Организация работы с лицами пенсионного возраста.

1. Закономерности и принципы социальной работы.

2. Потребности лиц пенсионного возраста в социальных услугах.

3. Принципы и механизмы социального обслуживания лиц пенсионного возраста.

4. Социально психологические особенности лиц пенсионного возраста

5. Принципы социальной политики в отношении лиц пенсионного возраста.

6. Социальное обеспечение лиц пенсионного возраста.

7. Задачи и функции социальных работников

8. Социальный статус и проблемы лиц пенсионного возраста.

9. Формирование системы социального обеспечения лиц пенсионного возраста

10. Заключение.

11. Список литературы.

Введение

Постоянное возрастание доли лиц пенсионного возраста в структуре населения становится влиятельной социально-демографической тенденцией практически всех развитых стран. Главные причины постарения населения — падение рождаемости, увеличение продолжительности жизни в старших возрастных группах. В нашей стране этот набор факторов дополнен высоким процентом смертности людей трудоспособного возраста.

Старение населения — наиболее характерное демографическое явление современной эпохи, обусловленное сложным комплексом факторов, включающих особенности воспроизводства населения, интенсивность и направленность его миграции, санитарно-демографические последствия войн, эпидемий, социальных конфликтов. Размеры и темпы прироста населения неодинаковы в различных странах. Основными особенностями изменений структуры населения многих стран являются заметное уменьшение относительной численности детского населения (0-14 лет) и выраженный рост доли населения старших возрастов. Е.Н. Стеженская1 определяла демографическое постарение населения как увеличение прослойки лиц пенсионного возраста в составе населения.

В связи с радикальными экономическими и политическими реформами, проводимыми Правительством России, с глубокими кризисными процессами, создающими опасные предпосылки для глубоких социальных взрывов, с ростом социальной напряженности, первостепенное значение приобретает задача социальной поддержки наименее защищенных групп населения: престарелых, инвалидов, малообеспеченных семей с детьми, лиц, не имеющих средств к существованию. Проблема бедности характерна для социальной группы людей пенсионного возраста. Для социального работника важное значение имеют факторы социального и психологического характера, связанные с образом жизни лиц пенсионного возраста, положением в семье, возможностью и желанием трудиться, состоянием здоровья, социально-бытовыми условиями и др.

7 стр., 3382 слов

Социальное обслуживание населения. Социальные услуги детям. ГОСТ Р 52888-2007

Законодательство России Текст документа по состоянию на июль 2011 года   Утвержден   Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2007 г. N 566-ст     Дата введения - 1 января 2009 года     Предисловие   Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ ...

Социальная страта лиц пенсионного возраста гетерогенна, среди них есть здоровые и больные; проживающие в семьях и одинокие; довольные уходом на пенсию и жизнью и ощущающие себя изолированными от общества, малоактивные и оптимистически настроенные и т. д. Поэтому для того, чтобы успешно работать с лицами пенсионного возраста, социальному работнику нужно располагать как можно более полной информацией о человеке, знать социально-экономическое положение, особенности характера, материальные и духовные потребности, состояние здоровья, быть осведомленным о социальном окружении и образе жизни пожилого человека. Изменение социального статуса человека в старости негативно сказывается на его моральном и материальном положении.

Закономерности и принципы социальной работы

Важнейшим структурным компонентом научной теории соци­альной работы являются ее закономерности. Результативность и эф­фективность социальной работы с населением во многом определяются оптимальным уровнем развития и функционирования со­циальных служб, научной обоснованностью выбора содержания и технологических приемов при работе с людьми, непосредственны­ми и опосредованными связями и взаимовлияниями потребнос­тей, интересов, устремлений, настроений и мотивов поведения че­ловека в различных жизненных обстоятельствах. Закономерности социальной работы наиболее полно в интегрированном виде выра­жают характер и направленность совокупности социальных связей.

Выявление и формулирование закономерностей как наиболее существенных, повторяющихся связей, от которых зависит ре­зультативность социальной работы, — важнейшая задача ее науч­ной теории в целом, ученых и практиков в области социальной работы в частности. Следует заметить, что закономерности, объек­тивно существующие в реальной действительности, зачастую от­личаются от закономерностей, имеющих место в науке. Дело в том, что в реальной действительности закономерности проявля­ются в комплексе, а не изолированно от других, и лишь в теории наше мышление благодаря способности абстрагироваться от со­вокупных связей позволяет вычленить и сформулировать законо­мерности в «чистом виде».

19 стр., 9195 слов

Структура и содержание психологической компетентности специалиста по социальной работе в организации социальной работы с людьми пожилого возраста

Курсовая работа Структура и содержание психологической компетентности специалиста по социальной работе в организации социальной работы с людьми пожилого возраста старший возрастной пожилой социальный Содержание Введение 1. Теоретические основы организации социального обслуживания людей пожилого возраста. 1.1 Пожилой человек как субъект возрастных и социальных изменений 1.2 Формы организации ...

Закономерности социальной работы, сформулированные в на­уке, по мере развития и углубления познания реальных процессов, по мере совершенствования понятийного аппарата и исследова­тельской технологии изменяются, трансформируются, постоянно приближаясь к модели объективной закономерности, имеющей место в реальной практике социальной работы. Следует также за­метить, что закономерности социальной работы как логические фор­мы знания недоступны чувственному восприятию, они могут быть постигнуты лишь на основе абстрактного мышления, анализа и синтеза проявления выявляемых тенденций и взаимозависимостей в социальных процессах.

Междисциплинарный, интегративный характер социальной ра­боты, необходимость статистической обработки огромного коли­чества эмпирического материала, практических данных и наблюде­ний — все это усложняет выявление и формулирование закономер­ностей. Как уже отмечалось, в социальной работе имеют место уп­равленческие отношения и отношения взаимодействия специалис­та и клиента, которые позволяют выделить присущие управлению определенные закономерности.

Для управленческих органов социальной защиты федерального и регионального уровней, представляющих собой совокупность орга­низационно оформленных групп специалистов, управленческие отношения детерминируются следующими закономерностями:

• зависимость результативности социальной защиты от струк­турной завершенности системы органов управления и функ­ционирования;

• зависимость результативности социальной защиты от социальной ориентации сознания и деятельности кадрового состава органов государственного управления;

• зависимость результативности социальной работы от соот­ветствия и непротиворечивости ближайших и долгосрочных целей социальной защиты населения и др.

Существенные связи, влияющие на эффективность достижения целей социальной работы на непосредственно контактном уровне, могут быть выражены следующими закономерностями:

• общая заинтересованность социального работника и клиен­та в конечных результатах их взаимодействия;

4 стр., 1721 слов

МЕТОДЫ РАБОТЫ С СЕМЕЙНЫМ КОНТЕКСТОМ КЛИЕНТА

МОДУЛЬ I «ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ»   Основная литература 1.Изард К. Психология эмоций//СПб., Издательство «Питер»: Мастера психологии. 2011. 464 с. 2.Мартынова Е.В. Индивидуальное психологическое консультирование: Теория, практика, обучение//М., Издательство «Генезис» 2015. 384 с. 3.Файн С., Глассер П. Первичная консультация. Установление контакта и завоевание ...

• целостность воздействия специалиста социальной работы на клиента;

• соответствие полномочий и ответственности специалиста по социальной работе;

• соответствие общего уровня развития специалиста по соци­альной работе и клиента социальных служб и др.

Мировой и отечественный опыт социальной работы свидетель­ствует, что закономерности, сформулированные и еще не сформу­лированные учеными и практиками, носят объективный характер и проявляются независимо от воли, желания специалистов, их знания. Специалист в области социальной работы в силу различных причин может проигнорировать объективный характер закономерностей со­циальной работы — это не нарушит действия и влияния закономер­ности, но приведет к нежелательным последствиям, устранение ко­торых потребует дополнительных сил, времени и ресурсов. Вот поче­му чем глубже специалист осознает и полнее учитывает закономер­ности на практике, тем эффективнее его деятельность.

Вместе с тем следует заметить, что само по себе знание указан­ных закономерностей еще не гарантирует их использование в по­вседневной практике социальной работы. Специалист-практик не в состоянии в каждом конкретном случае соотносить свои действия с закономерностями социальной работы, анализировать и оцени­вать проявления закономерностей в отношениях с клиентом. По­этому на практике он руководствуется лишь выводами и правила­ми, возникающими из сформулированных наукой закономернос­тей, которые, выражая вполне конкретный перечень требований, становятся принципом, исходным положением и общим правилом деятельности социального работника.

Принципы социальной работы — важнейший структурный ком­понент логических форм научной теории. Именно посредством прин­ципов теоретические положения непосредственно соотносятся с практикой социальной работы. Социальная работа тесно связана с проблемами общественного развития. Ее характер, содержание, фор­мы и методы неотделимы от экономического, социального, духов­но-нравственного состояния общества. Являясь социальным институтом, действующим в системе общественных отношений, вклю­чающих в себя экономические, социальные, политические, идео­логические и другие отношения, социальная работа непосредственно участвует в их регулировании, осуществлении функций, обеспечи­вающих жизнедеятельность как отдельного человека, так и общества в целом.

5 стр., 2121 слов

Цель, задачи, медицинские и социальные принципы реабилитации.

... ЛРП. Единство различных медико-психолого-социальных методов работы с больными.Этот принцип подчеркивает конструктивную взаимосвязь биологических, психологических и социальных методов работы с больными. Он утверждает ... , едином языковом контексте, т.е. пониманием друг друга в рационально-логическом смысле, и конкретной эмоционально-обнадеживающей перспективой. Усиливаются вера в лечение ...

Социальные работники участвуют в разработке и реализации со­циальной политики, выполнении социальных программ социаль­ной защиты населения от деградации и социальных рисков и со­здания достойных условий для социального функционирования че­ловека. Особенно значима роль социальной работы в поддержке жиз­ненных сил «социально ослабленных» членов общества, оказании помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

Сложность и многообразие взаимодействующих факторов соци­альной работы, проявление субординационных, координационных и корреляционных связей и отношений отражается в системе прин­ципов социальной работы, которые можно разделить на несколько групп:

• методологические;

• организационно-распорядительные;

• психолого-педагогические;

• социально-политические.

Методологические принципы — это принципы гносеологического подхода, детерминизации, отражения, развития. Организационно-распределительные принципы — это:

• социально-технологическая компетентность кадров;

• стимулирование;

• контроль и проверка исполнения;

• функциональная определенность;

• единство правил и обязанностей.

Психолого-педагогические принципы выражают требования к вы­бору технологических средств психолого-педагогического воздей­ствия на клиентов социальных служб. К основным принципам этой группы следует отнести:

• комплексный и системный подход к анализу и оценке усло­вий жизнедеятельности клиента и выбору форм и методов работы;

• индивидуальный подход к личности клиента социальных служб;

5 стр., 2426 слов

особенности диагностической и консультационной работы неблагополучной семьей, в социально-педагогическом центре.

Содержание Введение…………………………………………………………………………………... 1 Теоретические аспекты социальной работы с неблагополучной семьей …………. 1.1 Социальные проблемы неблагополучной семьи ………………………………. 1.2 Социально - педагогический центр как субъект социальной работы ………… 2 Оопыт решения проблем неблагополучных семей в УО «Буда-Кошелевский государственный социально-педагогический центр»………………………………………… 2.1 ...

• целенаправленность и адресность социальной работы;

• такт и терпимость при общении с клиентами социальных

служб и др.

Социально-политические принципы выражают требования, обус­ловленные зависимостью содержания и направленности социаль­ной работы от социальной политики государства, которая опреде­ляет концептуальные подходы к выбору приоритетов в социальной защите населения, к сочетанию и сопряжению личных и государственных интересов в социальной работе. Основные принципы этой группы:

• государственный подход к задачам, решаемым в социаль­ной работе;

• гуманизм и демократизм содержания и методов социальной

работы;

• учет конкретных условий жизнедеятельности личности, со­циальной группы при выборе содержания, форм и методов

социальной работы;

• законность и справедливость действий социального работ­ника.

Знания об окружающей нас действительности — это орудие ее преобразования. Вот почему важным компонентом научной теории являются такие ее логические формы, как обусловленные законо­мерностями, принципами и постулатами следствия, выводы, техно­логические алгоритмы и логические операции, способствующие ре­шению проблемных ситуаций и практических задач.

Итак, социальная работа как наука, как интегративная, целост­ная теоретическая система знаний может быть структурно пред­ставлена в виде двух взаимосвязанных подсистем: подсистемы, отра­жающей практическую профессиональную деятельность органов, учреждений, служб и специалистов социальной работы в форме систематизирующих, описывающих и обобщающих знаний, и под­системы логически преобразованных форм этих знаний на основе движения мысли, от эмпирически конкретного к абстрактному, а от абстрактного обратно к эмпирии, к практике.

Наши представления о структуре социальной работы как науки были бы неполными, если бы мы проигнорировали ее функцио­нальный аспект. Дело в том, что любое системное образование вы­полняет целый ряд функций, который, однако, не адекватен сум­ме функций компонентов этой системы. Теория социальной рабо­ты не является исключением. Так, практическая деятельность со­циальных служб и учреждений, практика социальной работы явля­ются экспериментальной основой, источником научной теории; научный язык — это средство облачения предметно-чувственной практической социальной работы в логические формы отражения материального в идеальное; логические формы знания отражают содержание научной теории; выводы и следствия, являющиеся ре­зультатом теоретических положений, представляют собой логичес­кий инструментарий превращения .

19 стр., 9078 слов

Контрольная работа — Теория конфликтов

Введение В настоящее время конфликт стал доминирующей ячейкой общественных отношений. Он присутствует как в явных, так и в латентных (неявных) формах. Он наличествует в столкновениях предполагаемых перспектив развития страны и в повседневной жизни, пронизывая ткань семейных отношений. Конфликт проявляется там, где есть сотрудничество и согласие. Главный вопрос состоит, следовательно, не в ...

Вместе с тем структурные компоненты социальной работы как науки вносят определенный вклад в реализацию общих для науч­ной теории функций:

• информационной, поскольку теория социальной работы со­держит сведения о реально происходящих социальных процессах, описывает их в обобщенной форме при помощипонятийного аппарата, в закономерностях и принципах, при­сущих предметной области социальной работы;

• объяснительной, так как наука призвана не просто описы­вать процессы и явления, а объяснять сложные причинно-следственные связи, основные тенденции и направленность их развития;

• эвристической, заключающейся в том, что научная теория

не просто описывает действительность, а несет в себе новации, новые знания, которые расширяют наши представления о проблемах социальной работы. Научная теория соци­альной работы, как и любая другая, эвристична по своему предназначению, происхождению, формам и методам ее раз­работки, выражения и использования;

• практической, состоящей в том, что она порождается по­требностями практики,……..

Список литературы

1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1999.

2. Антология социальной работы: В 5 т. /Сост. М.В. Фирсов. — М.: Сварогъ, НВФ СПТ, 1995. Т. 3.

3. Демушкина О.П. Социальная работа. Р/Дону. 2005.

4. Доэл М., Шадлоу С. Практика социальной работы. М., 1995.

5. Лотова И.П. Особенности социально-психологической адаптации престарелых к условиям проживания в стационарных учреждениях социального обслуживания // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. 1998. № 1. С. 26.

6. Основы социальной работы / Под ред. Павленок П.Д. М., 2006.

7. Социальная работа. Введение в профессиональную деятельность. //Отв. ред. Козлов А.А. М., 2005.

8. Социальная работа / Под общ. ред. Курбатова. Ростов/Дону, 1999.

9. Старение — глобальная проблема // Материалы Росс.-америк. семин. М., 1997.

10. Технология социальной работы / под ред. Чернецкой А.А.