План ответа

40 Практические приложения социальной психологии

План ответа

  1. Прикладные исследования и практическая социальная психология
    1. Специфика и эффективность прикладных исследований в социальной психологии
    2. Практическая социальная психология
  2. Основные направления прикладных исследований и практической социальной психологии
    1. Управление и развитие организации
    2. Массовая коммуникация и реклама
    3. Школа и семья
    4. Право и политика
    5. Наука

Литература: Андреева Г.М. Социальная психология

Социальная психология: Хрестоматия/ сост. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А

Ответ

  1. Прикладные исследования и практическая социальная психология
    1. Специфика и эффективность прикладных исследований в социальной психологии

В общем виде различия между любым фундаментальным и прикладным исследованием сводятся к тому, что первое отчетливо ориентировано на отыскание законов развития изучаемого предмета, в то время как второе – способов применения на практике того, что открыто при помощи фундаментальных исследований.

Общие черты прикладных исследований:

  1. организуется по заказу, следовательно в структуре отношений между наукой и практикой возникает ситуация «заказчик-исполнитель», что требует особой регламентации, норм, правил
  2. проблема языка, поскольку сфера прикладного исследования есть сфера общения профессиональной науки с непрофессиональной средой
  3. источником формирования гипотез не всегда выступает какая-либо теория, чаще гипотеза формируется на основе практических соображений
  4. необходимость формулирования рекомендаций и указание направления и сроков их внедрения в практику
  5. критерием эффективности является решение конкретной задачи, поставленной заказчиком

Бурное развитие социально-психологических исследований было в значительной мере стимулировано потребностями практики. В СП имеет место определенный обгон фундаментальных исследований со стороны прикладных работ. Практические запросы требуют быстрого решения, что порождает как отрицательные (СП зачастую не готова ответить на некоторые вопросы, но в условиях острой общественной необходимости, она эти ответы дает, что означает относительно низкое качество подобных прикладных исследований), так и положительные (финансирование прикладных исследований, а следовательно, и большие возможности для их развития) моменты для развития СП.

7 стр., 3083 слов

Текущие исследования в социальной психологии-1

... дихотомию и принять многомерный подход к исследованию межгрупповых причинных измерений. ВВЕДЕНИЕ В социальной психологии часто признаются популярность и широкая, обширная природа исследования приписывания (Фарр, 1991, Хантер, Стрингер, Миллар ...

В подобной ситуации возможны два варианта поведения исследователя перед заказчиком:

  1. прямо очертить круг собственных возможностей отвести вопросы, на которые невозможно дать ответы на данном уровне развития науки
  2. согласится со всеми предложениями и принять заказ, зная, что ответ не будет базироваться на должном уровне знаний.

Всякое социально-психологическое исследование, проведенное «в поле» есть вторжение исследователя в жизнь реальной группы, где сложились определенные взаимоотношения, поэтому главный принцип исследователя «Не навреди».

Кроме того, возникает ряд затруднений:

  • связанных с особенностями применения методик: вся стратегия прикладного исследования построена на взаимодействии исследователя с людьми, включенными в процесс жизнедеятельности. Но человек в реальной ситуации – это не испытуемый в лаборатории
  • со временем проведения исследования: все социально-психологические методики громоздки, их применение требует значительного времени
  • особое значение приобретает соблюдение ряда этических норм
  • трудность в отношении языка: проблема заключается в своеобразной адаптации своего языка к испытуемому, применение терминов, которые в силу обстоятельств оказались скомпрометированными их употреблением за пределами науки (например, термин «конформист»)

Проблема эффективности в области СП не решается просто. В ней нужно различать две стороны: в чем может проявляться эффективность каждого отдельного исследования и что значит эта эффективность для СП в широком плане (т.е. каковы возможности данной науки с точки зрения внедрения результатов исследований).

Эффективность отдельного прикладного исследования может проявиться в том, что рекомендации психологов дадут прямой экономический выигрыш, при этом эффект социально-психологического вмешательства получит денежное вознаграждение. Другая сторона вопроса – социальное развитие группы в целом и каждого ее члена. В связи с частными исследованиями в СП возникает проблема внедрения рекомендаций, исследователь не всегда имеет возможность сам внедрить свои рекомендации, возникает дистанция между знанием проблем и решением их: субъектами знания и решения являются разные звенья социального процесса.

Вторая сторона вопроса эффективности социально-психологических исследований касается науки в целом. Одно из решений этого вопроса состоит в том, чтобы признать за этой дисциплиной права на манипуляцию человеческой личностью. Но в настоящее время в СП особое значение приобретает гуманистическое направление, которое во главу угла ставит самоактуализацию и самореализацию личности. Следовательно, СП не может и не должна претендовать на манипулирование личностью, она должна способствовать оптимизации отношений между людьми, когда каждый сможет свободно осуществлять свой выбор, и этот выбор будет оптимальным с точки зрения группы и личности.

11 стр., 5488 слов

7.Экспериментальный и корреляционный подходы к социально-психологическому ...

План корреляционного исследования несложен. Исследователь выдвигает гипотезу о наличии статистической связи между несколькими психическими свойствами ... с предварительным и итоговым тестированием одной группы часто применяется в социологических, социально-психологических и педагогических исследованиях: O1 X О2. В этом плане отсутствует контрольная выборка, поэтому нельзя ...

  1. Практическая социальная психология иногда заменяется термином «социально-психологическое

вмешательство».Практическая СП – разновидность прикладной СП, но отождествляется с ней.

Фундаментальные и прикладные исследования выполняют две сходные функции: они призваны дать анализ каких-либо ситуаций, феноменов и обеспечить прогноз их развития. Продуктом и того и другого типа исследований будет рекомендация. Сфера деятельности практического писхолога иная: он не дает рекомендаций своим заказчикам, он вообще не производит исследований, он сам вмешивается в некий социально-психологический процесс, сам решает некоторую проблему. Различаются уровни вмешательства практической социальной психологии в жизнь. Некоторые возможные стратегии:

  1. стратегия индивидуального изменения (объект изменения – отдельный человек)
  2. техноструктурная стратегия (вмешательство с целью оптимизации структуры организации)
  3. организационное развитие и т.д.

Жуков предлагает определить круг лиц, вовлеченных в процесс практической работы психолога: клиент – тот у кого есть проблема, Заказчик – лицо, осознающее эту проблему и принимающее на себя ответственность за ее решение, Спонсор – финансирует расходы, Посредник информирует заказчика о тех, кто может помочь в решении проблемы, Подрядчик принимает на себя ответственность за выбор конкретных средств, а Исполнитель принимает эти средства. Непосредственно взаимодействуют между собой Клиент и Исполнитель (на основании Контракта), но в системе распределения ответственности главные фигуры – Заказчик и Подрядчик.

Данные фигуры организуются в ролевое кольцо (подробнее см. Жуков Позиции психолога-практика в Хрестоматиии)

Психолог-практик занимает позицию исполнителя, где может выполнять три роли: эксперт, консультант, учитель. (Последовательность в перечислении ролей отражает степень вмешательства и иллюстрирует движение от позиции исследователя-прикладника до подлинного практика).

Эксперт приглашается клиентом, чтобы совместно с ним проанализировать какую-либо ситуацию и дать оценку тех или иных нововведений, того или иного способа поведения в конкретной ситуации. Продукт деятельности эксперта – заключение.

Консультант приглашается для систематического курирования какой-либо деятельности клиента или решения им своих внутренних проблем. Консультант осуществляет более непосредственное вмешательство в дела клиента, что требует от него специальных навыков и личных особенностей. При выполнении роли и эксперта и консультанта существуют две возможности: проектирование ситуаций в организации или помощь конкретному лицу.

Учитель чаще человек, осуществляющий один из видов социально-психологического тренинга. Тренинг как активное социально-психологическое воздействие – самая сложная часть практической психологии. В широком смысле слова всякий тренинг – это обучение.

7 стр., 3239 слов

Организация исследований

... основные этапы организации и проведения психологического экспериментального исследования и кратко опишем их содержание. 1. Определение темы. Тема ограничивает область исследований, круг проблем, ... учебной деятельности (несформированность первичных учебных навыков), недостаточное развитие произвольности, низкий уровень интеллекта, социально-психологические проблемы вхождения в классный коллектив и ...

Все описанные роли психологов-практиков требуют специального обучения их исполнителей.

2.Основные направления прикладных исследований и практической социальной психологии

  1. Управление и развитие организации

Новый этап в развитии российского общества вызвал к жизни комплекс вопросов, связанных с психологией управления различными формами организаций.

Управление оказывается сквозной темой прикладный исследований, поскольку имеет отношение к различным звеньям общественного организма. Можно выделить несколько традиционных проблем психологии управления:

  1. Психологические качества руководителя (применяются различные личностные тесты, конструируются методики, составляются описательные характеристики идеального руководителя)
  2. Деловое общение – оптимизация делового общения руководителей разного ранга. Эта область включает как прикладные исследования, так и практические занятия для руководителей, на которых отрабатываются стратегия и техника делового общения, его правила и нормы. Психолог-практик выступает в данном случае как эксперт, консультант и руководитель практических занятий. Задача психолога, работающего в области управления, — не просто проведение прикладных исследований, но и пропаганда социально-психологического знания среди руководителей с целью формулирования ими своей проблематики.
  3. Развитие организации или организационное развитие – сравнительно новый блок проблем. В широком смысле организационное развитие означает создание особой культуры по использованию различных технологий для совершенствования поведения индивидов и групп в организации, особенно в том, что касается принятия решений, разрешения конфликтов, развития сети коммуникаций. В более узком смысле организационное развитие предполагает обеспечение таких условий, при которых организация становится самообновляющейся системой, изменяющейся в зависимости от изменения ее целей, когда разработан механизм непрерывного совершенствования структуры с учетом требований роста организации, повышения ее эффективности.
  4. Консультирование организационного развития, важнейшим элементом которого является психологическая диагностика организации. Задача диагностики, как и всего консультирования – добиться роста организации, повышения ее эффективности. Диагноз служит основанием для осуществления вмешательств, т.е. прежде всего осуществлению работы по обучению руководителей и персонала.
  5. Работа с персоналом также входит в программу организационного развития, но представляет собой особый блок проблем: развитие доверия, обеспечение большей информированности сотрудников о деятельности организации, умножение возможностей участия каждого в принятии решений. При этом психолог-практик не предлагает руководству конкретных решений, он лишь создает условия для руководства и персонала, в которых они самостоятельно могли бы принять оптимальное решение.
  6. Командообразование – процесс создания и повышения эффективности деятельности команд. Основные черты команды: принятие ее членами целей, ценностей, общих подходов к совместной деятельности, ответственности за конечный результат. Группа становится командой, когда признает «командную сплоченность», базирующуюся на выполнении обязательств и на доверии, что означает возникновение «духа партнерства». Каждая команда переживает свой жизненный цикл, включающий периоды: адаптации (взаимное информирование и анализ задач), группирования и кооперации (возникновение подгрупп, формирование схем общения), нормирования (обособление группы, выработка собственных норм), решения задач (четкое обозначение ролей и функций, готовность к разрешению конфликтов и пр.)

Практическая проблема заключается в том, чтобы обеспечить успешное формирование команды.

2 стр., 678 слов

Обращение миссионерского отдела Челябинской епархии о деятельности ...

... деятельность деструктивных кришнаитских «ведических» структур, создающих и реализующих свои проекты в рамках якобы духовно-нейтральных и даже «научных» организаций. ... небрежность – родовая черта многих «практических психологов», получивших весьма поверхностное гуманитарное образование.   На ... проиллюстрировать уровень компетенции Ирины Орды в области психологии, достаточно сослаться на одно из ее ...

  1. Массовая коммуникация и реклама

Все компоненты пятичленной формулы коммуникативного процесса (коммуникатор, сообщение, аудитория, канал, эффективность) являются объектами прикладных исследований. Высокая социальная ориентированность и опосредованность массовой коммуникации техническими средствами накладывают определенный отпечаток на структурные компоненты и отдельные стороны коммуникативного акта.

Коммуникатор приобретает в системе массовой информации «коллективный» характер, поскольку в его роли выступает не отдельный индивид, а определенная социальная группа (множество людей участвуют в подготовке сообщения, его оформлении и т.д.).

В прикладных исследования данной области разграничиваются такие функции коммуникатора, как: продуцирование и трансляция сообщения.

Аудиторию в массовой коммуникации составляют группы различного размера и степени организованности. Почти при всех условиях аудитория в МК остается анонимной, поскольку коммуникатор никогда точно не знает, кто будет воспринимать предлагаемое сообщение. Аудитория формирует желанный образ ведущего, сопоставляет его с реальным и выносит свое суждение.

Обратная связь в МК не поступает немедленно, что сильно модифицирует процесс коммуникации.

При организации прикладных исследований необходимо учитывать специфику канала: прикладные исследования в области МК и пропаганды должны проводиться применительно к каждому специфическому каналу (радио, телевидение, печать, устные публичные выступления).

К социально-психологическим исследованиям в области МК примыкают и исследования в области рекламы, оживление которых связано с запросами практики. К социальным психологам обращаются с запросами по поводу консультаций, оценки успешности рекламной кампании, оценки качества рекламного материала. Здесь также встает вопрос об исследовании аудитории потребителей рекламных сообщений; актуальным является формирование у потребителей положительного образа марки.

8 стр., 3588 слов

Роль старшего воспитателя в создании условий для самостоятельной ...

... интуитивный поиск, обусловленный яркими впечатлениями. Идея ученого получила дальнейшее развитие в исследованиях педагогов и психологов, в частности Б.П. Юсова, Н.А. Ветлугиной, О.М. Дьяченко. Н.А. Ветлугина ... процесс жизни и деятельности ребенка творческим, ставить детей не только в ситуации художественного, но и познавательного, нравственного творчества. А специальная работа на занятиях, в ...

Особая сфера рекламы – политическая реклама, которая в значительной степени обеспечивает восприятие населением всей совокупности проблем политической жизни, способствует формированию имиджа полит руководителей, партий, гос институтов.

Прикладные социально-психологические исследования в области рекламы используют специфический набор методов, в частности метод фокус-групп. Область разработки специфических методов при изучении рекламы – важная часть работы социальных психологов в этой сфере.

В целом, выделяют четыре функции, которые выполняет психолог в обеспечении рекламной кампании (ширков Ю.Э.):

1. Консультация, оценка рекламной кампании в целом и рекламного материала в частности. Психолог-консультант указывает, чего не хватает рекламному сообщению, что снижает его эффект.

2. Практические исследования подразделяются на качественные (ориентированы на выяснение причин популярности товара, используются методы фокус-групп, глубинное интервью) и количественные (опросы, рейтинги).

Исследовательская работа ведется по трем основным направлениями: определение эффективности рекламного воздействия, мотивационные исследования и изучение образа марки.

3. Исследование фундаментальных психологических механизмов, лежащих в основе действий рекламного сообщения.

4. Непосредственное участие в производственном процессе подготовки рекламы

  1. Школа и семья

Основными задачами психологической службы в школе являются помощь в обеспечении развития здоровой личности, коррекция разного рода затруднений в ее развитии, проблемы профессиональной ориентации и др.

Выделяют два основных направления психологической деятельности в школе: психологическое консультирование и проектирование (Дубовская, Тихомандрицкая).

Проектирование – сложное взаимодействие с представителями других специальностей по прогнозированию будущей ситуации и закладыванию в нее таких психологических условий, которые бы обеспечивали оптимальное протекание определенной социальной деятельности. Консультирование – решение коррекционных задач уже сложившейся ситуации, т.е. психолог должен помочь клиенту адаптироваться к уже сложившейся ситуации.

Круг социально-психологических задач можно прочертить, перечислив основные виды деятельности школьного психолога (Андреева):

  • Психологическое просвещение учителей и родителей, где социальный психолог концентрируется на проблемах общения, восприятия людьми друг друга, на проблемах юношеских и внутрисемейных конфликтов, на специфике социализации детей разного возраста. В школе присутствует как минимум три вида групп, различных по своему характеру: ученики, учители и родителя. Взаимоотношения между этими группами сложны, особенно в ситуации недостаточности психологических знаний.
  • Психологическая профилактика – акцент на социально-психологические проблемы призван выявить такие причины неблагополучного поведения, которые коренятся в условиях семейного окружения, групп сверстников или возникают вследствие затруднений ученика в общении с одноклассниками.
  • Психологическое консультирование, в котором психологу даны два объекта практической деятельности: школа в целом, как некоторая организация, тогда справедливы все требования, предъявляемые к психологу, работающему в области развития организаций; и оказание индивидуальной помощи отдельному лицу (ученику, учителю, родителям).

    12 стр., 5827 слов

    Исследование психологических особенностей студентов вуза статистическими ...

    ... областей исследования, в которых удается эффективно использовать математические методы, составляет одну из характерных черт развития современной науки. 5] Цель исследования: исследовать психологические ... эксперимент, наблюдение, синтез, обобщение, абстрагирование, статистические методы. Теоретической базой исследования послужили работы таких исследователей как, Гласс Дж., Стенли Дж., Митина О.В., ...

    Особое направление консультационной деятельности психолога – профессиональная ориентация. Работа школьного психолога связана с тем, чтобы помочь ориентироваться ученику в меняющемся мире.

  • Психодиагностика
  • Психокоррекция

Особенности деятельности школьного психолога:

  1. школьный психолог часто выступает связующим звеном между клиентом (ученик, учитель, родители) и психологом более узкого профиля
  2. смещенность роли клиента: часто первым собеседником психолога является учитель или родители, которые просят помощи с конкретным ребенком, а не сам клиент
  3. психолог сам может выступать заказчиком на работу

Прикладные социально-психологические исследования в области проблем школы тесно связаны с такими же исследованиями в области семьи, которая рассматривается в СП как пример естественной малой социальной группы.

Задачи, на практическом уровне решаемые в организации «служба семьи»:

  • Подготовка молодых людей к созданию семьи: подготовка к браку и к созданию семьи включает в себя и психологическую подготовку. Значимы такие социально-психологичекие вопросы как семейные роли, семья как институт социализации ребенка и др.
  • Служба знакомства: работа психолога будет связана с возникающими у молодых людей определенными барьерами, мешающими им устанавливать взаимоотношения с представителями другого пола. Социальная психология может взять на себя функции организации помощи одиноким людям. Всякая консультация в этой области должна обязательно включать в себя профессиональное обучение общению.
  • Регулирование семейных взаимоотношений – важнейшей формой прикладных соиально-психологических исследований должны стать исследования, выявляющие форму и структуру семейных конфликтов, способы их разрешения. Причем социальный психолог-практик должен обучить нормальному общению в семье. Важной сферой деятельности семейного консультанта является социально-психологический тренинг.

За пределами внимания социальной психологии не может остаться вопрос о формировании различных молодежных субкультур, часть из которых приобретает антисоциальную направленность, в то время как ни школа, ни семья часто не в состоянии этому противодействовать. Все эти проблемы включены в более широкий социальный контекст, в котором еще существуют нереализованные возможности практического вмешательства СП.

13 стр., 6423 слов

Аналитическая профессиограмма деятельности психолога в процессе ...

... Работа по составлению профессиограммы позволяет глубже узнать содержание профессии, оценить профпригодность к ней отдельных типов личности. Цель исследования : разработать аналитическую профессиограмму деятельности психолога ... единой предметной области. Специальность – это конкретная форма деятельности, которая ... задач возрастает роль психологических знаний о трудовой деятельности человека. ...

  1. Право и политика

Область приложения СП в данной сфере в особо заметных масштабах сопряжена с усилиями смежных дисциплин, прежде всего юридических и политических.

Область профилактики противоправного поведения, в частности профилактическая работа с несовершеннолетними правонарушителями, — это область в которой может сказать свое слово социальная психология и которая тесно примыкает к деятельности в области семьи и школы.

СП в данной области играет роль в решении задач по предупреждению преступности и объяснению механизмов противоправного поведения (большой блок проблем относится к условиям формирования противоправного поведения личности, где выясняется роль школы и семьи, механизмы влияния на подростков групп членства, способы воздействия на подростков, особый интерес представляют исследования, посвященные роли конформности правонарушителей по отношению к группам разного рода).

Новый этап развития российского общества ставит с особой остротой вопрос о создании правового пространства. Это означает необходимость более широкого подхода к психологической проблематике права. В частности, сюда можно отнести такое новое явление как возникновение суда присяжных.

Прикладные исследования и практическая работа социального психолога в политики – относительно новая сфера деятельности в нашей стране. Перечень проблем политики, в анализе которых есть место СП: психологические факторы принятия политических решений, психологические условия их восприятия; роль личностных характеристик и имиджа политического деятеля; политическая социализация и др.

Существует два фактора, определяющих возможность практического использования СП в политике:

  1. П следует использовать в политике, если действия основных участников процесса могут быть объяснены психологическими феноменами – установками, типом социализации и т.д.
  2. Наличие в арсенале социально-психологических методов, которые могут быть применениы для решения политических проблем

Практическая работа психолога в политике связана с политическим консультированием, в котором выделяют два вида:

  1. внутренне консультирование осуществляется специальным штатом людей, непосредственно работающих с каким-либо крупным политическим деятелем и выполняющих три различные роли: помощник, советник и консультант.
  2. работа психолога чаще связана с внешним консультированием, когда они приглашаются для эпизодических консультаций. Они решают следующие задачи:
  • работа с имиджем клиента и разработка элементов его стратегии в проведении определенной политической линии
  • работа с личностью клиента (психодиагностика, тренинг, коррекция публичных выступлений)
  • непосредственная работа в избирательных кампаниях (изучение электората и его требований к кандидату, сопровождение кандидата во время поездок и т.д.)

Трудности, встающие перед психологом, занимающим должность консультанта:

15 стр., 7248 слов

Катаева Л.И. Работа психолога с застенчивыми детьми

... цикл занятий можно использовать в коррекционной и развивающей работе с учащимися младших классов. Пособие адресовано психологам, социальным педагогам, воспитателям образовательных учреждений и коррекционно- ... и развить умение адекватно выражать свои эмоции; ✓ развить навыки совместной деятельности, воспитать доброжелательное отношение друг к другу. Продолжительность каждого занятия составляет 25 ...

  1. совмещение в политике двух качеств: возможности и желания приглашать психолога
  2. проблема времени для исследования и консультирования, а также доступа к данным
  3. проблема соотнесения профессиональной и гражданской позиции психолога: психолог, дающий личные рекомендации политическому деятелю, должен в той или иной мере разделять его концепцию, его взгляды

Основные направления практической деятельности психолога в политике:

  1. Участие в разработке и принятии решений. Задача психолога двоякая: он должен корректировать рассматривающиеся проекты с точки зрения их психологической грамотности, а с другой стороны психологизировать сам процесс принятия решений.
  2. Систематический анализ динамики общественного мнения, что требует взаимодействия с социологами. Важно не только осуществлять анализ данных опросов общественного мнения, но и проводить серии интервью. Самое важное – это не констатация фактов, а прогноз, который невозможен без понимания психологических механизмов, определяющих мнений и настроения людей.
  3. Поиск путей воздействия на установки и настроения граждан. Задача воздействия актуальна в двух ситуациях: когда власть принимают непопулярное решение и когда есть основания считать, что общественное раздражение может вылиться в беспорядки и насильственные действия. Наиболее сложной и ответственной является работа по прогнозированию массовых агрессивных действий и по поиску пути их предотвращения.
  4. Организация образа власти или политической структуры
    1. Стратегия формирования образа: прямое консультирование политических деятелей перед публичными выступлениями, отбор информации о политическом деятеле для СМИ, психологическое обеспечение различного рода переговоров и т.д.
    2. Создание психологических портретов оппонентов,

Изменения в стране делают актуальными исследования социальных психологов на стыке проблем политики и права.

  1. Наука

Одна из относительно новых сфер приложения СП – сфера научной деятельности. В сфере науки возрастает значение коллективных форм деятельности. Главная проблема, стоящая в данной области – выявление специфики такого вида деятельности, как «коллективная научная деятельность». Задача СП – понять природу совместной творческой деятельности и дать ее психологическое описание.

Подход к решению этих вопросов был предложен в «программно-ролевом подходе» к исследованию науки, разработанном в отечественной СП М.Г. Ярошевским. Одна из основных идей этой концепции заключается в том, что во всяком научном коллективе выделяются основные научные роли: «генератор», «критик», «эрудит» и др. Остаются вопросы о том, действительно ли всякая научная роль связана с таким вкладом, который можно отнести к творческой деятельности, важным является и исследование специфики процесса коммуникации между учеными, а также проблемным является вопрос о роли руководителя группы (должен ли он сочетать в себе роли администратора и генератора идей или они могут быть разделены).

40. Практич приложения СП — Стр 2

В современных условиях класс задач должен быть расширен, на первый план должны быть выдвинуты новые уровни исследования, в частности взаимоотношения науки и общества. Сегодня складывается новая ситуация отношений науки и бизнеса, науки и политики, вообще статуса этого вида деятельности в массовом сознании.