На основе полученных сочинений с помощью контент-анализа мы разработали авторскую методику семантического дифференциала, которую назвали «Представления об идеальном родителе». Методика состоит из 48 полярных пар качеств, каждая пара оценивается по 7-балльной шкале (3, 2, 1, О, 1, 2, 3) в зависимости от выраженности качества.
Структура методики
При отборе качеств использовались данные контент-анализа родительских сочинений, дополненные собственными идеями.
1. Все заложенные в методику качества дифференцированы по трем компонентам – когнитивный, эмоциональный, поведенческий; на каждый аспект приходится по 16 пар качеств.
2. При составлении методики все качества (внутри компонентов) подбирались по следующим антиномиям:
• положительное – отрицательное (робкий – смелый, сильный – слабый);
• должное – необязательное (должен быть справедливым – может быть несправедливым, должен все знать – может чего-то не знать);
• теплое – холодное (доверяющий детям – не доверяющий детям, сотрудничающий с детьми – соперничающий с детьми);
• предлагаемое – отвергаемое (бескорыстный – расчетливый, альтруист – эгоист);
• достижимое – неосуществимое (всегда терпелив – не всегда терпелив); всегда понимает – не всегда понимает);
• простое – сложное (решающий за детей – не решающий за детей, компетентный – некомпетентный).
3. Методика приведена в том порядке, в котором она создавалась; в таблице даны номера вопросов в соответствии с компонентами (когнитивный, эмоциональный, поведенческий) и антиномиями (см. табл.).
Мы полагаем, что ее можно использовать в неизменном виде, так как для испытуемых не видна внутренняя логика построения, например трудно угадать социально-желаемые ответы.
4. Все качества, расположенные в опроснике справа, считаются нами более предпочтительными, чем расположенные слева.
Мы предполагаем в большей степени качественную, чем количественную, обработку методики. Количественная обработка заключается в подсчете баллов испытуемого по каждому аспекту (когнитивный – первые 18 пар, эмоциональный – вторые 18 пар (с 19 по 36), поведенческий – последние 18 пар (с 37 по 54); в итоге получаем три показателя:
ТЕМА 4 Методика обучения детей старшей группы использованию цвета для создания образа в рисунке 1.Цветовое восприятие и его значение в жизни человека 2. И
Содержание Введение………………………………………………………...…………..3 1.Цветовое восприятие и его значение в жизни человека……………….4 2. Использование цвета детьми старшего дошкольного возраста для создания образа в рисунке………………………………………………………..7 3. Методы и приемы формирования умения создавать цветовой образ в рисунке…………………………………………………………………………...11 4. Практическая часть…………………………………………………….13 Заключение ...
1) когнитивный показательпредставлений об идеальном родителе;
2) эмоциональный показательпредставлений об идеальном родителе;
3) поведенческий показательпредставлений об идеальном родителе.
Испытуемый может набрать от -54 до +54 баллов по каждому из них (3 компонента, 18 пар качеств в каждом, максимальная оценка каждого качества 3 балла).
Баллы, относящиеся к качествам справа, положительным, берутся со знаком «плюс», а баллы, относящиеся к качествам слева, отрицательным, берутся со знаком «минус».
Например, испытуемый сделал такой выбор (выбор отмечен полужирным шрифтом):
Слабый |
3
|
2
|
1
|
0
|
1
|
2
|
3
|
Сильный |
Неблагоразумный |
3
|
2
|
1
|
0
|
1
|
2
|
3
|
Благоразумный |
При подсчете когнитивного аспекта (обе пары качеств относятся к нему) мы получим: +2 (так как «сильный» находится в правой части) и -1 (так как «неблагоразумный» находится в левой части).
Итого: 2-1=1. И так далее.
Качественная обработка состоит в анализе отдельных ответов испытуемого и полученных показателей (когнитивный, эмоциональный, поведенческий).
Опросный лист
1 | Слабый | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Сильный | |
2 | Неблагоразумный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Благоразумный | |
3 | Непрактичный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Практичный | |
4 | Должен быть справедливым | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Может быть несправедливым | |
5 | Должен все знать | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Может чего-то не знать | |
6 | Должен ставить детей на первое место | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Может не ставить детей на первое место | |
7 | Не доверяющий детям | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Доверяющий детям | |
8 | Соперничающий с детьми | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Сотрудничающий с детьми | |
9 | Злопамятный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Прощающий | |
10 | Расчетливый | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Бескорыстный | |
11 | Эгоист | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Альтруист | |
12 | Безответственный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Ответственный | |
13 | Всегда терпелив | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Не всегда терпелив | |
14 | Всегда понимает | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Не всегда понимает | |
15 | Всегда прав | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Не всегда прав | |
16 | Решающий за детей | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Не решающий за детей | |
17 | Не уважающий детей | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Уважающий детей | |
18 | Требовательный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Снисходительный | |
19 | Несчастный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Счастливый | |
20 | Грустный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Радостный | |
21 | Злой | 3
|
2
|
1
|
0
|
1
|
2
|
3
|
Добрый | |
22 | Должен интересоваться детьми | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Может не интересоваться детьми | |
23 | Должен быть спокойным | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Может быть раздраженным | |
24 | Должен гордиться детьми | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Может не гордиться детьми | |
25 | Строгий | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Мягкий | |
26 | Жестокий | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Ласковый | |
27 | Холодный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Теплый | |
28 | Не одобряющий | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Одобряющий ребенка | |
29 | Безжалостный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Жалеющий | |
30 | Не любящий | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Любящий | |
31 | Всегда довольный детьми | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Не всегда довольный детьми | |
32 | Никогда не кричащий на ребенка | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Иногда кричащий на ребенка | |
33 | Не обижающийся на детей | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Обижающийся на детей | |
34 | Стыдящийся за ребенка | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Не стыдящийся за ребенка | |
35 | Не готовый к родительству | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Готовый к родительству | |
36 | Боящийся извиниться пере ребенком | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Не боящийся извиниться перед ребенком | |
37 | Не воспитывающий | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Воспитывающий | |
38 | Усталый | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Отдохнувший | |
39 | Не обучающий ребенка | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Обучающий ребенка | |
40 | Должен быть опытным родителем | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Может быть неопытным родителем | |
41 | Должен жить для ребенка | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Может жить для себя | |
42 | Должен проводить с ребенком много времени | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Может проводить с ребенком мало времени | |
43 | Не хвалящий ребенка | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Хвалящий ребенка | |
44 | Не балующий ребенка | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Балующий ребенка | |
45 | Не опекающий | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Опекающий | |
46 | Не слушающий ребенка | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Слушающий ребенка | |
47 | Не помогающий | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Помогающий | |
48 | Приказывающий | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Просящий | |
49 | Всегда может повлиять на ребенка | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Не всегда может повлиять на ребенка | |
50 | Никогда не командующий | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Иногда командующий | |
51 | Всегда выполняющий капризы ребенка | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Не всегда выполняющий капризы ребенка | |
52 | Вмешивающийся в жизнь ребенка | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Не вмешивающийся в жизнь ребенка | |
53 | Ограничивающий свободу ребенка | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Не ограничивающий свободу ребенка | |
54 | Критикующий ребенка | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Не критикующий ребенка |
Структура методики «Идеальный родитель»
Антиномии | Когнитивный аспект (номера вопросов) | Эмоциональный аспект (номера вопросов) | Поведенческий аспект (номера вопросов |
Положительное – отрицательное | 1-3 | 19-21 | 37-39 |
Должное – необязательное | 4-6 | 22-24 | 40-42 |
Теплое – холодное | 7-9 | 25-27 | 43-45 |
Предлагаемое – отвергаемое | 10-12 | 28-30 | 46-48 |
Достижимое – неосуществимое | 13-15 | 31-33 | 49-51 |
Простое – сложное | 16-18 | 34-36 | 52-54 |