность-роль» Б. Мурстейна.
  3. Инструментальная теория подбора супругов Р. Сентерса.
  4. Теория «фильтров» А. Керкгоффа и К. Дэвиса.
  5. «Круговая теория любви» А. Рейса.

Задания:

  1. Проведите анализ теоретических источников и выделите основные факторы, способствующие укреплению семейных отношений. Составьте список и обоснуйте свой ответ.
  2. Проведите анализ теоретических источников и выделите основные факторы, препятствующих укреплению семейных отношений. Составьте список и обоснуйте свой ответ.

3. На основе анализа теоретических источников разработайте опросник «МОТИВАЦИЯ ВСТУПЛЕНИЯ В БРАК», проведите диагностику, анализ и интерпретацию результатов с его помощью.

Литература:

  1. Гозман Л. Психология эмоциональных отношений. М., 1987. С. 142 –159.

  2. Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний. М., 1991. С. 238 – 241, 244 – 247.
  3. Криченко Е. В., Терехин В. А. Психологические аспекты качества семейно-брачных отношений //Прикладная психология. 1999. № 5. С. 63 – 74.
  4. Олейник Ю. Н. Исследование уровней совместимости в молодой семье //Психологический журнал. 1986. Т. 7. № 2. С. 59 – 67.
  5. Сысенко В. А. Супружеские конфликты. М., 1989. С. 97 – 110.
  6. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб., 1999. С. 25 – 26.
  7. Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1996. С. 568 – 584.

Практическое занятие № 9 Тема: Адаптация и совместимость супругов в семье

Вопросы:

1 Адаптация к брачно-семейным отношениям.

2 Уровни адаптации.

3 Структура адаптации по В.А. Сысенко.

Защита рефератов на тему:

  1. Ритуалы как психологическое средство формирования сплоченности семьи.
  2. Факторы длительного сохранения взаимодействия в паре.

Задания:

1. Ознакомление с методами диагностики семейной адаптации.

А) Маетодака «ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ МЕЖДУ СУПРУГАМИ» (Ю. Е. Алешина, Л.Я.Гозман, Е.М.Дубовская).

Описание методики. Техника проведения методики. Обработка и анализ результатов.

В) Опросник Шкала семейной адаптации и сплоченности (Опросник FACES-3 / Тест Д. Х. Олсона).

Описание методики. Техника проведения методики. Обработка и анализ результатов.

Литература:

1. Варга А. Я. Системная семейная психотерапия. СПб., 2001.

2. Виттакер К. Полночные размышления семейного терапевта. М., 1998.

4. Дружинин В. Н. Психология семьи. СПб.,2007.

5. Карабанова О. А. Психология семейных отношений. М., 2004.

6. Сатир В. Как строить себя и свою семью. М., 1992.

7. Сатир В. Вы и Ваша семья. Руководство поличностному росту. М., 2002.

9. Спиваковская А. С. Психотерапия: игра, детство, семья. В 2ᄂх т. М., 1999.

5. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб., 1999.

10. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.

11. Черников А. С. Системная семейная терапия. Интегративная модель диагностики. М., 2001.

Практическое занятие № 10 Тема: Адаптация и совместимость супругов в семье

Вопросы:

1 Супружеская совместимость как социально-психологическое явление.

2 Диагностика адаптации и уровня совместимости супругов в семье.

Защита рефератов на тему:

1Модель ролевых свойств и ожиданий супругов С.С. Либиха.

Задания:

  1. Ознакомление с методами диагностики психофизиологической, психологической и социокультурной совместимости супругов.

  2. Диагностика социально-психологической совместимости супружеской пары с использованием следующих методик:

А) РОП (опросник «Ролевые ожидания и притязания в браке») – автор А.Н. Волкова. Описание методики. Техника проведения методики. Обработка и анализ результатов (3 этапа).

Б) Опросник «Измерение установок в семейной паре» (авторы Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубовская).

Описание методики. Особенности проведения методики. Количественная обработка полученных результатов и их интерпретация.

Литература:

  1. Вебер Г. Кризисы любви. М. 2001. с. 18  
  2. Дружинин В. Теоретическая типология моделей семьи.//Психология семьи. Хрестоматия./ Под ред. Д.Я.Райгородского. Самара, 2002. с. 73.
  3. Здравомыслова О. М. Психологические и социально-культурные функции семьи. //Психология семьи. Хрестоматия./ Под ред. Д.Я. Райгородского. Самара, 2002. с. 83.
  4. Калмыкова Е.С. Психологические  проблемы первых лет супружеской жизни.// Вопросы психологии. 1983. №3. с. 83-89.
  5. Кинесса М.З. Молодые супруги и культура секса. //Психология семьи. Хрестоматия./ Под ред. Д.Я. Райгородского. Самара, 2002. с. 544.
  6. Кочарян А.С. Проведение психологического семейного консультирования. Учебно-методические материалы по психологии семейных отношений. Харьков, 1990. с. 26-30.
  7. Навайтис Г.А. Тайны семейного (не) счастья. Воронеж, 1998.  с. 39.
  8. Роджерс К. Психология супружеских отношений М., 2002 .   с. 23-45.
  9. Сысенко В.В. Устойчивость брака. М., 1981. с.  183, 210.
  10. Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. М., 1964, 1979.  с. 35, 66, 367.
  11. Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и ее проблемы. М., 1978. с. 48, 223.
  12. Шуман С.Г., Шуман В.П. Конфликты в молодой семье. Минск, 1989.  с. 80.

Практическое занятие № 11 Тема: Кризисные периоды в брачно-семейных отношениях

Вопросы:

1 Основные виды семейных кризисов.

2 Супружеские и семейные конфликты.

3 Техники разрешения конфликта.

Защита рефератов на тему:

  1. Методика конструктивного спора в супружеских отношениях.
  2. Супружеская неверность: причины супружеской неверности, виды измен. Модели поведения во внебрачных связях.
  3. Последствия супружеской неверности. Типы реакций на ситуацию измены.
  4. Ревность.

Задания:

  1. «Анонимный конфликт»

Каждый участник группы записывает на карточку актуальный для него семейный (супружеский) конфликт. Карточки не подписываются, перемешиваются. Затем каждый участник берёт не свою карточку и пытается разрешить чужую ситуацию. Обсуждение.

  1. «Социально зрелая семья»

Участники объединяются в семьи (группы по 7–8 человек).

Желательно равное количество юношей и девушек в группе. Каждый выбирает себе роль. На втором этапе игры все участники составляют характеристику семьи (имя, возраст, место работы или учёбы, размер заработной платы), описывают источники основных и дополнительных доходов членов семьи. На третьем этапе участники приступают к планированию предстоящих расходов в расчёте на один месяц, исходя из общей суммы предполагаемых доходов.

Анализ хода и результатов игры. Процедура обсуждения семейного бюджета и игровых ролей. Знание экономических реалий.

Самостоятельное задание на дом: реферативный обзор статей:

  1. К .Витакер о супружеских изменах. Витакер К. Полночные размышления семейного психотерапевта. М., 1998. С. 87-91.
  2. Природа ревности: психоаналитические воззрения (Куттер П. Любовь, ненависть, зависть, ревность. Психоанализ страстей. Перевод с нем. С.С. Панкова. СПб., 1998. Гл. 7. С. 70 – 89).

Задание:

1. Анализ, проработка психологических техник, позволяющих формировать у супругов навыки конструктивного поведения в конфликтной ситуации.

А) Методика «Конструктивная ссора» чешского психолога С. Кратохвила [1991, с. 207-211]. В некоторых современных руководствах ее еще называют «Конструктивный спор» [см., например, Эйдемиллер, Юстицкис, 1999, с. 460].

Сущность методики состоит в том, что супругам предлагают разыграть реальную или гипотетическую (согласно предло­женному психологом исходному сценарию) конфликтную си­туацию, а затем с помощью специального опросного листа (оце­ночного формуляра) оценить эффективность своего поведения в только что разыгранной конфликтной ситуации.

В качестве исходных сценариев можно предложить, например, следующие ситуации [Эйдемиллер, Юстицкис, 1999, с. 461-463]:

Ситуация № 1

Роль супруги:

Вам больше 30 лет. По профессии вы инженер. Характер ра­боты бюрократический, не требующий особых профессиональ­ных знаний. Заработок низкий, нерегулярный. Привычный, годами сложившийся коллектив. Рутина. Вы давно замужем. С мужем познакомились в институте. Есть ребенок, который сейчас находится у бабушки. Вам кажется, что с момента созда­ния семьи муж занял позицию иждивенца, стороннего наблю­дателя. «Настоящий, увлеченный, активный он там — на рабо­те, с сослуживцами, друзьями». Дома предпочитает ни во что не вмешиваться.

Летний день… Один из многих в вашей жизни.

Сегодня с утра было холодно, поэтому вы оделись в теплое шерстяное платье. Днем потеплело. Вы возвращаетесь домой после работы, едете в душном транспорте. В каждой руке у вас по тяжелой сумке с продуктами. Приходите домой и видите, что муж лежит на ди­ване с книгой в руках. То ли читает, то ли спит. В кухне, куда вы зашли, ворох грязной посуды в мойке, грязь на полу…

Вы испытываете очень сильное чувство… Такое чувство, что… Многие мысли промелькнули в голове… Вы начинаете действовать в соответствии с этим вашим состоянием…

Роль супруга:

Вам за 30. Вы инженер одного из НИИ, занимаетесь научной и конструкторской работой. Вас это захватывает. Подчас задер­живаетесь на работе, так как вам хочется обсудить свои идеи с коллегами, доделать то, что не успели. В коллективе вас ува­жают как специалиста, хотя вы и не сделали карьеры. Зарабо­ток низкий, он вас не удовлетворяет, но сам характер работы «все искупает». Общественной работы вы сторонитесь. У вас се­мья, с женой познакомились в институте. Один ребенок, сейчас у бабушки.

Дома в последние годы частые конфликты с женой. Она все время чем-то недовольна. Ей кажется, что вы уделяете семье мало внимания. Действительно, работа отнимает у вас много сил. Дома хочется отдохнуть, расслабиться, что-то обдумать. В конфликтах с женой стараетесь ее понять, иногда уступаете ей, но не всегда это получается.

Сегодня вы вернулись домой, пообедали. На кухне оставили все так, как есть, решив, что уборку сделаете позже. Нужно было во что бы то ни стало дочитать книгу, которую вам дали на несколько дней.

Сегодня жена пришла чуть позже обычного. Правда, вы так увлеклись книгой, что не обратили внимания на ее приход. Но когда вы услышали ее голос, пришлось отложить книгу…

Ситуация № 2

Роль супруга:

Мне и жене по 25 лет. Сколько лет женат? Подождите, подождите… Ах да! Ведь нашей Светке 2 года, значит — 3.

Когда жил с родителями, то все шло по привычному руслу: школа, работа, друзья, пивишко, мотоцикл. Сейчас? То же са­мое… У нас квартира, но живем то у ее родителей, то у моих. А кто за Светкой будет ухаживать? Я, что ли?

Зря жена говорит, что мои родители все время ее учат. Ну и правильно, а кто еще жену научит? «Жена, знай свое место!» А меня, между прочим, ее родители тоже учат. Я считаю, что иногда жене надо дать урок. А то забудет, кто командир в доме. Вчера принимали гостей у себя. Ну, подсказывал жене, что де­лать. Чтоб шустрила, опять же мужу уважение… А она мне потом вдруг заявляет

Роль супруги:

Мне и моему мужу по 25. Три года состоим в браке. У нас есть собственная квартира. Но так уж получается, что живем то у его родителей, то у моих. Мы оба работаем. Нашей Свете 2 года. Столько хлопот… Хорошо еще, что родители, конечно, мои в первую очередь, помогали. Магазины, поликлиники, стирка, уборка — все это моя мама. Ну и я, конечно. Да, забыла сказать, летом отдыхаем на их даче, т. е. на даче родителей мужа.

Когда живем с моей мамой, мне легко, хорошо. Могу об­щаться с подругами, ходить в гости, смотреть видак. Когда жи­вем там, то меня постоянно учат. К подругам лишний раз не позвонишь: «Подруги дороже дочери…» А муж? Друзья, пиво, мотоцикл… Это нормально?!

Вчера на нашей квартире праздновали день рождения доче­ри. Я — хозяйка! Пришлось покрутиться… Правда, многое из угощений привезла моя мама.

А муж… Вспомнил, что он муж. Видели бы его позу, жесты. «Принеси, унеси… Я сказал…» Гордый поворот головы. «Виде­ли, как у меня… Жена на цырлах!»

Полчаса, час… А потом я ему сказала…

 

После того как супруги проиграют ссору, им предлагают за­полнить специальный оценочный формуляр.

Стиль  ссоры:

Параметр оценки ссоры

II. Конструктивное

Поведение

+

III. Деструктивное поведение

Конкретность

Атака или защита на­правлены на опреде­ленные и конкретные поступки в настоящее время

 

 

Разговор неконкретный, по­ведение можно назвать ти­пичным; говорят о прежних поступках или о вещах, не имеющих отношения к ре­шаемой проблеме

Включенность супругов во взаимодействие

Оба партнера активно включаются во  взаимодействие, «бьют и получают сдачи»

 

 

 

Один из участников не вклю­чается в ссору, уклоняется от нее, обижается и раньше вре­мени ее заканчивает

IV. Стиль общения

Ясные и открытые со­общения, каждый го­ворит за себя, обдумы­вает свои слова;  другой его понимает и отвечает

 

 

Излишне частое повторение своего, плохо слушают друг друга, скрытые намеки и неяс­ности, укрываются за выска­зываниями и словами других лиц

«Честная игра»

Не используются уда­ры «ниже пояса», принимается во вни­мание, что может вы-нести партнер

 

 

Аргументы не относятся к предмету ссоры, но больно бьют партнера по его слабым местам

Результаты ссоры

Информативность взаимодействия

Что-либо узнал или понял, научился че­му-то новому

+

Не узнал ничего, о чем не слышал бы раньше

Насколько супруги смогли отреагировать накопившиеся у них эмоции

Уменьшилась напря­женность, высказыва­лись жалобы, претен­зии, дан выход эмоци­ям, снизилось раздра­жение

 

 

Разговор не привел к умень­шению напряженности, она осталась или даже повыси­лась

Несколько супруги сблизились в результате взаимодействия

Ссора привела к взаимо­пониманию и сближе­нию, супруги чувству­ют, что зависят друг от друга, и правильно себя оценивают

 

 

Супруги еще более отдали­лись друг от друга, не пони­мают друг друга или чувст­вуют какую-то несправед­ливость

Привело ли взаимодействие к улучшению ситуации

Ссора привела к реше­нию проблемы, выходу из конфликтной ситуа­ции, к пониманию и взаимным уступкам; обдумано и обсуждено дальнейшее поведение

 

 

Решение не найдено, партнер не старался улучшить ситуа­цию или не поддерживал та­кое стремление у другого, не идет на уступки и не желает в себе что-либо изменить

С помощью этого формуляра можно получить следующие интегральные показатели относительно качества взаимодейст­вия в период ссоры: стиль ссоры, результаты ссоры, оконча­тельный результат.

По замыслу С. Кратохвила [1991, с. 209], оценку стиля ссо­ры производят оба ее участника. За каждый раздел можно получить -1, 0 или +1 балл; таким образом, окончательный ре­зультат может находиться в диапазоне от -4 до +4 баллов.

При оценке результатов ссоры проводится подсчет очков для каждого из участников отдельно. Можно получить про­филь ссоры, занося в колонки отметки разным цветом.

Окончательный результат получается суммированием баллов по всему формуляру и может достигать значения от-8 до+8.

После заполнения оценочного формуляра целесообразно об­судить с супругами, что они могли бы сделать, чтобы повысить результативность своего взаимодействия, и предложить им проиграть новую конфликтную ситуацию с большей эффектив­ностью.

 

В) Другой известной методикой для выработки у супругов навы­ков согласования и приспособления в конфликтной ситуации является методика «Супружеский договор» [см., напр., Кратох-вил, 1991, с. 197-201] или, как ее порой называют «Техника списка».

Существует множество модификаций этой методики. Сущность ее состоит в том, что супругам предлагается на листах бумаги изложить свои требования друг по отноше­нию к другу. Далее психолог-консультант помогает супру­гам сделать их требования друг по отношению к другу мак­симально конкретными. После этого по пунктам требований между супругами заключают договор: каждый будет стараться делать то, что требуется другому, в ответ на по­добную его встречную активность. На слайде представлен об­разец такого супружеского договора, взятый из книги С. Кратохвила [1991, с. 199].

 

Пункты разногласий

Обязательства мужа

Обязательства жены

Домашний бюджет

Буду ежемесячно вносить в семей­ный бюджет 800 крон, уплачи­вать налоги — 850 крон, делать сбережения в размере 700 крон, а также покупать бензин для авто­мобиля; оставлять на карманные расходы 500 крон

Буду самостоятельно вести семейный бюджет и вносить в него свою долю в размере 1200крон; оставлять на кар­манные расходы 400 крон

Секс и душевный разговор

По возвращении домой не менее 10 мин разговаривать с женой; ежедневно говорить ей какой-то комплимент; не буду использо­вать грубых выражений; не буду принуждать жену к исполнению супружеских обязанностей

Создать в доме атмосферу нежности, половые отноше­ния 3 раза в неделю (дни по собственному выбору); в сек­се проявлять инициативу не реже 1 раза в неделю

Свободное  время

По крайней мере, один раз в месяц организовывать совместный отдых вне дома; обязанности по его организации выполнять поочередно.

 

Другое

Всегда убирать свои вещи на место. Заниматься детьми и домаш­ним хозяйством, когда жена за­держивается на работе

При обсуждении возникаю­щих проблем (1-2 раза в неде­лю по 10-20 мин) буду сотруд­ничать и использовать в споре логические доводы

Через неделю супруги вновь встречаются с психологом и об­суждают, что необходимо изменить в договоре, чем его надо до­полнить. Обсуждаются причины незапланированных наруше­ний, как их избежать в будущем.

Порой строятся графики освоения навыков: клиенты получа­ют формуляры, в которых отмечают частоту желаемого (или не­желательного) поведения по отдельным дням. На основе этих формуляров потом строится график освоения навыков решения проблем.

Вместо графиков можно использовать дневниковые формы записей — ежедневные отметки о стремлении партнера достиг­нуть положительных изменений поведения. Например, клиент получает задание ежедневно отмечать, «что сегодня партнер сделал мне приятного» или «что из сделанного сегодня партне­ром мне понравилось».

 

С) В случае, если супруги не умеют слушать друг друга и редко обращают внимание на позитивные аспекты чужого сообще­ния, целесообразно предложить им технику «Супружеская конференция» [Шерман, Фредман, 1997, с. 181-184].

Супруги встречаются в условленное время в условленном месте в период между визитами к психологу. Необходимо про­водить, как минимум, одну подобную встречу в неделю.

Встреча должна происходить в условиях, когда нет никаких влияний извне.

Один партнер говорит в течение какого-то фиксированно­го времени (обычно получаса) или (по своему усмотрению) молчит. Можно рассказывать о чем угодно — о снах, планах, болезнях, желаниях, потребностях. Другой партнер должен очень внимательно слушать и ни в коем случае не переби­вать, не курить, не ходить взад и вперед по комнате и не де­лать ничего такого, что могло бы нарушить процесс обще­ния. Точно в определенное время первый партнер останав­ливается.

Второй партнер кратко (в течение 3 мин) рассказывает о том, что он услышал в монологе первого, и что, как он пола­гает, первый имел в виду. Позиция говорившего признается имеющей право на существование и на данном этапе встречи никак не атакуется и не критикуется.

После этого второй партнер говорит в течение положенного ему получаса, а первый его внимательно слушает. И все повто­ряется сначала.

Обсуждение следует закончить в строго определенное время.

Вопросы, обсуждаемые на конференции, не должны подни­маться вплоть до следующей встречи.

Когда супруги приходят к психологу, последний может мо­дифицировать правила проведения конференций с целью фор­мирования у супругов навыков конструктивного поведения.

 

Д) Техникой конструктивного разрешения назревающих кон­фликтных ситуаций является процедура «Семейный совет» [Шерман, Фредман, 1997, с. 184-186].

Место и время для совета выбирается такое, чтобы ничто не могло ему помешать.

Совет формально включает всех членов семьи, однако нико­го нельзя заставлять присутствовать на нем насильно. Вместе с тем все те, кто участвуют в семейном совете, должны согла­ситься следовать тем решениям, которые будут на нем приня­ты. Необходимо стремиться к тому, чтобы все члены семьи при­сутствовали на совете.

Решения, принятые на совете, не могут быть в односторон­нем порядке нарушены или же проигнорированы. Если же та­кой инцидент происходит, он должен обсуждаться на следую­щей встрече.

Каждый может предложить вопросы для обсуждения. Листок бумаги со списком вопросов, требующих всеобщего обсуждения, помещается в удобное для просмотра всех чле­нов семьи место, например, прикрепляется к холодильнику магнитной кнопкой. Другие члены семьи знакомятся с пред­ложенным списком, фиксируют свои мнения, комментарии и т. д. Так реально совет начинается еще до его официального начала.

Список вопросов может включать все, что связано с благо­получием детей, семейными прогулками, что имеет отноше­ние к семье как целому. Родители обсуждают с детьми такие вопросы, как уборка квартиры, время возвращения домой, визиты друзей. Дети могут включать в список такие вопросы, как возможность уединения, предоставление им большей не­зависимости, время просмотра телевизионных передач, а так­же просить помощи в улаживании различного рода конфлик­тов друг с другом. Можно просто делиться своими мыслями, чувствами, надеждами, достижениями, опытом решения про­блем.

Место председателя совета переходит от одного члена семьи к другому из числа тех, кто эти обязанности в состоянии выпол­нять. Член семьи, выполняющий обязанности председателя, должен делать все возможное для того, чтобы соответствовать роли демократического лидера семейной группы. При этом ро­дители не имеют право занимать позицию Верховной Власти. Семейный совет осуществляется на основе общеизвестных пра­вил проведения любого демократического собрания. Однако нужно иметь в виду, что достижение единогласия более прием­лемо, чем решение на основе большинства голосов.

Как родители, так и дети должны быть уверены, что у них в семье есть право голоса, что сказанное ими будет услышано, принято и со всей серьезностью рассмотрено.

Семейный совет проводится для того, чтобы решать пробле­мы, а не для того, чтобы нападать на конкретных людей.

Литература:

1. Васильева О.С., Хмарук И.Н. Супружеская измена как предмет социально-психологического исследования //Прикладная психология. 1999. № 2. С. 59 – 65.

2. Витакер К. Полночные размышления семейного терапевта /Пер. с англ. М.И. Завалова. М., 1998. С. 87 – 91.

3. Гаврилова Г.Т. К проблеме влияния распада семьи на детей дошкольного возраста //Семья и формирование личности. Сб. науч. тр. /Под ред. А.А. Бодалева. М., 1981. С. 10 — 15.

4. Кочарян Г.С., Кочарян А.С. Психотерапия сексуальных расстройств и супружеских конфликтов. М., 1994. С.121 – 131.

5. Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний. М., 1991. С. 241 – 244, 273 – 280, 303 – 309.

6. Лафас Ж., Сова Д. Повторный брак: дети и родители. СПб., 1996.

7. Ребенок в карусели развода. М., 1998.

8. Сысенко В.А. Супружеские конфликты. М., 1989. С.11 – 25, 35 — 47.

9. Фигдор Г. Дети разведенных родителей: между травмой и надеждой (психоаналитическое исследование).

М., 1995.

10. Франк Р. Супружеская неверность. Мн. 1999.

11. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб., 1999.С. 460 — 465.

Практическое занятие № 12

Тема: Кризисные периоды в брачно-семейных отношениях

Вопросы:

1 Завершение брачно-семейных отношений.

2 Теоретическая модель развода.

3 Постразводная ситуация.

Защита рефератов на тему:

  1. Социально-психологические последствия разводов для взрослых и детей.

  2. Дети разведенных родителей.
  3. Повторный брак.

Самостоятельное задание на дом: реферативный обзор статей:

  1. Причины отчуждения от партнера в браке. Истоки моногамного идеала (К. Хорни «Проблемы моногамного идеала» С. 54 – 67 // К. Хорни Женская психология. 1993, Т.1).

  2. Причины супружеского и семейного неблагополучия в теории К. Хорни (К. Хорни «Проблемы брака» С. 88 – 100 // К. Хорни Женская психология. 1993, Т.1).

Литература:

1. Васильева О.С., Хмарук И.Н. Супружеская измена как предмет социально-психологического исследования //Прикладная психология. 1999. № 2. С. 59 – 65.

2. Витакер К. Полночные размышления семейного терапевта /Пер. с англ. М.И. Завалова. М., 1998. С. 87 – 91.

3. Гаврилова Г.Т. К проблеме влияния распада семьи на детей дошкольного возраста //Семья и формирование личности. Сб. науч. тр. /Под ред. А.А. Бодалева. М., 1981. С. 10 — 15.

4. Кочарян Г.С., Кочарян А.С. Психотерапия сексуальных расстройств и супружеских конфликтов. М., 1994. С.121 – 131.

5. Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний. М., 1991. С. 241 – 244, 273 – 280, 303 – 309.

6. Лафас Ж., Сова Д. Повторный брак: дети и родители. СПб., 1996.

7. Ребенок в карусели развода. М., 1998.

8. Сысенко В.А. Супружеские конфликты. М., 1989. С.11 – 25, 35 — 47.

9. Фигдор Г. Дети разведенных родителей: между травмой и надеждой (психоаналитическое исследование).

М., 1995.

10. Франк Р. Супружеская неверность. Мн. 1999.

11. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб., 1999.С. 460 — 465.

Практическое занятие № 13

Тема: Детско-родительские отношения в семье

Вопросы:

1 Родительские установки и их детерминация.

2 Понятие о стиле воспитания.

3 Патологизирующие роли.

Защита рефератов на тему:

  1. Приемные дети в семье.

  2. Психология материнства.
  3. Особенности отцовской любви к детям.
  4. Роль бабушек и дедушек в воспитании детей.

Задание:

1. Просмотр и обсуждение учебного фильма «Безмолвный крик».

Литература:

  1. Винникот Д.В. Маленькие дети и их матери /Пер. с англ. Н.М. Падалко. М., 1998.

  2. Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний. М., 1991. С. 255 – 256.
  3. Отец в современной семье. Сборник статей / Под ред. И.Я. Соловьева. Вильнюс, 1988.
  4. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования /Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М., 1989. С.19 – 37.
  5. Сенько Т.В. Психология взаимодействия: часть 3: Личность в семейном социуме: Учебное пособие. Мн., 2000. С. 103 – 133, 151 – 188.
  6. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Семейная психотерапия. Л., 1989. С. 152 – 157.

Практическое занятие № 14

Тема: Детско-родительские отношения в семье

Вопросы:

1 Типология неправильного воспитания.

2 Развитие ребенка в неполной семье.

3 Диагностика детско-родительских отношений.

Задание:

  1. Ознакомление с методиками диагностики детско-родительских взаимоотношений:

Ф) АСВ (тест-опросник «Анализ семейных взаимоотношений», авторы – Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис).

Цель проведения методики. Содержание опросника. Описание шкал. Количественная обработка и психологическая интерпретация результатов. Методика «Родителей оценивают дети» (РОД) – модификация методики «Анализ семейного воспитания» (АСВ), выполненная И.А. Фурмановым и А.А. Аладьиным.

В) PARY (опросник «Измерение родительских установок и реакций», автор – Е. Шефер).

Предназначение методики. Описание шкал опросника. Инструкция к выполнению. Количественная и качественная обработка результатов. Тестовые нормы опросника.

Литература:

  1. Слепкова, В. И. Психологическая диагностика семейных отношений / В. И. Слепкова, Т. А. Заеко. – Мозырь., 2006.– 196 с.

2. Назовите наиболее распространенные ошибки родителей в процессе воспитания детей и пути их преодоления.

3. Охарактеризуйте специфику детско-родительских отношений в разные возрастные периоды развития ребенка.

Литература:

  1. Винникот Д.В. Маленькие дети и их матери /Пер. с англ. Н.М. Падалко. М., 1998.
  2. Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний. М., 1991. С. 255 – 256.
  3. Отец в современной семье. Сборник статей / Под ред. И.Я. Соловьева. Вильнюс, 1988.
  4. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования /Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М., 1989. С.19 – 37.
  5. Сенько Т.В. Психология взаимодействия: часть 3: Личность в семейном социуме: Учебное пособие. Мн., 2000. С. 103 – 133, 151 – 188.
  6. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Семейная психотерапия. Л., 1989. С. 152 – 157.

Практическое занятие № 15 Тема: Семья как источник психологической травмы

Вопросы:

1 Факторы семейной жизни, обуславливающие возникновение патогенных ситуаций.

2 Пути выявления семейно-обусловленных психотравмирующих состояний.

3 Семья как фактор, определяющий реакцию индивида на психическую травму.

Задания:

1. Ознакомление с методиками «Семейно-обусловленное состояние» (Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис) и «Анализ семейной тревоги» (Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис).

2. Изучение семейно-обусловленных психотравмирующих состояний у членов семьи с использованием опросника «Анализ семейной тревоги» (АСТ).

Осуществление процедуры диагностики, интерпретация полученных данных (вывод об уровне семейной тревоги у членов обследуемой семьи).

Литература:

  1. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб., 1999.