Психологические характеристики младшего школьного возраста: социальная ситуация развития, ведущая деятельность, личностные новообразования, развитие познав

Программа курса

для родителей (законных представителей)

Несовершеннолетних детей по основам детской психологии и педагогики

Заместитель директора по НМР

Санджиев Н.С.______

2016−17г.

Пояснительная записка

В детстве закладывается основа личности человека и его судьбы. Исследования показывают, что современные родители, воспитывая детей, всё больше нуждаются в помощи специалистов. Консультации нужны не только родителям «трудных» детей, но и благополучным семьям. В настоящее время всё чаще встречаются дети эмоционально неустойчивые, с разными вариантами личностной акцентуацией: агрессивностью, лживостью, повышенной ранимостью, избыточной эмоциональной чувствительностью, застенчивостью и т. д.

Перечень нормативных правовых документов Правовой основой организации Курсов для родителей являются:

Конституция Российской Федерации

Семейный кодекс Российской Федерации

Федеральный закон № 124-ФЗ от 24 июля 1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 г. № 1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года»

Перечень поручений Президента Российской Федерации от 4 марта 2014 г. № ПР-411ГС по итогам заседания Президиума Государственного Совета «О государственной политике в сфере семьи, материнства и детства» Перечень поручений Президента Российской Федерации от 12 декабря 2014 г. № ПР-2876 по итогам форума Общероссийского народного фронта «Качественное образование во имя страны»

Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы» Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей» Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. № 2403-р «Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года»

2 стр., 520 слов

Развитие ребенка 2−3 лет

... нравственное и личностное развитие ребенка 2 - 3 лет Ребенок активно взаимодействует со взрослыми и детьми; эмоционально реагирует на ... за животными и растениями. Речевое развитие ребенка 2 - 3 лет Ребенок сопровождает отдельными звуками совершаемые им, другими ... фразы за взрослым. Художественно-творческое развитие ребенка 2 - 3 лет Ребенок эмоционально подпевает, различает музыкальный темп и ...

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 11 июня 2013 г. № 962-р «Стратегия развития индустрии детских товаров на период до 11 2020 года» (извлечения)

Указ Президента Российской Федерации от 21 декабря 2014 г. № 808 «Основы государственной культурной политики»

Указ Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. № 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года»

Проект «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»

Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 2014 г. № 256-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования» (извлечения)

Работа с родителями — одно из важнейших направлений работы учебного заведения, нацеленного на сохранение психологического здоровья обучающихся. Анализ современной семьи показывает, что многие родители зачастую не в состоянии обеспечить благоприятные психологические условия, которые способствовали бы эффективной социализации ребёнка, что в свою очередь, приводит к обострению разного рода проблем. Многие проблемы, возникающие в процессе воспитания, часто становятся следствием отсутствия у родителей психолого-педагогической грамотности, недостаточной осознанности, а порой и стихийности воспитательных воздействий. В связи с этим, одной из основных задач в организации работы с родителями выступает повышение их психолого-педагогической компетентности, под которой понимается совокупность таких личностных и коммуникативных свойств, которая позволяла бы достигать максимально качественных результатов в воспитании и развитии ребёнка.

19 стр., 9320 слов

Российская федерация 2

... соблюдением законности при оказании психиатрической помощи осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации, прокурорами субъектов Российской Федерации и подчиненными им прокурорами. (в ред. Федерального ... для лиц, страдающих психическими расстройствами, являются заявление его родителей или иного законного представителя и обязательное заключение психолого-медико-педагогической ...

Формы взаимодействия с родителями могут быть разные:

встречи, анкетирование, консультации, беседы, лектории, дискуссии, практикумы, тематические психологические консультации и др.

Цель: повышение грамотности в сфере возрастной психологии и педагогике, формирование нового отношения родителей к воспитанию детей, способное улучшить какое-то качество личности или его свойство, облегчить адаптацию ребёнка к учебному процессу на разных ступенях, если потребуется, смягчить сложные семейные условия.

Задачи:

-познакомить родителей учащихся с основными положениями, подходами, способами поддержки ребёнка;

— повысить психолого-педагогическую компетентность родителей с помощью системы мероприятий просветительского и консультационного характера;

— информировать о психологических особенностях детей разного возраста;

— научить лучше чувствовать и понимать своего ребёнка, дать ему возможность для личностного роста, открыто и честно строить с ним взаимоотношения, показать важность общения в семье;

— дать практические рекомендации родителям по вопросам профилактики школьной дезадаптации, о том, как формировать адекватную самооценку ребёнка, помочь своему ребёнку справляться с трудностями.

Этапы психологического сопровождения родителей (консультирования)

1. Подготовительный (диагностический). На данном этапе осуществляется непосредственно диагностика родителей на выявление особенностей семейного воспитания. Такая работа особенно актуальна при работе с родителями трудных подростков. Используются следующие диагностические методики:

— Правильны ли ваши представления о мальчиках и девочках? («Психолог и семья», с.134) — На какой основе строится отношение отца и матери к ребёнку? («Психолог и семья», с. 137)

— Анализ семейного воспитания и причин его нарушения в семьях, где есть подростки с явными акцентуациями характера и отклонениями в поведении («Анализ семейных взаимоотношений» АСВ, Э.Г.Эйдемиллер, В.В.Юстицкис).

— Выявление родительского отношения к детям («Опросник родительского отношения» А.Я.Варга, В.В.Столин).

— Определение стиля семейного воспитания (С.С.Степанов «Стратегия семейного воспитания».

2. Основной этап. Взаимодействие с родителями проходит по результатам психологической диагностики (групповые и индивидуальные консультации).

Задача индивидуального консультирования по частным проблемам — улучшение детско-родительских отношений путём оказания родителям помощи в определённой стратегии воспитания, которая должна учитывать индивидуально-психологические особенности ребёнка. Групповое консультирование по частным проблемам заключается в активном обсуждении общих для членов группы конфликтных ситуаций, возникающих при общении с детьми. Психолого-педагогический лекторий нацелен также на улучшение детско-родительских отношений, когда имеет место непонимание родителями основных особенностей развития ребёнка, его потребностей и соответствующей им динамики отношений.

3. Заключительный этап. Осуществляется обратная связь с родителями в форме анкетирования, на основании чего делается вывод о наиболее результативных и интересных для родителей видах деятельности по формированию психолого-педагогической компетентности.

Тематика бесед с родителями зависит от тех проблем, с которыми они сталкиваются в процессе воспитания детей на разных возрастных этапах.

Тематический план занятий по курсу

Психологические характеристики младшего школьного возраста: социальная ситуация развития, ведущая деятельность, личностные новообразования, развитие познавательной сферы.

Месяц Класс Содержание мероприятия
I четверть 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс — Ребёнок идёт в первый класс. Здоровье ребёнка перед школой. — Трудности первоклассника. — Как научить младшего школьника общаться с другими и принимать критику.
II четверть — Как помочь ребёнку в приготовлении уроков. — Важность общения. Цена слова.
III четверть — Воспитание дисциплины. Поощрение и наказание. — Ребёнок и деньги: за и против.
IV четверть — Переход ученика в среднюю щколу. — В какой семье я расту?
2. Формирование личности подростков. Возрастные особенности общения и причины конфликтов. Учебная деятельность школьников подростков и особенности развития познавательных процессов.
I четверть 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс — Психологические особенности периода адаптации. Формы родительской помощи и поддержки. — Психолого-педагогический статус пятиклассника. — Мотивы плохого поведения.
II четверть — Влияние телевидения на психику ребёнка. Дети и компьютер. — Близкие человеку люди.
III четверть — Агрессия. Её причины и последствия. — Как научить ребёнка заботиться о собственной безопасности.
IV четверть — Типичные конфликтные ситуации с ребёнком и пути их преодоления. — Жизненные цели подростков. Проблемы ранней преступности.
3. Проблема профессионального самоопределения в ранней юности. Особенности познавательных и эмоционально-волевых процессов старшеклассников.
I четверть 9 класс 10 класс 11 класс — Как подготовить себя и ребёнка к будущим экзаменам.
II четверть — Профессиональное самоопределение подростков.
III четверть — Детско-родительские отношения.
IV четверть — Толерантность — часть нравственной культуры человека. — Ваш ребёнок — выпускник.
4. Мотивы учения на разных возрастных этапах. Примечание: работа с родителями первоклассников и пятиклассников строится в соответствии с программой психолого-педагогического сопровождения учащихся в адаптационный период.

Используемая литература

1. Абраменкова В.В. Сорадость и сопереживание в детской картине мира. — М., 1999.

2. Н. Башкирова Современный ребёнок и его проблемы. — СПб.: Наука и техника, 2007.

3. Зоберн В., Кравцова М. Здоровье ребенка духовное и физическое: Пособие для семьи с наставлениями священника и советами детского врача. — М., 2001.

4. М. Кравцова. Воспитание детей на примере святых царственных мучеников. — М., 2002.

5. Кроха: Программа развития и воспитания детей до 3 лет в семье. — Н. Новгород, 1996.

6. Монахова А.Ю. Психолог и семья: активные методы взаимодействия. -Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004.

7. Справочник педагога-психолога. Школа. 2012, 2013 г.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector