Методика «Представления об идеальном родителе»

На основе полученных сочинений с помощью контент-анализа мы разработали авторскую методику семантического диффе­ренциала, которую назвали «Представления об идеальном роди­теле». Методика состоит из 48 полярных пар качеств, каждая пара оценивается по 7-балльной шкале (3, 2, 1, О, 1, 2, 3) в зависимо­сти от выраженности качества.

Структура методики

При отборе качеств использовались данные контент-анализа родительских сочинений, дополненные собственными идеями.

1. Все заложенные в методику качества дифференцированы по трем компонентам – когнитивный, эмоциональный, поведен­ческий; на каждый аспект приходится по 16 пар качеств.

2. При составлении методики все качества (внутри компонен­тов) подбирались по следующим антиномиям:

• положительное – отрицательное (робкий – смелый, силь­ный – слабый);

• должное – необязательное (должен быть справедливым – может быть несправедливым, должен все знать – может чего-то не знать);

• теплое – холодное (доверяющий детям – не доверяющий детям, сотрудничающий с детьми – соперничающий с детьми);

• предлагаемое – отвергаемое (бескорыстный – расчетли­вый, альтруист – эгоист);

• достижимое – неосуществимое (всегда терпелив – не все­гда терпелив); всегда понимает – не всегда понимает);

• простое – сложное (решающий за детей – не решающий за детей, компетентный – некомпетентный).

3. Методика приведена в том порядке, в котором она создавалась; в таблице даны номера вопросов в соответствии с компонентами (когнитивный, эмоциональный, поведенческий) и антиномиями (см. табл.).

Мы полагаем, что ее можно использовать в неизмен­ном виде, так как для испытуемых не видна внутренняя логика по­строения, например трудно угадать социально-желаемые ответы.

4. Все качества, расположенные в опроснике справа, считают­ся нами более предпочтительными, чем расположенные слева.

Мы предполагаем в большей степени качественную, чем коли­чественную, обработку методики. Количественная обработка зак­лючается в подсчете баллов испытуемого по каждому аспекту (ког­нитивный – первые 18 пар, эмоциональный – вторые 18 пар (с 19 по 36), поведенческий – последние 18 пар (с 37 по 54); в итоге получаем три показателя:

3 стр., 1162 слов

ТЕМА 4 Методика обучения детей старшей группы использованию цвета для создания образа в рисунке 1.Цветовое восприятие и его значение в жизни человека 2. И

Содержание Введение………………………………………………………...…………..3 1.Цветовое восприятие и его значение в жизни человека……………….4 2. Использование цвета детьми старшего дошкольного возраста для создания образа в рисунке………………………………………………………..7 3. Методы и приемы формирования умения создавать цветовой образ в рисунке…………………………………………………………………………...11 4. Практическая часть…………………………………………………….13 Заключение ...

1) когнитивный показательпредставлений об идеальном родителе;

2) эмоциональный показательпредставлений об идеальном роди­теле;

3) поведенческий показательпредставлений об идеальном родителе.

Испытуемый может набрать от -54 до +54 баллов по каждому из них (3 компонента, 18 пар качеств в каждом, максимальная оценка каждого качества 3 балла).

Баллы, относящиеся к каче­ствам справа, положительным, берутся со знаком «плюс», а бал­лы, относящиеся к качествам слева, отрицательным, берутся со знаком «минус».

Например, испытуемый сделал такой выбор (выбор отмечен полужирным шрифтом):

Слабый

3

2

1

0

1

2

3

Сильный
Неблагоразумный

3

2

1

0

1

2

3

Благоразумный

При подсчете когнитивного аспекта (обе пары качеств отно­сятся к нему) мы получим: +2 (так как «сильный» находится в правой части) и -1 (так как «неблагоразумный» находится в ле­вой части).

Итого: 2-1=1. И так далее.

Качественная обработка состоит в анализе отдельных ответов испытуемого и полученных показателей (когнитивный, эмоцио­нальный, поведенческий).

Опросный лист

1 Слабый 3 2 1 0 1 2 3 Сильный
2 Неблагоразумный 3 2 1 0 1 2 3 Благоразумный
3 Непрактичный 3 2 1 0 1 2 3 Практичный
4 Должен быть справедливым 3 2 1 0 1 2 3 Может быть не­справедливым
5 Должен все знать 3 2 1 0 1 2 3 Может чего-то не знать
6 Должен ставить детей на первое место 3 2 1 0 1 2 3 Может не ставить детей на первое место
7 Не доверяющий детям 3 2 1 0 1 2 3 Доверяющий детям
8 Соперничающий с детьми 3 2 1 0 1 2 3 Сотрудничающий с детьми
9 Злопамятный 3 2 1 0 1 2 3 Прощающий
10 Расчетливый 3 2 1 0 1 2 3 Бескорыстный
11 Эгоист 3 2 1 0 1 2 3 Альтруист
12 Безответственный 3 2 1 0 1 2 3 Ответственный
13 Всегда терпелив 3 2 1 0 1 2 3 Не всегда терпелив
14 Всегда понимает 3 2 1 0 1 2 3 Не всегда понимает
15 Всегда прав 3 2 1 0 1 2 3 Не всегда прав
16 Решающий за детей 3 2 1 0 1 2 3 Не решающий за детей
17 Не уважающий детей 3 2 1 0 1 2 3 Уважающий детей
18 Требовательный 3 2 1 0 1 2 3 Снисходительный
19 Несчастный 3 2 1 0 1 2 3 Счастливый
20 Грустный 3 2 1 0 1 2 3 Радостный
21 Злой 3

2

1

0

1

2

3

Добрый
22 Должен интересоваться детьми 3 2 1 0 1 2 3 Может не интересо­ваться детьми
23 Должен быть спокойным 3 2 1 0 1 2 3 Может быть раздраженным
24 Должен гордиться детьми 3 2 1 0 1 2 3 Может не гордиться детьми
25 Строгий 3 2 1 0 1 2 3 Мягкий
26 Жестокий 3 2 1 0 1 2 3 Ласковый
27 Холодный 3 2 1 0 1 2 3 Теплый
28 Не одобряющий 3 2 1 0 1 2 3 Одобряющий ребенка
29 Безжалостный 3 2 1 0 1 2 3 Жалеющий
30 Не любящий 3 2 1 0 1 2 3 Любящий
31 Всегда довольный детьми 3 2 1 0 1 2 3 Не всегда довольный детьми
32 Никогда не кричащий на ребенка 3 2 1 0 1 2 3 Иногда кричащий на ребенка
33 Не обижающийся на детей 3 2 1 0 1 2 3 Обижающийся на детей
34 Стыдящийся за ребенка 3 2 1 0 1 2 3 Не стыдящийся за ребенка
35 Не готовый к родительству 3 2 1 0 1 2 3 Готовый к родительству
36 Боящийся извиниться пере ребенком 3 2 1 0 1 2 3 Не боящийся извиниться перед ребенком
37 Не воспитывающий 3 2 1 0 1 2 3 Воспитывающий
38 Усталый 3 2 1 0 1 2 3 Отдохнувший
39 Не обучающий ребенка 3 2 1 0 1 2 3 Обучающий ребенка
40 Должен быть опытным родителем 3 2 1 0 1 2 3 Может быть неопытным родителем
41 Должен жить для ребенка 3 2 1 0 1 2 3 Может жить для себя
42 Должен проводить с ре­бенком много времени 3 2 1 0 1 2 3 Может проводить с ре­бенком мало времени
43 Не хвалящий ребенка 3 2 1 0 1 2 3 Хвалящий ребенка
44 Не балующий ребенка 3 2 1 0 1 2 3 Балующий ребенка
45 Не опекающий 3 2 1 0 1 2 3 Опекающий
46 Не слушающий ребенка 3 2 1 0 1 2 3 Слушающий ребенка
47 Не помогающий 3 2 1 0 1 2 3 Помогающий
48 Приказывающий 3 2 1 0 1 2 3 Просящий
49 Всегда может повлиять на ребенка 3 2 1 0 1 2 3 Не всегда может повлиять на ребенка
50 Никогда не командующий 3 2 1 0 1 2 3 Иногда командующий
51 Всегда выполняющий капризы ребенка 3 2 1 0 1 2 3 Не всегда выполняющий капризы ребенка
52 Вмешивающийся в жизнь ребенка 3 2 1 0 1 2 3 Не вмешивающийся в жизнь ребенка
53 Ограничивающий свободу ребенка 3 2 1 0 1 2 3 Не ограничивающий свободу ребенка
54 Критикующий ребенка 3 2 1 0 1 2 3 Не критикующий ребенка

Структура методики «Идеальный родитель»

Антиномии Когнитивный аспект (номе­ра вопросов) Эмоциональный аспект (номера вопросов) Поведенческий аспект (номера вопросов
Положительное – отрицательное 1-3 19-21 37-39
Должное – необязательное 4-6 22-24 40-42
Теплое – холодное 7-9 25-27 43-45
Предлагаемое – отвергаемое 10-12 28-30 46-48
Достижимое – неосуществимое 13-15 31-33 49-51
Простое – сложное 16-18 34-36 52-54