Методика «Реабилитационный потенциал личности» разработана И.Ю. Кулагиной и Л.В. Сенкевич в 2011 г. и апробирована в 2012—2013 гг.

Приложение 1.

1. Анкета «Успешным может стать каждый»

Уважаемые коллеги!

У каждого из нас есть как положительный, так и отрицательный опыт по реализации своего потенциала. Мы просим Вас помочь выяснить причины, с одной стороны, помогающие, с другой стороны, мешающие достижению успеха.

Мы заранее благодарны Вам за участие в нашем исследовании. По результатам опроса мы Вас обязательно познакомим с полученными выводами.

Ваш возраст_24________

Ваш пол__Жен.___________

Сфера ограничений здоровья_ДЦП_________

Ваше образование ______Среднее профессиональное _____________

Работает ли? (да, нет).

Если да, то где?___Школа –интернат №16____________________

Учитесь ли? (да, нет).

Если да, то где?_____РГПУ____им. __А.И. Герцена ________________

 

Приведите примеры активной жизненной позиции. 1. Кто из общественно известных личностей является для Вас примером активной жизненной позиции? Исторические персонажи, герои из художественной литературы, политические деятели
Укажите, кто конкретно? Какие черты характера Вашего героя кажутся Вам наиболее важными? Поставьте галочку рядом с выбранным Вами вариантом ответа Ум Воля Смелость Доброта + Активность Общительность+ Энергичность Творчество + Самодисциплина Уверенность Другое, напишите, что именно
2. Кто из ближайшего окружения является для Вас примером активной жизненной позиции? Перечислите Отец, Мать, Сестра, Брат, Тетя, Дядя, другие
Кто конкретно ?     Какие черты характера Вашего героя кажутся Вам наиболее важными? Поставьте галочку рядом с выбранным Вами вариантом ответа Ум Воля Смелость Доброта Активность+ Общительность Энергичность+ Творчество Самодисциплина Уверенность+ Другое, напишите, что именно  
3. Кто из людей с ОВЗ или инвалидностью является для Вас примером активной жизненной позиции?
Ник Вуйчич Какие черты характера Вашего героя кажутся Вам наиболее важными? Поставьте галочку рядом с выбранным Вами вариантом ответа Ум Воля Смелость+ Доброта Активность+ Общительность+ Энергичность Творчество Самодисциплина Уверенность+ Другое, напишите, что именно  
4.

Что является для Вас лично условием успешной социализации? Подчеркните

Образование Профессия Волонтерство Другое,напишите, что именно  
5. Какие факторы способствуют Вашей активной социализации? Проранжируйте в порядке предпочтения от 1 до 10, где 1-самый важный фактор, способствующий Вашей активной социализации Образование10 Профессия3 Волонтерство2 Семья1 Компания по интересам4 Близкие друзья5 Самореализация6 Идеалы7 Ценности8 Жизненные стремления9 Другое, напишите, что именно
6. Что мешает лично Вашей успешной социализации? Проранжируйте в порядке предпочтения от 1 до 10, где 1-самый важный фактор, мешающий успешной социализации Невозможность получения хорошего образования10 Невозможность реализовать себя в профессии2 Невозможность реализовать себя в волонтерской деятельности3 Невозможность реализовать себя в семье4 Невозможность реализовать себя в компании по интересам 6 Невозможность реализовать себя в кругу близких друзей5 Невозможность самореализации в целом9 Невозможность реализации идеалов1 Невозможность реализации ценностей8 Невозможность реализации жизненных стремлений7 Другое, напишите, что именно
7.

Что лично Вам помогает в достижении успеха? Проранжируйте в порядке предпочтения от 1 до 10, где 1-самый важный фактор, помогающий в достижении Вами успеха Самодисциплина10 Знание своего дела2 Уверенность в своих силах1 Творчество4 Сила воли3 Интеллект7 Активность9 Мотивация5 Общительность6 Энергичность8

Другое, напишите, что именно
8. Что лично Вам мешает в достижении успеха? Проранжируйте в порядке предпочтения от 1 до 10, где 1-самый важный фактор, мешающий в достижении успеха Недостаточная самодисциплина Недостаточное знание своего дела Неуверенность в своих силах Недостаточные творческие способности Слабая сила воли Недостаточный интеллект Пассивность Недостаточная мотивация Необщительность Недостаточная энергичность Другое, напишите, что именно Усталость
9. 9. Отличается ли Ваша жизнь от жизни Ваших ровесников? Если Да, то чем? Подчеркните Я более успешен Я более образован Я лучше реализую себя в профессии Я лучше реализую себя в других видах деятельности Я успешнее преодолеваю трудности Я более уверен в себе У меня больше возможностей У меня лучше результаты Я легче достигаю целей в жизни Я лучше знаю о своих жизненных предназначениях Другое, напишите, что именно
         

 

Методика «Реабилитационный потенциал личности» разработана И.Ю. Кулагиной и Л.В. Сенкевич в 2011 г. и апробирована в 2012—2013 гг.

Вопросы Варианты ответов
Часто ли Вы думаете о своей болезни?   А. Постоянно Б. Часто В. Редко
Зависит ли Ваше настроение от болезни? А. Да Б. Нет В. Трудно ответить
Как Вы относитесь к житейским проблемам в последнее время? А. Иногда включаюсь в их решение Б. Стараюсь от них отгородиться В. Они мне по-прежнему интересны
Нужно ли рассказывать близким и друзьям о проблемах со своим здоровьем? А. Да, они обязательно поддержат. Б. Да, но немногим – мало кто меня поймет В. Нет, на понимание и сопереживание никто не способен
Изменились ли Ваши интересы за время болезни? А. Да, меня теперь мало что интересует Б. Да, мои интересы расширились. В. Нет, у меня остались прежние интересы.
Как Вы думаете, жизнь здорового человека отличается от жизни больного? А.

Да, конечно.

Б. Не всегда В. Практически нет
Часто ли Вы радуетесь? А. Да, я нахожу много поводов для радости Б. Меня трудно чем-то порадовать В. Иногда у меня бывает очень хорошее настроение
Легко ли Вас расстроить? А. Да, мне приходится часто расстраиваться Б. Я огорчаюсь по серьезным поводам В. Меня трудно вывести из равновесия
Мешает ли Ваша болезнь жить так, как Вам хочется? А. Да, мешает Б. Доставляет некоторые неудобства В. Я живу, не ориентируясь на болезнь
Есть ли у Вас близкие люди, с которыми Вас связывают глубокие отношения? А. Да, есть любимый человек (или друг). Б. У меня есть приятели В. Постоянных глубоких отношений ни у кого не бывает
Как Вы оцениваете свой интеллектуальный потенциал? А. Как относительно низкий Б. Как средний В. Как достаточно высокий
Любите ли Вы свою работу (учебу)? А. Да, люблю Б. Я не работаю (не учусь) В.

Работаю (учусь), но без особого интереса

Есть ли у Вас сейчас увлечения (хобби)? А. Да Б. Трудно сказать В. Нет
Кто виноват в том, что Вы больны? А. Никто – так сложилось Б. Я сам В. Те, кто меня окружал
Способны ли Вы контролировать свои эмоции и поведение? А. Да, всегда Б. Не во всех ситуациях В. В последнее время контроль полностью нарушен
Изменились ли Ваши отношения в семье? А. Нет, не изменились Б. Да, обо мне теперь больше заботятся В. Да, исчезло взаимопонимание
Как Вы решаете возникающие у Вас проблемы? А. Мне не по плечу решение всех проблем Б. Справляюсь с ними самостоятельно, никого не беспокоя. В. Решаю их вместе с родными или друзьями
Бывают ли у Вас болезненные состояния? А. Да, бывают Б. Иногда бывают, но по разным причинам В. Я их постоянно испытываю
Изменились ли Ваши представления о себе за время болезни? А.

Да, и я стал себя больше уважать

Б. Да, и я стал себя больше жалеть В. Нет, практически ничего не изменилось
Насколько важно для Вас сохранить здоровье? А. Для меня это сейчас — единственно важное в жизни Б. Это одно из наиболее значимых моих стремлений В. Такое желание у меня возникает от случая к случаю.
Считаете ли Вы себя счастливым человеком? А. Да, я счастливый человек, несмотря на все мои проблемы Б. Да, хотя с некоторыми оговорками В. Нет
Верите ли Вы в эффективность лечения Вашей болезни? А. Да, конечно Б. Нет В. Современная медицина может многое , но далеко не все.
Изменилось ли Ваше настроение за время болезни? А. Я стал более раздражительным Б. Я стал более уравновешенным В. Не знаю
Как Вы справляетесь со своей болезнью? А. Я упорно борюсь с болезнью и возникающими из-за нее трудностями Б. Я перед ней капитулирую В. Стараюсь сохранить баланс сил
Может ли эта болезнь вызвать скорую смерть? А.

Да, больные люди долго не живут.

Б. Течение болезни бывает разным В. При правильном образе жизни и лечении можно жить долго
Как Вы относитесь к себе? А. Как к тяжело больному человеку Б. Как к сильному человеку, способному преодолевать трудности В. Как к человеку, который живет так, как хочет
Изменились ли Ваши взаимоотношения с окружающими людьми за время болезни А. Изменились в лучшую сторону Б. Остались такими же, как прежде В. Изменились в худшую сторону
Отличается ли Ваша жизнь от жизни Ваших ровесников? А. Нет, моя жизнь так же полноценна, как у других Б. Да, болезнь снижает качество жизни В. У каждого из нас свои проблемы

 

Ключ

Компоненты реабилитационного потенциала Баллы №№ ответов Максимально возможное число баллов по шкале
Внутренняя картина болезни 1в, 2б, 4а, 6в, 9в, 14в, 18б, 22а, 25в, 28а
1б, 2в, 4б, 6б, 9б, 14а, 18а, 22в, 25б, 28в
1а, 2а, 4в, 6а, 9а, 14б, 18в, 22б, 22а, 28б
Мотивационный компонент 3в, 5б, 12а, 13а, 20б, 24а
3а, 5в, 12в, 13б, 20а, 24в
3б, 5а, 12б, 13в, 20в, 24б
Эмоциональный компонент 7а, 8в, 15а, 23б
7в, 8б, 15б, 23в
7б, 8а, 15в, 23а
Самооценочный компонент Я-концепция 11в, 19а, 21а, 26б
  11б, 19в, 21б, 26в
  11а, 19б, 21в, 26а
Коммуникативный компонент Межличностные отношения 10а, 16б, 17в, 27а
10б, 16а, 17б, 27б
10в, 16в, 17а, 27в
Общий уровень реабилитационного потенциала     Сумма баллов по всем шкалам  

 

3. Тест Жизнестойкости (скрининговая версия) Е.Н.Осин, 2013[1]

  УТВЕРЖДЕНИЯ Нет Скорее нет Скорее да Да    
Иногда мне кажется, что никому нет до меня дела +      
Мои мечты редко сбываются +      
Порой мне кажется, что все мои усилия тщетны +      
Иногда я чувствую себя лишним даже в кругу друзей +      
Я часто сожалею о том, что уже сделано     +  
Возникающие проблемы часто кажутся мне неразрешимыми +      
Мне кажется, я не живу полной жизнью, а только играю роль +      
Иногда меня пугают мысли о будущем +      
Бывает, на меня наваливается столько проблем, что просто руки опускаются +      
Мне кажется, жизнь проходит мимо меня +      
Мне кажется, если бы в прошлом у меня было меньше разочарований и невзгод, мне было бы сейчас легче жить на свете +      
Я всегда уверен, что смогу воплотить в жизнь то, что задумал     +  

 

 

Ответы оцениваются по шкале: нет – 3 балла, скорее нет –2 балла, скорее да – 1 балл, да – 0 баллов (за исключением пункта 12, где шкала приобретает вид 0 – 1 – 2 – 3 балла).

Общий показатель жизнестойкости: сумма баллов по пунктам 1 – 12.

Субшкала Вовлеченность: пункты опросника: 1, 4, 7, 10.

Субшкала Контроль: пункты опросника: 3, 6, 9, 12.

Субшкала принятия риска: пункты опросника: 2, 5, 8, 11.

Значения в 17 баллов и ниже могут рассматриваться как показатель сниженной жизнестойкости, 10 баллов и ниже –низкой жизнестойкости.

 

[1] Осин Е.Н. Факторная структура краткой версии Теста жизнестойкости // Организационная психология. 2013. Т.3. № 3. С. 42 — 60.