Развитие творческих способностей

Образовательная программа

«Развитие творческих способностей»

2004

ВВЕДЕНИЕ

Вспышками детского вдохновения, внезапными озарениями непозволительно дирижировать… Тем, что мы предписываем детям путь… мы отлучаем детей от их собственного творческого опыта. Ребенок податлив и доверчив. Он жадно вбирает в себя указания взрослого. И верит, что благодаря средствам, полученным в готовом виде, сможет преуспеть быстрей, чем другие, выиграть в соревновании, навязанном ему извне. Таким образом, ребенок отторгается от собственных задач. На этом пути он сперва теряет личные средства выражения, адекватные жизненному опыту, а затем и сам этот опыт… Слишком раннее усвоение готовых форм ведет к закрепощению личности.

Л.С. Выготскому принадлежит формулировка основной задачи будущей педагогики. Жизнь в ней «раскрывается как система творчества, постоянного напряжения и преодоления, постоянного комбинирования и создания новых форм поведения. Таким образом, каждая наша мысль, каждое наше движение и переживание является стремлением к созданию новой действительности, прорывом вперед к чему-то новому».

Проблема творчества является одной из основных проблем для психологии личности и ее развития. Ф. Баррон и Д. Харрингтон выделяют следующие характеристики творческого процесса:

1. Творчество — это способность адаптивно реагировать на необходимость в новых подходах и новых продуктах. Данная способность позволяет также осознавать новое в бытии, хотя сам процесс может носить как сознательный, так и бессознательный характер.

2. Создание нового творческого продукта во многом зависит от личности творца и силы его внутренней мотивации.

3. Специфическими свойствами творческого процесса, продукта и личности являются их оригинальность, состоятельность, адекватность задаче.

4. Творческие продукты могут быть очень различны по природе: новое решение проблемы в математике, открытие химического процесса, создание музыки, картины или поэмы, новой философской или религиозной системы, инновация в юриспруденции, свежее решение социальных проблем.

11 стр., 5043 слов

Научная организация творческого процесса. Алгоритм решения изобретательских задач

27 СОДЕРЖАНИЕ Введение Научная организация творческого процесса Алгоритм решения изобретательских задач Литература Приложения процесс творчество алгоритм изобретательство Введение Тема реферата «Научная организация творческого процесса. Алгоритм решения изобретательских задач» по дисциплине «Основы технического творчества» Научная организация творческого процесса. Алгоритм решения изобретательских ...

Вопрос о развитии творческих способностей учащихся в теории и практике обучения стоит особенно актуально. Сегодня очень важна готовность человека действовать инициативно и творчески при любых обстоятельствах — этот социальный запрос соответствует потребностям ребёнка быть самостоятельным, знать и уметь использовать свои возможности.

В период младшего школьного возраста, дети отличаются огромным стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности. Особое внимание необходимо уделять созданию условий для развития творческого начала в деятельности ребёнка.

Цель работы: создать программу сопровождения развития творческих способностей детей, обучающихся в начальной школе.

Задачи: теоретическое исследование литературы по теме исследования; составление диагностического комплекса для работы с учащимися; разработка коррекционно-развивающей программы.

Структура работы: данная работа состоит из введения, заключения, трёх частей, трёх схем и списка используемой литературы.

Работа с учащимися

Работа с учащимися предполагает два направления деятельности: проведение диагностики и развивающих занятий. Для исследования творческих качеств детей мы использовали следующие методики. Опросник креативности Рензулли. Это объективный, состоящий из 10 пунктов, список характеристик творческого мышления и поведения. Создан для идентификации проявлений креативности. Методика определения творческого развития, предложенная Торренсом (для выявления творчества учащихся мы предлагаем использовать модифицированный субтест «Завершение рисунков» П. Торренса и для определения присутствия элементов творческого мышления предлагается использовать невербальный тест «Круги» Торренса, время исполнения задания не ограничено).

Тест «Необычное использование», по Дж. Гилфорду, для оценки творчества учащихся. Предлагается использовать следующие предметы: «Газета», «Деревянная линейка» либо «Кирпич» и «Канцелярская скрепка». Методика «Изучение мотивации достижения успехов». Под мотивом достижения успехов понимается активное стремление ребёнка к успеху в разнообразных ситуациях и видах деятельности, значимых для него. Тест Кэттелла. Многофакторный опросник личности универсален, практичен, даёт многогранную информацию об индивидуальности. В настоящей работе предложена одна из модификаций этого теста, адаптированная для детей младшего школьного возраста. Мы использовали следующие шкалы: экстраверсия, уверенность в себе, независимость, смелость, оптимизм. Тест на интеллект (cfit).

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения пению Содержание

... отечественной музыкальной педагогической науке имеется ряд научных трудов, посвященных исследованию творческого развития детей: музыкального творчества (Н.А.Метлов, 1940, К.В.Головская, 1944 ... игр, хороводов, танцев; обучение детей поисковым действиям в упражнениях по развитию сенсорных способностей; творческие задания как метод развития песенного, танцевального творчества. Таким образом: ядром ...

Предложен Р. Кэттелом. Использован вариант теста адаптированный для детей 8−12 лет. Предназначен для измерения уровня интеллектуального развития, независимо от влияния факторов окружающей среды (культуры, образования).

Для решения предлагается 4 субтеста. [13]Для проведения коррекционно-развивающей работы мы подобрали тренинг «творчества». Содержащий упражнения предполагающие определение творческого уровня ребёнка и его развитие.Работа с родителями

На родительском собрании психолог может сделать сообщение о важности и необходимости развития творческих способностей детей. Психолог может оказать родителям неоценимую помощь, если даст им ясные и простые советы, каким образом заниматься с детьми, чтобы развить у них творческие способности, материал должен излагаться доступно, должно быть уважительное и доброжелательное отношение к родителям. Индивидуальные консультации могут проходить, опираясь на данные психологической диагностики. Психолог может поделиться с родителями своими профессиональными выводами о развитии творческих способностей отдельного ребёнка, выделить наиболее актуальные для родителей аспекты обсуждаемой темы. Важно, чтобы произошла встреча родительского опыта и психологических знаний.Работа с педагогами

7 стр., 3399 слов

психолого-педагогическая готовность детей к школьному обучению

Введение 3 Глава 1. Теоретические основ готовности ребенка к школьному обучению 8 1.1 Проблема «готовность к школе» в психолого-педагогической литературе 8 1.2 Психические особенности, влияющие на психологическую готовность к школьному обучению 21 1.3 Модель формирования психологической готовности ребенка к школьному обучению 28 Глава 2. Изучение психолого-педагогической готовности детей к ...

Наиболее полное раскрытие потенциала творческих детей составляет актуальную задачу современного образования. Психологические исследования продемонстрировали сложность и многоуровневость феномена творчества, зависимость его развития от условий воспитания и обучения детей.

В педагогическом плане главное в творчестве — это осознание ребенком себя как «нового открытия», как активного, преобразующего начала, как строителя мира, реализующего в процессе этого строительства свою личность и свои отдельные способности, знания и умения.

Как замечает В.В. Давыдов, «нельзя выявить подлинные глубины творческого потенциала человека, оставаясь лишь в пределах устоявшихся форм его деятельности и уже принятых систем обучения и воспитания, так как в других условиях жизни и в других системах обучения и воспитания этот потенциал может существенно меняться. Цель развивающего образования как раз и состоит в том, чтобы углубить его и расширить». [17]

Содержание программ обучения для развития творчества должно быть основано на: 1) изучении основополагающих тем; 2) интеграции тем и проблем, относящихся к разным областям знаний; 3) использовании принципа междисциплинарности; 4) рассмотрении задач «открытого типа», т. е. не имеющих единственного и окончательного решения; 5) соблюдении принципа высокой степени насыщенности содержания.

Методы обучения должны развивать продуктивное мышление высокого уровня (развитие творческого, критического, абстрактно-логического мышления и способности к разрешению проблем), способности к исследовательской работе, обеспечивать самостоятельность в учении (т.е. организацию обучения как процесса, руководимого самим учеником), стимулировать выдвижение новых идей, разрушающих привычные стереотипы и общепринятые взгляды, поощрять создание работ с использованием разнообразных материалов, способов и форм, развивать способности детей к самопознанию и самопониманию, воспитывать у детей уважение к индивидуальным особенностям каждого человека.

17 стр., 8390 слов

Готовность ребенка к обучению и адаптации в школе. Потребности юношества в психологической поддержке

1. ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ И АДАПТАЦИИ В ШКОЛЕ. Готовность к школе. Поступление в школу - переломный момент в жизни ребенка. Отличительная особенность положения ученика, школьника состоит в том, что его, учеба является обязательной, обще­ственно значимой деятельностью. За нее несет ответственность перед учителем, школой, семьей. Жизнь ученика подчинена системе строгих, одинаковых для всех ...

Важнейшим условием развития творческости является взаимодействие детей и взрослых в соответствии с принципами гуманистической психологии: безоценочность, принятие других, психологическая безопасность и поддержка. Усилия педагогов должны быть направлены на то, что бы продемонстрировать детям широкий веер индивидуальных различий и оказать поддержку этим различиям и показать самоценность каждой личности. В результате дети приходят к осознанию собственной индивидуальности и её отличия от индивидуальности других людей. Необходимо создавать детям условия и возможности для эмоционального самовыражения, когда дети используют такие способы, которыми они никогда не пользовались и которые не моли им предложить ни родители, ни учителя. [2]

Также для развития творческости детей педагогам рекомендуется использовать технологию проблемного обучения. Суть — в создании проблемных ситуаций и их решении в процессе совместной деятельности учителя и учащегося.

Заключение

В последние годы в психологии творчества сложилось представление о сложной, многоуровневой иерархии различных этапов процессов творчества, причем личностные и интеллектуальные свойства, уже давно ставшие предметом исследования, остаются им и поныне вследствие неоднозначного объяснения уже полученных результатов и вновь возникающих вопросов.

В многочисленных исследованиях была продемонстрирована важная роль мотивационно-личностных особенностей и условий социального окружения детей в реализации их потенциала. Согласно концепции Дж. Рензулли, развитие творчества основано на взаимосвязи трех конструктов: интеллекта выше среднего уровня, креативности и приверженности к задаче.

21 стр., 10010 слов

Исследование позиций родителей в вопросах раннего развития детей с функциональными нарушениями

Дипломная работа Содержание Введение Глава 1. Социализация и ее показатели Глава 2. Особенности социальной ситуации развития ребёнка с психофизическими нарушениями .1 Социальные ограничения как следствие органических нарушений .2 Особые образовательные потребности как следствие социальных ограничений Глава 3. Подходы к реабилитации, воспитанию и образованию детей с функциональными нарушениями .1 ...

Мы понимаем творчество как реализацию человеком собственной индивидуальности. В свою очередь, самодостаточным проявлением человеческой индивидуальности для нас являются эмоциональные реакции и состояния человека. Для того чтобы развивать творчество, необходимо иметь дело с эмоциональным содержанием. В качестве основного принципа развития творческого потенциала мы видим принцип трансформации когнитивного содержания в эмоциональное.

Для того чтобы развить творчество человека, необходимо в первую очередь обращаться к его эмоциональным реакциям и состояниям. Принимая и поддерживая эмоциональные реакции и состояния человека, мы способствуем проявлению его творчества. Понимание взрослым основных эмоциональных реакций и состояний детей — основное условие развития творчества ребёнка.

Список использованной литературы

1. Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. — М.: Просвещение, 1990.

2. Развитие творческой одарённости детей школьного возраста // Школьный психолог. 2001. № 11, с. 7.

3. Алгоритмы активизации творческого мышления (по Бухвалову) // Школьный психолог. 2004. № 4, с. 26.

4. Яковлева Е.Л. Развитие творческого потенциала личности школьника // Вопросы психологии. 1996. № 3 с. 28

5. Яковлева Е.Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития // Вопросы психологии. 1997. № 4 с. 20

9 стр., 4172 слов

Развитие творческой активности младших школьников средствами игровой технологии

... возможности игровой технологии, для развития творческой активности младших школьников. Объект исследования: развитие творческой активности школьников в учебно-воспитательном ... , Сайт Факультета психологии МГУ http://www.psy.msu.ru/ 2.ЖУРНАЛ «Вопросы психологии» http://www. ... явлений литературного процесса, фактов жизни и творчества писателей; освоение событийно-тематического содержания произведений; ...

6. Дорфман Л.Я., Ковалева Г. В. Основные направления исследований креативности в науке и искусстве // Вопросы психологии. 1999. № 2 с. 101

7. Богоявленская Д.Б. «Субъект деятельности» в проблематике творчества // Вопросы психологии. 1999. № 2 с. 35

8. Найди необычное в обычном. И. Вачков // Школьный психолог. 2004. № 4 с. 30

9. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / сост. И.В. Дубровина. — М.: «Академия», 1999.

10. Лук А.Н. Психология творчества. — М.: «Наука», 1978.

11. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. — СПб.: Питер, 2003.

12. Батаршев А.В. многофакторный личностный опросник Р. Кэттела: Практическое руководство. — М.: ТЦ Сфера, 2002.

13. Римская Р., Римский С. Практическая психология в тестах. — М.: АСТ-ПРЕСС, 2001.

14. Курбатова И.А. Возможности полимодального подхода в диагностике детской одаренности // Вопросы психологии. 1995 № 2

15. Щебланова Е.И., Аверина И.С., Хеллер К.А., Перлет К. Идентификация одаренных учащихся как первый этап лонгитюдного исследования развития одаренности // Вопросы психологии. 1996 № 1 с. 97

16. Торшина К.А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии // Вопросы психологии. 1998 № 4 с. 123

17. Леонтьев А.А. «Научите человека фантазии…» (творчество и развивающее образование) // Вопросы психологии. 1998 № 5 с. 82

18. Цукерман Г. А. Обучение, творчество и понимание как синонимы // Вопросы психологии. 1999 № 2 с. 110

19. Разумникова О.М., Шемелина О.С. Личностные и когнитивные свойства при экспериментальном определении уровня креативности // Вопросы психологии. 1999 № 5 с. 130

20. Щебланова Е.И. Особенности когнитивного и мотивационно-личностного развития одаренных старшеклассников // Вопросы психологии. 1999 № 6 с. 36